Кружок «Умелые руки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:
Я слышу – и забываю,
Я вижу - и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по кружку «Умелые ручки» »
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Кармалинская средняя школа
Утверждена
на педагогическом совете
протокол № ___ от ____________
Директор (образовательной организации)
______________И.О.Фамилия
(подпись)
м.п.
АДАПТИРОВАННАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«Умелые ручки»
Рассчитана на 1 года обучения
для учащихся 7 летнего возраста
Разработана педагогом
начальных классов
Кулинич Эндже Рамилевна
Содержание
стр.
Пояснительная записка…………………………………………….3- 4
Учебно- тематический план……………………………………....6- 8
Содержание программы…………………………………..……….9-10
Методическое обеспечение……………………………………....11-12
Этапы педагогического контроля……………………………......13
Литература…………………………………….……………………14
Апробация и результаты программы………………………….....15
Приложение……………………………………………………...….16-17
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.
Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства (вышивка, шитьё, работа с мехом и т.д.) народа, проживающего в родной местности, с изобразительными материалами и техникой рисования (гуашь, акварель, пастель, аппликация, монотипия).
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Кружок «Умелые руки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Цели кружковой работы:
1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.
3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.
Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».
Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:
Я слышу – и забываю,
Я вижу - и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
Задачи
• развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;
• учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала;
• учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников,
• воспитывать эстетический вкус, чувства прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
Режим занятия
День недели
Время
Кабинет
четверг
12 ч. 20 мин.- 13 ч. 05 мин.
№ 4
Планируемые результаты
К концу 1 года обучения учащиеся научатся
- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
- экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками
« через край», «петельный шов».
К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:
- название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.
2. Учебно-тематический план
№
п/п
Тема
Количество часов
Дата
Всего
Теория
Практика
План.
Факт.
1
Вводное занятие. Введение в образовательную программу. Правила по ТБ. Знакомство с объединением.
1
1
4.09.
Работа с природным материалом
3
2
Аппликация из листьев «Зайчик»
1
11.09.
4
Работа с ореховой скорлупой «Рыбка»
1
18.09.
5
Аппликация из иголок хвойных деревьев
1
25.09.
Работа с бумагой
и картоном.
3
9
Подвесная игрушка «Елочное украшения»
1
2.10.
12
Работа по шаблонам «».
1
9.10.
13
Аппликация «Русская матрешка»
1
16.10.
Работа
с пластилином
4
История лепки
1
23.10.
Аппликация на картоне
1
30.10.
Лепим чайник
1
13.11.
Карандашница (крупа)
1
20.11.
Работа
с тканью
3
Сервировочная салфетка
1
27.11.
Аппликация из ткани на тему «Татарский орнамент»
1
4.12.
Дед Мороз и Снегурочка. Вата, ткань и картон.
1
11.12.
Работа
с бросовым материалом
4
Работа с потолочными плитами «Снеговик»
1
18.12.
Новогодняя ёлка. Изделие из музыкальных дисков.
1
25.12.
Аппликация из пуговиц.
1
15.01.
Конструирование из спичечных коробков
1
22.01.
Работа с акварелью и карандашом
4
Конкурс на самый красивый фантик.
1
29.01.
Иллюстрация к татарским сказкам
1
5.02.
Рисунки на тему «Я и моя семья»
1
12.02.
Конкурс рисунков на тему: «Правила дорожные знать каждому положено» (цв. карандаши)
1
26.02.
Работа с бумагой
2
Поздравительная открытка для мам бабушек
1
5.03.
Поздравляем папам и дедушкам
1
12.03.
Изготовление кукол
4
Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности
1
19.03.
Кукла на картонной основе.
1
2.04.
Кукла – актер.
1
9.04.
Пальчиковые куклы.
1
16.04.
Бисероплетение
Вводное занятие. Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности.
4
1
23.04.
Знакомство с основными технологическими приемами низания на проволоку
1
30.04.
Параллельное низание. Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (утенок.)
1
7.05.
Низание крестиками
1
14.05.
Итоговое занятие
1
1
21.05.
ИТОГО
33
5
28
3. Содержание программы
Вводное занятие. Введение в образовательную программу. Правила по ТБ. Знакомство с объединением. (1 час).
Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.
Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Соблюдение правил по технике безопасности.
Из истории происхождения ножниц. Беседа.
2. Работа с природным материалом(3 часа).
Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу
Аппликации с использованием природных материалов (листья,иголки хвойных деревьев и др.).
3. Работа с бумагой и картоном (3 часа).
Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами».
Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Панно из оригами «Лесные мотивы».
Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу.
Изготовление карнавальных масок.
Изготовление поздравительных открыток (по образцу).
4. Работа с пластилином (4 часа).
•Рассказ о глине и пластилине.
• Лепка простых по форме овощей, фруктов (по образцу).
• Пластилиновая аппликация на картоне по желанию детей.
• Лепка по замыслу детей.
5.Работа с тканью (3 часа).
Знакомство с наперстком.
Знакомство (практическое) с видами швов « через край», «петельный шов».
Изготовление салфетки с бахромой (по образцу).
Знакомство и шитье мягкой игрушки.
Из истории лоскутной техники (беседа с показом иллюстраций).
Шитье коврика из лоскутков различной ткани.
6.Работа с бросовым материалом( 4 часа).
Конструирование дома для сказочных героев.
Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.
Игрушки из пластмассовых бутылок.
7. Работа с акварелью и карандашом( 4 часа).
Знакомство с техникой рисование акварельными карандашами
8.Работа с бумагой
Итоговое занятие (1 час).
№
Тема
Всего часов
Теоретических
Практических
Примечания
1
Вводное занятие. Введение в образовательную программу. Правила по ТБ. Знакомство с объединением.
1
1
2
Работа с природным материалом
3
3
3
Работа с бумагой
и картоном.
3
3
4
Работа
с пластилином
4
1
3
5
Работа
с тканью
3
3
6
Работа
с бросовым материалом
4
4
7
Работа с акварелью и карандашом
4
4
8
Работа с бумагой
2
2
9
Изготовление кукол
4
1
3
10
Бисероплетение
4
1
3
11
Итоговое занятие
1
1
Итого
33
5
28
4. Методическое обеспечение
Методическая тема объединения «Развитие познавательного интереса и творческих способностей у первоклассников посредством внеурочных занятий в объединении «Умелые ручки»».
Темы разработок, открытых занятий:
-Работа по шаблону «Божья коровка».
-Конструирование из спичечных коробок.
-Иллюстрация к татарским сказкам.
-Кукла на картонной основе.
-Низание крестиками.
Дидактические материалы:
• Схемы создания изделий.
• Образцы изделий.
• Инструкции по технике безопасности
• Альбом лучших работ детей.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", иначе называемый: Новый закон об образовании / Закон об образовании 2013 /
Закон Республики Татарстан « Об образовании» № 68-ЗРТ от 22 июля 2013 года
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.09 №373, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.10 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и наукиРоссийской Федерации от 06.10.09 №373», приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.11 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.09 №373», приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.12.12 № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.09 №373»).
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.(«Стандарты второго поколения», 2009г.)
Планируемые результаты начального общего образования. («Стандарты второго поколения», 2009г.)
Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 N 1994 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312". Приказ Минобразования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования», Приказот 1 февраля 2012 года N 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации»).
Программа «Школа России», 1 – 4 классы под редакцией А. А. Плешакова: М. Просвещение, 2011 г.
Рабочая программа детского объединения «Умелые ручки» для учащихся 1 класса учителя начальных классов МБОУ «Кармалинская СОШ» НМР РТ Кулинич Э.Р.
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Кармалинская СОШ» НМР РТ,2014 г.
Учебный план по дополнительному образованию МБОУ «Кармалинская СОШ» НМР РТ на 2014-2015 учебный год.
Положение о рабочей программе детского объединения УО исполнительного комитета г. Нижнекамска и Нижнекамского района РТ, МБОУ «Кармалинская СОШ» НМР РТ, 2014 г.
5. Этапы педагогического контроля
№ п/п
Сроки
Какие ЗУН контролируются
Форма проведения
1.
Ноябрь
Выставка ко Дню Матери
Контрольная работа, выставка,
зачет, концерт и другое.
2.
Февраль
Выставка к 23 Февралю
Контрольная работа, выставка,
зачет, концерт и другое.
3.
Май
Итоговая выставка
Контрольная работа, выставка,
зачет, концерт и другое.
6. Литература
1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”
Т.А.Канурская, Л.А.Маркман “Бисер”
Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”
Н.М.Конышева “Умелые руки”
Н.М.Конышева “Секреты мастеров”
“Копилка игр сибирячка”
С.В.Кочетова “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка).
Е.Т.Красовская “Вязаный ежик”
О.С.Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров”
М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры”
А.Петрунькина “Фенечки из бус и бисера»
7. Апробация и результаты программы.
Апробация программы началась мною на базе МБОУ «Кармалинская СОШ» Нижнекамского района РТ в 2014-2015 учебном году с учащимися 1 класса.
Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом, пластилином.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.
Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию. Дети знакомятся с искусством родного края – вышивкой.
При обсуждении технологии изготовления изделия первоклассники под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.
В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие кругозор детей.
(приложение 1)
Т/Б при работе с ножницами, иголками, булавками:
Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнутыми.
Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.
Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
Не класть ножницы, иголки возле движущихся частей машины.
Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца.
При шитье не пользоваться ржавой иглой. Так как она плохо прокалывает ткань, легко может сломаться и поранить палец.
Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку.
Нельзя перекусывать нитку зубами, так как можно поранить губы.
Иголки необходимо хранить в игольнице или специальной подушечке, а булавки в коробочке с крышечкой.
Сломанную иглу следует отдать руководителю.
Т/Б при работе электроутюгом:
При включении и выключении электроутюга в розетку браться за вилку, а не за шнур.
Утюг ставится на жаростойкую подставку с ограничителем, иначе он может упасть на пол, на ноги. При падении может возникнуть короткое замыкание.
не отвлекаться во время работы утюгом. Не оставлять его включенным в сеть без присмотра.
Диск терморегулятора должен быть правильно установлен по отношению к виду ткани. Если утюг без терморегулятора. То не допускать его перегрева.
Следить за тем, чтобы во время работы подошва утюга не попадала на шнур, чтобы шнур во время работы не перекручивался – это может привести к излому провода и к короткому замыканию.
Следить за нормальной работой электроутюга. При обнаружении неисправности немедленно отключить его из сети и сообщить преподавателю.
По окончании работы утюг выключить из электросети, дать ему полностью охладить, затем аккуратно намотать шнур на ручку утюга. Хранить утюг в вертикальном положении в сухом месте.