Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования авторских программ по технологии «Умелые руки» Кудашевой Анны Анатольевны.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких деятелей науки, как Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие.
В результате многолетних экспериментальных исследований психологов
Э. Фромма, И. П. Волкова, Р. Бернса, О. И. Моткова и других установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Актуальность программы.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Программа «Умелые руки» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
При разработке программы были использованы материалы авторских программ по технологии «Умелые руки» Кудашевой Анны Анатольевны
и.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Умелые ручки" »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей «Бригантина»
Утверждено
на педсовете
Директор лицея
_________ Л.И.Сухих
Программа кружка «Умелые ручки»
Рассчитана для учащихся 1 -4классов
Составитель:
Учитель начальных классов
Бабуркина А.В.
Заринск 2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования авторских программ по технологии «Умелые руки» Кудашевой Анны Анатольевны.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких деятелей науки, как Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие.
В результате многолетних экспериментальных исследований психологов
Э. Фромма, И. П. Волкова, Р. Бернса, О. И. Моткова и других установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Актуальность программы.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Программа «Умелые руки» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
При разработке программы были использованы материалы авторских программ по технологии «Умелые руки» Кудашевой Анны Анатольевны
и.
Цель программы
Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.
Для достижения этой цели программа ставит следующие задачи:
3 год обучения
Образовательные
1. Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы.
2.Обучать детей владению инструментами и приспособлениями.
3. Научить выполнять швы «козлик», «узелок».
4. Познакомить с техникой бисероплетения.
5. Обучать приемам конструирования поделок из природного материала.
6. Познакомить с приемами художественного моделирования из бумаги.
Развивающие
1.Развивать интерес к истории родного края, его культуре.
2. Развивать творческую инициативу, смекалку.
3. Развивать память, воображение, мышление.
Воспитательные
1. Воспитывать трудолюбие,
2. Формировать коммуникативные способности личности ребенка.
3.Воспитывать экологически разумное отношение к природным ресурсам.
Для занятий объединяются учащиеся, проявляющие интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.
По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.
Содержание в каждом классе разделено по видам обрабатываемых материалов.
Условия реализации программы
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 6 -11 лет, на 4 года обучения: 35часа в год, 1 раза в неделю.
Рекомендуемое количество учащихся в группе 10-18 человек.
К концу 3 года обучения учащиеся должны
знать:
название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка),
применение пастели и бисера в окружающем мире.
уметь:
правильно называть ручные инструменты и использовать их
по назначению;
выполнять работу самостоятельно без напоминаний;
организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал,
из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
выполнять работы, используя изобразительный материал – пастель;
самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);
изготовлять изделия из бисера.
Учебно-тематический план 3 года обучения
№ п/п
Наименование
раздела
Теория
Практика
Всего часов
1
Введение
1
1
2
2
Работа с бумагой и картоном
1
8
9
3
Работа с тканью, мехом
1
7
8
4
Художественное творчество
1
4
5
5
Работа с бисером
1
2
3
6
Работа с природным материалом
2
4
6
7
Итоговое занятие
1
1
2
8
27
Итого
35
Содержание программы3 года обучении (35 часа)
В третьем классе уровень абстрагирования повышается: при обсуждении используется образец в сборе, а не в деталях, и обучение чтению эскиза продолжается на базе анализа образца и его технического рисунка, что позволяет в определенной степени подойти к самостоятельному внесению изменений в эскиз.
Третьеклассники обсуждают возможность замены одной операции на другую с целью упростить изготовление, то есть фактически обсуждают вопросы рационализации труда.
1.Вводная беседа (2 часа).
Теория – 1 час
Введение в образовательную программу 3 года обучения
Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Соблюдение правил по технике безопасности.
Практика – 1 час
«Бабушки-рукодельницы». Беседа с участием бабушек обучающихся, выставкой их работ.
Знакомство с материалом, беседа “Родословная стеклянной бусинки”, показ образцов, иллюстраций. Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты.
Практика – 2 часов
Пробные плетения (1 час).
Плетение колец (1 час).
6.Работа с природным материалом (5 часов)
Теория – 2 час
Охрана окружающей среды в Алтайском крае
Практика – 4 часа
Аппликация из семян и плодов растений «В подводном царстве»(1 час).
Изготовление животных из желудей, шишек, соломки и др.(2 часа)
Изготовление коллективной поделки по замыслу(1 час)
7. Итоговое занятие (2 часа).
Теория – 1 час
Рефлексия, анкетирование
Практика – 1 час
Выставка творческих работ
№
п/п
Дата проведения
Тема
1
1н
Введение в образовательную программу 3 года обучения
Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Соблюдение правил по технике безопасности.
2
2н
Бабушки-рукодельницы». Беседа с участием бабушек обучающихся, выставкой их работ.
Тренировочные упражнения. Повторение ранее изученных способов и приемов шитья
15
15н
Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Котенок
16
16н
Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Котенок
17
17н
Изготовление настенного кармашка для мелочей
18
18
Изготовление настенного кармашка для мелочей
19
19н
Технология и изготовление игрушки из меховых шариков «Паучок»
20
20н
Изобразительный материал – пастель.
21
21н
Техника рисования пастелью. Тренировочные упражнения
22
22н
Работа пастелью: «Зимний пейзаж»
23
23н
« Весенний цветок»
24
24н
«Лунная дорога»
25
25н
Знакомство с материалом, беседа “Родословная стеклянной бусинки”, показ образцов, иллюстраций. Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты.
26
26н
Пробные плетения
27
27н
Плетение колец
28
28н
Охрана окружающей среды в Алтайском крае
29
29н
Аппликация из семян и плодов растений «В подводном царстве»
30
30н
Изготовление животных из желудей, шишек, соломки и др
31
31н
Изготовление животных из желудей, шишек, соломки и др