kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке проектной деятельности учащихся дается полное описание всех поэтапных  пунктов  работы над проектами для учащихся.В конце данной работы учащиеся сами оценивают выполненные групповые проекты, это учит их правильно определять свое участие работы в группах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«01_?????? 1_??????????????_????????»

ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЗЕМЛЕ»

Общее описание материалов

Комплект материалов для одного класса включает:

п/п

Название

Объем (стр)

Назначение и адресаты

Кол-во копий

Примечание

1.

Общее описание материалов//см. файл 011_Проект 1_познавательный_описание

1

для регионального и школьного координаторов для организации работы

1


2.

Текст задания //см. файл 02_Проект 1_познавательный_задание

2

раздается учащимся для прочтения и пометок

6 или 25-30

кол-во копий определено из расчета: 1 экземпляр на группу или 1 экз на каждого ученика;

на тексте задания разрешается делать пометки

3.

Лист планирования и продвижения по заданию//см. файл 03_Проект 1_познавательный_раздат мат_ лист продвиж

1

раздается учащимся для заполнения группой

6

кол-во копий определено из расчета: 1 экземпляр на группу

4.

Лист самооценки//см. файл 04_Проекты

_раздат мат_ лист самооценки

1

раздается учащимся для индивидуального заполнения

25 – 30

кол-во копий определено из расчета: 1 экземпляр на каждого ученика

5.

Сценарий проведения занятия. Рекомендации по организации работы групп и проведению проекта//см. файл 05_Проект 1_познавательный_рекомендации

4

для ознакомления педагогов, организующих деятельность учащихся

1 – 2

кол-во копий определено из расчета: 1 экземпляр на каждого педагога организатора

6.

Памятка//см. файл 06_Проект 1_познавательный_памятка

1

помещается на доску; для организации деятельности учащихся

нет

Доводится до сведения учащихся с помощью ИКТ, плаката или записи на доске

7.

Информационные ресурсы для выполнения проекта//см. файлы 07.1 – 07.6_Проект 1_познавательный_ресурсы


для использования учащимися

при наличии в свободном доступе компьютеров не тиражируются

Информационные ресурсы находятся в свободном доступе. Наиболее целесообразное размещение – в папках на рабочем столе компьютера.

Книги и иные ресурсы на бумажной основе целесообразно иметь в нескольких экземплярах. Допустимо использование различных (но равноценных по объему и сложности) ресурсов на бумажной основе в разных классных комнатах

8.

Карта наблюдения//см. файл 08_Проекты_карта наблюдения

6

раздается наблюдателям для заполнения

6 – 12

кол-во копий определено из расчета: 1 экземпляр на каждого наблюдателя

9.

Карта эксперта//см. файл 09_Проекты_карта эксперта

3

заполняется учителем в ходе презентации групп

6 (только стр.1)

кол-во копий определено из расчета: 1 экземпляр (только 1-я страница) на каждую группу


1


Просмотр содержимого документа
«02_?????? 1_??????????????_???????»

ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЗЕМЛЕ». Задание


Задание

Представьте, что на Землю прилетели инопланетяне, которые ничего не знают о нашей планете. Подготовьте и представьте сообщение «Что мы знаем о Земле».

Не обязательно рассказывать всё, что вы знаете. Выберите какую-нибудь одну тему. Например, Земля – планета солнечной системы. Можно рассказать и о том, какая у Земли форма, или о том, какие на нашей планете есть части света, моря и океаны; страны, большие и маленькие города. Вы можете рассказать о народах, живущих на Земле. Или о её природе, о том, какие животные и растения встречаются в разных уголках нашей планеты. Вы можете рассказать и о чём-нибудь ещё – по вашему выбору.

Подготовьте и оформите плакат или компьютерную презентацию, содержащие:

  1. заголовок – название выбранной вами темы;

  2. небольшой текст (от 10 до 20 предложений)сообщение по выбранной вами теме;

  3. иллюстрации к тексту и подписи к ним;

  4. два-три вопроса к составленному вами тесту;

  5. две-три пословицы или поговорки, или две-три загадки по выбранной вами теме;

  6. один-два интересных факта по выбранной вами теме;

  7. названия двух-трёх книг или статей, которые, вы советуете прочесть, чтобы больше узнать о выбранной вами теме.

В нижней части плаката или в конце презентации обязательно укажите состав вашей группы и список использованной литературы.

Для выполнения задания вы можете использовать:

  • компьютер и принтер, проектор;

  • магнитую доску с держателями;

  • книги и справочники, бумажные иллюстрации;

  • информационные и иллюстративные материалы, содержащиеся в папках на рабочем столе компьютера;

  • ручки, линейки, ластики, цветную бумагу, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы и клей, клейкую ленту, закладки для книг.


Советы по выполнению задания

  1. Обсудите и выберите тему вашего сообщения и форму ее представления – плакат или компьютерная презентация.

  2. Обсудите, что вам надо сделать, а затем, после обсуждения, составьте план выполнения работы. Распределите между собой обязанности по выполнению задания, подготовке плаката или презентации. Заполните лист планирования и продвижения по заданию.

  3. Выполняйте намеченные вами работы и отмечайте выполненное в листе планирования и продвижения. Постарайтесь организовать работу так, чтобы её удалось выполнить за 20 – 25 минут.

  4. Проверьте, всё ли вы сделали правильно, все ли задания выполнили.

  5. Представьте результаты вашей работы другим группам. Постарайтесь организовать ваше сообщение так, чтобы смог выступить каждый член вашей группы. Выступление должно занять не более 2-х минут.

  6. Выслушайте отчеты других групп.

  7. Оцените выполненные вами работы – свою и других групп. Прикрепите свой стикер (клейкую цветную полоску) к названию той группы, работа которой вам больше всего понравилась.

  8. Оцените работу своей группы и свой вклад в общую работу. Заполните лист самооценки.


Примеры оформления работ

Плакат вы можете оформить, например, так:


ЗАГОЛОВОК

рисунки

Пословицы, поговорки,

загадки



рисунки


ТЕКСТ


Интересные факты

СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ



рисунки

рисунки


Использованная литература



Вопросы к тексту

Интересные факты


Состав группы




А компьютерную презентацию вы можете оформить, например, так:

Заголовок

Заголовок

3

текст

Вопросы

4



Название проекта

текст

Рис.

факт

1.

2.

3.



1

2



Советуем

почитать

6

Загадки

5

1.

2.

3.

Использованная

литература

Спасибо!



1.

2.

3.

Презентацию подготовили:



7

8

1.

2.


2


Просмотр содержимого документа
«03_?????? 1_??????????????_?????? ???_???? ???????»

ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЗЕМЛЕ»



Лист планирования и продвижения по заданию


Код класса ____________ Номер группы _________


Название группы ___________________________________________





Тема, выбранная группой __________________________________________

запишите выбранную вами тему


Форма представления проекта.

Отметьте выбранную вами форму:


 А. Плакат

 Б. Компьютерная презентация



Начало работы __ час ___мин Окончание работы __ час ___ мин


Что делаем

Кто делает

Отметка о выполнении

(+ или –)
















2


Просмотр содержимого документа
«04_???????_?????? ???_???? ??????????»


Лист самооценки

Номер группы _________


Название группы ___________________________________________


Фамилия и имя _________________________________________________



Оцени работу своей группы. Отметь вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).


  1. Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

 А. Да, все работали одинаково.

 Б. Нет, работал только один.

 В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.


  1. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

 А. Работали дружно, ссор не было.

 Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

 В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.


  1. Тебе нравится результат работы группы?

 А. Да, все получилось хорошо.

 Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

 В. Нет, не нравится.


  1. Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком x.


Я сделал(а) очень много, без меня работа бы не получилась.


Почти все сделали без меня.





2


Просмотр содержимого документа
«05_?????? 1_??????????????_????????????»

ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЗЕМЛЕ»



Рекомендации по организации работы групп и проведению проекта


  1. Цель проведения проекта – получение данных для оценки сформированности метапредметных действий.


  1. Примерное время выполнения проекта.

В принципе занятие рассчитано на 45 минут. В период введения стандарта на выполнение проекта рекомендуется отвести 2 урока. Ниже представлено примерное распределение времени на проведение проекта.


Этапы занятия

На данном этапе

В будущем, когда проектная деятельность станет привычной

Организационный этап

15 – 20 минут

5 минут

Выполнение проекта детьми

30 – 40 минут

20 – 30 минут

Презентации работ группами

10 – 20 минут

6 – 10 минут

Взаимооценка и подсчет голосов, самооценка, подведение итогов

10 – 15 минут

5 минут

Итого

65 –95

45 –50


  1. Организация рабочего пространства класса.

В классе одновременно работает три группы. В классе должны быть:

  • три рабочие зоны: «круглые столы» (четыре составленные вместе парты) и стулья (по числу членов в группе)»; на рабочих столах каждой группы должны быть разложены:

    • листы с заданием (по числу участников группы),

    • лист планирования и продвижения по заданию (один на группу),

    • листы самооценки (по числу участников группы),

    • ручки, линейки, ластики, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы, закладки для книг, стикеры, песочные часы.

Примечание. Каждой группе выдаются стикеры своего цвета,

    • бейджики с номерами от 1 до 5 и согнутый пополам лист плотной бумаги с номером группы;

  • компьютерная зона (пять-шесть столов с компьютерами, расположенными, например, вдоль стены, и 10-12 посадочных мест);

  • стол(ы) и стеллаж с информационными материалами на бумажных носителях (см. Ресурсы для выполнения проекта, п. 1);

  • стол с ручными инструментами и материалами (см. Ресурсы для выполнения проекта, п.п. 2, 3);

  • зона для презентаций (экран, столы, стенды, магнитная доска с держателями).


  1. Ресурсы для выполнения проекта

  1. Подборка информационных ресурсов о Земле: о земле как планете солнечной системы, о форме и поверхности Земли, о частях света и отдельных странах, о населении и природе Земли, о полезных ископаемых и др.:

  • короткие адаптированные для младшего школьного возраста тексты, книги, статьи, энциклопедии, энциклопедические словари и т.п.;

  • иллюстрации;

  • пословицы, поговорки и загадки;

  • интересные факты «А знаете ли вы …».

  1. Инструменты и средства: пять-шесть компьютеров, принтер, проектор, экран (или интерактивная доска), магнитная доска с держателями, или рейки для крепления плакатов, ручки, линейки, ластики, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы, песочные часы.

  2. Материалы: листы ватмана, белая и цветная бумага форматом А4, клей, клейкая лента, закладки для книг, стикеры, бейджики с номерами от 1 до 5 (по числу детей в классе).


  1. Организация наблюдения и помощи учащимся в работе.

Урок проводится учителем и школьным психологом. Для наблюдения за работой группы и заполнения карты наблюдений приглашаются старшеклассники – по одному-два человека на каждую группу.

Функции учителя:

  • поддержка организованного проведения урока;

  • оказание необходимых консультаций и помощи детям, в том числе – по организации их деятельности;

Примечание. Помощь не должна носить характера прямой подсказки

  • общее наблюдение за процессом работы групп,

  • заполнение карты эксперта в ходе презентаций групп

Примечание. Необходимо заранее ознакомиться с картой экспертов и особенностями ее заполнения.

Функции школьного психолога:

  • проведение инструктажа наблюдателей по заполнению карты наблюдений, включая совместное пробное заполнение карты наблюдений по ситуациям описанным психологом,

Примечание. Инструктаж проводится за один-два дня до выполнения проекта

  • оказание необходимых консультаций и помощи наблюдателям, при необходимости – корректировка результатов наблюдений,

  • общее наблюдение за процессом работы групп.

Функции наблюдателей:

  • заполнение карты наблюдений за работой групп.

Примечание. Наблюдатели должны заранее ознакомиться с картами наблюдений и пройти инструктаж школьного психолога

  1. Организация деятельности учащихся

  1. Учитель объявляет тему урока и делит детей на 6 групп по 4 – 5 человек в каждой группе. Группы составляются по списку детей в журнале: первые 5 человек в списке – первая группа, вторые 5 человек в списке – вторая группа и т.д. Внимание. При выполнении данного проекта недопустимо составлять группы по желанию детей.

  2. Три группы остаются в данной классной комнате под наблюдением психолога, а еще три группы переходят с учителем в другое помещение (также заранее подготовленное для выполнения проектной работы).

Примечание 1. Работы должны проводиться в соседних помещениях. В ходе урока учитель и психолог неоднократно меняются местами, переходя из одной классной комнаты в другую.

Примечание 2. Если проект выполняется одновременно двумя параллельными классами, необходимо привлечь еще двух дополнительных учителей начальной школы или четырех воспитателей группы продленного дня с тем, чтобы дети постоянно были под наблюдением одного из взрослых, а ведущие учителя и психолог могли свободно перемещаться по разным помещениям.

Примечание 3. В случае одновременного выполнения проекта двумя классами в одном и том же помещении желательно размещать две группы одного класса и одну группу из параллельного класса.

  1. Учитель или психолог предлагают каждой группе выбрать себе название и записать его на согнутом пополам листе плотной бумаги с номером группы. Листок с номером и названием группы ставится на рабочий стол данной группы. Затем дети разбирают и надевают бейджики с порядковыми номерами.

  2. Учитель или психолог, находящийся с 3-мя группами в классе

А) сначала предлагает детям прочесть текст задания, обращает внимание на то, что они самостоятельно выбирают любую тему в рамках проекта и должны решить, что они будут делать – плакат или презентацию, показывает, где стоят компьютеры, столы с материалами и инструментами;

Б) затем предлагает детям прочесть вслух советы по выполнению задания, обращает на необходимые этапы выполнения задания, сопровождая чтение показом на доске каждого этапа:

1. обсуждение темы, формы представления результата;

2. составление плана работы (дети находят лист планирования и продвижения);

3. выполнение задания;

4. контроль за выполнением задания (дети находят в листе столбец с отметкой о выполнении задания);

5. представление результатов;

6. голосование за лучший проект;

7. самооценка (дети находят лист самооценки);

В) еще раз обращает внимание детей на доступные ресурсы, их расположение;

Г) даёт необходимые пояснения, отвечает на вопросы,

Д) дает команду приступить к работе (весь этап не должен занять более 15 мин).

  1. Задания рассчитаны так, чтобы дети, имеющие опыт групповой работы могли выполнить их примерно за 15 – 20 минут. Однако не следует ограничивать время работы групп – надо дать детям закончить работу. Поэтому примерно через 20 минут после начала урока учитель должен оценить степень готовности каждой группы и, если необходимо, продлить время выполнения проекта.

  2. По окончании работы над проектом группы поочередно представляют свои работы. Учитель объявляет докладчиков и прикрепляет к доске табличку с номером и названием докладывающей группы. Вопросы группам не предусмотрены регламентом проведения занятия. Этот этап затягивать не следует. После двух минут выступления необходимо сказать группе, что у них осталась только одна минута.

  3. После заслушивания докладов всех групп учитель просит каждого взять с рабочего стола свой стикер и прикрепить его к табличке с номером и названием понравившейся группы. После окончания «голосования» учитель или наблюдатели подводят итоги «голосования», а детям предлагается заполнить лист самооценки.

Примечание. В отчете о результатах голосования необходимо указать общее число проголосовавших за каждый проект и указать, сколько из общего количества голосов принадлежит членам этой группы. Такой подсчет легко осуществить, если выполнено условие, оговоренное выше, – каждой группе выдаются стикеры своего цвета.

  1. В конце занятия все учащиеся собираются вместе и объявляются проекты-победители (темы, вызвавшие наибольший интерес) и группы, выполнившие эти проекты. Учитель, психолог и наблюдатели благодарят детей за хорошую и слаженную работу, интересные и содержательные проекты и просят каждую группу собрать и сдать:

    • лист планирования и продвижения по заданию,

    • листы самооценки.

Примечание. Необходимо проследить за тем, чтобы подготовленная группой компьютерная презентация была сохранена с указанием в названии файла названия подготовившей ее группы и класса.


  1. Ввод данных по результатам проведения проекта.

Ввод данных осуществляется в электронные формы в соответствии с рекомендациями, которые получает образовательное учреждение от регионального координатора.


  1. Отчетные материалы по каждому классу включают:

  1. Файл с результатами проведения проекта в образовательном учреждении.

  2. Замечания и предложения по совершенствованию материалов (в свободной форме включаются в Протокол проведения проекта)

Перечисленные выше материалы передаются региональному координатору или в Федеральный центр сбора данных в соответствии с полученными рекомендациями.

5


Просмотр содержимого документа
«07.1_?????? 1_??????????????_???????_???????»

Групповой проект «Что мы знаем о Земле»

Информационные ресурсы для проведения занятия. Материалы для учителя



Информационные ресурсы для проведения занятия


Материалы для учителя


Дети могут выполнять проект, пользуясь как уже известными им сведениями о Земле, так и привлекая дополнительные источники информации. Задавая общую проблематику («Что мы знаем о Земле»), проект не ограничивает возможности выбор тематики детьми. Поэтому целесообразно предоставить как можно более широкий, и в то же время – структурированный перечень информационных источников.

Для выполнения проекта можно предложить имеющиеся в школьной библиотеке:

  1. учебники, учебные пособия, хрестоматии, книги для чтения по окружающему миру (причем желательно не только те, по которым шло обучение);

  2. периодические издания, содержащие любые доступные детям материалы о Земле;

  3. статьи, научно-популярные книги;

  4. текстовые и иллюстративные материалы из Интернета.

Основные требования к предлагаемым детям источникам:

  • научная достоверность содержащихся сведений,

  • доступность языковых средств,

  • небольшой объём и/или чёткость структуры, допускающие беглое «проглядывание» текста.

Ниже предлагается примерный список таких источников, который включает а) источники, содержащие разнообразные сведения о Земле и б) источники, структурированные по некоторым темам, которые могут выбрать дети:

Земля – планета солнечной системы

Какая у Земли форма?

Земля: части света, материки и океаны

Народы мира

Природа Земли: разнообразие животного и растительного мира

Земля: полезные ископаемые


Помимо списка рекомендуемых источников по названным темам предлагаются небольшие адаптированные текстовые материалы и подборка иллюстраций, которые могут быть размещены на рабочем столе персональных компьютеров или распечатаны.


Список рекомендуемых источников



Земля

  1. Учебники, учебные пособия, хрестоматии по окружающему миру

  2. Что такое. Кто такой. Детская энциклопедия. В трех томах. –М.:АПН СССР, Педагогика, 1975-1978.

  3. Земля: научно-популярная литература / Н. Рока; пер. с исп. – М.: Мнемозина, 2006. – 35 с.: ил. – (Что говорит наука)

  4. Дзир, Валерия. Научно-познавательная литература [Электронный ресурс] / В. Дзир // Детский портал «Солнышко». – Режим доступа: http://www.solnet.ee/school/geo.html. – 17.04.12.

  5. Наш дом – планета Земля. http://www.lopas.ru/

Земля – планета солнечной системы

  1. Вселенная: научно-популярная литература / Н. Рока; пер. с исп. – М.: Мнемозина, 2006. – 38 с.: ил. – (Что говорит наука).

  2. Солнечная система. Книга с флэпами. – М:Росмэн-ресс, 2010

  3. Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах. –М: Педагогика, 1986

  4. Левитан Е.П. Ау, инопланетяне! / Е. П. Левитан; худож. З. Н. Ярина. — М.: Белый город, 2008. – 31 с.

  5. Левитан Е.П.. В семье Солнышка «танцуют» все / Е. П. Левитан; худож. З. Н. Ярина. – М.: Белый город, 2005. – 31 с.

Какая у Земли форма?

  1. Форма Земли. Класс39. Сайт Ковшиной Елены Владимировны, учителя начальных классов http://www.klass39.ru/forma-zemli/

  2. Земля. Путешествие в космос. http://www.walkinspace.ru/index/0-7 (Примечание. Необходима адаптация текста)

Земля: части света, материки и океаны

  1. Море: научно-популярная литература / Н Рока; пер. с исп. – М.: Мнемозина, 2006. – 35 с.: ил. – (Что говорит наука).

Народы мира

  1. Страны и народы мира. http://tavr-obrazovanie.ru/load/nachalnye_klassy/istorija/skachat_besplatno_strany_i_narody_mira_illjustrirovannaja_ehnciklopedija_dlja_detej/11-1-0-320

  2. Культура народов мира. Интерактивная игра. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b4f5e205-b392-499d-9f6f-058be0bb4b33/%5BCIVSal1011_10-03-11-U2%5D_%5BIH_57%5D.swf

  3. Обычаи народов мира. http://lasola.ru/recreation/obychai-narodov-mira.html

  4. Праздники – преображение мира. http://preobrazhenie2007.ru/prazdniki_narodow

  5. Костюмы народов мира. http://www.etnolog.ru/world-dress.php

Природа Земли: разнообразие животного и растительного мира

  1. Барцотт, Ренцо. Животные рядом с нами: путеводитель юного натуралиста / Р.Барцотти; пер. с ит. Ю. Гаврилова. – М.: Росмэн, 2006. – 96 с.: цв.ил.

  2. Природная мозаика http://priroda-live.ru/sitemap.html

  3. Мир детства http://mirdetctva.info/okrugmir/raznoobrazie-rasteniy-i-zhivotnyh-03-04-2011.html

  4. Карпенков С. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/karpenk/074.php (Необходима адаптация текста)

Земля: полезные ископаемые

  1. Полезные ископаемые. http://forum.umnitsa.ru/viewtopic.php?t=1461

Просмотр содержимого документа
«07.2_?????? 1_??????????????_???????_????????_??????»

Групповой проект «Что мы знаем о Земле»

Информационные ресурсы для проведения занятия. Раздаточные материалы


Информационные ресурсы для проведения занятия


Раздаточные материалы



Земля – планета солнечной системы

Земля – это наш космический корабль, который летит вокруг Солнца быстрее любой космической ракеты. Длина земной орбиты 940 млн. км. Этот путь Земля проходит за один год, т.е. за 365 дней. Значит, скорость Земли составляет почти 30 км/с! С такой скоростью и мы мчимся в космическом пространстве вместе со нашей Землей.

Расстояние между Солнцем и Землёй почти 150 млн. км. Это расстояние почти в 2000 раз больше размеров самой Земли. Солнечный свет проходит этот путь за 8 минут 19 секунд.

Земля очень мала по сравнению с Солнцем. Внутри Солнца могло бы поместиться более 1 млн. таких планет как Земля.

Всего в солнечной системе 8 планет. Три из них меньше Земли, а четыре – больше.

Земля – единственная планета Солнечной системы, где существует жизнь. На поверхности Земли не слишком жарко и не слишком холодно. Средняя температура на Земле +15С. Для сравнения: средняя температура на Венере +464С. При такой температуре плавятся металлы. А Меркурий днём может нагреваться до +430С, а ночью остывать до –180С. На Марсе средняя температура –65С, а на остальных планетах, расположенных ещё дальше от Солнца, средние температуры ещё ниже: от –110С на Юпитере до –225С на Плутоне.

Но самое главное – на Земле есть атмосфера, пригодная для жизни.

Атмосфера Земли – это слой газов вокруг её поверхности. Как и другие тела, они удерживаются силой притяжения Земли. В воздухе есть кислород, который позволяет нам дышать. Атмосфера защищает Землю от солнечной радиации.

У Земли есть один спутник – Луна, которая вращается вокруг Земли. Притяжение Луны вызывает на Земле приливы и отливы. У Луны нет своей атмосферы, и там невозможна жизнь. На Луне стоит мёртвая тишина – ведь звук передаётся благодаря колебаниям газов в атмосфере.

Земля – активная планета. Земная поверхность состоит из гигантских плит, которые медленно движутся в разных направлениях. Когда плиты движутся навстречу друг другу, они образуют острова и горные цепи. А когда они раздвигаются, образуются океанские разломы и подводные вулканы. Бóльшая часть поверхности Земли покрыта водой. Но только очень малая часть этой воды – три стакана из 100! – пригодна для питья.



Использованы материалы:

  1. Солнечная система. Книга с флэпами. – М:Росмэн-ресс, 2010

  2. Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах. –М: Педагогика, 1986


Какая у Земли форма?

Теперь, особенно после полётов космонавтов, которые своими глазами увидели и сфотографировали из космоса нашу красавицу Землю, никто не сомневается, что Земля – это шар.

А давным-давно многие считали, что Земля – это плоский круг. Другие говорили, что Земля – это выпуклый щит. Третьи утверждали – круглая гора. И многие думали, что этот круг, или щит, или гора стоит на подпорках (трёх китах, шести слонах, черепахах …), которые плавают посреди безграничного Океана. И всё это окружено «небесной твердью».

Но были и народы, которые думали, что Земля похожа на шар. Так, в Древней Руси мир представляли себе похожим на большое яйцо, посредине которого, подобно желтку, находится сама Земля.

С начала 16 века одним из доказательств шарообразности Земли стали кругосветные путешествия.

В 20 веке полеты на самолётах в разных направлениях убедили людей, что Земля — большой шар. А за последние двадцать лет Землю не раз фотографировали космонавты и автоматические приборы на искусственных спутниках Земли. На фотографиях отчетливо видно, что Земля имеет форму шара.

В действительности Земля — не идеальный шар. Она несколько сжата у полюсов.

Шарообразность Земли оказывает огромное влияние на её природу. Солнце по-разному нагревает разные участки поверхности Земли – больше у экватора и меньше у полюсов. Поэтому на Земле есть разные тепловые пояса: жаркий, два умеренных и два холодных. В разных тепловых поясах различаются климат, почвы, растительный и отчасти животный мир.



Использованы материалы:

  1. Форма Земли. Класс39. Сайт Ковшиной Елены Владимировны, учителя начальных классов http://www.klass39.ru/forma-zemli/

  2. Земля. Путешествие в космос. http://www.walkinspace.ru/index/0-7

  3. Геоглобус.ру. Температура воздуха. http://www.geoglobus.ru/earth/geo5/earth04.php

Земля: части света, материки и океаны

Если посмотреть на Землю с высоты нескольких тысяч километров, то можно увидеть, что большая часть её занята океанами и морями. Они соединены проливами и вместе образуют Мировой океан. Географы разделили Мировой океан на четыре океана.

Самый большой – Тихий океан. Так его назвал Магеллан, который первым из европейцев его переплыл. Но Магеллану просто повезло – в Тихом океане бывают страшные ураганы. Это самый глубокий океан. В нём есть впадина глубиной 11 км! Атлантический океан поменьше и не такой глубокий. Этот океан сильно влияет на климат и погоду Европы. Индийский океан ещё меньше. А Северный Ледовитый океан самый маленький и самый мелкий. Средняя его глубина 1200 м.

Среди этого огромного водного пространства расположены участки суши – материки.

На земном шаре шесть материков. Самый большой материк – Евразия. На нем находится наша Родина – Россия. Второй по размерам материк – Африка. Два материка – Северная Америка и Южная Америка соединены узким Панамским перешейком. Пятый материк – Антарктида. Он покрыт ледяным панцирем. Антарктида – единственный материк на земном шаре, где нет постоянных жителей. Самый маленький материк – Австралия.

Размеры и очертания материков непрерывно изменяются. Учёные считают, что сотни миллионов лет назад Южная Америка, Африка, часть Азии и Австралия составляли один материк, который потом разделился на несколько частей. И в наше время материки медленно перемещаются. Например, постепенно удаляются друг от друга Евразия и Северная Америка.

Сушу делят не только на материки, но ещё и на части света. Частей света тоже шесть: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия, Антарктида. Материки Северная Америка и Южная Америка образуют одну часть света – Америку, а на одном материке – Евразии находятся две части света: Европа и Азия. Условная граница между ними проходит по территории нашей страны. Если вам доведется побывать в Уральских горах, вы сможете постоять одной ногой в Европе, а другой – в Азии.

Как произошли названия частей света? Их давали путешественники, открывая новые земли. Древние греки различали только две части света – Европу (к западу от Греции) и Азию (к востоку от Греции). После того, как древние римляне завоевали побережье Средиземного моря, появилось название третьей части света – Африка.

Примерно 500 лет назад экспедиция Колумба открыла Америку. Потом, спустя ещё сто лет голландские мореплаватели открыли пятую часть света – «Неизвестную Южную Землю» или как говорили мореплаватели «Терра Аустралиус Инкогнита». Так появилось название Австралия. А берегов шестой части света – Антарктиды (или «Земли, лежащую напротив Арктики»), двести лет назад впервые достигли русские корабли под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева.



Использованы материалы:

  1. Части света//Что такое. Кто такой. Детская энциклопедия. В трех томах. –М.:АПН СССР, Педагогика, 1975-1978.

  2. Океаны и моря//Что такое. Кто такой. Детская энциклопедия. В трех томах. –М.:АПН СССР, Педагогика, 1975-1978.




Народы мира

На Земле живёт около 7 миллиардов человек. Они принадлежат к разным народам. Есть народы многочисленные – более 100 млн. человек. Это китайцы, арабы, американцы, бенгальцы, русские, японцы. Немцев, французов, итальянцев – по нескольку десятков миллионов. А есть и малочисленные народы. Наверное, самый маленький из них – племя тасадай на Филиппинах. В нём всего 28 человек. Живут они в горных пещерах, промышляют охотой и сбором диких растений.

Всего на Земле около 3 тысяч народов – больших и малых. Они говорят на разных языках. У каждого народа своя история, образ жизни.

Различаются народы и по внешнему виду. У японцев, к примеру, волосы черные и жёсткие, а глаза миндалевидной формы. Народы Тропической Африки темнокожие, с курчавыми волосами.

У всех народов мира существуют свои традиции и обычаи. Очень богата обычаями Япония. С каждым временем года у японцев связаны определенные обряды и действия. Наиболее красивой, известной во всем мире традицией является «любование цветами». Накануне цветения сакуры телевидение постоянно сообщает о том, в каком районе и в какие дни ожидается появление первых цветов, и японцы начинают готовиться к этому событию. Все отправляются в парк, чтобы вместе наслаждаться красотой. Вот такая красивая традиция.

В Японии издавна существуют государственные праздники детей праздник девочек и праздник мальчиков. Праздник мальчиков отмечается 5 мая. Традиционный подарок ко дню мальчиков – бумажный или матерчатый вымпел в виде фигурки карпа, потому что карп для японцев – олицетворение стойкости и отваги. В день праздника маленький мальчик должен пролезть сквозь матерчатого карпа от головы до хвоста, чтобы везло в жизни – таков обычай. А еще в этот день принято дарить мальчикам фигурки воинов с вооружением.

Праздник девочек или, как чаще его называют сами японцы –праздник кукол, отмечается в Японии 3 марта. Когда-то давно существовал обычай ранней весной делать кукол из травы и класть их рядом со спящими детьми. Затем этих кукол выбрасывали в воду, чтобы с ними уплыли от детей болезни и беды. С 18 века праздник кукол стал государственным. А так как в куклы играют в основном девочки, то у праздника появилось второе название – праздник девочек. Во всех домах, где есть девочки, устраивают кукольные выставки, изображающие жизнь императорского двора. Полный кукольный набор состоит из 15 кукол – женщин и мужчин, одетых в кимоно, и считается лучшим подарком для девочки. Кукол расставляют на специальной подставке, имеющей до семи ступеней. Полочки покрывают красной тканью. На верхней полочке, на троне, сидят император и императрица в роскошных одеяниях, на полочках ниже располагаются придворные дамы, телохранители, музыканты и слуги. На шестой и седьмой ступенях расставляют мебель, посуду, утварь. В течение трех дней маленькие японки играют с этими куклами, а потом их убирают, так как считается, что если вовремя не убрать кукол, девочка никогда не выйдет замуж. Наборы кукол передаются из поколения в поколение и часто являются семейной реликвией.



Использованы материалы:

  1. Народы мира//Что такое. Кто такой. Детская энциклопедия. В трех томах. –М.:АПН СССР, Педагогика, 1975-1978.

  2. Обычаи народов мира. http://lasola.ru/recreation/obychai-narodov-mira.html

  3. Праздники – преображение мира. http://preobrazhenie2007.ru/prazdniki_narodow

  4. Костюмы народов мира. http://www.etnolog.ru/world-dress.php


Природа Земли: разнообразие животного и растительного мира


На земном шаре почти везде: на суше, в океане, в атмосфере и даже в вечных снегах — обитают живые существа. Это растения, звери, птицы, змеи, ящерицы, рыбы, насекомые, бактерии …. Растения и животные живут везде, где есть необходимые для них условия: свет, тепло, вода, воздух, пища, минеральные вещества.

Но одни растения лучше растут только на открытых солнечных местах, а другие могут расти при слабом освещении, в тени. Одним нужно много влаги, а другие могут расти на сухих песках. Одни хорошо переносят зимнюю стужу, а другие погибают даже от небольшого мороза.

Одни животные водятся во влажных местах, другие — в безводных пустынях; некоторые живут во льдах, другие — в жарких тропиках; одни живут на открытых безлесных пространствах, другие — в густых лесах.

Природа на Земле не одинакова. Различны условия для жизни растений и животных на суше и в воде, в тундре и в пустыне, в долинах и на высоких горах. Поэтому и растительность, и животный мир на Земле разнообразны.

На севере, в тундре, растут невысокие деревья: карликовая береза, полярная ива. Зимой эти деревья заносит снег, и это спасает их от лютых морозов и сильных ветров. А как животные справляются с зимними проблемами? Большинство птиц улетает на юг, а у тундряных куропаток отрастают пучки перьев, которые делают лапы шире, превращая их маленькие «лыжи». Ночью или в морозный день куропатки ныряют в снег или зарываются в него. Питаются они почками ивы. У песцов, как и у тундряных куропаток, тоже есть свои «лыжи», только не из перьев, а из меха. Расширяя стопу, они помогают животному удерживаться на снегу, а кроме того, уменьшают теплоотдачу. Мех – прекрасная защита от холода.

В лесной полосе теплее. Здесь более разнообразна и растительность — густая трава, высокие хвойные и лиственные деревья, и животный мир – разные птицы и звери.

В пустынях, где мало воды и жаркое лето, растений и животных меньше. Там растут растения, которые могут переносить недостаток влаги и высокую температуру. В полуденный зной здесь можно увидеть разве что нескольких птиц, а иногда, если повезет, ящериц и насекомых. Но к вечеру, когда становится прохладнее, пустыня оживает. Тушканчики, лисицы, змеи, суслики и множество других живых существ вылезают из своих убежищ, чтобы покормиться. Летучие мыши и совы носятся в ночном небе в поисках добычи. Это продолжается до рассвета. Но стоит взойти солнцу, как все затихает и пустыня вновь кажется безжизненной.

На протяжении миллионов или даже миллиардов лет животные приспосабливались к природным условиям, их изменениям.

Например, в горах Тибета водится дикий як, покрытый густой шерстью, особенно длинной на животе. Никакие морозы и бури не страшны этому животному. Но вот наступило лето, стало жарко. Як теперь держится больше на теневых склонах, вблизи ледников или пасется около горных потоков, от которых веет прохладой.

Родина индийского буйвола — Индия и Индокитай. Он живет по болотистым низменностям, в долинах рек, вблизи озер, на взморье, там, где жарко и влажно. Голая кожа буйвола лишь местами покрыта редкими волосами.

Большинство ящериц и змей хорошо переносят жару и засуху. Тело ящериц и змей покрыто роговыми чешуйками. Эти животные очень быстро передвигаются, хотя и волочат свое тело по земле. Особенно много ящериц и змей в песчаных пустынях, но они водятся также в степях и в лесах.

Лягушки чаще всего водятся в местах, где много болот и озер. Например, в сухой Средней Азии лягушек очень мало, и селятся они там около пресных водоемов.

Живые существа могут иногда долгое время обходиться без воды. Обитающий в Северной Нигерии комар откладывает яйца в мельчайшие щели скал, заполненные водой. Когда маленькие лужицы высыхают, личинки комара приостанавливают свое развитие. Но стоит пройти новому дождю, и они как ни в чем не бывало оживают вновь.

В природе взаимоотношения различных видов животных, растений крайне многообразны. Бывает так, что одни виды помогают другим (например, на панцирях многих крабов обитают кораллы или актинии, помогающие крабам маскироваться). А бывает и наоборот, когда, например, хищник уничтожаем жертву, а паразит губит хозяина. Однако и такие отношения не всегда вредны для вида в целом: так в природе устанавливается необходимое равновесие, которое лучше искусственно не нарушать.

Именно такой совет, дала, например, учёным компьютер, когда они решали, как лучше использовать одно из озёр – для разведения рыбы, для водоснабжения близлежащего поселка, или для туризма. Машина, обработала все наблюдения специалистов, взвесила все «за» и «против» и дала рекомендацию: озеро не трогать, оставить его таким, как оно есть.

Люди могут вырубить лес или перекрыть реку, но они не в состоянии отменить законы, поддерживающие в равновесии многочисленные формы жизни. Поэтому сегодня перед людьми всего мира стоит задача не только расширять свое знание законов природы, но и сохранить уникальный растительный и животный мир Земли для будущих поколений.



Использованы материалы:

  1. Природная мозаика http://priroda-live.ru/sitemap.html

  2. Мир детства http://mirdetctva.info/okrugmir/raznoobrazie-rasteniy-i-zhivotnyh-03-04-2011.html

  3. Карпенков С. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/karpenk/074.php



Земля: полезные ископаемые

Наша земля хранит множество самых настоящих богатств и сокровищ.

Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют, чтобы превращать в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят.

Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Многие из них образовались из остатков живых организмов, которые были на Земле миллионы лет назад. Большое скопление полезных ископаемых в земле называют месторождением.

Полезные ископаемые можно разделить на несколько групп.

К горючим полезным ископаемым относят нефть, газ, уголь.

Каменный уголь чёрного цвета, тонет в воде, твёрдый, но хрупкий. Он образовался миллионы лет назад из остатков отмерших растений. Каменным углём отапливают жильё, фабрики, заводы. Из каменноугольной смолы получают лекарства. На карте месторождения каменного угля обозначаются чёрным квадратом.

Нефть – это тёмная маслянистая жидкость с острым запахом. Из неё получают бензин, керосин, машинное масло. Предполагают, что это полезное ископаемое образовалась из остатков водорослей и мельчайших растений и животных, её можно найти у подножия холмов, по берегам рек. Месторождения нефти на карте обозначаются тёмными вышками-треугольниками.

Вспомните о нефти, когда вы садитесь в автомобиль. А когда входите на кухню, чтобы разогреть обед, вспомните о природном газе.

Еще одна группа полезных ископаемых – рудные материалы. Из них получают металлы – железо, алюминий, олово, медь, золото и другие. Железная руда – тяжёлая, очень прочная. Из неё выплавляют сталь, из которой потом делают ножи, ножницы, рельсы, вагоны, детали машин. В некоторых местах железная руда залегает неглубоко, а в других местах для её добычи роют глубокие шахты.

Большую группу составляют природные строительные и поделочные материалы, драгоценные камни. Песок, мрамор, гранит, глину, известняк используются в строительстве. Их часто можно увидеть на строительных площадках или во время прогулки по городу.

Из глины делают керамическую посуду, а чтобы изготовить стекло нужен песок. Разноцветные мелки для рисования на асфальте – это горная порода мел. Получилась она из раковинок и частей крошечных растений и животных, которые жили много-много лет назад. А грифель карандаша, который оставляет на бумаге цветные линии, делают из минерала под названием графит.

Колечки и бусы сделаны из драгоценных камней. Камни эти очень красивые. Они блестят и переливаются разными цветами. Такие камни встречаются в земле редко, дорого стоят, поэтому и называются драгоценными. Это алмазы, рубины, изумруды, горный хрусталь и другие.





Земля: полезные ископаемые

  1. Полезные ископаемые. http://forum.umnitsa.ru/viewtopic.php?t=1461



Просмотр содержимого документа
«07.3_?????? 1_??????????????_???????_????????_???????????»

Групповой проект «Что мы знаем о Земле»

Информационные ресурсы для проведения занятия. Раздаточные материалы


Информационные ресурсы для проведения занятия.

Раздаточные материалы



Земля – планета солнечной системы

Планеты солнечной системы

Земля и Луна. Вид из космоса

Какая у Земли форма?


Такой видна Земля из космоса


Так представляли себе Землю

в Древней Индии





Земля по представлениям древних греков


Многие, в том числе и наши предки, считали, что мир стоит на трех китах, и когда они поводят хвостом или поворачиваются, то бывает землетрясение.




Мир в представлении древних египтян: внизу – Земля, над ней – богиня неба; слева и справа – корабль бога Солнца, показывающий путь Солнца по небу от восхода до заката.


В полярных областях лучи как будто скользят по планете и почти не нагревают её.





Земля: части света, материки и океаны. Иллюстрации



Материки и океаны на карте Земли






Евразия


Африка





Южная Америка


Северная Америка





Австралия


Антарктида





Тихий океан


Атлантический океан




Индийский океан


Северный Ледовитый океан




Фернан Магеллан


Христофор Колумб





Ф.Ф. Беллинсгаузен


Адмирал М.П. Лазарев



народы мира




Традиционный русский костюм.

Тульская губерния


Русская изба




Традиционный японский костюм


Традиционное японское жилище




Традиционный женский костюм. Китай


Китайское жилище




Праздник девочек. Куклы


Праздник девочек. Куклы




Праздник мальчиков. Матерчатые карпы


Праздник мальчиков. Фигурка воина


Природа Земли: разнообразие животного и растительного мира


Арктическая тундра. Карликовые березки и ивы имеют высоту от 20 до 70 сантиметров


Северные районы Восточной Сибири. Стелющийся вид сосны – кедровый стланик



Пустыня. Саксаул – дерево-кустарник без листьев


Пустыня. Колючие деревья-великаны цереусы умеют запасать в стебле воду и защищать ее от животных



Арктика. Белые медведи


Антарктида. Гнездо пингвина из гальки




Земля: полезные ископаемые




Нефть


Добыча нефти и газа




Каменный уголь


Медная руда




Железная руда


Гранит




Мрамор


Известняк




Алмаз


Рубин




Изумруд


Горный хрусталь




Золото в природе


Природное асфальтовое озеро




Просмотр содержимого документа
«07.4_?????? 1_??????????????_???????_????????_?????????_?????????»

Групповой проект «Что мы знаем о Земле»

Информационные ресурсы для проведения занятия.

Раздаточные материалы



Пословицы и поговорки о Земле


Пословицы и поговорки о Земле


Земля круглая — на краях встретимся.


Земля на трех китах (рыбах) стоит


Вода — на земле, земля — на ките, кит — на воде 


Море хвали, а за землю держись


Дорогой товар из земли растет.


Земля мать – подает клад.


Земля родная – колыбель золотая


Кто любит земле кланяться – без добычи не останется.





Хочешь узнать будущее народа — посмотри на его молодёжь.


Человек – самое ценное между небом и землей.


Славна богатырями земля русская.


Десять человек оставляют следы на земле, сотня – протаптывает тропу, а тысяча – дорогу.


Нет земли лучше родины своей, лучше, чем на родине нет людей.


Мир, что огород: в нем все растет.


Народ подует – поднимется буря

Просмотр содержимого документа
«07.5_?????? 1_??????????????_???????_????????_???????»

Групповой проект «Что мы знаем о Земле»

Информационные ресурсы для проведения занятия.

Раздаточные материалы


Загадки о Земле


Меня бьют, колотят, режут —

Я всё терплю, всем добром плачу

(Земля)


Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все, и млад и стар,

Что она – большущий шар.

(Земля)


Сколько ни езди, ни ходи,

Тебе конца тут не найти.

(Земля)


Весь мир кормлю,

А сама не ем.

(Земля)


Иди, иди,

а конца не найдёшь.

(Земной шар)


Здесь яркий свет

И ночи тьма.

И солнце есть,

И есть луна.

И реки есть,

И есть моря.

А вместе всё это - … .

(Земля)


Никого не родила,

А все матушкой зовут.

(Земля)


Что в году четыре раза переодевается?

(Земля)


Знаю, друг мой, что с тобой

Мы из местности одной,

Пусть не встретимся никак,

Но ты всё же мой …

(земляк)



Загадки о Земле: части света


Там зайцы, лисы, волки

Малюток в сумки прячут.

И белки очень ловко

По веткам с сумкой скачут.

Таскают в сумках кенгуру

Своих родных детишек.

И даже мыши не в нору,

А в сумку прячут мышек.

(Австралия)


Великанша та часть света.

В школе вы учили это.

Если так, то поспешите

И на карте покажите.

Ну, а в этой части света

Проживает полпланеты.

И, конечно, здесь, без спора,

Самые большие горы.

Только здесь, поверьте мне,

Люди ездят на слоне.

(Азия)


Весь континент - сплошная льдина,

Закалка здесь необходима!

Бери, мой друг, пример с пингвина!

(Антарктида)


Знает каждый ученик

Самый южный материк.

Глобус мы перевернём

И название найдём.

(Антарктида)


Достаточно Сахару знать,

Чтоб материк тот отгадать.

А тем, кто выбился из сил,

Ещё подсказка – там есть Нил.

(Африка)


Самый тёплый материк

Живописен и велик.

Тут живёт среди саванн

Много львов и обезьян.

(Африка)


Там снуют акулы, прыгают гориллы.

Страшные «большие злые крокодилы

Будут вас кусать, бить и обижать».

Помните то место, где нельзя гулять?

(Африка)


Я вам этот континент

Опишу в один момент:

Там танцуют под тамтамы,

Там живут гиппопотамы,

Волосатые гориллы

И большие крокодилы.

(Африка)



Загадки о Земле: природа Земли; разнообразие животного и растительного мира


Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года – 

Это всё вокруг…

(природа).


Все обходят это место:

Здесь земля как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи —

Нет опоры для ноги.

(болото)


Может плавать целый день

В ледяной воде …

(тюлень)


Живет спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит,

Под ним, не зная страха,

Гуляет...

(черепаха )


На носу зверь носит рог

И зовется...

(носорог )


По реке плывет бревно –

Ох, зловещее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит ...

(крокодил)


Зимой на ветках – яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это...

(снегири)


В тропиках дерево это встречается,

Очень уж толстым стволом отличается.

Жители Африки (негр и араб)

Вам бы назвали его – …

(баобаб)


Длинный хобот вместо носа.

В жаркий день в нем воду носит.

К нам пришел из жарких стран,

Этот добрый великан.

Фруктов может съесть пять тонн

Серый африканский …

(слон)


Рогатый житель круглый год

На Крайнем Севере живет,

И мох жует он целый день,

Красивый северный

(олень)


загадки про полезные ископаемые


Он несёт в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Он чёрный, блестящий,

Помощник настоящий.

(уголь)


Без неё не побежит

Ни автобус, ни такси,

Не поднимется ракета.

Отгадайте же, что это?

(нефть)


По трубе течёт,

Пироги печёт.

(газ)


На кухне у мамы помощник отличный.

Он синим цветком расцветает от спички.

(газ)


Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением.

(торф)


Не зря она варилась

В доменной печи.

На славу получились

Ножницы, ключи...

(железная руда)


Он очень нужен детворе.

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.

(песок)


Очень прочен и упруг,

Строителям надёжный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны.

(гранит)


Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А ещё он есть в цементе.

Сам он – удобрение.

(известняк)


Белый камешек растаял,

а доске следы оставил.

(мел)


Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу.

(глина)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»

Автор: Монира Боргановна Никифорова

Дата: 23.12.2020

Номер свидетельства: 568277

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "«СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ   В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО» "
    ["seo_title"] => string(79) "sistiema-otsienki-planiruiemykh-riezul-tatov-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "232866"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442936238"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "«Проектно- исследовательская деятельность, как средство формирования УУД в условиях реализации ФГОС НОО»"
    ["seo_title"] => string(80) "proiektno_issliedovatiel_skaia_dieiatiel_nost_kak_sriedstvo_formirovaniia_uud_v_"
    ["file_id"] => string(6) "436709"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1509800775"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО.  выступление на семинаре учителей начальных классов"
    ["seo_title"] => string(171) "organizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-v-usloviiakh-riealizatsii-triebovanii-fgos-noo-vystuplieniie-na-sieminarie-uchitieliei-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "254214"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447705772"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "выступление на педсовете "Организация и содержание внеурочной деятельности младших школьников в условиях введении ФГОС НОО." "
    ["seo_title"] => string(144) "vystuplieniie-na-piedsovietie-orghanizatsiia-i-sodierzhaniie-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-v-usloviiakh-vviedienii-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "153932"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421081217"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "«Реализация  ФГОС НОО на уроках искусства»"
    ["seo_title"] => string(38) "riealizatsiiafgosnoonaurokakhiskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "303756"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457600586"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства