понимание понятия «форма слова».
умение анализировать языковой материал, обобщать полученные результаты, доказывать своё мнение;
умение ставить перед собой цель под руководством учителя.
умение осуществлять контроль своих действий.
умение работать в статической группе, взаимодействовать с партнёром.
в) личностные – осознание себя частью коллектива, своей значимости в процессе открытия нового знания;
формирование познавательного интереса к новому учебному материалу.
Обучающиеся знают, что такое родственные (однокоренные) слова; знают, что такое корень. Умеют находить и выделять корень в словах.
Знают, что слова в предложении должны быть связаны по смыслу.
1.Организационный момент. 1 мин.
2.Актуализация знаний. 2 мин.
3.Формулирование темы урока, разгадывание кроссворда. 8 мин.
4. Постановка учебной задачи. 2 мин.
5. Поиск ответов на поставленные вопросы (поиск путей решения проблемной ситуации). 8 мин.
6. Формулирование правила. 5 мин.
7. Физкультминутка. 2 мин.
8.Первичное закрепление. Отработка понятия «форма слова». 3 мин.
9. Закрепление с проговариванием в громкой речи. 5 мин.
10. Самостоятельная работа. 6 мин.
11. Домашнее задание. 1 мин.
12. Рефлексия. 2 мин.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Теоретическое обоснование |
1. Организационный момент | Вот звонок нам дал сигнал. Поработать час настал. Так что, время не теряем И работать начинаем. - Садитесь за парты. | Дети успокаиваются, настраиваются на работу. | Цель: психологически настроить детей на плодотворную работу на уроке. |
2. Актуализация знаний. | -Сегодня на уроке мы поговорим о том, из чего состоят слова. Для этого нам понадобится кое-что вспомнить. (На доске написаны слова «лесник, лесной, лесочек, перелесок.) -Прочитайте слова. -Как мы можем назвать их одним словом? -Почему мы можем назвать эти слова однокоренными? -Найдём и выделим корень в этих словах. - Что вы помните об этой части слова «корень»? | -Однокоренными (родственными). -У них есть общая часть, и они близки по смыслу. - Корень лес (обозначают дугой). - Это главная часть в слове, в которой заключено значение слова. Без корня слова не бывает. | Познавательные логические УУД: анализ, обобщение, синтез. |
3. Формулирование темы урока через разгадывание кроссворда. | -Ребята, как вы думаете, слово состоит только из корня, или в нём могут быть и другие какие-то части? - А хотите узнать? - Сегодня мы познакомимся с новой для вас частью слова. Как она называется, вы узнаете, разгадав кроссворд. - Разгадывать кроссворд вы будете в парах. Давайте вспомним правила работы в парах. (Дети получают листочки с кроссвордами на парты и разгадывают их в парах.) - Проверим, как пары справились с заданием. Сверим ваши ответы с экраном, если найдёте у себя ошибки – исправьте их. (Каждая пара по очереди зачитывает загадку и называет отгадку. На экране открывается слово.) - Какое слово получилось из первых букв отгадок? | - Кроме корня в слове есть ещё буквы, значит, наверное, есть ещё какие-то части. Только мы их пока не знаем. -Да. - Быть доброжелательными по отношению друг к другу; выслушивать мнение напарника; советоваться друг с другом шёпотом, чтобы не мешать окружающим. - Окончание. | Регулятивные УУД: целеполагание, прогнозирование (прикидка результата). Личностные УУД: смыслообразование (осознание, зачем я это делаю), самоопределение (осознаю себя членом группы). Коммуникативные УУД: умение взаимодействовать с партнёром, учебное сотрудничество (через работу в статических группах). Регулятивные УУД: самоконтроль и коррекция. |
4.Постановка учебной задачи. | - Окончание и есть та новая часть слова, которую мы будем сегодня изучать. Окончание – это очень важная часть слова. Как вы думаете, что мы обязательно должны о ней знать? -Верно. (На доске учитель вешает плакат с тремя вопросами: Что такое окончание? Где стоит окончание в слове? Зачем нужно окончание? Как обозначают окончание в словах?) На эти три вопроса мы постараемся найти ответы. | - Нужно знать, где находится окончание в слове. - Нужно знать, как обозначают окончание в слове. - Нужно знать, зачем нужно окончание. | Ругулятивные УУД: целеполагание, планирование |
5.Поиск ответов на поставленные вопросы. Поиск решения проблемной ситуации. | - На какой из вопросов мы можем попытаться ответить уже сейчас? -Верно. Окончание стоит на конце слова. Продолжим искать ответы на оставшиеся вопросы. | - На первый вопрос: «Где стоит окончание в слове?» Раз эта часть слова называется окончание, то и стоит оно, наверное, в конце слова. | Познавательные логические УУД: доказательство. |
-Недавно я побывала в планетарии. Там нам показали письмо от инопланетян. Учёные пытались прочесть его, но не всё в нём поняли. Давайте поможем учёным. Вот это письмо. (Дети читают текст письма с экрана.) Люди планеты Земля. Пишут вам жители далёкой планеты. Мы часто пролетаем мимо Земля. Ваша планета очень красивая. Мы хотим прилететь на Земля. Но не знаем, сможем ли мы жить на Земля? - Ребята, всё ли понятно в этом письме? -Почему? - Давайте попробуем связать слова друг с другом. Что нужно для этого сделать? - Правильно. Нужно поменять окончание у слова «Земля». Давайте исправим текст. (Дети читают текст, исправляя ошибки. На экране у слова «Земля" меняются окончания.) - Что мы меняли: само слово или только его окончания? - Выпишите слово Земля в его разных формах. -Выделим общую часть слова – корень. - Назовите ту часть слова, которая всё время менялась. Это и есть окончание. Выделяют окончание квадратиком. Ребята, а зачем мы меняли окончания? - Какие значения может иметь слово «земля»? Давайте заглянем в толковый словарь. - Можем ли мы сказать, что слово «земля» многозначное? - В каком значении употреблено слово «Земля» в письме инопланетян? Надеюсь, мы помогли учёным в работе с письмом. | - Нет. - Потому что не все слова связаны друг с другом, а мы знаем, что в предложениях слова должны быть связаны по смыслу. Только тогда всё будет понятно. - У слова «Земля» надо поменять последние буквы, концовку слова. - Само слово не менялось. Менялось лишь окончание. - Дети выписывают: Земля, мимо Земли, на Землю, на Земле. - Дети выделяют корень земл. - Я, и, ю, е. - Дети выделяют окончания. - Чтобы предложения стали складными. Для связи слов в предложении. - (Дети читают по толковому словарю: 1. Земля – третья от Солнца планета. 2. Суша. 3. Почва, поверхность. 4. Страна, государство. 5. Территория, находящаяся в чьей-то собственности. - Да. - Земля – это планета. | Познавательные УУД: постановка и решение проблемы частично-поисковым методом. Познавательные общеучебные УУД: работа с информацией через использование толкового словаря. |
6.Формулирование правила. | - Что же мы узнали об окончании? Расскажите по плану, сделав правильный выбор. Уберите неверный ответ и оставьте верный. 1.Окончание – это изменяемая / неизменяемая часть слова. 2.Окончание стоит в начале / в середине / в конце слова. 3.Окончание служит для связи слов в предложении / для образования новых слов. 4.Окончание в слове обозначают дугой / квадратиком. - Откройте учебники на странице 70. Прочитаем вывод в учебнике и сравним его с нашим выводом. | (На экране открываются вопросы с вариантами ответов. Дети читают вопросы и выбирают верный. Неверный ответ исчезает.) - Вывод в учебнике совпал с нашим выводом. | Регулятивные УУД: фиксация результата. Познавательные логические УУД: анализ, синтез, обобщение. Регулятивные УУД: контроль, сравнение с образцом в учебнике. |
7. Физкультминутка. | Стихотворение и показ движений. | Ученики выполняют двигательные упражнения. | Цель: снять физическое напряжение. |
8.Первичное закрепление. Отработка понятия «форма слова». | - Выполним упражнение № 2 из учебника (устно). Формы какого слова даны в каждой группе? - Слово одно – а формы разные. Для чего они нужны? | - Дети читают. Берёзу, берёзы, берёзой, о берёзе, берёзами, берёзам – это не разные слова, Это всё формы одного слова «берёза». Гриба, грибу, грибом, о грибе, грибы, грибами – это формы одного слова «гриб». Ежа, ежу, ежом, о еже, ежи, ежами, о ежах – это формы одного слова «ёж». Лесного, лесному, лесным, лесная, лесных, лесные – это не разные слова. Это формы разные формы одного слова «лесной». - Чтобы предложения были складными. Для связи слов в предложении. | Познавательные логические УУД: анализ, синтез. |
9.Закрепление с проговариванием в громкой речи. | - Выполним упражнение № 3. Прочитай. Сколько форм слова сад встречается в тексте? Выпиши все формы слова сад. Подчеркни одной чертой часть слова, которая не меняется, а двумя – ту часть, которая меняется. (Осенний сад опустел. Не слышно в саду птиц. Собраны дары сада. Но как красивы осенние сады! Деревья садов в золотом уборе. Садам нужна забота. Тогда в садах будет большой урожай. Давайте охранять наши сады!) | (Один ребёнок работает у доски, объясняет вслух все свои действия и подчёркивает по заданию.) Выписывает: сад, саду, сада, сады, садов, садам, садах. | Познавательные логические УУД: анализ, синтез. Регулятивные УУД: контроль и коррекция. |
10.Самостоятельная работа. | - Поработаем самостоятельно. Спишите текст. Дополните предложения недостающими окончаниями, употребив слово лиса в разных формах. (На экране текст. В нём пропущены окончания. В норе лис_. У лис_ пушистый хвост. Про лис_ есть много сказок. Мы любуемся лис_.) - Проверим, как вы справились с самостоятельной работой. Зачитайте свой текст и назовите окончания у слова лиса. - У кого возникли затруднения? | - Дети самостоятельно записывают предложения. - Один ученик зачитывает. На экране появляются пропущенные окончания. Дети проверяют по своим тетрадям. | Познавательные логические УУД: анализ, синтез. Регулятивные УУД: самоконтроль. |
11.Домашнее задание. | Дома вы будете выполнять аналогичное задание. Упражнение № 4. В нём нужно будет выделить окончания у слова зима. - Как вы это будете делать? Как найдёте окончание? | - Я посмотрю на слово. Та часть в слове, которая всё время меняется, и есть окончание. | Регулятивные УУД: планирование. |
12.Рефлексия (подведение итога урока). Определение перспективы. | Давайте вернёмся к тем вопросам, на которые мы хотели найти ответы на уроке. Нашли ли мы ответы на эти вопросы? (Да.) Давайте ещё раз на них ответим. (На доске висит плакат с тремя вопросами: Что такое окончание? Где стоит окончание в слове? Зачем нужно окончание? Как обозначают окончание в словах?) - Что запомнилось вам на уроке? Продолжите предложения: «Теперь я знаю….» «Теперь я умею…» Что показалось на уроке трудным? Хотели бы вы познакомиться с другими частями слов? Об этом мы поговорим на дальнейших уроках. | Дети ещё раз проговаривают ответы на вопросы. | Познавательные логические УУД: обобщение. Регулятивные УУД: самооценка. Определение перспективы. |
1. Весной сажают,
А осенью выкапывают.
2. Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Там меня ищи.
3. Летом – в огороде
Свежий и зелёный.
Крепкий и солёный.
5. На Земле он всех умней,
Потому и всех сильней.
6. Круглый, круглый,
С полосатой кожей гладкой.
Он внутри.
Нежно-голубой ковёр.
Удивительный цветок.
8. И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт.
9. Ягода чёрная – да не черника,
Куст колючий – да не малина.