Первым этапом урока является целеполагание.
«Целеполагание в образовании – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах».
Формирование учебной мотивации можно назвать одной из центральных проблем современной школы.
Поэтому цели должны быть:
- понятны, осознаны;
- реальны, достижимы (указывают на конкретные результаты обучения);
- инструментальны, технологичны (определяют конкретные действия по их достижению);
- диагностичны (поддаются измерению, определению соответствия им результатов учебной деятельности).
Приемы создания мотивации обучающихся на этапе целеполагания
1) Тема – вопрос:
Тема урока формируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.
2) Работа над понятием:
Учащимся предлагают для зрительного восприятия название темы урока и просят объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре».
3) Подводящий диалог:
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику, рассуждение. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.
4) Ситуация яркого пятна:
Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.
5) Группировка:
Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагают детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему имеют такие признаки?» будет задачей урока.
6) Домысливание:
Предлагается тема урока и слова «помощники»: повторим, изучим, узнаем, проверим. С помощью слов «помощников» дети формулируют цели урока.
7) Проблемная ситуация:
Создается ситуация противоречия между известным и неизвестным.
8) Проблема предыдущего урока:
В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.
9) «На понимание и синтез»:
Фанатическая добавка
Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.
10) «На запоминание и воспроизведение»: Удивляй!
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей.
11) Практичность теории:
Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.
12) «На понимание и применение»: Лови ошибку!
Этот прием позволяет учителю проверить знание деталей литературного произведения, а ребенку осознать важность внимания.
Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.