Просмотр содержимого документа
«Приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения»
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
“ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ”
Сообщение
на тему: “Приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения”
Выполнила:
студентка Ш-22 группы
Прокопенко А.А.
Ейск, 2019 г.
Существует множество способов привлечения детей к различным видам целеполагания в учебном процессе: перспективному, тематическому, поурочному, текущему. Особенно ценно, когда ребенок участвует в определении задач, проблем, которые будут решаться не только всем классом (в групповом целеполагании), но и в постановке своих индивидуальных целей на ближайший период и перспективу. Именно осознание достижимости намеченной ребенком индивидуальной цели создает ситуацию успеха. Поэтому на этапе целеполагания важно предоставить возможность высказать каждому свое суждение о предстоящей работе, ее целях и возможных результатах в устной или письменной форме.
В начале учебного года учитель и учащиеся в процессе коллективного обсуждения вырабатывают правила взаимодействия, совместной деятельности учащихся в микрогруппах, требования друг к другу: каким должен быть учитель, какими должны быть ученики, чтобы получить удовлетворение от совместной деятельности, какие правила взаимодействия школьников следует выполнять. По ходу учебного процесса дети вновь обращаются к этим правилам, добавляют и корректируют их.
Когда школьники приступают к изучению нового предмета в начале учебного года, целесообразно пригласить учащихся старших классов, выпускников, которые расскажут о том, что полезного, интересного узнали они на занятиях, при этом продемонстрируют наглядно свои достижения. Важно показать применение знаний по предмету в жизни человека, в профессиональной деятельности. В этой связи целесообразно пригласить специалистов, деятельность которых связана с наличием знаний в данной области. После общего знакомства с предметом, разделами и темами, обозначенными в оглавлении учебника, учащиеся могут высказать свои пожелания, предложения, наметить перечень интересующих их вопросов, на которые они попытаются найти ответы в дальнейшем. Учащимся может быть предложена тематика рефератов по привлекательным для них проблемам, жизненно важных проектов, вопросы для подготовки кратких сообщений или выступлений на занятиях. Школьникам предоставляется возможность выбрать содержание и форму самостоятельной работы, отчета о своих личных достижениях.
Совместное определение целей и задач возможно в начале изучения разделов, тем по предмету. Дети познакомятся с обзором изучаемых вопросов, а затем высказывают свои заявки, предложения.
Например, может быть предложен набор следующих вопросов для учащихся при изучении темы или раздела учебной дисциплины:
- Где и что вы слышали об этом?
- Что вам известно по этой теме?
- Какие вопросы вас особенно интересуют?
Если тема изучается впервые, далека от жизненного опыта учащихся, целесообразно предложить набор привлекательных для детей вопросов, проблем, которые можно обсуждать на занятии.
На занятии учащиеся старшего класса могут поделиться тем, что они изучали по теме, где им это пригодилось в жизни или при изучении других тем и предметов.
Завершается целеполагание тем, что учащиеся определяют на основе поставленных ими задач содержание и формы совместной работы, способы взаимодействия учащихся (где это целесообразно), распределяют работу между группами, учениками, обсуждают правила, этапы работы и формы подведения итогов совместной и индивидуальной деятельности.
Такой способ целеполагания при изучении темы, рассчитанной на несколько занятий, является основой для поурочного целеполагания.
Во многих случаях способы тематического и поурочного целеполагания совпадают, тем более, что почти каждое занятия имеет свою тему и решает конкретные задачи.