Просмотр содержимого документа
«Приемы привлечения учащихся к целеполаганию»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж»
Приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения
Подготовила:
Студентка группы Ш-22
Попович Алина
Существует множество способов привлечения детей к различным видам целеполагания в учебном процессе: перспективному, тематическому, поурочному, текущему. Особенно ценно, когда ребенок участвует в определении задач, проблем, которые будут решаться не только всем классом (в групповом целеполагании), но и в постановке своих индивидуальных целей на ближайший период и перспективу. Именно осознание достижимости намеченной ребенком индивидуальной цели создает ситуацию успеха. Поэтому на этапе целеполагания важно предоставить возможность высказать каждому свое суждение о предстоящей работе, ее целях и возможных результатах в устной или письменной форме.
В начале учебного года учитель и учащиеся в процессе коллективного обсуждения вырабатывают правила взаимодействия, совместной деятельности учащихся в микрогруппах, требования друг к другу: каким должен быть учитель, какими должны быть ученики, чтобы получить удовлетворение от совместной деятельности, какие правила взаимодействия школьников следует выполнять. По ходу учебного процесса дети вновь обращаются к этим правилам, добавляют и корректируют их.
Когда школьники приступают к изучению нового предмета в начале учебного года, целесообразно пригласить учащихся старших классов, выпускников, которые расскажут о том, что полезного, интересного узнали они на занятиях, при этом продемонстрируют наглядно свои достижения. Важно показать применение знаний по предмету в жизни человека, в профессиональной деятельности. В этой связи целесообразно пригласить специалистов, деятельность которых связана с наличием знаний в данной области. После общего знакомства с предметом, разделами и темами, обозначенными в оглавлении учебника, учащиеся могут высказать свои пожелания, предложения, наметить перечень интересующих их вопросов, на которые они попытаются найти ответы в дальнейшем. Учащимся может быть предложена тематика рефератов по привлекательным для них проблемам, жизненно важных проектов, вопросы для подготовки кратких сообщений или выступлений на занятиях. Школьникам предоставляется возможность выбрать содержание и форму самостоятельной работы, отчета о своих личных достижениях.
Совместное определение целей и задач возможно в начале изучения разделов, тем по предмету. Дети познакомятся с обзором изучаемых вопросов, а затем высказывают свои заявки, предложения.
Например, может быть предложен набор следующих вопросов для учащихся при изучении темы или раздела учебной дисциплины:
- Где и что вы слышали об этом?
- Что вам известно по этой теме?
- Какие вопросы вас особенно интересуют?
Если тема изучается впервые, далека от жизненного опыта учащихся, целесообразно предложить набор привлекательных для детей вопросов, проблем, которые можно обсуждать на занятии.
На занятии учащиеся старшего класса могут поделиться тем, что они изучали по теме, где им это пригодилось в жизни или при изучении других тем и предметов.
Завершается целеполагание тем, что учащиеся определяют на основе поставленных ими задач содержание и формы совместной работы, способы взаимодействия учащихся (где это целесообразно), распределяют работу между группами, учениками, обсуждают правила, этапы работы и формы подведения итогов совместной и индивидуальной деятельности.
Такой способ целеполагания при изучении темы, рассчитанной на несколько занятий, является основой для поурочного целеполагания.
Во многих случаях способы тематического и поурочного целеполагания совпадают, тем более, что почти каждое занятия имеет свою тему и решает конкретные задачи.
Способы привлечения детей к целеполаганию учебного занятия (в том числе и конкретной темы).
1.На этапе подготовки к занятию:
- специальное оформление кабинета, которое привлечет учащихся к знакомству с проблемой и позволит сформулировать тему занятия;
- постановка актуальной, привлекательной для учащихся проблемы, над которой детям предлагается поразмышлять вместе с родителями и высказать свои суждения на следующем занятии;
- подбор стихов, высказываний, рисунков, статей, книг по проблеме, теме следующего занятия, оформление наглядных материалов, газет, плакатов;
- выполнение предварительного домашнего задания (произведение расчетов, проведение наблюдения, беседа с родителями, интервью специалиста, опрос очевидцев);
- проведение исследования группой детей, которые в ходе его выявили проблему, связанную с изучением конкретной темы;
прочтение по рекомендации педагога статьи, книги, просмотр телепередачи и формулировка вопросов, которые вызвали интерес у детей.
2.В начале учебного занятия:
- представление детьми результатов домашней работы и обсуждение проблемы для дальнейшего поиска, формулировка вариантов темы занятия;
- постановка проблемного вопроса, вызывающего интерес у детей;
- решение конкретной практической задачи и поиск сферы ее действия в жизни;
- сообщение противоречивых сведений об изученном явлении и постановка проблемы;
- рассказ о каком-либо загадочном явлении, совместная формулировка на этой основе проблемы, которую надо решить;
- прочтение фрагмента из книги и формулировка темы, проблемы занятия;
- просмотр фрагмента видеозаписи с целью определения проблемы для обсуждения.
3.В конце учебного занятия:
- коллективный анализ занятия по микрогруппам (Что нового узнали на уроке? Что научились делать? Какие полезные способы деятельности вы приобрели? Что пригодится вам в жизни? О чем хотели бы узнать дополнительно по этой теме? Что вызвало затруднения при изучении темы? Что усвоено плохо и требует дальнейших пояснений и закрепления? и т.п.);
- коллективное обсуждение дальнейшей работы (Чем целесообразно заниматься на следующем занятии? Как распределить работу?); это особенно важно при определении вариативного компонента содержания учебного материала;
- рефлексия (Что я усвоил(а) хорошо? Какие трудности я испытывал(а) при изучении материала? Что мне нужно сделать, чтобы добиться успеха на следующем занятии? Какой следующий шаг к познанию я сделаю и почему? и т.п.);
- определение самим учеником домашнего задания (какой учебный материал, в каком объеме, на каком уровне сложности прорабатывать дома, в какой форме представить результаты самостоятельной работы и т.п.).