kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Познание мира "Растения и животные степей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство учащихся с природными особенностями степных просторов Казахстана. узнают о климаической зоне степей Казахстана.Научатся отличать степи от других климатических зон.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Познание мира "Растения и животные степей"»

«Утверждаю»

Зав.УВР _______________Утеулиева К.Ж.


Предмет: Познание мира

Класс: 4 «А»

Дата 28 января

Учитель: Бугибаева Л.И.

Это урок №6

Из 6

уроков по этой теме


Темаурока:

Растения и животные степей.

Источник:

Программа образования, учебник «Познание мира» для 4 кл.общеобразовательной школы, Алматы «Атамура», 2015

Цели

урока:


Знакомство учащихся с природными особенностями степных просторов Казахстана.

1 Знание о климатической зоне степей в Казахстане.

2.развитие умения отличать степи от других климатических зон.

3.воспитание коллективизма, навыков работы в группе

Ожидаемые результаты:

1.Знают какие участки земли называются степью.

2. Умеют перечислять растения и животные степи.

3 Понимают, что нужно беречь растения и животных степей.

Тип урока:

комбинированный

Методы и приемы обучения

Стратегия «Мозговой штурм», Стратегия «+,-».

Репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский

Ресурсы

Учебник, тетради,постеры, маркеры, раздаточные материалы


Этап

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оценивание


2 мин

Эмоциональный настрой.

-Добрый день ребята! Улыбнитесь друг другу.

На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя разделить
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

Давайте создадим на уроке доброжелательную атмосферу. У вас на партах лежат цветы «радости». Это не просто цветочки, они с секретом. Возьмите их в руки, переверните их, и увидите, в чём секрет. А заключается он в том, как нужно сегодня поприветствовать друг друга.

-У кого нарисована улыбка – улыбнитесь другу.

- У кого нарисовано сердечко – обними друга.

-У кого нарисовано солнышко – скажите доброе слово.

Спасибо! Молодцы! Теперь мы можем с хорошим настроением работать на уроке.



Читают хором стихотворение.









Выполняют задание.

Берут цветочки на обратной стороне нарисованы: улыбка, сердечко и солнышко.

Улыбаются, обнимаются,

говорят добрые слова.














Словесное поощрение.

І. Вызов


Актуализация знаний.

5 мин

Закончить мои предложения:

  1. Луга – это участки земли с ……………… ,

  2. Травы, растения которые применяют в народной медицине называются ……….

  3. Травы, которые любят животные и их же используют для сенокоса называются ……..

  4. Тест

1. На лугу живут:
А) крупные животные;
Б) мелкие животные.

2. На лугу насекомые-санитары:
А) жуки-навозники;
Б) кобылки;
В) жуки-могильщики.

3. Бегают по земле:
А) перепел;
Б) трясогузка;
В) коростель.

4. Эта птичка потряхивает хвостиком:
А) коростель;
Б) трясогузка;
В) перепел.

5. На лугу растет:
А) мята, иван-чай, клевер.
Б) зверобой, верблюжья колючка, саксаул.

6. Кобылка – это…
А) птица;
Б) насекомое;
В) растение.
7. Какая птица не является луговой?

А)жаворонок

Б) дятел

В)перепелка


8. Махаон – это…
А) жук;
Б) муха;
В) бабочка.

9. Где устраивают гнёзда луговые птицы?

А)на кустарниках

Б)на деревьях

В)на земле

10. Почему крупные животные не живут на лугу?

А) для них здесь нет пищи

Б) им негде прятаться

В) им мешают насекомые



- Как взаимосвязаны растения и животные?
-Какую роль играют растения в жизни животных?
-Какую роль играют животные в жизни растений?

Отвечают на вопросы учителя.


1. С достаточным количеством влаги, на котором растут влаголюбивые растения.

2. Лекарственные травы.

3.Кормовые травы.




Письменно выполняют тестовую работу.



Выдвигают свои версии ответов.



Ответы:

1. –Б

2-А, Б.

3 – А.

4-Б

5- А

6- Б

7- Б

8 – В

9 – В

10 – Б.















Луг участок земли, покрытый травянистой растительностью.

Стратегия «Мозговой штурм»





Словесное поощрение.







Критерии оценивания:

1. Ответили на все 10 вопросов – 5баллов.

2 Ответили на 9-7 вопросов – 4 балла.

3 Ответили на 6-4 вопроса- 3балла.

4Ответили на 3вопроса и менее – 0 баллов.



3 мин

- Какая ширь здесь и приволье!
Куда ни глянь- полей раздолье
Южнее полосы лесов
Лежит ковер из трав, цветов.
Здесь простор ветрам и птицам,
Грузынам, волкам, лисицам.
Здесь суховеи любят петь,
А зовется это…(Степь)

Определение темы и цели урока.


- Как вы думаете, ребята, какова тема нашего урока?

- А чему мы должны научиться?

- Правильно, ребята.

А чтобы урок прошел интересным и плодотворным, я разделю вас на группы.



2. Деление на группы.

(по цвету цветочков).


1группа – Географы

2группа – Ботаники

3 группа – Зоологи

4 группа – Экологи.




Доскажи словечко.








Формулируют цели и задачи урока.













географы- занимаются землеописанием
ботаники-изучением растений
зоологи-изучением животных
экологи- защитой природы.


Словесная оценка и поощрение

ІІ. Осмысление



10 мин.

Работа над учебным материалом -- Сегодня  мы будем говорить  о  замечательной, удивительной  стране, контрастов. Существует  удивительная  легенда  о создании  Казахстана. Она  гласит: « В дни сотворения мира  бог  создал  небо  и  землю  моря и океаны, все страны Материки,  а  про  Казахстан  забыл. Вспомнил  в  последнюю минуту, а  материала  то уже  нет. От  всех  разных  мест  отхватил  он  по  кусочку -  краешек у  Америки, крошку Италии,  отрезок  Африканской  пустыни, полоску  Кавказа, сложил и  прилепил  туда, где  положено  быть  Казахстану».

- Не  поверить в  эту  легенду  невозможно, потому  что  в нашей  удивительной земле можно  найти  всё: и  вечно  голые,  будто  проклятые небом  пространства безводного солончака, и живописные горы, и голубизну  неба, сливающегося с безбрежной  гладью  моря, и  великолепные животворящие  леса, бескрайние  степи  полыхающие тюльпанами.


- А что вы можете рассказать о степи?

Для этого вы поработаете в группах.

Исследовательская работа (работа в группах).

- А теперь в работу включаются наши ботаники, зоологи и экологи. Вам предстоит, используя гербарий, энциклопедию «Я познаю мир. Растения», учебник и карточки с заданиями, провести исследование и сделать сообщение своим одноклассникам о том, как приспособились к жизни в степи растения и животные, какое влияние на степь оказала деятельность человека.

Самостоятельное знакомство с материалом.

Группа географы – самостоятельно изучает понятие природной зоны

– степь, определение видов степей. Работа по карте

Группа зоологи– самостоятельно изучает животный мир степей,

определяют группы животных и их особенности с помощью

инструкционной карты и иллюстраций

Группа ботаники – самостоятельно изучает растительный мир степей,

определяют группы животных. И их особенности с помощью

инструкционной карты и гербария

Группа экологи с помощью дополнительного материала

вывели правила экологической проблемы в степи.

Защита каждой группы.




























Ролик – степи Казахстана.















Каждая группа проводит исследование по теме и делает выводы.





Выступление групп.

По истечении времени каждая группа рассказывает о результатах своей работы, представляет модели (большой лист бумаги, изображение выполнены фломастером). Оценивают каждого выступающего, выявить лучшего, активную группу.




















































Взаимооце-нивание





Критерии оценивания.


Взаимооценивание по критериям: полное и доступное изложение материала, правильная речь, участие всех членов группы .





Закрепление

15 мин

Каждой группе учеников предлагает:

1.гр – Прочитайте утверждения. Обведите ответ.

2гр – Отгадать кроссворд.

3гр- Диаграмма Венна.

4гр – Составить цепи питания



Каждая группа готовит свой ответ. Спикеры защищают работу своей группы.



Взаимооценивание по критериям: полное и доступное изложение материала, правильная речь, участие всех членов группы.



ІІІ. Рефлексия

3 мин

1.Проводит оценивание в конце урока

2.Проводит рефлексию

Листок рефлексии:

Оцените свою работу на уроке.


1. Стикеры



2. Рефлексируют по теме урока


- довольны своей работой, потому что почти не ошибались;

- иногда было трудно, допускали неточности;

- испытывали трудности, надо ещё немного постараться, и будет успех!






Крепят свои цветочки под солнышко, под облачко или под тучку.

Д/з

1мин

1.Инструктаж домашнего задания

С 72 - 76

3.Записывают домашнее задание в дневник.



Оценивание.

2 мин

Оценить работу учащихся. «Лист оценивания»

Прокомментировать высокие баллы и оценки.



Суммативное оценивание.

Самооцениваниеурока

Что было положительного/ отрицательного?


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________













Группа «Геологи».

- Прочитайте утверждения. Обведите ответ.

1. Степь – это пространство, где из-за недостатка воды растительность редкая и скудная. Да. Нет.

2. Степи бывают песчаными, глинистыми, каменистыми, солончаковыми. Да. Нет.

3. Почвы степей очень плодородны. Да. Нет.

4. Наиболее распространённое растение степей – саксаул. Да. Нет.

5. Тюльпаны и ирисы приспособились к жизни в степи благодаря длинному корню. Да. Нет.

6. Растения степей обычно имеют узкие листья для уменьшения потери воды. Да.Нет.

7. Степные птицы обычно вьют гнёзда на деревьях. Да. Нет.

8.Луковичное растение, которое весной преображает степь в красный ковёр – тюльпан? Да. Нет

9.Самые многочисленные представители степей – насекомые? Да. Нет.

10. Пахотные степи используют в основном для пастбищ? Да. Нет









Группа « Ботаники».

Отгадать кроссворд.

1.Грызуны, которые живут колониями.

2.Птица, высоко парящая в небе.

3.Насекомая луга, собирает нектар.

4.Луковичное растение, которое весной преображает степь в красный ковёр.

5.Наиболее распространённое растение степей.

 























 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.группа.

Составить Диаграмму Вена.

Луга - Степь

4 группа

Цепи питания.

 Инструкционная карта.

2. Рассмотри растения. Обрати внимание на листья. Опиши их.

3. Рассмотри стебель. Что можешь сказать о нём?

7. Рассмотри корни растений. Расскажи об их длине, количестве.

8. Обрати внимание на цветы и, если есть, плоды. Опиши их.

9. К какой группе относятся растения?

10.Сделай вывод, какую общую особенность имеют степные растения, и как они приспособились к жизни в степи. Приведите примеры.

Инструкционная карта

Внимательно рассмотрите животных. Охарактеризуйте по плану:

1. величина животного;

2. покровительственная окраска;

3. способ передвижения;

4. дневной или ночной образ жизни.

5. Сделайте вывод, как животные приспособились к жизни в степи (открытая местность, засушливый климат, период бескормицы). Приведите примеры животных



В 1954 году  произошло освоение  целинных  земель. Вся степь была  распахана. Какую  пользу  и  какой вред она принесла?

Ваше отношение  к людям,  работающим  в  степной  зоне. Легко  ли  им? Какие слова  вы  бы  им  сказали  при встрече?(работа в группах)

1.Где расположена зона степей?

2.Какую территорию она занимает по отношению к другим зонам?

3.Как выглядит земная поверхность зоны?

Степная зона расположена :::::........зоны:::, на карте она обозначена :::..

По отношению к другим зонам она имеет:::::.размер

Зона степей тянется вдоль:::::::границы России. Большая часть зоны расположена на:::::::::::::::::..и небольшая часть на::::::::::::.



Степь по праву можно назвать царством грызунов – вредителей полей. Миллионы таких зверьков, как большой суслик, степной сурок или байбак, степная пищуха населяют ее. Питание сурков составляют степные травы. В степи много лисиц, зайцев. Лисицы питаются грызунами, тем самым приносят пользу полеводству.
- (слайд) Птицы в степи менее заметны, чем млекопитающие. Как и везде в открытых местах, прежде всего обращает на себя внимание степной жаворонок. Степной орел устраивает свои гнезда на земле, курганах, буграх. Степной орел питается грызунами, особенно сусликами.
- Волки – злейшие враги человека и животных. Нет спасения от них ни крупным, ни мелким зверям и птицам. Эти хищники часто убивают животных больше, чем могут съесть.
будут знать особенности степи, растения и животных степей, обретут навык сотрудничества, умение оценивать себя и других





Критерии оценивания.

Группа «БОТАНИКИ »



1.

Полное и доступное

изложение материала.

3 балла

2. Правильная речь.

2 балла


3.

Участие всех членов группы

1 балл





Итого



1 задание











2 задание













Всего баллов:

_______________________________________________________

Критерии оценивания.

Группа « ЭКОЛОГИ »



1.

Полное и доступное

изложение материала.

3 балла

2. Правильная речь.

2 балла


3.

Участие всех членов группы.

1 балл



Итого





1 задание











2 задание













Всего баллов:



Инструкционная карта.

1.Где расположена зона степей?

2.Какую территорию она занимает по отношению к другим зонам?

3.Как выглядит земная поверхность зоны?

4.Какие бывают степи?

Степная зона расположена :::::........зоны:::, на карте она обозначена :::..

По отношению к другим зонам она имеет:::::.размер

Зона степей тянется вдоль:::::::границы России. Большая часть зоны расположена на:::::::::::::::::..и небольшая часть на::::::::::::.



 Инструкционная карта.

2. Рассмотри растения. Обрати внимание на листья. Опиши их.

3. Рассмотри стебель. Что можешь сказать о нём?

7. Рассмотри корни растений. Расскажи об их длине, количестве.

8. Обрати внимание на цветы и, если есть, плоды. Опиши их.

9. К какой группе относятся растения?

10.Сделай вывод, какую общую особенность имеют степные растения, и как они приспособились к жизни в степи. Приведите примеры.

Инструкционная карта

Внимательно рассмотрите животных. Охарактеризуйте по плану:

1. величина животного;

2. покровительственная окраска;

3. способ передвижения;

4. дневной или ночной образ жизни.

5. Сделайте вывод, как животные приспособились к жизни в степи (открытая местность, засушливый климат, период бескормицы). Приведите примеры животных

Инструкционная карта

  1. Экологические проблемы степной зоны, возникшие по вине человека.

Растения и животные, занесённые в Красную книгу. 3. Предложить пути решение экологических проблем зоны.



Инструкционная карта

Внимательно рассмотрите животных. Охарактеризуйте по плану:

1. Величина животного;

2. Покровительственная окраска;

3. Способ передвижения;

4. Сделайте вывод, как животные приспособились к жизни в степи (открытая местность, засушливый климат, период бескормицы).

Приведите примеры животных





Инструкционная карта.

1. Рассмотри растения. Обрати внимание на листья. Опиши их.

2. Рассмотри стебель. Что можешь сказать о нём?

3. Рассмотри корни растений. Расскажи об их длине, количестве.

4.Сделай вывод, какую общую особенность имеют степные растения, и как они приспособились к жизни в степи. Приведите примеры.

Инструкционная карта.

1.Где расположена зона степей?

2.Какую территорию она занимает по отношению к другим зонам?

3.Как выглядит земная поверхность зоны?

4.Какие бывают степи?





Инструкционная карта

  1. Экологические проблемы степной зоны, возникшие по вине человека.



2.Растения и животные, занесённые в Красную книгу.

3.Предложить пути решение экологических проблем

Диаграмма Венна










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Познание мира "Растения и животные степей"

Автор: Бугибаева Лидия Исаевна

Дата: 07.02.2018

Номер свидетельства: 455547

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока по познанию мира "Растения и животные степей" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-po-poznaniiu-mira-rastieniia-i-zhivotnyie-stiepiei"
    ["file_id"] => string(6) "162862"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422423567"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Урок познания мира по теме: "Степи. Растения и животные степей." "
    ["seo_title"] => string(69) "urok-poznaniia-mira-po-tiemie-stiepi-rastieniia-i-zhivotnyie-stiepiei"
    ["file_id"] => string(6) "116454"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412494393"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Урок в 4 классе по познанию мира "Растения и животные степей""
    ["seo_title"] => string(67) "urok_v_4_klassie_po_poznaniiu_mira_rastieniia_i_zhivotnyie_stiepiei"
    ["file_id"] => string(6) "413714"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1494206940"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "УРОК ПО ПОЗНАНИЮ МИРА В 4 КЛАССЕ НА ТЕМУ: "РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ЛЕСОВ И ТУГАЕВ""
    ["seo_title"] => string(70) "urokpopoznaniiumirav4klassienatiemurastieniiaizhivotnyieliesovitugaiev"
    ["file_id"] => string(6) "289777"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454858856"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "конспект урока по познанию мира "
    ["seo_title"] => string(33) "konspiekt-uroka-po-poznaniiu-mira"
    ["file_id"] => string(6) "101338"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402414121"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства