- Буква наша волшебная, поэтому дополним её лучиками.
- На что она стала похожа? (на солнышко)
- Пусть это солнышко на протяжении всего урока дарит вам хорошее
настроение.
1. 2. Словарная работа.
На стикерах ученики вставляют пропущенные буквы. Проводят взаимопроверку. Придумывают предложения с данным словом. (ворона, сорока, собака, петух, соловей).
На доску вывешиваются картинки: вороны, сороки, собаки, петуха, соловья.
- Найдите лишнее слово (собака)
- К какой части речи относится слово собака? (существительное)
III. Объяснение новой темы.
1. Объявление темы урока.
а) «Назови действия»
Со-ба-ка –– что делает? Стоит, сидит, бежит, лежит, спит, лает, ест, играет( на картинках)
- Что называют все эти слова? (действия предмета).
- А как называются эти слова в русском языке, вы узнаете, разгадав филворд.
б) Разгадай «какое слово спряталось»
А Р Г Л Е Л Ф Ч О А Ь Г В О И Л Т
(1). - Итак, ищем и вычеркиваем первое слово:
Тридцать три родных сестрицы,
Писаны красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся. (Алфавит)
(2). - Следующее слово:
Она помогает людям понимать друг друга, много знать и дружно жить.
(Она бывает письменная и устная). (Речь).
(3). - Какое слово составили и прочитали из оставшихся букв? (Глагол)
- Итак, новая часть Речи называется Глагол. Запишите это слово на волшебном
листе с большой буквы, поставьте точку.
Эту часть речи заселяют добрые гномики, зовутся они Глаголики.
Читаю стих.
Гномики - глаголики большие непоседы! Гномы очень разговорчивы. Они любят
рассказывать, разглагольствовать о том, что делают их друзья – имена
существительные. Стоит спросить: что делать предмету, что сделать с предметом,
что будут делать предметы? – гномики – глаголики тут как тут.
2. Новая тема.
а). Игра «Волшебный конверт»
- Гномики пришли к нам в гости не с пустыми руками, а с волшебным конвертом.
- Давайте посмотрим, что в этом конверте.
(дети подбирают глаголы к существительным, соединяют пары.)
Медвежонок кукарекает
книга рычит
петух прыгает
карандаш светит
заяц чертит
фонарик учит.
б). Работа с книгой.
- Давайте прочитаем в этой мудрой книге о глаголе.
Страница 183.
- Стихотворение «Я пришёл из школы» (читает ученик)
- Какие действия совершал мальчик?
Правило страница184 (читает учитель, ученики про себя, вслух)
- Глаголы подчёркивают двумя линиями.
- Что называется глаголом?
- На какие вопросы отвечают глаголы?
- Что обозначают?
- Как подчёркивают глаголы?
Упражнение 525 (запишите ответы полными предложениями. Подчеркните глаголы. На какие вопросы они отвечают?
Упражнение 526. Работа по рядам. Образуй глаголы с помощью приставок при-, за-, по-. Запишите их. Обозначь приставки.
в). Физминутка.
- Как живёшь?
- Как идёшь?
- А бежишь?
- Ночью спишь?
- Как берёшь?
- А даёшь?
- Как шалишь?
- А грозишь?
IV. Закрепление новых знаний.
2. Отрывок из мультфильма «Мойдодыр»
- Посмотрите отрывок из мультфильма. Вам нужно будет назвать глаголы,
которые вы услышите.
- Запись глаголов на доске.
4. Игра «Подарок гномикам-глаголикам»
- Гномики – глаголики не хотят, чтобы их сундучок оставался пустым и просят
вас наполнить его глаголами. За правильный ответ вы получите конфету.
(дети на стикерах пишут глаголы и кладут их в сундучок)
V. Итог урока.
- Что называется глаголом?
- На какие вопросы отвечают глаголы?
- Что обозначают?
- Как подчёркивают глаголы?
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнении домашнего задания. д/З 533 правило
Слайд № 15
Упражнение 527 страница 208
Тема: «Глагол как часть речи».
Цели урока:
1. Образовательная: ознакомление учащихся с новой частью речи –
глаголом. Формирование представления о функциях глагола в речи.
2. Развивающая: развитие логического мышления, внимания, памяти,
УУД: Личностные: • осознание алгоритма учебного действия; • способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности. Метапредметные Регулятивные: • освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи; • планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления; • формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение. Познавательные: • освоение умения находить глаголы среди других частей речи • формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения Коммуникативные: • формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; • принимать на себя ответственность за результат своих действий; • наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их. Тип урока: Открытие нового знания
Методы: словесный, практический, эвристический.
Прогнозируемый результат: учащиеся умеют распознавать глаголы, отличать их от
-Чем будем заниматься на уроке? Готовы к достижению цели?
-Вспомним все, что мы знаем о глаголе.
- Как думаете, вы все знаете про глаголы или есть что-то новое?
3. Введение в тему.
На доске запись:
Б…жит, л…жит, кр.. чит, п..ёт, р..вёт, с..довник.
У : Прочитайте слова. Чем похожи?
Д : Все слова с безударной гласной, проверяемой ударением.
У : Какое слово лишнее?
Д : Лишнее слово садовник . Это имя существительное, остальные глаголы.
У : Сегодня на уроке будем работать со словами, обозначающими действие предметов.
4. Чистописание.
Д д Дл Дв Др сд вд од дя
У : Запишем предложение.
Игорь Дроздов живёт в деревне Дубки.
Ученик записывает предложение с комментированием, объясняет орфограммы.
5 . Словарная работа.
Сегодня мы изучаем новое словарное слово. Запишите это слово у себя в тетрадях. Поставим ударение. Подчеркнем безударные гласные. Запишем с этим словом предложение( выборочно предлагаю детям прочитать составленные предложения, после чего, выбираем самое лучшее и записываем его в тетрадях).
6. Работа по теме урока
На доске иллюстрации : ворона, лягушка, солнце, река.
У : Рассмотрите иллюстрации. Назовите предметы и действия, которые они выполняют.
В тетрадях дети делают запись. Учитель показывает образец записи на доске.
Кто? Что делает?
Ворона каркает
Лягушка квакает
Что?
Солнце светит
Река течёт
У : На какой вопрос отвечают слова первого столбика? Что обозначают?
Д : Слова первого столбика отвечают на вопросы кто? что? и обозначает предмет
Слова второго столбика отвечают на вопрос что делает? и обозначают действие предмета.
7. Физкультминутка.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом!
Мы топаем ногами: топ –топ – топ.
Мы хлопаем руками: хлоп – хлоп – хлоп.
Мы руки разведём
И побежим кругом!
Учитель. Ребята, что сейчас делали?
Дети. Мы выполняли действия.
Учитель. Как называются слова, обозначающие действия?
Дети. Глаголы.
8. Закрепление новых знаний.
1. Ребус.
- Гномики принесли нам ребус. Разгадав его , вы узнаете фамилию великого
сказочника.
(показываю портрет )
- Корней Иванович Чуковский написал много замечательных сказок.
2. Отрывок из мультфильма «Мойдодыр»
- Посмотрите отрывок из мультфильма. Вам нужно будет назвать глаголы,
которые вы услышите.
- Запись глаголов на доске.
9. Самостоятельная работа.
- А сейчас гномики - глаголики хотят проверить, хорошо ли вы усвоили тему
урока. У каждого из вас есть на парте карточка.
- У кого синяя карточка – должны записать, что делают этими предметами.
- У кого зелёная – запишут, кто как подаёт голос.
- У кого красная – запишут, кто как передвигается.