«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20» Г. АЛЬМЕТЬЕВСКА
от « » августа 2020г.
г. Альметьевск
2020-2021 уч. г
№ урока п/п | Изучаемый раздел, тема урока | Кол-во часов | Календарные сроки | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
план | факт |
1 | Виды речевой и читательской деятельности. Говорение (культура речевого общения). Здравствуй, «Букварь»! Введение понятия «предложение». Отработка понятия «предложение». Составление рассказа по сюжетной картинке. | 1 | 2.09 | | Составление рассказов по сюжетным картинкам. Обозначение каждого предложения полоской. Чтение отрывка из стихотворения К.Чуковского «Айболит». Составление рассказа с опорой на картинки и обозначение каждого предложения полоской. Сравнение животных. |
2 | Круг детского чтения. Творческая деятельность Стихотворения о родине поэтов разных стран. В. Серова. «Мой дом». Рассказ по сюжетной картинке. | 1 | 7.09 | | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Составление рассказа по сюжетной картинке. Установление пространственных отношений между объектами (за, перед, между и т.д.). |
3 | Виды речевой и читательской деятельности Круг детского чтения Интонационное выделение первого звука в словах. Встреча с героями сказки «Репка». Стихотворения о родине поэтов разных стран. А. Павлычко. «Где всего прекрасней на Земле?» | 1 | 9.09 | | Пересказ сказки «Репка». Интонационное выделение первого звука в словах репка, дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка. Отработка пространственных отношений между объектами. Деление предложения на слова. Выделение первого звука в каждом слове. Выделение первого звука в словах левого столбца, сравнение с первым звуком в словах правого столбца. |
4 | Виды речевой и читательской деятельности Входная комплексная работа. | 1 | | | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
5 | Виды речевой и читательской деятельности Виды речевой и читательской деятельности Звуковой анализ слова «мак». Подбор слов со звуком [м] Звуковой анализ слов «сыр», «нос». | 1 | 14.09 | | Звуковой анализ слова мак. Подбор слов со звуком [м], расположенным в начале, в середине и в конце слова (по схемам). Игра «Назови слово» со звуками [м], [м']. Классификация предметов (фрукты, овощи). Звуковой анализ слов сыр, нос. Нахождение звука [ы] в словах. Классификация предметов (рыбы, насекомые). |
6 | Творческая деятельность Круг детского чтения Рассказ по сюжетным картинкам. Звуковой анализ слов «кит», «кот». Сказки о природе. В. Белов. «Родничок» | 1 | 16.09 | | Чтение отрывка из стихотворения С.Маршака «Усатый-полосатый». Придумывание рассказа по серии картинок. Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
7 | Виды речевой и читательской деятельности Виды речевой и читательской деятельности Введение понятия «гласный звук». Обозначение гласных звуков на схеме фишками красного цвета. Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук». | 1 | 21.09 | | Введение понятия «гласный звук». Обозначение гласного звука красной фишкой. Звуковой анализ слова Нина. Введение понятия «согласный звук». Обозначение согласных звуков в модели слова. Составление слова из указанных в других словах звуков (трудное задание). |
8 | Круг детского чтения Виды речевой и читательской деятельности Сказки о природе. М. Михайлов. «Лесные хоромы» Знакомство с буквой А (а). | 1 | 23.09 | | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Звуковой анализ слов Анюта, луна. Выбор слов со звуком [а] в начале, середине и в конце слова. Разгадывание кроссворда. |
9 | Виды речевой и читательской деятельности Круг детского чтения Буква я в начале слова (обозначение звуков [й’] и [а]). Произведения о Родине и родной природе. М. Гали. «Земные краски». Рубрика «Книжная полка». | 1 | 28.09 | | Звуковой анализ слова рой, выделение звука [й,]. Звуковой анализ слова яхта. Буква я в начале слова (обозначение звуков [й'] и [а]. Звуковой анализ слова якорь (для хорошо успевающих детей). Составление слова из заданных звуков (трудное задание). Чтение стихотворения В.Кремнёва и разгадывание загадки. Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
10 | Виды речевой и читательской деятельности Виды речевой и читательской деятельности Знакомство с буквой О (о). Знакомство с буквой Ё (ё). | 1 | 30.09 | | Звуковой анализ слова полка. Составление (по схеме) различных имен с изученными буквами. Без проведения звукового анализа определение звуковых схем слов стол и столик. Называние слов со звуком [о] в начале, середине и в конце слова (по рисункам). Звуковой анализ слов клён, пёс, утёнок. Разгадывание кроссворда. |
11 | Круг детского чтения Виды речевой и читательской деятельности Рассказы о детях. В. Железников. «История с азбукой». Знакомство с буквой У (у). | 1 | 5.10 | | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Звуковой анализ слов труба, стул. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. |
12 | Виды речевой и читательской деятельности Знакомство с буквой Ю (ю). Буква ю в начале слова (обозначение звуков [й’] и [у]). | 1 | 7.10 | | Звуковой анализ слов ключ, утюг. Разгадывание кроссворда Звуковой анализ слов юла, юнга. Для сильных учеников: разгадывание кроссворда; соотнесение звуковых моделей со словами (названиями картинок). |
13 | Виды речевой и читательской деятельности Круг детского чтения Знакомство с буквой Э (э). Стихотворения о дружбе. Я. Аким. «Мой верный чиж». | 1 | 12.10 | | Звуковой анализ слов экран, эхо. Упражнение на повторение правила написания гласных букв после парных твёрдых и мягких согласных. Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
14 | Виды речевой и читательской деятельности Знакомство с буквой Е (е). Буква е в начале слова (обозначение звуков [й’] и [э]). | 1 | 14.10 | | Звуковой анализ слов лев, белка. Упражнение в словоизменении (белка - балка - булка). Звуковой анализ слов ели, ежата. Построение звуковых цепочек: последний звук предыдущего слова должен быть первым звуком последующего слова. |
15 | Виды речевой и читательской деятельности Знакомство с буквой ы. Знакомство с буквой И (и) | 1 | 19.10 | | Чтение стихотворения С. Маршака хорошо читающими учениками. Звуковой анализ слов рыба, дым, усы. Преобразования слов. Разгадывание кроссворда (для сильных учеников). Звуковой анализ слов флаги, гиря. Называние слов со звуком [и]. Разгадывание кроссворда. |
16 | Виды речевой и читательской деятельности Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук. Рассказы о детях. Л. Пантелеев. «Буква «ты». | 1 | 21.10 | | Чтение слов, получающихся при изменении гласной буквы, обозначающей гласный звук. Сопоставление первых звуков в словах: мышка-мишка, миска – маска, белка – булка, булка – булки, булки – белки. Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
17 | Виды речевой и читательской деятельности Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков. (урок - КВН) Знакомство с буквой М (м) | 1 | 26.10 | | Звуковой анализ слова лук, нос, мел, составление моделей этих слов с помощью желтых фишек и букв разрезной азбуки. Преобразование одного слова в другое путём замены буквы. Чтение слов с заменой буквы гласного звука. Чтение стихотворения И. Токмаковой хорошо читающими детьми. Классификация предметов по заданному признаку. Звуковой анализ слов Маша, Миша, нос, нитки. Показ способа чтения прямого слога с помощью «окошек». Отработка способа чтения прямого слога. Чтение слогов, слов. Чтение стихотворений Г. Виеру и В. Орлова хорошо читающими детьми. Составление словосочетаний с местоимениями моя, моё, мой, мои. |
18 | Виды речевой и читательской деятельности Знакомство с букваой Н (н). Знакомство с буквой Р (р). | 1 | 28.10 | | Звуковой анализ слов нос, нитки. Показ способа чтения прямого слога с помощью «окошек». Отработка способа чтения прямого слога. Чтение слогов, слов. Чтение стихотворений А. Шибаев хорошо читающими детьми. Составление словосочетаний с местоимениями он,она,оно,они. Звуковой анализ слов рысь, речка. Чтение слогов, слов, предложений (дифференцированная работа). 8.11Чтение хорошо читающими детьми рассказа С. Баруздина «Как Алёше учиться надоело». |
19 | Виды речевой и читательской деятельности Знакомство с буквой Л (л). Знакомство с буквой Й (й). | 1 | 9.11 | | Звуковой анализ слов луна, лиса. Чтение слогов с буквой л с использованием пособия «окошки». Чтение слогов, слов и предложений. Чтение слов по таблице слов, полученных в результате замены одной буквы. Звуковой анализ слов чайка, гайка. Определение лексических значений слов-омонимов рой, мой. Чтение слов, предложений. Придумывание предложений к иллюстрации. Чтение слов по таблице слов, полученных в результате замены одной буквы. Чтение хорошо читающими детьми рассказа В. Голявкина «Четыре цвета». |
20 | Обучение грамоте. Виды речевой и читательской деятельности Введение понятия «слог». Знакомство с буквой Г (г). | 1 | 11.11 | | Деление слов на слоги. Определение слов, состоящих из одного слога. Чтение слов, предложений. Чтение хорошо читающими учениками рассказа Г.Цыферова «Как цыплёнок рисовал». Звуковой анализ слов рога, флаги. Чтение слогов с использованием пособия «окошки». Чтение слогов, слов, считалок. Классификация объектов (растения, насекомые). Чтение хорошо читающими детьми рассказа Г. Остера «Одни неприятности». |
21 | Виды речевой и читательской деятельности Знакомство с буквой К (к). Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова. | 1 | 16.11 | | Звуковой анализ слов карта, брюки. Деление слов на слоги. Чтение слогов с использованием пособия «окошки». Чтение слогов, слов. Разгадывание «зашифрованных» слов: юла, лимон, клоун. Поиск слов, в которых на одну букву больше (меньше), чем в слове крот. Чтение хорошо читающими детьми рассказа Г. Остера «Так не честно». Знакомство с характеристикой согласных звуков по звонкости-глухости, отражение этой характеристики в модели слова (знак «звоночек» расположен над звонким звуком). Чтение слов и предложений. Сравнение слов по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости первых звуков в именах детей: Кира, Коля, Гена, Галя. Придумывание окончания истории. Чтение хорошо читающими детьми рассказа Г. Остера «Секретный язык». |
22 | Виды речевой и читательской деятельности Знакомство с буквой З (з) Знакомство с буквой С (с). | 1 | 18.11 | | Звуковой анализ слов зебра, замок, гуси, сумка. Чтение слогов, слов и предложений. Расшифровка «зашифрованных» слов (навес, сосна, бант). Чтение рассказа Г.Остера «Где лучше бояться». Чтение стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать» и рассказа В. Сутеева «Цыпленок и утёнок». Звуковой анализ слов зебра, замок, гуси, сумка. Чтение слогов, слов и предложений. Расшифровка «зашифрованных» слов (навес, сосна, бант). Чтение рассказа Г.Остера «Где лучше бояться». Чтение стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать» и рассказа В. Сутеева «Цыпленок и утёнок». |
23 | Виды речевой и читательской деятельности Сопоставление звуков [з] и [с] по звонкости-глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова. Знакомство с буквой Д (д). | 1 | 23.11 | | Сопоставление звуков [з] и [с] по глухости-звонкости. Чтение слов, маленьких рассказов, «зашифрованного» слова (слон). Чтение хорошо читающими детьми рассказа В. Голявкина «Как я помогал маме мыть пол». Звуковой анализ слов душ, дятел. Чтение слогов, слов, предложений, стихотворения (дифференцированная работа). Расшифровка «зашифрованного» слова: среда - адрес. Чтение хорошо читающими детьми рассказа Я. Пинясова «Хитрый огурчик». |
24 | Виды речевой и читательской деятельности Знакомство с буквой Т (т) Сопоставление звуков [д] и [т] по звонкости-глухости. Сопоставление звуков [д] и [т] по звонкости-глухости. | 1 | 25.11 | | Звуковой анализ слов тигр, труба. Чтение слов, полученных при замене звонкого согласного [д] его глухой парой. Чтение слов и классификация их на две группы: со звонким звуком [д] и с глухим звуком [т]. Чтение слов по таблице при замене одной буквы. Чтение стихотворений Э.Мошковской «Я рисую», Н.Томилиной «Бегемот», Н.Сладкова «Догадливый хомяк». Чтение слов и классификация их на две группы: со звонким звуком [д] и с глухим звуком [т]. Чтение слов по таблице при замене одной буквы. Чтение хорошо читающими детьми рассказа Е. Чарушина «Томка». |
25 | Круг детского чтения Виды речевой и читательской деятельности Народные сказки. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса». Знакомство с буквой Б (б). | 1 | 30.11 | | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Звуковой анализ слов бант, бинт. Сравнение звуков по твердости-мягкости. Чтение слогов, слов и предложений. Сравнение слов по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости указанных звуков. Расшифровка зашифрованных слов: набор - барон, кабан - банка. Чтение хорошо читающими детьми рассказа В. Голявкина «Всё будет прекрасно». |
26 | Виды речевой и читательской деятельности Знакомство с буквой П (п). Знакомство с буквой В (в) | 1 | 2.12 | | Звуковой анализ слов печка, пушка. Чтение слогов, слов, рассказа. Чтение слов по таблице. Составление слова по выделенным звукам (павлин). Сравнение слов. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения пóлки – полкú. Чтение хорошо читающими детьми рассказа В. Осеевой «Просто старушка». Звуковой анализ слов ветка, ворона, фонарь, филин. Чтение слогов и слов. Чтение слов сев, довод справа налево. Смыслоразличительная функция ударения: звóнок – звонóк. Чтение хорошо читающими детьми рассказов А.Шибаева «Одна буква», Я.Тайца «По грибы», Я. Тайца «Волк». Разгадывание ребусов. |
27 | Круг детского чтения Виды речевой и читательской деятельности Литературные (авторские) сказки. В. Сутеев. «Дядя Миша». Знакомство с буквой Ф (ф). | 1 | 7.12 | | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Звуковой анализ слов ветка, ворона, фонарь, филин. Чтение слогов и слов. Чтение слов сев, довод справа налево. Чтение хорошо читающими детьми рассказов Г. Сапгир «Футбол» |
28 | Виды речевой и читательской деятельности Знакомство с буквой Ж (ж). Знакомство с буквой Ш (ш). | 1 | 9.12 | | Звуковой анализ слов лыжи, пирожок. Выяснение особенностей звука [ж] (звук [ж] всегда твёрдый согласный, у него нет мягкой пары). Чтение слов, предложений, отгадывание загадок. Чтение по таблице слов, полученных в результате замены одной буквы. Чтение хорошо читающими детьми рассказа Г. Юдина «Поэты». Звуковой анализ слов груша, катушка. Выяснение особенностей звука [ш] (звук [ш] всегда твёрдый согласный, у него нет мягкой пары). Чтение слогов, слов, рассказа. Чтение слов, полученных в результате замены одной буквы. Чтение хорошо читающими детьми рассказа Г. Юдина «Что вы знаете о йогах?». |
29 | Виды речевой и читательской деятельности Круг детского чтения Знакомство с буквой Ч (ч) Литературные (авторские) сказки. С. Маршак. «Тихая сказка» | 1 | 14.12 | | Звуковой анализ слов чайник, спички, ящик, клещи. Выяснение особенностей звука [щ’] (звук [щ’] всегда мягкий согласный, у него нет твёрдой пары). Чтение слогов, слов, предложений. Отработка правила написания гласных после [ч'] и [щ']. Составление слов по схемам. Чтение рассказа Г.Цыферова «Кот». Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
30 | Виды речевой и читательской деятельности Знакомство с буквой Щ (щ). Знакомство с буквой Х (х). | 1 | 16.12 | | Звуковой анализ слов чайник, спички, ящик, клещи. Выяснение особенностей звука [щ’] (звук [щ’] всегда мягкий согласный, у него нет твёрдой пары). Чтение слогов, слов, предложений. Отработка правила написания гласных после [ч'] и [щ']. Составление слов по схемам. Чтение рассказа Г.Цыферова «Кот». Звуковой анализ слов хобот, хвост. Называние слов с мягкой парой согласного звука [х]. Составление словосочетаний. Нахождение слова в слове. Расшифровка зашифрованного слова: выход. Разгадывание кроссворда. Чтение хорошо читающими детьми сказки Л. Толстого «Белка и волк». |
31 | Виды речевой и читательской деятельности Знакомство с буквой Ц (ц). Знакомство с особенностями буквы ь | 1 | 21.12 | | Звуковой анализ слов синица, цапля. Выяснение особенностей звука [ц] (звук [ц] всегда твёрдый согласный, у него нет мягкой пары). Чтение слов в единственном и множественном числе. Разгадывание кроссворда и отгадывание загадок. Составление словосочетаний. Для хорошо читающих детей – чтение рассказа Г.Юдина «Цыплёнок Цып». Знакомство с разделительной функцией мягкого знака. Различение функций мягкого знака. Образование форм множественного числа с использованием мягкого знака. |
32 | Виды речевой и читательской деятельности Знакомство с разделительной функцией мягкого знака. Знакомство с особенностями буквы ъ. | 1 | 23.12 | | Знакомство с разделительной функцией мягкого знака. Различение функций мягкого знака. Образование форм множественного числа с использованием мягкого знака. Чтение по таблице слов, полученных в результате замены одной буквы. Чтение рассказа И. Бутмина «Трус» хорошо читающими детьми. Знакомство с особенностями твёрдого знака. Сравнение слов. Чтение учителем стихотворений с фиксацией внимания на буквах ь и ъ. Чтение хорошо читающими детьми рассказа Г. Юдина «Как Мыша за сыром ездил». |
33 | Виды речевой и читательской деятельности Круг детского чтения Алфавит. С.Я. Маршак. «Ты эти буквы заучи...» В. Голявкин. «Спрятался». В. Сутеев. «Три котенка». А. Шибаев «Беспокойные соседки». Е. Пермяк «Про нос и язык». Г. Остер «Меня нет дома». | 1 | 11.01 | | Проблемная ситуация: «Чего больше в русском языке: букв или звуков?» Чтение стихотворения и рассказа. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Умение ставить себя на место героя и определять свою нравственную позицию. Чтение рассказа В. Сутеева «Три котенка» и выполнение задания к рассказу. Чтение стихотворения А. Шибаева «Беспокойные соседки» и обсуждение вопроса о том, как превратить буквы Г, Д, Е, Ё, Ж в предложение. Чтение рассказа Е. Пермяка «Про нос и язык» и Г. Остера «Меня нет дома» учителем и хорошо читающими учениками. Выполнение заданий к рассказам. Обсуждение с детьми справедливости бабушкиного шутливого ответа. Выбор пословицы к содержанию прочитанного. Обсуждение комичности ситуации рассказа Г. Остера и возможности её разумного решения. Ролевое чтение |
34 | Круг детского чтения Сказки зарубежных писателей. Ш. Перро. «Красная шапочка». А. Шибаев «На зарядку – становись!»; А. Шибаев «Познакомились». Е. Чарушин «Как Никита играл в доктора» | 1 | 13.01 | | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Чтение рассказа А.Шибаева «На зарядку – становись!» учителем и хорошо читающими учениками. Выполнение заданий. Инсценировка: один или два ученика изображают букву, остальные угадывают, какая это буква. Чтение и обсуждение рассказа «Познакомились»: какой знак вам больше понравился и почему? Ролевое чтение: выбор нужной интонации и настроения при чтении. Чтение рассказа Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора» учителем и хорошо читающими учениками. Обсуждение ситуации: прав ли Никита, можно ли так играть с собакой, а если нельзя, то почему? |
35 | Круг детского чтения А. Шибаев «Всегда вместе» Рассказы о детях. М. Пришвин. «Лисичкин хлеб»Г. Цыферов «Маленький тигр» С.Чёрный «Кто?» | 1 | 18.01 | | Чтение рассказа А. Шибаева «Всегда в месте» учителем и хорошо читающими учениками. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.Чтение сказки «Маленький тигр» Г. Цыферова учителем и хорошо читающими учениками. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Чтение сказки по ролям. Чтение стихотворения С. Чёрного «Кто?» учителем и хорошо читающими учениками. Работа в парах и обсуждение вопроса: кто храбрее мышонок или лев? |
36 | Круг детского чтения Г. Остер «Середина сосиски» Я. Аким «Жадина» Э.Успенский «Если был бы я девчонкой» … Украинская народная сказка «Рукавичка» Стихотворения о животных. А. Блок. «Зайчик». | 1 | 20.01 | | Чтение рассказа Г. Остера «Середина сосиски» учителем и хорошо читающими учениками. Обсуждение комичности ситуации. Ролевое чтение. Чтение стихотворения Я. Акима «Жадина» Ответы на вопросы. Сравнение прочитанных произведений по сюжету. Чтение стихотворения Э.Успенского «Если был бы я девчонкой…» Ответы на вопросы. Чтение украинской народной сказки «Рукавичка». Сравнение сказок (народная и авторская). |
37 | Круг детского чтения Г. Остер «Спускаться легче». В. Сутеев «Под грибом» А.Шибаев «Что за шутки»? Г.Остер «Хорошо спрятанная котлета» | 1 | 25.01 | | Чтение рассказа Г. Остера «Спускаться легче». Обсуждение: это шутка или серьёзный рассказ. Ролевое чтение.Чтение сказки В. Сутеева «Под грибом учителем и хорошо читающими учениками. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнение сказок с похожими сюжетами. Различение авторской и народной сказки. Чтение стихотворения А. Шибаева «Что за шутки?» Ответы на вопросы. Чтение рассказа Г. Остера «Хорошо спрятанная котлета». Выполнение заданий к рассказу. Обсуждение: как в рассказах Г. Остера герои-звери разговаривают друг с другом, всегда ли могут договориться. |
| | | |
38 | Круг детского чтения Литературные сказки. К.И. Чуковский. «Муха-Цокотуха». Б. Житков «Как меня называли» А.Кушнер «Большая новость» | 1 | 27.01 | | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Чтение рассказа Б. Житкова «Как меня называли». Обсуждение: «Почему мальчика прозвали Почемучкой и какие «почему?» он задавал правильно, а какие нет?» Чтение стихотворения А.Кушнера «Большая новость». Ответ на вопрос. |
39 | Круг детского чтения Л. Пантелеев «Как поросенок говорить научился» Е.Чарушин «Яшка» А.Кушнер «Что я узнал!» | 1 | 1.02 | | Чтение рассказа Л.Пантелеева «Как поросенок говорить научился». Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Чтение рассказа Е.Чарушина «Яшка». Ответы на вопросы. Обсуждение: хочется тебе завести птицу и научить её говорить? Ты с этим справишься? Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Чтение рассказов Ю. Дмитриева и Г.Снегирёва «Медвежата» учителем и хорошо читающими учениками. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Работа в парах по подбору заголовков к рассказам. |
40 | Круг детского чтения Литературные сказки. В. Сутеев. «Елка». Рубрика «Книжная полка» Ю.Дмитриев «Медвежата» Г.Снегирёв «Медвежата» | 1 | 3.02 | |
41 | Круг детского чтения М. Карем «Растеряшка». В. Драгунский «Заколдованная буква» Н.Носов «Ступеньки» | 1 | 15.02 | | Чтение стихотворения М. Карема «Растеряшка». Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Чтение рассказа В.Драгунского «Заколдованная буква». Выполнение заданий к рассказу. Обсуждение вопроса: можно ли смеяться над человеком, если он не выговаривает какой-либо звук. Можно ли научиться произносить все звуки правильно? Чтение рассказа Н.Носова «Ступеньки». Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Обсуждение: нужно ли доводить любое начатое дело до конца? |
42 | Круг детского чтения Сказки о животных. В. Бианки. «Лесной Колобок – Колючий бок». Круг детского чтения О. Дриз «Горячий привет». Г. Остер «Привет Мартышке» (отрывок) | 1 | 17.02 | | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Чтение стихотворения О.Дриза «Горячий привет?» Ответы на вопросы. Чтение рассказа Г. Остера «Привет Мартышке». Сравнение прочитанных произведений по жанру и сюжету. |
43 | Круг детского чтения Творческая деятельность О. Дриз «Горячий привет». Г. Остер «Привет Мартышке» (отрывок) Е. Чарушин «Зайчата» Н. Сладков «Сорока и Заяц» Н. Сладков «Лиса и Заяц» | 1 | 22.02 | | Чтение стихотворения О.Дриза «Горячий привет?» Ответы на вопросы. Чтение рассказа Г. Остера «Привет Мартышке». Сравнение прочитанных произведений по жанру и сюжету. Чтение рассказа Е.Чарушина «Зайчата». Ответ на вопрос. Чтение рассказа Н.Сладкова «Зайчата». Умение определить и объяснить значение выражения «заячья душа» в контексте. Чтение рассказа Н.Сладкова «Лиса и Заяц». Творческое задание: придумать, как ответил Заяц Лисе; сравнить с тем, как это написано у автора. Сравнение произведений Н.Сладкова и Е Чарушина. |
44 | Круг детского чтения Н.Носов «Затейники» Г. Сапгир «Людоед и принцесса, или Всё наоборот». | 1 | 24.02 | | Чтение рассказа Н.Носова «Затейники». Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Подбор подходящего заголовка с использованием малых фольклорных форм. Чтение сказки Г.Сапгира «Людоед и принцесса, или Всё наоборот». Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Обоснование своей точки зрения: эта сказка тебе кажется ужасной или прекрасной. |
| | | |
45 | Круг детского чтения Дж. Родари «Про мышку, которая ела кошек». А. Толстой «Ёж» (отрывок) В. Лунин «Волк ужасно разъярён» … Г. Цыферов «Зелёный заяц» | 1 | 1.03 | | Чтение сказки Дж.Родари «Про мышку, которая ела кошек». Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Определение жанра данного произведения. Чтение сказки А.Толстого «Ёж». Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Выборочное чтение. Чтение стихотворения В.Лунина «Волк ужасно разъярён» … Умение определить и объяснить значение слова в контексте. Чтение рассказа Г.Цыферова «Зелёный заяц». Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Обоснование своей точки зрения: хорошо, что мы все разные или должны быть одинаковыми? Подбор пословицы для окончания рассказа. |
46 | Круг детского чтения В. Драгунский «Он живой и светится». Русская народная сказка. «Лиса и журавль» Н.Сладков «Лиса и мышь» | 1 | 3.03 | | Чтение рассказа В.Драгунского «Он живой и светится». Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Обоснование своей точки зрения: оцени правильность поступка Дениски. Чтение русской народной сказки «Лиса и журавль». Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Подбор заголовка с использованием малых фольклорных форм. Выработка оценочных суждений к литературным персонажам. Обоснование своей точки зрения: правильно ли поступил журавль. Чтение произведения Н.Сладкова «Лиса и мышь». Ответ на вопрос. |
47 | Круг детского чтения Литературоведческая пропедевтика Г.Сапгир «Лошарик», В.Берестов «Картинки в лужах» А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (отрывок) | 1 | 8.03 | | Чтение сказки Г. Сапгира «Лошарик». Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Определение жанра данного произведения. Чтение стихотворения В. Берестова «Картинки в лужах». Ответы на вопросы. Знакомство с литературными (авторскими) сказками. Чтение отрывка из «Сказки о царе Салтане…». Упражнение в чтении описаний кораблика, корабельщиков. Выполнение заданий в учебнике. Выразительное чтение отрывка. Знакомство с книгой «Сказки А.С.Пушкина» |
48 | Круг детского чтения Литературные (авторские) сказки. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Народные сказки. Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть». В. Сутеев «Кораблик». | 1 | 10.03 | | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Закрепление понятия народная сказка, выделение зачина. Упражнение в чтении (плавном и целыми словами). |
| | 15.03 | |
49 | Круг детского чтения Кир Булычев «Скороговорка». В. Бианки «Лис и Мышонок» Литературные сказки. В. Сутеев. «Палочка-выручалочка». | 1 | 17.03 | | Закрепление понятия народная сказка, выделение зачина. Упражнение в чтении (плавном и целыми словами). Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
50 | Круг детского чтения Литературные (авторские) сказки. В.В. Бианки «Лис и Мышонок». Обобщение по теме. «Проверь себя». «Книжная полка» Стихотворения и рассказы о детях и для детей. К. Ушинский «Играющие собаки». В. Осеева «Кто наказал его?». И. Северянин «Её питомцы». Л. Толстой «Косточка» | 1 | 31.03 | | Работа с текстом сказки: целостное восприятие, выполнение заданий в учебнике и тетради. Чтение по ролям. Чтение загадки. Ответы на вопросы. Сравнение образов Мышонка и Лисы. Чтение учителем рассказа К.Д.Ушинского «Играющие собаки», чтение по частям, выполнение заданий в учебнике, составление плана, обучение подробному пересказу. Отработка навыка чтения вслух. Выразительное чтение – показ отношения к герою рассказа. Определение темы и жанра произведения. Работа с пословицей, выразительное чтение и объяснение смысла пословицы. Слушание стихотворения И.Северянина «Её питомцы». Сравнение произведений. Упражнение в выразительном чтении стихотворения. Работа с рассказом Л.Н.Толстого «Косточка» чтение, выполнение заданий в учебнике. Повторение произведений Л.Н.Толстого. |
51 | Круг детского чтения Рассказы о детях. Е. Пермяк. «Пичугин мост». «Торопливый ножик». Пословицы. Круг детского чтения Рассказы о детях и для детей В. Осеева «Потерянный день», «Три товарища». В. Осеева «Печенье» | 1 | 5.04 | | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Чтение рассказа Е.Пермяка «Торопливый ножик», выполнение заданий в учебнике. Работа с пословицей: выразительное чтение, определение и объяснение ее смысла, соотнесение пословицы с главной мыслью рассказа Е.Пермяка «Торопливый ножик». Развитие восприятия художественного произведения. Самостоятельное чтение и слушание учителя. Моделирование обложки. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
52 | Круг детского чтения Стихотворения для детей. А. Барто «Я – лишний». Я. Аким «Мама». Э. Успенский «Всё в порядке». «Проверь себя». Н. Саконская «Мы с мамой». Обобщение по теме. Произведения о природе Л.Н. Толстой «Солнце и ветер», В.В. Бианки «Синичкин календарь». Э. Мошковская «Лед тронулся» | 1 | 7.04 | | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Чтение. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Знакомство с новым блоком (разделом), чтение заголовка, рассматривание содержания (оглавления) раздела (Сколько произведений входит? Каких авторов? Какое произведение открывает раздел? Чем заканчивается? и т.д.). Слушание произведения Л.Н.Толстого «Солнце и ветер», беседа, выполнение заданий в учебнике под руководством учителя. Работа с рассказом В.Бианки «Синичкин календарь»: самостоятельное первичное чтение, объяснение заголовка, выполнение заданий в учебнике под руководством учителя. Слушание стихотворения Э. Мошковской «Лед тронулся», выполнение заданий в учебнике. |
53 | Круг детского чтения Разножанровые произведения о родной природе. И.С. Соколов-Микитов «Русский лес» (отрывок). Загадки, песенка-закличка. Русская народная песня «Березонька». | 1 | 12.04 | | Знакомство с разножанровыми произведениями о природе (рассказ, загадка, закличка, народная песня). Работа с рассказом С.Соколова-Микитова «Русский лес»: чтение по частям, выполнение заданий, моделирование обложки. Самостоятельное чтение загадок и выполнение заданий в учебнике. Работа над выразительностью чтения песенки-заклички. Слушание народной песни «Березонька». Сравнение произведений по моделям, выделение общего и различия (авторской принадлежности, жанра, темы). |
54 | Литературоведческая пропедевтика Круг детского чтения Стихотворения и рассказы о родной природе. С.Я. Маршак «Апрель». Дополнительное чтение. М.М. Пришвин «Лесная капель». Стихотворения о природе. Е. Трутнева. «Когда это бывает?». Рубрика «Книжная полка» | 1 | 14.04 | | Чтение стихотворения С.Маршака «Апрель», выполнение заданий в учебнике под руководством учителя. Заучивание наизусть стихотворения и работа над выразительностью чтения. Самостоятельное моделирование обложки. Слушание рассказа М.Пришвина «Лесная капель», выполнение заданий в учебнике под руководством учителя. Сравнение изученных на уроке произведений. Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
55 | Круг детского чтения Произведения о родной природе. И. Mазнин «Давайте дружить». Ю. Коваль «Бабочка». Загадка. Рассказы о животных. Г. Скребицкий. «Пушок» | 1 | 19.04 | | Знакомство с новым разделом: чтение заголовка, рассматривание содержания, чтение фамилий писателей, чьи произведения вошли в раздел. Работа со стихотворением И. Мазника «Давайте дружить»: слушание, чтение по частям, беседа, упражнения в выразительном чтении, выполнение заданий в учебнике. Чтение рассказа Ю.Коваля «Бабочка» учащимися, выполнение заданий в учебнике. Сравнивание произведений по моделям. Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
56 | Круг детского чтения Произведения о животных. С.В. Михалков «Аисты и лягушки». Е.И. Чарушин «Томкины сны». И.Жуков «Нападение на зоопарк» Произведения о животных. М.М. Пришвин «Ежик», Ю.Могутин «Убежал», Б. Заходер «Ёжик», М.Пришвин «Норка и Жулька» | 1 | 21.04 | | Первичное чтение детьми, выполнение заданий в учебнике под руководством учителя. Упражнения в выразительности чтения. Самостоятельная работа с загадкой (чтение, выполнение заданий), проверка под руководством учителя. Слушание рассказа Е. Чарушина «Томкины сны», дети следят по тексту. Слушание рассказа М.Пришвина «Ежик» из художественной книги. Работа с отрывком рассказа М. Пришвина «Ежик»: чтение, выполнение заданий в учебнике. Моделирование обложки. Чтение учащимися стихотворения, Б. Заходера «Ёжик» коллективное выполнение заданий, работа над выразительностью чтения. Сравнение произведений по моделям. |
57 | Круг детского чтения Рассказы о животных. В. Чаплина. «Мушка» Произведения фольклора, рассказы о животных. Русс. нар. песня «Котик». Сказка - несказка Э. Шима «Глухарь». Г. Скребицкий «Самые быстрые крылья» «Проверь себя». | 1 | 26.04 | | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Первичное чтение детьми, выполнение заданий в учебнике под руководством учителя. Упражнения в выразительности чтения. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
58 | Круг детского чтения Сказки современных писателей.для детей. М. Пляцковский «Добрая лошадь», В.Осеева «Кто хозяин», «На катке» Рассказы о детях. С. Баруздин. Цикл «Веселые рассказы». | 1 | 26.04 | | Первичное чтение детьми, выполнение заданий в учебнике под руководством учителя. Упражнения в выразительности чтения. Самостоятельное моделирование обложки Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
| | | |
59 | Круг детского чтения Рассказы о детях и для детей. В.В. Голявкин «Про то, для кого Вовка учится». И. Бутмин «Клоун». Е.А. Пермяк «Бумажный змей». В.Берестов «Серёжа и гвозди». Е.А.Пермяк «Самое страшное», С. Востоков «Кто кого». «Проверь себя». Рассказы о детях и для детей. Е. Ильина. «Чик-чик ножницами». Рубрика «Книжная полка». | 1 | 28.04 | | Работа с рассказом В. Голявкина: чтение учителем, а учащиеся следят по тексту; выполнение заданий в учебнике под руководством учителя. Выразительное чтение пословицы и объяснение смысла. Чтение по частям рассказа, беседа, выполнение заданий в учебнике. Сравнение рассказов о детях В.Осеевой и Е.Пермяка, выбор тона и темпа чтения. Работа с рассказом И. Бутмина «Клоун»: чтение по частям, беседа, обсуждение образов героев и их сравнение, чтение по ролям. Проверка под руководством учителя. Повторение рассказов о детях. Литературная игра «Вспомни и назови». Работа со схемой. Слушание рассказа Е.Пермяка «Бумажный змей». Дополнение схемы Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
60 | Круг детского чтения Произведения о дружбе и доброте. М. Пляцковский «Урок дружбы», А. Усачёв «Грамотная мышка», М. Яснов «В лесной библиотеке». Сказки о животных. В. Орлов «Как малышу нашли маму». Пословица Сказки зарубежных писателей. Х.-К. Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик». | 1 | 28.04 | | Знакомство с новым разделом (чтение заголовка, рассматривание содержания). Чтение сказки М. Пляцковского «Урок дружбы» вслух по частям, беседа, выполнение заданий в учебнике Обучение краткому пересказу сказки. Рассказы детей о понравившемся герое. Чтение пословицы и объяснение ее смысла. Знакомство с произведениями современных писателей. Работа со сказкой А.Усачёва «Грамотная мышка»: чтение по частям, объяснение заголовка, выполнение заданий в учебнике, выявление главной мысли. Работа со сказкой В.Орлова «Как малышу нашли маму»: слушание, беседа, составление схематического плана, чтение по частям. Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
61 | Круг детского чтения Литературные (авторские сказки) С. Прокофьева «Сказка о том, что надо дарить». Д. Биссет «Дракон Комодо». В. Сутеев «Цыпленок и Утенок», «Проверь себя» Народные сказки. Русская народная сказка «Терёшечка». | 1 | 3.05 | | Слушание сказки С. Прокофьева «Сказка о том, что надо дарить». беседа после слушания, моделирование обложки, составление схематическиго плана, краткий пересказ. В. Сутеев «Цыпленок и Утенок»: самостоятельное чтение учащимися, беседа, выполнение заданий в учебнике. Чтение по ролям. Высказывания учащихся о героях сказки. Творческая работа: придумывание веселой истории о героях сказки. Анализировать текст: осознать смысл прочитанного; отвечать на вопросы; определять основную мысль прочитанного произведения моделировать обложку книги |
| | | |
62 | Круг детского чтения Разножанровые произведения о животных. А. Барто «Жук». Н.Н. Сладков «На одном бревне». Пословицы. | 1 | 3.05 | | Знакомство с новым разделом, повторение произведений о животных. Работа со стихотворением А. Барто «Жук»: работа над выразительностью чтения, выполнение заданий в учебнике. Литературная игра «Вспомни и назови» включает отрывки из изученных произведений о животных. Чтение сказки Н.Сладкова «На одном бревне», выполнение заданий в учебнике, объяснение своего понимания заголовка, работа с иллюстрацией и чтение эпизода. Работа с пословицами: чтение, выполнение заданий. |
| Круг детского чтения Итоговая комплексная работа | 1 | 5.05 | | Работа с новым текстом. |
63 | Круг детского чтения Народные сказки. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». | 1 | 10.05 | | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Работа с новым текстом. |
64 | Круг детского чтения Произведения о животных. Е. Чарушин «Томка и корова». В. Берестов «Выводок». В.Орлов «Большие уши» Загадка. Проверь себя. Рассказы о животных. Г. Скребицкий. «Мать». | 1 | 12.05 | | Работа с книгами Е.И. Чарушина: рассматривание по группам, правильное называние, определение тем. Чтение рассказа «Томка и корова». выполнение заданий в учебнике. Самостоятельное чтение загадки. Творческая работа «Проба пера»: рассказ-описание «Корова» Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
65 | Литературоведческая пропедевтика Круг детского чтения Разножанровые произведения о природе. И. Соколов-Микитов «Радуга», «Май». Е. Трутнева «Эхо». И. Шевчук «Ленивое эхо». Стихотворения о природе. А. Барто. «Весенняя гроза». Рубрика «Книжная полка». | 1 | 17.05 | | Повторение рассказов И.С. Соколова-Микитова по учебнику Повторение изученных стихотворений о природе по учебнику. Слушание стихотворения Е.Трутневой «Эхо», выявление первичного восприятия, выполнение заданий к тексту в учебнике Выразительное чтение. Самостоятельное ознакомительное чтение стихотворения современного детского поэта И.Шевчука «Ленивое эхо». Обмен мнениями. Упражнение в выразительном чтении. Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
| | | |
66 | Литературоведческая пропедевтика Произведения о весне. С.Витвицкий «Травка зеленеет…» (пер. А. Плещеева). Рассказы для детей. Я. Тайц «Всё здесь», «По ягоды». К. Чуковский «Радость», М. Есеновский «Моя небольшая родина». Ю. Коринец. «Волшебное письмо» Р. Валеева «Здравствуй, лето!». В. Лунин «Я видела чудо». Проверь себя Твоя книжная полка. | 1 | 19.05 | | Работа со стихотворением С.Витвицкого «Травка зеленеет…» (пер. А. Плещеева): слушание выразительного чтения учителем, беседа, выполнение заданий в учебнике. Работа над выразительностью чтения, заучивание наизусть. Работа с рассказом Я. Тайца «Всё здесь»: чтение ознакомительное, беседа, чтение по ролям, выполнение заданий в учебнике. Самостоятельное чтение рассказа Я.Тайца «По ягоды», упражнения в чтении, выполнение заданий в учебнике. Ознакомительное чтение, беседа, чтение по ролям, выполнение заданий в учебнике. Самостоятельное чтение, упражнения в чтении, выполнение заданий в учебнике. |
Отметки в первом классе не ставятся. Оценка ответов, самостоятельных работ проводится только словесно. Учитель положительно оценивает любую удачу ученика, если даже она весьма незначительна. Тематические проверочные работы содержат несколько заданий по одной теме с целью выявления картины усвоения каждым учеником изученного материала.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ в форме контрольных и тестовых работ.