на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по литературному чтению и на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой. ( УМК «Школа России»)
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества. Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Курс «Литературное чтение» рассчитан на 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в 4 классе).
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Развитие навыков чтения. Развитие навыков правильного, сознательного чтения вслух, выработка ускоренного темпа чтения за счет отработки приёмов целостного и точного зрительного восприятия слова, быстрота понимания прочитанного. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Углубленное понимание прочитанного. Развитие умения быстро улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте. Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста. Темп чтения — не меньше 100 слов в минуту. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению(4 класс).
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой. Работа с текстом художественного произведения
Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения. Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога повествованием. Выявление особенностей речи действующих лиц рассказа, сопоставление их поступков, отношения к окружающим (по одному или ряду произведений), выявление мотивов поведения героев и определение своего и авторского отношения к событиям и персонажам. Различение оттенков значения слов в тексте, использование их в речи, нахождение в произведении и осмысление значения слов и выражений, ярко изображающих события, героев, окружающую природу (сравнений, эпитетов, метафор, фразеологических оборотов). Составление творческих пересказов от имени одного из героев, с вымышленным продолжением рассказов о случае из жизни по наблюдениям, с элементами описания или рассуждения. Обогащение и активизация словаря учащихся, развитие устной речи, её содержательности, последовательности, точности, ясности и выразительности. Ориентировка в учебной книге по содержанию, самостоятельное пользование методическим и ориентировочно-справочным аппаратом учебника, вопросами и заданиями к тексту, сносками. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами.
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Расширяется круг произведений современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников. Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Сроки | № уроков | Тема урока | Планируемые результаты | Возможные виды деятельности учащихся/возможные формы контроля/форма урока | Примечания |
Освоение предметных знаний | УУД (личностные и метапредметные результаты) |
1 четверть. 9 нед.*4 часа= 36 часов |
Летописи. 8 часов |
| 1 | Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». | Познакомить с отрывками из летописей, помочь им понять необходимость знания истории. Уметь отличать былину от других литературных жанров по отличительным признакам. | Контролировать свои действия по результату.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.. Планирование учебного сотрудничества | Различать жанр «летопись». читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении | |
| 2 | «И вспомнил Олег коня своего» | Познакомить с отрывками из летописей, помочь им понять необходимость знания истории. Учить находить в былине аналогии с реальными историческими событиями. | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников | Различать жанр «летопись». читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. Учить находить в былине аналогии с реальными историческими событиями. | |
| 3 | «Ильины три поездочки». | Осознанно, правильно, выразительно читать вслух. Самостоятельно давать характеристику героя. | Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников | Жанр устного народного творчества «былина». определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст. Учить находить в былине аналогии с реальными историческими событиями. | |
| 4 | «Ильины три поездочки». | Осознанно, правильно, выразительно читать вслух. Самостоятельно давать характеристику героя. | Контролировать свои действия по результату.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Планирование учебного сотрудничества.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальнойпринадлежности; | Различать жанр устного народного творчества «былина». определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст | |
| 5 | «Ильины три поездочки». | Составлять план текста. Относить прочитанное произведение к определённому периоду. | Формирование действий контроля и самоконтроля. Перечитывание текста с разными задачами. Находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения | Искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять взаимный контроль, | |
| 6 | «Житие Сергия Радонежского» | Составлять план текста. Относить прочитанное произведение к определённому периоду. | Контролировать свои действия по результату.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.. Планирование учебного сотрудничества | Работать с информацией, перерабатывать ее, готовить сообщение по теме. Составлять небольшое монологическое высказывание по теме. | |
| 7 | «Житие Сергия Радонежского» | Составлять план текста. Относить прочитанное произведение к определённому периоду. | Контролировать свои действия по результату. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Планирование учебного сотрудничества | Составить план статьи. Нахождение главного. Пользоваться справочной литературой. Познакомить с отрывками из летописей, помочь им понять необходимость знания истории. | |
| 8 | Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития | Уметь выполнять творческие задания,определять жанры древнерусской литературы по фрагментам текстов. Составлять историю книги Обобщить знания полученные при изучении раздела | Контролировать свои действия по результату.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Планирование учебного сотрудничества | Пользоваться справочной литературой. Высказывать и обосновывать свою точку зрения | |
Чудесный мир классики. 32 часа |
| 9 | Знакомство с разделом. Пётр Петрович Ершов | Знать автобиографическую литературу (автобиографические книги писателей о себе) Уметь определять место книги в детстве писателей, ее роль в становлении личности. Понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма. | Принимать образ «хорошего ученика». Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков | Узнают творчество П.Ершова. смогут составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту | |
| 10 | П. П. Ершов «Конёк - горбунок» | Понимание идеи произведения. самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою); | Контролировать свои действия по результату.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Планирование учебного сотрудничества | Научатся читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. Ознакомление с историей создания произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией | |
| 11 | П. П. Ершов «Конёк - горбунок» | Понимание идеи произведения. самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою); | Контролировать свои действия по результату. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Планирование учебного сотрудничества | Находить в тексте наиболее важные по смыслу слова и предложения. Комбинированный урок. | |
| 12 | П. П. Ершов «Конёк - горбунок» | Понимание идеи произведения. самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою); | Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках | Поиск и выделение необходимой информации. Составление характеристики героев; Составление плана произведения; Групповая работа | |
| 13 | П. П. Ершов «Конёк - горбунок» | Понимание идеи произведения. самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою); | Формирование действий контроля и самоконтроля. Перечитывание текста с разными задачами. Находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения | Продуцировать текст с использованием сложных предложений с союзами и, а, но и без союзов | |
| 14 | Внеклассное чтение Летописи, былины, сказания | Вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению. | Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков | Пользоваться справочной литературой; находить ответы на вопросы в тексте. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | |
| 15 | А. С. Пушкин «Няне», | Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи | Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков | Запоминать название и основное содержание изученного произведения. анализировать поведение героев | |
| 16 | А. С. Пушкин «Туча», | Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, способность избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; | Определяют границы частей, составляют план. | |
| 17 | А. С. Пушкин «Унылая пора» | Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи | Рразвитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, способность избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; | Устанавливать смысловые связи частей текста; составлять сложный план с помощью учителя | |
| 18 | А.С.Пушкин. Стихи | Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать в заданном темпе. | Характер героя, его поступки и их мотивы | |
| 19 | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» | Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи | Контролировать свои действия по результату. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Планирование учебного сотрудничества | Запоминать название и основное содержание изученного произведения. анализировать поведение героев | |
| 20 | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» | Знать биографию автора и его произведения; Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи. Уметь пересказывать текст,делить текст на смысловые части, составлять его простой план | Контролировать свои действия по результату. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Планирование учебного сотрудничества | Пользоваться справочной литературой; находить ответы на вопросы в тексте. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | |
| 21 | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» | Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи | Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников | Поиск и выделение необходимой информации. Составление характеристики героев. Составление плана произведения. Групповая работа. Комбинированный урок. | |
| 22 | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» | Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи | Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства. Адекватно воспринимать оценку учителя. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках | Устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах. Находить в тексте наиболее важные по смыслу слова и предложения. Связно отвечать по плану | |
| 23 | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» | Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи | Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства. Адекватно воспринимать оценку учителя. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках | Находить в тексте наиболее важные по смыслу слова и предложения. Связно отвечать по плану | |
| 24 | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» | Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи | Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Находить в тексте наиболее важные по смыслу слова и предложения. Связно отвечать по плану | |
| 25 | КВН по сказкам А. С. Пушкина | Аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции | Учиться пооперационному контролю учебной работы как своей, так и других. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;задавать вопросы. | Ознакомление с историей создания произведений, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией | |
| 26 | М. Ю. Лермонтов «Дары Терека | Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя»,определять тему и главную мысль произведения;пересказывать текст,делить текст на смысловые части, составлять его простой план, читать стихотворные произведения наизусть, различать жанры художественной литературы | Л: Принимать образ «хорошего ученика». Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков Р: Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников | Ознакомление с историей создания произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией | |
| 27 | М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» | Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя»,определять тему и главную мысль произведения;пересказывать текст,делить текст на смысловые части, составлять его простой план, читать стихотворные произведения наизусть, различать жанры художественной литературы | Контролировать свои действия по результату.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Планирование учебного сотрудничества | Ознакомление с историей создания произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией | |
| 28 | Внеклассное чтение по произведениям М. Ю. Лермонтова | Аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции. Расширить знания о литературном наследии М. Ю. Лермонтова | Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства. Адекватно воспринимать оценку учителя Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников | Искать и выделять необходимую информацию. Групповая работа; Комбинированный урок | |
| 29 | Творчество Л. Н. Толстого | Соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы. | Контролировать свои действия по результату.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Планирование учебного сотрудничества | Составлять небольшое монологическое высказывание. Искать и выделять необходимую информацию. Комбинированный урок. | |
| 30 | Л. Н. Толстой «Детство» | Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя»,определять тему и главную мысль произведения;пересказывать текст,делить текст на смысловые части, составлять его простой план, читать стихотворные произведения наизусть, различать жанры художественной литературы | Принимать образ «хорошего ученика». Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников | Искать и выделять необходимую информацию. Составлять характеристики героев. Составлять план произведения. Групповая работа. Комбинированный урок. | |
| 31 | Л. Н. Толстой «Детство» | Самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста | Контролировать свои действия по результату. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.. Планирование учебного сотрудничества | Находить в тексте наиболее важные по смыслу слова и предложения. Составить план для пересказа. Находить в тексте пословицы, и объяснять их смысл, соотносить пословицы и содержания произведения. | |
| 32 | Л. Н. Толстой «Как мужик убрал камень» | Самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста | Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников | Искать и выделять необходимую информацию. Составлять характеристики героев. Составлять план произведения. Групповая работа. Комбинированный урок. | |
| 33 | Внеклассное чтение по басням Л. Н. Толстого | Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою). | Контролировать свои действия по результату Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Планирование учебного сотрудничества | Находить ответы на вопросы в тексте. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | |
| 34 | Творчество А. П. Чехова | Соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы. | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Определять границы частей, составлять план. | |
| 35 | А. П. Чехов «Мальчики» | Аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям. | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. | Ознакомление с историей создания произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией | |
| 36 | А. П. Чехов «Мальчики» | Аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям. | Научатся выразительно читать по ролям, находить особенности юмористических рассказов, выявлять характер героев. Находить смысловые связи в произведении и жизни | Искать и выделять необходимую информацию. Составлять характеристики героев. Составлять план произведения. Групповая работа. | |
2 четверть. 8 нед * 4 часа = 32 часа |
| 37 | Внеклассное чтение по произведениям А. П Чехова. | Понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма | Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников | Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | |
| 38 | Обобщение изученного материала по разделу «Чудесный мир классики» | Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других | Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников | Составлять небольшое монологическое высказывание. Искать и выделять необходимую информацию. | |
Поэтическая тетрадь. 8 часов. |
| 39 | Знакомство с разделом. Ф. И. Тютчев. Стихи о природе | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь читать стихотворные произведения наизусть; различать жанры художественной литературы | Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них. | Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | |
| 40 | А. А. Фет « Весенний дождь». «Бабочка». | Осознавать идею произведения, правильно оценивать ее и выражать свое отношение. Видеть языковые средства, использованные автором. | Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства. Адекватно воспринимать оценку учител. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках | Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | |
| 41 | Е. А. Баратынский. «Весна». «Где сладкий шепот» | Обеспечить целостное восприятие поэтического текста. Осознавать идею произведения, правильно оценивать ее и выражать свое отношение. | Принимать образ «хорошего ученика». Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников | читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. | |
| 42 | Н. А. Некрасов «Школьники». наизусть | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь читать стихотворные произведения наизусть. | Контролировать свои действия по результату. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Планирование учебного сотрудничества | Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. | |
| 43 | Н. А. Некрасов «В зимние сумерки…». | Осознавать идею произведения, правильно оценивать ее и выражать свое отношение. Видеть языковые средства, использованные автором | Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства. Адекватно воспринимать оценку учителя Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников | Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | |
| 44 | И. С. Бунин «Листопад» наизусть | Обеспечить целостное восприятие поэтического текста. Осознавать идею произведения, правильно оценивать ее и выражать свое отношение. | Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства. Адекватно воспринимать оценку учителя Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников | Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | |
| 45 | Внеклассное чтение «Краски осени в произведениях русских поэтов» | Уметь: читать стихотворение, выражая авторское настроение, объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря | Контролировать свои действия по результату. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Планирование учебного сотрудничества | Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. | |
| 46 | Обобщение изученного материала по разделу «Поэтическая тетрадь» | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь читать стихотворные произведения наизусть; различать жанры художественной литературы | Контролировать свои действия по результату. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Планирование учебного сотрудничества | Составлять небольшое монологическое высказывание. Искать и выделять необходимую информацию. | |
Литературные сказки.13 часов. |
| 47 | Знакомство с разделом. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | Самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста,составлять простой и сложный план текста. | Уметь делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть. Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). | Ознакомление с историей создания произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией | |
| 48 | Знакомство с разделом. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | Уметь выделять ключевые фразы,мысли при чтении,комментировать прочитанное. Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль; | Намечать в коллективной и парной работе простой план действий. Уметь делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть. Научатся понимать нравственный смысл рассказа | Искать и выделять необходимую информацию. Составлять характеристики героев. Составлять план произведения. Групповая работа. | |
| 49 | Внеклассное чтение по сказке Одоевского «Черная курица» | Уметь характеризовать образ Алеши, составлять план пути проникновения в сказку. | Структурирование знаний. Осознанное и произвольное построения речевого высказывания в устной форме. Умение слушать собеседника. | Просмотр мультфильма «Черная курица»; | |
| 50 | Внеклассное чтение по сказке Одоевского «Черная курица» | Уметь читать осознанно текст худ. произведения «про себя», определять тему и главную мысль произведения; | Структурирование знаний. Осознанное и произвольное построения речевого высказывания в устной форме. Умение слушать собеседника. Учиться работать в паре, группе | Сравнение художественного произведения и мультфильма | |
| 51 | В. М Гаршин «Сказка о жабе и розе» | Знать названия, основное содержание изученных произведений, биографию автора. Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль | Высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Поиск и выделение необходимой информации. . Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Планирование учебного сотрудничества | Находить в тексте наиболее важные по смыслу слова и предложения. Составить план для пересказа. Находить в тексте пословицы, соотносить пословицы и содержание произведения. | |
| 52 | В. М Гаршин «Сказка о жабе и розе» | Аанализировать характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события, отвечать на вопросы; делить текст на части | Высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Поиск и выделение необходимой информации. . Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Планирование учебного сотрудничества | Находить ответы на вопросы в тексте. | |
| 53 | Внеклассное чтение по сказкам Гаршина | Называть изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать доступный по объёму текст | Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, | Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. Фронтальная и парная работа. | |
| 54 | П. П. Бажов «Серебряное копытце» | Знать названия, основное содержание изученных произведений, биографию автора. Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль | Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников | Находить в тексте наиболее важные по смыслу слова и предложения. Составить план для пересказа. Находить в тексте пословицы, и объяснять их смысл, соотносить пословицы и содержания произведения. | |
| 55 | П. П. Бажов «Серебряное копытце» | Знать названия, основное содержание изученных произведений, биографию автора. Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль. Использовать статьи литературных | Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников | Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Учиться кратко передавать прочитанное. Кратко передавать прочитанное. Сравнение художественного произведения и мультфильма | |
| 56 | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» | Самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста; составлять простой и сложный план текста. | Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников | Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Учиться кратко передавать прочитанное. Кратко передавать прочитанное. | |
| 57 | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» | Знать названия, основное содержание изученных произведений, биографию автора. Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль. Использовать статьи литературных | Составлять план решения учебной проблемы. Понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; решать проблемы совместно с учителем. | Находить в тексте наиболее важные по смыслу слова и предложения. Составить план для пересказа. Находить в тексте пословицы, и объяснять их смысл, соотносить пословицы и содержания произведения. | |
| 58 | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» | Знать названия, основное содержание изученных произведений, биографию автора. Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль. Использовать статьи литературных критиков, | Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников | Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Учиться кратко передавать прочитанное. Кратко передавать прочитанное. Сравнение художественного произведения и мультфильма | |
| 59 | Обобщение изученного по разделу «Литературные сказки» | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся | Контролировать свои действия по результату.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Планирование учебного сотрудничества | | |
Делу-время, потехе-час. 7 часов. |
| 60 | Е. Л. Шварц « Сказка о потерянном времени» | Самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста; составлять простой и сложный план текста. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; | Ознакомление с историей создания произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией | |
| 61 | Е. Л. Шварц « Сказка о потерянном времени» | Знать названия, основное содержание изученных произведений, биографию автора. Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль. Использовать статьи литературных | Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства. Адекватно воспринимать оценку учителя. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках | Находить в тексте наиболее важные по смыслу слова и предложения. Составить план для пересказа. Находить в тексте пословицы, и объяснять их смысл, соотносить пословицы и содержания произведения. | |
| 62 | Е. Л. Шварц « Сказка о потерянном времени» | Знать названия, основное содержание изученных произведений, биографию автора. Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль. Использовать статьи литературных | Контролировать свои действия по результату. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Планирование учебного сотрудничества | Просмотр художественного фильма | |
| 63 | В. Ю. Драгунский «Главные реки» | Знать названия, основное содержание изученных произведений, биографию автора. Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль | Принимать образ «хорошего ученика». Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них. | Делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | |
| 64 | В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка» | Знать названия, основное содержание изученных произведений, биографию автора. Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль | Контролировать свои действия по результату. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Планирование учебного сотрудничества | Делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть.Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Составлять небольшое монологическое высказывание | |
| 65 | В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» | Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою).Чтение по ролям. | Принимать образ «хорошего ученика». Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков | Учиться связно отвечать по плану.Кратко передавать прочитанное.Пользоваться монологической и диалогической речью | |
| 66 | Внеклассное чтение Детская приключенческая книга | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. Иметь собственные читательские приоритеты. | Контролировать свои действия по результату. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Планирование учебного сотрудничества | Находить ответы на вопросы в тексте.Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | |
Страна детства.10 часов. | | | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. Иметь собственные читательские приоритеты. |
| 67 | Б. С. Житков «Как я ловил человечков» | Самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста; составлять простой и сложный план текста. | Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. Учиться работать в паре, группе. Выполнять различные роли (лидера исполнителя | Ознакомление с историей создания произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией | |
| 68 | Б. С. Житков «Как я ловил человечков» | Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою). | Уметь делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть. Научатся понимать нравственный смысл рассказа. | Находить ответы на вопросы в тексте. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | |
3 четверть. 10 нед. * 4 часа = 40 часов |
| 69 | Б.С.Житков Рассказы | Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других | Намечать в коллективной и парной работе простой план действий. | Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. | |
| 70 | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | Формулировать основную мысль текста;составлять простой и сложный план текста | Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. Учиться работать в паре, группе. Выполнять различные роли (лидера исполнителя | Находить ответы на вопросы в тексте участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения | |
| 71 | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | Научатся составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. Учиться работать в паре, группе. Выполнять различные роли (лидера исполнителя | Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть. | |
| 72 | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | Научатся составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | Высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Поиск и выделение необходимой информации. | Определять границы частей, составлять план. Находить ответы на вопросы в тексте. | |
| 73 | М. М. Зощенко «Ёлка» | Научатся высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, анализировать образные языковые средства | Умение прогнозировать содержание. | Составлять небольшое монологическое высказывание. Работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера исполнителя | |
| 74 | М. М. Зощенко «Ёлка» | Научатся высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, анализировать образные языковые средства | Высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Поиск и выделение необходимой информации. | Связно отвечать по плану. | |
| 75 | М.М.Зощенко. Рассказы | Знать литературные произведения М.Зощенко.Уметь определять место книги в жизни человека, ее роль в становлении личности. | Высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Поиск и выделение необходимой информации. | Составлять небольшое монологическое высказывание. Работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера исполнителя | |
| 76 | Обобщающий урок по разделу «Страна детства» Внеклассное чтение «В путь, друзья!» | Называть изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Расширить круг чтения. | Структурирование знаний. Осознанное и произвольное построения речевого высказывания в устной форме. Умение слушать собеседника. Находить смысловые связи в произведении и жизни | Находить ответы на вопросы в тексте. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | |
Поэтическая тетрадь.6 часов. |
| 77 | В. Я Брюсов «Опять сон» «Детская» | Научатся читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения | Научатся понимать поэтическую речь, сочинять свои стихи, используя различные средства выразительности. Умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. | Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | |
| 78 | В. Я Брюсов «Опять сон» «Детская» | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; видеть языковые средства, использованные автором | Научатся понимать поэтическую речь, сочинять свои стихи, используя различные средства выразительности. Умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. Находить смысловые связи в произведении и жизни. Учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера исполнителя). | Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | |
| 79 | С. А. Есенин «Бабушкины сказки» | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;осознанно, правильно, выразительно читать вслух; видеть языковые средства, использованные автором | Научатся понимать поэтическую речь, сочинять свои стихи, используя различные средства выразительности. Умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. | Находить ответы на вопросы в тексте участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | |
| 80 | М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка» «Наши царства» | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;осознанно, правильно, выразительно читать вслух; видеть языковые средства, использованные автором | Научатся понимать поэтическую речь, сочинять свои стихи, используя различные средства выразительности. Умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. | Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | |
| 81 | Внеклассное чтение «Лес не школа, а всему учит» (урок – конкурс по рассказам Н.И. Сладкова) | Самостоятельно выбирать и читать детские книги. | Находить смысловые связи в произведении и жизни. Учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера исполнителя). | Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору). | |
| 82 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь» | Научатся: читать стихотворные произведения наизусть | Рефлексия способов и условий действий. | Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору). | |
Природа и мы.11 часов. |
| 83 | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» | Узнают творчество писателя. Смогут определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, различать жанры произведений. | Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. Уметь воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. Намечать в коллективной и парной работе простой план действий. | Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть. | |
| 84 | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» | Научатся составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | Находить смысловые связи в произведении и жизни. Смысловое чтение как осмысление цели чтения. Подведение под понятие. Выдвижение гипотез и их обоснование. | Находить ответы на вопросы в тексте участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | |
| 85 | А. И. Куприн «Барбос и Жулька» | Узнают творчество писателя. Смогут определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, различать жанры произведений. | Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. Уметь воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. Намечать в коллективной и парной работе простой план действий. | Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть. | |
| 86 | А. И. Куприн «Барбос и Жулька» | Научатся составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | Находить смысловые связи в произведении и жизни. Учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера исполнителя). | Составлять небольшое монологическое высказывание. Работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера исполнителя | |
| 87 | М. Пришвин «Выскочка» | Узнают творчество М.М.Пришвина. Научатся определять тему и главную мысль произведения | Находить смысловые связи в произведении и жизни. Смысловое чтение как осмысление цели чтения. Подведение под понятие. Выдвижение гипотез и их обоснование. | Находить ответы на вопросы в тексте участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | |
| 88 | М. Пришвин «Выскочка» | Смогут определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями | Учиться понимать предложенную проблемную ситуацию. | Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть. | |
| 89 | Е. В. Чарушин «Кабан» | Смогут определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Выбор вида чтения в зависимости от цели. Извлечение необходимой информации из текста. | Находить ответы на вопросы в тексте участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | |
| 90 | В. П. «Стрижонок Скрип» | Самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения, находить ключевые слова, формулировать основную мысль текста;составлять план текста, пересказывать текст. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Выбор вида чтения в зависимости от цели. Извлечение необходимой информации из текста. | Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть. | |
| 91 | В. П. «Стрижонок Скрип» | Самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения, находить ключевые слова, формулировать основную мысль текста;составлять план текста, пересказывать текст. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Выбор вида чтения в зависимости от цели. Извлечение необходимой информации из текста. | Связно отвечать по плану. | |
| 92 | В. П. «Стрижонок Скрип» | Научатся определять тему и главную мысль произведения, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного | Уметь делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть. Научатся понимать нравственный смысл рассказа. | Составлять небольшое монологическое высказывание. Работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера исполнителя | |
| 93 | Обобщающий урок по разделу «Природа и мы» Внеклассное чтение Стихи русских поэтов о природе | Называть изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений о природе | Выбор вида чтения в зависимости от цели. Извлечение необходимой информации из текста | Составлять небольшое монологическое высказывание. Работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера исполнителя | |
Поэтическая тетрадь. 10 часов. |
| 94 | С. А. Клычков «Весна в лесу» (наизусть) | Научатся читать стихотворные произведения наизусть, отвечать на вопросы, определять тему и главную мысль произведения | Совершенствовать речь. Научатся выразительно читать стихотворения. Находить смысловые связи в произведении и жизни. | Читать выразительно стихи, передавая настроения автора произведения. Читать стихотворные произведения наизусть | |
| 95 | Ф. И. Тютчев «Ещё земли печален вид» (наизусть) | Научатся читать стихотворные произведения наизусть, отвечать на вопросы, определять тему и главную мысль произведения | Научатся находить рифму в произведении, оценивать события, героев произведения; Научатся выразительно читать стихотворения. | Читать выразительно стихи, передавая настроения автора произведения. Читать стихотворные произведения наизусть | |
| 96 | Ф. И. Тютчев Как неожиданно и ярко» (наизусть) | Научатся определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства | Научатся находить рифму в произведении, оценивать события, героев произведения; Научатся выразительно читать стихотворения. Умение воспринимать красоту природы. | Читать выразительно стихи, передавая настроения автора произведения. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Читать стихотворные произведения наизусть | |
| 97 | А. А. Фет «Весенний дождь» | Научатся читать стихотворные произведения наизусть, отвечать на вопросы, определять тему и главную мысль произведения | Совершенствовать речь. Научатся выразительно читать стихотворения. Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; | Читать выразительно стихи, передавая настроения автора произведения . Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | |
| 98 | А. А. Фет «Бабочка» | Научатся читать стихотворные произведения наизусть, отвечать на вопросы, определять тему и главную мысль произведения | Научатся находить рифму в произведении, оценивать события, героев произведения; Научатся выразительно читать стихотворения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников | Читать выразительно стихи, передавая настроения автора произведения. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | |
| 99 | Е. А. Баратынский «Весна! Как воздух чист» | Научатся читать стихотворные произведения наизусть, отвечать на вопросы, определять тему и главную мысль произведения | Научатся находить рифму в произведении, оценивать события, героев произведения; Научатся выразительно читать стихотворения. | Читать выразительно стихи, передавая настроения автора произведения | |
| 100 | Е. А. Баратынский «Где сладкий шепот» | Научатся читать стихотворные произведения наизусть, отвечать на вопросы, определять тему и главную мысль произведения | Научатся находить рифму в произведении, оценивать события, героев произведения; Научатся выразительно читать стихотворения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников | Читать выразительно стихи, передавая настроения автора произведения | |
| 101 | С. А. Есенин «Лебедушка» (наизусть) | Научатся читать стихотворные произведения наизусть, отвечать на вопросы, определять тему и главную мысль произведения | Научатся находить рифму в произведении, оценивать события, героев произведения; Научатся выразительно читать стихотворения. Умение воспринимать красоту природы. | Читать выразительно стихи, передавая настроения автора произведения | |
| 102 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь» Внеклассное чтение «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» | Называть изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений Расширить круг чтения. | Рефлексия способов и условий действий. | Составлять небольшое монологическое высказывание. Работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера исполнителя | |
| 103 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь» Внеклассное чтение «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» | Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других. | Рефлексия способов и условий действий. | Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору). | |
Родина. 6 часов. |
| 104 | И. С. Никитин «Русь» | Определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства, различать жанры произведений | Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Находить в тексте пословицы,объяснять их смысл, соотносить пословицы и содержания произведения. | |
| 105 | С. С. Дрожжин «Родине» (наизусть) | Определять тему и главную мысль произведения, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Учиться понимать предложенную проблемную ситуацию. | Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Находить в тексте пословицы,объяснять их смысл, соотносить пословицы и содержания произведения. Читать стихотворные произведения наизусть | |
| 106 | А. В. Жигулин» О, Родина!» (наизусть) | Определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства, различать жанры произведений | Научатся понимать поэтическую речь, сочинять свои стихи, используя различные средства выразительности. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. | Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Находить в тексте пословицы,объяснять их смысл, соотносить пословицы и содержания произведения. | |
| 107 | Б. А. Слуцкий «Лошади в океане» | Определять тему и главную мысль произведения; работать с иллюстрациями; отвечать на вопросы | Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля. Научатся определять различные средства выразительности. | Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | |
| 108 | Внеклассное чтение Стихи русских поэтов о природе | Определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства, различать жанры произведений | Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства. Адекватно воспринимать оценку учителя Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках | Читать стихотворные произведения наизусть | |
4 четверть. 8 нед*4 часа= 32 часа |
| 109 | Внеклассное чтение Стихи русских поэтов о природе | Сознательно, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту. Называть произведения о Родине | Научатся понимать поэтическую речь, сочинять свои стихи, используя различные средства выразительности. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. | Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | |
Страна Фантазия. 8 часов. |
| 110 | Е. С. Велистов «Приключения Электроника» | Определять тему и главную мысль произведения; различать жанры литературных произведений; читать по ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев | Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля. Анализ объектов с целью выделения признаков. Формирование познавательных мотивов –интереса к новому. Ориентация на позицию других людей | Определять тему и основную мысль произведения. Составление плана произведения | |
| 111 | Е. С. Велистов «Приключения Электроника» | Определять тему и главную мысль произведения; работать с иллюстрациями; отвечать на вопросы | Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля. Анализ объектов с целью выделения признаков; Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | Организация работы по повторению, работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; | |
| 112 | Е. С. Велистов «Приключения Электроника» | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь определять тему и основную мысль произведения, пересказывать текст. | Поиск и выделение необходимой информации. Свободная ориентация и восприятие текста. Умение слушать и вступать в диалог. Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. | Высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. | |
| 113 | К. Булычев «Путешествие Алисы» | Знать названия ,основное содержание изученных произведений, их авторов. Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения. | Поиск и выделение необходимой информации. Свободная ориентация и восприятие текста. Умение слушать и вступать в диалог. Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. | Поиск и выделение необходимой информации. Составление характеристики героев; Пересказ по плану; Групповая работа; | |
| 114 | К. Булычев «Путешествие Алисы» | Научатся определять тему и главную мысль произведения; работать с иллюстрациями; отвечать на вопросы | Высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Устанавливать причинно-следственные связи Строить рассуждения. | Поиск и выделение необходимой информации. Составление характеристики героев; Пересказ по плану; Групповая работа; | |
| 115 | К. Булычев «Путешествие Алисы» | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь определять тему и основную мысль произведения, пересказывать текст. | Работать по плану, сверяя свои действия с целью. Корректировать свою деятельность. | Поиск и выделение необходимой информации. Составление характеристики героев; Пересказ по плану; Групповая работа; | |
| 116 | Внеклассное чтение по произведениям К Булычева | Расширить круг чтения. Самостоятельно выбирать и читать детские книги. | Проверка своих знаний и самостоятельная, оценка своих достижений на основе диагностической работы, представленной в рабочей тетради | Работа с вопросами к произведению. | |
| 117 | Внеклассное чтение по произведениям К Булычева | Расширить круг чтения. Уметь выполнять творческие задания | Поиск и выделение необходимой информации. Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля Умение слушать и вступать в диалог. уважение иной точки зрения, отличной от собственной | Характеризовать (на основе коллективного анализа) основные признаки текста: целостность, связность абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность. Использовать эти параметры при создании собственных текстов. | |
Зарубежная литература. 19 часов. |
| 118 | Д. Свивт «Путешествие Гулливера» | Научатся определять тему и главную мысль произведения; различать жанры литературных произведений; читать по ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев | Л: Принимать образ «хорошего ученика». Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков Р: Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников | Определять тему и главную мысль произведения; различать жанры литературных произведений; читать по ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев | |
| 119 | Д. Свивт «Путешествие Гулливера» | Научатся определять тему и главную мысль произведения; работать с иллюстрациями; отвечать на вопросы | Р: Контролировать свои действия по результату. П. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. К. Планирование учебного сотрудничества | Научатся пересказывать текст, анализировать мотивы поведения героев, отвечать на вопросы | |
| 120 | Д. Свивт «Путешествие Гулливера» | Научатся определять тему и главную мысль произведения, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного | Л: Принимать образ «хорошего ученика». Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков | Научатся составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | |
| 121 | Д. Свивт «Путешествие Гулливера» | Научатся определять тему и главную мысль произведения, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного | Р: Контролировать свои действия по результату. П. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. К. Планирование учебного сотрудничества | Научатся пересказывать текст, анализировать мотивы поведения героев, отвечать на вопросы | |
| 122 | Г. Х. Андерсен «Русалочка» | Формулировать основную мысль текста;составлять простой и сложный план текста, понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма; | Л: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, способность избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; | Узнают творчество Г.Х.Андерсена. Научатся определять тему и главную мысль произведения; работать с иллюстрациям, отвечать на вопросы | |
| 123 | Г. Х. Андерсен «Русалочка» | Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою). | Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Работать по предложенному учителем плану. Выделение морального содержания ситуации. Оценка действий с точки зрения соблюдения моральной нормы. | Научатся составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | |
| 124 | Г. Х. Андерсен «Русалочка» | Составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | Смысловое чтение как осмысление цели чтения. Умение обосновать собственное мнение. Выделение морального содержания ситуации. Оценка действий с точки зрения соблюдения моральной нормы | Научатся пересказывать текст, анализировать мотивы поведения героев, отвечать на вопросы | |
| 125 | Г. Х. Андерсен «Русалочка» | Научатся пересказывать текст, анализировать мотивы поведения героев, отвечать на вопросы | Поиск и выделение необходимой информации. Выбор оснований для классификации. Умение слушать собеседника. самостоятельно формулировать тему и цели урока. | Научатся составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | |
| 126 | Г. Х. Андерсен «Русалочка» | Читать осознанно текст худ. произведения «про себя»; Определять тему и главную мысль произведения; | Работать по плану, сверяя свои действия с целью. Корректировать свою деятельность. | Научатся составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | |
| 127 | М. Твен Приключения Тома Сойера» | Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов. Уметь выполнять творческие задания | Работать по плану, сверяя свои действия с целью. Корректировать свою деятельность. | Научатся составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | |
| 128 | М. Твен Приключения Тома Сойера» | Научатся пересказывать текст, анализировать мотивы поведения героев, отвечать на вопросы | Учиться понимать предложенную проблемную ситуацию. | Просмотр отрывка из художественного фильма | |
| 129 | М. Твен Приключения Тома Сойера» | Научатся пересказывать текст, анализировать мотивы поведения героев, отвечать на вопросы | Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. | Научатся составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | |
| 130 | М. Твен Приключения Тома Сойера» | составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Выбор вида чтения в зависимости от цели. Извлечение необходимой информации из текста. | Научатся пересказывать текст, анализировать мотивы поведения героев, отвечать на вопросы | |
| 131 | С. Лагерлеф Святая ночь». «В Назарете» | Научатся определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Выбор вида чтения в зависимости от цели. Извлечение необходимой информации из текста. | Научатся определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями | |
| 132 | С. Лагерлеф Святая ночь». «В Назарете» | Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; Определять тему и главную мысль произведения; | Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. | Научатся составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | |
| 133 | С. Лагерлеф Святая ночь». «В Назарете» | Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов. Уметь выполнять творческие задания; | Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. Создавать словесный портрет героев, обогащать словарный запас детей. Научатся понимать поэтическую речь, сочинять свои стихи, используя различные средства выразительности. | Работать по предложенному учителем плану. | |
| 134 | Внеклассное чтение по произведениям зарубежных автров. Литературная игра | Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; Определять тему и главную мысль произведения; | Структурирование знаний. Осознанное и произвольное построения речевого высказывания в устной форме. Определение основной и второстепенной информации | Называть литературные изученные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений | |
| 135 | Внеклассное чтение по произведениям зарубежных автров. Литературная игра | Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; Определять тему и главную мысль произведения; | Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Задавать вопросы, аргументировать свою позицию | Называть литературные изученные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений | |
| 136 | Обобщение и систематизация знаний по разделу и за год | Научатся проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; Определять тему и главную мысль произведения; | Структурирование знаний. Осознанное и произвольное построения речевого высказывания в устной форме. Определение основной и второстепенной информации | Называть изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений | |
| 137 | Контроль знаний. | Научатся проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Выбор вида чтения в зависимости от цели. Извлечение необходимой информации из текста. | | |
Начальная школа. Методический журнал;
Ожегов С.И. Словарь русского языка/ под ред. Н.Ю.Шведовой, -М., Рус. Язык, 2000;
Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова «Литературное чтение» (Концепция и программы для начальных классов «Школа России»,-М., Просвещение, 2013);
Учебник для 4 класса. Литературное чтение. Климанова Л.Ф. Голованова М.В., Горецкий В.Г., М., Просвещение. 2013
Энциклопедия для детей. Т.9 Русская литература/ М.Д.Аксёнова, -М., Аванта, 2001.
Ожегов С.И. Словарь русского языка/ под ред. Н.Ю.Шведовой, -М., Рус. Язык, 2000;
Учебник для 4 класса. Литературное чтение. Климанова Л.Ф. Голованова М.В., Горецкий В.Г., М., Просвещение. 2010;
Энциклопедия для детей. Т.9 Русская литература/ М.Д.Аксёнова, -М., Аванта, 2001.