Рабочая программа учебного курса литературного чтения для 1-4 классов (далее – Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В.Ю.Свиридовой «Литературное чтение», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, в соответствии с требованиями Федерального компонента
Государственного стандарта начального образования 2010 года и обязательному минимуму содержания образования. Система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования: развитие личности школьника, его творческих способностей;
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка; воспитание духовности, нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
В процессе общения с художественной литературой и искусством ученики знакомятся с общечеловеческими ценностями, с системой духовно-нравственных представлений человека, учатся соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами. Изучение произведений классиков отечественной детской литературы приобщает учащихся к культурному наследию народов России, приучает размышлять об истории своей Родины, сегодняшнем дне и будущем страны. Так постепенно будет формироваться гражданская идентичность, чувство гордости за свою Родину, ее народ и историю. Нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся происходит в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу, в ходе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста.
Достижению этой цели способствует организованное в процессе обучения осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества. В процессе изучения курса литературного чтения ученик приобретет первичные умения работы с текстами разного вида и содержания, с учебной и научно-популярной литературой, будет учиться находить и использовать информацию для практической работы. В результате школьник получит возможность осознать значимость систематического чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим учебным предметам.
Освоившие чтение дети в короткий послебукварный период должны научиться читать художественный текст, открыть его для себя как особый способ изображения действительности, как источник знаний о мире, о жизни, о людях и их отношениях, о себе. Продолжается начатая еще в азбуке работа по формированию читательской компетентности, таких универсальных учебных действий, как понимание детьми при чтении фактического содержания текста, и таких качеств чтения, как правильность и осознанность.
Ученики-читатели знакомятся и со свойствами художественного текста изобразительностью и выразительностью. Именно на уроках литературного чтения появляется возможность работать над выразительным чтением, и дети должны научиться не только извлекать эмоционально-образную информацию, но и передавать ее другим людям в выразительном чтении. Это способствует формированию коммуникативной компетентности учащихся.
Дети при чтении художественных текстов должны научиться работать с самым сложным для восприятия видом информации – эмоционально-образной. В 1 классе закладывается фундамент читательской грамотности, дети получают начальные представления о художественном тексте, о способности автора словами нарисовать картину и передать чувства и настроение, донести до читателя авторскую идею. Так начинают формироваться основные читательские умения. Эта логика заложена в структуре учебника.
Одно из главных направлений в работе над осмыслением образной природы художественного текста - понимание многозначности художественного слова. Это особенно ярко проявляется в лирике, поэтому в учебнике 1 класса много стихотворений.
В процессе работы над художественными произведениями ученики на практике, без введения сложных литературоведческих терминов (например, «тропы» или «эпитеты»), получают первоначальные представления о следующих литературоведческих понятиях: художественный текст, устное народное творчество, автор, стихотворение, рифма, ритм. Освоение понятий идет на практическом уровне и в занимательной форме, дети сами открывают «секреты» художественного текста в процессе читательской деятельности.
В методике работы с учащимися 1 класса преобладают задания занимательные, игровые, но помогающие решать серьезные учебные задачи высокого уровня трудности. В курсе литературного чтения первого года обучения предусмотрены самостоятельные работы, позволяющие пошагово отслеживать результаты освоения знаний и уровень сформированности читательских умений.
1. «Ведь это чудо из чудес – когда из слов вдруг вырос лес!» «Тело лисицы очень подвижное…» (по В. Волкову); К.Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна»; Д.С. Самойлов «Эта лошадь была прекрасна...»; Н.А. Некрасов «Савраска, запряженный в сани...»; Г.М. Новицкая «Береза»; А.С. Пушкин «…Под голубыми небесами…»; Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве» (описание); В.Ю. Драгунский «Девочка на шаре» (отрывок); В.Н. Викторов «Волшебство»; А.К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...»; Тим Собакин «Уходит тихо Лето...»; М.Я. Бородицкая «Разговор с пчелой»; А.А. Усачев «Шуршащая песня»; А.А. Шибаев «Переполох»; С.Я. Маршак «Разговор лягушек», «За стеклянной дверцей»; А.Л. Барто «Игра в слова»; Т.М. Белозеров «Тучка».
2. «Над вымыслом слезами обольюсь» Г.А. Ладонщиков «Зимняя радость»; И.П. Токмакова «Это ничья кошка…», «Осень», «Крокодилы», «Я ненавижу Тарасова…»; А.А. Фет «Мама! Глянька из окошка...»; И.С. Никитин «Встреча зимы» (отрывок); В.Д. Берестов «Заяц-барабанщик»; Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок).
3. «Складно да ладно» «Весна_красна» (по И.С. Соколову_Микитову); А.Н. Плещеев «Весна»; Дж. Чиарди «Об удивительных птицах»; считалки; А. Милн «Хвосты» (в переводе С.Я. Маршака); Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (отрывок); Н.В. Гернет, Д.И. Хармс «Очень_очень вкусный пирог».
4. «...А если я глаза закрываю, мне видно то, чего не бывает...» С.Я. Маршак «Дремота и Зевота»; Ю. Тувим «Чудеса»; Б.В. Заходер «Приятная встреча»; Д. Биссет «Орел и овечка»; М.Я. Бородицкая «Колдунье не колдуется»; Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (отрывок); Б.В. Заходер «Моя Вообразилия»; Э.Э. Мошковская «Давайте мы с вами руками помашем...».
5. «Чтение – вот лучшее учение» Л.Н. Толстой «Косточка» (быль), «Лев и мышь» (басня), «Отец и сыновья» (басня); В.А. Осеева «Сыновья»; И.А. Крылов «Чиж и Голубь» (басня); К.Д. Ушинский «Жалобы зайки»; «Лиса и козел», «Лиса и заяц», «Глупый волк» (русские народные сказки); загадки; пословицы, поговорки; скороговорки; Б.В. Заходер «Товарищам детям». В рубрике «Проверь себя»: К.Г. Паустовский «…Мелкий грибной дождь…»; А.Н. Плещеев «Скучная картина!..»; Ю. Тувим «Про пана Трулялинского» (в переводе Б.В. Заходера); Э.Э. Мошковская «Хитрые старушки»; В.А. Осеева «Хорошее».
– чтение художественного произведения с максимальной скоростью, необходимой для его понимания;
– рисование картин (в т.ч. устное словесное рисование) на основе художественного текста;
– создание классного музея старинных вещей.
– анализ отличительных особенностей поэтического текста (графика текста,ритмическая основа, наличие рифмы);
– подбор темпа чтения и интонации, с помощью которых можно передать чувства и настроение героев лирического произведения;
– нахождение и осознание эмоционально-образной информации в тексте и передача ее средствами выразительного чтения;
– сопоставление прозаических и поэтических текстов с изображением одного времени года и т.д.;
– собирание поэтических строк мастеров с правом (без права) использования их в своих творческих работах; жанры художественной литературы: фольклорные (потешки, загадки, пословицы, былины, мифы, поговорки, сказки) и авторские (сказки, басни, рассказы);
– осмысление способов создания образов героев в фольклоре и произведениях различных литературных жанров;
– составление текстов различных жанров по образцам (мифа, былины, рассказа, басни, загадок); герой (персонаж) художественного произведения;
– выявление и осмысление причинно-следственных связей между мотивами, поступками героев и их следствиями;
– рассказ от имени героя произведения, в том числе животных и птиц, деревьев, цветов, травы, неодушевленных предметов; автор как создатель художественного произведения;
– рефлексия в устной и письменной речи своего отношения к ценностям, которые утверждает автор, и отнесение с собственными представлениями;
– письмо автору, живущему сегодня (например, В.П. Крапивину, Э. Успенскому и др.);
– устные сочинения «Я люблю читать стихотворения… Пушкина, смешные…рассказы Драгунского и т.д.
- эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм;
- способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений;
- первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность), отражённых в литературных текстах;
- восприятие семейных традиций, в т.ч. в семейном чтении;
- основы для развития творческого воображения.
- понимания смысля нравственного урока произведения; способности испытывать высшие нравственные чувства – гордость, стыд, вина;
- умения оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики под руководством учителя;
- стремление к успешности в учебной деятельности.
- принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей.
- участвовать в оценке результатов деятельности.
- пользоваться словарными пояснениями учебника.
- работать с информацией, осуществлять поиск информации в учебных текстах.
- принимать участие в обсуждении прочитанного содержания.
- входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.
- читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя (в индивидуальном темпе);
- пересказывать содержание произведений, прочитанных в классе, по вопросам учителя;
- оценивать литературного героя произведения по его поступкам.
- соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного произведения;
- читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в них основные части;
- находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;
- осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;
- понимать изобразительную природу художественного текста, «рисующие» слова, «картинный» план.
Сроки | № уроков | Тема урока | Планируемые результаты | Возможные виды деятельности учащихся/возможные формы контроля/форма урока | Примечания |
Освоение предметных знаний | УУД (личностные и метапредметные результаты) |
Книги - твои друзья (6 часов) |
| 1 | Что такое книга. Книга в нашей жизни.С. Морозов, С. Маршак. Стихотворения | Осознание значимости чтения для личного развития; осознанное восприятие и оценка содержания; актуализация правил обращения с книгой. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения). Первичное представление о различии прозы и поэзии, о рифме'. | Р: ориентироваться в учебнике. П: стремиться к приобретению эстетических потребностей и духовных ценностей. К: задавать вопросы и отвечать на них | Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев. Читать вслух, используя интонации, паузы, темп. Читать по ролям. | |
| 2 | Герои, созданные фантазией и воображением писателя. «Под ковром» по Д. Биссету | | Р: формулировать учебную задачу и удерживать ее. П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. К: уметь в решении образовательных задач обращаться за помощью к соседу, учителю | | |
| 3 | Работа с понятиями: «рифма», «поэзия», «проза». Д. Хармс «Я проснусь...», К. Чуковский «Мойдодыр» | Расширение представления или знакомство с произведениями для детского чтения (К. Чуковский или Д. Хармс). Распознавание особенностей поэтического текста. Первичное представление о рифме, поэзии, персонаже. | Р: формулировать учебную задачу, применять установленные правила. П: осуществлять поиск необходимой информации. К: проявлять интерес к общению и групповой работе | Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Характеризовать текст: определять главную мысль, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Давать характеристику героям прочитанных ранее произведений. | |
| 4 | Связь книг с самыми разными Сторонами человеческой . жизни. История рождения книги. | Участие в обсуждении учебной проблемы с выдвижением своей идеи, аргументированным доказательством высказываемой точки зрения и проявлением внимания и уважения к чужой точке зрения. Ориентация во времени создания книги, того или иного литературного произведения. | Р: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. П: уметь выделить и сформулировать познавательную цель К: использовать речь для регуляции своего действия | Сравнивать роль читателя, слушателя и зрителя. Воспринимать на слух учебный текст с опорой на иллюстрации. Ориентироваться по ленте времени, располагать на ней события. | |
| 5 | Ориентация в структуре книги. В. Берестов «Читалочка». | Ориентирование в структуре книги. Овладение умением предполагать, представлять содержание книги по ее обложке, названию, иллюстрациям, оглавлению (содержанию). Ориентирование в словаре. | Р: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. П: использовать общие приемы решения задач. К: формулировать свои затруднения | Характеризовать книги: анализировать обложку, содержание, иллюстрации. Распознавать название, автора. Презентовать любимые книги. Строить короткое монологическое высказывание: отзыв о любимой книге. Различать прозаические и поэтические произведения. Видеть структуру текста: деление его на абзацы. Пользоваться словарем учебника. Выразительно читать стихотворения, | |
| 6 | Фантазия и воображение в фольклорных и авторских текстах. В. Лунин «Я видела чудо». Проверь себя. | Овладение навыками осознанного, правильного 'и выразительного чтения. Осознанное восприятие и оценка содержания текста; практическое сравнение разных текстов: загадок и авторского стихотворения. Рефлексия, оценка своих знаний | Р: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. П: уметь выделить и сформулировать познавательную цель К: использовать речь для регуляции своего действия, проявлять интерес к общению и групповой работе | Восстанавливать загадки по рифмам и угадывать их. Выразительно читать стихотворение, используя интонации, паузы, темп, передавая настроение. Характеризовать текст: определять главную мысль, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Сравнивать произведения: проза или поэзия, общее настроение. | |
Путешествие в мир Литературы (4 часа) |
| 7 | Разница бытового чтения и художественной литературы. Задачи Г. Остера, Г. Остер «Я ползу» | Выразительное чтение стихотворных произведений. Определение принадлежности текста к определенному жанру. Практическое сравнение текстов разных фольклорных форм, авторских и народных текстов. Коллективное создание текстов заданного жанра | Р: понимать цель и смысл выполняемых заданий П: использовать общие приемы решения задач. К: формулировать свои затруднения, входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию | Выразительно читать тексты, анализируя использование разной интонации, паузы, темпа. Сравнивать произведения разных жанров. Находить рифмы, толковать слова, объяснять выбор того или иного слова в зависимости от принадлежности к разным текстам | |
| 8 | Автор, герой, персонаж. . Б. Заходер «Пошел Сережа в первый класс...», Г. Виеру «Сколько звезд...» | Выразительное чтение стихотворных произведений. Определение принадлежности текста к определенному жанру. Практическое сравнение текстов разных фольклорных форм, авторских и народных текстов. Коллективное создание текстов заданного жанра | Р: принимать учебную задачу урока; рефлексия способов и условий действий. П: осуществлять поиск необходимой информации. К: использовать речь для регуляции своего действия | Выразительно читать тексты, анализируя использование разной интонации, паузы, темпа. Читать по ролям. Сравнивать произведения разных жанров Находить рифмы, толковать слова, объяснять выбор того или иного слова в зависимости от принадлежности к разным текстам | |
| 9 | Малые жанры фольклора: загадка, скороговорка, считалка, пословица, поговорка. | Определение принадлежности текста к определенному жанру (загадка, сказка, скороговорка, пословица). Практическое сравнение текстов разных фольклорных форм, авторских и народных текстов. Коллективное создание текстов заданного жанра. | Р: создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. П: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ. К: договариваться, приходить к общему решению | Сравнивать произведения разных жанров, выделяя особенности сказки, скороговорки, пословицы, загадки, особенности народных и авторских произведений. Находить рифмы, толковать слова, | |
| 10 | Литературный герой, его имя, характер.«Винни Пух и все- все-все», К. Чуковский «Барабек» | Знакомство с героями произведений для детского чтения. Определение принадлежности текста к определенному жанр. Работа со словом (уточнение значения слова, уместности его употребления).Устное сочинение. Инсценирование. | Р: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с окружающей действительностью. П: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. К: строить понятные для партнера высказывания | Читать текст с интонационным выделением знаков препинания, используя интонации, паузы, темп, передавая разное настроение. Создавать устно небольшой текст с заданными параметрами (продолжение истории, рассказ о своих предпочтениях). | |
| 11 | Художественное и научное описание. Е. Чаповецкий «Непоседа, Мякиш и Нетак», С. Махотин «Плохая привычка». | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Первичное представление о монологе. Работа со словом (распознавание научных терминов и художественных образов; эмоциональности, обилия подробностей, рифмованности, свойственных художественному тексту и точности, краткости научного текста), ориентирование в специфике учебного текста | Р: принимать и понимать алгоритм выполнения заданий. П: работать с учебником, ориентироваться в нем по содержанию и с помощью значков К: строить понятные для партнера высказывания | Давать характеристику героям прочитанных ранее произведений. Воспринимать текст: определять цель, языковые средства, отношение автора к изображаемому. Находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. | |
| 12 | Различие научного и художественного текстов. Н. Сладков «Свиристели». | Расширение представления или знакомство с героями произведений для детского чтения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. | Р: создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. П: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ. К: договариваться, приходить к общему решению | Сравнивать и характеризовать тексты (учебный и художественный), выделять особенности, образные средства. Давать характеристику героям прочитанных ранее произведений. | |
| 13 | Проверь себя. М. Яснов «Радость». | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Понимание цели чтения и передача настроения стихотворения с помощью декламации. Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени | Р: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с окружающей действительностью. П: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. К: слушать собеседника, принимать участие в обсуждении прочитанного содержания | Читать текст с интонационным выделением знаков препинания, используя интонации, паузы, темп, передавая разное настроение. Характеризовать особенности текста, находить в тексте доказательства и передавать настроение героя стихотворения.Отвечать на вопросы, оценивать свои знания и умения (ориентироваться в структуре учебника, в изученной главе, ориентироваться по ленте времени). | |
Долина рассказов: тайна за тайной (7 часов) |
| 14 | Персонажи рассказа и главный герой. Л. Толстой «Косточка». | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера. Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. Участие в диалоге при обсуждении произведения | Р:. осуществлять действие по образцу и заданному правилу. П: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. К: слушать собеседника, воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей; | Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях. Объяснять выбор автором заглавия произведения.Объяснять смысл пословиц, соотносить их содержание с главной мыслью прочитанного произведения. | |
| 15 | Понятие о сюжете рассказа. Автор и его герой. Г. Остер «Середина сосиски», «Хорошо спрятанная котлета», | Использование простейших приемов анализа текстов. Выделение в тексте частей: завязки, кульминации, развязки. Осознанное восприятие и оценка содержания текста. Характеристика героя произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. | Р: моделировать, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач. П: распознавать объекты, выделяя существенные признаки; синтез, сравнение. К: формулировать собственное мнение и позицию | Характеризовать сюжет рассказа: находить завязку, кульминацию и развязку. Создавать иллюстрацию к тексту. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Читать вслух, используя интонации, паузы, темп. | |
| 16 | Автор и его отношение к герою. Е. Чарушин «Томка испугался». | Использование простейших приемов анализа текстов. Выделение в тексте частей: завязки, кульминации, развязки. Осознанное восприятие и оценка содержания текста. Характеристика героя произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Расширение представления или знакомство с произведениями Е. Чарушина, особенностями этих произведений. | Р:. принимать и понимать алгоритм выполнения заданий П: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. К: слушать собеседника, принимать участие в обсуждении прочитанного содержания | Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.Читать вслух, используя интонации, паузы, темп. Характеризовать героя произведения с использованием предложенных в учебнике слов. Пересказывать текст по картинному плану | |
| 17 | Средства выражения авторского отношения к герою. Н. Ламм «Червяк», Н. Рубцов «Воробей», М. Горький «Воробьишко» | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие и оценка содержания текста. Характеристика героя произведения. Использование простейших приемов анализа текстов. Анализ языковых средств и построения произведения. | Р: группировать и классифицировать тексты по разным основаниям; узнавать, называть и определять объекты в соответствии с окружающей действительностью. П: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К: использовать речь для регуляции своего действия | Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.Выразительно читать тексты, анализируя использование разной интонации, паузы, темпа. Объяснять выбор автором заглавия произведения. | |
| 18 | Тайна названия рассказа Ю.Коваль«Воробьиное озеро», | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера (красота художественного описания, настроение стихотворения). Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Ориентирование в структуре рассказа (по абзацам). Создание иллюстрации к тексту | Р: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. П: использовать установленные правила в контроле способа решения К: слушать собеседника, общаться друг с другом | Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Читать вслух, обосновывая выбоо темпа чтения, логического ударения в предложениях. Анализировать текст, определяя его принадлежность (научный или художественный). Объяснять выбор слов, используемых в произведении. | |
| 19 | Художественное описание. В. Лунин «Стеклышко»,И. Пивоварова «Секретики». | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера (красота художественного описания, настроение стихотворения).Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Ориентирование в структуре рассказа (по абзацам). Создание иллюстрации к тексту. | Р: осуществлять классификацию по заданным критериям, работать с информацией, искать информацию в учебных текстах П: устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. К: строить монологичное высказывание | Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях. Анализировать текст, определяя его принадлежность (научный или художественный). Объяснять выбор слов, используемых в произведении. | |
| 20 | Средства выражения авторского отношения к герою. А.Барто «Я одна ничья сестра...»,Орлов «Кто кого обидел первый...», В. Берестов «Гляжу с высоты...»,Л. Фадеева «Мне понравилось стоять». | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие и оценка содержания текста. Характеристика героя произведения. Использование простейших приемов анализа текстов. Анализ языковых средств для выражения отношения автора к герою. Ориентирование в учебнике, его содержании. Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени. | Р: осуществлять пошаговый контроль по результату, осуществлять действие по образцу и заданному правилу П: различать способ и результат действия. К: определять цели, функции участников, способы взаимодействия | Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях. Объяснять выбор слов, используемых в произведении.Анализировать текст, различая позицию автора и героя произведения. Читать по ролям, участвовать в инсценировании. | |
Сады поэзии: из чего растут стихи (7 часов) |
| 21 | Поэзия как особый взгляд на мир. И. Пивоварова «Тайна», Л. Друскин «Беру я вещи в руки осторожно...». | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие содержания текстов, участие в диалоге при обсуждении прочитанного, работа со словом, темпом чтения. Декламация стихотворения. Распознавание особенностей поэтического текста.Первичное представление об олицетворении. | Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. П: различать способ и результат действия. К: определять цели, функции участников, способы взаимодействия | Читать вслух стихотворение И. Пивоваровой, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях.Объяснять выбор слов,используемых в произведении.Воспринимать стихотворениеЛ. Друскина: определять отношение автора к изображаемому. Создавать текст по заданным свойствам | |
| 22 | Поэзия как особый взгляд на мир. В. Драгунский «Друг детства». | Осознанное восприятие и оценка сод-я текста, его характера, характера героя рассказа. Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Коллективное обсуждение главной мысли произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. | Р: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. П: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия. К: слушать собеседника, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления | Воспринимать произведение на слух. Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях. Объяснять выбор слов их порядка, повторов, используемых в произведении. Сравнивать произведение с ранее прочитанными. Ориентироваться в содерж-и учебника. | |
| 23 | Определение эмоционального настроя. М. Яснов «Горести-печалести»,А. Барто «Вот так защитник»,«Мишка», «Думают ли звери»,Б. Заходер«Я, на все махнув рукой...»,Е. Серова «Надо к пятнице Егорке...». | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Ориентирование в нравственном содержании прочитанного. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Расширение представления или знакомство с произведениями А. Барто, их особенностями. Углубление представления о понятиях: «характер героя», «литература», «поэзия», «автор», «сюжет», «персонажи», «рифма», «ритм», «смысл названия». Представление об особенностях поэтич. текста. | Р: использовать установленные правила в контроле способа решения. П: различать способ и результат действия. К: формулировать свои затруднения, следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности | Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, его название. Анализировать текст, различая позицию автора и героя произведения. Характеризовать текст: находить рифмующиеся слова. | |
| 24 | Олицетворение как художеств, прием.В. Инбер «Оттепель, оттепель...», Н. Орлова «Дерево-жираф», Л. Друскин «Там ива, опираясь на костыль...». | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя стихотворения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Углубление представления о понятиях: «характер героя», «литература», «поэзия», «автор», «сюжет», «персонажи», «рифма», «ритм». Представление об особенностях поэтического текста. Первичное представление об олицетворении (без использования термина). | Р: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения. П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. К: адекватно использовать речь: правильно составлять предложения, логично выстраивать сюжет сказки | Читать вслух плавно, выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения.. Характеризовать текст, доказывать, что данный текст - художественный. Создавать устно небольшой текст с заданными параметрами (используя прием олицетворения). | |
| 25 | Прием олицетворения в сказке. Дж. Родари «Приключения Чиполлино» | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Углубление представления об олицетворении, использование этого приема в сказке и в своем творчестве. Использование приема олицетворения и сравнения в загадках. | Р: принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей, выполнять учебные действия на основе алгоритма действий П:. работать с учебником, ориентироваться в нем по содержанию (оглавлению) и с помощью значков, выделять события, видеть их последовательность в произведении К: принимать участие в работе парами: правильно составлять предложения, логично выстраивать сюжет рассказа | Презентовать сочинение слушателям. Воспринимать на слух и анализировать составленные дома сочинения. Участвовать в диалоге, соблюдая правила речевого общения. Характеризовать особенности произведения, описывать героев (внешность и характер). Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Читать вслух, используя интонации, паузы, темп. | |
| 26 | Прием олицетворения в авторской поэзии.А. Пушкин «Унылая пора!», К. Бальмонт «Осень». | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Углубление представления о понятиях: «литература», «поэзия», «автор», «рифма», «ритм». Представление об особенностях поэтического текста. Представление об олицетворении. | Р: принимать и понимать алгоритм выполнения заданий, понимать важность планирования своей деятельности П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания, договариваться, приходить к общему решению | Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. Анализировать текст, различая позицию автора.Характеризовать текст, анализируя выбор автором языковых средств. | |
| 27 | Прием сравнения в загадке. Е. Серова «Если мы растем на ели...», Р. Сеф «На свете все на все похоже...». | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие и оценка содержания текста. Использование простейших приемов анализа текстов. Анализ языковых средств и построения фольклорного произведения для отражения особенностей героя. Представление о загадке, использовании приема сравнения в ней. | Р: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя, понимать цель и смысл выполняемых заданий, понимать важность планирования своей деятельности; П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания | Сравнивать авторские и фольклорные произведения. Анализировать прием сравнения, используемый для подчеркивания особенностей изображаемого.Выразительно читать текст стихотворения, анализируя сходство предметов, подмеченное автором. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. | |
| 28 | Характер литературного героя. В. Панова «Кто такой Сережа...» | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие и оценка содержания текста. Использование простейших приемов анализа текстов. Различение приема сравнения в прозаическом произведении. Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени. | Р: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. П: осуществлять поиск нужной информации в учебниках и учебных пособиях. К: ставить вопросы и обращаться за помощью, использовать в общении правила вежливости | Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. Анализировать текст, различая прием сравнения, высказывая как можно больше версий, о ком говориться, и проверять каждую, обращаясь к тексту. | |
Сказочные дорожки: твой путеводитель (6 часов) |
| 29 | Русские народные сказки. Л. Друскин «Какие незнакомые предметы!», М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный...» | Умение передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики сказочного текста. Выявление этих особенностей (особая интонация оказывания, сказочные числа, особенности героев и композиции). Коллективное обсуждение, обобщение читательского опыта. Использование различных форм интерпретации содержания текстов с опорой не только на содержание, но и на жанр, структуру, язык. Представление о русской народной сказке. | Р: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий. П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания | Сравнивать авторские и фолькл. произведения по настроению, тональности. Анализировать средства, используемые в сказках и авторских произведениях для подчеркивания особенностей сказки (традиционный набор героев, традиционность их характера, внешности и речи). Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логич. ударения. | |
| 30 | Сказки о животных. «Лисичка- сестричка и Волк», «Кот и Лиса». | Умение передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики сказочного текста (пересказывание сказки с опорой на картинный план и подписи).Выявление особенностей русских народных сказок о животных на примере текстов, представленных в учебнике: традиционность героев, их характера, внешности, речи и композиции сказки.Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Выделение типов книг: книга-сборник, книга- произведение. | Р: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. П: группировать и классифицировать тексты по разным основаниям; воспринимать смысл слов и словообразования в процессе предварительного чтения; видеть особенности характера героя в литературном произведении; работать с информацией К: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; принимать участие в обсуждении прочитанного содержания | Анализировать средства, используемые в сказках для подчеркивания особенностей этого жанра. Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста.Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Читать по ролям. | |
| 31 | Сказки о животных. Обобщение читательского опыта. | Расширение представления или знакомство с фольклорными произведениями для детского чтения.Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Представление о звукописи в авторских и фольклорных произведениях. Восприятие чтения: понимание содержания, определение особенностей поведения и описания героев автором | Р: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий. П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения; проявлять интерес к общению и групповой работе | Сравнивать фольклорные произведения по настроению, тональности, предназначению. Анализировать средства, используемые в сказках для подчеркивания их особенностей. Сравнивать фольклорные и авторские произведения. Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. | |
| 32 | Особенности народных текстов в сравнении с авторскими. Повести Э. Успенского. Отрывок из сказки Э. Успенского «Про Веру и Анфису». | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, особенностей. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Расширение представления или знакомство с авторскими произведениями для детского чтения (творчество Э. Успенского). | Р: формулировать учебную задачу, удерживать и составлять план и последовательность действий. П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания | Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. Анализировать текст, различая позицию автора. Конструировать монологическое высказывание на заданную тему. | |
| 33 | Поэтические приемы в стихотворении. И. Бунин «Листопад». | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, сюжет волшебной особенностей Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного-прочитанного произведения. | Р: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. П: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия. К: слушать собеседника, преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии | Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. | |
| 34 | Законы волшебной сказки. Русская народная сказка «Гуси- лебеди» | Умение передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики сказочного текста. Углубление представления об этих особенностях; выявление сходства сказок народов мира; их построения по единым законам. Использование различных форм интерпретации содержания текстов с опорой не только на содержание, но и на жанр, структуру, язык. Представление об отличительных особенностях сказок в сравнении с авторскими произведениями. | Р:. принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей П: ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания, понимать фактическое содержание текста. К: задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения; проявлять интерес к общению и групповой работе | Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Анализировать средства, используемые в сказках для подчеркивания особенностей этого жанра. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Рассказывать сказку с опорой на схему | |
| 35 | Сказки разных народов. «Красная шапочка» в пересказе Ш. Перро. | Углубление представления об особенностях; выявление сходства сказок народов мира; их построения по единым законам. Расширение представления или знакомство со сказками народов мира, сказками народов России. Использование различных форм интерпретации содержания текстов с опорой не только на содержание, но и на жанр, структуру, язык. Представление об отличительных особенностях сказок в сравнении с авторскими произведениями | Р: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания | Сравнивать фольклорные произведения разных народов. Анализировать средства, используемые в сказках и авторских произведениях для подчеркивания особенностей сказки разных народов Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Конструировать монологическое высказывание на заданную тему. | |
| 36 | Сравнение авторского и народного текстов. С. Михалков «Прививка» | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие и оценка содержания текста. Использование простейших приемов анализа текстов. Расширение представления или знакомство со стихотворениями С. Михалкова. Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени. | Р: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий. П: использовать общие приемы решения задач. К: задавать вопросы | Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. Декламация стихотворения. Характеризовать текст, анализируя языковые средства, используемые для создания юмора текста. | |
Открытия в литературе и фантазия в науке (8 часов) |
| 37 | Характер героя. В. Берестов «Заяц-барабанщик»,Н. Ламм «Заячья любовь».Е. Чарушин «Волчишко», К. Ушинский «Лиса Патрикеевна». | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, особенностей. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Углубление представления о понятиях: «фольклорное произведение». Осознанное восприятие содержания текста, особенностей. Сопоставление авторского текста с фольклорными произведениями: «сказочный сюжет» в рассказе Чарушина, «язык сказки» в рассказе К. Ушинского. | Р: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий. П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания | Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения. Анализировать текст, различая характер героя. Конструировать монологическое высказывание на заданную тему. Анализировать текст, находя черты сходства и различия авторского текста и фольклорного. | |
| 38 | Различение художественного и научного текста. . К. Ушинский «Утренние лучи», С. Пшеничных «Рассветает», «Прощание», Д. Родари «Откуда берутся день и ночь», В. Берестов «Ботаника», Н. Ламм «Зеленый репейник с собою возьму...». | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, особенностей. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Сопоставление художественного и научного текста. Представление о поэтических сравнениях в прозаическом тексте. Углубление представления о приеме сравнения, олицетворении, звукописи. Представление о научно-популярной литературе. | Р: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. П: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия. К: слушать собеседника | Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения. Анализировать текст, различая позицию автора, находя поэтические сравнения, способы олицетворения. Сравнивать учебный, художественный и научно-популярный тексты. Констриировать монологическое высказывание на заданную тему. | |
| 39 | Поэзия в рассказе и стихотворениях. М. Пришвин «Золотой луг», В. Торчинский «Непослушный одуванчик», А. Пушкин «Цветок», А. Толстой «Колокольчики мои...». | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, особенностей. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Анализ используемых автором слов (по-научному точных или поэтически красивых). Подбор рифм и эпитетов. Расширение читательского опыта. | Р: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания | Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения, объяснять выбор слов, используемых в произведении. | |
| 40 | Ненаучное объяснение явлений. Ложь и фантазия. Берестов «Весенняя сказка», В.Пшеничных «И летом и зимою», П. Неруда «Книга вопросов», тексты из «Азбуки» Л.Н. Толстого. | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Углубление представления о понятиях: «художественный текст», «научный текст»,«олицетворение». Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. Подбор заголовка к рассказу. | Р: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. П: различать предмет и слово, его называющее. К: использовать речь для регуляции своего действия | Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. Анализировать выбор автором языковых средств для описания предметов, создания поэтических образов. Выбирать заголовки к рассказам Л.Н. Толстого, точно передающим главную мысль рассказов. | |
| 41 | Характер героя в юмористическом рассказе.В. Драгунский «Тайное всегда становится явным», Р. Сеф «Если ты ужасно гордый...». | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя. Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. Обсуждение главной мысли произведения. Осознание юмористического характера рассказа. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. | Р: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. П: различать предмет и слово, его называющее. К: использовать речь для регуляции своего действия | Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения, объяснять выбор слов, используемых в произведении. Анализировать особенности авторских выразительных средств. Описывать особенности поведения и характера героев. | |
| 42 | Фантазия в авторском произведении. Н. Носов «Затейники», Н. Друк «Сказка». | Осознание сущности поведения героев, особенностей характера и мира чувств, умение самостоятельно делать выводы. Осознание юмористического характера рассказа. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Расширение представления или знакомство с произведениями Н. Носова. | Р: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий. П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания | Воспринимать на слух художественное произведение. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Понимать общее содержание произведения, описывать особенности поведения героев, анализировать особенности авторских выразительных средств. Инсценировать художественное произведение | |
| 43 | Изобразительные возможности поэтического произведения. Ю. Мориц «Это - да! Это - нет!», Н. Рыленков «Все богатства русского пейзажа...». | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Выявление в стихотворении приемов, характерных для фольклорных произведений: перевертыши, небылицы, гиперболы, парная рифма. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Расширение представления или знакомство с произведениями Ю. Мориц. | Р: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания | Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя. Описывать особенности поведения и характера героев. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения, объяснять выбор слов, используемых в произведении. Анализировать особенности авторских выразительных средств. Инсценировать стихотворение. | |
| 44 | Проверь себя.Что читать летом. | Рефлексия, оценка знаний, полученных за весь период учебного времени. Расширение представления или знакомство с литературой, рекомендуемой для чтения летом. | Р: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. П: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия. К: принимать и понимать алгоритм выполнения заданий | Различать и называть произведения (народные и авторские), соотносить авторов и названия произведений, созданных ими. Узнавать произведения по отрывкам. | |
1. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 1 кл..- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
2. Свиридова В.Ю. Учись читать: Пособие по чтению.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
3. Хрестоматия по литературному чтению для 1 кл./ Автор составитель В.Ю. Свиридова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
4. Свиридова В.Ю. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение» для 1 кл..- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».