kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 1 классе по системе Л.В.Занкова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 1 классе составлено на основе авторской программы В.Ю.Свиридовой, соответствует требованиям ФГОС НОО. Программа является продолжением авторской программы Н.В.Нечаевой по обучению грамоте.  Курс "Литературное чтение " рассчитан на 40 часов (4 часа в неделю * 10 недель). Календарно-тематическое планирование содержит планируемые результаты: предметные, метапредметные (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные), возможные виды учебной деятельности учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 1 классе по системе Л.В.Занкова »







МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 109»





Рассмотрено УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО Директор ____________________________

учителей начальных классов

Протокол № _____ от _______________ _______________

(дата)











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по литературному чтению



для 1 « Б » класса



на 2014 - 2015 учебный год





Учитель

Трещенко Елена Геннадьевна










  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного курса литературного чтения для 1-4 классов (далее – Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В.Ю.Свиридовой «Литературное чтение», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, в соответствии с требованиями Федерального компонента

Государственного стандарта начального образования 2010 года и обязательному минимуму содержания образования. Система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования: развитие личности школьника, его творческих способностей;

сохранение и поддержка индивидуальности ребенка; воспитание духовности, нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.

В процессе общения с художественной литературой и искусством ученики знакомятся с общечеловеческими ценностями, с системой духовно-нравственных представлений человека, учатся соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами. Изучение произведений классиков отечественной детской литературы приобщает учащихся к культурному наследию народов России, приучает размышлять об истории своей Родины, сегодняшнем дне и будущем страны. Так постепенно будет формироваться гражданская идентичность, чувство гордости за свою Родину, ее народ и историю. Нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся происходит в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу, в ходе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста.

Цель курса литературного чтения - воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности. Начальное образование как самоценный и значимый этап в развитии человека закладывает основы для реализации этой цели. Грамотный читатель владеет техникой чтения, знает, что читать, ориентируется в широком мире литературы, и знает, как читать, опираясь на представления о художественных приемах, на вкус, развитые эстетические чувства.

Достижению этой цели способствует организованное в процессе обучения осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества. В процессе изучения курса литературного чтения ученик приобретет первичные умения работы с текстами разного вида и содержания, с учебной и научно-популярной литературой, будет учиться находить и использовать информацию для практической работы. В результате школьник получит возможность осознать значимость систематического чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим учебным предметам.

Курс «Литературное чтение» в 1 классе рассчитан на 132 ч. (33 учебные недели, по 4 часа в неделю) из них: 92 ч. – блок «Обучение грамоте», предмет «Литературное чтение» (4 ч в нед, 23нед), 40 ч - блок «Литературное чтение», предмет «Литературное чтение»(4 ч в нед, 10 нед).



  1. Содержание курса.


Освоившие чтение дети в короткий послебукварный период должны научиться читать художественный текст, открыть его для себя как особый способ изображения действительности, как источник знаний о мире, о жизни, о людях и их отношениях, о себе. Продолжается начатая еще в азбуке работа по формированию читательской компетентности, таких универсальных учебных действий, как понимание детьми при чтении фактического содержания текста, и таких качеств чтения, как правильность и осознанность.

Ученики-читатели знакомятся и со свойствами художественного текста изобразительностью и выразительностью. Именно на уроках литературного чтения появляется возможность работать над выразительным чтением, и дети должны научиться не только извлекать эмоционально-образную информацию, но и передавать ее другим людям в выразительном чтении. Это способствует формированию коммуникативной компетентности учащихся.

Дети при чтении художественных текстов должны научиться работать с самым сложным для восприятия видом информации – эмоционально-образной. В 1 классе закладывается фундамент читательской грамотности, дети получают начальные представления о художественном тексте, о способности автора словами нарисовать картину и передать чувства и настроение, донести до читателя авторскую идею. Так начинают формироваться основные читательские умения. Эта логика заложена в структуре учебника.

Одно из главных направлений в работе над осмыслением образной природы художественного текста - понимание многозначности художественного слова. Это особенно ярко проявляется в лирике, поэтому в учебнике 1 класса много стихотворений.

В процессе работы над художественными произведениями ученики на практике, без введения сложных литературоведческих терминов (например, «тропы» или «эпитеты»), получают первоначальные представления о следующих литературоведческих понятиях: художественный текст, устное народное творчество, автор, стихотворение, рифма, ритм. Освоение понятий идет на практическом уровне и в занимательной форме, дети сами открывают «секреты» художественного текста в процессе читательской деятельности.

В методике работы с учащимися 1 класса преобладают задания занимательные, игровые, но помогающие решать серьезные учебные задачи высокого уровня трудности. В курсе литературного чтения первого года обучения предусмотрены самостоятельные работы, позволяющие пошагово отслеживать результаты освоения знаний и уровень сформированности читательских умений.

Необходимый минимум заучивания наизусть в 1 классе – 7-10 стихотворений.

Круг детского чтения

1. «Ведь это чудо из чудес – когда из слов вдруг вырос лес!» «Тело лисицы очень подвижное…» (по В. Волкову); К.Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна»; Д.С. Самойлов «Эта лошадь была прекрасна...»; Н.А. Некрасов «Савраска, запряженный в сани...»; Г.М. Новицкая «Береза»; А.С. Пушкин «…Под голубыми небесами…»; Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве» (описание); В.Ю. Драгунский «Девочка на шаре» (отрывок); В.Н. Викторов «Волшебство»; А.К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...»; Тим Собакин «Уходит тихо Лето...»; М.Я. Бородицкая «Разговор с пчелой»; А.А. Усачев «Шуршащая песня»; А.А. Шибаев «Переполох»; С.Я. Маршак «Разговор лягушек», «За стеклянной дверцей»; А.Л. Барто «Игра в слова»; Т.М. Белозеров «Тучка».

2. «Над вымыслом слезами обольюсь» Г.А. Ладонщиков «Зимняя радость»; И.П. Токмакова «Это ничья кошка…», «Осень», «Крокодилы», «Я ненавижу Тарасова…»; А.А. Фет «Мама! Глянька из окошка...»; И.С. Никитин «Встреча зимы» (отрывок); В.Д. Берестов «Заяц-барабанщик»; Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок).

3. «Складно да ладно» «Весна_красна» (по И.С. Соколову_Микитову); А.Н. Плещеев «Весна»; Дж. Чиарди «Об удивительных птицах»; считалки; А. Милн «Хвосты» (в переводе С.Я. Маршака); Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (отрывок); Н.В. Гернет, Д.И. Хармс «Очень_очень вкусный пирог».

4. «...А если я глаза закрываю, мне видно то, чего не бывает...» С.Я. Маршак «Дремота и Зевота»; Ю. Тувим «Чудеса»; Б.В. Заходер «Приятная встреча»; Д. Биссет «Орел и овечка»; М.Я. Бородицкая «Колдунье не колдуется»; Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (отрывок); Б.В. Заходер «Моя Вообразилия»; Э.Э. Мошковская «Давайте мы с вами руками помашем...».

5. «Чтение – вот лучшее учение» Л.Н. Толстой «Косточка» (быль), «Лев и мышь» (басня), «Отец и сыновья» (басня); В.А. Осеева «Сыновья»; И.А. Крылов «Чиж и Голубь» (басня); К.Д. Ушинский «Жалобы зайки»; «Лиса и козел», «Лиса и заяц», «Глупый волк» (русские народные сказки); загадки; пословицы, поговорки; скороговорки; Б.В. Заходер «Товарищам детям». В рубрике «Проверь себя»: К.Г. Паустовский «…Мелкий грибной дождь…»; А.Н. Плещеев «Скучная картина!..»; Ю. Тувим «Про пана Трулялинского» (в переводе Б.В. Заходера); Э.Э. Мошковская «Хитрые старушки»; В.А. Осеева «Хорошее».


Художественный текст: его изобразительно-выразительная природа

– соотнесение изображенного в художественном тексте с действительностью;

– сопоставление художественных и нехудожественных текстов на одну тему;

– чтение художественного произведения с максимальной скоростью, необходимой для его понимания;

– представление картин, нарисованных автором;

– выявление простейших способов художественного изображения;

– рисование картин (в т.ч. устное словесное рисование) на основе художественного текста;

– сопоставление изображения действительности в литературе и живописи;

– сочинения по картине;

– адекватная передача настроения в выразительном чтении;

– создание классного музея старинных вещей.

Проза и поэзия; ритм и рифма; изобразительно-выразительные средства: эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола

– осмысление особой организации поэтического художественного текста;

– анализ отличительных особенностей поэтического текста (графика текста,ритмическая основа, наличие рифмы);

– выделение ритма и понимание его как ведущего признака поэтического текста;

– наблюдение за способами изображения картин и передачи настроения в лирике;

– подбор темпа чтения и интонации, с помощью которых можно передать чувства и настроение героев лирического произведения;

– анализ изобразительно-выразительных средств художественного текста;

– нахождение и осознание эмоционально-образной информации в тексте и передача ее средствами выразительного чтения;

– сопоставление прозаических и поэтических текстов с изображением одного времени года и т.д.;

– заучивание прозаических и поэтических текстов и их выразительная декламация;

– собирание поэтических строк мастеров с правом (без права) использования их в своих творческих работах; жанры художественной литературы: фольклорные (потешки, загадки, пословицы, былины, мифы, поговорки, сказки) и авторские (сказки, басни, рассказы);

– различение произведений устного народного творчества и авторских текстов;

– различение жанров художественной литературы;

– осмысление способов создания образов героев в фольклоре и произведениях различных литературных жанров;

– наблюдение за способами изображения;

– устный пересказ с сохранением жанровых особенностей текста;

– анализ особенностей того или иного жанра;

– составление текстов различных жанров по образцам (мифа, былины, рассказа, басни, загадок); герой (персонаж) художественного произведения;

– выделение и осмысление состава героев произведения и действующих лиц;

– установление иерархии героев произведения;

– выявление и осмысление причинно-следственных связей между мотивами, поступками героев и их следствиями;

– составление характеристики героя;

– оценивание поступков героев с нравственных позиций;

– пересказ сюжета или эпизода от лица какого-либо героя;

– рассуждения о личности героя с аргументацией своей точки зрения;

– инсценирование произведений;

– рассказ от имени героя произведения, в том числе животных и птиц, деревьев, цветов, травы, неодушевленных предметов; автор как создатель художественного произведения;

– различение автора произведения и рассказчика;

– определение способов выявления авторской позиции в разных видах текста;

– определение отношения автора к героям его произведения;

– рефлексия в устной и письменной речи своего отношения к ценностям, которые утверждает автор, и отнесение с собственными представлениями;

– осмысление финала произведения и заглавия как способов предъявления идеи;

– письмо автору, живущему сегодня (например, В.П. Крапивину, Э. Успенскому и др.);

– устные сочинения «Я люблю читать стихотворения… Пушкина, смешные…рассказы Драгунского и т.д.





  1. Планируемые результаты.


Личностные универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы:

- положительное отношение к уроку литературного чтения;

- эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм;

- способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений;

- первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность), отражённых в литературных текстах;

- восприятие семейных традиций, в т.ч. в семейном чтении;

- чувство любви к природе родного края;

- основы для развития творческого воображения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к чтению; мотивации обращения к книге;

- основы для эмоционального переживания художественного текста;

- способности выражать свои эмоции в выразительном чтении;

- понимания смысля нравственного урока произведения; способности испытывать высшие нравственные чувства – гордость, стыд, вина;

- умения оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики под руководством учителя;

- стремления к взаимопониманию детей и взрослых;

- ориентации на здоровый образ жизни;

- стремление к успешности в учебной деятельности.


Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

- принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;

- принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей.

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать цель и смысл выполняемых заданий;

- понимать важность планирования своей деятельности:

- выполнять учебные действия на основе алгоритма действий;

- участвовать в оценке результатов деятельности.


Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;

- понимать фактическое содержание текста;

- выделять события, видеть их последовательность в произведении;

- выделять в тексте основные части;

- выполнять несложные логические действия (сравнение, сопоставление);

- работать с учебником, ориентироваться в нём с помощью значков;

- пользоваться словарными пояснениями учебника.


Обучающийся получит возможность научиться:

- выделять и формулировать познавательную цель;

- структуировать знания;

- группировать тексты по заданному основанию;

- различать малые фольклорные жанры: пословицы, загадки, скороговорки, считалки;

- работать с информацией, осуществлять поиск информации в учебных текстах.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;

- воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;

- понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников;

- принимать участие в обсуждении прочитанного содержания.

Обучающийся получит возможность научиться:

- задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения;

- проявлять интерес к общению на уроке;

- уважать мнение собеседников;

- преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;

- следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности;

- входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.


Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится:

- читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя (в индивидуальном темпе);

- читать наизусть стихотворения разных авторов по собственному выбору;

- понимать содержание прочитанного;

- пересказывать содержание произведений, прочитанных в классе, по вопросам учителя;

- эмоционально реагировать на события произведения при слушании и чтении;

- находить и придумывать рифмы;

- определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц);

- отличать монолог от диалога;

- уметь работать со всеми элементами книги (обложка, содержание, форзац);

- отвечать на вопросы по содержанию текста;

- оценивать литературного героя произведения по его поступкам.

Обучающийся получит возможность научиться:

- выделять смысловые части текста, сопоставлять их содержание;

- определять главную мысль литературного произведения;

- соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного произведения;

- строить высказывания по образцу;

- формулировать несложные выводы;

- читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в них основные части;

- находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;

- осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;

- понимать изобразительную природу художественного текста, «рисующие» слова, «картинный» план.



4. Календарно-тематическое планирование уроков математики в 1 Б классе.



Сроки



уроков


Тема урока

Планируемые результаты




Возможные виды деятельности учащихся/возможные формы контроля/форма урока



Примечания

Освоение предметных знаний

УУД

(личностные и метапредметные

результаты)

Книги - твои друзья (6 часов)


1

Что такое книга. Книга в нашей жизни.С. Морозов, С. Маршак. Стихотворения

Осознание значимости чтения для личного развития; осознанное восприятие и оценка содержания; актуализация правил обращения с книгой. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения). Первичное представление о различии прозы и поэзии, о рифме'.

Р: ориентиро­ваться в учебнике.

П: стремиться к приобретению эстетических потребностей и духовных ценностей.

К: задавать вопросы и отвечать на них

Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев. Читать вслух, используя интонации, паузы, темп. Читать по ролям.



2

Герои, созданные фантазией и воображением писателя. «Под ковром» по Д. Биссету


Р: формулировать учебную задачу и удерживать ее.

П: самостоя­тельно выделять и формули­ровать познавательную цель. К: уметь в решении образовательных задач обращаться за помощью к соседу, учителю




3

Работа с понятиями: «рифма», «поэзия», «проза». Д. Хармс «Я проснусь...», К. Чуковский «Мойдодыр»

Расширение представления или знакомство с произведениями для детского чтения (К. Чуковский или Д. Хармс). Распознавание особенностей поэтического текста. Первичное представление о рифме, поэзии, персонаже.

Р: формулиро­вать учебную задачу, приме­нять установленные правила.

П: осуществ­лять поиск необходимой ин­формации.

К: проявлять интерес к общению и групповой работе

Читать текст с

интонационным выделением знаков препинания. Характеризовать текст: определять главную мысль, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Давать характеристику героям прочитанных ранее произведений.



4

Связь книг с самыми разными

Сторонами человеческой . жизни. История рождения

книги.

Участие в обсуждении учебной проблемы с выдвижением своей идеи, аргументированным доказательством высказываемой точки зрения и проявлением внимания и уважения к чужой точке зрения.

Ориентация во времени создания книги, того или иного литературного произведения.

Р: ориентиро­ваться в разнообразии спосо­бов решения задач.

П: уметь выделить и сформулировать познавательную цель

К: исполь­зовать речь для регуляции сво­его действия

Сравнивать роль читателя, слушателя и зрителя.

Воспринимать на слух учебный текст с опорой на иллюстрации. Ориентироваться по ленте времени, располагать на ней события.



5

Ориентация в структуре книги.

В. Берестов «Читалочка».

Ориентирование в структуре книги. Овладение умением предполагать, представлять содержание книги по ее обложке, названию, иллюстрациям, оглавлению (содержанию). Ориентирование в словаре.

Р: ориентиро­ваться в разнообразии спосо­бов решения задач.

П: использо­вать общие приемы решения задач.

К: форму­лировать свои затруднения

Характеризовать книги: анализировать обложку, содержание, иллюстрации. Распознавать название, автора. Презентовать любимые книги. Строить короткое монологическое высказывание: отзыв о любимой книге. Различать прозаические и поэтические произведения. Видеть структуру текста: деление его на абзацы. Пользоваться словарем учебника. Выразительно читать стихотворения,



6

Фантазия и воображение в фольклорных и авторских текстах. В. Лунин «Я видела чудо». Проверь себя.

Овладение навыками осознанного, правильного 'и выразительного чтения. Осознанное восприятие и оценка содержания текста; практическое сравнение разных текстов: загадок и авторского стихотворения. Рефлексия, оценка своих знаний

Р: ориентиро­ваться в разнообразии спосо­бов решения задач.

П: уметь выделить и сформулировать познавательную цель

К: исполь­зовать речь для регуляции сво­его действия, проявлять интерес к общению и групповой работе

Восстанавливать загадки по рифмам и угадывать их.

Выразительно читать стихотворение, используя интонации, паузы, темп, передавая настроение. Характеризовать текст: определять главную мысль, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.

Сравнивать произведения: проза или поэзия, общее настроение.


Путешествие в мир Литературы (4 часа)


7

Разница бытового чтения и художествен­ной литературы. Задачи Г. Остера, Г. Остер «Я ползу»

Выразительное чтение стихотворных произведений. Определение принадлежности текста к определенному жанру. Практическое сравнение текстов разных фольклорных форм, авторских и народных текстов.

Коллективное создание текстов заданного жанра

Р: понимать цель и смысл выполняемых заданий

П: использо­вать общие приемы решения задач.

К: форму­лировать свои затруднения, входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию

Выразительно читать тексты, анализируя использование разной интонации, паузы, темпа. Сравнивать произведения разных жанров. Находить рифмы, толковать слова, объяснять выбор того или иного слова в зависимости от принадлежности к разным текстам



8

Автор, герой, персонаж. . Б. Заходер «Пошел Сережа в первый класс...», Г. Виеру «Сколько звезд...»

Выразительное чтение стихотворных произведений. Определение принадлежности текста к определенному жанру. Практическое сравнение текстов разных фольклорных форм, авторских и народных текстов.

Коллективное создание текстов заданного жанра

Р: принимать учебную задачу урока; реф­лексия способов и условий действий.

П: осуществ­лять поиск необходимой ин­формации.

К: исполь­зовать речь для регуляции сво­его действия

Выразительно читать тексты, анализируя использование разной интонации, паузы, темпа. Читать по ролям. Сравнивать произведения разных жанров Находить рифмы, толковать слова, объяснять выбор того или иного слова в зависимости от принадлежности к разным текстам



9

Малые жанры фольклора: загадка, скороговорка, считалка, пословица, поговорка.

Определение принадлежности текста к определенному жанру (загадка, сказка, скороговорка, пословица). Практическое сравнение текстов разных фольклорных форм, авторских и народных текстов.

Коллективное создание текстов заданного жанра.

Р: создавать ал­горитмы деятельности при решении проблем различного характера.

П: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ.

К: догова­риваться, приходить к общему решению

Сравнивать произведения разных жанров, выделяя особенности сказки, скороговорки, пословицы, загадки, особенности народных и авторских произведений. Находить рифмы, толковать слова,



10

Литератур­ный герой, его имя, характер.«Винни Пух и все- все-все», К. Чуковский «Барабек»

Знакомство с героями произведений для детского чтения. Определение принадлежности текста к определенному жанр. Работа со словом (уточнение значения слова, уместности его употребления).Устное сочинение. Инсценирование.

Р: узнавать, на­зывать и определять объекты в соответствии с окружающей действительностью.

П: осознанно и произвольно строить сооб­щения в устной форме.

К: строить понятные для партнера выска­зывания

Читать текст с интонационным выделением знаков препинания, используя интонации, паузы, темп, передавая разное настроение. Создавать устно небольшой текст с заданными параметрами (продолжение истории, рассказ о своих предпочтениях).



11

Художественное и научное описание. Е. Чаповецкий «Непоседа, Мякиш и Нетак», С. Махотин «Плохая привычка».

Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Первичное представление о монологе. Работа со словом (распознавание научных терминов и художественных образов; эмоциональности, обилия подробностей, рифмованности, свойственных художественному тексту и точности, краткости научного текста), ориентирование в специфике учебного текста

Р: принимать и понимать алгоритм выполнения заданий.

П: работать с учебником, ориентироваться в нем по содержанию и с помощью значков

К: строить понятные для партнера выска­зывания

Давать характеристику героям прочитанных ранее произведений. Воспринимать текст: определять цель, языковые средства, отношение автора к изображаемому. Находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста.



12

Различие научного и художественного текстов. Н. Сладков «Свиристели».

Расширение представления или знакомство с героями произведений для детского чтения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

Р: создавать ал­горитмы деятельности при решении проблем различного характера.

П: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ.

К: догова­риваться, приходить к общему решению

Сравнивать и характеризовать тексты (учебный и художественный), выделять особенности, образные средства. Давать характеристику героям прочитанных ранее произведений.



13

Проверь себя. М. Яснов «Радость».

Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Понимание цели чтения и передача настроения стихотворения с помощью декламации. Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени

Р: узнавать, на­зывать и определять объекты в соответствии с окружающей действительностью.

П: осознанно и произвольно строить сооб­щения в устной форме.

К: слушать собеседника, принимать участие в обсуждении прочитанного содержания

Читать текст с интонационным выделением знаков препинания, используя интонации, паузы, темп, передавая разное настроение. Характеризовать особенности текста, находить в тексте доказательства и передавать настроение героя стихотворения.Отвечать на вопросы, оценивать свои знания и умения (ориентироваться в структуре учебника, в изученной главе, ориентироваться по ленте времени).


Долина рассказов: тайна за тайной (7 часов)


14

Персонажи рассказа и главный герой. Л. Толстой «Косточка».

Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера.

Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Участие в диалоге при обсуждении произведения

Р:. осуществлять действие по образцу и заданному правилу.

П: осознанно и произвольно строить сооб­щения в устной форме.

К: слушать собеседника, воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;


Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.

Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях.

Объяснять выбор автором заглавия произведения.Объяснять смысл пословиц, соотносить их содержание с главной мыслью прочитанного произведения.



15

Понятие о сюжете рассказа. Автор и его герой. Г. Остер «Середина сосиски», «Хорошо спрятанная котлета»,

Использование простейших приемов анализа текстов. Выделение в тексте частей: завязки, кульминации, развязки. Осознанное восприятие и оценка содержания текста. Характеристика героя произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

Р: моделировать, выделять и обобщенно фикси­ровать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.

П: распозна­вать объекты, выделяя суще­ственные признаки; синтез, сравнение.

К: форму­лировать собственное мнение и позицию

Характеризовать сюжет рассказа: находить завязку, кульминацию и развязку.

Создавать иллюстрацию к тексту. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Читать вслух, используя интонации, паузы, темп.



16

Автор и его отношение к герою. Е. Чарушин «Томка испугался».

Использование простейших приемов анализа текстов. Выделение в тексте частей: завязки, кульминации, развязки. Осознанное восприятие и оценка содержания текста. Характеристика героя произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Расширение представления или знакомство с произведениями Е. Чарушина, особенностями этих произведений.

Р:. принимать и понимать алгоритм выполнения заданий

П: осознанно и произвольно строить сооб­щения в устной форме.

К: слушать собеседника, принимать участие в обсуждении прочитанного содержания

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.Читать вслух, используя интонации, паузы, темп.

Характеризовать героя произведения с использованием предложенных в учебнике слов.

Пересказывать текст по картинному плану



17

Средства выражения авторского отношения к герою. Н. Ламм «Червяк», Н. Рубцов «Воробей», М. Горький «Воробьишко»

Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие и оценка содержания текста. Характеристика героя произведения. Использование простейших приемов анализа текстов. Анализ языковых средств и построения произведения.

Р: группировать и классифицировать тексты по разным основаниям; узнавать, на­зывать и определять объекты в соответствии с окружающей действительностью.

П: выбирать действия в соответствии с по­ставленной задачей и усло­виями ее реализации.

К: исполь­зовать речь для регуляции своего действия

Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.Выразительно читать тексты, анализируя использование разной интонации, паузы, темпа. Объяснять выбор автором заглавия произведения.



18

Тайна названия рассказа Ю.Коваль«Воробьиное озеро»,

Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера (красота художественного описания, настроение стихотворения).

Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Ориентирование в структуре рассказа (по абзацам).

Создание иллюстрации к тексту

Р: сличать спо­соб действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

П: использо­вать установленные правила в контроле способа решения

К: слушать собеседника, общаться друг с другом

Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.

Читать вслух, обосновывая выбоо темпа чтения, логического ударения в предложениях.

Анализировать текст, определяя его принадлежность (научный или художественный).

Объяснять выбор слов, используемых в произведении.



19

Художественное описание. В. Лунин «Стеклышко»,И. Пивоварова

«Секретики».

Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера (красота художественного описания, настроение стихотворения).Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Ориентирование в структуре рассказа (по абзацам).

Создание иллюстрации к тексту.

Р: осуществлять классификацию по заданным критериям, работать с информацией, искать информацию в учебных текстах

П: устанавли­вать аналогии и причинно-следственные связи.

К: строить монологичное высказывание

Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях. Анализировать текст, определяя его принадлежность (научный или художественный).

Объяснять выбор слов, используемых в произведении.



20

Средства выражения авторского отношения к герою. А.Барто «Я одна ничья сестра...»,Орлов «Кто кого обидел первый...», В. Берестов «Гляжу с высоты...»,Л. Фадеева «Мне понравилось стоять».

Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие и оценка содержания текста. Характеристика героя произведения. Использование простейших приемов анализа текстов. Анализ языковых средств для выражения отношения автора к герою. Ориентирование в учебнике, его содержании. Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени.

Р: осуществлять пошаговый кон­троль по результату, осуществлять действие по образцу и заданному правилу

П: различать способ и результат действия.

К: опреде­лять цели, функции участни­ков, способы взаимодействия

Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях. Объяснять выбор слов, используемых в произведении.Анализировать текст, различая позицию автора и героя произведения. Читать по ролям, участвовать в инсценировании.


Сады поэзии: из чего растут стихи (7 часов)


21

Поэзия как особый взгляд на мир. И. Пивоварова «Тайна»,

Л. Друскин «Беру я вещи в руки осторожно...».

Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие содержания текстов, участие в диалоге при обсуждении прочитанного, работа со словом, темпом чтения.

Декламация стихотворения.

Распознавание особенностей поэтического текста.Первичное представление об олицетворении.

Р: осуществлять итоговый и пошаговый кон­троль по результату.

П: различать способ и результат действия.

К: опреде­лять цели, функции участни­ков, способы взаимодействия

Читать вслух стихотворение И. Пивоваровой, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях.Объяснять выбор слов,используемых в произведении.Воспринимать стихотворениеЛ. Друскина: определять отношение

автора к изображаемому.

Создавать текст по заданным свойствам



22

Поэзия как особый взгляд на мир. В. Драгунский «Друг детства».

Осознанное восприятие и оценка сод-я текста, его характера, характера героя рассказа. Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Коллективное обсуждение главной мысли произведения.

Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

Р: осуществлять констатирующий и прогнози­рующий контроль по резуль­тату и по способу действия.

П: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия.

К: слушать собеседника, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления

Воспринимать произведение на слух. Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях. Объяснять выбор слов их порядка, повторов, используемых в произведении. Сравнивать произведение с ранее прочитанными.

Ориентироваться в содерж-и учебника.



23

Определение эмоционального настроя. М. Яснов «Горести-печалести»,А. Барто «Вот так

защитник»,«Мишка», «Думают ли звери»,Б. Заходер«Я, на все махнув рукой...»,Е. Серова «Надо к пятнице Егорке...».

Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Ориентирование в нравственном содержании прочитанного. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Расширение представления или знакомство с произведениями А. Барто, их особенностями. Углубление представления о понятиях: «характер героя», «литература», «поэзия», «автор», «сюжет», «персонажи», «рифма», «ритм», «смысл названия». Представление об особенностях поэтич. текста.

Р: использовать установленные правила в кон­троле способа решения.

П: различать способ и результат действия.

К: форму­лировать свои затруднения, следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности

Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения.

Объяснять выбор слов, используемых в произведении, его название. Анализировать текст, различая позицию автора и героя произведения. Характеризовать текст: находить рифмующиеся слова.



24

Олицетворение как художеств, прием.В. Инбер «Оттепель, оттепель...», Н. Орлова «Дерево-жираф», Л. Друскин «Там ива, опираясь на костыль...».

Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя стихотворения.

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Углубление представления о понятиях: «характер героя», «литература», «поэзия», «автор», «сюжет», «персонажи», «рифма», «ритм». Представление об особенностях поэтического текста. Первичное представление об олицетворении (без использования термина).

Р: формулиро­вать и удерживать учебную задачу, применять установ­ленные правила в планирова­нии способа решения.

П: самостоя­тельно выделять и формули­ровать познавательную цель.

К: адекват­но использовать речь: пра­вильно составлять предложе­ния, логично выстраивать сю­жет сказки

Читать вслух плавно, выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения.. Характеризовать текст, доказывать, что данный текст - художественный. Создавать устно небольшой текст с заданными параметрами (используя прием олицетворения).



25

Прием олицетворения в сказке.

Дж. Родари «Приключения Чиполлино»

Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя произведения.

Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Углубление представления об олицетворении, использование этого приема в сказке и в своем творчестве. Использование приема олицетворения и сравнения в загадках.

Р: принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей, выполнять учебные действия на основе алгоритма действий

П:. работать с учебником, ориентироваться в нем по содержанию (оглавлению) и с помощью значков, выделять события, видеть их последовательность в произведении

К: прини­мать участие в работе парами: правильно составлять предло­жения, логично выстраивать сюжет рассказа

Презентовать сочинение слушателям. Воспринимать на слух и анализировать составленные дома сочинения. Участвовать в диалоге, соблюдая правила речевого общения. Характеризовать особенности произведения, описывать героев (внешность и характер). Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Читать вслух, используя интонации, паузы, темп.



26

Прием олицетворения в авторской поэзии.А. Пушкин «Унылая пора!», К. Бальмонт «Осень».

Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера.

Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Углубление представления о понятиях: «литература», «поэзия», «автор», «рифма», «ритм». Представление об особенностях поэтического текста. Представление об олицетворении.

Р: принимать и понимать алгоритм выполнения заданий, понимать важность планирования своей деятельности

П: использо­вать общие приемы решения задач, контролировать и оце­нивать процесс и результат деятельности.

К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания, договариваться, приходить к общему решению

Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. Анализировать текст, различая позицию автора.Характеризовать текст, анализируя выбор автором языковых средств.



27

Прием сравнения в загадке. Е. Серова «Если мы растем на ели...», Р. Сеф «На свете все на все похоже...».

Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие и оценка содержания текста. Использование простейших приемов анализа текстов. Анализ языковых средств и построения фольклорного произведения для отражения особенностей героя. Представление о загадке, использовании приема сравнения в ней.

Р: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя, понимать цель и смысл выполняемых заданий, понимать важность планирования своей деятельности;

П: использо­вать общие приемы решения задач, контролировать и оце­нивать процесс и результат деятельности.

К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания

Сравнивать авторские и фольклорные произведения.

Анализировать прием сравнения, используемый для подчеркивания особенностей изображаемого.Выразительно читать текст стихотворения, анализируя сходство предметов, подмеченное автором. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения.



28

Характер литературного героя.

В. Панова «Кто такой Сережа...»

Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие и оценка содержания текста.

Использование простейших приемов анализа текстов.

Различение приема сравнения в прозаическом произведении. Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени.

Р: формулиро­вать и удерживать учебную задачу, составлять план и по­следовательность действий, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

П: осуществ­лять поиск нужной информа­ции в учебниках и учебных пособиях.

К: ставить вопросы и обращаться за по­мощью, использовать в обще­нии правила вежливости

Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. Анализировать текст, различая прием сравнения, высказывая как можно больше версий, о ком говориться, и проверять каждую, обращаясь к тексту.


Сказочные дорожки: твой путеводитель (6 часов)


29

Русские народные сказки. Л. Друскин «Какие незнакомые предметы!», М. Лермонтов «Спи, младенец мой

прекрасный...»

Умение передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики сказочного текста. Выявление этих особенностей (особая интонация оказывания, сказочные числа, особенности героев и композиции). Коллективное обсуждение, обобщение читательского опыта.

Использование различных форм интерпретации содержания текстов с опорой не только на содержание, но и на жанр, структуру, язык. Представление о русской народной сказке.

Р: формулиро­вать и удерживать учебную задачу, составлять план и по­следовательность действий.

П: использо­вать общие приемы решения задач, контролировать и оце­нивать процесс и результат деятельности.

К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания

Сравнивать авторские и фолькл. произ­ведения по настроению, тональности. Анализировать средства, используемые в сказках и авторских произведениях для подчеркивания особенностей сказки (традиционный набор героев, традиционность их характера, внешности и речи).

Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логич. ударения.



30

Сказки о животных. «Лисичка- сестричка и Волк», «Кот и Лиса».

Умение передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики сказочного текста (пересказывание сказки с опорой на картинный план и подписи).Выявление особенностей русских народных сказок о животных на примере текстов, представленных в учебнике: традиционность героев, их характера, внешности, речи и композиции сказки.Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Выделение типов книг: книга-сборник, книга-

произведение.

Р: понимать вы­деленные учителем ориентиры действия в учебном материале.

П: группировать и классифицировать тексты по разным основаниям; воспринимать смысл слов и словообразования в процессе предварительного чтения; видеть особенности характера героя в литературном произведении;

работать с информацией

К: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; принимать участие в обсуждении прочитанного содержания

Анализировать средства, используемые в сказках для подчеркивания особенностей этого жанра. Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста.Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.Сравнивать свои ответы с ответами

одноклассников.

Читать по ролям.



31

Сказки о животных. Обобщение читательского опыта.

Расширение представления или знакомство с фольклорными произведениями для детского чтения.Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Представление о звукописи в авторских и фольклорных произведениях. Восприятие чтения: понимание содержания, определение особенностей поведения и описания героев автором

Р: формулиро­вать и удерживать учебную задачу, составлять план и по­следовательность действий.

П: использо­вать общие приемы решения задач, контролировать и оце­нивать процесс и результат деятельности.

К: задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения;

проявлять интерес к общению и групповой работе

Сравнивать фольклорные произведения по настроению, тональности, предназначению.

Анализировать средства, используемые в сказках для подчеркивания их

особенностей.

Сравнивать фольклорные и авторские произведения.

Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.



32

Особенно­сти народных текстов в сравнении с авторскими. Повести Э. Успенского. Отрывок из сказки Э. Успенского «Про Веру и Анфису».

Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, особенностей. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Расширение представления или знакомство с авторскими произведениями для детского чтения (творчество Э. Успенского).

Р: формулиро­вать учебную задачу, удержи­вать и составлять план и по­следовательность действий.

П: использо­вать общие приемы решения задач, контролировать и оце­нивать процесс и результат деятельности.

К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания

Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения.

Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. Анализировать текст, различая позицию автора. Конструировать монологическое высказывание на заданную тему.



33

Поэтичес­кие приемы в стихотворении.

И. Бунин «Листопад».

Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, сюжет волшебной особенностей Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного-прочитанного произведения.

Р: осуществлять констатирующий и прогнози­рующий контроль по резуль­тату и по способу действия.

П: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия.

К: слушать собеседника, преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии

Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.



34

Законы волшебной сказки.

Русская народная сказка «Гуси- лебеди»

Умение передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики сказочного текста. Углубление представления об этих особенностях; выявление сходства сказок народов мира; их построения по единым законам.

Использование различных форм интерпретации содержания текстов с опорой не только на содержание, но и на жанр, структуру, язык. Представление об отличительных особенностях сказок в сравнении с авторскими произведениями.

Р:. принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей

П: ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания, понимать фактическое содержание текста.

К: задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения;

проявлять интерес к общению и групповой работе

Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Анализировать средства, используемые в сказках для подчеркивания особенностей этого жанра. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Рассказывать сказку с опорой на схему



35

Сказки разных народов. «Красная шапочка» в пересказе Ш. Перро.

Углубление представления об особенностях; выявление сходства сказок народов мира; их построения по единым законам.

Расширение представления или знакомство со сказками народов мира, сказками народов России.

Использование различных форм интерпретации содержания текстов с опорой не только на содержание, но и на жанр, структуру, язык. Представление об отличительных особенностях сказок в сравнении с авторскими произведениями

Р: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя

П: использо­вать общие приемы решения задач, контролировать и оце­нивать процесс и результат деятельности.

К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания

Сравнивать фольклорные произведения разных народов. Анализировать средства, используемые в сказках и авторских произведениях для подчеркивания особенностей сказки разных народов

Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Конструировать монологическое высказывание на заданную тему.



36

Сравнение авторского и народного текстов. С. Михалков «Прививка»

Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие и оценка содержания текста.

Использование простейших приемов анализа текстов.

Расширение представления или знакомство со стихотворениями С. Михалкова. Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени.

Р: формулиро­вать и удерживать учебную задачу, составлять план и по­следовательность действий.

П: использо­вать общие приемы решения задач.

К: задавать вопросы

Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения.

Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. Декламация стихотворения.

Характеризовать текст, анализируя языковые средства, используемые для создания юмора текста.


Открытия в литературе и фантазия в науке (8 часов)


37

Характер героя. В. Берестов «Заяц-барабанщик»,Н. Ламм «Заячья любовь».Е. Чарушин «Волчишко», К. Ушинский «Лиса Патрикеевна».

Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, особенностей. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Углубление представления о понятиях: «фольклорное произведение».

Осознанное восприятие содержания текста, особенностей. Сопоставление авторского текста с фольклорными произведениями: «сказочный сюжет» в рассказе Чарушина, «язык сказки» в рассказе К. Ушинского.

Р: формулиро­вать и удерживать учебную задачу, составлять план и по­следовательность действий.

П: использо­вать общие приемы решения задач, контролировать и оце­нивать процесс и результат деятельности.

К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания

Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения.

Анализировать текст, различая характер героя.

Конструировать монологическое высказывание на заданную тему. Анализировать текст, находя черты сходства и различия авторского текста и фольклорного.




38

Различе­ние художествен­ного и научного текста. . К. Ушинский «Утренние лучи», С. Пшеничных «Рассветает», «Прощание», Д. Родари «Откуда берутся день и ночь», В. Берестов «Ботаника», Н. Ламм «Зеленый репейник с собою возьму...».

Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, особенностей. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Сопоставление художественного и научного текста. Представление о поэтических сравнениях в прозаическом тексте. Углубление представления о приеме сравнения, олицетворении, звукописи. Представление о научно-популярной литературе.

Р: осуществлять констатирующий и прогнози­рующий контроль по резуль­тату и по способу действия. П: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия.

К: слушать собеседника

Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения.

Анализировать текст, различая позицию автора, находя поэтические сравнения, способы олицетворения. Сравнивать учебный, художественный и научно-популярный тексты. Констриировать монологическое высказывание на заданную тему.



39

Поэзия в рассказе и стихотворениях.

М. Пришвин «Золотой луг», В. Торчинский «Непослушный одуванчик», А. Пушкин «Цветок», А. Толстой «Колокольчики мои...».

Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, особенностей. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Анализ используемых автором слов (по-научному точных или поэтически красивых). Подбор рифм и эпитетов. Расширение читательского опыта.

Р: понимать вы­деленные учителем ориентиры действия в учебном материале.

П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оце­нивать процесс и результат деятельности.

К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания

Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения, объяснять выбор слов, используемых в произведении.



40

Ненаучное объяснение явлений. Ложь и фантазия. Берестов «Весенняя сказка», В.Пшеничных «И летом и зимою», П. Неруда «Книга вопросов», тексты из «Азбуки» Л.Н. Толстого.

Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Углубление представления о понятиях: «художественный текст», «научный текст»,«олицетворение». Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. Подбор заголовка к рассказу.

Р: ориентиро­ваться в разнообразии спосо­бов решения задач.

П: различать предмет и слово, его назы­вающее.

К: исполь­зовать речь для регуляции сво­его действия

Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения.

Объяснять выбор слов,

используемых в произведении, для его настроения. Анализировать выбор автором языковых средств для описания предметов, создания поэтических образов.

Выбирать заголовки к рассказам Л.Н. Толстого, точно передающим главную мысль рассказов.



41

Характер героя в юмористическом рассказе.В. Драгунский «Тайное всегда становится явным», Р. Сеф «Если ты ужасно гордый...».

Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя. Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Обсуждение главной мысли произведения. Осознание юмористического характера рассказа.

Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

Р: ориентиро­ваться в разнообразии спосо­бов решения задач.

П: различать предмет и слово, его назы­вающее.

К: исполь­зовать речь для регуляции сво­его действия

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения, объяснять выбор слов, используемых в произведении.

Анализировать особенности авторских выразительных средств. Описывать особенности поведения и характера героев.



42

Фантазия в авторском произведении.

Н. Носов «Затейники», Н. Друк «Сказка».

Осознание сущности поведения героев, особенностей характера и мира чувств, умение

самостоятельно делать выводы. Осознание юмористического характера рассказа.

Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Расширение представления или знакомство с произведениями Н. Носова.

Р: формулиро­вать и удерживать учебную задачу, составлять план и по­следовательность действий.

П: использо­вать общие приемы решения задач, контролировать и оце­нивать процесс и результат деятельности.

К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания

Воспринимать на слух художественное произведение.

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Понимать общее содержание произведения, описывать особенности поведения героев, анализировать особенности авторских выразительных средств. Инсценировать художественное произведение



43

Изобрази­тельные возможности поэтического произведения. Ю. Мориц «Это - да! Это - нет!», Н. Рыленков «Все богатства русского пейзажа...».

Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Выявление в стихотворении приемов, характерных для фольклорных произведений: перевертыши, небылицы, гиперболы, парная рифма. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Расширение представления или знакомство с произведениями Ю. Мориц.

Р: понимать вы­деленные учителем ориентиры действия в учебном материале.

П: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оце­нивать процесс и результат деятельности.

К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания

Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя. Описывать особенности поведения и характера героев. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения, объяснять выбор слов, используемых в произведении. Анализировать особенности авторских выразительных средств. Инсценировать стихотворение.



44

Проверь себя.Что читать летом.

Рефлексия, оценка знаний, полученных за весь период учебного времени. Расширение представления или знакомство с литературой, рекомендуемой для чтения летом.

Р: осуществлять констатирующий и прогнози­рующий контроль по резуль­тату и по способу действия.

П: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия.

К: принимать и понимать алгоритм выполнения заданий

Различать и называть произведения (народные и авторские), соотносить авторов и названия произведений, созданных ими. Узнавать произведения по отрывкам.







5. Методическое и материально-техническое сопровождение программы.

Работа по курсу «Литературное чтение» обеспечивается УМК:

1. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 1 кл..- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
2. Свиридова В.Ю. Учись читать: Пособие по чтению.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
3. Хрестоматия по литературному чтению для 1 кл./ Автор составитель В.Ю. Свиридова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
4. Свиридова В.Ю. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение» для 1 кл..- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Трещенко Елена Геннадьевна

Дата: 27.06.2014

Номер свидетельства: 108850


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства