kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи 7 вид рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов: - Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - Федеральный Государственный Стандарт основного общего образования / Мин-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения); -Программы С.Г.Шевченко «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Программы для специальных (коррекционных общеобразовательных школ и классов) » Москва «Парадигма» 2010г. - Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 31.01.2012г. № 320-Р «О введении Федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области». - Образовательная программа основного общего образования МОУ Цемзаводская средняя школа Сенгилеевского района Ульяновской области Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов: - Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - Федеральный Государственный Стандарт основного общего образования / Мин-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения); -Программы С.Г.Шевченко «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Программы для специальных (коррекционных общеобразовательных школ и классов) » Москва «Парадигма» 2010г. - Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 31.01.2012г. № 320-Р «О введении Федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области». - Образовательная программа основного общего образования МОУ Цемзаводская средняя школа Сенгилеевского района Ульяновской области
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ознакомление с окружающим миром и развитие речи 7 вид рабочая программа»

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:

- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Федеральный Государственный Стандарт основного общего образования / Мин-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения);

-Программы С.Г.Шевченко «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Программы для специальных (коррекционных общеобразовательных школ и классов) » Москва «Парадигма» 2010г.

- Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 31.01.2012г. № 320-Р «О введении Федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области».

- Образовательная программа основного общего образования МОУ Цемзаводская средняя школа Сенгилеевского района Ульяновской области

- Приказ по школе № 61 о от 31.08.2015г «Об организации образовательного процесса на 2015-2016 учебный год»

- Приказ по школе № 62 о от 31.08.2015г «Об утверждении учебного плана, расписания занятий на 2015-2016 учебный год»

- Учебный план школы на 2015-2016 учебный год

«Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» — курс интегрированный. Основная цель его — фор­мирование у учащихся целостного взгляда на окружающую природную и социальную среду, место человека в ней, вос­питание правильного отношения к среде обитания и прави­ла поведения в обществе и природе. Историко-обществоведческий материал вводится постепенно в 1—2 классах, начиная со сведений о ближайшем окружении (семье, шко­ле, городе).

При изучении данного курса решаются следующие ос­новные задачи:

  • расширение кругозора школьников; повышение их адаптивных возможностей благодаря улучшению со­циальной ориентировки;

  • обогащение жизненного опыта детей путем организа­ции непосредственных наблюдений в природе и обще­стве, в процессе предметно-практической и продук­тивной деятельности;

  • систематизация знаний и представлений, способст­вующая повышению интеллектуальной активности учащихся и лучшему усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам;

  • уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной монологической речи;

  • улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти, активизация познавательной деятельности;

  • активизация умственной деятельности (навыков пла­номерного и соотносительного анализа, практической группировки и обобщения, словесной классификации изучаемых предметов из ближайшего окружения уче­ника);

• систематизация знаний и навыков в междисципли­нарных областях (краеведение, экология, гигиена, технология, экономика, труд).

Отбор учебного материала в программе осуществлен с учетом наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний с целью восполнения пробелов его предшествующе­го обучения и развития, создания условий для познания и понимания учащимися предметов и явлений окружаю­щей действительности, близкой их жизненному опыту, для формирования умений рассказывать о них и обсуждать уви­денное.

Изучение программного материала позволит ученику понять свое место в окружающем мире (в системе «чело­век — природа — общество»); осознать необходимость и значение для себя окружающих предметов и явлений, а также связи и отношения между различными объектами и явлениями окружающей действительности. Особенностью программы является включение знаний, способствующих познанию своего «Я», пониманию своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Уроки по ознакомлению с окружающим миром и разви­тию речи должны развивать у детей умения:

• вести непосредственные наблюдения за отдельными предметами и явлениями окружающего мира;

• задавать вопросы и давать ответы на вопросы взросло­го о проведенных наблюдениях;

  • проводить сравнение двух и более предметов с установ­лением их общих и отличительных признаков;

  • рассказывать о признаках предметов из своего бли­жайшего окружения по определенному плану;

  • делать выводы и умозаключения на основе обсужде­ния (под руководством взрослого) наблюдаемых собы­тий, явлений, предметов;

  • составлять высказывания из трех—пяти сложносочи­ненных и сложноподчиненных предложений, уметь планировать и вести устно рассказ-повествование, рас­сказ-отчет, рассказ-описание;

  • усваивать навыки правильного общения и поведения со сверстниками и взрослыми из ближайшего окружения.

В программу «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» в каждый год обучения включаются два раздела:

1. Ближайшее окружение человека (темы: «Предметы вокруг нас», «Наша улица, наш дом», «Наша школа, наш класс», «Наш город (село)», «Наша страна»).

2. Природа вокруг нас (темы: «Сезонные изменения в природе», «Растения», «Животные», «Человек и его здо­ровье»).

Каждая из учебных тем относительно самостоятельна, но все вместе они формируют систему знаний и представле­ний о природе, обществе, человеке, о материальной культу­ре и нравственных эталонах.

При изучении темы «Предметы вокруг нас» учащиеся знакомятся с разнообразием свойств предметов, у них фор­мируются пространственные представления.

На основе многократных действий с предметами учащие­ся овладевают приемами сопоставления объектов, такими, как накладывание предметов друг на друга в случае озна­комления с формой, прикладывание их друг к другу с урав­ниванием по одной линии при знакомстве с величиной и, на­конец, прикладывание вплотную при распознавании цвета. Кроме действий с предметами и их изображениями, на уро­ках используются разнообразные виды продуктивной дея­тельности — аппликация, конструирование, работа с при­родным материалом, рисование, лепка.

Изучение тем «Наша улица, наш дом», «Наша школа, наш класс», «Наш город (село)», «Наша страна» направлено на уточнение и расширение конкретных представлений и знаний учащихся о предметах быта и труда, наиболее рас­пространенных общественных учреждениях, транспорте го­рода (села) и различных средствах связи. Дети знакомятся с некоторыми сторонами общественной жизни, с трудом лю­дей, с наиболее распространенными профессиями, учатся рассказывать о членах своей семьи, об их труде. В ходе обсуж­дения этих тем они учатся понимать поведение разных людей в сходных ситуациях, оценивать свое поведение и поведение окружающих как «правильное — неправильное», «хоро­шее — плохое», устанавливать связь между формой поведе­ния человека и ответной реакцией окружающих людей, по­нимать причины негативных реакций у окружающих.

Изучение данного раздела должно предусматривать ана­лиз (с помощью учителя или воспитателя) ситуаций, вклю­чающих те или иные проблемы, подведение учащихся к со­ответствующему выводу, организацию ролевого тренинга в классе (разговор по телефону, вызов «скорой помощи», обращение с просьбой к незнакомому лицу в транспорте, в других общественных местах), разбор примеров из худо­жественной литературы с целью формирования нравствен­ных представлений.

Активизации познавательной деятельности детей, раз­витию их творческого воображения способствует игра. Наряду с дидактическими играми в данный раздел включены сюжетно-ролевые игры. Игра способствует накоплению не­обходимого сенсорного опыта, запаса разнообразных ярких отчетливых представлений, однако это первоначальный этап ознакомления учащихся с окружающей действитель­ностью. Образовавшиеся представления должны воплотить­ся в слово. Каждый урок в начальной части включает корот­кую беседу (8—10 мин) о результатах наблюдений, которые были проведены учащимися по заданию учителя. Обяза­тельной структурной единицей урока являются также пред­метно-практическая и любые виды продуктивной деятель­ности, позволяющие «оживить», закрепить, уточнить представления детей об отдельных объектах и явлениях окружающего мира. Чередование различных видов деятель­ности способствует нормализации внимания учащихся и согласуется со структурой комбинированного урока. Обяза­тельным этапом работы является систематизация изучаемо­го материала. Школьники усваивают обобщающие понятия, осваивая приемы практической группировки и словесной классификации.

Изучение раздела «Природа вокруг нас» предусматрива­ет ознакомление детей с природой в процессе непосредствен­ных наблюдений за отдельными объектами и явлениями, проводимых в ходе экскурсий, учебных прогулок, а также при организации практических работ учащихся.

Сначала при описании «Сезонных изменений в природе» используются простые распространенные предложения, во второй год обучения для описания установленной законо­мерности все больше употребляются сложноподчиненные предложения. Важно побуждать учащихся осуществлять самостоятельные обобщения, оформляя их в виде связного рассказа по данному плану или по опорным словам.

В процессе наблюдений в природе школьники знакомят­ся с некоторыми растениями и животными. Более глубокое изучение некоторых видов растений и животных, сравне­ние конкретных предметов с целью выделения их опознава­тельных признаков предусматриваются темами «Расте­ния» и «Животные».

Для закрепления знаний по темам «Растения», «Жи­вотные» используются работы учащихся с природным материалом. При этом у школьников формируется умение целенаправленно, последовательно и планомерно рассмат­ривать изучаемые объекты, выделять их общие и отличи тельные признаки, существенные для отнесения данных предметов к определенным группам или категориям (на­пример, овощи, фрукты, звери и т.п.).

В процессе обучения школьники знакомятся не только с признаками отдельных конкретных объектов, но и усваи­вают обобщающие слова (родовые понятия). Для этого так­же организуется практическая деятельность учащихся по группировке и классификации реальных предметов и их изображений.

На каждом уроке решаются определенные воспитатель­ные задачи: умение заботиться о растениях и животных, не­терпимость к порче растений и уничтожению животных, способность воспринимать красивое в природе, знакомство с законами об охране природы.

Главными формами учебных занятий являются предмет­ные и обобщающие уроки, , практические рабо­ты. Эти формы не должны подменяться чтением статей о природе, но работе с учебником по природоведению, как и широкому использованию различных наглядных средств, уделяется серьезное внимание и отводится определенное время на уроке.

Место предмета в учебном плане.

Программа курса «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» рассчитана на 33 учебных часа в году (1 часа в неделю)

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения окружающего мира


Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные

1) формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.








1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа­ющий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».


1) понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.



Содержание курса «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»:

Ближайшее окружение человека

Основная цель: научить различать цвета и ориентироваться в пространстве.

Предметы вокруг нас

Все предметы имеют цвет. Различение и называние ос­новных и промежуточных цветов и их оттенков: красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолето­вый, белый, коричневый, черный.

Все предметы имеют форму. Нахождение в окружающей действительности предметов определенной формы, полностью совпадающей с простейшими геометрическими фигурами.

Размер предметов: большой маленький, самый боль­шой самый маленький, больше, меньше, одинаковые по размеру. Составление групп предметов (их изображений), одинаковых по цвету, форме, размеру.

Расположение предметов в пространстве. Правая и ле­вая стороны тела и лица человека. Понятия «верх — низ», «справа — слева», «спереди — сзади». Правая, левая, верхняя, нижняя стороны предмета на таблицах, схемах, рисунках. Воспроизведение пространственных отношений между предметами по образцу и словесному заданию. Ак­тивное употребление соответствующих слов в речи.

Наша улица, наш дом

Основная цель: познакомить с правилами гигиены, с режимом дня, с правилами по технике безопасности.

Имя, фамилия, возраст, день рождения ребенка. Домаш­ний адрес: название улицы, номер дома, квартиры.

Состав семьи: имя и отчество взрослых членов семьи, их труд на производстве и дома (где и кем работают). Уважение к труду взрослых. Использование техники в домашнем тру­де, участие ребенка в домашнем труде, умение рассказывать о своих обязанностях по дому. Соблюдение правил безопас­ности в обращении с бытовыми приборами. Забота в семье о пожилых людях и детях. Внимательные и заботливые взаи­моотношения между членами семьи. Праздники в семье.

Правила поведения дома. Режим дня. Утренняя гимна­стика. Элементарные правила личной гигиены: уход за те­лом, волосами, зубами, одеждой, обувью. Режим и гигиена питания. Умение правильно сидеть за столом и пользовать­ся столовыми приборами. Экономное отношение к продук­там питания, особенно к хлебу. Соблюдение гигиены поме­щения (порядок, чистота, проветривание). Бережное отношение к вещам, которые нас окружают (к одежде, учеб­никам, книгам, игрушкам, оборудованию квартиры). Опи­сание двух-трех игрушек, знание правил одной-двух на­стольных игр.

Умение правильно отнести четыре—шесть видов кон­кретных предметов (предметных картинок) к обобщающим словам: игрушки, елочные украшения, настольные игры, спортивные принадлежности, обувь, одежда, головные уборы.

Наша школа, наш класс

Основная цель: познакомить с трудом взрослых в школе, с правилами поведения в школе и школьными принадлежностями.

Вид здания школы снаружи: сколько этажей, подъездов, цвет стен. Названия и назначение комнат: класс, игровая, спальня, кабинет врача, спортзал, библиотека, столовая и др.

Труд взрослых в школе. Профессии работников школы: учитель, воспитатель, директор, врач, медсестра, уборщица и др. Уважение к труду работников школы. Оказание по­сильной помощи взрослым. Правила поведения в школе (вежливое обращение к старшим и сверстникам). Употреб­ление при обращении имен одноклассников, имени и отче­ства учителей и воспитателей. Основные формы обращения: приветствие, просьба, извинение, благодарность. Друже­ские и приветливые взаимоотношения между детьми. От­ветственное отношение к поручениям учителя и воспитате­ля, к просьбам товарищей. Правила поведения во время занятий (внимательно слушать объяснения учителя и отве­ты одноклассников, соблюдать порядок на рабочем месте).

Учебные принадлежности для уроков математики, чте­ния, письма, рисования, труда; спортивные принадлежно­сти и одежда для уроков физкультуры, их названия и назна­чение. Бережное отношение к школьному помещению, учебным принадлежностям, школьному имуществу.

Животные, содержащиеся в биологическом кабинете и в классах. Участие в уходе за ними.

Наш город (село)

Основная цель: познакомить с правилами дорожного движения, с правилами поведения в общественных местах, с историей своего посёлка.

Название своего города (села). Москва — столица Россий­ской Федерации. Главная площадь и улица родного города.

Ближайшая к школе улица. Общественные здания, на­ходящиеся на этой улице (магазин, почта, аптека, школа, библиотека, кинотеатр), их назначение. Правила поведения в общественных местах (как вести себя в библиотеке, мага­зине, кинотеатре). Названия профессий людей, работающих в этих учреждениях. Улица (дорога): тротуар, обочина, про­езжая часть, перекресток. Правила поведения детей на ули­це. Правила перехода улиц. Сигналы светофора. Дорожные знаки «Пешеходный переход», «Подземный переход».

Строительство в городе (селе): жилые дома, магазины, школы, детские сады и др.

Транспорт города (села): пассажирский транспорт — авто­бус, троллейбус, трамвай и др. Правила поведения в транс­порте.

Озеленение города (села). Парки, скверы, другие места отдыха. Назначение посадок в городе (селе). Деятельность взрослых и детей по охране природы.

  • соблюдать правила поведения в парках, скверах, дру­гих местах отдыха, охранять растения и животных.

Природа вокруг нас

Основная цель: познакомить с отличительными признаками времён года,с названиями растений и животных, с правилами поведения в природе.

Сезонные изменения в природе

Воздух, вода, растения, животные — все это окружаю­щая нас природа. Изменения в природе в зависимости от времени года.

Осень. Наблюдение характерных признаков: похолода­ние, продолжительные дожди, первые заморозки, измене­ние окраски листьев, увядание травы, листопад, отлет птиц, исчезновение насекомых.

Зима. Наблюдение характерных признаков: мороз, сне­гопады и метели, постоянный снеговой покров, замерзание водоемов, растения и животные зимой.

Весна. Наблюдение характерных признаков: потепле­ние, таяние снега, ледоход, разлив рек, распускание листь­ев на деревьях и кустарниках, появление первых цветов и зеленой травы, прилет птиц, появление насекомых.

Труд людей в разные времена года: уборка урожая, рас­чистка дорог от снега, посадка деревьев, кустарников, цве­тов, овощей. Бережное отношение к окружающей природе.

Растения

Растения пришкольного участка (ближайшего сквера). Узнавание и называние трех четырех видов деревьев, одно­го-двух видов кустарников, двух-трех видов цветковых рас­тений по основным отличительным признакам (по листьям, форме и величине плодов, цветку, коре).

Бережное отношение к растениям; участие в работах на пришкольном участке: уборка сухих листьев и веток осенью и весной и др. Умение рассказать о внешних отличительных признаках двух-трех растений (например, липы, березы, ели, сосны, мать-и-мачехи, одуванчика).

Животные

Домашние и дикие животные. Детеныши животных. Уз­навание и называние пяти шести видов животных и их де­тенышей, распространенных в данной местности.

Деятельность взрослых и детей по охране животных в домашних условиях и в природной среде. Правила обра­щения с животными (не подходить к чужим собакам, не брать на руки и не гладить чужих кошек, не брать из гнезда птенцов, не ловить в запрещенных местах рыбу и т.п.).


Тематическое планирование


Тематическое планирование


Характеристика деятельности учащегося

Предметы вокруг нас

Все предметы имеют цвет. Различение и называние ос­новных и промежуточных цветов и их оттенков: красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолето­вый, белый, коричневый, черный.

Все предметы имеют форму. Нахождение в окружающей действительности предметов определенной формы, полностью совпадающей с простейшими геометрическими фигурами.

Размер предметов: большой маленький, самый боль­шой самый маленький, больше, меньше, одинаковые по размеру. Составление групп предметов (их изображений), одинаковых по цвету, форме, размеру.

Расположение предметов в пространстве. Правая и ле­вая стороны тела и лица человека. Понятия «верх — низ», «справа — слева», «спереди — сзади». Правая, левая, верхняя, нижняя стороны предмета на таблицах, схемах, рисунках. Воспроизведение пространственных отношений между предметами по образцу и словесному заданию. Ак­тивное употребление соответствующих слов в речи.


  • отбирать предметы указанного цвета, формы, величи­ны (по образцу или названию), правильно называть изученные свойства предметов;

  • создавать группы предметов одинакового цвета, фор­мы и величины;

  • различать правую и левую руку, правую и левую сто­рону тела и лица человека;

  • разместить и найти предмет по заданию учителя.


Наша улица, наш дом

Имя, фамилия, возраст, день рождения ребенка. Домаш­ний адрес: название улицы, номер дома, квартиры.

Состав семьи: имя и отчество взрослых членов семьи, их труд на производстве и дома (где и кем работают). Уважение к труду взрослых. Использование техники в домашнем тру­де, участие ребенка в домашнем труде, умение рассказывать о своих обязанностях по дому. Соблюдение правил безопас­ности в обращении с бытовыми приборами. Забота в семье о пожилых людях и детях. Внимательные и заботливые взаи­моотношения между членами семьи. Праздники в семье.

Правила поведения дома. Режим дня. Утренняя гимна­стика. Элементарные правила личной гигиены: уход за те­лом, волосами, зубами, одеждой, обувью. Режим и гигиена питания. Умение правильно сидеть за столом и пользовать­ся столовыми приборами. Экономное отношение к продук­там питания, особенно к хлебу. Соблюдение гигиены поме­щения (порядок, чистота, проветривание). Бережное отношение к вещам, которые нас окружают (к одежде, учеб­никам, книгам, игрушкам, оборудованию квартиры). Опи­сание двух-трех игрушек, знание правил одной-двух на­стольных игр.

Умение правильно отнести четыре—шесть видов кон­кретных предметов (предметных картинок) к обобщающим словам: игрушки, елочные украшения, настольные игры, спортивные принадлежности, обувь, одежда, головные уборы.


  • называть свое полное имя, фамилию, возраст, свой домашний адрес;

  • элементарные правила личной гигиены;

  • называть конкретные предметы, относящиеся к игрушкам, настольным играм, одеж­де, обуви.

  • рассказывать по вопросам учителя о составе своей се­мьи и труде родителей, задавать такие же вопросы од­нокласснику;

  • описать одну-две игрушки и рассказать правила од­ной-двух настольных игр.

Наша школа, наш класс

Вид здания школы снаружи: сколько этажей, подъездов, цвет стен. Названия и назначение комнат: класс, игровая, спальня, кабинет врача, спортзал, библиотека, столовая и др.

Труд взрослых в школе. Профессии работников школы: учитель, воспитатель, директор, врач, медсестра, уборщица и др. Уважение к труду работников школы. Оказание по­сильной помощи взрослым. Правила поведения в школе (вежливое обращение к старшим и сверстникам). Употреб­ление при обращении имен одноклассников, имени и отче­ства учителей и воспитателей. Основные формы обращения: приветствие, просьба, извинение, благодарность. Друже­ские и приветливые взаимоотношения между детьми. От­ветственное отношение к поручениям учителя и воспитате­ля, к просьбам товарищей. Правила поведения во время занятий (внимательно слушать объяснения учителя и отве­ты одноклассников, соблюдать порядок на рабочем месте).

Учебные принадлежности для уроков математики, чте­ния, письма, рисования, труда; спортивные принадлежно­сти и одежда для уроков физкультуры, их названия и назна­чение. Бережное отношение к школьному помещению, учебным принадлежностям, школьному имуществу.

Животные, содержащиеся в биологическом кабинете и в классах. Участие в уходе за ними.


  • Называть имя и отчество учителя ;

  • основные правила поведения на уроках;

  • по четыре—шесть названий конкретных предметов, относящихся к учебным и спортивным принадлежно­стям, к спортивной одежде.

• соблюдать основные формы обращения к взрослым


Наш город (село)

Название своего города (села). Москва — столица Россий­ской Федерации. Главная площадь и улица родного города.

Ближайшая к школе улица. Общественные здания, на­ходящиеся на этой улице (магазин, почта, аптека, школа, библиотека, кинотеатр), их назначение. Правила поведения в общественных местах (как вести себя в библиотеке, мага­зине, кинотеатре). Названия профессий людей, работающих в этих учреждениях. Улица (дорога): тротуар, обочина, про­езжая часть, перекресток. Правила поведения детей на ули­це. Правила перехода улиц. Сигналы светофора. Дорожные знаки «Пешеходный переход», «Подземный переход».

Строительство в городе (селе): жилые дома, магазины, школы, детские сады и др.

Транспорт города (села): пассажирский транспорт — авто­бус, троллейбус, трамвай и др. Правила поведения в транс­порте.

Озеленение города (села). Парки, скверы, другие места отдыха. Назначение посадок в городе (селе). Деятельность взрослых и детей по охране природы.


  • рассказывать об основных отличительных признаках отдельных видов транспорта (троллейбус, трамвай, ав­тобус и др.);

  • соблюдать правила поведения на улице и в других об­щественных местах;

  • соблюдать правила поведения в парках, скверах, дру­гих местах отдыха, охранять растения и животных.

Природа вокруг нас

Воздух, вода, растения, животные — все это окружаю­щая нас природа. Изменения в природе в зависимости от времени года.

Осень. Наблюдение характерных признаков: похолода­ние, продолжительные дожди, первые заморозки, измене­ние окраски листьев, увядание травы, листопад, отлет птиц, исчезновение насекомых.

Зима. Наблюдение характерных признаков: мороз, сне­гопады и метели, постоянный снеговой покров, замерзание водоемов, растения и животные зимой.

Весна. Наблюдение характерных признаков: потепле­ние, таяние снега, ледоход, разлив рек, распускание листь­ев на деревьях и кустарниках, появление первых цветов и зеленой травы, прилет птиц, появление насекомых.

Труд людей в разные времена года: уборка урожая, рас­чистка дорог от снега, посадка деревьев, кустарников, цве­тов, овощей. Бережное отношение к окружающей природе.


  • назвать времен года, их последовательность,

отличительные признаки времен года (осень, весна, зима, лето).

• составлять рассказ о погоде одного дня на основе собст­венных наблюдений.


Растения

Растения пришкольного участка (ближайшего сквера). Узнавание и называние трех четырех видов деревьев, одно­го-двух видов кустарников, двух-трех видов цветковых рас­тений по основным отличительным признакам (по листьям, форме и величине плодов, цветку, коре).

Бережное отношение к растениям; участие в работах на пришкольном участке: уборка сухих листьев и веток осенью и весной и др. Умение рассказать о внешних отличительных признаках двух-трех растений (например, липы, березы, ели, сосны, мать-и-мачехи, одуванчика).


  • соблюдать правила поведения в природе.


Животные

Домашние и дикие животные. Детеныши животных. Уз­навание и называние пяти шести видов животных и их де­тенышей, распространенных в данной местности.

Деятельность взрослых и детей по охране животных в домашних условиях и в природной среде. Правила обра­щения с животными (не подходить к чужим собакам, не брать на руки и не гладить чужих кошек, не брать из гнезда птенцов, не ловить в запрещенных местах рыбу и т.п.).


  • узнавать изученных животных и растения в природе;

  • соблюдать правила поведения в природе.








Учебно-тематический план по коррекционному курсу «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи».


1 класс


п\п

Название раздела

Кол-во часов в рабочей программе

Кол-во часов в авторской программе

1

Предметы вокруг нас

7

14

2

Наша улица, наш дом

4

4

3

Наша школа, наш класс

3

8

4

Наш город

5

14

5

Природа вокруг нас.

6

10

6

Растения

3

6

7

Животные

5

8

Итого

33

64


Количество часов сокращено т.к по учебному плану школы на индивидуальное обучение отводится 1 час в неделю.





Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • свое полное имя, фамилию, возраст, свой домашний адрес;

  • элементарные правила личной гигиены и уметь их вы­полнять;

  • по четыре—шесть названий конкретных предметов, относящихся к игрушкам, настольным играм, одеж­де, обуви.

  • имя и отчество учителя и воспитателя, имена одно­классников;

  • основные правила поведения на уроках и выполнять их;

  • по четыре—шесть названий конкретных предметов, относящихся к учебным и спортивным принадлежно­стям, к спортивной одежде.

  • названия главной улицы и площади своего города (села);

  • названия трех-четырех видов пассажирского транс­порта;

  • значение цветов светофора, различных указателей (стрелок, вывесок, дорожных знаков), к кому обра­титься за помощью в случае необходимости.

  • названия времен года, их последовательность;

  • отличительные признаки времен года (осень, весна, зима, лето).

• названия пяти-шести растений, произрастающих на
пришкольном участке;

  • названия пяти-шести изученных видов животных.

Учащиеся должны уметь:

  • отбирать предметы указанного цвета, формы, величи­ны (по образцу или названию), правильно называть изученные свойства предметов;

  • создавать группы предметов одинакового цвета, фор­мы и величины;

  • различать правую и левую руку, правую и левую сто­рону тела и лица человека;

  • разместить и найти предмет по заданию учителя..

  • рассказывать по вопросам учителя о составе своей се­мьи и труде родителей, задавать такие же вопросы од­нокласснику;

  • описать одну-две игрушки и рассказать правила од­ной-двух настольных игр.

• соблюдать основные формы обращения к взрослым и одноклассникам;

• правильно называть животных, имеющихся в классе,

в школе.

  • рассказывать об основных отличительных признаках отдельных видов транспорта (троллейбус, трамвай, ав­тобус и др.);

  • соблюдать правила поведения на улице и в других об­щественных местах;

  • соблюдать правила поведения в парках, скверах, дру­гих местах отдыха, охранять растения и животных.

• составлять рассказ о погоде одного дня на основе собст­венных наблюдений.

ости.

узнавать изученных животных и растения в природе;

  • соблюдать правила поведения в природе.





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1ЧАС В НЕДЕЛЮ

33 УЧЕБНЫХ НЕДЕЛИ


п.п.

Тема урока

Кол-во часов

Планируемые

результаты

Дата


Предметы вокруг нас


План

Факт

1.

2.

Все предметы имеют цвет. Различение и называние основных и промежуточных цветов и их оттенков

1

Знать и называть холодные цвета, теплые цвета, промежуточные оттенки уметь отвечать на вопросы



3.

Все предметы имеют форму. Квадрат и прямоугольник.

1

Знать и называть геометрические фигуры квадрат и прямоугольник. Уметь отвечать на вопросы.



4.

Все предметы имеют форму. Круг и треугольник.

1

Знать и называть геометрические фигуры круг и треугольник. Уметь отвечать на вопросы.



5

Размер предметов: большой – маленький, самый большой, самый маленький. Больше, меньше, одинаковые по размеру. Составление групп предметов (их изображений), одинаковые по размеру.

1

Определять размеры предметов: большой – маленький, самый большой, самый маленький. Уметь сравнивать предметы по размеру: больше, меньше, одинаковые по размеру. Группировать предметы по размеру. Уметь отвечать на вопросы.



6

Расположение предметов в пространстве. Правая- левая стороны тела и лица человека. Понятия «Верх- низ», «справа- слева»

1

Уметь различать левую и правую стороны тела и лица человека, ориентироваться в пространстве. Уметь отвечать на вопросы.

Уметь ориентироваться в пространстве, различать верх и низ, «справа- слева», «спереди- сзади».

Уметь различать правую, левую, верхнюю, нижнюю стороны предмета. Уметь отвечать на вопросы.



7

Воспроизведение пространственного отношения между предметами по образцу и словесному заданию.

1

Применять умение ориентироваться в пространстве, различать правую, левую, верхнюю, нижнюю стороны предмета. Уметь отвечать на вопросы.




Наша улица, наш дом.

4ч.




8

Имя, фамилия, возраст, день рождения ребенка. Домашний адрес: название улицы, номер дома, квартиры.


1

Уметь рассказать о себе (сведения о ребенке). Уметь отвечать на вопросы.



9

Моя семья. Уважение к труду взрослых.

Использование техники в домашнем труде. Обязанности дома.

1

Уметь называть членов своей семьи, сведения о них.

Знать и называть используемую в семье бытовую технику, уметь рассказать о своих обязанностях в доме.

Знать понятие «забота», называть необходимые качества. Уметь отвечать на вопросы.



10

Элементарные правила личной гигиены.

1

Знать и называть элементарные правила личной гигиены. Уметь отвечать на вопросы.



11

Бережное отношение к вещам, которые нас окружают (учебные вещи, одежда, книги, игрушки, обстановка в квартире).

1

Знать и называть правила бережного отношения к вещам, которые нас окружают (учебные вещи, одежда, книги, игрушки, обстановка в квартире), применять их. Уметь отвечать на вопросы.




Наша школа. Наш класс.




12

Школа снаружи и внутри.

Труд взрослых в школе (знакомство с профессиями).

Правила поведения учащихся в школе.

1

Научиться ориентироваться на школьной территории и внутри школы.

Знать профессии работников школы.

Знать правила поведения учащихся в школе. Уметь отвечать на вопросы.



13

Учебные принадлежности. Их название и назначение. Школьная мебель.


Знать название и назначение учебных принадлежностей, предметов школьной мебели. Уметь отвечать на вопросы.



14

Растения в классе. Основные отличительные признаки.

Уход за растениями.


Знать названия растений в классе и их основные отличительные признаки.

Знать правила по уходу за растениями в классе.

Воспроизводить правила по изученным темам. Уметь отвечать на вопросы. Оценивать результаты своей работы на уроке.




Наш город.




15

Москва – столица РФ.

1

Иметь первоначальные сведения о Москве как столице России. Уметь отвечать на вопросы.

Иметь первоначальные сведения о родном городе и других городах.



16

Улица: тротуар, обочина, проезжая часть , перекресток.

Знакомство с дорожными знаками.

Правила поведения детей на улице.

Сигналы светофора.

1

Иметь представление о частях улицы: тротуар, обочина, проезжая часть , перекресток.




Иметь представление о дорожных знаках.



Знать и называть правила поведения детей на улице,

сигналы светофора. Уметь отвечать на вопросы.



17

Строительство в городе: жилые дома, магазины, детские сады. Профессии людей, занятых на строительстве.

1

Иметь представление о строительстве в городе: жилые дома, магазины, детские сады. Уметь отвечать на вопросы.



18

Транспорт города: пассажирский транспорт. Правила поведения в транспорте.

Машины, облегчающие труд людей (тракторы, подъемники и др.)

1

Знать и называть пассажирский транспорт и правила поведения в транспорте,

профессии людей, занятых на строительстве, машины, облегчающие труд людей (тракторы, подъемники и др.). Уметь отвечать на вопросы.



19

Места отдыха горожан (парки, скверы). Правила поведения в общественных местах.

Охрана растений и животных.

1

Знать и называть места отдыха горожан (парки, скверы) и правила поведения в общественных местах. Усвоить простейшие правила охраны растений и животных. Уметь отвечать на вопросы. Оценивать результаты своей работы на уроке.




Природа вокруг нас.




20

Воздух вода, растения, животные- окружающая нас природа.

1

Знать, что воздух вода, растения, животные- окружающая нас природа. Уметь отвечать на вопросы. Уметь отвечать на вопросы.



21

Осень, характерные признаки.

Труд людей осенью.

1

Знать и называть характерные признаки осени. Уметь отвечать на вопросы.

Знать виды труда людей осенью. Уметь задавать вопросы.



22

Зима. Характерные признаки.

Труд людей зимой.

1

Знать и называть характерные признаки зимы.

Знать виды труда людей зимой. Уметь задавать вопросы.



23

Весна. Характерные признаки.

Труд людей весной.

1

Знать и называть характерные признаки весны. Уметь задавать вопросы.

Знать виды труда людей весной. Уметь задавать вопросы.



24

Лето. Характерные признаки.

Труд людей летом.

1

Знать и называть характерные признаки лета.

Знать виды труда людей летом. Уметь задавать вопросы.



25

Бережное отношение к окружающей природе.

1

Усвоить простейшие правила бережного отношения к окружающей природе. Уметь задавать вопросы. Уметь отвечать на вопросы. Оценивать результаты своей работы на уроке.




Растения.




26

Деревья, кусты и травянистые растения. Отличительные признаки.

1

Знать и называть деревья, кусты и травянистые растения и их основные отличительные признаки. Уметь задавать вопросы. Уметь отвечать на вопросы.



27

Внешние отличительные признаки липы и березы, ели и сосны, мать- и мачехи и одуванчика.

1

Знать и называть отличительные признаки липы и березы, ели и сосны,

Мать- и мачехи и одуванчика. Знать простейшие правила бережного отношения к растениям. Уметь задавать вопросы. Уметь отвечать на вопросы.



28

Знакомство с Красной книгой.

1

Иметь представление о Красной книге и ее значении. Уметь задавать вопросы. Уметь отвечать на вопросы. Оценивать результаты своей работы на уроке.э




Животные.




29

Птицы, животные на пришкольном участке. Внешние отличительные признаки.

Подкормка птиц зимой.

1

Знать и называть птиц и животных на пришкольном участке и их внешние отличительные признаки. 1 Знать о необходимости подкормки птиц зимой. Уметь задавать вопросы. Уметь отвечать на вопросы.



30

Домашние животные . Детеныши.

Домашние птицы. Внешние отличительные признаки.

1

Знать и называть домашних животных и их детенышей.

Знать и называть домашнюю птицу и их внешние отличительные признаки. Уметь задавать вопросы. Уметь отвечать на вопросы.



31

Забота человека о домашних животных. Правила общения с домашними животными.

1

Знать и называть правила ухода за домашними животными, правила общения с домашними животными. Уметь задавать вопросы. Уметь отвечать на вопросы.



32

Дикие животные. Их детеныши.

1

Знать и называть диких животных и их детенышей. Уметь задавать вопросы. Уметь отвечать на вопросы.



33

Охрана природы.

1

Знать и называть правила охраны природы. Уметь задавать вопросы. Уметь отвечать на вопросы. Оценивать результаты своей работы на уроке.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи 7 вид рабочая программа

Автор: Мирскова Ольга Владимировна

Дата: 18.02.2016

Номер свидетельства: 295560

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Календарно-тематическое планирование окружающего мира для 2 класса "Мир вокруг нас" "
    ["seo_title"] => string(96) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-okruzhaiushchiegho-mira-dlia-2-klassa-mir-vokrugh-nas"
    ["file_id"] => string(6) "219141"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434019993"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Рабочая программа по предмету "Развитие речи"  для детей с глубокой умственной отсталостью 3 год обучения. "
    ["seo_title"] => string(120) "rabochaia-proghramma-po-priedmietu-razvitiie-riechi-dlia-dietiei-s-ghlubokoi-umstviennoi-otstalost-iu-3-ghod-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "172135"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423760088"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК " Планета Знаний" "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-1-klass-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "149329"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420132010"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Разработка рабочей программы по математике 3 класс в соответствии с ФГОС 2 поколения "
    ["seo_title"] => string(92) "razrabotka-rabochiei-proghrammy-po-matiematikie-3-klass-v-sootvietstvii-s-fgos-2-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "107009"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403152723"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Рабочие программы 4 класс УМК "Начальная школа 21 века""
    ["seo_title"] => string(60) "rabochiie-proghrammy-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "116147"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412271220"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства