Ознакомление с окружающим миром и развитие речи 7 вид рабочая программа
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи 7 вид рабочая программа
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный Государственный Стандарт основного общего образования / Мин-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения);
-Программы С.Г.Шевченко «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Программы для специальных (коррекционных общеобразовательных школ и классов) » Москва «Парадигма» 2010г.
- Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 31.01.2012г. № 320-Р «О введении Федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области».
- Образовательная программа основного общего образования МОУ Цемзаводская средняя школа Сенгилеевского района Ульяновской области
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный Государственный Стандарт основного общего образования / Мин-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения);
-Программы С.Г.Шевченко «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Программы для специальных (коррекционных общеобразовательных школ и классов) » Москва «Парадигма» 2010г.
- Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 31.01.2012г. № 320-Р «О введении Федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области».
- Образовательная программа основного общего образования МОУ Цемзаводская средняя школа Сенгилеевского района Ульяновской области
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Ознакомление с окружающим миром и развитие речи 7 вид рабочая программа»
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный Государственный Стандарт основного общего образования / Мин-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения);
-Программы С.Г.Шевченко «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Программы для специальных (коррекционных общеобразовательных школ и классов) » Москва «Парадигма» 2010г.
- Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 31.01.2012г. № 320-Р «О введении Федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области».
- Образовательная программаосновного общего образования МОУ Цемзаводская средняя школа Сенгилеевского района Ульяновской области
- Приказ по школе № 61 о от 31.08.2015г «Об организации образовательного процесса на 2015-2016 учебный год»
- Приказ по школе№ 62 о от 31.08.2015г «Об утверждении учебного плана, расписания занятий на 2015-2016 учебный год»
- Учебный план школы на 2015-2016 учебный год
«Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» — курс интегрированный. Основная цель его — формирование у учащихся целостного взгляда на окружающую природную и социальную среду, место человека в ней, воспитание правильного отношения к среде обитания и правила поведения в обществе и природе. Историко-обществоведческий материал вводится постепенно в 1—2 классах, начиная со сведений о ближайшем окружении (семье, школе, городе).
При изучении данного курса решаются следующие основные задачи:
расширение кругозора школьников; повышение их адаптивных возможностей благодаря улучшению социальной ориентировки;
обогащение жизненного опыта детей путем организации непосредственных наблюдений в природе и обществе, в процессе предметно-практической и продуктивной деятельности;
систематизация знаний и представлений, способствующая повышению интеллектуальной активности учащихся и лучшему усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам;
уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной монологической речи;
улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти, активизация познавательной деятельности;
активизация умственной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и обобщения, словесной классификации изучаемых предметов из ближайшего окружения ученика);
• систематизация знаний и навыков в междисциплинарных областях (краеведение, экология, гигиена, технология, экономика, труд).
Отбор учебного материала в программе осуществлен с учетом наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний с целью восполнения пробелов его предшествующего обучения и развития, создания условий для познания и понимания учащимися предметов и явлений окружающей действительности, близкой их жизненному опыту, для формирования умений рассказывать о них и обсуждать увиденное.
Изучение программного материала позволит ученику понять свое место в окружающем мире (в системе «человек — природа — общество»); осознать необходимость и значение для себя окружающих предметов и явлений, а также связи и отношения между различными объектами и явлениями окружающей действительности. Особенностью программы является включение знаний, способствующих познанию своего «Я», пониманию своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Уроки по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи должны развивать у детей умения:
• вести непосредственные наблюдения за отдельными предметами и явлениями окружающего мира;
• задавать вопросы и давать ответы на вопросы взрослого о проведенных наблюдениях;
проводить сравнение двух и более предметов с установлением их общих и отличительных признаков;
рассказывать о признаках предметов из своего ближайшего окружения по определенному плану;
делать выводы и умозаключения на основе обсуждения (под руководством взрослого) наблюдаемых событий, явлений, предметов;
составлять высказывания из трех—пяти сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, уметь планировать и вести устно рассказ-повествование, рассказ-отчет, рассказ-описание;
усваивать навыки правильного общения и поведения со сверстниками и взрослыми из ближайшего окружения.
В программу «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» в каждый год обучения включаются два раздела:
1. Ближайшее окружение человека (темы: «Предметы вокруг нас», «Наша улица, наш дом», «Наша школа, наш класс», «Наш город (село)», «Наша страна»).
2.Природа вокруг нас (темы: «Сезонные изменения в природе», «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье»).
Каждая из учебных тем относительно самостоятельна, но все вместе они формируют систему знаний и представлений о природе, обществе, человеке, о материальной культуре и нравственных эталонах.
При изучении темы «Предметы вокруг нас» учащиеся знакомятся с разнообразием свойств предметов, у них формируются пространственные представления.
На основе многократных действий с предметами учащиеся овладевают приемами сопоставления объектов, такими, как накладывание предметов друг на друга в случае ознакомления с формой, прикладывание их друг к другу с уравниванием по одной линии при знакомстве с величиной и, наконец, прикладывание вплотную при распознавании цвета. Кроме действий с предметами и их изображениями, на уроках используются разнообразные виды продуктивной деятельности — аппликация, конструирование, работа с природным материалом, рисование, лепка.
Изучение тем «Наша улица, наш дом», «Наша школа, наш класс», «Наш город (село)», «Наша страна» направлено на уточнение и расширение конкретных представлений и знаний учащихся о предметах быта и труда, наиболее распространенных общественных учреждениях, транспорте города (села) и различных средствах связи. Дети знакомятся с некоторыми сторонами общественной жизни, с трудом людей, с наиболее распространенными профессиями, учатся рассказывать о членах своей семьи, об их труде. В ходе обсуждения этих тем они учатся понимать поведение разных людей в сходных ситуациях, оценивать свое поведение и поведение окружающих как «правильное — неправильное», «хорошее — плохое», устанавливать связь между формой поведения человека и ответной реакцией окружающих людей, понимать причины негативных реакций у окружающих.
Изучение данного раздела должно предусматривать анализ (с помощью учителя или воспитателя) ситуаций, включающих те или иные проблемы, подведение учащихся к соответствующему выводу, организацию ролевого тренинга в классе (разговор по телефону, вызов «скорой помощи», обращение с просьбой к незнакомому лицу в транспорте, в других общественных местах), разбор примеров из художественной литературы с целью формирования нравственных представлений.
Активизации познавательной деятельности детей, развитию их творческого воображения способствует игра. Наряду с дидактическими играми в данный раздел включены сюжетно-ролевые игры. Игра способствует накоплению необходимого сенсорного опыта, запаса разнообразных ярких отчетливых представлений, однако это первоначальный этап ознакомления учащихся с окружающей действительностью. Образовавшиеся представления должны воплотиться в слово. Каждый урок в начальной части включает короткую беседу (8—10 мин) о результатах наблюдений, которые были проведены учащимися по заданию учителя. Обязательной структурной единицей урока являются также предметно-практическая и любые виды продуктивной деятельности, позволяющие «оживить», закрепить, уточнить представления детей об отдельных объектах и явлениях окружающего мира. Чередование различных видов деятельности способствует нормализации внимания учащихся и согласуется со структурой комбинированного урока. Обязательным этапом работы является систематизация изучаемого материала. Школьники усваивают обобщающие понятия, осваивая приемы практической группировки и словесной классификации.
Изучение раздела «Природа вокруг нас» предусматривает ознакомление детей с природой в процессе непосредственных наблюдений за отдельными объектами и явлениями, проводимых в ходе экскурсий, учебных прогулок, а также при организации практических работ учащихся.
Сначала при описании «Сезонных изменений в природе» используются простые распространенные предложения, во второй год обучения для описания установленной закономерности все больше употребляются сложноподчиненные предложения. Важно побуждать учащихся осуществлять самостоятельные обобщения, оформляя их в виде связного рассказа по данному плану или по опорным словам.
В процессе наблюдений в природе школьники знакомятся с некоторыми растениями и животными. Более глубокое изучение некоторых видов растений и животных, сравнение конкретных предметов с целью выделения их опознавательных признаков предусматриваются темами «Растения» и «Животные».
Для закрепления знаний по темам «Растения», «Животные» используются работы учащихся с природным материалом. При этом у школьников формируется умение целенаправленно, последовательно и планомерно рассматривать изучаемые объекты, выделять их общие и отличи тельные признаки, существенные для отнесения данных предметов к определенным группам или категориям (например, овощи, фрукты, звери и т.п.).
В процессе обучения школьники знакомятся не только с признаками отдельных конкретных объектов, но и усваивают обобщающие слова (родовые понятия). Для этого также организуется практическая деятельность учащихся по группировке и классификации реальных предметов и их изображений.
На каждом уроке решаются определенные воспитательные задачи: умение заботиться о растениях и животных, нетерпимость к порче растений и уничтожению животных, способность воспринимать красивое в природе, знакомство с законами об охране природы.
Главными формами учебных занятий являются предметные и обобщающие уроки, , практические работы. Эти формы не должны подменяться чтением статей о природе, но работе с учебником по природоведению, как и широкому использованию различных наглядных средств, уделяется серьезное внимание и отводится определенное время на уроке.
Место предмета в учебном плане.
Программа курса «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» рассчитана на 33 учебных часа в году (1 часа в неделю)
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения окружающего мира
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание курса «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»:
Ближайшее окружение человека
Основная цель: научить различать цвета и ориентироваться в пространстве.
Предметы вокруг нас
Все предметы имеют цвет. Различение и называние основных и промежуточных цветов и их оттенков: красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый, коричневый, черный.
Все предметы имеют форму. Нахождение в окружающей действительности предметов определенной формы, полностью совпадающей с простейшими геометрическими фигурами.
Размер предметов: большой — маленький, самый большой — самый маленький, больше, меньше, одинаковые по размеру. Составление групп предметов (их изображений), одинаковых по цвету, форме, размеру.
Расположение предметов в пространстве. Правая и левая стороны тела и лица человека. Понятия «верх — низ», «справа — слева», «спереди — сзади». Правая, левая, верхняя, нижняя стороны предмета на таблицах, схемах, рисунках. Воспроизведение пространственных отношений между предметами по образцу и словесному заданию. Активное употребление соответствующих слов в речи.
Наша улица, наш дом
Основная цель: познакомить с правилами гигиены, с режимом дня, с правилами по технике безопасности.
Имя, фамилия, возраст, день рождения ребенка. Домашний адрес: название улицы, номер дома, квартиры.
Состав семьи: имя и отчество взрослых членов семьи, их труд на производстве и дома (где и кем работают). Уважение к труду взрослых. Использование техники в домашнем труде, участие ребенка в домашнем труде, умение рассказывать о своих обязанностях по дому. Соблюдение правил безопасности в обращении с бытовыми приборами. Забота в семье о пожилых людях и детях. Внимательные и заботливые взаимоотношения между членами семьи. Праздники в семье.
Правила поведения дома. Режим дня. Утренняя гимнастика. Элементарные правила личной гигиены: уход за телом, волосами, зубами, одеждой, обувью. Режим и гигиена питания. Умение правильно сидеть за столом и пользоваться столовыми приборами. Экономное отношение к продуктам питания, особенно к хлебу. Соблюдение гигиены помещения (порядок, чистота, проветривание). Бережное отношение к вещам, которые нас окружают (к одежде, учебникам, книгам, игрушкам, оборудованию квартиры). Описание двух-трех игрушек, знание правил одной-двух настольных игр.
Умение правильно отнести четыре—шесть видов конкретных предметов (предметных картинок) к обобщающим словам: игрушки, елочные украшения, настольные игры, спортивные принадлежности, обувь, одежда, головные уборы.
Наша школа, наш класс
Основная цель: познакомить с трудом взрослых в школе, с правилами поведения в школе и школьными принадлежностями.
Вид здания школы снаружи: сколько этажей, подъездов, цвет стен. Названия и назначение комнат: класс, игровая, спальня, кабинет врача, спортзал, библиотека, столовая и др.
Труд взрослых в школе. Профессии работников школы: учитель, воспитатель, директор, врач, медсестра, уборщица и др. Уважение к труду работников школы. Оказание посильной помощи взрослым. Правила поведения в школе (вежливое обращение к старшим и сверстникам). Употребление при обращении имен одноклассников, имени и отчества учителей и воспитателей. Основные формы обращения: приветствие, просьба, извинение, благодарность. Дружеские и приветливые взаимоотношения между детьми. Ответственное отношение к поручениям учителя и воспитателя, к просьбам товарищей. Правила поведения во время занятий (внимательно слушать объяснения учителя и ответы одноклассников, соблюдать порядок на рабочем месте).
Учебные принадлежности для уроков математики, чтения, письма, рисования, труда; спортивные принадлежности и одежда для уроков физкультуры, их названия и назначение. Бережное отношение к школьному помещению, учебным принадлежностям, школьному имуществу.
Животные, содержащиеся в биологическом кабинете и в классах. Участие в уходе за ними.
Наш город (село)
Основная цель: познакомить с правилами дорожного движения, с правилами поведения в общественных местах, с историей своего посёлка.
Название своего города (села). Москва — столица Российской Федерации. Главная площадь и улица родного города.
Ближайшая к школе улица. Общественные здания, находящиеся на этой улице (магазин, почта, аптека, школа, библиотека, кинотеатр), их назначение. Правила поведения в общественных местах (как вести себя в библиотеке, магазине, кинотеатре). Названия профессий людей, работающих в этих учреждениях. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, перекресток. Правила поведения детей на улице. Правила перехода улиц. Сигналы светофора. Дорожные знаки «Пешеходный переход», «Подземный переход».
Строительство в городе (селе): жилые дома, магазины, школы, детские сады и др.
Транспорт города (села): пассажирский транспорт — автобус, троллейбус, трамвай и др. Правила поведения в транспорте.
Озеленение города (села). Парки, скверы, другие места отдыха. Назначение посадок в городе (селе). Деятельность взрослых и детей по охране природы.
соблюдать правила поведения в парках, скверах, других местах отдыха, охранять растения и животных.
Природа вокруг нас
Основная цель: познакомить с отличительными признаками времён года,с названиями растений и животных, с правилами поведения в природе.
Сезонные изменения в природе
Воздух, вода, растения, животные — все это окружающая нас природа. Изменения в природе в зависимости от времени года.
Зима. Наблюдение характерных признаков: мороз, снегопады и метели, постоянный снеговой покров, замерзание водоемов, растения и животные зимой.
Весна. Наблюдение характерных признаков: потепление, таяние снега, ледоход, разлив рек, распускание листьев на деревьях и кустарниках, появление первых цветов и зеленой травы, прилет птиц, появление насекомых.
Труд людей в разные времена года: уборка урожая, расчистка дорог от снега, посадка деревьев, кустарников, цветов, овощей. Бережное отношение к окружающей природе.
Растения
Растения пришкольного участка (ближайшего сквера). Узнавание и называние трех четырех видов деревьев, одного-двух видов кустарников, двух-трех видов цветковых растений по основным отличительным признакам (по листьям, форме и величине плодов, цветку, коре).
Бережное отношение к растениям; участие в работах на пришкольном участке: уборка сухих листьев и веток осенью и весной и др. Умение рассказать о внешних отличительных признаках двух-трех растений (например, липы, березы, ели, сосны, мать-и-мачехи, одуванчика).
Животные
Домашние и дикие животные. Детеныши животных. Узнавание и называние пяти шести видов животных и их детенышей, распространенных в данной местности.
Деятельность взрослых и детей по охране животных в домашних условиях и в природной среде. Правила обращения с животными (не подходить к чужим собакам, не брать на руки и не гладить чужих кошек, не брать из гнезда птенцов, не ловить в запрещенных местах рыбу и т.п.).
Тематическое планирование
Тематическое планирование
Характеристика деятельности учащегося
Предметы вокруг нас
Все предметы имеют цвет. Различение и называние основных и промежуточных цветов и их оттенков: красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый, коричневый, черный.
Все предметы имеют форму. Нахождение в окружающей действительности предметов определенной формы, полностью совпадающей с простейшими геометрическими фигурами.
Размер предметов: большой — маленький, самый большой — самый маленький, больше, меньше, одинаковые по размеру. Составление групп предметов (их изображений), одинаковых по цвету, форме, размеру.
Расположение предметов в пространстве. Правая и левая стороны тела и лица человека. Понятия «верх — низ», «справа — слева», «спереди — сзади». Правая, левая, верхняя, нижняя стороны предмета на таблицах, схемах, рисунках. Воспроизведение пространственных отношений между предметами по образцу и словесному заданию. Активное употребление соответствующих слов в речи.
отбирать предметы указанного цвета, формы, величины (по образцу или названию), правильно называть изученные свойства предметов;
создавать группы предметов одинакового цвета, формы и величины;
различать правую и левую руку, правую и левую сторону тела и лица человека;
разместить и найти предмет по заданию учителя.
Наша улица, наш дом
Имя, фамилия, возраст, день рождения ребенка. Домашний адрес: название улицы, номер дома, квартиры.
Состав семьи: имя и отчество взрослых членов семьи, их труд на производстве и дома (где и кем работают). Уважение к труду взрослых. Использование техники в домашнем труде, участие ребенка в домашнем труде, умение рассказывать о своих обязанностях по дому. Соблюдение правил безопасности в обращении с бытовыми приборами. Забота в семье о пожилых людях и детях. Внимательные и заботливые взаимоотношения между членами семьи. Праздники в семье.
Правила поведения дома. Режим дня. Утренняя гимнастика. Элементарные правила личной гигиены: уход за телом, волосами, зубами, одеждой, обувью. Режим и гигиена питания. Умение правильно сидеть за столом и пользоваться столовыми приборами. Экономное отношение к продуктам питания, особенно к хлебу. Соблюдение гигиены помещения (порядок, чистота, проветривание). Бережное отношение к вещам, которые нас окружают (к одежде, учебникам, книгам, игрушкам, оборудованию квартиры). Описание двух-трех игрушек, знание правил одной-двух настольных игр.
Умение правильно отнести четыре—шесть видов конкретных предметов (предметных картинок) к обобщающим словам: игрушки, елочные украшения, настольные игры, спортивные принадлежности, обувь, одежда, головные уборы.
называть свое полное имя, фамилию, возраст, свой домашний адрес;
элементарные правила личной гигиены;
называть конкретные предметы, относящиеся к игрушкам, настольным играм, одежде, обуви.
рассказывать по вопросам учителя о составе своей семьи и труде родителей, задавать такие же вопросы однокласснику;
описать одну-две игрушки и рассказать правила одной-двух настольных игр.
Наша школа, наш класс
Вид здания школы снаружи: сколько этажей, подъездов, цвет стен. Названия и назначение комнат: класс, игровая, спальня, кабинет врача, спортзал, библиотека, столовая и др.
Труд взрослых в школе. Профессии работников школы: учитель, воспитатель, директор, врач, медсестра, уборщица и др. Уважение к труду работников школы. Оказание посильной помощи взрослым. Правила поведения в школе (вежливое обращение к старшим и сверстникам). Употребление при обращении имен одноклассников, имени и отчества учителей и воспитателей. Основные формы обращения: приветствие, просьба, извинение, благодарность. Дружеские и приветливые взаимоотношения между детьми. Ответственное отношение к поручениям учителя и воспитателя, к просьбам товарищей. Правила поведения во время занятий (внимательно слушать объяснения учителя и ответы одноклассников, соблюдать порядок на рабочем месте).
Учебные принадлежности для уроков математики, чтения, письма, рисования, труда; спортивные принадлежности и одежда для уроков физкультуры, их названия и назначение. Бережное отношение к школьному помещению, учебным принадлежностям, школьному имуществу.
Животные, содержащиеся в биологическом кабинете и в классах. Участие в уходе за ними.
Называть имя и отчество учителя ;
основные правила поведения на уроках;
по четыре—шесть названий конкретных предметов, относящихся к учебным и спортивным принадлежностям, к спортивной одежде.
• соблюдать основные формы обращения к взрослым
Наш город (село)
Название своего города (села). Москва — столица Российской Федерации. Главная площадь и улица родного города.
Ближайшая к школе улица. Общественные здания, находящиеся на этой улице (магазин, почта, аптека, школа, библиотека, кинотеатр), их назначение. Правила поведения в общественных местах (как вести себя в библиотеке, магазине, кинотеатре). Названия профессий людей, работающих в этих учреждениях. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, перекресток. Правила поведения детей на улице. Правила перехода улиц. Сигналы светофора. Дорожные знаки «Пешеходный переход», «Подземный переход».
Строительство в городе (селе): жилые дома, магазины, школы, детские сады и др.
Транспорт города (села): пассажирский транспорт — автобус, троллейбус, трамвай и др. Правила поведения в транспорте.
Озеленение города (села). Парки, скверы, другие места отдыха. Назначение посадок в городе (селе). Деятельность взрослых и детей по охране природы.
рассказывать об основных отличительных признаках отдельных видов транспорта (троллейбус, трамвай, автобус и др.);
соблюдать правила поведения на улице и в других общественных местах;
соблюдать правила поведения в парках, скверах, других местах отдыха, охранять растения и животных.
Природа вокруг нас
Воздух, вода, растения, животные — все это окружающая нас природа. Изменения в природе в зависимости от времени года.
Зима. Наблюдение характерных признаков: мороз, снегопады и метели, постоянный снеговой покров, замерзание водоемов, растения и животные зимой.
Весна. Наблюдение характерных признаков: потепление, таяние снега, ледоход, разлив рек, распускание листьев на деревьях и кустарниках, появление первых цветов и зеленой травы, прилет птиц, появление насекомых.
Труд людей в разные времена года: уборка урожая, расчистка дорог от снега, посадка деревьев, кустарников, цветов, овощей. Бережное отношение к окружающей природе.
назвать времен года, их последовательность,
отличительные признаки времен года (осень, весна, зима, лето).
• составлять рассказ о погоде одного дня на основе собственных наблюдений.
Растения
Растения пришкольного участка (ближайшего сквера). Узнавание и называние трех четырех видов деревьев, одного-двух видов кустарников, двух-трех видов цветковых растений по основным отличительным признакам (по листьям, форме и величине плодов, цветку, коре).
Бережное отношение к растениям; участие в работах на пришкольном участке: уборка сухих листьев и веток осенью и весной и др. Умение рассказать о внешних отличительных признаках двух-трех растений (например, липы, березы, ели, сосны, мать-и-мачехи, одуванчика).
соблюдать правила поведения в природе.
Животные
Домашние и дикие животные. Детеныши животных. Узнавание и называние пяти шести видов животных и их детенышей, распространенных в данной местности.
Деятельность взрослых и детей по охране животных в домашних условиях и в природной среде. Правила обращения с животными (не подходить к чужим собакам, не брать на руки и не гладить чужих кошек, не брать из гнезда птенцов, не ловить в запрещенных местах рыбу и т.п.).
узнавать изученных животных и растения в природе;
соблюдать правила поведения в природе.
Учебно-тематический план по коррекционному курсу «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи».
1 класс
№п\п
Название раздела
Кол-во часов в рабочей программе
Кол-во часов в авторской программе
1
Предметы вокруг нас
7
14
2
Наша улица, наш дом
4
4
3
Наша школа, наш класс
3
8
4
Наш город
5
14
5
Природа вокруг нас.
6
10
6
Растения
3
6
7
Животные
5
8
Итого
33
64
Количество часов сокращено т.к по учебному плану школы на индивидуальное обучение отводится 1 час в неделю.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
свое полное имя, фамилию, возраст, свой домашний адрес;
элементарные правила личной гигиены и уметь их выполнять;
по четыре—шесть названий конкретных предметов, относящихся к игрушкам, настольным играм, одежде, обуви.
имя и отчество учителя и воспитателя, имена одноклассников;
основные правила поведения на уроках и выполнять их;
по четыре—шесть названий конкретных предметов, относящихся к учебным и спортивным принадлежностям, к спортивной одежде.
названия главной улицы и площади своего города (села);
названия трех-четырех видов пассажирского транспорта;
значение цветов светофора, различных указателей (стрелок, вывесок, дорожных знаков), к кому обратиться за помощью в случае необходимости.
названия времен года, их последовательность;
отличительные признаки времен года (осень, весна, зима, лето).
• названия пяти-шести растений, произрастающих на пришкольном участке;
названия пяти-шести изученных видов животных.
Учащиеся должны уметь:
отбирать предметы указанного цвета, формы, величины (по образцу или названию), правильно называть изученные свойства предметов;
создавать группы предметов одинакового цвета, формы и величины;
различать правую и левую руку, правую и левую сторону тела и лица человека;
разместить и найти предмет по заданию учителя..
рассказывать по вопросам учителя о составе своей семьи и труде родителей, задавать такие же вопросы однокласснику;
описать одну-две игрушки и рассказать правила одной-двух настольных игр.
• соблюдать основные формы обращения к взрослым и одноклассникам;
• правильно называть животных, имеющихся в классе,
в школе.
рассказывать об основных отличительных признаках отдельных видов транспорта (троллейбус, трамвай, автобус и др.);
соблюдать правила поведения на улице и в других общественных местах;
соблюдать правила поведения в парках, скверах, других местах отдыха, охранять растения и животных.
• составлять рассказ о погоде одного дня на основе собственных наблюдений.
ости.
узнавать изученных животных и растения в природе;
соблюдать правила поведения в природе.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1ЧАС В НЕДЕЛЮ
33 УЧЕБНЫХ НЕДЕЛИ
№
п.п.
Тема урока
Кол-во часов
Планируемые
результаты
Дата
Предметы вокруг нас
7ч
План
Факт
1.
2.
Все предметы имеют цвет. Различение и называние основных и промежуточных цветов и их оттенков
1
Знать и называть холодные цвета, теплые цвета, промежуточные оттенки уметь отвечать на вопросы
3.
Все предметы имеют форму. Квадрат и прямоугольник.
1
Знать и называть геометрические фигуры квадрат и прямоугольник. Уметь отвечать на вопросы.
4.
Все предметы имеют форму. Круг и треугольник.
1
Знать и называть геометрические фигуры круг и треугольник. Уметь отвечать на вопросы.
5
Размер предметов: большой – маленький, самый большой, самый маленький. Больше, меньше, одинаковые по размеру. Составление групп предметов (их изображений), одинаковые по размеру.
1
Определять размеры предметов: большой – маленький, самый большой, самый маленький. Уметь сравнивать предметы по размеру: больше, меньше, одинаковые по размеру. Группировать предметы по размеру. Уметь отвечать на вопросы.
6
Расположение предметов в пространстве. Правая- левая стороны тела и лица человека. Понятия «Верх- низ», «справа- слева»
1
Уметь различать левую и правую стороны тела и лица человека, ориентироваться в пространстве. Уметь отвечать на вопросы.
Уметь ориентироваться в пространстве, различать верх и низ, «справа- слева», «спереди- сзади».
Уметь различать правую, левую, верхнюю, нижнюю стороны предмета. Уметь отвечать на вопросы.
7
Воспроизведение пространственного отношения между предметами по образцу и словесному заданию.
1
Применять умение ориентироваться в пространстве, различать правую, левую, верхнюю, нижнюю стороны предмета. Уметь отвечать на вопросы.
Наша улица, наш дом.
4ч.
8
Имя, фамилия, возраст, день рождения ребенка. Домашний адрес: название улицы, номер дома, квартиры.
1
Уметь рассказать о себе (сведения о ребенке). Уметь отвечать на вопросы.
9
Моя семья. Уважение к труду взрослых.
Использование техники в домашнем труде. Обязанности дома.
1
Уметь называть членов своей семьи, сведения о них.
Знать и называть используемую в семье бытовую технику, уметь рассказать о своих обязанностях в доме.
Знать понятие «забота», называть необходимые качества. Уметь отвечать на вопросы.
10
Элементарные правила личной гигиены.
1
Знать и называть элементарные правила личной гигиены. Уметь отвечать на вопросы.
11
Бережное отношение к вещам, которые нас окружают (учебные вещи, одежда, книги, игрушки, обстановка в квартире).
1
Знать и называть правила бережного отношения к вещам, которые нас окружают (учебные вещи, одежда, книги, игрушки, обстановка в квартире), применять их. Уметь отвечать на вопросы.
Наша школа. Наш класс.
3ч
12
Школа снаружи и внутри.
Труд взрослых в школе (знакомство с профессиями).
Правила поведения учащихся в школе.
1
Научиться ориентироваться на школьной территории и внутри школы.
Знать профессии работников школы.
Знать правила поведения учащихся в школе. Уметь отвечать на вопросы.
13
Учебные принадлежности. Их название и назначение. Школьная мебель.
Знать название и назначение учебных принадлежностей, предметов школьной мебели. Уметь отвечать на вопросы.
14
Растения в классе. Основные отличительные признаки.
Уход за растениями.
Знать названия растений в классе и их основные отличительные признаки.
Знать правила по уходу за растениями в классе.
Воспроизводить правила по изученным темам. Уметь отвечать на вопросы. Оценивать результаты своей работы на уроке.
Наш город.
5ч
15
Москва – столица РФ.
1
Иметь первоначальные сведения о Москве как столице России. Уметь отвечать на вопросы.
Иметь первоначальные сведения о родном городе и других городах.
16
Улица: тротуар, обочина, проезжая часть , перекресток.
Знакомство с дорожными знаками.
Правила поведения детей на улице.
Сигналы светофора.
1
Иметь представление о частях улицы: тротуар, обочина, проезжая часть , перекресток.
Иметь представление о дорожных знаках.
Знать и называть правила поведения детей на улице,
сигналы светофора. Уметь отвечать на вопросы.
17
Строительство в городе: жилые дома, магазины, детские сады. Профессии людей, занятых на строительстве.
1
Иметь представление о строительстве в городе: жилые дома, магазины, детские сады. Уметь отвечать на вопросы.
18
Транспорт города: пассажирский транспорт. Правила поведения в транспорте.
Машины, облегчающие труд людей (тракторы, подъемники и др.)
1
Знать и называть пассажирский транспорт и правила поведения в транспорте,
профессии людей, занятых на строительстве, машины, облегчающие труд людей (тракторы, подъемники и др.). Уметь отвечать на вопросы.
19
Места отдыха горожан (парки, скверы). Правила поведения в общественных местах.
Охрана растений и животных.
1
Знать и называть места отдыха горожан (парки, скверы) и правила поведения в общественных местах. Усвоить простейшие правила охраны растений и животных. Уметь отвечать на вопросы. Оценивать результаты своей работы на уроке.
Природа вокруг нас.
6ч
20
Воздух вода, растения, животные- окружающая нас природа.
1
Знать, что воздух вода, растения, животные- окружающая нас природа. Уметь отвечать на вопросы. Уметь отвечать на вопросы.
21
Осень, характерные признаки.
Труд людей осенью.
1
Знать и называть характерные признаки осени. Уметь отвечать на вопросы.
Знать виды труда людей осенью. Уметь задавать вопросы.
22
Зима. Характерные признаки.
Труд людей зимой.
1
Знать и называть характерные признаки зимы.
Знать виды труда людей зимой. Уметь задавать вопросы.
23
Весна. Характерные признаки.
Труд людей весной.
1
Знать и называть характерные признаки весны. Уметь задавать вопросы.
Знать виды труда людей весной. Уметь задавать вопросы.
24
Лето. Характерные признаки.
Труд людей летом.
1
Знать и называть характерные признаки лета.
Знать виды труда людей летом. Уметь задавать вопросы.
25
Бережное отношение к окружающей природе.
1
Усвоить простейшие правила бережного отношения к окружающей природе. Уметь задавать вопросы. Уметь отвечать на вопросы. Оценивать результаты своей работы на уроке.
Растения.
3ч
26
Деревья, кусты и травянистые растения. Отличительные признаки.
1
Знать и называть деревья, кусты и травянистые растения и их основные отличительные признаки. Уметь задавать вопросы. Уметь отвечать на вопросы.
27
Внешние отличительные признаки липы и березы, ели и сосны, мать- и мачехи и одуванчика.
1
Знать и называть отличительные признаки липы и березы, ели и сосны,
Мать- и мачехи и одуванчика. Знать простейшие правила бережного отношения к растениям. Уметь задавать вопросы. Уметь отвечать на вопросы.
28
Знакомство с Красной книгой.
1
Иметь представление о Красной книге и ее значении. Уметь задавать вопросы. Уметь отвечать на вопросы. Оценивать результаты своей работы на уроке.э
Животные.
5ч
29
Птицы, животные на пришкольном участке. Внешние отличительные признаки.
Подкормка птиц зимой.
1
Знать и называть птиц и животных на пришкольном участке и их внешние отличительные признаки. 1 Знать о необходимости подкормки птиц зимой. Уметь задавать вопросы. Уметь отвечать на вопросы.
30
Домашние животные . Детеныши.
Домашние птицы. Внешние отличительные признаки.
1
Знать и называть домашних животных и их детенышей.
Знать и называть домашнюю птицу и их внешние отличительные признаки. Уметь задавать вопросы. Уметь отвечать на вопросы.
31
Забота человека о домашних животных. Правила общения с домашними животными.
1
Знать и называть правила ухода за домашними животными, правила общения с домашними животными. Уметь задавать вопросы. Уметь отвечать на вопросы.
32
Дикие животные. Их детеныши.
1
Знать и называть диких животных и их детенышей. Уметь задавать вопросы. Уметь отвечать на вопросы.
33
Охрана природы.
1
Знать и называть правила охраны природы. Уметь задавать вопросы. Уметь отвечать на вопросы. Оценивать результаты своей работы на уроке.