Начиная разговор о новых требованиях к оцениванию, посмотрим на ситуацию которая сложилась сегодня. К сожалению, на данный момент эксперементирование в этой области носит единичный характер и происходит в школах, реализиющих авторские программы, что не меняет общей достаточно консервативной картины и не сооветствует новому подходу к образованию учащихся. Новый подход требует контроль и работу над УУД, но как это организовать – актуальная задача, ведь скоро уже среднее звено будет реализовывать ФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Оценивание в начальной школе. »
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Неродигречка Маргарита Владимировна
Начиная разговор о новых требованиях к оцениванию, посмотрим на ситуацию которая сложилась сегодня. К сожалению, на данный момент эксперементирование в этой области носит единичный характер и происходит в школах, реализиющих авторские программы, что не меняет общей достаточно консервативной картины и не сооветствует новому подходу к образованию учащихся. Новый подход требует контроль и работу над УУД, но как это организовать – актуальная задача, ведь скоро уже среднее звено будет реализовывать ФГОС.
Зачем менять систему оценивания, ведь учитель всегда старается поставить объективную и справедливую оценку ученику? Все связано с тем, что ученик при выставдеии оценки и сегодня является пассивным участником, а как и в обучении, нам необходимо получить активного и высоко мотивированного на учение ребенка, который сможет видеть учебнуюцель и понимать поставленные задачи. Так же следует понимать, что новый поход к оцениванию должен помочь в корректировке учения и преподавания.
Уточним принципы системы оценивания, которая должна быть интегрирована в процесс обучения:
Алгоритм и критерии заранее известны всем участникам процесса;
Учащиеся должны быть так включены в контрольно оценостную деятельность, что приобретают навыки самоценивания.
Оценка предполагает комплексный подход к анализу результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
В зависимости от этапа обучения используются три вида оценивания: стартовая диагностика, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание, а так же используются различные формы контроля и учета достижений.
- стартовая контрольная работа проводится во 2-4 классах в начале учебного года, в сентябре. Отметка о выполнении каждого уровня выставляется в рабочий журнал учителя, не учитывается при итоговой оценке.
- проверочные работы: оцениваются путём суммирования баллов за каждый уровень. Частота проведения (общее количество) определяется пропорцией 1/5 от общего количества учебных часов по предмету. Отметка выставляется в классный журнал.
- тематические контрольные работы: проводятся после изучения каждой темы. Оцениваются путём суммирования баллов за каждый уровень. Отметка выставляется в классный журнал.
- итоговая контрольная работа: проводится в конце учебного года. Отметка выставляется в классный журнал.
Для текущей аттестации используются следующие формы работы: устный опрос, письменная самостоятельная работа, диктант, контрольное списывание, тесты, графическая работа, изложение, сочинение, доклад, творческая работа, посещение уроков по программам наблюдения, выполнение проектных задач (наблюдение, заполнение экспертных листов), диагностическая работа. Для итоговой аттестации: контрольная работа, диктант, изложение, проверка осознанного чтения, комплексная работа.
В настоящее время в практике мониторинга ключевых компетенций обнаруживаются два полюса. Один из них, связанный с диагностикой таких компетенций, как, например, «работа с числами», тяготеет к применению тестового инструментария. Другой, связанный с диагностикой компетенций вроде «коммуникации» или «умения работать в команде», опирается на экспертные оценки и косвенные данные, подтверждающие соответствующие достижения.
Так же существует достаточное количество типовых задач для диагностики тех или иных универсальных дейсствий. При работе над предметными умениями используется уровневая система.
При составлении заданий в основном выделяются 3 уровня, уровня успешности
Необходимый уровень (репродуктивный)– решение типовой задачи. Это необходимо всем по любому предмету, «хорошо». Так сказать репродуктивный уровень. Это уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания, когда обучающийся умеет распознавать учебную информацию, описывать ее, давать готовое определение, применять известные ему приемы деятельности, выполнять задания в соответствии с предложенным образцом.
Рефлексивный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые, изучаемые в данный момент, знания, либо старые знания и умения, но в новой непривычной ситуации. Это отличает от необходимого всем уровня - «отлично».
Функциональный - максимальный уровень - решение не излучавшейся в классе «сверхзадачи». Это демонстрирует исключительные успехи сверх школьных требований, «превосходно». Правильное выполнение задания на репродуктивном уровне оценивается на 3 балла, за выполнение задания на каждом следеющем уровне добавляет по одному баллу. Поэтому максимальной за работу можно получить 5 баллов.
Есть и другие способы оценки знаний учащихся, кроме уже рассмотренной трехуровневой задачей;
* Проектные задачи - оценка формирования ключевых компетентностей и социального опыта;
* Диагностические задачи – оценка операционального состава действия и его коррекция
* Анкетирование - установление контекстных факторов, влияющих на качество образования;
* Проверочные работы (задачи) по линиям - оценка формирования контрольно-оценочной деятельности, планирования учебной деятельности ребенка
Следует остлеживать полученные результаты фиксировать результаты в личной карте учащихся. Это позволит обратить внимание на трудности в учении не только учителя, но и учащихся.
Следует так же отметить, что многие программы ориентированные на уровневую оценку, нам же остается обратить внимание на качество заданий и грамотно составлять проверочные задания.