Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по окружающему миру»
«Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?»
Открытый урок окружающего мира в 1 классе
В рамках методической недели
Ахмедханова И.Г.
2017 г.
Урок окружающего мира в 1 классе.
Тема: «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?»
Цель урока:
Знакомство учащихся с цветами и бабочками луга; изучение и обобщение правил поведения в природе.
Задачи урока:
1.Образовательные: - дать представление о цветах и бабочках, встречающихся на лугу; учить посредством мыслительных операций логично и аргументировано отвечать на проблемный вопрос; - расширять кругозор детей.
2.Развивающие: - совершенствовать мыслительные операции: анализ, обобщение, сопоставление; - развивать психические процессы: память, мышление, внимание, восприятие; - развивать эстетические представления учащихся об окружающем мире.
3. Воспитательные: - воспитывать чувства ответственности и бережного отношения к миру природы; - воспитывать у детей интерес к изучению природы родного края; - воспитывать аккуратность, любознательность.
Познавательные УУД:
- формулировать правила поведения в природе; - устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе полученной информации;
Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста); - отвечать на итоговые вопросы;
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - оценивать свои достижения на уроке и совместно с учителем давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Ход урока:
1.Оргмомент: (дети становятся в кружок)
- Сегодня мы с вами отправимся на прогулку, на зеленую лужайку. Давайте возьмемся за руки, пожелаем друг другу хорошего настроения и приятных впечатлений.
2.Самоопределение к деятельности:
(открывается плакат с изображением луга)
- Что мы видим на лужайке? (цветы, бабочки, трава…) - Давайте сядем и послушаем, какие звуки до нас доносятся с лужайки (дети садятся на места и слушают звуки (жужжание насекомых, пение птиц…) - А что мы можем почувствовать на нашем лугу? (дуновение ветерка, запах цветов…) - Вам нравится на лугу? Что же мы будем тут делать? - А чего нельзя делать? (рвать цветы…) О чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Сообщение темы и цели урока:
- Тема нашего урока: «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?» - Сегодня мы познакомимся с бабочками и цветами, которые встречаются на лугу; повторим и узнаем новые правила поведения в природе.
3. Работа по теме урока.
а) Почему мы не будем рвать цветы?
- Какие вы знаете цветы, растущие на лугу? (учитель загадывает загадки про цветы, выходят дети и читают стихи об этом цветке)
На лугу растут сестрички — Золотой глазок, белые реснички. (ромашки)
На лугу цветёт ромашка Скромный беленький цветок, Что из жёлтого кармашка Уронила лепесток.
Эх, звоночки, синий цвет, С язычком, а звону нет. (колокольчики)
Колокольчик голубой Поклонился нам с тобой. Колокольчики - цветы Очень вежливы... А ты?
Я шариком пушистым Белею в поле чистом, А дунул ветерок — Остался стебелёк. (одуванчик)
У тропинки одуванчик Сбросил жёлтый сарафанчик. Стал пушистым, словно пух: - Братцы! Как же я опух!
Синее небо упало на луг, Синим, пресиним всё стало вокруг, На лугу расцвели, у синей реки, Как синие небо, цветки… (васильки).
Я – синей небесной сини, Полевой простой цветок. От того я – не Василий, А всего лишь – василёк.
- А почему нельзя рвать цветы? (дети выбирают правильные ответы в группах)
- будет пусто и некрасиво; - насекомые и птицы питаются нектаром и пыльцой; - мама будет ругать; - посадят в тюрьму.
- Правильно, будет пусто и некрасиво без таких прекрасных цветов. А про многих из них есть легенды (красивые придуманные истории)
- Совершенно верно, насекомые и птицы питаются нектаром или пыльцой цветов, и без цветов они просто погибнут
- И в тюрьму хоть и не посадят, но могут оштрафовать, так как многие цветы занесены в Красную книгу и охраняются законом (демонстрация Красной книги).
Итог: почему же мы с вами не будем рвать цветы?
(дети делают вывод)
б) Почему мы не будем ловить бабочек?
- Отгадайте загадку, кто это появился на нашей лужайке?
Расту червяком, питаюсь листком, Потом обмотаюсь и засыпаю, Не ем, не гляжу, неподвижно вишу, Весной оживаю, как птичка порхаю. (бабочка)
Люди придумали о бабочках много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки – это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька, и про такой цветок-бабочку мы сейчас выполним физминутку.
ФИЗМИНУТКА
Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел, Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел, Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружится, вьется.
Ветер бабочек качает, Влево, вправо наклоняет. Раз наклонились, Два наклонились, И потихонечку спать приземлились.
Утром бабочка проснулась. Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – полетела. У реки остановилась, Над водою покружилась.
- Посмотрите, какие красивые бабочки (дети рассматривают иллюстрации). Давайте попробуем подобрать каждой бабочке её название.
(дети берут картинку бабочки и ищут подходящее название, потом объясняют, почему они так думают)
- К нам в гости пришла бабочка. Послушайте, что она вам расскажет.
Я бабочка-красавица Крылья голубые. И разве вам не нравятся Глаза мои большие?
От восхода до заката Я летаю на лугу. И ловить меня не надо, Потому что не смогу:
Опылять ромашки, розы, Землянику с лебедой. Это значит для природы Обернется всё бедой!
Второй ученик:
Нет семян, и нет растений. Чистый воздух вдруг исчез. И тогда порой осенней В золотой не сходим лес.
- О какой беде рассказали нам ребята? (если погибнут бабочки, то погибнут цветы и другие растения)
- Что полезного делает бабочка? (опыляет цветы, растения и без этого у цветов не будет плодов и семян)
- А если исчезнут с нашей планеты многие растения, то будет исчезать потихоньку и свежий воздух…
- А еще бабочки – это корм для птиц. Если исчезнут все бабочки, то погибнут многие птицы.
- Ну, и потом бабочки – это живые существа и они тоже хотят жить! А многие из них тоже, как и цветы занесены в Красную книгу и охраняются законом!
Итог: почему же мы с вами не будем ловить бабочек? (дети делают вывод)
3.Закрепление пройденного.
а) Работа по учебнику в группах.
- Рассмотрите рисунки на с.46.
1группа – что дети делают неправильно, придя на луг? 2 группа – что надо делать, чтобы сохранить красоту луга?
- Прочитайте вывод на с.47.
б) Составление памятки «Как нужно вести себя в природе?»
- Давайте вспомним, ребята, какие сегодня и на прошлом уроке мы с вами разбирали правила поведения в природе и составим памятку «Как нужно вести себя в природе?»
* Нельзя рвать цветы на лугу, в лесу. Букеты можно составлять из садовых растений, которые специально выращивают люди.
* Нельзя ловить бабочек и убивать насекомых. Они не только нужны в природе, но и украшают ее.
*Нельзя шуметь и включать музыку на природе, так как шумом можно распугать всех обитателей – насекомых, животных, птиц.
* Нельзя оставлять после себя мусор. Если каждый человек оставит после себя хоть немного мусора на месте своего отдыха, то цветущий луг превратится в свалку.
* Нельзя брать из дикой природы ни яиц птиц, ни детенышей животных так, как в дальнейшем они все равно погибнут в неволе.
(учитель раздает памятки детям)
в) Практическая работа.
- Создайте свою бабочку, яркую и красивую, чтобы мир вокруг стал краше!
(детям раздаются шаблоны бабочек, и они раскрашивают их на свой вкус)
4.Рефлексия.
- Наш урок подошел к концу. Сейчас мы проверим свои знания.
Тест: (правильное утверждение – ставим +, если нет, то ставим – )
Пришёл на луг, нарви большой букет цветов (– )
Не ловите бабочек, они так нужны цветам, бабочки опыляют их (без этого не будет плодов и семян) (+)
Не рви цветы зря! Без них не будет так красиво, они нужны бабочкам, потому что бабочки питаются нектаром (+)
В лесу можно шуметь и кричать, там ведь никого нет, поэтому я никому не буду мешать (– )
Сколько красивых бабочек на лугу, можно их поймать и засушить! (–)
– + + – –
- Кто не допустил ни одной ошибки, посадите своих бабочек на желтый цветок!
- Кто допустил одну или две ошибки – на голубой!
- А кто три и больше – на красный!
5.Итог урока.
- Чему мы сегодня учились на уроке, какие вопросы ставили для себя?
(Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?)
- Так почему же мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
(ответы детей)
Таким образом, бабочки не могут жить без цветов, потому что питаются нектаром. Но и цветам плохо без бабочек, потому что бабочки опыляют их. Без этого у цветов не будет плодов и семян.
Давай пройдёмся медленно по лугу, И “здравствуй”, скажем, каждому цветку. Я должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать.