Настоящая рабочая программа по окружающему миру для средней общеобразовательной школы 3 класса составлена на основе:
В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
- установление более тесных связей между познанием природы и социальной жизни;
- осознание необходимости выполнения правил поведения, сущности нравственно-этических установок;
- подведение к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознание возможности изменять себя, понимание важности здорового образа жизни;
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями окружающего мира, объединенными общими, присущими им закономерностями. Интегративный характер курса обеспечивает синтез знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, окружающего мира, русского языка, литературного чтения, основ безопасности жизнедеятельности), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика.
1. Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой
деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она даёт
возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника – целостность, нерасчлененность восприятия
окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, тогда как ее отсутствие
рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не
только общий подход к отбору содержания в системе «человек – природа – общество», но и более частные составляющие этой системы
«человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность». Это обеспечивается представленностью знаний из различных предметных областей – природоведческих, географических, психологических, исторических и др.
2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его
индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения, предоставление каждому школьнику
возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить склонности и таланты.
Актуализация содержания обучения предполагает его отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной группы,
социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.
3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучению, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным
сведениями – творчеству выдающихся российских граждан, научным открытиям, истории развития техники, искусства, литературы и др.
Для реализации этого принципа в программу введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».
4. Необходимость принципа экологизации содержания обучения по предмету «Окружающий мир» определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников. Этот принцип реализуется двумя путями: расширением представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром (рубрики «Человек и растение», «Человек и животные», «Человек и
природа»), а также раскрытием системы правил поведения в природе, следующих принципу «не навреди». Действие принципа
распространяется на отношение человека не только к другим людям (элементы социальной экологии).
5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного
изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в основной школе.
6. Краеведческий принцип обязывает педагога при организации изучения природы и социальных явлений широко использовать местное
окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический, художественный музеи и т.п. Все это обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и облегчает усвоение естественнонаучных и
обществоведческих понятий.
В третьем классе на изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов (34 учебных недели).
На основании Примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по
предметному курсу, и с учетом стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня.
В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируется
универсальные учебные действия, дано учебно-методическое обеспечение, что представлено в табличной форме ниже.
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий.
• Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Освоение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализ и обработки информации
(обобщение, классификация, сериация, чтение), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование,
рассуждение, описание и др.).
Введение. Как работать с учебником.
Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле.
Наблюдения, опыты, эксперименты – методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус – модель Земли.
План. Карта (географическая и историческая).
Масштаб, условные обозначения карты.
Карта России.
Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.
Царства природы.
Бактерии. Какие бывают бактерии. Где обитают бактерии.
Грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Предупреждение
отравлений грибами.
Растения. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни.
Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые. Их общая характеристика.
Растения – живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние.
Питание растений. Роль корня и побега в питании.
Размножение растений. Распространение плодов и семян.
Человек и растения. Растения дикорастущие и культурные. Что такое земледелие. Хлеб – главное богатство России.
Красная книга России. Охрана растений. Какие страницы есть в Красной книге. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения.
Предупреждение отравлений ими.
Животные – часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек.
Животные – живые тела (организмы).
Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные. Позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).
Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Как животные воспитывают своих детенышей.
Природные сообщества. Цепи питания.
Домашние и дикие животные. Как человек одомашнил животных. Животные родного края.
Охрана животных. Заповедники.
Наша Родина: от Руси до России.
Древняя Русь.
Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).
Восточнославянские племена. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир). Первые русские
князья.
Московская Русь.
Основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя. Москва – столица России. Иван IV – первый
русский царь.
Российская империя.
Основные исторические события, произошедшие до 1917 года.
Петр I Великий.
Екатерина II Великая.
Последний российский император Николай II.
Советская Россия. СССР. Российская Федерация.
Основные исторические события, произошедшие с 1917 года до наших дней.
Как люди жили в старину.
Из истории имен. Как рождалось имя. Имя, отчество, фамилия.
Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.
Какими людьми были славяне.
Портрет славянина. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство – основные качества славянина. Славянин –
работник. Славянин – защитник. Славянин – помощник. Как славяне принимали гостей. Как отдыхали славяне.
охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественные музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в
учреждение быта и культуры.
воды в листе.
экземплярами.
№ п/п | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые предметные результаты по разделу | Планируемые метапредметные результаты по разделу | Форма контроля | Электронные образовательные ресурсы | Дата |
план | факт | факт |
1 | Где и когда ты живешь. «По дороге из дома в школу и обратно» | Обсудить проблему существования человека в пространстве. Определять свое нахождение в пространстве. Объяснять, что изучает история. Понимать изображение времени на «ленте времени». | Окружающий мир. Материки и океаны. Евразия. Россия. Называть материки и океаны; различать временные и пространственные отношения. | Л: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. П: различать океаны и материки. Историческое время. Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. К: умение слушать и вступать в диалог. Р: волевая саморегуляция как способность к волевому усилию | Комбинированный | Интерактивные технологии | | | |
2 | Солнечная система Природные тела и явления Солнце- звезда | Классифицировать карточки с природными и искусственными телами. Высказывать предположения о том, как разные люди будут воспринимать одно и то же явление. Давать характеристику научного и художественного текста. Рассматривать иллюстрации. | Природные тела и природные явления. Солнце. Земля. Называть природные и искусственные тела; горизонт | Л: формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. П: умение характеризовать явления, описывать устно и отражать в схеме. К: уметь вести диалог. Р: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Комбинированный | Игровые технологии | | | |
3 | Солнечная система. Планета Земля - шар | Характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее. Рассматривать иллюстративный материал. Делать вывод, что такое «горизонт». Проводить опыт, доказывающий шарообразность Земли. | Природные тела и природные явления. Солнце. Земля. Называть природные и искусственные тела; горизонт | Л: формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. П: умение характеризовать явления, описывать устно и отражать в схеме. К: уметь вести диалог. Р: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Комбинированный | Игровые технологии | | | |
4 | Условия жизни на Земле. Солнце- источник света и тепла. «Почему год круглый» | Читать текст, самостоятельно находить ответы на вопрос «Почему Солнце является источником тепла?» Проводить опыт, подтверждающий распространение тепла от его источника. Объяснять значение терминов «экватор», «полюс». Характеризовать положение Солнца в разных точках Земли. Работать в группе. Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей. | Значение Солнца. Называть значение Солнца для жизни на Земле; вода-условие жизни | Л: формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями. Взрослыми. П: подведение под понятие- распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. К: понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Р: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | Комбинированный | Игровые технологии | | | |
5 | Условия жизни на Земле Водная оболочка Земли. «Вода-чудо природы | Характеризовать условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла, света. Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей. Сравнивать широколиственные, тропические леса и пустыню. Анализировать источники воды на Земле. Называть источники воды, характеризовать различные водоемы. Рассматривать картину И.К. Айвазовского «Девятый вал». | Значение Солнца. Называть значение Солнца для жизни на Земле; вода-условие жизни | Л: формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями. Взрослыми. П: подведение под понятие- распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. К: понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Р: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | Комбинированный | Игровые технологии | | | |
6 | Условия жизни на Земле Воздушная оболочка Земли. «Воздух в городе» | Характеризовать условия жизни на Земле: вода, воздух, тепло, свет. Устанавливать зависимость между состоянием воды и температурой воздуха. Описывать свойства воздуха. Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей. Записывать характеристики погоды в таблице (за несколько дней), используя условные обозначения. | Значение Солнца. Называть значение Солнца для жизни на Земле; вода-условие жизни | Л: формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями. Взрослыми. П: подведение под понятие- распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. К: понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Р: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | Комбинированный | Игровые технологии | | | |
7 | Человек познаёт мир. Практическая работа "Работа с глобусом" | Обсуждать вопрос, как человек познает мир. Делать вывод, что наука и искусство позволяют человеку познать мир. Анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте. Объяснять назначение масштаба и условных обозначений. | Значение Солнца. Называть значение Солнца для жизни на Земле; вода-условие жизни | Л: формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями. Взрослыми. П: подведение под понятие- распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. К: понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Р: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | Комбинированный | Игровые технологии | | | |
8 | Карта и план. Практическая работа "Работа с картой". «Путешествие по карте Тюменской области» | Находить ответ на проблемный вопрос «Зачем нужен план?» Выполнять практическую работу по «чтению» плана пришкольного участка и составлению плана своего школьного участка. Ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей. | Способы познания окружающего мира. Опыт и эксперимент. Модели. Наблюдение. Называть способы познания окружающего мира; работать с глобусом, картой, планом. | Л: формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формирование адекватной и позитивной самооценки. П: уметь наблюдать природу, анализировать. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. К: использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. Р: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | Открытие новых знаний | Интерактивные технологии | | | |
9 | Бактерии. «Лесная аптека» | Обсуждать проблемный вопрос «Какие живые существа на Земле самые маленькие?» Рассматривать бактерии в электронный микроскоп. Высказывать предположения о полезности/ вредности бактерий. Слушать рассказ учителя и сообщения одноклассников. Читать и обсуждать текст. Делать вывод по прочитанному. | Бактерии. Паразиты. Называть какие бывают бактерии; где они обитают. | Л: формирование адекватной и позитивной самооценки. П: обсуждение проблем. Сравнение и синтез. К: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности. Использовать речь для регуляции своего действия. Р: учитывать выделенные учителем ориентиры в новом учебном материале. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | | |
10 | Грибы. «Грибы нашего края» | Рассказывать по рисунку-схеме строение гриба. Сравнивать грибы по внешнему виду, делать вывод о разнообразии плодовых тел у грибов. Сравнивать грибы и растения. Работа в парах: составление рассказа «Какие бывают грибы». Готовить краткое сообщение на тему «Любимые грибы нашей семьи». | Грибы. Ядовитые грибы и полезные. Называть: - чем грибы отличаются от растений; -как различать съедобные и ядовитые грибы. | Л: формирование ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. Осваивать правила поведения: как вести себя в лесу. П: строить речевые высказывания в устной форме. К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Строить понятные для партнёров высказывания. Моделировать ситуацию общения с людьми разного возраста. Р: получить возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Комбинированный | Игровые, здоровьесберегающие технологии. | | | |
11 | Растения. Если бы на Земле не было растений. Экскурсия в природные сообщества. «Осенние изменения в природе» | Характеризовать значение растений для жизни; различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их. Путешествовать с растениями (работать с рисунком на внутренней стороне обложки). Вести учебный диалог «Если бы на Земле не было растений». Работать в группах: составлять «паспорт» растения. | Места обитания растений. Дикорастущие и культурные растения. Называть отличия дикорастущего растения от культурного. | Л: формирование ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. Осваивать правила поведения: как вести себя в природе. П: умение составлять рассказы по рисункам, схемам. Моделировать схемы мест обитания растений. К: моделировать ситуацию общения с людьми разного возраста. Учиться работать в группах. Р: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | | |
12 | Разнообразие растений на Земле. Практическая работа "Работа с гербарием" | Классифицировать растения. Читать схему «Разнообразие растений на Земле». Работать в группах: составлять «паспорта» растений. Работать с рубриками «Этот удивительный мир...» и «Картинная галерея» | Значение растений для жизни на Земле. Различать: -какие растения кормят, лечат, одевают человека. | Л: формирование адекватной и позитивной самооценки. Формирование этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. П: поиск и выделение нужной информации. Формирование универсального логического действия-синтеза (составление из частей целого, самостоятельно достраивая детали). К: использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. Р: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | | |
13 | Растения - живые существа. «Наши травы и цветы» | Строить схему «Части растения». Работать с рубрикой «Выскажем предположения» Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Проводить и комментировать опыт «Листья способны испарять воду». Обсуждать рассказ Э. Шима «Ландыш». Анализировать информацию о корне, стебле, листе, цветке растения. | Ядовитые растения. Различать: -внешний вид, опасные свойства разных растений. | Л: формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формирование адекватной и позитивной самооценки. П: формирование универсального логического действия-синтеза (составление из частей целого, самостоятельно достраивая детали). Составление памятки «Запомни правила». К: использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. Р: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | | |
14 | Контрольная работа №1 по теме: «Земля наш общий дом», «Человек изучает Землю» | Выполнять задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным темам. | Мир растений. Виды растений. Называть: -отличительные особенности растений разных видов. | Л: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. П: умение составлять небольшой научный рассказ. Моделировать ситуации по применению правил. К: строить понятные для партнёров высказывания. Моделировать ситуацию общения с людьми разного возраста. Р: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | Контрольная работа | Интерактивные технологии. | | | |
15 | Какие бывают плоды. «Помоги себе и товарищу» | Работать с текстами и иллюстративным материалом учебника. Подготовить плакат «Распространение плодов и семян». | Растение - живой организм. Органы растения. Лист. Соцветия. Плод. Называть: -значение каждого органа растения | Л: формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формирование адекватной и позитивной самооценки. П: умение работать со схемой, конструировать схему, проводить наблюдения, опыты. К: использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. Р: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | | |
16 | Размножение растений. ОБЖ «Виды травм» | Проводить несложные опыты по размножению растений. Выполнять практическую работу по выращиванию растения из листа. Работать с иллюстративным материалом. Выполнять задания в рабочей тетради. | Вегетативные способы размножения растений. Называть: -как размножаются растения | Л: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. П: уметь выделять основную и дополнительную информацию. Работать с иллюстрациями, научными текстами. К: строить понятные для партнёров высказывания. Моделировать ситуацию общения с людьми разного возраста. Р: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | | |
17 | Растения культурные и дикорастущие. «Лес – наш друг» | Классифицировать растения: дикорастущие, культурные. Находить в разных источниках информацию о культурных и дикорастущих растениях. | Возникновение земледелия: -когда и почему возникло земледелие. | Л: формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формирование адекватной и позитивной самооценки. П: умение сочинять и рассказывать истории на заданную тему, анализировать иллюстративный материал. Читать летописи. К: использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. Р: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | | |
18 | Как возникло земледелие. Хлеб - всему голова | Приводить примеры культурных растений в жизни человека. Составлять короткое сообщение по одной их тем: «Что дают человеку злаки», «Когда и почему возникло земледелие», «Хлеб - великое чудо земли». | Возникновение земледелия: -когда и почему возникло земледелие. | Л: формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формирование адекватной и позитивной самооценки. П: умение сочинять и рассказывать истории на заданную тему, анализировать иллюстративный материал. Читать летописи. К: использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. Р: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | | |
19 | Красная книга России. «Наши травы и цветы» | Работать с учебником и рабочей тетрадью. Приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале). | Страницы Красной книги России Называть: -причины исчезновения растений; -какие растения занесены в Красную книгу. | Л: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. П: умение анализировать текст. Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. К: строить понятные для партнёров высказывания. Моделировать ситуацию общения с людьми разного возраста. Р: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | | |
20 | Животные – часть природы. Роль животных в природе | Характеризовать роль животных в природе. Приводить примеры (классифициро-вать) одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать животное как организм. Устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного. Работать с рубрикой «Выскажем предположения». Работать в группах: подготовка ответа на вопрос «Нужны ли человеку животные?» Работать с текстом учебника. | Животные - как часть природы. Роль животных. Цепи питания. Называть: - виды животных, их отличительные признаки. | Л: формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формирование адекватной и позитивной самооценки. П: знать существенный признаки разных видов животных, чем могут различаться. Уметь выделять основную и дополнительную информацию. Работать с иллюстрациями, художественными и научными текстами. К: использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. Р: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | | |
21 | Разнообразие мира животных. «Животные нашего леса. Мир насекомых» | Конструировать плакат «Мир фауны». Работать со схемой и текстом учебника. Приводить примеры разных животных (групповая работа). | Животные - как часть природы. Роль животных. Цепи питания. Называть: - виды животных, их отличительные признаки. | Л: формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формирование адекватной и позитивной самооценки. П: знать существенный признаки разных видов животных, чем могут различаться. Уметь выделять основную и дополнительную информацию. Работать с иллюстрациями, художественными и научными текстами. К: использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. Р: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | | |
22 | Животные – живые существа (организмы). Как ориентируются в окружающей среде | Различать объекты живой и неживой природы. Приводить примеры разных групп животных (2-3 представителя из изученных). Раскрывать особенности их внешнего вида и жизни. Работать с учебником и рабочей тетрадью. Собирать материалы к проекту. | Органы чувств животных. Питание, передвижение, размножение. Называть: -как разные животные приспособились к окружающей среде. | Л: формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формирование адекватной и позитивной самооценки. П: уметь классифицировать животных по способу питания. Работать с художественными и научными текстами. К: строить понятные для партнёров высказывания. Моделировать ситуацию общения с людьми разного возраста. Р: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | | |
23 | Животные – живые существа (организмы). Как питаются, передвигаются, дышат | Различать группы животных по особенностям их внешнего строения. Составлять рассказ о поведении домашнего животного (по материалам длительных наблюдений). | Органы чувств животных. Питание, передвижение, размножение. Называть: -как разные животные приспособились к окружающей среде. | Л: формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формирование адекватной и позитивной самооценки. П: уметь классифицировать животных по способу питания. Работать с художественными и научными текстами. К: строить понятные для партнёров высказывания. Моделировать ситуацию общения с людьми разного возраста. Р: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | | |
24 | Животные – живые существа (организмы) Как приспосабливаются к условиям жизни, размножаются | Рассказывать о способах размножения животных. Комментировать ситуацию «Что случилось бы на Земле, если бы организмы перестали размножаться?» | Органы чувств животных. Питание, передвижение, размножение. Называть: -как разные животные приспособились к окружающей среде. | Л: формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формирование адекватной и позитивной самооценки. П: уметь классифицировать животных по способу питания. Работать с художественными и научными текстами. К: строить понятные для партнёров высказывания. Моделировать ситуацию общения с людьми разного возраста. Р: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | | |
25 | Беспозвоночные животные. ОБЖ «Природные изменения в природе» | Наблюдать за поведением улитки, дождевого червя. Читать и обсуждать текст «Разнообразие насекомых». Работать в парах. | Виды беспозвоночных животных. Особенности существования. Насекомые: -виды беспозвоночных животных, их различие. | Л: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. П: поиск и выделение нужной информации. Формирование универсального логического действия-синтеза (составление из частей целого, самостоятельно достраивая детали). К: строить понятные для партнёров высказывания. Моделировать ситуацию общения с людьми разного возраста. Р: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | | |
26 | Беспозвоночные животные. ОБЖ «Экстремальные ситуации на природе» | Наблюдать за поведением улитки, дождевого червя. Читать и обсуждать текст «Разнообразие насекомых». Работать в парах. | Виды беспозвоночных животных. Особенности существования. Насекомые: -виды беспозвоночных животных, их различие. | Л: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. П: поиск и выделение нужной информации. Формирование универсального логического действия-синтеза (составление из частей целого, самостоятельно достраивая детали). К: строить понятные для партнёров высказывания. Моделировать ситуацию общения с людьми разного возраста. Р: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | | |
27 | Позвоночные животные. «Многообразие природы Тюменской области» | Сравнивать беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицировать позвоночных животных. Выбирать правильное утверждение, работая в паре. Характеризовать особенности рыб и земноводных. | Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Птицы. Звери. Называть: -особенности жизни разных видов; -классификацию млекопитающих по способу питания. | Л: формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формирование адекватной и позитивной самооценки. П: выбор доказательств. Знать существенный признак для млекопитающих, чем могут различаться млекопитающие, их отличительные признаки. К: использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. Р: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | | |
28 | Контрольная работа №2 по теме: «Царства природы» | Выполнять задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным темам. | Органы чувств животных. Питание, передвижение, размножение. Называть: -как разные животные приспособились к окружающей среде. | Л: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. П: умение составлять небольшой научный рассказ. Моделировать ситуации по применению правил. К: строить понятные для партнёров высказывания. Моделировать ситуацию общения с людьми разного возраста. Р: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | Контрольная работа | Интерактивные технологии. | | | |
29 | Позвоночные животные. «Наши рыбы» | Сравнивать беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицировать позвоночных животных. Выбирать правильное утверждение, работая в паре. Характеризовать особенности млекопитающих. | Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Птицы. Звери. Называть: -особенности жизни разных видов; -классификацию млекопитающих по способу питания. | Л: формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формирование адекватной и позитивной самооценки. П: выбор доказательств. Знать существенный признак для млекопитающих, чем могут различаться млекопитающие, их отличительные признаки. К: использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. Р: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | | |
30 | Позвоночные животные. «Зверье мое» | Сравнивать беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицировать позвоночных животных. Выбирать правильное утверждение, работая в паре. Характеризовать особенности млекопитающих. | Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Птицы. Звери. Называть: -особенности жизни разных видов; -классификацию млекопитающих по способу питания. | Л: формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формирование адекватной и позитивной самооценки. П: выбор доказательств. Знать существенный признак для млекопитающих, чем могут различаться млекопитающие, их отличительные признаки. К: использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. Р: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | | |
31 | Природные сообщества. ОБЖ «Растительный и животный мир | Приводить примеры (конструировать) цепи питания. Составлять описательный рассказ о животных разных классов; работать с рубрикой «Выскажем предположения». Обсуждать тексты учебника. Выполнять парную (групповую) работу «Пищевые цепи». | Особенности. Цепи питания: - особенности природных сообществ, цепи питания. | Л: умение соотносить поступки и события. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. П: уметь выделять основную и дополнительную информацию. Работать с иллюстрациями, художественными и научными текстами. К: строить понятные для партнёров высказывания. Моделировать ситуацию общения с людьми разного возраста. Р: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | | |
32 | Почему люди приручили диких животных. ОБЖ «Зимние изменения в природе» | Ориентироваться в понятии «одомашнивание животных»: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных. | Охрана животных. Заповедники. Красная книга. | Л: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. П: составление рассказа-повествования с опорой на иллюстрацию. К: использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. Р: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | | |
33 | Заповедники «Заповедные места Тюменской области» | Составлять рассказ- рассуждение на тему «Охрана животных в России». Перечислять причины исчезновения животных. | Охрана животных. Заповедники. Красная книга. | Л: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. П: составление рассказа-повествования с опорой на иллюстрацию. К: использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. Р: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | | |
34 | Древнерусское государство Восточнославянс-кие племена | Рассматривать форзац «Как мы узнаём о прошлом». Слушать рассказ учителя о восточнославянских племенах. Поддерживать учебный диалог «Выскажем предположения»Работать с рисунком-схемой. «Читать» историческую карту. Объяснять, что означают слова «потомки», «род», «княжества». Находить в тексте ответ на вопрос. Различать племена и государства. | Расселение восточных славян. Объединение славянских племён. Называть: -какие территории осваивали восточные славяне. | Л: формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формирование адекватной и позитивной самооценки. П: ориентировка на карте в соответствии с учебной задачей. К: использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. Р: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | | |
35 | Первые русские князья | Работать с текстами учебника. Работа в группах: составлять рассказ о великом князе. Слушать и кратко рассказывать одну из легенд о русских князьях. | Древнерусское государство. Первые русские князья. Называть: -как возникло Древнерусское государство, его столицы и города. | Л: умение соотносить поступки и события. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. П: умение составлять рассказ-описание по иллюстрации. Работа с «лентой времени». К: строить понятные для партнёров высказывания. Моделировать ситуацию общения с людьми разного возраста. Р: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | | |
36 | Как Москва стала столицей Иван IV Грозный | Работать с исторической картой. Слушать рассказ учителя и задавать вопросы по содержанию. Работать с рубриками «Жил на свете человек...» и «Картинная галерея». | Московская Русь. Усиление Москвы. Называть: -земли, присоединённые к Москве; -причины усиления Москвы. | Л: формирование адекватной и позитивной самооценки. Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. П: умение работать с картой. Строить рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. К: использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. Р: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | | |
37 | Петр I Великий | Слушать рассказ учителя «Пётр I». Работать с рубрикой «Картинная галерея». Поддерживать учебный диалог «Создание русского флота». Совершить воображаемую экскурсию по Санкт- Петербургу. | Первый император России. Русский флот. Строительство Санкт-Петербурга: -особенности личности и характера императора, его роли в истории. | Л: формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. П: умение составлять описательный рассказ. К: использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. Р: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | | |
38 | Екатерина II Великая | Слушать сообщение учителя - вступление в тему. Читать и обсуждать текст учебника, составлять план пересказа. Работать с рубрикой «Картинная галерея». | Российская императрица. Деятельность Екатерины II. Роль правления императрицы. | Л: формирование адекватной и позитивной самооценки. Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. П: строить рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. К: строить понятные для партнёров высказывания. Моделировать ситуацию общения с людьми разного возраста. Р: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | | |
39 | Последний российский император Николай II | Слушать рассказ учителя о Николае II и о революции. Рассматривать фотографии царской семьи. Готовить сообщение в группе «Дети в изобразительном искусстве». | Время, в которое правил император. Отречение от престола. Личностные качества императора; его роль в истории. | Л: формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. П: уметь давать характеристику историческому времени. Строить рассказ-рассуждение. К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Строить понятные для партнёров высказывания. Р: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | | |
40 | Советская Россия. СССР Российская Федерация | Работать с текстом учебника. Строить схему (ленту времени). Находить информацию о республиках, входивших в состав СССР. | Октябрьская революция. Республики в составе СССР. Распад СССР. Президент РФ. Называть: -причины Октябрьской революции; -причины распада СССР; -первого президента РФ. | Л: формирование адекватной и позитивной самооценки. Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. П: строить рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. К: использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. Р: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | | |
41 | Из истории имён | Дидактическая игра «Как меня зовут?». Читать и обсуждать текст учебника. Составлять схему «Как появились имена». Работать в группах: обсуждать былины. Слушать рассказ учителя «Имя, отчество, фамилия». | Происхождение имён, фамилий, отчеств. Рассказывать: -историю происхождения имен, фамилий, отчеств. | Л: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. П: проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. К: работать в группах. Использовать речь для регуляции своего действия. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Р: моделировать и оценивать различные ситуации поведения. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | |
42 | Как выглядели наши предки | Работать с рубрикой «Выскажем предположения». Составлять словесный портрет славянина. Работать с рубрикой «Картинная галерея». Играть в ролевую игру «Фотоателье». | Основные качества славянина. Рассказывать: -какими были наши предки. | Л: формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. П: уметь выделять основную и дополнительную информацию. Работать с иллюстрациями, художественными и научными текстами. К: использовать речь для регуляции своего действия. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Р: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Получить возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | |
43 | Как трудились наши предки. ОБЖ «Природа живая и неживая» | Работать с рубрикой «Выскажем предположения». Читать и обсуждать текст учебника. Работать в группах (подготовка пересказа текста учебника). | Строительство домов. Особенности крестьянского дома: - какие предметы окружали людей в старину. | Л: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. П: умение составлять рассказ по воображаемой ситуации. К: умение высказывать предположения и аргументировать их. Р: получить возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | |
44 | Как защищали Родину, помогали, отдыхали наши предки | Работать с рубрикой «Выскажем предположения». Читать и обсуждать текст учебника. Работать в группах (подготовка пересказа текста учебника). Рассказывать о русских музыкальных инструментах и народных играх. Собирать материал для книжки- самоделки «Игры русского народа». | Основные качества славянина. Рассказывать: -какими были наши предки. | Л: формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. П: уметь выделять основную и дополнительную информацию. Работать с иллюстрациями, художественными и научными текстами. К: использовать речь для регуляции своего действия. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Р: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Получить возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | |
45 | Какие предметы окружали русских людей | Обсуждать пословицы. Работать с текстами и иллюстрациями учебника. Выполнять словарную работу. Делать модель «Крестьянская изба». Работать с рубрикой «Этот удивительный мир...». Составлять план текста. | Особенности крестьянского дома: - какие предметы окружали людей в старину. | Л: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. П: умение составлять рассказ по воображаемой ситуации. К: умение высказывать предположения и аргументировать их. Р: получить возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | |
46 | Какие предметы окружали русских людей. Экскурсия в музей. ОБЖ «Виды травм» | Объяснять различия детской и взрослой одежды. Рисовать одежду подростка. Объяснять способы изготовления обуви русских людей. Слушать рассказ учителя об одежде по приказу и исконно русской одежде. Разъяснять значения украшений одежды в разные времена. | Особенности крестьянского дома: - какие предметы окружали людей в старину. | Л: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. П: умение составлять рассказ по воображаемой ситуации. К: умение высказывать предположения и аргументировать их. Р: получить возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | |
47 | Русская трапеза. Практическая работа: «Составление меню» | Работать с пословицами. Читать и обсуждать текст учебника. Выполнять словарную работу. Работать с рубрикой «Этот удивительный мир...». Дидактическая игра «Накроем стол к обеду». Драматизация шутки «Два свояка». | Трапеза в разные сезоны: -разделение крестьянской трапезы и трапезы богача. | Л: формирование адекватной и позитивной самооценки. Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. П: умение составлять рассказ-описание по репродукции. К: использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. Р: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | |
48 | Во что верили наши предки | Обсуждать вопрос «Во что верили славяне?» Анализировать информацию учебника о богах древних славян. Называть несколько народных праздников: Масленица, Праздник Ивана Купалы. Воображаемая ситуация «Расскажи бывальщину». Слушать рассказ учителя «Народные праздники». | Язычество. Главные боги. Народные праздники. Рассказывать: -о вере древних славян; -о богах; -о народных праздниках. | Л: формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. П: поиск и выделение нужной информации. К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Р: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | |
49 | Контрольная работа № 3 по теме: «От Руси до России» | Выполнять задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным темам. | Древняя Русь. Древнерусское государство. Первые русские князья. Московская Русь. Российская империя. Советская Россия. СССР. Российская Федерация. Названия русского государства в разные исторические времена | Л: формирование адекватной и позитивной самооценки. Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. П: поиск и выделение нужной информации. Формирование универсального логического действия-синтеза (составление из частей целого, самостоятельно достраивая детали). К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Р: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | Контрольная работа | Интерактивные технологии. | | |
50 | Принятие христианства на Руси | Обсуждать текст «Принятие христианства на Руси». Крещение Руси. Христианские праздники. Пасха - Светлое Христово Воскресение. | Крещение Руси. Новая вера: -год начала крещения Руси; -значение новой веры для развития общества. | Л: формирование адекватной и позитивной самооценки. Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. П: умение строить рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. К: использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. Р: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | |
51 | Что создавалось трудом крестьянина? | Беседовать на основе полученных ранее знаний. Обсуждать «Выскажем предположения»Работать с текстом учебника и иллюстрациями. | Земледелие на Руси. Крестьянское хозяйство. Крепостное право. Рассказывать: - как на Руси возникло земледелие; -участие мужчин, женщин и детей в труде; -сельскохозяйственные орудия; -о крепостном праве. | Л: формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. П: строить речевые высказывания в устной форме. К: использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. Р: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | |
52 | Что создавалось трудом крестьянина? «Наши леса» | Рассматривать репродукции и читать тексты о труде крестьянских детей. Обсуждать вопрос «Крепостной крестьянин - кто это?» Обсуждать проблему: «При каких условиях человек трудится лучше?» Работать с текстом учебника. Читать по ролям текст учебника. Работать с рубрикой «Картинная галерея». | Земледелие на Руси. Крестьянское хозяйство. Крепостное право. Рассказывать: - как на Руси возникло земледелие; -участие мужчин, женщин и детей в труде; -сельскохозяйственные орудия; -о крепостном праве. | Л: формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. П: строить речевые высказывания в устной форме. К: использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. Р: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | |
53 | Что создавалось трудом ремесленника? ОБЖ «Весенние изменения в природе» | Работать со схемой и текстами учебника. Понимать, что такое ремесло и кого называют ремесленником. Называть особенности труда ремесленника. Кратко рассказывать о развитии ремёсел в России. | Ремесла в России в 17-18 веках: -что такое ремесло; -возникновение ремесленничества в России. | Л: формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. П: представление об особенностях труда людей разных профессий, о необходимости бережного отношения к вещам. К: работать в группах по составлению правил. Использовать речь для регуляции своего действия. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Р: моделировать и оценивать различные ситуации поведения. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | |
54 | Что создавалось трудом ремесленника? | Вести учебный диалог «Игрушки и игрушечники». Рассказывать о своей любимой игрушке. Работать со схемой и текстами учебника. | Ремесла в России в 17-18 веках: -что такое ремесло; -возникновение ремесленничества в России. | Л: формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. П: представление об особенностях труда людей разных профессий, о необходимости бережного отношения к вещам. К: работать в группах по составлению правил. Использовать речь для регуляции своего действия. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Р: моделировать и оценивать различные ситуации поведения. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | |
55 | Что создавалось трудом ремесленника? | Работать со схемой и текстами учебника. Обсуждать текст «Маленькие ремесленники». Рассказывать, что умеют мастерить сами, что умеют мастерить их родители. Организовать выставку «Мы - мастера». | Ремесла в России в 17-18 веках. Рассказывать: -что такое ремесло; -возникновение ремесленничества в России. | Л: формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. П: представление об особенностях труда людей разных профессий, о необходимости бережного отношения к вещам. К: работать в группах по составлению правил. Использовать речь для регуляции своего действия. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Р: моделировать и оценивать различные ситуации поведения. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | |
56 | Что создавалось трудом ремесленника? Экскурсия в музей. ОБЖ «Правила поведения на улице» | Обсуждать пословицу «Не боги горшки обжигают». Читать и обсуждать текст учебника. Слушать рассказ учителя (экскурсовода). Организовать выставку гончарных изделий. | Ремесла в России в 17-18 веках. Рассказывать: -что такое ремесло; -возникновение ремесленничества в России. | Л: формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. П: представление об особенностях труда людей разных профессий, о необходимости бережного отношения к вещам. К: работать в группах по составлению правил. Использовать речь для регуляции своего действия. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Р: моделировать и оценивать различные ситуации поведения. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | |
57 | Что создавалось трудом ремесленника? | Рассматривать изображение прялки, веретена, ткацкого станка. Понимать особенности работы по изготовлению одежды. | Ремесла в России в 17-18 веках. Рассказывать: -что такое ремесло; -возникновение ремесленничества в России. | Л: формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. П: представление об особенностях труда людей разных профессий, о необходимости бережного отношения к вещам. К: работать в группах по составлению правил. Использовать речь для регуляции своего действия. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Р: моделировать и оценивать различные ситуации поведения. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | |
58 | Что создавалось трудом ремесленника? | Читать и обсуждать текст учебника и рассказ учителя. Читать по ролям текст рубрики «Жил на свете человек...». Работать с рубрикой «Знакомься: наша Родина». Работать в группах. | Ремесла в России в 17-18 веках. Рассказывать: -что такое ремесло; -возникновение ремесленничества в России. | Л: формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. П: представление об особенностях труда людей разных профессий, о необходимости бережного отношения к вещам. К: работать в группах по составлению правил. Использовать речь для регуляции своего действия. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Р: моделировать и оценивать различные ситуации поведения. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | |
59 | Что создавалось трудом рабочего. ОБЖ «Пожарная безопасность дома и на улице» | Обсуждать проблему: какой труд легче и результативнее - машинный или ручной? Работать с текстом учебника. | Мануфактуры, заводы, фабрики. Железные дороги: Строительство железных дорог, фабрик, заводов. | Л: формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. П: умение составлять рассказ по воображаемой ситуации. К: использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. Р: моделировать и оценивать различные ситуации поведения. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | |
60 | Что создавалось трудом рабочего | Рассматривать и описывать различные полезные ископаемые. Выполнять задания в рабочей тетради. «Минутка для любознательных». | Мануфактуры, заводы, фабрики. Железные дороги: Строительство железных дорог, фабрик, заводов. | Л: формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. П: умение составлять рассказ по воображаемой ситуации. К: использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. Р: моделировать и оценивать различные ситуации поведения. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | |
61 | Что создавалось трудом рабочего | Работать с текстом учебника. Работать с картой. Выполнять словарную работу. Понимать значение железных дорог для развития страны. Называть «День рождения» железнодорожного транспорта в России. | Мануфактуры, заводы, фабрики. Железные дороги: Строительство железных дорог, фабрик, заводов. | Л: формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. П: умение составлять рассказ по воображаемой ситуации. К: использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. Р: моделировать и оценивать различные ситуации поведения. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | |
62 | Открытия, которые совершил человек в XIX - XX веках | Обсуждать проблему: почему одними из первых изобретений человека были гончарный круг, колесо, оружие, орудия труда? Работать с текстами и иллюстрациями учебника. Работать с рубрикой «Картинная галерея». | Научные открытия: создание парохода, автомобиля, самолёта, аэростата, космического корабля. | Л: формирование адекватной и позитивной самооценки. Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. П: поиск и выделение нужной информации. Формирование универсального логического действия-синтеза (составление из частей целого, самостоятельно достраивая детали). К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Р: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | |
63 | Открытия, которые совершил человек в XIX - XX веках | Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Дидактическая игра «Узнай автомобиль». Рассказывать о современных автомобилях. Организовать выставку рисунков «Автомобили будущего». | Научные открытия: создание парохода, автомобиля, самолёта, аэростата, космического корабля. | Л: формирование адекватной и позитивной самооценки. Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. П: поиск и выделение нужной информации. Формирование универсального логического действия-синтеза (составление из частей целого, самостоятельно достраивая детали). К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Р: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | |
64 | Что создавалось трудом рабочего. Контрольная работа №4 | Выполнять задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным темам. | Мануфактуры, заводы, фабрики. Железные дороги: Строительство железных дорог, фабрик, заводов. | Л: формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. П: умение составлять рассказ по воображаемой ситуации. К: использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. Р: моделировать и оценивать различные ситуации поведения. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Контрольная работа | Интерактивные технологии. | | |
65 | Открытия, которые совершил человек в XIX - XX веках | Слушать рассказ учителя «Рождение самолётостроения в России». Работать с иллюстрациями учебника. Обсуждать проблемную ситуацию (на основе репродукции картины А.А. Дейнеки «Никитка - первый русский летун»). | Научные открытия: создание парохода, автомобиля, самолёта, аэростата, космического корабля. | Л: формирование адекватной и позитивной самооценки. Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. П: поиск и выделение нужной информации. Формирование универсального логического действия-синтеза (составление из частей целого, самостоятельно достраивая детали). К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Р: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | |
66 | Открытия, которые совершил человек в XIX - XX веках | Работать с рубрикой «Жил на свете человек». Работать с иллюстрациями учебника. | Научные открытия: создание парохода, автомобиля, самолёта, аэростата, космического корабля. | Л: формирование адекватной и позитивной самооценки. Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. П: поиск и выделение нужной информации. Формирование универсального логического действия-синтеза (составление из частей целого, самостоятельно достраивая детали). К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Р: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | |
67 | Повторение. Наша Родина: от Руси до России | Работать с текстом учебника. Строить схему (ленту времени). Находить информацию о республиках, входивших в состав СССР. | Древняя Русь. Древнерусское государство. Первые русские князья. Московская Русь. Российская империя. Советская Россия. СССР. Российская Федерация. Названия русского государства в разные исторические времена | Л: формирование адекватной и позитивной самооценки. Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. П: поиск и выделение нужной информации. Формирование универсального логического действия-синтеза (составление из частей целого, самостоятельно достраивая детали). К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Р: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | |
68 | Повторение. Как люди жили в старину | Работать с рубрикой «Выскажем предположения». Составлять словесный портрет славянина. Работать с рубрикой «Картинная галерея». Играть в ролевую игру «Фотоателье». | Портрет славянина в разные исторические времена. Быт, труд, праздники славянина и россиянина. Предметы старины | Л: формирование адекватной и позитивной самооценки. Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. П: поиск и выделение нужной информации. Формирование универсального логического действия-синтеза (составление из частей целого, самостоятельно достраивая детали). К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Р: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | Комбинированный | Интерактивные, игровые технологии. | | |
Объектом оценки предметных результатов служит способность младших школьников решать учебно-познавательные и
учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения выполняемых обучающимися действий с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.
Оценка метапредметных результатов проводится в ходе итоговых проверочных работ по окружающему миру и в ходе комплексной
работы на межпредметной основе. В этом случае выносится оценка сформированности большинства познавательных учебных действий и
навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности некоторых коммуникативных и регулятивных действий.
В ходе текущей, тематической, промежуточной проверки опосредованно оценивается уровень сформированности такого умения, как
«взаимодействие с партнером»: ориентация на партнера, умение слушать и слышать собеседника, стремление учитывать и координировать
различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.
В третьем классе осуществляются все виды контроля: текущий, тематический, итоговый.
Основная цель текущего опроса – проверить, как идет процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы,
общественных явлений (умения наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства и т.п.).
Тематический контроль является способом формирующего оценивания освоения программы учеником.
Итоговый контроль представляет собой оценку результатов обучения за достаточно большой промежуток времени.
Опрос проводится в устной и письменной форме. Устный опрос – это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом (фронтальный опрос). Письменный опрос это самостоятельные и контрольные работы.
На проведение самостоятельной работы требуется 10-15 минут. Цель ее – проверить, как идет формирование знаний и умений по той теме курса, изучение которой еще не закончено. На уроках окружающего мира проводятся короткие (5-10 минут) опросы с целью уточнения и закрепления знаний. Эти работы могут носить обучающий характер и не оцениваться отметкой в случае плохого выполнения.
Контрольная работа используется при фронтальной текущей или итоговой проверке усвоения учащимися знаний и умений по достаточно крупной теме курса, изучение которой закончено. Самостоятельные и контрольные работы могут быть представлены в форме текстовых, графических заданий, работы с картой и т.п. Своеобразной формой контроля являются различные соревновательные игры, вопросы для которых могут подбирать и сами учащиеся, опираясь на полученные знания.
Оценочная деятельность учителя, который организует обучение по УМК «Начальная школа XXI века», облегчается тем, что в программе определены знания и умения, которые должны усвоить школьники к концу третьего года обучения. Выделено три типа заданий, которые дети должны выполнять: «называть (приводить примеры)», «различать (соотносить)», «решать задачи в учебных и бытовых ситуациях».
Задания первого типа проверяют качество восприятия и память ученика – как он умеет воспринимать и воспроизводить изученные факты, явления, события окружающего мира; владеет ли адекватным использованием терминов, предпонятий, понятий.
Второй тип заданий позволяет установить, может ли учащийся проводить элементарное сравнение, анализ полученных сведений (о природе, обществе, культуре, из истории), объяснять некоторые зависимости и закономерности явлений природы (похожи – непохожи; одинаковые – разные; существенное – несущественное).
Третий этап заданий помогает установить, сформировалось ли у ученика умение применять знания, полученные в процессе изучения окружающего мира, в различных ситуациях – как учебных, так и бытовых.
Значительная часть заданий представлена в рабочих тетрадях. Задания носят дифференцированный характер и могут использоваться для контроля успешности усвоения материала детьми разного уровня обученности. При этом в начале работы учитель обязательно информирует учащихся: «Все должны выполнять задания 4, 5 и 6. Выполнение дополнительных заданий 7 и 8 оценивается отдельно». Если попытка решить дополнительные задачи неудачна, за учеником остается право отказаться от второй отметки.
Главное в оценивании заключается в том, что, используя различные виды и формы контроля, педагог не только констатирует уровень успешности ученика в усвоении предмета «Окружающий мир», но и учит школьника самостоятельно оценивать результаты своего учебного труда.
Знания и умения учащихся по предмету «Окружающий мир» оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений и практических работ.
Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но допущены отдельные неточности в изложении фактического материала, в выполнении отдельных практических заданий. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений, затрудняется в установлении связей между объектами и явлениями природы, допускает серьезные неточности в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.
Оценка может выставляться как за весь тест, так и отдельно за каждую его часть. Выполненная работа оценивается отметками «зачет» или «незачет». Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку («зачет»), если он дал не менее 75% правильных ответов.