Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4
п. Песковка Омутнинского района Кировской области
Утверждаю, директор ОУ
___________А.С.Братчиков
Приказ № 60
От «30» августа 20123года
Рабочая программа
учебного курса «Искусство» (музыка)
УМК «Школа России»
для 3классаVIIвида
Автор - составитель
Кладова Л. М.
Учитель начальных классов
МКОУ СОШ №4 п. Песковка
1 квалификационной категории
п. Песковка
2013год
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Музыка» составлена для 3 коррекционного класса VII вида в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утверждён приказом Минобрнауки от 17 декабря 2010 г. №1897). На основе Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требований к результатам освоения ООП НОО; программы формирования универсальных учебных действий. Рабочая программа разработана в рамках УМК «Школа России». При составлении рабочей программы использовались примерная программа по отдельным учебным предметам(2011г.) и авторская программа Г.П.Сергеевой, Е.А. Критской «Музыка» УМК «Школа России» сборник рабочих программ Москва «Просвещение» (2011г.). Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.
Для достижения результата используется современный УМК «Школа России» издательства «Просвещение», включающий учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям стандарта.
Все учебные и методические пособия для изучения курса «Музыка» рекомендованы Министерством Образования и науки РФ
Рабочая программа предмета «Музыка» направлена на оказание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей и задач:
Цель изучаемого курса:
Задачи музыкального образования:
воспитание интереса, эмоционально - ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всём многообразии его форм и жанров;
воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, музыкально - пластическом движении и импровизации.
В рабочей программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Раздел II. Общая характеристика учебного предмета
Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проведения и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно – временную природу музыки, ее жанрово – стилистические особенности. При этом, занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально - ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются:
групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слушания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слушания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются
групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.
Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицирования, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), “разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради.
В качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение жанров песни, танца и марша; анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания; тестирование, разработанное автором.
Раздел III. Место курса «Музыка» в учебном плане
Программа составлена в соответствии с базисным учебным планом и рассчитана на 34часа(1час в неделю)
Раздел IV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Музыка»
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Основной задачей предмета «Музыка» является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности. Известно, что эстетическое означает «чувственное». Отсюда распространенное мнение, что на уроках надо говорить о чувствах и настроениях, которые возникают в результате контакта с искусством.
Любое чувство – это результат, реакция человека на какие-либо события или явления жизни, его эмоциональная оценка, следствие сознательных и подсознательных мыслительных процессов человека. Следовательно, общаясь с искусством, нужно думать, оценивать, анализировать и обсуждать, не само чувство, а причины породившие его. В результате содержанием музыкального произведения окажутся не только чувства, а общечеловеческие ценности духовного порядка, выраженные в чувствах.
Таким образом, ученик познает музыкальное произведение как воплощение морально-нравственных понятий, что ведет к глубокому осмыслению музыки и духовному росту ученика.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Раздел V. Планируемые результаты курса
В результате изучения курса «Музыка» в 3 классе будут достигнуты определённые результаты
Личностные:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально - ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т.д.).
Предметные результаты:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому- либо виду) музыкально - творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений.
Раздел VI.Содержание программы предмета «Музыка»
I четверть :( 9 уроков):
«Россия - Родина моя» - 5 ч.
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Песенность русской музыки. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Звучащие картины. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка различных произведений.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Урок 1. Мелодия – душа музыки.
Урок 2. Природа и музыка.
Урок 3. Виват, Россия! (кант). Наша слава - русская держава.
Урок 4. Кантата «Александр Невский».
Урок 5. Опера «Иван Сусанин».
«День, полный событий» - 4 ч.
Жизненно-музыкальные впечатления ребенка с утра до вечера. Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э. Григ).
Сценическое воплощение отдельных сочинений программного характера. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Урок 6. Утро.
Урок 7. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.
Урок 8. «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.
Урок 9. Обобщающий урок 1 четверти.
II четверть :( 7 уроков):
«О России петь – что стремиться в храм» - 4ч.
Древнейшая песнь материнства. Образы Богородицы (Девы Марии) в музыке, поэзии, изобразительном искусстве, икона Владимирской Богоматери – величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим), Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской – княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение, сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Урок 10. Радуйся Мария! Богородице Дева, радуйся!
Урок 11. Древнейшая песнь материнства, нрк. Образ матери у уральцев.
Урок 12. Вербное Воскресение. Вербочки. нрк. Уральские праздники.
Урок 13. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3ч.
Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель), народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра. Звучащие картины.
Сценическое воплощение отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Урок 14. Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе.
Урок 15. Певцы русской старины. Лель.
Урок 16.Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Обобщающий урок.
III четверть (10 уроков):
«В музыкальном театре» - 6 ч.
Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений школьников об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах (М. Глинка, К.-В. Глюк, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский). Мюзикл — жанр легкой музыки (Р. Роджерс, А. Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.
Сценическое воплощение учащимися отдельных фрагментов музыкальных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Урок 17. Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлаф.
Урок 18. Опера «Орфей и Эвридика».
Урок 19. Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы.
Урок 20. «Океан – море синее».
Урок 21. Балет «Спящая красавица».
Урок 22. В современных ритмах (мюзикл).
«В концертном зале» - 7ч.
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка, их выразительные возможности (И.-С. Бах, К.-В. Глюк, Н. Паганини, П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Звучащие картины. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Урок 23. Музыкальное состязание (концерт).
Урок 24. Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.
Урок 25. Музыкальные инструменты (скрипка).
Урок 26. Обобщающий урок 3 четверти.
IV четверть :( 8 уроков):
Урок 27. Сюита «Пер Гюнт».
Урок 28. «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал.
Урок 29. Мир Бетховена.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 5ч.
Музыка — источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации.
Джаз — искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения в джазовой музыке. Импровизация как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители. Мир музыки С. Прокофьева. П. Чайковский и Э. Григ — певцы родной природы. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Урок 30. Чудо музыка. Острый ритм – джаза звуки.
Урок 31. Мир Прокофьева.
Урок 32. Певцы родной природы. Образ природы в творчестве уральских композиторов.
Урок 33. Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет.
Урок 34. Обобщающий урок.
1-я четверть – «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость»
Темы: Открываем для себя новые качества музыки. Мелодичность – значит песенность? Танцевальность бывает не только в танцах. Где слышится маршевость? Встречи с песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыкой.
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: осознание песенности, танцевальности, маршевости как важных, содержательно значимых качеств музыки.
Песенные мелодии и песенные образы. Песенность в вокальной и инструментальной музыке. Вокализ. Танцевальные песни, отражение танцевальности в вокальной и инструментальной музыке. Песни маршевого характера. Маршевость в произведениях отечественных и зарубежных композиторов. Содержательные особенности песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыки.
Характеристика деятельности обучающихся:
- Различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке.
- Анализировать жанрово-стилевые особенности музыкальных произведений и сравнивать их специфические особенности.
- Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.).
- Узнавать и определять различные составы оркестров (симфонический, духовой, народных инструментов).
- Создавать музыкальные композиции в различных видах исполнительской деятельности
2-я четверть – «Интонация»
Темы: Сравниваем разговорную и музыкальную речь. Зерно-интонация в музыке. Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации?
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: осознание музыки как звучащего, интонационно осмысленного вида искусства.
Сопоставление разговорной и музыкальной речи. Общие черты: понижение и повышение интонации, усиление и ослабление звучания, акценты и паузы, знаки препинания, фразы, устремление к кульминации. Различия: возможность точной записи по высоте и по длительности музыкальной речи; отсутствие этого в разговорной речи, введение условных знаков для обозначения высоты интонации и длительности ее звучания. Мелодия – интонационно осмысленное музыкальное построение. Интонационная вырази-тельность исполнения: точное и сознательное выполнение пауз, выделение наиболее важных слов и слогов во фразе, наиболее важных звуков в мелодии, движение к кульминации, деление на фразы и пр. Зерно-интонация как отражение «зародыша» всех элементов музыкальной речи. Выразительные и изобразительные интонации, их неразрывное единство. Интонация – основа музыки
Характеристика деятельности обучающихся:
- Импровизировать на заданную и свободную темы.
- Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства.
- Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.
- Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
- Осознавать жизненную основу музыкальных интонаций.
- Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.
- Исполнять и инсценировать совместно с одноклассниками песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.
- Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись.
3-я четверть – «Развитие музыки»
Темы: Почему развивается музыка? Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке? Что такое исполнительское развитие? Развитие, заложенное в самой музыке. Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и волк».
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: осознание движения как постоянного состояния музыки, которая развивается во времени.
Интонационное развитие музыки как отражение постоянных изменений в окружающей жизни, в чувствах, настроении, мыслях человека. Средства музыкальной выразительности и их роль в развитии музыки. Исполнительское развитие, характерное в основном для куплетной формы. Развитие, заложенное в самой музыке – динамическое, ладовое, темповое, тембровое, фактурное
Характеристика деятельности обучающихся:
- Распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи, ее смысл.
- Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.
- Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров.
- Распознавать и объяснять разные виды развития музыкальных произведений.
- Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
- Воплощать в исполнении (в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении) эмоциональное восприятие различных музыкальных образов и их развитие
4-я четверть – «Построение (формы) музыки»
Темы: Почему музыкальные произведения бывают одночастными? Когда музыкальные произведения имеют две или три части? Рондо – интересная музыкальная форма. Как строятся вариации? О важнейших средствах построения музыки.
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: осознание музыкальной формы как структуры, композиционного строения музыкального произведения.
Организация музыкального произведения. Деление на большие и маленькие части с помощью различных элементов музыкальной речи (пауза, цезура, фермата, долгий звук, движение мелодии вверх или вниз, тоника и пр.). Структурные элементы музыкального произведения: мотив, фраза, предложение, период. Содержательно-образные основы построения музыки. Зависимость смены частей в произведениях от изменения характера музыки. Одночастная, двухчастная, трехчастная формы музыки. Форма рондо и форма вариаций. Повтор и контраст как важнейшие средства построения музыки.
Характеристика деятельности обучающихся:
- Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения в процессе коллективного музицирования.
- Выражать собственные чувства и эмоции как отклик на услышанное музыкальное произведение.
- Перечислять простые музыкальные формы.
- Распознавать художественный замысел различных форм (построений) музыки (одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.).
- Сравнивать музыкальные формы по принципу сходства и различия.
- Исследовать и определять форму построения музыкального произведения.
- Сольмизировать и сольфеджировать мелодии.
- Участвовать в хоровом исполнении гимна Российской Федерации
Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главные из которых:
слушание музыки и размышление о ней;
пение;
инструментальное музицирование;
музыкально-пластическое движение;
драматизация музыкальных произведений.
Узловой темой 3-го года обучения является тема «Интонация». Она рассматривается в двух музыковедческих смыслах: в широком смысле – как воплощение художественного образа в музыкальных звуках; в узком смысле – как мелодический оборот, наименьшая часть мелодии, имеющая выразительное значение.
К 3 классу обучающиеся уже осознали, что мелодия – «душа музыки», а мелодичность всегда связана прежде всего с песенностью, с пением, с интонацией человеческого голоса, с интонированием. Интонационная природа мелодии свидетельствует о песенном происхождении музыки, а сама мелодия связана с речевым и вокальным интонированием. Это позволяет воспринимать мелодию как интонационное содержание музыки.
Реализация принципа сходства и различия позволяет обучающимся сравнивать разговорную и музыкальную речь, рассматривать наличие в музыке зерна-интонации, постигать особенности и взаимосвязи выразительных и изобразительных интонаций.
Если музыка – «искусство интонируемого смысла», значит, она находится в постоянном движении. Музыковедческая проблема развития музыки освещается в 3 классе на основе принципов повтора и контраста. На том, что музыка располагает множеством элементов музыкальной речи, которые по аналогии с разговорной речью делят ее на предложения, эпизоды, периоды, части и пр. – пауза, цезура, фермата, долгий звук, движение мелодии вверх или вниз, тоника и т. д.
Данная проблема рассматривается с точки зрения исполнительского развития и развития, заключенного в самой музыке. Опираясь на понимание «зерна-интонации», обучающиеся могут проследить за развитием мелодии, заложенном в произведении. Например, с помощью симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк». Герои сказки, с темами которых школьники познакомились во 2 классе, вступают во взаимодействие. Знакомые интонации видоизменяются, развиваются, поскольку на протяжении всей сказки с героями происходят разные события.
Развитие музыки непременно требует особой ее организации, оформления, формы. Это следующая узловая музыковедческая проблема, которая нашла свое отражение в содержании программы 3 класса в смысле конструкции музыкальных произведений. Построение (формы) музыки представлены в программе одночастными, двухчастными и трехчастными произведениями; музыкой, написанной в форме рондо и вариаций. При этом в качестве важнейших средств построения музыки рассматриваются простое и измененное (варьированное) повторение и контраст.
Все эти музыковедческие проблемы раскрываются перед обучающимися в простой и доступной форме – с помощью включенных в программу музыкальных произведений для разных видов музыкально-творческой деятельности. Так, программа содержит произведения отечественных и зарубежных композиторов-классиков: А. Аренского, А. Алябьева, М.И. Глинки, А. Лядова, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина,
П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, И. Стравинского, Р. Щедрина, И.С. Баха, Людвига ван Бетховена, В.А. Моцарта, К. Дебюсси, Ж. Бизе, Э. Грига, Ф. Шопена, Ф. Шуберта. А также народные песни и песни композиторов: А. Александрова, А. Аренского, И. Арсеева, С. Баневича, С. Бодренкова, Р. Бойко, Я. Дубравина, И. Дунаевского, Д. Кабалевского, М.М. Калининой, В. Калинни-кова, Е. Крылатова, Н. Метлова, М. Минкова, Славкина, С. Соснина, Г. Струве, Л. Хафизовой.
Содержание музыкального материала
Раздел 1. Россия — Родина моя (5 ч)
Главная мелодия 2-й части. Из Симфонии № 4. П. Чайковский.
Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.
Благословляю вас, леса. П. Чайковский, слова А. Толстого.
Звонче жаворонка пенье. Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого.
Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
Радуйся, Росско земле; Орле Российский. Виватные канты. Неизвестные авторы XVIII в.
Славны были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные песни.
Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев.
Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.
Раздел 2. День, полный событий (4 ч)
Колыбельная. П. Чайковский, слова А. Майкова.
Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
Заход солнца. Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свириденко.
Вечерняя песня. М. Мусоргский, слова А. Плещеева.
Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто.
Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.
Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев.
С няней; С куклой. Из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского.
Прогулка. Тюильрийский сад. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский.
Раздел 3. О России петь — что стремиться в храм (4 ч)
Богородице Дево, радуйся. № 6. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.
Тропарь иконе Владимирской Божией Матери.
Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева.
Прелюдия № 1 до мажор. Из I тома «Хорошо темперированного клавира». И.-С. Бах.
Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.
Осанна. Хор из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Л. Уэббер.
Вербочки. А. Гречанинов, стихи А. Блока.
Вербочки. Р. Глиэр, стихи А. Блока.
Величание князю Владимиру и княгине Ольге.
Баллада о князе Владимире. Слова А. Толстого.
Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 ч)
Былина о Добрыне Никитиче, обраб. Н. Римского-Корсакова.
Садко и Морской царь. Русская былина (Печорская старина).
Песни Бояна. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.
Песни Садко, хор Высота ли, высота. Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.
Третья песня Леля; Проводы Масленицы, хор. Из пролога оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
Веснянки, русские и украинские народные песни.
Раздел 5. В музыкальном театре (6 ч)
Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.
Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.
Снегурочка. Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.
Океан-море синее. Вступление к опере «Садко». Н. Римский-Корсаков.
Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.
Звуки музыки. Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной.
Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина.
Раздел 6. В концертном зале (7 ч)
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть (фрагмент). ГГ Чайковский.
Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.
Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.
Мелодия для скрипки и фортепиано. П. Чайковский.
Каприс № 24 для скрипки соло. Н. Паганини.
Пер Гюнт. Сюита № 1 (фрагменты); Сюита № 2 (фрагменты). Э. Григ.
Симфония № 3 («Героическая») (фрагменты). Л. Бетховен.
Соната № 14 («Лунная») (фрагменты). 1-я часть. Л. Бетховен.
Контрданс; К Элизе; Весело. Грустно. Л. Бетховен.
Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Райского.
Волшебный смычок, норвежская народная песня.
Скрипка. Р. Бойко, слова И. Михайлова.
Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (5 ч)
Мелодия для скрипки и фортепиано. П. Чайковский.
Утро. Из сюиты «Пер Гюнт», Э. Григ.
Шествие солнцаС. Прокофьев.
Весна; Осень; Тройка. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
Снег идет. Из «Маленькой кантаты». Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака.
Запевка. Г. Свиридов, стихи И. Северянина.
Слава солнцу, слава миру! Канон. В.-А. Моцарт.
Симфония № 40. Финал. В.-А. Моцарт.
Симфония № 9. Финал. Л. Бетховен.
Мы дружим с музыкой. И. Гайдн, русский текст П. Синявского.
Чудо-музыка. Д. Кабалевский, слова 3. Александровой.
Всюду музыка живет. Я. Дубравин, слова В. Суслова.
Музыканты, немецкая народная песня.
Камертон, норвежская народная песня.
Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.
Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу
«Музыка» к концу третьего года обучения
Требования заключаются:
в наличии интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в музыкально-творческом самовыражении (пение в хоре, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, участие в импровизации, участие в музыкально-драматических спектаклях);
в умении высказывать свои размышления о музыке (определять её характер, основные интонации- вопрос, восклицание, жалость, радость, устанавливать простейшие взаимосвязи с жизненными образами, жизненными проявлениями);
в узнавании некоторых музыкальных произведений, изученных в 3-м классе (не менее трёх);
в знании имён выдающихся отечественных и зарубежных композиторов (П. Чайковский, В.А. Моцарт, Н. Римский-Корсаков, М. Глинка, А. Бородин, С. Прокофьев);
в знании музыкальных инструментов;
в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а также несложные элементы двухголосия-подголоски)
Раздел VII.Планируемые результаты курса
Личностные универсальные действия
у обучающегося будут сформированы
- эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания;
- позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности;
- образ Родины, представление о её богатой истории, героях-защитниках, о культурном наследии России;
- устойчивое положительное отношение к урокам музыки; интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни;
- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье, первоначальные представления о досуге.
обучающийся получит возможность для формирования
- познавательного интереса к музыкальным занятиям, позиции активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений;
- нравственных чувств (любовь к Родине, интерес к музыкальной культуре других народов);
- нравственно-эстетических чувств, понимания и сочувствия к переживаниям персонажей музыкальных произведений;
- понимания связи между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора;
- представление о музыкальных занятиях как способе эмоциональной разгрузки.
Регулятивные универсальные учебные действия
обучающийся научится
- принимать и сохранять учебную, в т.ч. музыкально-исполнительскую, задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;
- выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров;
- осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.
обучающийся получит возможность научиться
- понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т.ч. проектных и творческих;
- выполнять действия (в устной, письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный в учебнике ориентир;
- воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых.
Познавательные универсальные учебные действия
обучающийся научится
- осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;
- самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;
- передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;
- использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;
- выбирать способы решения исполнительской задачи;
- соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;
- соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями;
- исполнять попевки, ориентируясь на запись ручными знаками и нотный текст.
обучающийся получит возможность научиться
- осуществлять поиск нужной информации в словарике и дополнительных источниках, включая контролируемое пространство Интернета;
- соотносить различные произведения по настроению и форме;
- строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки;
- пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольмизации;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
- обобщать учебный материал;
- устанавливать аналогии;
- сравнивать средства художественной выразительности в музыке и других видах искусства (литература, живопись);
- представлять информацию в виде сообщения (презентация проектов).
Коммуникативные универсальные учебные действия
обучающийся научится
- выражать своё мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства (монолог, диалог, письменно);
- выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;
- понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;
- проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;
- контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;
- понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;
- понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
- принимать мнение, отличное от своей точки зрения;
- стремиться к пониманию позиции другого человека.
обучающийся получит возможность научиться
- выражать своё мнение о музыке, используя разные средства коммуникации (в т.ч. средства ИКТ);
- понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;
- контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы, включая совместную работу в проектной деятельности;
- продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во внеурочной деятельности;
- формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для регуляции своего действия и действия партнёра;
- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- проявлять творческую инициативу в коллективной музыкально-творческой деятельности.
Предметные результаты
обучающийся научится
- воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты опер, балетов, кантат, симфоний;
- различать русскую музыку и музыку других народов; сопоставлять произведения профессиональной и народной музыки;
- понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в русских народных песнях и в музыке крупных жанров: опере и кантате;
- эмоционально выражать своё отношение к музыкальным произведения;
- ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора;
- понимать возможность музыки, передавать чувства и мысли человека;
- передавать в музыкально-творческой деятельности художественно-образное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов и народного творчества.
обучающийся получит возможность научиться
- соотносить исполнение музыки с собственными жизненными впечатлениями и осуществлять свой исполнительский замысел, предлагая исполнительский план песни и т.д.;
- осуществлять (в рамках решения проектных задач) поиск необходимой информации, а т.ч. с использованием ИКТ;
-владеть первоначальными навыками самоорганизации и самооценки культурного досуга.
Основные закономерности музыкального искусства
обучающийся научится
- слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, различать произведения разных жанров;
- наблюдать за развитием музыкальных образов, тем, интонаций, воспринимать различие в формах построения музыки;
-участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов, выражая свое мнение в общении со сверстниками;
- узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов; применять полученные знания в исполнительской деятельности;
- узнавать народные мелодии в творчестве композиторов; звучание музыкальных инструментов и певческих голосов.
обучающийся получит возможность научиться
- проявлять творческую инициативу в реализации собственных замыслов в процессе пения, игры на детских элементарных музыкальных инструментах, движения под музыку;
- импровизировать мелодии на отдельные фразы и законченные фрагменты стихотворного текста в характере песни, танца и марша;
- пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольмизации;
- находить в музыкальном тексте особенности формы, изложения;
- различать звучание музыкальных инструментов (включая тембр арфы, виолончели, челесты);
- выразительно исполнять попевки и песни с соблюдением основных правил пения, в т.ч. с дирижированием (на 2/4, ¾, 4/4, 3/8, 6/8);
- петь темы из отдельных прослушиваемых музыкальных произведений; исполнять песни в одноголосном и двухголосном изложении;
- различать мелодию и аккомпанемент; передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений;
- сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов;
- различать язык музыки разных стран мира.
обучающийся получит возможность овладеть
- представлениями о композиторском и исполнительском творчестве;
- музыкальными понятиями: мажорная и минорная гаммы, ферматы, паузы различных длительностей, диез, бемоль, ария, канон и
др.;
- сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении;
- узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов;
- приводить примеры известных музыкальных жанров, форм;
- собирать музыкальные коллекции, принимать участие в проведении культурных мероприятий в классе, представлять результаты проектной деятельности.
Раздел VIII. Материально – техническое обеспечение
Основная литература для учителя:
ФГОС НОО (Москва «Просвещение»,2010г.).
Концепции и программ для начальных классов УМК «Школа России», Москва «Просвещение»(2007г.)
Основной образовательной программы начального общего образования,
Сборника рабочих программ УМК «Школа России»(Москва «Просвещение»,(2011г)
Авторской программы «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е.А. Критской УМК «Школа России», Москва «Просвещение» (2011г.)
Учебник «Музыка 3 класс», М., Просвещение, 2013г.
«Рабочая тетрадь по музыке 3 класс» М., «Просвещение» (2013г.)
Дополнительная литература и пособия
«Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2011г.
«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 2 класс», М., Просвещение, 2005г.
Е.Д.Критская «Музыка 3 класс»1 СD, mp 3, Фонохрестоматия, М., Просвещение, 2013 г.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
15. CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс»
Список научно-методической литературы.
«Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
«Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
«Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г..
«Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.
«Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
«Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
«Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 – 2009г.
«Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
«Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.
Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.
Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
Максимова Т.С. «Поурочные планы. Музыка 3класс», Волгоград, Учитель, 2004г
Изместьева Ю.Д. «Поурочные планы. Музыка 3 класс»/3 части/, Волгоград, Корифей, 2003г.
Улашенко Н.Б. «. «Поурочные планы. Музыка 3 класс», Волгоград, Корифей, 2005г
Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.
Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
Песенные сборники.
Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.
Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с
Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.
Раздел IX. Календарно – тематическое приложение к рабочей программе
1-я четверть – «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость»- 9 часов
№ урока | Дата проведения
план факт | Тема урока | Элементы содержания | Формирование УУД |
личностные | познавательные | коммуникативные |
1 | | | «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость» | осознание песенности, танцевальности, маршевости как важных, содержательно значимых качеств музыки. Песенные мелодии и песенные образы. Песенность в вокальной и инструментальной музыке. Вокализ. Танцевальные песни, отражение танцевальности в вокальной и инструментальной музыке. Песни маршевого характера. Маршевость в произведениях отечественных и зарубежных композиторов. Содержательные особенности песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыки. | Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, пластические движения и пр.).
| Различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке. Анализировать жанрово-стилевые особенности музыкальных произведений и сравнивать их специфические особенности. Узнавать и определять различные составы оркестров (симфони-ческий, духовой, народных инструментов).
| Создавать музыкальные образы в разных видах коллективной исполнительской деятельности. |
2 | | | Открываем для себя новые качества музыки. |
3 | | | Мелодичность – значит песенность? |
4 | | | Танцевальность бывает не только в танцах.
|
5 | | | Где слышится маршевость? |
6 | | | Что значит танцевальность, песенность, маршевость? |
7 | | | Встречи с песенно-танцевальной музыкой. |
8 | | | Встречи с песенно-маршевой музыкой. |
9 | | | Обобщение темы четверти «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость».
|
2-я четверть – «Интонация» (7 ч) |
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Элементы содержания | Формирование УУД |
Формирование личностных УУД | Формирование познавательных УУД | Формирование коммуникативных УУД |
1 | | | «Интонация»
| осознание музыки как звучащего, интонационно осмысленного вида искусства. Сопоставление разговорной и музыкальной речи. Мелодия – интонационно осмысленное музыкальное построение. Интонационная вырази-тельность исполнения: точное и сознательное выполнение пауз, выделение наиболее важных слов и слогов во фразе, наиболее важных звуков в мелодии, движение к кульминации, деление на фразы и пр. Зерно-интонация как отражение «зародыша» всех элементов музыкальной речи. Выразительные и изобразительные интонации, их неразрывное единство. | Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии. Импровизировать на заданную и свободную тему. | Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Осознавать жизненную основу музыкальных интонаций.
| Исполнять, инсценировать совместно с одноклассниками песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров. |
2 | | | Сравниваем разговорную и музыкальную речь.
|
3 | | | Зерно-интонация в музыке.
|
4 | | | Выразительные интонации.
|
5 | | | Изобразительные интонации.
|
6 | | | Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации?
|
7 | | | Обобщение темы четверти «Интонация» |
| |
3-я четверть – «Развитие музыки» - 10 часов
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Элементы содержания | Формирование УУД |
Формирование личностных УУД | Формирование познавательных УУД | Формирование коммуникативных УУД |
1 | | | «Развитие музыки» | осознание движения как постоянного состояния музыки, которая развивается во времени. Интонационное развитие музыки как отражение постоянных изменений в окружающей жизни, в чувствах, настроении, мыслях человека. Средства музыкальной выразительности и их роль в развитии музыки. Исполнительское развитие, характерное в основном для куплетной формы. Развитие, заложенное в самой музыке – динамическое, ладовое, темповое, тембровое, фактурное.
| Проявлять интерес к процессу и результатам музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Воплощать в исполнении (в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении) эмоциональное восприятие различных музыкальных образов и их развитие.
| Распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи, ее смысл.
Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров.
Распознавать и объяснять разные виды развития музыкальных произведений.
| Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
|
2 | | | Почему развивается музыка? |
3 | | | Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке? |
4 | | | Что такое исполнительское развитие? |
5 | | | Виды развития музыки: повтор и контраст. |
6 | | | Развитие, заложенное в самой музыке.
|
7 | | | Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и волк». | |
| |
8 | | | Тембровое развитие в музыкальной сказке «Петя и волк». |
9 | | | Музыкальные инструменты в музыкальной сказке «Петя и волк». |
10 | | | Обобщение темы четверти «Интонация». |
4 четверть «Построение (формы) музыки» |
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Элементы содержания | Формирование УУД |
Формирование личностных УУД | Формирование познавательных УУД | Формирование коммуникативных УУД |
1 | | | «Построение (формы) музыки» | осознание музыкальной формы как структуры, композиционного строения музыкального произведения. Организация музыкального произведения. Деление на большие и маленькие части с помощью различных элементов музыкальной речи (пауза, цезура, фермата, долгий звук, движение мелодии вверх или вниз, тоника и пр.). Зависимость смены частей в произведениях от изменения характера музыки. Одночастная, двухчастная, трехчастная формы музыки. Форма рондо и форма вариаций. Повтор и контраст как важнейшие средства построения музыки. | Выражать собственные чувства и эмоции как отклик на услышанное музыкальное произведение.
| Перечислять простые музыкальные формы. Распознавать художественный замысел различных форм (построений) музыки (одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.).
Исследовать и определять форму (построения) музыкального произведения. Сравнивать музыкальные формы по принципу сходства и различия.
| Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения в процессе коллективного музицирования.
|
2 | | | Почему музыкальные произведения бывают одночастными?
|
3 | | | Когда музыкальные произведения имеют две или три части? | | |
4 | | | Рондо – интересная музыкальная форма.
|
5 | | | Как строятся вариации? |
6 | | | О важнейших средствах построения музыки. |
7 | | | Куплетная музыкальная форма. |
8 | | | Обобщение тем четверти и года «Музыка – искусство интонируемого смысла». |
| |