Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к животным; интерес к предмету;
Результаты
Предметные: понятия: домашние животные, отличие механизмов от животных.
Метопредметные:
регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей;
коммуникативные:
адекватно использовать коммуникативные, речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
строить монологическое высказывание;
владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
познавательные
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения в устной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его свойствах;
обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
личностные
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»,
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы,
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи,
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата,
на понимание предложений и оценок учителей, товарищей,
чувство сопричастности и гордости за свою Родину, осознание ответственности человека за общее благополучие.
Оборудование:
картинки с изображением животных, мультимедиа презентация «Домашние животные», учебник, рабочая тетрадь, разрезные карточки с домашними животными, сигнальные карточки, смайлики, картинки: Дядя Фёдор, пёс Шарик, кот Матроскин, энциклопедия, игрушки (автомобиль, трактор, часы, замок), мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 1 класс.
Сценарий урока
І. Организационный момент.
Дети рассаживаются на 4 группы, выбраны капитаны.
Учитель. Рассказывайте со мной вместе.
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре.
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
ІІ. Актуализация знаний.
Рисунки домашних питомцев.
Рассказы учащихся о своём питомце.
Учитель. Какие домашние питомцы живут у вас дома? (ответы детей).
Расскажите о своих исследованиях, о домашних питомцах по плану.
На доске записан план и вопросы, помогающие детям в изложении своих рассказов:
План.
Название животного.
Как оно оказалось у вас дома?
Как зовут твоё животное?
Какого оно размера?
Как оно выглядит?
Чем питается?
ІІІ. Совместное открытие новых знаний.
Введение в тему урока.
Учитель. К нам в гости приехали дядя Фёдор, кот Матроскин и пёс Шарик. Давайте с ними познакомимся (показ картинок). Они приглашают вас посетить деревню Простоквашино, хотят познакомить с хозяйством. Ну что поедем?
Ученики. Да!
Учитель. Тогда рассаживайтесь поудобнее, мы отправляемся (показ презентации).В деревне Простоквашино нас встречают разные животные в каждом дворе. Кого же мы видим? Отгадайте загадки:
Вместо хвостика – крючок, Он и строгий, и красивый,
Вместо носа – пяточок. У него густая грива!
Пятачок дырявый, Он копытами «цок-цок».
А крючок вертлявый. – Покатай меня, дружок!
(Свинья) (Конь)
Сено день и ночь жуёт, По горам, по долам
Много молока даёт. Ходит шуба, да кафтан.
(Корова) (Овечка.)
Не птица, а с крыльями, Наша добрая подружка
Над цветком летает, Даст нам перьев на подушку,
Медок собирает. Даст яичек для блинов,
(Пчела.) Куличей и пирогов.
(Курица.)
Определение темы урока.
Учитель. Молодцы! Всех животных разгадали. А как одним словом можно назвать всех этих животных? (ответы детей) Как вы думаете какая тема сегоднешнего урока? Ч то мы узнаем на уроке?
Учитель. (Подводит итоги и формулирует тему урока) . Правильно ребята, сегодня мы познакомимся с домашними животными, узнаем какую помощь они оказывают человеку, где живут, чем питаются.
Словесное описание рисунка.
Учитель. Дядя Фёдор предлагает рассмотреть рисунок на с. 66 учебника. - Кто изображён на рисунке? (домашние животные) Чем заняты люди? (ответы детей). А для чего они это делают? (ответы детей)
Из молока получают творог, сметану, кефир и другие молочные продукты, некоторых забивают на мясо, из рогов умельцы делают украшения, рога и копыта идут на изготовление клея.
Итог: Домашние животные, действительно, наши … помощники. Все самые ценные, нужные организму продукты получаем от них.
А чтобы корова давала молоко, овца шерсть, курица яйцо домашним животным нужно хорошо питаться. Заботу о них взял на себя человек. Корове и овце люди заготавливают сено, овощи, силос (квашеная трава). Лошадям запасают впрок овёс, курице зерно. За здоровьем животных смотрят врачи – ветеринары.
Люди ухаживают за домашними животными, а животные оказывают помощь человеку: кормят, одевают, возят, охраняют.
Постановка и решение проблемного вопроса с. 66- 67 учебника: какие механизмы в сельском хозяйстве заменили животных, а что не может заменить ни одна машина?
Учитель: Кот Матроскин рассуждает о том, что люди придумали разные полезные механизмы, которые заменили труд домашних животных. Каких? Отгадайте загадки.
Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу.
-Кто это? (Петух). Какой механизм заменил петуха? (часы – будильник)
В поле помощник, большой он трудяга,
В пояс ему поклониться бы надо.
В поле крестьянину столько веков
Было нельзя обойтись без … (быков)
-Какой механизм заменил труд быков? ( трактор)
На мне ездят
И возят поклажу.
В пустыне безводной
Могу идти даже.
Сколько важности в походке!
По пустыне- сковородке,
По колючкам босиком
Кто идёт с горбом – мешком? (верблюд)
-Какой механизм заменили труд верблюдов, лошадей, оленей? (машины)
С хозяином дружит, дом сторожит,
Живёт под крылечком, хвост колечком. (Собака)
-Какой механизм заменил собаку? (замок). Но ни один замок, ни какая машина не заменит такого верного друга, как собака.
Сама пёстрая,
Ест зелёное,
Даёт белое. (Корова).
- Какой механизм может заменить корову? Ни одна машина не сможет дать молоко вместо коровы.
Вывод: машины – это хорошо, они облегчают труд человека, но всё таки люди не могут жить без своих помощников – домашних животных.
Выполнение задания «Выскажи своё мнение»
Учитель: А пёс Шарик рассудил спор лошади и мотоцикла, кто из них полезнее для человека. (Диалоги детей).
Мотоцикл: Я быстро довезу человека куда надо.
Лошадь: А меня активно используют в спорте на скачках.
Мотоцикл: я тоже участвую в соревнованиях – мотогонках.
Лошадь:А я помогаю восстанавливать здоровье человека, ведь конный спорт обладает лечебными свойствами при поражении позвоночника. А с тобой человек часто попадает в аварии и погибает. И ещё из конского молока изготавливают напиток – кумыс, который лечит болезни туберкулёз и дистрофию.
Мотоцикл: зато я хорош внешне и лёгок в управлении.
Лошадь:А с моим грациозным видом не сравнится не одна машина, я поднимаю настроение своими цирковыми трюками, у меня отличная память, я могу вспомнить дорогу, по которой проходил несколько лет назад. Если человек заблудится, то я его выведу к дому. У меня идеальный слух и тонкий нюх. У тебя таких свойств нет. Я- верный помощник человеку!
Учитель: так кто же полезнее для человека? (Ответы детей)
Физминутка.
Вышли уточки на луг
Кря- кря –кря.
Пролетел весёлый жук
Ж-Ж-Ж-
Гуси шеи выгибают
Га- га-га
Клювом перья расправляют
Да- да –да.
Ветер ветки раскачал.
Шарик громко зарычал:
Р-р-р!
Зашептал в траве камыш:
Ш-ш-ш!
И опять настала тишь:
Ш-ш –ш!
Давайте продолжим прогулку по деревне. Нам встречаются жилища домашних животных. Нужно определить кто где живёт? ( ученик выходит к доске и выполняет интерактивное анимированное задание, остальные смотрят и проверяют). А теперь ещё раз проговорим как вы запомнили жилища животных: корова в коровнике, овца – в овчарне, лошадь – в конюшне, курица – в курятник (птичник), собака – в конуре.
ІV. Самостоятельное применение знаний.
Индивидуальная работа. Выполнение задания 1 в тетради страница 63.
Учитель. Соедините подходящие пары рисунков – домашних животных с теми вещами и продуктами, которые они дают человеку.
Работа в парах. Игра «Покажу животное – назови его детёныша».
Учитель. Поиграйте между собой парами: девочки показывают картинку с изображением взрослого животного, а мальчики называют, его детёныша.
Учитель: Проверяем. Я показываю животное вы поднимаете руку и называете детёныша. ( Картинки вывешиваются на доску).
Работа в группах. Заполнить таблицу.
Название животного
Где содержат
Чем кормят
Польза для человека
Корова
Лошадь
Овца
Курица
У каждой группы домашнее животное. Вам нужно написать во второй колонке где содержат? В третьей чем кормят? И в четвёртой какую пользу приносят человеку?
Вам помогут слова для справок. Чья команда закончит, поднимет сигнальную карточку.
Выступление капитанов.
V. Рефлексия.
Какая была тема урока?
Что нового узнали?
Какое задание было самым трудным?
О каких домашних животных ещё хотели бы узнать?
Понравился вам урок? Какое у вас настроение, поднимите смайлики?