Просмотр содержимого документа
«"Моя первая экология"»
Заместитель директора по УМР
_______________ М.М.Щамхалова
«____» _______________2020 г.
Краснодарский край, муниципальное образование Белореченский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная № 18 имени А.Р.Лысенко станицы Рязанской
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(тип программы :комплексная)
«Моя первая экология»
(социальное направление)
Срок реализации 1 год
Возраст обучающихся 8-10 лет
0,5 часа в неделю (всего 17 чаов)
Учитель : УбоженкоЛ.А.
Программа разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы внеурочной деятельности «Путешествие в мир экологии» (автор В.А. Самкова
2020г
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Моя первая экология » разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования , программы внеурочной деятельности «Путешествие в мир экологии» (автор В.А. Самкова )
Задачи:
-развитие у младших школьников эколого-эстетического восприятия окружающего мира;
-формирование представлений об окружающем мире как целостной экологической системе;
-изучение народных традиций, отражающих отношение человека к природе; развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
-развитие представлений о различных способах (формах) познания природы (искусство, религия, наука);
-формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
-вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Место учебного курса в учебном плане
В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ-СОШ №18 ст.Рязанской на 2020-2021 уч. г. на кружок « Моя первая экология» отводится в неделю –0,5 час, в год 17 часов
Общая характеристика учебного курса
Объектом изучения курса являются разнообразные взаимосвязи в окружающем мире. В процессе познания природы как целостного реального окружения требуется его осмысленное расчленение на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших школьников. Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умений устанавливать причинно- следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, опыт, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.
Содержание курса строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение обучащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк,
водоем и т.п.).
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволяет решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера; уделять внимание ситуациям, где ребенок должен учится различать универсальные и утилитарные ценности; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным
принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природе и других сфер сознания: художественной, нравственной, практической.
Интегрированный, междисциплинарный характер курса несет в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция курса заключается в формировании у младших школьников потребности познания окружающего мира и своих связей с ним; экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь, гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эколого-эстетического восприятия, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер личности младшего школьника, способности к сочувствию, сопереживанию, состраданию.
Содержание учебного курса
Экология и экономика — две науки о доме( 2 ч.)
Условия существования живых организмов. Обмен веществом, энергией и информацией. Потребности человека. Разнообразие потребностей (биологические и социальные; материальные и духовные). Мои личные потребности. Потребности — это все то, что требуется для жизни. Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев). Потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление
своих интересов. Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии. «Экология» и «экономика» — две науки о доме (от греч. ойкос — дом). Экология — наука о взаимосвязях живых организмов, включая человека, с окружающей средой. Экономика — «искусство ведения домашнего хозяйства». Взаимосвязь между экологией и экономикой. Четыре закона экологии Б. Коммонера, отражающие зависимость человека, его хозяйственной деятельности от природы.
Все связано со всем( 2ч.)
Проявление взаимосвязи и взаимозависимости в природе и обществе. Беседа по стихотворению С. Маршака «Гвоздь и подкова». Инсценировка сказки В. Бианки «Сова». Обсуждение причинно- следственных связей. Прямые и косвенные связи в природе и жизни человека, общества. Дом, в котором мы живем, — место для жизни семьи. Отношения, объединяющие (связывающие) членов семьи. Важность уюта, целесообразного порядка. Хозяйство — все имущество, принадлежащее семье и ее членам. Правила ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость. Все, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека. Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, идеи, научные открытия). Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую.
Заботливое отношение к своей и чужой собственности. Планета — наш общий большой дом, о котором нужно заботиться и поддерживать в нем порядок и равновесие. Как связаны уют и порядок в нашем «маленьком» доме (жилище семьи) и «большом» доме (нашей планете)? Природа — всеобщее достояние. Почему проблема сохранения природы касается каждого из нас.
Все должно куда-то деваться( 2ч.)
Почему в природе не существует проблемы отходов. Круговорот веществ в природе. Как человек решает проблему отходов. Путешествие на машине времени (первобытнообщинный строй, древний мир, Средневековье, начало XX века). Проблема отходов в настоящее время. Почему некоторые вещества, которые создает человек, не включаются в природный круговорот? Загрязнение окружающей среды и состояние живых организмов (на примере растений и животных). Что такое биологическая индикация? Лишайники — индикаторы чистоты воздуха. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека.
Пр а к т и ч е с к и е р аб о ты: Составление рассказа-предположения «Что было бы, если… (исчезли дождевые черви, грибы, бактерии и т.п.)». Занятие с элементами исследования «Знакомство с лишайниками».
Иг р а «Опасные цепочки».
Природа знает лучше( 3ч.)
В природе все должно идти своим чередом — нельзя покорять природу, а нужно сотрудничать с ней. Почему о человеке иногда говорят — «неразумное дитя природы»?
Гибель многих древних цивилизаций связана с нарушением законов природы. Древнейшие земледельческие цивилизации. Нарушения законов природы в истории нашей страны: осушение болот, распашка целины. Проекты, которые не были осуществлены: поворот северных рек, транспортировка айсбергов для по-
полнения запасов пресной воды и др. Безграничны ли возможности природы к самовосстановлению? Как человек помогает природе восстановиться?
Ри с у н о ч ный т е с т «Что бы я попросил у Золотой Рыбки?».
Тв о р ч е с к о е з ада н и е «Что я изобрету для того, чтобы по-
мочь природе?».
За все надо платить( 3 ч.)
Природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса) — источник богатства государства и благосостояния его населения. Природные богатства России. Источники богатства государства: природные ресурсы, результаты деятельности людей (интеллектуальной, творческой, трудовой). Источники богатства человека: результаты его деятельности, знания, умения, предприимчивость. Открытия и изобретения. Создание новых технологий. Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные. Богатство и культура. Богатство и милосердие. Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За счет налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы. Налоги на землю, природные ресурсы. Отчисления на охрану и восстановление природы. Закон разумного использования природы (рационального природопользования) — «за все надо платить». Ничто не дается нам даром: за ухудшение состояния окружающей среды человек расплачивается своим здоровьем; за повышение урожая — «платит» удобрениями; за рост отходов — природными территориями, на которых создаются свалки и полигоны для захоронения твердых отходов и др. Истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, сокращение разнообразия видов живых организмов — цена возрастающих потребностей человека. Необходимость разумного сокращения потребностей.
Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение. Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения). Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее). К чему приводит нарушение законов экологии. Как природа наказывает человека за его неразумные поступки в погоне за прибылью и нежелание ограничивать свои потребности.
Чем опасны отходы и как с ними бороться( 3 ч.)
Увеличение количества промышленных и бытовых отходов. Способы утилизации отходов: сжигание и захоронение отходов. Повторное использование отходов (рециклинг). Вступительная беседа: что происходит с твердыми отходами после того, как мы выносим их из дома. Виртуальная экскурсия на мусороперерабатывающий завод (станцию по сортировке мусора, мусоросжигающий завод, полигон ТБО). Как повторно используется утиль и макулатура. Утилизация и повторное использование стекла. Как получают и что изготавливают из алюминия. Применение алюминия в авиации. Как работают автоматы по приему алюминиевых банок. Изучение состава пищевых отходов. Как могут использоваться пищевые отходы: биогаз, органические удобрения и т.д. Компостирование. Использование дождевых червей для получе-
ния органического удобрения — вермикультура. Утилизация бытовых приборов и техники: мобильных телефонов, компьютеров, телевизоров и др. Об акциях, проводимых магазинами бытовой техники (скидки при покупке, если сдан старый бытовой прибор). Программа утилизации старых автомобилей. Как каждый человек может уменьшить количество твердых бытовых отходов. Научим других тому, о чем узнали сами.
Пр а к т и ч е с к а я р аб о т а : Изготовление мини-компостера из пластиковых бутылок.
Ко л л е к т и в ный п р о е к т : Составление мини-энциклопедии «Мусор от А до Я».
Ви р т у а л ь н а я э к с к у р с и я : «Что происходит с твердыми отходами?».
Мы отвечаем за Землю: что может каждый из нас?( 2ч.)
Знакомство с разнообразными профессиями, имеющими непосредственное отношение к экологии (специалисты в области биологической экологии; экологии города и жилища; промышленной, медицинской космической экологии; палеоэкологии и т.д.). Профессии, в которых нужно знать экологию: архитектор, ландшафтный дизайнер, лесничий, цветовод, агроном. Необычные профессии: эколог на таможне, эколог, заботящийся о здоровье китов во время морской нефтедобычи др. Правила, которые должен знать и соблюдать каждый человек, чтобы сохранить наш общий дом — нашу планету. Итоговое занятие по курсу: Защита проектов, викторина, КВН и т.п.).
Результаты освоения курса
Личностными результатами освоения программы кружка являются:
—развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
—развитие интеллектуальных и творческих способностей обучащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
—воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
—формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметными результатами являются:
—овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
—освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование
с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
—формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
—развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
—в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
—в познавательной сфере — наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
—в трудовой сфере — владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за
домашними питомцами;
—в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
—в сфере физической культуры — знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение кружка « Моя первая экология»
Книгопечатная продукция
- Федеральный государственный образовательный стандарт НОО. Москва. Просвещение.2011.
- В.А.Самкова. Наш чистый дом. Учебное пособие для 3-4 классов; внеурочная деятельность. Издательство « Русское слово», 2012 год
Технические средства обучения( ТСО)
Экспозиционный экран
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УМР
_______________ М.М.Щамхалова
____» _______________2020 г.
Краснодарский край, муниципальное образование Белореченский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная № 18имени А.Р.Лысенко станицы Рязанской
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности
«Моя первая экология»
(социальное направление)
4класс
0,5 часа в неделю (всего 17 часов)
Учитель : УбоженкоЛ.А.
Программа разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы внеурочной деятельности «Путешествие в мир экологии» (автор В.А. Самкова
Календарно- тематическое планирование
№
п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Дата
План
Факт
Экология и экономика: две науки о доме( 2 ч.)
1
Как мы взаимодействуем с окружающим миром.
1
2
Потребности человека. «Мы все одной крови — ты и я!».
1
3
О чем гласит первый закон экологии? Дом «маленький» и дом «большой».
1
4
Кому принадлежит природа?
1
Все должно куда-то деваться( 2ч.)
5
Почему в природе не существует проблемы отходов.
Как человек поступал с отходами в разные периоды
истории?
1
6
Как загрязнение окружающей среды влияет на жи-
вые организмы?
«Опасные цепочки».
1
За всё надо платить (3ч)
7
Природа — основа благосостояния человека.- Закон разумного природопользования
1
8
«Хочу, могу, надо».
9
К чему приводит нарушение законов экологии.
1
Природа знает лучше( 3ч.)
10
Мудрость природы. От чего погибли древние цивилизации?
1
11
Проекты, которые не осуществились.
1
12
Безграничны ли силы природы?
1
Чем опасны отходы и как с ними бороться( 3ч.)
13
Отходы — проблема №1. Что происходит с твердыми отходами? Бумага, утиль, стекло.
1
14
Удивительный металл — алюминий.
Пищевые отходы
1
15
От телефона до автомобиля.
Азбука бережливости.
1
Мы отвечаем за Землю:что может каждый из нас? ( 2ч.)
16
«Я б в экологи пошел, пусть меня научат…». Правила на каждый день.
1
17
Подведем итоги.
1
ИТОГО
17 ч
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей начальных классов
от «___» августа 2020года руководитель ШМО _____ Ю.В.Золотарёва