Просмотр содержимого документа
«Модель работы с одаренными детьми»
При работе с обучающимися различных категорий создаю особую образовательную среду, которая
способствует их успешной адаптации и личностному росту в социуме. Учитываю индивидуальные
образовательные потребности и способности. Работа по диагностике выявления ведется в сотрудничестве с родителями обучающихся, педагогами, психологической службой, медицинской службой, социальным педагогом школы.
Алгоритм деятельности педагога
Этапы
Содержание
Диагностика (наблюдения, тесты, срезы…)
Подбор комплекса диагностических методик для обследования развития
обучающихся. Диагностика каждого обучающегося и обработка результатов.
Анализ полученных материалов позволяет дать психолого-педагогическую
характеристику каждому обучающемуся и определяет приоритеты и темпы его
развития, уровни его возможностей и т. д. На данном этапе вырабатываются
рекомендации для разработки индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
Апробация выбранной
модели индивидуализации
образования. Определение
зоны актуального и
ближайшего развития, формирование «групп».
В классе есть дети, у которых по результатам диагностики выявляются сходные показатели развития психических функций, свойств, навыков, способностей, знаний
В процессе учебной деятельности учитель может объединять их в соответствующие группы и проводить обучение, дифференцируя, таким образом, необходимую психолого-педагогическую помощь. Следовательно, можно говорить о вариативных образовательных маршрутах.
Заключительно –обобщающий. Фиксации
продвижения. Ведение портфолио.
Мониторинг реализации индивидуальных образовательных маршрутов
осуществляется через различные способы контроля каждого обучающегося на основе
- разработанных оценочных карт и таблиц учителя;
- самооценки;
- взаимооценивания со стороны соучеников;
- рейтинговой системы;
- использование разнообразных оценочных шкал
- ведение портфолио.
Применяемые методики для выявления потребностей обучающихся
При входе (1 класс):
Карта интересов
Характеристика ученика
Оценка общей одаренности
Карта успешности школьников
В ходе системной диагностики для адресной работы в классном коллективе учителем выявлены следующие категории обучающихся:
- одаренные дети;
- дети с ограниченными возможностями.
Вариативные программы для адресной работы с различными категориями обучающихся.
Работаю по двум вариативным индивидуальным образовательным маршрутам для групп обучающихся, опираясь на основную образовательную программу (ООП) школы и программы внеурочной деятельности
Основанием для выбора индивидуального образовательного маршрута являются:
результаты диагностики
состояние здоровья ребенка
желание учащегося и его родителей (лиц, их заменяющих).
Название маршрута
Содержание
Результат
ИОМ для одаренных детей
«Умницы и умники»»
(Утверждена на Методическом совете МБОУ «СОШ№3». )
Программа позволяет сделать обучение интересным, расширить кругозор
ребенка, стимулировать
интеллектуальную активность, учебную деятельность и «запустить» формирование научного мышления у
обучающегося, организуется работа по подготовке обучающихся к различным конкурсам, олимпиадам
Портфолио отражает высокий уровень мотивации учебной деятельности, предметных и метапредметных результатов.
Обучающийся активно участвует в творческой и проектной деятельностях, конкурсах, проявляет интерес к знаниям.
Индивидуальный образовательный маршрутамдля одаренных детей
«Умницы и умники»
Цель: создать систему работы по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей и
личностных качеств одарённых детей.
Задачи:
· Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка.
· Создать условия для самореализации одарённых детей.
· Разработать индивидуальные программы развития одарённых детей.
· Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морального и физического развития
детей.
· Работать со всеми детьми, то есть максимально развить умения, навыки, познавательных способностей
каждого ребенка.
Принципы работы с детьми:
- индивидуализация обучения;
- принцип опережающего обучения;
- принцип разнообразия предлагаемых
возможностей для реализации способностей;
- возрастание роли внеурочной деятельности;
- принцип развивающего обучения;
- внедрение новых педагогических технологий в
образовательный процесс.
Ожидаемый результат:
- участие в районных олимпиадах
- написание научно-исследовательской работы;
- участие в муниципальных, всероссийских и международных конкурсах.
Направления работы с одаренными детьми
Работа с
одаренными
детьми на уроках
Дифференцированный и индивидуальный подход
Использование современных образовательных технологий (проблемное обучение, деятельностный метод, проектная деятельность, технология организованного общения младших школьников)
Работа в режиме «консультант» (способные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в учебном процессе)
Возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных исамостоятельных работ по разным предметам
Предложение учащимся индивидуальных домашних заданий
творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива)
Внеурочная деятельность в работе с одаренными
детьми
Реализация Программы «Я создаю ПРОЕКТ»
Внеклассная работа по предмету
Выставки творческих работ учащихся
Участие в школьных и районных предметных олимпиадах и конкурсах
Участие в Всероссийских и международных
интеллектуальных конкурсах
Активное участие в творческих проектах для младших школьников
Развитие творческой
одаренности через систему
дополнительного образования
Взаимодействие и сотрудничество с социальными партнерами,
использование программ дополнительного образования.
Система дополнительного образования используется для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Она направлена на создание условий для развития личности каждого школьника.
Работа с родителями в
данном направлении
Проведение тематических родительских собраний («Проблема детской одаренности», «Какого ребенка считать одаренным?», «Развитие творческого потенциала младших школьников» и т.п.);
- консультации для родителей и индивидуальные встречи;
- открытые уроки и внеклассные мероприятия;
- привлечение родителей и других лиц, заинтересованных в судьбах
одаренных детей к организации кружков, клубов;
- творческие отчеты детей перед родителями
Основные формы работы с одаренными обучающимися
Форма
Задачи
Творческие мастерские
занятия исследовательской и проектной деятельностью; работа в читальном зале; использование интернет - ресурсов
Факультативы
групповые занятия с сильными и мотивированными обучающимися
Предметные недели, декады
участие в олимпиадах, конкурсах, вовлечение в активные формы познавательной деятельности
Мероприятия
интеллектуальные марафоны;кружки по интересам
Диагностика школьной мотивации и познавательной
активности одаренных детей
Высокий уровень
Хорошую школьную мотивацию
Положительное
отношение к школе
Низкая школьная
мотивация
48-58 %
30 - 45%
9 -13%
менее 9%
Достижения учащихся
Год
Мероприятия
уровень
Кол-во учащихся
Результат
2017г
Международный конкурс «Кириллица» по русскому языку
Международный
11чел
Диплом II степени
Кузьмич Кирилл,
Денисов Матвей
Степанова Настя,
2017г
Международный дистанционный конкурс «Старт» по русскому языку
Международный
11чел.
Диплом I
Кузьмич Кирилл
Панова Ярослва
Диплом II степени
Денисов Матвей
Диплом III степени
Малышева Ника
2017г
Международный дистанционный конкурс «Старт» по логике
Международный
5чел
Диплом II
Кузьмич Кирилл
Панова Ярослава
2017г
Международный дистанционный конкурс«Старт» по математике
Международный
7чел
Диплом II
Малышева Ника
2018г
Международная олимпиада «Весенний фестиваль знаний»
Международный
6чел
Диплом II
Малышева Ника, Денисов Матвей
2018г
Международная дистанционная олимпиада «Эрудит»
Международный
6чел
Диплом I
Кузьмич Кирилл
2018г
Международный конкурс по окружающему миру«Круговорот знаний»
Международный
Диплом I
Малышева Ника,
Кузьмич Кирилл,
Денисов Матвей
Диплом III
Панова Ярослава
2018г
Международная дистанционная олимпиада «Инфоурок» по русскому языку (улубленный уровень)
Международный
5чел
Диплом II
Малышева Ника,
Денисов Матвей
Международная дистанционная олимпиада «Инфоурок» по математике (улубленный уровень)
Международный
6чел
Диплом II
Малышева Ника,
Денисов Матвей
Международная дистанционная олимпиада «Инфоурок» по окружающему миру(улубленный уровень)
Международный
7чел
Диплом III
Кузьмич Кирилл
ОхотаМаксим
Аналитическая справка о работе с одаренными детьми
Хомут Светлана Николаевна в своей работе придерживается принципа: каждый ребенок индивидуальность с разными способностями, с разными интересами и возможностями.
Педагогом создана система внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.
Работа с одаренными детьми - одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель-способность развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одаренных детей.
Работа учителя с группой одарённых детей предполагает:
повышение познавательного интереса школьников к предмету;
развитие творческой инициативы, исследовательской активности и интеллектуальных способностей учеников;
умение принимать нестандартные решения и прогнозировать результат;
развитие коммуникативных возможностей учащихся для формирования их речевой компетентности.
Главная цель занятий- подготовка к олимпиадам различного уровня , научно- практическим конференциям. Педагог проводит занятия как групповые, так и с отдельными учениками.
В работе с одаренными детьми используются разнообразные формы и методы работы. Практически на каждом занятии предлагается задания творческого характера, поисково-исследовательского, требующие работы с дополнительной литературой, словарями и справочниками.
В качестве материала для занятий использует учитель олимпиадные задания прошлых лет, задания для развития мышления, логики, а также теоретический и практический материал.
Особое внимание Светлана Николаевна уделяет проектной деятельности, которая позволяет обучающимся на практике применять полученные теоретические знания. Четко определять тему проекта, цели и задачи, выдвигать гипотезу, отбирать нужный материал для проекта. Проводить самостоятельно небольшие опыты и их описывать, оформлять работы.
Результатом работы учителя являются призовые места как на школьном уровне, районном, республиканском.
Директор МБОУ «СОШ №3»_____________/Мусина Ф.Х/
Организация работы со слабоуспевающими учащимися
Название маршрута
Содержание
Результат
Индивидуальный образовательный
маршрут со слабоуспевающими детьми.
и детей с ОВЗ
(Утверждена на Методическом совете МБОУ «СОШ№3». )
Предупреждения отставания и неуспеваемости слабоуспевающих детей;помощь в планировании учебной деятельности;
стимулирование учебной деятельности;контроль над учебной деятельностью.
Сохранение индивидуальных
особенностей обучающихся с ОВЗ, развитие их уникальности и
неповторимости. Создание комфортной
образовательной среды,обеспечение
успешной социализации детей с ОВЗ.
Портфолио отражает позитивный уровень предметных и
Метапредметных результатов.
Принимает активное участие в мероприятиях разного уровня, что
является показателем высокой школьной мотивации и успешной
социализации
Программа работы со слабоуспевающими детьми
Виды
работ
Работа на уроке
Внеурочная
деятельность
Работа с
родителями
Когда?
При выявлении стадии развития, на которой находится ученик, определении зоны его
ближайшего развития
посредством регулярного
мониторинга, диагностики.
При возникновении
затруднений:
– в изучении нового материала;
– выявлении пробелов в знаниях.
При отставании в учебе, пропусках занятий,
невыполнении домашних заданий,
несоответствующей
обстановке в классе, семье.
Работа ведется регулярно.
Зачем?
Для предотвращения
отставания, своевременного усвоения предмета
Для:
- предупреждения
неуспеваемости;
. –формирования
мотивации,
интереса к учебе
Для оказания
профессионально-
педагогической помощи родителям;
выяснения причин неуспеваемости;
установления единых
требований.
Что?
1. Создание
микроклимата в классе.
2.Алгоритмизация действий.
3. Удержание интереса.
4.Формирование мотивации к обучению.
5.Стимулирование оценкой, похвалой
Индивидуально-
личностный
подход в работе со слабоуспевающими и
неуспевающими
учащимися
Определение типа ученика и причин неуспеваемости.
Формирование как внутренних, так и внешних мотивов.
Помощь родителям в коррекции успеваемости
ребенка.
Как?
1. Вести карту наблюдения.
2. Работа в группах, парах.
3.Индивидуальные консультации
4.Уроки коррекции знаний.
5. Опорные конспекты, памятки.
6.Дидактические игры.
1.Индивидуальны
е и групповые
консультации.
2. Оказание помощи при
выполнении домашнего
задания (карточки
инструкции, помощь сильных учеников).
3. Творческие задания.
Тематические
Родительские собрания.
Индивидуальная и
коррекционная
работа с родителями.
Совет профилактики
Работа со слабоуспевающими детьми
Таблица успеваемости слабоуспеваюших учащихся.
№
Учащиеся
Учебная деятельность
Русский язык
Окруж.мир
Математика
Литература
1кл
2кл
3кл
1кл
2кл
3кл
1кл
2кл
3кл
1кл
2кл
3кл
1
Дашдиева Ф
безотмет
3
3
безотмет
4
3
безотме
3
3
безотме
4
4
2
Вторушина Д
3
3
3
4
3
3
3
3
3
Орлов К
3
3
4
4
4
3
Достижения слабоуспевающих детей
Учащиеся
Участие
Результат
Дашдиева Ф.
Районный дистанционный фестиваль «МирКосмо»
сертификат
Районная викторина для детей «Рождество –время чудес»
Районная дистанционная викторина по русскому языку
сертификат
Районная акция «Я и мои пернатые друзья»
грамота 2место
Международная олимпиада по математике
диплом 1место
Международная олимпиада по окружающему миру
диплом 2степени
Онлайн- фотоконкурс «Я люблю тебя , мой Чернышевский»
сертификат
Работа с детьми с ОВЗ
Справка –подтверждение
Дана Хомут Светлане Николаевне, учителю начальных классов МБОУ «СОШ №3», в том, что она реализует программы инклюзивного образования для детей с ОВЗ.В программах учтены индивидуальные особенности каждого ребенка. Все программы направлены на социальную реабилитацию и адаптацию ребенка в обществе.
Результатом реализации программ является 100% усвоение изучаемого материала.Созданная педагогом в процессе работы атмосфера, позволяет детям с ОВЗ чувствовать себя психологически комфортно.
Директор МБОУ «СОШ №3»_____________/Мусина Ф.Х/
Условиями дляуспешной организации инклюзивного обучения являются
-установка положительного психологического климата в классе.
-установление тесного сотрудничества между педагогом,
счет № 407 018 103 980 510 00 150; л/счет 20074025851 Банк: Отделение - НБ Республика Саха (Якутия).
Справка
о работе учителя начальных классов Хомут Светланы Николаевны со слабоуспевающими детьми.
За период с 2019 учебного года по2022 учебный год в составе класса, в котором преподает Хомут С.Н., обучались дети со слабым физическим развитием, которые часто пропускали школу и дети с низкой мотивацией. Педагог выработал систему работы с данной категорией учащихся, основанную на принципе индивидуального и дифференцированного подхода. Для повышения уровня осведомленности о степени актуального развития личности и особенностях социальной ситуации ребенка из данной категории Светлана Николаевна организует тесное сотрудничество с психологом и социальным педагогом школы
Свою деятельность с слабоуспевающими детьми педагог выстраивает с позиции компетентностного подхода в современном образовании. Образовательный процесс организует с целью комплексного формирования личностной, коммуникативной, интеллектуальной, социальной и общекультурной компетенций. На уроках это достигается через личностно-ориентированную активизацию мотивационно-личностной сферы ученика («Ты сможешь, ты добьешься, преодолеешь, я в тебя верю»). Педагог большое внимание в формировании компетенций уделяет воздействию на социально-психологическое развитие через коллектив, стимулирование творческой активности.
Из анализа посещённых уроков, проверки классных журналов и индивидуальных бесед было выявлено, что педагог с целью ликвидации пробелов в знаниях школьников планируют работу с данной категорией детей. Начинает свою работу Светлана Николаевна с диагностики, сбора сведений о ребенке, определения уровня развития познавательной активности, степени сформированности УУД.
Педагог считает, что организовать работу в целях развития познавательной активности учащихся - это значит подобрать такие задания, которые повышают активность в процессе восприятия, осмысления нового материала, оказывающие школьникам оперативную помощь в процессе первичного закрепления материала, обучающие приемам рациональной умственной деятельности, способствующие систематизации и совершенствованию знаний.
Педагог на уроках выделяет таких учащихся в отдельную группу, с которой работа проводится следующим образом: после объяснения учителя вызываются более подготовленные учащиеся, затем идет фронтальная групповая работа, потом самостоятельная работа, проверяемая и корректируемая учителем. На дом предлагаются задания минимального обязательного уровня. После уроков проводятся консультации по мере необходимости. Светланой Николаевной разработаны индивидуальные и групповые образовательные маршруты.
В результате систематической работы педагога все слабоуспевающие дети имеют 100% успеваемость по предмету, качество знаний соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.
Директор школы________________________ Мусина Ф.Х.