Организа-ционный Настроить детей на работу | Организует класс на работу. - Ребята, я приветствую вас на уроке русского языка. Я держу в ладошках солнце, Я дарю его друзьям! Улыбнитесь! Это ж просто! Лучик солнца- это ВАМ! Улябнитесь и вы мне в ответ, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Помашите гостям ручкой в знак приветствия. Садитесь девочки, садитесь мальчики. | Проверяют организацию рабочего места. | Регулятивные УУД: волевая саморегуляция Личностные УУД: позитивное отношение к действительности, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | Слайд 1 |
Определе-ние темы урока, целеполага-ние, постановка задач. Мотивация учебной деятель-ности Подведение детей к формулированию цели урока на основе темы. Определение путей ее достижения. Мотивация учебной деятельности | Организует диалог, в ходе которого оказывается помощь в формулировании темы, цели урока. Определяют критерии. Обобщение ответов. - Я попросила помахать гостям ручкой. Как вы догадались, какой ручкой? Может быть , я имела в виду шариковой ручкой? Какие значения есть у этого слова? Прочитайте значения этого слова на слайде из толкового словаря Ожегова. - Как называются слова, у которых несколько значений? Определите тему урока. Давайте уточним тему по содержанию учебника. - Что нам уже известно? Какие слова называются многозначными? Что предстоит узнать? - Какую цель для себя поставим? Проложим путь достижения цели — задачи. - Согласны ли вы с таким порядком продвижения к цели? Исправьте. -По каким критериям себя оценим в конце урока? Продолжите, используя опорные фразы на слайде. Знание понятий... Умение определять... | Предположения детей. Знакомятся с определением слова ручка в словаре. Формулируют тему урока, уточняют по содержанию учебника. Ставят цель. Формулируют задачи урока. Называют критерии. | Познавательные УУД – поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные УУД - выделение и формулирование познавательной цели и задач в совместной с учителем деятельности. Коммуникативные УУД — монологические высказывания детей. | Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 |
Открытие новых знаний Создать условия для ознакомления обучающихся с понятиями «прямое» и «переносное» значения слов. Умение работать с учебником,словарем, ориентироваться в нем. | Организует работу по созданию условий для ознакомления обучающихся с понятиями «прямое» и «переносное» значения слов. Давайте работать над 1 задачей. Откройте учебник на с. 45 -Найдите упр. 39. Выполнение упражнения. -Прочитайте шуточное стихотворение. -Найдите в словаре слово перо. Много ли значений у этого слова? -В каких значениях слово перо используется в стихотворении? Как вы думаете, какое значение здесь прямое? А переносное? Вывод: У каждого слова есть значение, его называют лексическим. Значение слова называется ПРЯМЫМ, если звучание слова точно указывает на предмет, действие или признак. Иногда значение одного слова ПЕРЕНОСИТСЯ на другой предмет, действие или признак на основании сходства. У слова образуется новое лексическое значение, которое называется ПЕРЕНОСНЫМ. | Работают над решением первой задачи. Работа над упр. 39. Читают про себя, вслух. Работа с толковым словарем. | Познавательные УУД— поиск и выделение необходимой информации, подведение под понятие. Коммуникативные УУД — монологические высказывания детей, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. Регулятивные УУД— удержание целей и задач урока. | Слайд 6 Слайд 7 |
Первичное закрепление Формировать умение самостоятельно применять полученные знания. Физминутка Упражнения в определении прямого и переносного значений слов. Формировать умение самостоятельно применять полученные знания. Самостоятельная работа. | Организует работу по созданию условий для первичного закрепления нового материала. - Рассмотрим примеры прямого и преносного значения слов. Если я говорю МОРЕ, то какой образ у вас возникает? - Это прямое значение. - А в сочетании море огней, море людей, море книг- переносное. Что оно обозначает? Это переносное значение слова море. Сравните словосочетание золотые серьги и золотые волосы. В каком словосочетании слово золотой употребляется в прямом значении, а в каком в переносном? А почему волосы назвали золотые? Упр. 40 ( устно) Вывод: Прямое значение- когда звучание слова точно указывает на предмет, действие или признак. Переносное значение- значение переносится с одного предмета на другой по сходству. Мы осанку исправляем, Спинки дружно выпрямляем. Вправо, влево мы нагнулись, До носочков потянулись, Плечи вверх, назад и вниз, Улыбайся и садись. - Справились с задачей? А цели достигли? - Какая следующая задача? А теперь проверим, сможете ли вы отличить прямое и переносное значения слов. Поработаем в паре. Карточка ( см. Приложение 1) Ваша задача распределить словосочетания на два столбика. В левый- запишите слова с прямым значением, в правый- с переносным. Тяжелый портфель, тяжелый характер, девочка скачет, температура скачет, грибной дождь, сильный дождь, время бежит, мальчик бежит, железный человек, железная кровать. Проверка. А теперь поработаем в группе. Карточка ( см. Приложение 1) Замените в словосочетании имя существительное, чтобы имя прилагательное оказалось в прямом значении. Волчий аппетит- волчья шкура, острое слово, тихий месяц, золотая пора, горькая судьба, горячее сердце, тяжёлый день. Проверка. Вторая задача выполнена. А сейчас проверим, сможете ли вы самостоятельно определить где значение слова прямое, а где переносное. - По какому критерию себя оценим? Спрогнозируйте оценку на волшебной линеечке. Выполните упр. 41, с. 48. Проверка с доказательством. Оцените работу товарища. - Справились с задачей? А цели достигли? | Высказывания детей. Большое водное пространство с соленой водой. Чего-то много. Сравнивают словосочетания. Обосновывают свой выбор. Отвечают на вопросы учебника к упр. 40 Работают над второй задачей. Работают в парах на листах. Проверка по эталону. Работа в группе на листах. Проверяют, высказываются группы. Ответы анализируются. Обсуждение классом. Работают с волшебной линеечкой. Работают самостоятельно. Проверяют в паре. Б\о- «5» 1 ош.- «4» 2 ош. - «3» | Регулятивные УУД — удержание целей и задач урока, осуществлять проверку и контроль. Коммуникативные УУД — умение с достаточной полнотой выражать свои, сотрудничество с учителем, умение продуктивно работать в паре. Познавательные УУД — использовать теоретические знания при выполнении работы, умение осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Личностные УУД— высказывание собственного мнения обучающихся, способность к самооценке. | Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11, 12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16 Слайд 17 Слайд 18 Слайд 19 |
Рефлексив-но-оценоч- ный | Целостное осмысление, обобщение полученной информации | Организует работу по определению выполненных задач, достижения цели, оценки своей деятельности на уроке по критериям. - Какую тему изучали? - Какую цель мы ставили? - Достигли? - Удалось ли выполнить задачи? - Какой результат получили? У вас на партах лежат солнышки, дорисуйте ротик так, чтобы я видела ваше настроение. ( см. Приложение 2) Домашнее задание на выбор: 1 уровень- карточка. 2 уровень- с. 48-49, упр. 42, 43. | Высказывают свое мнение. Отвечают на вопросы. Оценивают свои достижения по данной теме. Определяют результат по критериям. | Регулятивные УУД — целеполагание, осуществлять самоконтроль и оценку своих умений, определение качества и уровня усвоения материала. Личностные УУД— высказывание собственного мнения обучающихся. | Слайд 20 Слайд 21 |