Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова
«Введение в школьную жизнь»
программа адаптации детей к школе
Цель курса:
помочь ребенку построить содержательный образ «настоящего школьника»
«Введение в школьную жизнь» -
посвящение в новый возраст, в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой.
«Введение...» строится как обучение навыкам учебного сотрудничества
Качества «идеального ученика»: (выбрать 2-3 позиции)
- Внимание, способность к длительному (15-20 минут!) сосредоточению.
- Хорошая память.
- Сообразительность.
- Любознательность.
- Развитое воображение.
- Начальные навыки чтения, письма, счета.
- Физическая ловкость, ручная умелость.
- Волевые качества (способность выполнять не только привлекательную работу)
- Организованность, аккуратность.
- Дружелюбие, умение общаться с другими детьми и со взрослыми. Другое:………………
Задачи начальной школы: (выбрать 2-3 позиции)
- Сохранить (восстановить) душевное здоровье и эмоциональное благополучие каждого ребенка.
- Обучить каждого ученика бегло читать, грамотно писать, хорошо считать.
- Дать ребенку максимально широкое образование, помочь сориентироваться в самых разных областях культуры и найти сферы своих собственных интересов.
- Научить ребенка учиться, самостоятельно добывать новые знания и умения.
- Развить интеллектуальные способности ребенка, его речь, мышление, память, внимание, воображение.
- Помочь ребенку предельно полно реализовать свой творческий потенциал, раскрыть свою индивидуальность.
- Воспитать в ребенке те человеческие качества и умения, которые необходимы в общении и совместных делах.
- Снабдить ребенка навыками, необходимыми в повседневной жизни; вырастить его умельцем, способным браться за любое новое дело.
- Другое: ………………………………………
Приоритетные ценности:
- эмоциональное благополучие,
- умение учиться,
- навыки сотрудничества
Учебное сотрудничество со взрослым:
- Учебное сотрудничество - договор о сотрудничестве и взаимопомощи, в составлении которого участвуют и учитель, и дети.
- Каждый раз, предлагая новую норму учебных взаимоотношений, учитель предлагает детям ситуацию открытого выбора между правилосообразным (школьным) и «неправильным» (дошкольным) поведением и предоставляет каждому возможность попробовать, примерить к себе и то и другое.
- НОРМА — это всегда разнообразие равнодостойных индивидуальных вариантов. Чтобы помочь ребенку «подогнать» общую школьную норму к его индивидуальности, нужен набор допустимых образцов в пределах данной нормы. Чтобы помочь ребенку выполнить норму, недостаточно ее сформулировать.
- Необходимо ввести средства для регуляции и саморегуляции нормативного поведения. В курсе такими средствами являются разнообразные знаки и жесты.
- Все нормы школьных взаимоотношений должны носить общий характер и регулировать не только отношения ребенок-взрослый, но и отношения ребенок-ребенок. При этом нормосообразное поведение эффективнее складывается не в целом классе, а в малых детских группах, являющихся для ребенка одновременно и группами эмоциональной поддержки.
Характеристики учебного сотрудничества ребенка со взрослым:
- оно несимметрично — ребенок не имитирует взрослого;
- оно предполагает познавательную инициативу ребенка, указывающего взрослому ближайшую учебную цель их совместных усилий;
- ученик обращается к учителю не с жалобой на свои трудности, а с конкретным запросом по поводу нового знания.
Группа совместно работающих детей
Чтобы детский спор был содержательным собеседники должны уметь по крайней мере следующее:
- формулировать свою точку зрения;
- выяснять точки зрения своих партнеров;
- обнаруживать разницу точек зрения;
- пытаться разрешить разногласия с помощью логических аргументов, не переводя логическое противоречие в плоскость личных отношений.
Школьник, умеющий учиться, должен оценивать свои достижения следующим образом:
- предельно дифференцированно, точно различая области знания, полузнания и незнания и точно измеряя степень своей умелости, недоученности, неумения;
- возможно более оптимистично, видя в незнании и неумении не зону своего бессилия и беспомощности, а перспективу своего дальнейшего совершенствования.
Принципы приемов обучения детей оцениванию:
- Обучение разумному оцениванию целесообразно начинать с самооценочного суждения ребенка.
- Оценка не должна носить обобщающий характер.
- Самооценка ребенка должна соотноситься с оценкой взрослого лишь там, где есть объективные критерии оценки, равно обязательные и для учителя, и для ученика (образцы написания букв, правила сложения и т. п.).
- Там, где оцениваются качества, не имеющие однозначных образцов-эталонов, каждый человек имеет право на собственное мнение, и дело взрослого — знакомить детей с мнениями друг друга, уважая каждое, ничье не оспаривая и не навязывая ни своего мнения, ни мнения большинства.
Содержание курса
Знакомство, режим дня школьника, схема класса.
Приветствие детьми учителя и друг друга, введение знака «Хор», противопоставление его знаку «Я», оценка.
Противопоставление индивидуальной формы работы и работы парами, реакция на реплику, введение знаков «+», «-», самооценка, критерии, оценка.
Отработка введенных ранее знаков: «+»,«-», «я», «Мы», «Хор», провоцирование детей на разные мнения, диагностика и отработка разных критериев оценки.
Введение знака «Вопрос», ситуация недоопределенного правила, оценка, общая работа как сумма индивидуальных.
Отработкой знаков «+», «-», «?», групповые задания с недоопределенными правилами, адресованность, понятность сообщения.
Адресованность действия при групповом взаимодействии, ловушка, развитие линии оценки: противопоставление правильности и оригинальности.
Отработка знаков, введенных ранее, актуализация навыков содержательного взаимодействия, которые отрабатывались ранее.
Критерии оценки, точка зрения оценивающего.
Праздник «Посвящение в ученики».