kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка «Руководство развитием восприятия»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети с 1 класса на примерах того, что они поют и слушают, убеждаются в том, что в музыке есть содержание что она отражает жизнь. Здесь не делается никаких обобщений, учитель лишь останавливает внимание детей на отдельных фактах. Постепенно представление учащихся о содержании музыки расширяется. Учитель показывает новые примеры того, что не только картины жизни изображает музыка, но и чувства, переживания людей. Дети с помощью учителя вспоминают ряд произведений, в которых эти чувства особенно ярко выражены.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Руководство развитием восприятия»»





Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №28













Методическая разработка

«Руководство развитием восприятия»







Автор:

Учитель музыки

I квалификационной категории

Двойникова Л.Д.











Березники, 2018

Руководство развитием восприятия.

Дети с 1 класса на примерах того, что они поют и слушают, убеждаются в том, что в музыке есть содержание что она отражает жизнь. Здесь не делается никаких обобщений, учитель лишь останавливает внимание детей на отдельных фактах. Постепенно представление учащихся о содержании музыки расширяется. Учитель показывает новые примеры того, что не только картины жизни изображает музыка, но и чувства, переживания людей. Дети с помощью учителя вспоминают ряд произведений, в которых эти чувства особенно ярко выражены.

На каждом, можно сказать, шагу дети сталкиваются с фактами, говорящими о единстве содержания и формы, и с фактами, нарушающими это единство.

Постепенно дети подводятся к тому, что форма, т.е. то, как произведение написано или исполнено, должна соответствовать содержанию его. Особенно это конкретно, хорошо воспринимается детьми тогда, когда они исполняют музыку, когда поют. В сущности, основная работа над песней и сводится к тому, чтобы она была пета в соответствии с содержанием, спета красиво, правильно. Единство содержания и формы дети начинают искать и в чужом исполнении.

Формированию понятия единства содержания и формы помогает в известной мере игра, которой мы изредка пользуемся в I – II классах. Она называется «если бы я был композитором». Учитель называет произведение, а дети рассказывают, какую бы они сочинили музыку на данную тему. Если дети испытывают затруднения при описании. Учитель помогает наводящими вопросами («легкую» или «тяжелую», «отрывистую» или «плавную» и т.д.). Затем учитель называет автора произведения и играет. Дети слушают в этом случае с особенным интересом. Они сравнивают, проверяют, насколько авторский замысел совпал с том, что они сами придумали. Здесь использован прием, который активизирует детей, развивает их творческие способности, дает работу воображению.

Учитель подчеркивает преобладающую роль содержания над формой. Нетрудно объяснить детям, что все выразительные средства подчинены содержанию, определяются им, а не наоборот.

Постепенно школьники узнают, что музыка подчиняется слову и ВТО же время сама очень сильно влияет на слово: она делает его более выразительным, прочувственным.

Помимо понятия единства содержания и формы, очень важно, чтобы дети постепенно усвоили понятие взаимосвязи выразительных средств.

По мере того как дети знакомятся с отдельными элементами музыкальной речи. Они постепенно усваивают, что все средства музыкальной выразительности бьют, так сказать в одну цель. Что они помогают друг другу, осуществляют замысел композитора. Все они своими, им одним присущими, свойствами помогают создать нужный образ. Если же какое-нибудь из них не «сработает», впечатление получается неполное или даже искаженное. В умелом использовании этих музыкальных средств и заключается мастерство композитора.

Это легко сказать даже в I классе на любом примере, используя метод контраста. Например: получится ли образ маленькой птички, если музыка будет звучать на низких звуках, или медленно или плавно? И т.д.

Школьникам доступно и понимание временной природы музыки, особенно, если она сопоставляется с изобразительным искусством.

Учитель обращает внимание детей на особенности музыки, которые позволяют познать явления в развитии во времени, в движении. Ученики сами говорят о том, что это возможно и в театре, и в поэзии, и в кино, в меньшей степени – в живописи, в скульптуре. Они осознают, что в силу такого свойства музыки, т.е. ее «текучести», требуется особое внимание для того, чтобы ее услышать, запомнить и т.д.

Итак, на основании личного опыта школьники приходят к некоторым эстетическим обобщениям, которые помогают им в восприятии, в оценке новых явлений. Не все понятия будут сразу точно сформулированы. Но их суть учащиеся поймут. Важно, чтобы учитель имел это в виду и очень постепенно к этим обобщения подводил.

Как уже сказано, для восприятия музыки нужно развить у школьников слух.

В чем же особенности «музыкального слуха»? Что имеется в виду, когда называют ухо музыкальным?

Человек с «музыкальным ухом» чутко реагирует на музыку. Он не проходит мимо не, он ее слышит, замечает. Если она звучит где-то вблизи или вдали, и всегда на нее как-то реагирует. Он к ней небезразличен. Здесь понятие «музыкального уха» тесно соприкасается с понятием интереса к музыке. Эта связь осуществляется тогда, когда музыкальный слух у детей учитель все время направляет на познание музыкальных явлений.

Под «музыкальным ухом» мы имеем в виду хорошо развитый, острый слух, замечающий разнообразные, тонкие оттенки в музыкальных явлениях. Речь идет не о все одновременно слышащем слухе: такая задача трудна даже для музыканта-профессионала. Так, акад.Асафьев пишет: «Самое трудное. Но и самое высшее. Чего надо достигнуть в работе над композиторским слухом, - это научиться слышать (воспринимать полным сознанием, напряженным вниманием) музыку в одновременном охватывании всех ее компонентов. Раскрывающихся слуху». Эта задача малодоступна школьникам. Но в ней указаны пути развития слуха.

Как и всякие способности, слух формируется в деятельности, т.е. в процессе восприятия и исполнения музыки.

В музыкальном слухе различают слух звуковысотный, ритмический, гармонический, тембровый

.







Когда речь идет о восприятии. Мы имеем в виду не только эмоциональное, но и сознательное восприятие. Такое восприятие воспитывается главным образом с помощью беседы, разбора, анализа воспроизведения. В проблеме анализы мы различаем три вопроса. А именно:

  1. Нужен ли анализ?

  2. Возможен ли он?

  3. Каким он должен быть?

Известный музыковед Л. Кулаковский сомневается в том, нужно ли анализировать произведение для того, чтобы оно было воспринято, ибо слушатели не могут и не будут следить за его конструкцией. Но в то же время он пишет, что было бы нелепо утверждать, что для глубокого восприятия сложных по языку или форме музыкальных произведений не нужно многолетнего развития дифференцирующего слуха.

Дело в том, что анализировать произведение так, чтобы углубить его эмоциональное восприятие, - задача довольно сложная, требующая вдумчивого отношения и известного мастерства.

Еще К.Д.Ушинский писал о том, что две задачи: первая, чтобы дети поняли произведение, и вторая, чтобы дети его почувствовали, - на практике часто противоречат друг другу. С этим нельзя не согласиться. Мы постоянно наблюдаем такие факты и на уроках литературы, и на уроке пения. Именно потому. Вместо того, чтобы полюбить произведение, школьники начинают им пренебрегать.

Нужен ли анализ? Может быть, предоставить произведению самому пробивать себе дорогу к сердцу человека, может быть, вмешательство учителя излишне?

На этот вопрос следует ответить вполне определенно: разбор произведения под руководством учителя необходимым. Нужно помочь слушателю, ребенку и подростку, который сам еще не может проникнуть в содержание музыки, не может восприянть ее. «Восприятие музыки – нелегкое дело, к нему нужно подготовить внимание», - пишет Астафьев. Об этом говорит и практика специальных учебных заведений, и, конечно, такой анализ необходим, прежде всего, в условиях школы. Где детей учат понимать музыку, ее содержание и язык, сознательно ее воспринимать.

Как же анализируется произведение? Что в нем дети должны услышать? Разумеется, прежде всего, содержание. Как уже сказано, главное содержание музыки – чувства, переживания людей. Известно, что музыка выражает такие тонкие оттенки чувств, которые трудно передать словами.

Надо сказать, что дети охотно слушают всякие рассказы, в частности о музыке, особенно если они хороши (при этом они не столько слушают музыку, сколько фантазируют на ее фоне). Поэтично, талантливо рассказать о музыке по силам далеко не каждому учителю.

Анализ произведения подготавливает почву для повторного восприятия его уже на более высоком – не только сознательном, но и эмоциональном – уровне. Музыкальное образование нужно для того, чтобы «наслаждаться» музыкой.

В связи с анализом произведения встает вопрос об использовании аналогий с другими искусствами. Он становится все более актуальным потому, что вес чаще на разных уроках в школе привлекаются произведения разных искусств.

Мы используем на уроках пения произведения смежных искусств, но пользуемся ими ограниченно, имея в виду, что нужно учить детей понимать именно музыку, ее особенности, специальный язык. В отдельных случаях полезно привлечь произведения смежных искусств, связанные с темой музыкального воспроизведения. Сопоставить их, сравнить. Но не этот метод будет главным, основным. Он будет лишь дополнительным. Разнообразие приемов желательно и полезно при условии, что учитель ясно видит главную задачу развития восприятия- умение ценить, понимать. Сознательно и эстетически воспринимать подлинно художественную музыку.

Восприятие музыки развивается в процессе изучения музыкального произведения, который заключается в том, что школьники вслушиваются в музыку, определяют ее содержание, различают в ней те или иные явления, осмысливают их.

Прежде чем анализировать произведение, надо, чтобы у детей создалось какое-то общее впечатление, чтобы они его как бы пережили. Для этого учитель создает условия, при которых детям захотелось бы его услышать, возник интерес к нему. Эту задачу выполняет учитель своим вступительным словом.

Дети вообще слушают хорошо, если у них возбуждено любопытство. Если рассказ задел за живое.

Опыт показывает, что затянутое, слишком длинное (даже интересное) вступительное слово снижает напряженность внимания при слушании музыки, и это вполне естественно.

За годы учения накапливается не менее 100 прослушанных произведений, и повторять все каждый год невозможно. Для того чтобы лучше запомнить музыку, надо ее, так сказать, рассмотреть с разных сторон. Каждый раз при повторении восприятие обогащается новыми наблюдениями, которые помогают запомнить ее. Сделать ее восприятие более интересным, новым.

Повторение необходимо, наконец, для того, чтобы произведение больше полюбилось. Как часто говорят: «Чем больше я слушаю музыку, тем она мне больше нравится!» особенно это касается крупных произведений.

Возникновению внимания, желания послушать способствует не только то, что говорит учитель, но и как он говорит, - разумеется, если он это делает увлеченно, эмоционально, музыка находит более горячий отклик, чем когда это делается сухо и вяло, формально.

В развитии восприятия. В умении различать, осознавать музыку огромную роль играет сравнение. Метод сравнения дает ценные познавательные результаты. Он, кроме того, особенно привлекает ребят; редко кто из них останется равнодушным, безучастным, когда дается задача на сравнение.





Последний этап изучения произведения – его запоминание.

Для того чтобы произведения вошли в быт детей, как можно чаще всплывали в памяти, чтобы дети могли их сравнивать с другими, нужно, чтобы они запоминали музыку как можно прочнее, тверже.

Это задача нелегкая. Если можно запомнить содержание картины, внимательно посмотрев на нее один раз, то запомнить музыкальное воспроизведение, слышанное один раз, очень трудно (это связано с временной природой музыки). Это удается лишь одаренным, с очень хорошо развитой слуховой памятью.

Главный путь запоминания музыки – частое повторение. Роль этого повторения в практике мало учитывается, и мы нередко встречаемся с таким явлением, что дети слушают произведение один раз и учитель считает, что все в порядке: он познакомил их с музыкой, указанной в программе.

Учитель, сам хорошо знающий произведение, не представляет, что ученик. Один раз прослушав, не запомнит это произведение. Ученик не сможет его произвольно воспроизвести, мысленно представить себе, что за чем следует.

Для того, чтобы убедиться в том, что дети знают произведение, учитель обычно предлагает его узнать, назвать. Чаще всего детям это удается.

Не только количество повторений определяется успех, но и правильная организация.

Произведения особенно ценные постоянно повторяются не только в данном, но и в последующие годы, это и создает тот музыкальный опыт, который нужен. Именно эти произведения оставляют след на всю жизнь и определяют развитие художественного вкуса. Опыт показывает, для того, чтобы произведение запомнилось, надо его прослушать не менее 3-4 раз. И это можно сделать, если использовать все случаи, все возможности, а их немало.

В воспитании музыкального вкуса большое место занимают литературно-музыкальные темы, где в связи с беседой о творчестве какого-либо писателя или поэта широко показывается отражение его творчества в музыке.

Музыкальные интересы обучающихся младших классов имеют свои особенности и трудности. Младшие школьники хотят знать и понимать музыку, но в большинстве случаев не имеют достаточных навыков слушать и воспринимать ее. Отсюда большое стремление к чтению книг о музыке и к лекциям. Обычно первые же шаги настоящего общения с музыкой вызывают очень большой интерес к ней и стремление глубже проникнуть в различные сферы музыкального искусства.

Установлено, что воспитание художественного вкуса осуществляется успешнее при условии повторения музыкальных восприятий. Школьники, как правило, хотят не только чувствовать, и понимать музыку, но и много знать о ней.

Музыку дети примут и полюбят только тогда, если она подойдет к ним просто, не в виде чего-то изобретенного взрослыми с воспитательными целями, для дисциплины или развития их детского ума и чувства, а виде действительно нужной вещи, чего то настоящего, что есть во всем мире вокруг, чего нельзя не слышать.

Слушая музыку, дети должны как внутренне сотворить ее, их собственной, внутренней, близкой душе музыкой должна быть музыка, рассказывающая им занимательный музыкальный рассказ.

Освоение музыкальных воспроизведений предполагает полноценное их восприятие, т.е. слушание и понимание. Такое восприятие требует соответствующей подготовки, руководства, воспитания, что входит в задачи музыкального обучения.

Воспитание восприятия может быть осуществлено лишь при постоянной руководящей роли учителя. Что же нужно сделать для того, чтобы научить школьников понимать и любить музыку?

Любить музыку – значит испытывать потребность в общении снею, переживать ее, т.е. испытывать радость, волнение, печаль, слушая ее. Понимать же музыку – значит воспринимать ее сознательно, отдавать себе отчет в ее содержании и, в какой-то мере, в ее форме.

Мы учим детей воспринимать музыку сознательно для того, чтобы они ее глубже переживали, чувствовали.

Восприятие слушателей, имеющих подготовку, имеющих знания о музыке, глубже, сознательнее, ярче. Круг воспроизведений, которые они способны эмоционально воспринять, сложнее и шире.















Список литературы

Дмитриева Л.В., Черноиваненко Н.М.Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение,1989

Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. 2-е изд.Н.:Просвещение.1984

Гродзенская Н.Л.Школьники слушают музыку. М.:Просвещение.1969

Радынова О.П. Слушаем музыку. М.: Просвещение,1990

Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенка. Дошк.восп.1992. №9-10




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Методическая разработка «Руководство развитием восприятия»

Автор: Двойникова Лариса Дмитриевна

Дата: 07.01.2021

Номер свидетельства: 569467

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Методическая разработка урока "Размещение и выкладка товаров в торговом зале" "
    ["seo_title"] => string(87) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-razmieshchieniie-i-vykladka-tovarov-v-torghovom-zalie"
    ["file_id"] => string(6) "204701"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429711951"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Естественный отбор - направляющий фактор эволюции: Борьба за существование» "
    ["seo_title"] => string(144) "mietodichieskaia-razrabotka-otkrytogo-zaniatiia-po-tiemie-iestiestviennyi-otbor-napravliaiushchii-faktor-evoliutsii-bor-ba-za-sushchiestvovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "133541"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416534709"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Система работы по развитию орфографической зоркости как средство предупреждения ошибок "
    ["seo_title"] => string(98) "sistiema-raboty-po-razvitiiu-orfoghrafichieskoi-zorkosti-kak-sriedstvo-priedupriezhdieniia-oshibok"
    ["file_id"] => string(6) "243836"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445828403"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ"
    ["seo_title"] => string(128) "uchiebno-mietodichieskii-kompliekt-po-kraieviedieniiu-kak-sriedstvo-formirovaniia-lichnostnykh-i-mietapriedmietnykh-riezul-tatov"
    ["file_id"] => string(6) "269334"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450800127"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока на тему "Происхождение человека". "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-na-tiemu-proiskhozhdieniie-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "163976"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422553458"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства