МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Естественный отбор - направляющий фактор эволюции: Борьба за существование»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Естественный отбор - направляющий фактор эволюции: Борьба за существование»
Дисциплина: Биология
Тема: Естественный отбор - направляющий фактор эволюции.
Борьба за существование.
Цели:
Планируется, что к окончанию занятия студенты смогут:
? опираясь на конспект, охарактеризовать особенности каждой формы борьбы за существование;
? отличать проявления разных форм борьбы за существование на различных примерах в живой природе;
? анализировать, сравнивать, делать выводы по изучаемой теме;
? высказывать собственное мнение относительно изучаемой темы;
? сотрудничать в группе.
Тип урокa: Урок изучения нового материала.
Методы обучения: Проблемный, частично–поисковый, деятельностный.
Средства обучения: ПК, мультимедийный проектор, методические материалы, учебник «Биология, 10 кл.», презентация к уроку, ноутбуки.
Формы организаций познавательной деятельности учащихся: Индивидуальная, групповая, коллективная.
Вид урока: Урок с элементами исследования.
Межпредметные связи:
? История, тема «Великие географические открытия. Карта мира. Начало межцивилизационного диалога и его воздействие на судьбы участников: гибель и трансформация традиционных цивилизаций Нового Света, их влияние на развитие модернизирующейся цивилизации Запада. Формирование нового пространственного восприятия мира».
? Философия, тема «Кризис современной цивилизации: гибель природы, перенаселение, терроризм, нищета развивающихся стран. Создание мировой системы хозяйства. Попытка глобального регулирования социальных и экономических основ жизни человечества. Борьба за права человека. Наука и ее влияние на будущее человечества. Философия о возможных путях будущего развития мирового сообщества»,
тема «Философия о происхождении и сущности человека. Человек как дух и тело. Основные отношения человека: к себе самому, другим, к обществу, культуре и природе».
? Русский язык, тема «Виды речевой деятельности, речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств».
Внутридисциплинарные связи:
Тема «Возникновение и развитие эволюционных идей. Чарльз Дарвин и его теория происхождения видов. Доказательства эволюции».
Тема «Взаимодействие популяций разных видов. Сообщества. Поток энергии и цепи питания. Свойства экосистем. Агроценозы».
Тема «Применение экологических знаний в практической деятельности человека. Антропогенные изменения в естественных природных ландшафтах своей местности».
Общие компетенции:
? ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
? ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
? ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
? ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
? ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
Эпиграф урока:
«Природа – единственная книга, всякая страница которой полна глубокого содержания» (Иоганн Гете)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Естественный отбор - направляющий фактор эволюции: Борьба за существование» »
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Дата 26.02.2014г. Специальность: Компьютерные сети Группа 124
Дисциплина: Биология
Тема:Естественный отбор - направляющий фактор эволюции.
Борьба за существование.
Цели:
Планируется, что к окончанию занятия студенты смогут:
опираясь на конспект, охарактеризовать особенности каждой формы борьбы за существование;
отличать проявления разных форм борьбы за существование на различных примерах в живой природе;
анализировать, сравнивать, делать выводы по изучаемой теме;
высказывать собственное мнение относительно изучаемой темы;
сотрудничать в группе.
Тип урокa: Урок изучения нового материала.
Методы обучения: Проблемный, частично–поисковый, деятельностный.
Средства обучения: ПК, мультимедийный проектор, методические материалы, учебник «Биология, 10 кл.», презентация к уроку, ноутбуки.
Формы организаций познавательной деятельности учащихся: Индивидуальная, групповая, коллективная.
Вид урока: Урок с элементами исследования.
Межпредметные связи:
История, тема «Великие географические открытия. Карта мира. Начало межцивилизационного диалога и его воздействие на судьбы участников: гибель и трансформация традиционных цивилизаций Нового Света, их влияние на развитие модернизирующейся цивилизации Запада. Формирование нового пространственного восприятия мира».
Философия, тема «Кризис современной цивилизации: гибель природы, перенаселение, терроризм, нищета развивающихся стран. Создание мировой системы хозяйства. Попытка глобального регулирования социальных и экономических основ жизни человечества. Борьба за права человека. Наука и ее влияние на будущее человечества. Философия о возможных путях будущего развития мирового сообщества»,
тема «Философия о происхождении и сущности человека. Человек как дух и тело. Основные отношения человека: к себе самому, другим, к обществу, культуре и природе».
Русский язык, тема «Виды речевой деятельности, речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств».
Внутридисциплинарные связи:
Тема «Возникновение и развитие эволюционных идей. Чарльз Дарвин и его теория происхождения видов. Доказательства эволюции».
Тема «Взаимодействие популяций разных видов. Сообщества. Поток энергии и цепи питания. Свойства экосистем. Агроценозы».
Тема «Применение экологических знаний в практической деятельности человека. Антропогенные изменения в естественных природных ландшафтах своей местности».
Общие компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
Эпиграф урока:
«Природа – единственная книга, всякая страница которой полна глубокого содержания» (Иоганн Гете)
Технологическая карта занятия:
Этапы урока
Время
(мин.)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Общие компетенции
1.Организационный момент
2
Приветствие преподавателя.
Проверка явки студентов.
Эпиграф к уроку:
«Природа – единственная книга, всякая страница которой полна глубокого содержания» (Иоганн Гете)
Приветствуют преподавателя.
Психологически готовятся к занятию.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
2. Ориентировочно-мотивационный этап
Самоопределение к деятельности.
10
Показывает видеосюжеты, соответствующие теме урока. Подводит к проблемной ситуации.
Объявляет тему урока. Знакомит учащихся с целями и задачами урока. Делает установку на работу в группах и заполнение рабочих листов.
Вопросы:
Чем отличаются друг от друга представленные сюжеты?
Учащиеся высказывают свои предположения о причинах гибели живых организмов и записывают ответы группы в рабочие листы.
Лидер каждой группы сообщает о наработках группы. Причины, ограничивающие рост численности живых организмов:
-природно-климатические факторы;
- борьба с особями других видов;
- борьба с особями своего вида.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
3. Операционно-исполнительский этап
10
Организует работу исследовательских бюро.
Дает указания для выполнения заданий.
Знакомятся с содержанием рабочих листов.
Выполняют групповые задания.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
4. Этапорганизации усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации
6
Организует и координирует защиту предложенных заданий по очереди.
Выступают с докладом по выполненному заданию. Дополняют докладчика.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
5. Этап первичного закрепления материала и контроля знаний
8
Организует коллективную и индивидуальную работы по определению примеров, показанные на интерактивной доске.
Учащиеся принимают участие в данном задании, используя рабочие листы.
(за каждый правильный ответ учащиеся записывают по 1 баллу в рефлексию личной деятельности.)
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
6.Рефлексивно-оценочный этап
6
Организует тестирование по изученной теме.
Отвечают на вопросы тестирования.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
7.Подведение итогов
Оценка деятельности студентов на уроке
2
Оценивает результаты работы учащихся, сообщает оценки.
Задает вопросы:
- Выполнили ли мы все поставленные задачи?
- Какой материал поняли полностью или частично?
- Насколько активно работали?
- Как легче работать в группе или индивидуально?
Оценивают результаты своей деятельности, принимают участие во взаимооценке.
При оценивании учитывается самооценка, взаимооценка и оценка педагога. Оценивание проводится по пятибалльной системе, с учетом участия каждого студента.
Анализируют выполнение поставленных задач, делятся своими впечатлениями.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
9.Постановка домашнего задания
(дифференцированно)
1
Подготовить сообщения о различных формах борьбы за существование в живой природе, которое учащиеся видели в парке, в окрестностях техникума, по месту жительства, за городом и т. д.
Задают по домашнему заданию вопросы по мере необходимости.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффектив-