kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка "Разбор слова по составу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

способствовать развитию умения распознавать значимые части слова,  обозначать

                       их графически,   развивать  умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять

                       главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Разбор слова по составу"»

Методическая тема школы: «Формирование функциональной грамотности учащихся, как условие

повышения качества образования в рамках обновления содержания».

Методическая тема учителя: «Развитие навыков устной и письменной речи учащихся для повышения

уровня орфографической зоркости»

Информационная карта урока

06 .12.2016 г Предмет: русский язык Класс: 2 «А»

Учитель: Литвинова Т.А.

Тема урока: Разбор слова по составу (в пределах минимума), графическое обозначение

значимых частей.

Цель:

обучающая: научить выполнять разбор слова по составу, воспроизвести знания об одинаковом

написании корня в однокоренных словах;

развивающая: способствовать развитию умения распознавать значимые части слова, обозначать

их графически, развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять

главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры воспитывающая: воспитывать интерес к урокам русского языка.

Тип урока: урок открытия новых знаний;

Вид урока: урок с элементами беседы и презентации

Технология: ЛОТ

Методы: частично-поисковый, беседа, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: презентация к уроку, карточки для индивидуальной работы.


Технологическая карта урока

    Ι. Орг. момент.

Психологический настрой.

Добрый день!

Я рада приветствовать

Вас в классе нашем.

Возможно, есть классы

И лучше и краше,

Но пусть в нашем классе

Всем будет светло,

Пусть будет уютно

И очень легко!



1. Эпиграф урока.

Слайд Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

- Все знания вы получаете постепенно, как бы поднимаясь по лестнице. У каждого на столе лежит «лист самооценки».

- Как вы думаете, на какой ступеньке вы стоите? Поставьте себя в начале урока. А в конце урока мы проверим, как повысилась ваша самооценка.


- Прочитайте слова на экране:

Слайд Слово делится на части, 

Как на дольки апельсин.

Может каждый грамотей, 
Строить слово из частей.

- Как вы понимаете эти слова?


- Всё на свете из чего-нибудь состоит:

Слайд облака из капелек, лес из деревьев.

Слова тоже сделаны из своего материала.


2. Словарная работа.

- Из какого материала, мы узнаем, разгадав кроссворд.


Я тетрадь свою…

Слайд. 6 декабря.

Классная работа.

1. В яме спит зимою длинной,
Но, чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной,
Отправляется … (медведь)


2. Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи! (собака)


3. Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне. (мороз)


4. Самый короткий месяц в году. (февраль)


5. Без рук, без ног,
По полю рыщет,
Поет да свищет,
Деревья ломает,
К земле траву приклоняет. (ветер)


6. Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой.

Двор в снегу. Белы дома.

Ночью к нам пришла…(зима)

7. Роет норы он умело.
Знает, любит это дело.
Потому кроту и друг,
А зовут его …(барсук)



м

е

д

в

е

д

ь


с

о

б

а

к

а



м

о

р

о

з







ф

е

в

р

а

л

ь


в

е

т

е

р




з

и

м

а







б

а

р

с

у

к



критерии оценивания: (на полях)

- - без ошибок

- 1 ошибка

2-3 ошибки

- Можно назвать эти слова словарными? (зима - лишнее)


3. Фонетический разбор слова.

Зима


- Возвращаемся к морфемам.

- Что такое морфема? (части слова)


Слово делится на части

Как на дольки апельсин.

- И у каждой части слова есть своё название. Так ведь?

II. Актуализация знаний.

1. Выбор морфем. (устно)

Слайд. Корень, глагол, окончание, основа, суффикс, приставка.

- Прочтите данные слова, выберите только части слова. Докажите.

- Глагол – это часть речи, остальные – часть слова.


III. Постановка темы урока.

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Слайд. Да, тема урока: Разбор слова по составу, графическое обозначение значимых

частей.

- Какую мы поставим цель? Научиться правильно делать морфемный разбор слов.



Опрос «Летучка» (4чел. карточки – инд.)

- Часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется…(окончание)

- Второй зимний месяц? (январь)

- Общая часть родственных слов называется …(корень)

- Какие буквы не употребляются в начале русских слов? ( Й, Ы)

- Для образования новых слов служат… (приставка, суффикс)

- Какой сегодня день недели? (…)

- На стёклах зимой рисует узоры …(мороз)

- Часть слова без окончания называется …(основа)

- Назовите антоним к слову чёрный – (белый)

- Что является единицей предложения? (слово)

- Что такое морфема? (части слова)

- Сколько гласных букв в русском алфавите? (10)

- Сколько морфем в русском языке? (4)

- Назовите их. (Корень, окончание, суффикс, приставка)

- Это значимые части слова? Да, кроме окончания.

- Почему? (образуют новые слова)

- Я показываю вам графическое обозначение, а вы говорите мне, какая часть слова так

обозначена.

Слайд.

- КОРЕНЬ (появляется после ответа)


- ПРИСТАВКА


- ОКОНЧАНИЕ

- СУФФИКС


- ОСНОВА СЛОВА

- Скажите, основа слова – это морфема?

(нет. Она объединяет в себе все части слова, без окончания)

- Назовите значимые части слова. Почему?


Физминутка



- Итак, Каждая морфема вносит в слово свою часть смысла – «смыслиночку»

- Давайте еще раз повторим.

- Без чего не может существовать слово? (без корня).

- Что мы еще выделяем при разборе слова по составу

(приставку, суффикс, окончание, основу).



1. Выведение алгоритма.

Для того, что разбирать слова по составу, необходимо знать последовательность разбора, иными словами, - алгоритм.

Я предлагаю вам прочитать стихотворение, и вы сами назовёте правильную последовательность разбора.

Слайд. Помни, при разборе слова:

Окончанье и основу

Первым делом находи.

После корня будет суффикс,

А приставка – впереди.

- Давайте выделим последовательность.

Слайд. ЗАПОМНИ!!!

Графически

Помни, при разборе слова:

Окончанье и основу 1.

Первым делом находи. 2.

После корня будет суффикс, 3.

А приставка – впереди. 4.

5.


2. Морфемный разбор. (работа в парах)

(на столе лежат тексты)

- Предлагаю поработать в парах.

- Возьмите в руки карандаш.

Сейчас вы послушаете разговор маленькой елочки, которую можно встретить в лесу. Положите перед собой текст. Возьмите карандаш, и когда я буду читать текст, вы не только внимательно слушайте, но и подчеркивайте однокоренные слова, встретившиеся в тексте.

- Какие слова мы называем однокоренными? (1 значение, 1 корень)

Слайд. В густом зеленом ельнике жила маленькая Елочка. Как и все маленькие, она была очень любопытная и часто задавала взрослым вопросы.

- Почему, - спрашивала Елочка у мамы Елки, - на твоих ветвях растут шишки, а на моих – нет?

- Не огорчайся, - отвечала мама. - Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твердые шишки.

- Почему, - спрашивала Елочка у бабушки – старой Ели, - к тебе часто в гости прибегают рыжие белки, прилетают дятлы, клесты?

- И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Елочку бабушка.


- Какие родственные слова вы подчеркнули в тексте? (проверка- - Докажите.

- Выпишите в тетрадь и разберите их по составу. (1чел. у доски)

Слайд. - Пользуйтесь памяткой.

  1. Пишу слово

  2. Изменяю слово, выделяю окончание

  3. Отделяю основу от окончания и выделяю основу

  4. Подбираю однокоренные слова и выделяю корень

  5. Нахожу и обозначаю суффикс

  6. Нахожу и обозначаю приставку

Ельник, ёлочка, ёлки, ель.

-Как образовались эти слова? (при помощи суффиксов)


3. Игра «Четвёртый лишний»

- Определить, являются ли слова одной группы однокоренными словами.

Слайд

1 ряд 2 ряд 3ряд

Перелёт белый гора

летний белить пригорок

лететь белка горевать

летящий побелка горка

- Выбрать однокоренные слова. Записать.

- Выполнить полный разбор по составу того слова, в котором есть приставка.

( 1 чел. от ряда у доски)

- Докажите, что это однокоренные слова.

- В каком из этих слов есть все фонемы. Докажите. Побелка.


Физминутка для глаз



4. Самостоятельная работа.

Игра «Собери слово» (самостоятельно)

- У вас на столах лежат карточки с частями трёх слов. Соберите эти слова и разберите по составу, пользуясь алгоритмом разбора.

Слайд А   УШК ДОМ КОРМ ИК



Слайд.  (Проверочный –собираются слова) Домик, кормушка

- Составьте предложение с данными словами (устно)

- Кто делал кормушки? Кто кормит птиц?

IV. Итог урока.

V. Рефлексия.

Слайд научился…

Я Понял…

Узнал…

Смогу…


- Отметки за урок



Слайд VI. Д\з Упр. 400, прав., с. 112- 136 повторить





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект урока русского языка "Разбор слова по составу"

Автор: Литвинова Татьяна Анатольевна

Дата: 10.03.2017

Номер свидетельства: 399068

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока русского языка для 2 класса по теме: «Обобщение знаний о составе слова »"
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekturokarusskoghoiazykadlia2klassapotiemieobobshchieniieznaniiosostavieslova"
    ["file_id"] => string(6) "284211"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453950627"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока русского языка  3 класс  по теме «Правописание парных согласных»"
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekturokarusskoghoiazyka3klasspotiemiepravopisaniieparnykhsoghlasnykh"
    ["file_id"] => string(6) "266856"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450263539"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока русского языка "Родственные слова" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-rodstviennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "121470"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413981237"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока русского языка в 6 классе "Категория состояния" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-katieghoriia-sostoianiia"
    ["file_id"] => string(6) "220305"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434574812"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: Состав слова. Закрепление. "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-sostav-slova-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "125229"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414937876"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства