- Прочтите данные слова, выберите только части слова. Докажите.
- Глагол – это часть речи, остальные – часть слова.
III. Постановка темы урока.
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Слайд. Да, тема урока: Разбор слова по составу, графическое обозначение значимых
частей.
- Какую мы поставим цель? Научиться правильно делать морфемный разбор слов.
Опрос «Летучка» (4чел. карточки – инд.)
- Часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется…(окончание)
- Второй зимний месяц? (январь)
- Общая часть родственных слов называется …(корень)
- Какие буквы не употребляются в начале русских слов? ( Й, Ы)
- Для образования новых слов служат… (приставка, суффикс)
- Какой сегодня день недели? (…)
- На стёклах зимой рисует узоры …(мороз)
- Часть слова без окончания называется …(основа)
- Назовите антоним к слову чёрный – (белый)
- Что является единицей предложения? (слово)
- Что такое морфема? (части слова)
- Сколько гласных букв в русском алфавите? (10)
- Сколько морфем в русском языке? (4)
- Назовите их. (Корень, окончание, суффикс, приставка)
- Это значимые части слова? Да, кроме окончания.
- Почему? (образуют новые слова)
- Я показываю вам графическое обозначение, а вы говорите мне, какая часть слова так
обозначена.
Слайд.
- КОРЕНЬ (появляется после ответа)
- ПРИСТАВКА
- ОКОНЧАНИЕ
- СУФФИКС
- ОСНОВА СЛОВА
- Скажите, основа слова – это морфема?
(нет. Она объединяет в себе все части слова, без окончания)
- Назовите значимые части слова. Почему?
Физминутка
- Итак, Каждая морфема вносит в слово свою часть смысла – «смыслиночку»
- Давайте еще раз повторим.
- Без чего не может существовать слово? (без корня).
- Что мы еще выделяем при разборе слова по составу
(приставку, суффикс, окончание, основу).
1. Выведение алгоритма.
Для того, что разбирать слова по составу, необходимо знать последовательность разбора, иными словами, - алгоритм.
Я предлагаю вам прочитать стихотворение, и вы сами назовёте правильную последовательность разбора.
Слайд. Помни, при разборе слова:
Окончанье и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка – впереди.
- Давайте выделим последовательность.
Слайд. ЗАПОМНИ!!!
Графически
Помни, при разборе слова:
Окончанье и основу 1.
Первым делом находи. 2.
После корня будет суффикс, 3.
А приставка – впереди. 4.
5.
2. Морфемный разбор. (работа в парах)
(на столе лежат тексты)
- Предлагаю поработать в парах.
- Возьмите в руки карандаш.
Сейчас вы послушаете разговор маленькой елочки, которую можно встретить в лесу. Положите перед собой текст. Возьмите карандаш, и когда я буду читать текст, вы не только внимательно слушайте, но и подчеркивайте однокоренные слова, встретившиеся в тексте.
- Какие слова мы называем однокоренными? (1 значение, 1 корень)
Слайд. В густом зеленом ельнике жила маленькая Елочка. Как и все маленькие, она была очень любопытная и часто задавала взрослым вопросы.
- Почему, - спрашивала Елочка у мамы Елки, - на твоих ветвях растут шишки, а на моих – нет?
- Не огорчайся, - отвечала мама. - Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твердые шишки.
- Почему, - спрашивала Елочка у бабушки – старой Ели, - к тебе часто в гости прибегают рыжие белки, прилетают дятлы, клесты?
- И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Елочку бабушка.
- Какие родственные слова вы подчеркнули в тексте? (проверка- - Докажите.
- Выпишите в тетрадь и разберите их по составу. (1чел. у доски)
Слайд. - Пользуйтесь памяткой.
Пишу слово
Изменяю слово, выделяю окончание
Отделяю основу от окончания и выделяю основу
Подбираю однокоренные слова и выделяю корень
Нахожу и обозначаю суффикс
Нахожу и обозначаю приставку
Ельник, ёлочка, ёлки, ель.
-Как образовались эти слова? (при помощи суффиксов)
3. Игра «Четвёртый лишний»
- Определить, являются ли слова одной группы однокоренными словами.
Слайд
1 ряд2 ряд 3ряд
Перелёт белый гора
летний белить пригорок
лететь белка горевать
летящий побелка горка
- Выбрать однокоренные слова. Записать.
- Выполнить полный разбор по составу того слова, в котором есть приставка.
( 1 чел. от ряда у доски)
- Докажите, что это однокоренные слова.
- В каком из этих слов есть все фонемы. Докажите. Побелка.
Физминутка для глаз
4. Самостоятельная работа.
Игра «Собери слово» (самостоятельно)
- У вас на столах лежат карточки с частями трёх слов. Соберите эти слова и разберите по составу, пользуясь алгоритмом разбора.