Сквозная тема: | Традиции и фольклор |
Школа: |
Дата: «____»____________20___г. | ФИО учителя: |
Класс: 1 «____» класс. | Количество присутствующих: отсутствующих: |
Тема урока: | Легенда о Золотом человеке |
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу): |
• рассказывать о наиболее известных исторических памятниках и экспонатах древности. |
Цели урока: | Учащиеся узнали: Они научились: рассказывать о наиболее известных исторических памятниках и экспонатах древности. |
Критерии успеха | На уроке учащиеся узнают, как монеты помогают изучать историю, используют новые термины, соответствующие теме. Научатся рассказывать легенду о Золотом человеке. Будут участвовать в активных видах деятельности. Научатся высказывать свое мнение на основе полученной информации. |
Привитие ценностей | Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. |
Межпредметные связи | Естествознание. Проведите с учащимися беседу и задайте вопросы: Как вы думаете, почему доспехи воина сохранились до наших дней? Где можно встретить золото в повседневной жизни? Математика. Предложите выполнить один из вариантов заданий. Более способным учащимся дайте задание найти в Интернете информацию о монетах Казахстана. Каким номиналом эти монеты? Какие монеты бывают мелких и крупных номиналов? Как их называют? Какие монеты мы используем сейчас? Можно предложить найти информацию о количестве украшений, найденных археологами в кургане Золотого человека. |
Навыки использования ИКТ | На данном уроке учащиеся не используют ИКТ. Возможный уровень: организованная деятельность, включающая презентации и ИKT; самостоятельное изучение информации, обсуждение в группе; представление классу полученных выводов; |
Предварительные знания | Некоторые учащиеся могут рассказать о Золотом человеке |
Ход урока |
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
Начало урока | . Подумай. Ученики высказывают мнение о том, что изображено на рисунке. Расскажите, что в древности в качестве денег использовали соль, шкуры, скот, ракушки и т. д. Спросите учащихся, удобно ли было использовать предметы в торговле. Предложите рассмотреть изображение монеты. Дайте определения словам "нумизматика", "обратная и лицевая сторона" монет. | Учебник: Легенда о Золотом человеке, с. 64—65. Рабочая тетрадь: Золотые доспехи, рабочий лист 43, с. 45. Монета, рабочий лист 44, с. 46. |
Критерии успеха | Учащиеся читают текст учебника. | |
Середина урока | Расскажи. Используйте стратегию "Авторский стул". Один учащийся в роли Золотого человека надевает головной убор и отвечает на вопросы других. Попробуй. Предложите ученикам придумать и нарисовать свою монету в задании "Монета" в рабочей тетради. Расспросите учащихся, что они хотели бы видеть на лицевой и обратной стороне монеты. | Ресурсы: Карточки с буквами для игры "Составь слово", шлем для ролевой игры, карточки для игры "Типография". Интернет-ресурсы: http://www.munze.ru/ http://www.ertegi.ru/. |
Критерии успеха | | |
Конец урока | Знаешь ли ты? Дайте учащимся информацию о том, что в 1969 году недалеко от Алматы в Иссыкском кургане археологи обнаружили Золотого человека. Развитие языковых компетенций Проведите соревнование-игру "Составь слово". Разделите класс на три группы. Дайте карточки с буквами слов по новой теме. Каждая группа должна составить ключевое слово. Какая из них составит первой, та и будет победителем. Попросите вслух прочитать составленные ключевые слова. | |
Критерии успеха | Учащиеся по термометру определяют показания и делают выводы. | |
Дифференциация Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока. | Здоровье и соблюдение техники безопасности
Здоровьесберегающие технологии. Используемые физминутки и активные виды деятельности. |
Дополнительные задания Игра "Типография". Учащихся разделите на две команды. Каждому дайте карточку с одной из букв, которая прикреп ляется на грудь. Учитель читает вопрос. Ученики, посоветовавшись в команде, быстро встают в ряд так, чтобы можно было прочитать ответ. Очко достается команде, которая быстро составила слово. Побеждает команда, набравшая большее количество очков. Можно для закрепления задать вопросы по новой теме. В качестве повторения можно использовать вопросы по пройденным темам. В зависимости от выбора вопроса учитель готовит карточки с нужными буквами. | Рабочий лист 43. Золотые доспехи Ученики раскрашивают доспехи Золотого человека и соединяют слова с элементами костюма. Рабочий лист 44. Монета Задание на развитие творческих способностей. Учащиеся придумывают и рисуют свою монету. Проведите с первоклассниками игру "Звездный час". Составьте и задайте вопросы по новой теме. За каждый правильный ответ дается звездочка. Побеждает тот, у кого больше всего звездочек. Как называется наука о монетах? (Нумизматика.) Каким рос Алтын Айдар? (Все его баловали, но он не был капризным.) Опишите доспехи Алтын Айдара. (Юный батыр был одет в золотые доспехи, на голове — шлем, грудь и спину прикрывала золотая кольчуга, талию стягивал золотой пояс. На ногах были высокие, остроносые сапоги, украшенные золотыми бляшками.) Где археологи обнаружили Золотого человека? (Недалеко от Алматы — в Иссыкском кургане.) | Физкультминутка. Чтоб все выполнить заданья, Всем нам надо отдохнуть, Ну, ребята, дружно встанем, Надо косточки встряхнуть. Руки вверх, назад прогнулись, Сейчас сделаем наклоны, К упражнению готовы? Раз, два, три, четыре, пять. Теперь спинки держим ровно. На месте будем мы шагать. Раз, два, три, четыре, пять. Тихо все на место сядем И закроем глазки, Вспомните всё, что сегодня узнали, Без моей подсказки. |
Нумизматика — это наука о монетах. Основоположником научного исследования в этой области считается австрийский ученый И. И. Эккель (1737—1798 годы) — автор труда "Наука о древних монетах".
Монета — это слиток металла определенного веса, формы, достоинства. Название "монета" происходит от имени богини монеты Юноны.
Аверс — лицевая сторона монеты или медали. Реверс — обратная сторона монеты.
Слово "легенда" пришло к нам из латинского языка. Это одна из разновидностей устного народного творчества. Но в отличие от сказок легенда описывает реальные события. Когда не было письменности, легенды передавались из уст в уста. Все надписи на монетах тоже называются легендой.
В давние времена на обширных землях Казахстана жило многочисленное племя. Дети этого племени были похожи и говорили на одном языке. Народ был могущественным и богатым.
В семье батыра Каскалдака было девять сыновей. И вот однажды родился десятый мальчик. У него была длинная прядь золотых волос. Поэтому его назвали Алтын Айдаром. Несмотря на то что его баловали, Алтын Айдар не был капризным. С малых лет он пристрастился к скачкам на лошадях и в байге всегда приходил первым.
Однажды до племени дошла черная весть: с востока надвигается грозный враг. Собрался народ и принял решение выйти навстречу врагу. Главнокомандующим стал батыр Каскалдак. Всадники были одеты в железные кольчуги, вооружены острыми стальными мечами и саблями. Но лучше всех была выправка у Алтын Айдара. Юный батыр был одет в золотые доспехи, на голове — шлем, грудь и спину прикрывала золотая кольчуга, талию стягивал золотой пояс. На ногах были высокие остроносые сапоги, украшенные золотыми бляшками. Когда он летел на врага со своим войском, золотая одежда его искрилась. Одно его появление вселяло во врага страх. Не удалось врагам победить войско Каскалдака. После трех дней сражения обе стороны объявили перемирие. Но враги хотели уничтожить Алтын Айдара с помощью хитрости. Ни вражеская стрела, ни чужая сабля не могли сразить Алтын Айдара. В 18 лет он тяжело заболел и умер. Весь народ оплакивал его. Его так и похоронили в золотом одеянии. Рядом в могилу положили серебряную чашу с надписью "Ты рано ушел от нас в будущее...".
В 1969 году недалеко от Алматы в Иссыкском кургане археологи обнаружили Золотого человека. Примерный возраст захороненного там древнего человека — 18 лет. В могиле обнаружили более четырех тысяч украшений из золота, некогда нашитых на одежду, обувь и головной убор, а также золотые перстни, статуэтки, бронзовое и золотое оружие, различные сосуды. Серебряная чаша с надписью свидетельствует о том, что у наших предков письменность появилась в глубокой древности.