Работа над темой урока 1.(П) - На партах у вас лежат конверты, достаньте содержимое. - Скажите, что это? - Каким номиналом эти монеты? - Как вы определили? - Покажите мне монету номиналом в 10 тенге, 20 тенге, 100 тенге. - Расположите их в порядке возрастания. - Проверим. Внимание на доску. - Та сторона, на которой написана надпись, обозначающая достоинство монеты – это лицевая сторона монет. Повторим хором. - Переверните монеты. - Что изображено на другой стороне? (в центре изображение герба Республики Казахстан) Это обратная сторона монеты. - Какой стороной лежат монеты? - А зачем люди придумали монеты? (чтобы обменивать товар) 2.Беседа - А знаете, как выглядели монеты раньше? Продолжим нашу экскурсию в музей. Давайте внимательно посмотрим и послушаем нашего экскурсовода. -О каких монетах расказал экскурсовод? (о древних) -Сколько лет этим монетам? (100-200) - Из чего были изготовлены эти монеты? (из металла) -Каким номиналом все монеты? (5 копеек) -Что ещё интересного вы узнали? - Как еще называют монеты? (деньги) - У каждого государства своя валюта. - Какая национальная валюта в нашем государстве? (тенге) - В нашей стране 15 ноября отмечают «День национальной валюты» - 4классники выпустили плакат о нашей валюте. С этой информацией вы сможете познакомиться на перемене. - Вы найдете информацию о деньгах, которыми мы пользуемся в жизни. Они часто встречаются вам. Кроме монет у нас есть еще и бумажные деньги. 3. Подготовка к восприятию. - Возьмите карточку на столе. Рассмотрите изображенную монету. - Что изображено на лицевой стороне? (1000 тенге) - Эта монета очень редкая и выполнена она из золота. - Что на обратной стороне? (золотой человек) - Одним из символов Республики Казахстан является Золотой человек. - О нем казахский народ сложил легенду. Работа с понятием. Легенда – это одна из разновидностей несказочного фольклора. Письменное предание о каких-нибудь исторических событиях или личностях. Послушайте внимательно легенду и подумайте, почему мальчика назвали Алтын Айдаром? 4. Легенда о Золотом человке В давние времена на обширных землях Казахстана жило многочисленное племя. Дети этого племени были похожи и говорили на одном языке. Народ был могущественным и богатым. В семье батыра Каскалдака было девять сыновей. И вот однажды родился десятый мальчик. У него была длинная прядь золотых волос. Поэтому его назвали Алтын Айдаром. Несмотря на то, что его баловали, Алтын Айдар не был капризным. Он был умным, добрым и отзывчивым ребенком, защищал слабых. С малых лет он пристрастился к скачкам на лошадях и в байге всегда приходил первым. - Почему мальчика назвали Алтын Айдаром? ( у него была прядь золотых волос) - Кто знает, как с казахского языка переводится слово алтын? (Алтын – переводится с каз языка золото) - Как относились к нему в семье? (баловали, он был самым младшим) - Каким рос Алтын Айдар? (Все его баловали, но он не был капризным, он любил игры, был умным, добрым и отзывчивым ребенком) 5. Работа с текстом(И,Ф) - Продолжение легенды мы прочитаем в тексте. Взяли карандаш. Будем читать с помощью приема Инсерт. «Галочка» - знаю «Плюс» - узнал новое «Вопросительный знак» - хочу узнать больше Однажды до племени дошла плохая весть: с востока надвигается грозный враг. Собрался народ и встал на защиту родной земли. Юный батыр был одет в золотые доспехи, на голове — шлем, грудь и спину прикрывала золотая кольчуга, талию стягивал золотой пояс. Когда он летел на врага со своим войском, золотая одежда его искрилась. Одно его появление вселяло во врага страх. Они хотели уничтожить Алтын Айдара, который храбро сражался. В 18 лет он погиб в сражении с врагом. Его так и похоронили в золотом одеянии. В 1969 году недалеко от Алматы в Иссыкском кургане археологи обнаружили Золотого человека. В захоронении найдено более четырех тысяч украшений из золота, обувь и головной убор, а также золотые перстни, статуэтки, бронзовое и золотое оружие, различные сосуды. - Что вы знали? - Что для вас стало новым знанием? - Какую информацию необходимо уточнить? (курган - насыпь из земли над захоронением) 6. Осмысление (Г) (Дифференцированное задание) Вспомнить правила работы в группе. - Проверим, как вы запомнили. - Возьмите цветную карточку. Вам нужно закончить предложения, вы можете пользоваться текстом легенды. Карточка А: Юный батыр был одет в _______________________, на голове — ___________, грудь и спину прикрывала __________________, талию стягивал _______________, Карточка В: В 1969 году недалеко от города _______________ в Иссыкском кургане археологи обнаружили ________________________. Карточка С: Золотого человека звали ______________________. - Внимание на доску, проверим. Критерий: Дескрипторы: выполняют все три карточки уровней –А, В, С выполняют карточки двух уровней –В, С выполняют только один уровень –С (Проверят задание по эталону) -Занесите свои результаты в листы оценивания. Динамическая пауза «Сторона монеты» Если я покажу вам лицевую сторону монеты – вы делаете наклоны. Если обратную сторону – присаживаетесь. 7. Закрепление Описание одежды (С,Ф) - Продолжим нашу экскурсию в музей. Опишите доспехи Алтын Айдара. (Юный батыр был одет в золотые доспехи, на голове — шлем, грудь и спину прикрывала золотая кольчуга, талию стягивал золотой пояс. На ногах были высокие, остроносые сапоги.) -Найдите в тексте описание. Критерий: Правильно выбирает нужную информацию Дескрипторы: Формативное оценивание (И, П) - Выполним задания. - Соедините стрелками слова с элементами его костюма. - Проверим, как выполнили задание (открывается картинка одежды с надписями) - Опишите друг другу доспехи воина - Золотого человека. 1 вариант рассказывает о мече и кольчуге. 2 вариант – шлеме и поясе. |