1 | Организационный момент Проверка готовности к уроку, создание положительного настроя. | Коммуникативные. Личностные: формулируют собственное мнение и позицию, проявляют интерес к новому учебному материалу. | Приветствие; настрой на работу. - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Посмотрите на рабочее место, проверьте всё ли готово к уроку. Мы начинаем урок русского языка | Слушание, выполнение инструкции. |
2 | Актуализация знаний Воспроизведение учащимися необходимых знаний и способов деятельности для открытия «нового» знания. | Познавательные: постановка и решение проблемы; общеучебные: - самостоятельное выделение и формулирование познаватель-ной цели, логические: - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование, Регулятивные: - целеполагание, - прогнозирование, Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; | Задаёт вопросы, диктует слова, корректирует ответы учеников, подводит к верному утверждению. - Какую большую тему мы изучили? - Что мы изучали в этой теме? - Чему учились? - Проверим себя. Применим полученные знания. Откройте рабочие тетради. Запишите число, вид работы, посмотрите на доску, проверьте себя. Запишите слова, выделяя известные вам орфограммы. Слайд 2. Запиши слово – название рисунка: (обезьяна). Запиши слова по их лексическому значению: Большой, обычно продолговатый сосуд для купания, мытья (ванна) Сделанный из молока (молочный) Запиши: Синоним слова «трудиться» (работать) Антоним слова «жаркий» (морозный) Запиши однокоренное слово к слову дежурный, которое отвечает на вопрос «что делать?» (дежурить) -Возьмите ручки с зелёной пастой. Проверьте себя по образцу. Исправьте ошибки, подчеркните орфограммы. Слайд 3. Подождать. Слайд 4. - Оцените себя, по памятке. Критерии оценки. (на доске) выделил 11 орфограмм выделил 9 – 10 орфограмм выделил 6 – 8 орфограмм выделил 5 и менее орфограмм -Нужно ли нам возвращаться к этой теме? - Ребята, посмотрите на эти слова в тетради. Что их объединяет? - Подумайте, а по какому признаку эти слова можно распределить на группы? - Задайте вопрос к каждому слову. Что вы заметили? Вспомните, что обозначают слова, отвечающие на вопросы кто? что? Общее значение – предмет. - Что обозначают слова, отвечающие на вопрос какой? Что обозначают слова, отвечающие на вопрос что делать? Слайд 5. Слова – названия Предметов | Признаков предметов | Действий предметов | Кто? | Какой? | Что делает? | Что? | Какая? | Что сделает? | | Какое? | Что делают? | | Какие? | Что делали? | - Итак, слово это не только набор звуков и букв, но и название предмета, признака предмета, действия предмета. Об этом мы уже говорили в 1 классе. Повторим, на какие вопросы отвечают слова каждой группы. | Слушание, ответы на вопросы, запись слов, самопроверка, оценивание по заданным критериям, высказывание собственных предположений. - Изучили тему «Звуки и буквы» - Изучали орфограммы русского языка - Учились писать слова в соответствии с правилами русского языка - В них есть непроверяемые орфограммы. Эти слова мы проверяем по словарю. Ученики высказывают свои предположения. - Есть слова, которые отвечают на вопрос какой?; что делать?; кто? что? - Называют предметы. - Признаки предметов - Действия предметов Хоровое прочтение вопросов. |
3 | Усвоение новых знаний и способов деятельности Открытие нового способа действия. | Познавательные общеучебные: - поиск и выделение необходимой информации; логические; - подведение под понятие, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; знаково-символические: - моделирование – постановку и решение проблемы. Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия, результата; | Создаёт условия для рационально организованных действий ученика по усвоению нового способа действий. Слайд 6. - Теперь рассмотрите рисунок. Определите его тему. - Назовите по рисунку слова - названия предметов и вопрос, на который оно отвечает. - Признаков предметов. … - Действий предметов. Посмотрим, что у нас получилось. Слайд 7. Слова - названия предметов | признаков предметов | действий предметов | ребята | зимний | угощали | белочка | заботливые | взбирается | парк | пушистая | радовались | дерево | высокое | пришли | - Можно ли из данных слов составить предложения? Составьте предложения. - Запишем одно предложение. Пушистая белочка взбирается по стволу дерева. - Послушайте, проговорите орфографически. - Запишите под мою диктовку. - Ребята, а почему я не закрывала экран? - Ребята, а если мы составим рассказ по рисунку, употребим ли в речи данные слова? - Это и есть тема нашего урока. Доска. Части речи Что такое части речи? - Прочитайте. На какой вопрос нам предстоит ответить? - Хотите узнать ответ? Обратимся к учебнику. - Откройте страницу 40. Учимся читать научный текст. - Какие сведения о языке хочет поведать нам Мудрая сова? Прочитайте самостоятельно текст - два раза. - Что же называют частями речи? Прочитайте предложение. - Какую функцию выполняет каждая часть речи? - Какие названия есть у каждой части речи? - Что вам помогло ответить на мои вопросы? Но не только текст помогает получить новую информацию, а также и схема. Рассмотрите схему на соседней странице. Слайд 8. - Прочитайте заголовок схемы. - Чем схема в учебнике отличается от таблицы на экране? Прочитайте названия частей речи. - Сравните схему с текстом. - На какие вопросы текст не даёт ответы, а по схеме ответить на них можно? На какие вопросы отвечают имена существительные, имена прилагательные, глаголы? - Что называют (обозначают) имена существительные, имена прилагательные, глаголы? - Когда же схема нам может пригодиться? Проверим. - Прочитайте предложение на листе. Морозный январь предвещает урожайный год. - Как можно назвать такое высказывание? - Поясните примету. Объясним лексическое значение слова «предвещает». Это индивидуальное задание. Послушаем его. Запишите предложение в тетрадь. - Как вы думаете, какой частью речи является каждое слово в этом предложении? - Как вы будете определять? Доска прил. сущ. гл. прил. сущ. гл. прил. сущ. Морозный январь предвещает урожайный год. - Сравните с образцом оформления в учебнике на с. 41. | Совместная деятельность с учителем, слушание, ответы на вопросы, высказывание собственного мнения, соотнесение своего мнения с мнением другого, принятие учебной задачи, работа по инструкции, работа с разными видами информации, самопроверка с образца. - Дети в зимнем парке. Ученики называют слова. Ученики проговаривают составленные предложения. Ученики проговаривают в полголоса. - Для того, чтобы не ошибиться при записи трудных слов. Чтобы проверить себя. - Да, и они станут частью нашей речи. Ученики хором читают. Ученик прочитывает предложение вслух. - Нам помог научный текст - В схеме есть названия частей речи, а в таблице их нет. Ученики высказывают свои предположения. - При распознавании частей речи. - Это народная примета. Ученик поясняет. В толковом словаре я прочитал. Предвещает - указывает на близкое наступление, совершение чего-либо. - Читаю слово, определяю значение, задаю вопрос к слову. Ученики читают по очереди слова, задают вопрос, определяют общее значение слов, с помощью учителя, и над каждым словом выполняют карандашом краткую запись части речи. |
4 | Первичная проверка понимания нового материала Вербальное фиксирование нового знания. | Познавательные: общеучебные: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Регулятивные: планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия, - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий, 1) взаимодействие 2) сотрудничество 3) интериоризация (речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям) | Организует коллективную (игровую) деятельность на выявление уровня осознанности учениками нового учебного материала, подводит к обобщению полученных знаний. - А теперь отложим ручки и немного отдохнем. Игра «Лосята» - Посмотрите на доску. Прочитайте слова. - Из какой сказки взяты слова? - Помогите лосятам спуститься на землю. Правильно распределите слова по корзинам. - Ребята мы помогли не только лосятам, но и себе. - Чему мы учились? - Составьте предложение из данных слов. - Запишем одно из них. Старик поймал золотую рыбку. - Укажите над словами карандашом части речи. сущ. гл. прил. сущ. Старик поймал золотую рыбку. - Вернемся к теме нашего урока. И попробуем уточнить, что такое части речи. Учитель корректирует ответы учеников. - Часть речи – это отдельное слово, которое выполняет свою функцию в речи: называет предмет, признак предмета, действие предмета и др. Каждая часть речи имеет своё название и признаки, по которым можно различать части речи. | Слушание, работа по инструкции, высказывание собственных предположений, участие в игровой деятельности, оценивание своей деятельности и деятельности другого. - Сказка о рыбаке и рыбке. А.С.Пушкин Ученики по одному выходят к доске и распределяют слова. Учились распознавать части речи. Ученики записывают предложение в тетрадь. Ученики высказывают свои предположения. |
5 | Итог урока. Рефлексия. Осмысление своих достижений. | Коммуникативные Регулятивные. Личностные: высказывают свое мнение, свою позицию. | Задаёт вопросы на обобщение деятельности на уроке. - Эту большую тему мы будем изучать до конца года. Откройте учебник на странице 39. Прочитайте, что мы будем изучать в этой теме. К выполнению, каких задач мы уже приступили сегодня на уроке? - Что вам помогло получить новые знания? - Продолжите работу по этой теме дома. Слайд 11. - Запишите в дневник домашнее задание. - Оцените свою работу на уроке. | Высказывание суждений в громкоречевой форме. - Учились определять, какой частью речи является слово. Учились распознавать признаки частей речи - Нам помогли рисунок, научный текст, схема |