kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Общее понятие о частях речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • формирование общего представления о частях речи;
  • расширение словарного запаса учащихся;
  • формирование умения соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи;
  • формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению;
  • развитие умения составлять предложения из данных слов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Общее понятие о частях речи"»


Конспект урока по русскому языку во 2 классе

«Общее представление о частях речи»



Учебно-методический

комплекс:


Тема урока

«Общее представление о частях речи»

Цель

Формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 2 класса

Планируемый результат обучения

Предметные умения

УУД

  • формирование общего представления о частях речи;

  • расширение словарного запаса учащихся;

  • формирование умения соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи;

  • формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению;

  • развитие умения составлять предложения из данных слов.


Личностные:

Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопро­сы, на которые они отвечают, с частями речи.

Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение. Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, поль­зуясь схемой.

Познавательные:

Умение слушать, говорить, читать, писать и вступать в диалог, договариваться и приходить к общему решению.

Коммуникативные:

Принимать и сохранять учебную задачу урока.

Оценивать результаты своей деятельности.

Основные понятия

Часть речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Метапредметные связи

Чтение (учение работать с текстом, развитие моторики руки).

Ресурсы

учебник «Русский язык», электронная презентация, карточки (тема урока, вопрос урока, краткая запись частей речи), таблицы «Критерии оценки»..


Оформление доски.



1 февраля.

Классная работа.

Части речи

Что такое части речи?

прил. сущ. гл.







п\п

Этапы урока. Цель этапа.

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент

Проверка готовности к уроку, создание положительного настроя.

Коммуникативные.

Личностные:

формулируют собственное мнение и позицию, проявляют интерес к новому учебному материалу.


Приветствие; настрой на работу.


- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Посмотрите на рабочее место, проверьте всё ли готово к уроку.

Мы начинаем урок русского языка

Слушание, выполнение инструкции.

2

Актуализация знаний

Воспроизведение учащимися необходимых знаний и способов деятельности для открытия «нового» знания.


Познавательные:

постановка и решение проблемы;

общеучебные:

- самостоятельное выделение и формулирование познаватель-ной цели,

логические:

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование,

Регулятивные:

- целеполагание,

- прогнозирование,

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;


Задаёт вопросы, диктует слова, корректирует ответы учеников, подводит к верному утверждению.






- Какую большую тему мы изучили?


- Что мы изучали в этой теме?


- Чему учились?



- Проверим себя. Применим полученные знания. Откройте рабочие тетради. Запишите число, вид работы, посмотрите на доску, проверьте себя. Запишите слова, выделяя известные вам орфограммы.

Слайд 2. Запиши слово – название рисунка: (обезьяна).

Запиши слова по их лексическому значению:

  1. Большой, обычно продолговатый сосуд для купания, мытья (ванна)

  2. Сделанный из молока (молочный)

Запиши:

  1. Синоним слова «трудиться» (работать)

  2. Антоним слова «жаркий» (морозный)

Запиши однокоренное слово к слову дежурный, которое отвечает на вопрос «что делать?» (дежурить)

-Возьмите ручки с зелёной пастой. Проверьте себя по образцу. Исправьте ошибки, подчеркните орфограммы. Слайд 3. Подождать. Слайд 4.

- Оцените себя, по памятке.

Критерии оценки. (на доске)

выделил 11 орфограмм

выделил 9 – 10 орфограмм

выделил 6 – 8 орфограмм

выделил 5 и менее орфограмм


-Нужно ли нам возвращаться к этой теме?

- Ребята, посмотрите на эти слова в тетради. Что их объединяет?



- Подумайте, а по какому признаку эти слова можно распределить на группы?


- Задайте вопрос к каждому слову. Что вы заметили?




Вспомните, что обозначают слова, отвечающие на вопросы кто? что? Общее значение – предмет.


- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос какой?

Что обозначают слова, отвечающие на вопрос что делать?

Слайд 5.

Слова – названия

Предметов

Признаков предметов

Действий предметов

Кто?

Какой?

Что делает?

Что?

Какая?

Что сделает?


Какое?

Что делают?


Какие?

Что делали?

- Итак, слово это не только набор звуков и букв, но и название предмета, признака предмета, действия предмета. Об этом мы уже говорили в 1 классе. Повторим, на какие вопросы отвечают слова каждой группы.

Слушание, ответы на вопросы, запись слов, самопроверка, оценивание по заданным критериям, высказывание собственных предположений.


- Изучили тему «Звуки и буквы»

- Изучали орфограммы русского языка

- Учились писать слова в соответствии с правилами русского языка





































- В них есть непроверяемые орфограммы. Эти слова мы проверяем по словарю.



Ученики высказывают свои предположения.



- Есть слова, которые отвечают на вопрос какой?; что делать?; кто? что?





- Называют предметы.


- Признаки предметов



- Действия предметов


















Хоровое прочтение вопросов.

3

Усвоение новых знаний и способов деятельности

Открытие нового способа действия.

Познавательные

общеучебные:

- поиск и выделение необходимой информации;

логические;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

знаково-символические:

- моделирование –

постановку и решение проблемы.

Регулятивные:

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия, результата;


Создаёт условия для рационально организованных действий ученика по усвоению нового способа действий.










Слайд 6.

- Теперь рассмотрите рисунок. Определите его тему.

- Назовите по рисунку слова - названия предметов и вопрос, на который оно отвечает.

- Признаков предметов. …

- Действий предметов.

Посмотрим, что у нас получилось.

Слайд 7.

Слова - названия

предметов

признаков предметов

действий предметов

ребята

зимний

угощали

белочка

заботливые

взбирается

парк

пушистая

радовались

дерево

высокое

пришли


- Можно ли из данных слов составить предложения? Составьте предложения.


- Запишем одно предложение.

Пушистая белочка взбирается по стволу дерева.

- Послушайте, проговорите орфографически. - Запишите под мою диктовку.

- Ребята, а почему я не закрывала экран?




- Ребята, а если мы составим рассказ по рисунку, употребим ли в речи данные слова?

- Это и есть тема нашего урока.

Доска. Части речи

Что такое части речи?

- Прочитайте. На какой вопрос нам предстоит ответить?

- Хотите узнать ответ? Обратимся к учебнику.

- Откройте страницу 40. Учимся читать научный текст.

- Какие сведения о языке хочет поведать нам Мудрая сова?

Прочитайте самостоятельно текст - два раза.

- Что же называют частями речи? Прочитайте предложение.

- Какую функцию выполняет каждая часть речи?

- Какие названия есть у каждой части речи?

- Что вам помогло ответить на мои вопросы?

Но не только текст помогает получить новую информацию, а также и схема. Рассмотрите схему на соседней странице.

Слайд 8.

- Прочитайте заголовок схемы.

- Чем схема в учебнике отличается от таблицы на экране?

Прочитайте названия частей речи.

- Сравните схему с текстом.

- На какие вопросы текст не даёт ответы, а по схеме ответить на них можно?

На какие вопросы отвечают имена существительные, имена прилагательные, глаголы?

- Что называют (обозначают) имена существительные, имена прилагательные, глаголы?

- Когда же схема нам может пригодиться?

Проверим.

- Прочитайте предложение на листе.

Морозный январь предвещает урожайный год.

- Как можно назвать такое высказывание?

- Поясните примету.

Объясним лексическое значение слова «предвещает». Это индивидуальное задание. Послушаем его.





Запишите предложение в тетрадь.

- Как вы думаете, какой частью речи является каждое слово в этом предложении?

- Как вы будете определять?












Доска прил. сущ. гл.

прил. сущ. гл. прил. сущ.

Морозный январь предвещает урожайный год.

- Сравните с образцом оформления в учебнике на с. 41.

Совместная деятельность с учителем, слушание, ответы на вопросы, высказывание собственного мнения, соотнесение своего мнения с мнением другого, принятие учебной задачи, работа по инструкции, работа с разными видами информации, самопроверка с образца.


- Дети в зимнем парке.


Ученики называют слова.

















Ученики проговаривают составленные предложения.




Ученики проговаривают в полголоса.

- Для того, чтобы не ошибиться при записи трудных слов. Чтобы проверить себя.


- Да, и они станут частью нашей речи.





Ученики хором читают.










Ученик прочитывает предложение вслух.





- Нам помог научный текст








- В схеме есть названия частей речи, а в таблице их нет.


Ученики высказывают свои предположения.







- При распознавании частей речи.





- Это народная примета.

Ученик поясняет.



В толковом словаре я прочитал. Предвещает - указывает на близкое наступление, совершение чего-либо.






- Читаю слово, определяю значение, задаю вопрос к слову.

Ученики читают по очереди слова, задают вопрос, определяют общее значение слов, с помощью учителя, и над каждым словом выполняют карандашом краткую запись части речи.



4

Первичная проверка понимания нового материала

Вербальное фиксирование нового знания.

Познавательные:

общеучебные:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Регулятивные:

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия,

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий,

1) взаимодействие

2) сотрудничество

3) интериоризация

(речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям)


Организует коллективную (игровую) деятельность на выявление уровня осознанности учениками нового учебного материала, подводит к обобщению полученных знаний.





- А теперь отложим ручки и немного отдохнем. Игра «Лосята»

- Посмотрите на доску. Прочитайте слова.

- Из какой сказки взяты слова?


- Помогите лосятам спуститься на землю. Правильно распределите слова по корзинам.


- Ребята мы помогли не только лосятам, но и себе.

- Чему мы учились?


- Составьте предложение из данных слов.

- Запишем одно из них.

Старик поймал золотую рыбку.

- Укажите над словами карандашом части речи.

сущ. гл. прил. сущ.

Старик поймал золотую рыбку.

- Вернемся к теме нашего урока. И попробуем уточнить, что такое части речи.


Учитель корректирует ответы учеников.

- Часть речи – это отдельное слово, которое выполняет свою функцию в речи: называет предмет, признак предмета, действие предмета и др. Каждая часть речи имеет своё название и признаки, по которым можно различать части речи.

Слушание, работа по инструкции, высказывание собственных предположений, участие в игровой деятельности, оценивание своей деятельности и деятельности другого.




- Сказка о рыбаке и рыбке.

А.С.Пушкин

Ученики по одному выходят к доске и распределяют слова.


Учились распознавать части речи.


Ученики записывают предложение в тетрадь.





Ученики высказывают свои предположения.

5

Итог урока. Рефлексия.

Осмысление своих достижений.


Коммуникативные

Регулятивные.

Личностные: высказывают свое мнение, свою позицию.


Задаёт вопросы на обобщение деятельности на уроке.


- Эту большую тему мы будем изучать до конца года. Откройте учебник на странице 39.

Прочитайте, что мы будем изучать в этой теме.

К выполнению, каких задач мы уже приступили сегодня на уроке?



- Что вам помогло получить новые знания?

- Продолжите работу по этой теме дома.

Слайд 11.

- Запишите в дневник домашнее задание.

- Оцените свою работу на уроке.


Высказывание суждений в громкоречевой форме.





- Учились определять, какой частью речи является слово. Учились распознавать признаки частей речи

- Нам помогли рисунок, научный текст, схема



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Общее понятие о частях речи"

Автор: Утарбаева Арайлым Курамысовна

Дата: 31.05.2018

Номер свидетельства: 471786

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока по русскому языку по теме "Общее понятие о предлоге" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-obshchieie-poniatiie-o-priedloghie"
    ["file_id"] => string(6) "105339"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402842847"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "конспект урока  по теме "Общее понятие о тексте""
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-tiemie-obshchieie-poniatiie-o-tiekstie"
    ["file_id"] => string(6) "249469"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446904730"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока на тему "Союз как часть речи""
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt_uroka_na_tiemu_soiuz_kak_chast_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "380993"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484758159"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского языка в 7 классе на тему "Наречие как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-na-tiemu-nariechiie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "150224"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420452897"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока по русскому языку "Деепричастия как часть речи""
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekturokaporusskomuiazykudieieprichastiiakakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "279336"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453217791"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства