Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Второстепенные члены предложения"»
Второстепенные члены предложения. Дополнение.
Открытый урок с применением инновационных технологий в 4 классе
МКОУ «Кумухская СОШ»
Саидова С.М.
Тема: Второстепенные члены предложения. Дополнение.
Задачи:
Сформировать представления о второстепенных членах предложения, их функциях, видах, графическом обозначении.
Ввести алгоритм определения второстепенных членов предложения.
Научить использовать приобретённые знания при написании письма (создании текста описания).
Создать благоприятные условия , эмоциональный и психологический климат в классе для восприятия учебного материала, приобщить к здоровому образу жизни.
Метапредметные умения:
Познавательные:
- исследовать второстепенные члены (обстоятельство, определение, дополнение), определять вид каждого второстепенного члена в предложении;
- использовать приобретённые знания при написании письма (создание текста-описания);
Регулятивные:
- соотносить учебные действия с алгоритмом определения второстепенных членов предложения; уметь организовывать свои действия (ставить перед собой цель, удерживать учебную задачу, действовать по плану, оценивать результат).
Коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать собеседника, работать в паре;
Ресурсы: учебник: М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Русский язык: 4 класс ч.2- Смоленск «Ассоциация 21 век» 2012
Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка мне бы хотелось начать со стихотворения-пожелания.
Кто только зубрит, чтоб от двоек сбежать,
Тому никогда – никогда не понять.
Что можно идти на урок, как на праздник,
Что каждый отличник – шутник и проказник.
Учитесь с улыбкой! Шутите учась!
Любая ошибка исчезнет, боясь
веселой науки и радостных глаз.
Учитесь без скуки!
В добрый час!
«Дерево достижений»
Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.
Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.
Красный лист - желают общаться.
Желтый лист – проявят активность.
Синий – будут настойчивы.
Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.
- Дети, закройте глаза и представьте, что на нас солнышко льёт тёплые лучики, под ними мы становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои солнечные лучики маме, папе, всем своим друзьям и близким, пожелайте им любви и добра.
Ребята, я вам предлагаю посмотреть видеофрагмент.
Видео диалог детей.
Здравствуй, Катя!
Я слышала, что период начала марта называют «Ранняя весна». Что такое ранняя весна? Скажи мне, пожалуйста.
- Ребята, можно ли утверждать, что Катя поняла, что такое ранняя весна?
- А как сделать, чтобы Катя поняла? (Высказывания детей)
- Почему Катя не смогла объяснить, что такое ранняя весна?
( В предложении нужно использовать второстепенные члены)
Актуализация знаний и пробное учебное действие (4–5 мин)
Прием «Ромашка Блума». Тренажер «Цветок здоровья»
Цветок здоровья сделан из цветного картона. В нём 7 лепестков: жёлтый, фиолетовый, синий, красный, коричневый, зелёный, розовый. Середина цветка – оранжевая. На стебле листик светло- зелёного цвета.
Дерево похоже на дерево?-нет. Дерево не красивое. Хотите узнать о предложении? Значит надо дорисовать дерево.
п
в
П
П
р
в
е
в
С
д
С
л
о
ж
е
н
и
е
- На какие группы разделите предложения? (распространённые и нераспространённые предложения)
- Назовите признаки распространённого и нераспространённого предложения.
- Что является грамматической основой предложения? (Подлежащее, сказуемое).
- Предложение может состоять из каких членов предложения? (Может состоять только из одного главного подлежащего, из одного главного сказуемого, состоит только из главных подлежащего и сказуемого, состоит из главных и второстепенных членов)
Какой вывод можно сделать: Предложение может состоять из главных и второстепенных членов, или только из главных, а из второстепенных – не может. Вот почему подлежащее и сказуемое называют главными, а другие – второстепенными членами предложения.
Выявление места и причины затруднения (3–4 мин)
- Нужны ли второстепенные члены предложения?
Вывод ребят: Второстепенные члены предложения помогают более точно о чём-то рассказать. Иначе бы наша речь была бы бедной и некрасивой. Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.
Построение проекта выхода из затруднений (цель, тема, план, сроки, способ, средство)
Применение тренажера «Тучка». Подуй на тучку. Цель: сохранение высокой работоспособности и здоровья детей умение правильно дышать
Вдыхать воздух надо как можно глубже, через нос.
Выдыхать воздух носом или ртом плавно без рывков.
- Кто из вас сможет сформулировать тему урока? (Ученики формулируют тему и цель урока). Тема урока: “Второстепенные члены предложения”
Цель: Узнать, (второстепенные член) - что такое дополнение, определение и обстоятельство. Научиться находить дополнения, определения и обстоятельства в предложении. Тренироваться употреблять дополнения, определения и обстоятельства в устной и письменной речи.
Разделимся на группы: заболевания зрения, опрно-двигательного аппарата, нервной системы. (Выбор тренажеров)
Реализация построенного объекта.
Я предлагаю каждой группе работать по маршрутному листу по 3 станциям: обстоятельство, определение, дополнения.
На каждой станции лежат тренажеры, пожалуйста, проходите свой путь от станции к станции со своими тренажерами.
Станция. Тренажер «Мешочки с солью, с горохом, пшеном»
Кладем на голову мешочки с солью. Спина сразу выпрямляется. Держим мешочки на голове 5-6 минут, пока ребята пишут в тетрадях дату, чистописание, словарь. Во время урока можем использовать их несколько раз. Вес мешочков около 300г, размер-17/13см.
Цель:
стабилизация эмоционального состояния (снятие стресса, успокоение центральной нервной системы);
развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности, следовательно, ребёнок учится прислушиваться к своим ощущениям;
влияние на развитие центра речи в головном мозге ребёнка;
улучшение циркуляции крови;
активизация нервных окончаний, находящихся на кончиках пальцев.
Станция. «Зрительные тренажеры». Цель: тренировка глазных мышц у детей с заболеванием зрения. На линейку надевается квадрат с нарисованным кружком. Линейку держим на уровне глаз, фокусируем зрение на кружке. Передвигая квадрат по линейке, мы - то придвигаем, то удаляем кружок от глаза, тем самым тренируем мышцы, изменяющие кривизну хрусталика глаза.
Станция. Тренажер «Ручка-помощница». Цель: снимаем напряжение с мышц руки, укрепляем основные органы нашего организма (мозг желудок, кишечник, печень сердце)
Дети обводят свою руку на картоне, вырезается, на каждый палец руки наклеивается разный материал: бархатная, наждачная бумага, гофрированный картон, песок, ткань.
Маршрутный лист № 1
1 станция: Обстоятельство
Задание 1.
А)Работа с текстом. Вставь пропущенные слова.
Обстоятельство: зависит от ………………………..; обозначает ...........……………………………….........
………………………………………………………… его совершения; отвечает на вопросы:……………….. ………………………………………………………………………………………………………………………….
Б) Поставьте вопрос к данным обстоятельствам, подчеркните графически.
Ночью (………………..?) ударил сильный мороз.
Лежит (….. …?) на ветке пушистый снежок.
2 станция: Определение
Задание 1.
А) Работа с текстом. Вставь пропущенные слова.
Определение: зависит от……………………………….
обозначает……………………………………………….; отвечает на вопрос ………………………………………
Б) Поставьте вопрос к каждому определению, подчеркните графически.
Холодный (……………..) ветер и мороз не страшны белке.
Под ногами хрустит ( ? ) белоснежный ковер.
3 станция: Дополнение.
Задание 1.
А) Работа с текстом. Вставь пропущенные слова.
Дополнение: зависит от……………………………….; обозначает……………………….., с которым связано действие; отвечает на …………………………вопросы имён существительных ( кроме именительного)
Б) Поставьте вопрос к каждому дополнению, подчеркните графически.
На стекле (…………………?)появились удивительные рисунки
Свежий пушистый снег укрыл (……………..7) землю.
Маршрутный лист № 2
2 станция: Определение
Задание 1.
А) Работа с текстом. Вставь пропущенные слова.
Определение: зависит от……………………………….
обозначает……………………………………………….; отвечает на вопрос ………………………………………
Б) Поставьте вопрос к каждому определению, подчеркните графически.
Холодный (……………..) ветер и мороз не страшны белке.
Под ногами хрустит ( ? ) белоснежный ковер.
3 станция: Дополнение.
Задание 1.
А) Работа с текстом. Вставь пропущенные слова.
Дополнение: зависит от……………………………….; обозначает……………………….., с которым связано действие; отвечает на …………………………вопросы имён существительных ( кроме именительного)
Б) Поставьте вопрос к каждому дополнению. Подчеркните графически.
На стекле (…………………?)появились удивительные рисунки
Свежий пушистый снег укрыл (……………..?) землю.
1 станция: Обстоятельство
Задание 1.
А)Работа с текстом. Вставь пропущенные слова.
Обстоятельство: зависит от ………………………..; обозначает ...........……………………………….........
………………………………………………………… его совершения; отвечает на вопросы:……………….. ………………………………………………………………………………………………………………………….
Б) Поставьте вопрос к данным обстоятельствам. Подчеркните графически.
Ночью (………………..?) ударил сильный мороз.
Лежит (….. …?) на ветке пушистый снежок.
Маршрутный лист №3
3 станция: Дополнение.
Задание 1.
А) Работа с текстом. Вставь пропущенные слова.
Дополнение: зависит от……………………………….; обозначает……………………….., с которым связано действие; отвечает на …………………………вопросы имён существительных ( кроме именительного)
Б) Поставьте вопрос к каждому дополнению. Подчеркни графически.
На стекле (…………………?)появились удивительные рисунки
Свежий пушистый снег укрыл (……………..?) землю.
1 станция: Обстоятельство
Задание 1.
А)Работа с текстом. Вставь пропущенные слова.
Обстоятельство: зависит от ………………………..; обозначает ...........……………………………….........
………………………………………………………… его совершения; отвечает на вопросы:…………………………………………………………………………
Б) Поставьте вопрос к данным обстоятельствам. Подчеркните графически.
Ночью (………………..?) ударил сильный мороз.
Лежит (….. …?) на ветке пушистый снежок.
2 станция: Определение
Задание 1.
А) Работа с текстом. Вставь пропущенные слова.
Определение: зависит от……………………………….
обозначает……………………………………………….; отвечает на вопрос ………………………………………
Б)Поставьте вопрос к каждому определению. Подчеркните графически.
Холодный (……………..) ветер и мороз не страшны белке.
Под ногами хрустит ( ? ) белоснежный ковер.
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (4–5 мин)
Тренажер «Массажные коврики». Цель: тренажер восстанавливает правильный свод стопы (профилактика плоскостопия), улучшает циркуляцию крови, активизирует биологические точки, представительства всех внутренних органов, снимает усталость у детей с плоскостопием.
Индивидуальный тренажёр для стоп (массажный коврик). Это квадрат 30 см х 30 см. На плотную ткань каждый ученик пришивает в произвольном порядке 20 пуговиц разных размеров. Теперь можно снять обувь и потоптаться на коврике.
Вы завершили свою работу.
В конвертах лежат определения второстепенных членов. (Каждая группа рассказывает о данном второстепенном члене и дополняет древо знаний)
Составление конструктора. (Из каждой группы 1 ученик составляет конструктор)
Обстоятельство: как? когда? где? куда? откуда?, что обозначает, графическое изображение.
Определение: какой? какая? какое?, что обозначает, графическое изображение.
Дополнение: падежные вопросы, что обозначает, графическое изображение
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3–5 мин)
Элементы светотерапии: доска зелёного цвета, записи жёлтым цветом по волнистым линиям. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости.
Вернемся к нашему тексту. Ваши знания. которые вы получили на уроке помогут вам составить и записать текст, в котором говорится о ранней весне. Самостоятельная запись.
Цветок здоровья сделан из цветного картона. В нём 7 лепестков: жёлтый, фиолетовый, синий, красный, коричневый, зелёный, розовый. Середина цветка – оранжевая. На стебле листик светло- зелёного цвета. Цель: развиваются зрительно-моторная реакция, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция, чувство локализации в пространстве.
*Второстепенные члены не входят в основу предложения?
*Предложение может быть без второстепенных членов?
*Второстепенные члены не зависят от главных и других членов предложения?
*Подлежащее всегда выражено существительным?
*Сказуемое всегда выражено глаголом?
*Подлежащее и сказуемое составляют основу предложения?
*В предложении всегда есть подлежащее?
Рефлексия учебной деятельности на уроке (2–3 мин)
Самоанализ
I. Задание на самоанализ. Закончите предложения:
1 Мне важно правильно использовать в речи второстепенные члены предложения, потому что……
2. Чтобы точно описать предметы и явления, их признаки и действия нужно ………….
Самооценка
II. Задание на самооценку. Закончите предложения:
Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) составленным мною письмом Джону.
Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока. Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки. Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы. Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки. А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист.