34 ч. в год (1 ч. в неделю)
№ | Тема урока | Дата | Планируемые предметные результаты освоения программы | Материально-техническое обеспечение урока |
План | Факт |
| Искусство в твоем доме (9 часов) |
1. | Мастера Изображения, Постройки и Украшения. Твои игрушки. Урок введения в новую тему. Урок–фантазия. | 07.09 | | Понимать, что создание вещи это большая работа, в которой участвуют рабочие, инженеры и художники. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения) Учиться видеть и объяснять образное содержание конструк- ции и украшения предмета. Называть народные игрушки: дымковские, филимоновские, городецкие, богородские. | |
2-3. | Посуда у тебя дома. Комбинированный урок. | 14.09, 21.09 | | Понимать зависимость формы и декора посуды от материала (фарфор, фаянс, дерево, ме- талл, стекло). Узнавать образцы посуды, соз- данные мастерами промыслов (Гжель, Хохлома). | |
4. | Скатерть-самобранка. Урок-сказка. | 28.09 | | Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов вышивки. Понимать значение слова «ритм». Понимать роль цвета в декоре. Применять правила композиции и стилизациив процессе создания образа скатерти. | |
5. | Твои книжки. Урок-проект. | 04.10 | | Знать и называть отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрация, буквица). Разрабатывать детскую книжку-игрушку с иллюстрациями. | |
6. | Открытки. Комбинированный урок. | 11.10 | | Создавать эскиз открытки или декоративной закладки (возможно исполнение в технике картонной гравюры). | |
7-8. | Труд художника для твоего дома. Интерьер. Комбинированный урок. | 18.10, 25.10 | | Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Создавать эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей чёткое назначение (спальня, гостиная, детская). | . |
9. | Труд художника в твоем доме. Урок обобщения знаний по теме четверти. | 08.11 | | Представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании волшебных Братьев- Мастеров. Участвовать в выставке и обсуждении детских работ. | |
10. | Наследие предков. Памятники архитектуры. Урок введения в новую тему. | 15.11 | | Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Изучать и изображать один из архитектурных памятников своих родных мест. Понимать значение слов «памятники архитектуры». |
|
11. | Транспорт. Урок-фантазия. | 22.11 | | Видеть образ в облике машины Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных). | |
12. | Парки, скверы, бульвары. Комбинированный урок. | 29.11
| | Называть разновидности парков. Изображать парк, сквер (возможен коллаж) или строить игровой парк из бумаги. | |
13. | Ажурные ограды. Комбинированный урок. | 06.12 | | Понимать назначение и роль ажурных оград в украшении города. Создавать проект ажурной решетки или ворот. | |
14. | Волшебные фонари. Комбинированный урок. | 13.12 | | Графически изображать или конструировать формы фонаря из бумаги. | |
15. | Праздничные витрины. Урок-проект. | 20.12 | | Объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина. Создавать проект оформления витрины любого магазина. | |
16. | Труд художника на улицах твоего города. Обобщение темы четверти. | 27.12 | | Создавать коллективное панно «Наш город» в технике коллажа, аппликации (панорама улицы из нескольких склеенных в полосу рисунков, с включением в них ажурных оград, фонарей, транспорта, дополненных фигурками людей). | . |
17. | Художник в театре. Урок-введение в новую тему. | 17.01 | | Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. Понимать значения слов «декорация», «макет». | |
18. | Театр кукол. Комбинированный урок. | 24.01 | | Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни. | |
19. | Театр на столе. Урок проект. | 31.01 | | Создавать театр на столе: картонный макет и персонажей сказки для игры в спектакль. Строить свою работу с разной последовательностью, делать выводы на основе личного опыта и наблюдений. | |
20. | Театральные маски. Урок-игра в образы. | 07.02 | | Создавать макет маски, передавать настроение через конструкцию и декор. Различать виды масок: театральные, обрядовые, карнавальные. | |
21, 22, 23. | Мы – художники кукольного театра. | 14.02, 21.02, 28.02 | | Создавать куклу для кукольного спектакля. Пользоваться различными материалами: бумага, пластилин, ткань… | |
24. | Афиша и плакат. Комбинированный урок. | 07.03 | | Понимать значение театраль- ной афиши и плаката как рекла- мы и Приглашения в театр. Ос ваивать навыки лаконичного, декоративно-обобщенного изо- бражения (в процессе создания афиши или плаката). Создавать эскиз-плакат к спек- таклю или цирковому представ- лению. | |
25. | Художник в цирке. Комбинированный урок. | 14.03 | | Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.). Выполнять рисунок или аппликацию на тему циркового представления. | |
26. | Школьный карнавал. Урок обобщения и систематизации знаний. | 21.03 | | Понимать, какую роль играет праздничное оформление для организации праздника. | |
27. | Музеи в жизни города. Интерьер музея искусств. Урок введения в новую тему. | 04.04 | | Понимать значения слов «музей», «экспозиция», «коллекция». Понимать и объяснять роль художественного музея; учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием. | |
28. | Картина-пейзаж. Урок развития умений и навыков. | 11.04 | | Называть имена крупнейших русских художников-пейзажистов. Изображать пейзаж по пред- ставлению. Выражать настрое- ние в пейзаже цветом. Понимать значение словосоче- таний «настроение природы», «оттенки цвета». | |
29. | Картина-портрет. Урок развития умений и навыков. | 18.04 | | Иметь представление об изо- бразительном жанре - портрете и нескольких известных карти- нах-портретах. Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых лю- дей или автопортрет (по пред- ставлению). | |
30. | Картина-натюрморт. Урок развития умений и навыков. | 25.04 | | Понимать значение слова «на- тюрморт». Понимать, что в на- тюрморте важную роль играет настроение, которое художник передаёт цветом. Называть имена нескольких художников, работавших в жанре натюр- морта. Создавать натюрморт по пред- ставлению с выражением настроения. | . |
31. | Скульптура в музее и на улице. Комбинированный урок. | 02.05 | | Называть несколько знакомых памятников и их авторов, Уметь рассуждать о созданных образ- ах. Называть виды скульптуры (скульптуры в музеях, скульптур- ные памятники, парковая скульп- тура), материалы, которыми ра- ботает скульптор. Вылепливать фигуру человека или животного (в движении) для парковой скульптуры. | |
32. | Музеи под открытым небом. Урок - виртуальное путешествие. | 16.05 | | Понимать значения слов «музей», «зодчество», «национальное достояние» Понимать и объяснять роль музея русского деревянного зодчества. | |
33. | Картина – особый мир. Творческая выставка. Урок-диалог. | 23.05 | | Понимать значение словосоче- тания «музей искусства». Иметь представление о том, что карти- на - это особый мир, созданный худож-ником, наполненный его мыслями, чувствами и пережи- ваниями. | . |
34. | Искусство вокруг нас. Урок-обобщение темы года. | 30.05 | | Понимать роль художника в жизни каждого человека и рас- сказывать о ней. Понимать зна- чение слов: «пьедестал», «скульптура-памятник», «парко- вая скульптура». | |
Л. А. Неменская «Искусство вокруг нас»
Б. М. Неменский «Методическое пособие по изобразительному искусству».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение. 2010.
Данилюк А.Я.. Кондаков А. М.. Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение. 2010.
О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089.
Изобразительное искусство и художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений: с краткими методическими рекомендациями: 1–9 кл. / Б.М. Неменский, Н. А. Горяева, Л. А. Неменская; под рук. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд», авторский коллектив: В.А. Горяев, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.А. Питерских, М.Т. Ломоносова, Е.И. Коротеева под руководством Б.М. Неменского: М., Просвещение, 2010.
Изобразительное искусство : 1–4 классы : метод. пособие / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Е. И. Коротеева [и др.] ; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008.
Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы Неменский Б.М. М., Просвещение, 2012.
Изобразительное искусство: Искусство и ты. Учебник. 2 класс. Коротеева Е.И. М., Просвещение, 2012.
Твоя мастерская. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству. 4класс. Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. и др. М., Просвещение, 2012.
Изобразительное искусство: Искусство вокруг нас: учебник для 3 кл. нач. шк. / Н. А. Горяева, Л.А. Неменская, А. С. Питерских; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008.
Изобразительное искусство: Твоя мастерская: 3 кл.: рабочая тетрадь / Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских [и др.] под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008.
Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. 4 класс / Под ред. Б. М. Неменского. Просвещение.- М.: Просвещение, 2010.
Горяева Н.А., Островская О.В. /Под ред. Неменского Б.М. Декоративно-прикладное искусство. 5 класс / Под ред. Б. М. Неменского. Просвещение.- М.: Просвещение, 2013.
Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: ВЛАДОС, 2002.
Алехин, А.Д. Изобразительное искусство / А.Д. Алехин. – М.: Просвещение, 1984.
Алехин А.Д. Когда начинается художник / А.Д. Алехин. – М.: Просвещение, 1984.
Алексахи, Н. Матрешка / Н. Алексахин. – М.: Просвещение, 1988.
Бранова С.В. Обучение изобразительному искусству / С.В. Аранова. – СПб, 2004.
Басина Н.С кисточкой и музыкой в ладошке / Н. Басина. – М.: Линка-Пресс, 1997.
Вачьянц, А.М. «Звучащее безмолвие», или Основы искусствознания / А. М. Вачьянц. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.
Вачьянц, А.М. Западноевропейское Средневековье / А. М. Вачьянц. – М.: Айрис-Пресс, 2007.
Дорожкин Ю.Г. Городецкая роспись / Ю.Г. Дорожкин. – М: Мозайский, 1999.
Дорожкин Ю.Г. Жостовская роспись / Ю.Г. Дорожкин. – М.: Мозайский, 1999.
Дорожкин Ю.Г. Хохломская роспись / Ю.Г. Дорожкин. – М.: Мозайский, 1999.
Жегалова С. Росписи Хохломы / С. Жегалова. – М.: Детская литература, 1991.
Ильченко М. Методическое пособие по городецкой росписи / М. Ильченко. – М.: ИД «Грааль», 2002.
Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
Комарова Т.С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
Коньшева Н.М. Лепка в начальных классах: Книга для учителей. – М.: Просвещение, 1998.
Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе / В.С. Кузин. – М.: Агар, 1988.
Лободина Н.В. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского. – Волгоград: Учитель, 2007.
Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. – М.: Аквариум, 1998.
Павлова О.В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008.
Пауэл У.Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005.
Ростовцев Н.Н. Академический рисунок / Н.Н. Ростовцев. – М.: Просвещение, 1995.
Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н.Н. Ростовцев. – М.: Агар, 1998.
Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе / Л. Б. Рылова. – Ижевск, 1998;
Фомина, Н.Н. Изобразительное искусство и художественный труд. 5–8 классы / Н. Н. Фомина. – М.: Просвещение, 1995.
Федотова И.В. Изобразительное искусство. 2 класс: поурочные планы по учебнику Л.А. Неменской «Искусство и ты». – Волгоград: Учитель, 2007.
Шоган В.В. Технологии личностно ориентированного урока / В. В. Шоган. – Воронеж: Учитель, 2003.
Школа изобразительного искусства / под ред. А.Н. Пономарева. – М.: Агар, 1998.