Методическая разработка по изобразительному искусству «ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС»
Методическая разработка по изобразительному искусству «ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС»
Методическая разработка «ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС» календарно-тематического планирования по изобразительному искусству для 5 класса расчитана на один учебный год 3 часа в неделю
Программа имеет 3 направления деятельности.
1.Основы рисования.
2.Композиция.
3.Азбука народного искусства.
Основной принцип обучения учащихся – развитие творческой индивидуальности каждого, побуждение к самостоятельному творчеству. С этой целью педагог должен познакомить детей с историей развития ремесла, творческими работами народных мастеров
В основе работы кружка лежит «Программа с краткими методическими рекомендациями «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанная под руководством академика РАО Б. М. Неменского».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по изобразительному искусству «ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС» »
«ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС».
Цель и задачи программы
Главным стержнем программы, предметом изучения является связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка. Предусматривается привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.
Целью программы является духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Необходимо создать условия для развития творческого начала, для формирования внутренне свободного человека.
Общие задачи предмета изобразительного искусства
Первая задача— увлечение искусством.
Вторая задача— приобщение к художественной культуре.
Программа имеет 3 направления деятельности.
1.Основы рисования.
2.Композиция.
3.Азбука народного искусства.
Для воспитания и развития навыков творческой работы, учащихся программой предусмотрены следующие основные методы:
исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а так же возможностей других материалов).
В учебно-воспитательный процесс включены также следующие формы проведения занятий:
а) экскурсии в музей, выставочные залы и на природу;
б) чаепитие;
в) соревнования;
г) занятие-эксперимент;
д) коллективное творчество.
Основной принцип обучения учащихся – развитие творческой индивидуальности каждого, побуждение к самостоятельному творчеству. С этой целью педагоги знакомят детей с историей развития ремесла, творческими работами народных мастеров. На примере этих работ и работ педагога учащиеся вначале подражают, копируют, а в дальнейшем сами составляют свои орнаменты и композиции. В каждую работу воспитанники привносят что-то свое, личное, отражают собственное видение.
На занятиях используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические. Словесные методы - рассказ и беседа – сопровождаются демонстрацией пособий, иллюстрированного материала, образцов выполненных работ. Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Созданию творческой атмосферы на занятиях способствует обсуждение выполненных изделий. Цель: Научить детей понимать язык искусства и его высокое предназначение.
Основные задачи:
помочь детям увидеть труд художника в окружающей жизни и, как достояние всего народа;
развить воображение и образное мышление, формировать наблюдательность и внимательность;
усовершенствовать владение различными художественными материалами;
познакомить детей с различными видами и жанрами изобразительного искусства
- сформировать у детей эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать героям художественных произведений;
«ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС».
Учебно-тематический план
Раздел
ТЕМА
№
Теория
Практика
Кол-во
часов
Введение
1
Экскурсия по городу.
1
1
Искусство в твоем доме.
Работа дизайнера.
2
3
4
5
6
7
8
Твои игрушки.
Игрушки старины.
Посуда у тебя дома. Эскиз росписи.
Роспись столового прибора.
Обои и шторы у тебя дома.
Самый лучший дом. Эскиз мебели.
Мамин платок.
1
1
1
1
1
1
1
Создание книги.
9
10
11
12
Иллюстрируем сказку. Твои книжки.
Эскиз обложки.
Эскиз буквицы.
Книжная миниатюра
1
1
1
1
Украшаем росписью предметы.
13
14
15
Эскиз открытки. Рисунок.
Эскиз открытки.
Закладка для книги.
1
1
1
Фабрика пятен.
16
17
18
19
20
Фабрика пятен.
Свободное творчество. Абстракция.
Монотипия.
Монотипия.
Бабочка. Печатный рисунок.
1
1
1
1
1 20
2
Искусство на улицах твоего города.
Памятники архитектуры.
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Памятники архитектуры. Перспектива.
Какой он, наш город? Пейзаж.
Парки, скверы, бульвары. Эскиз.
Парки, скверы, бульвары. Работа в цвете.
Ажурная каменная кладка. Графика.
Ажурная каменная кладка. Цветовой вариант.
Волшебные фонари.
Волшебные фонари. Ковка.
Витрины. Дизайн.
Витрины. Детский мир.
Композиция «Город Керчь».Эскиз.
Композиция «Город Керчь».Цветовой эскиз.
Композиция «Город Керчь». Рисунок.
Композиция «Город Керчь». Завершение работы.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Удивительный транспорт.
35
36
37
38
Удивительный транспорт.
Дизайн машины.
Труд художника на улицах твоего города. Реклама.
Реклама.
1
1
1
1
Городской пейзаж.
39
40
41
42
44
45
46
Городской пейзаж. Перспектива.
Городской пейзаж. Цветовой вариант
Город твоей мечты. Эскиз.
Город твоей мечты. Работа в цвете.
Марина. Айвазовский – певец моря.
Пейзаж морской. Рисование с натуры.
Пляж «Черепашка».
1
1
1
1
1
1
1 26
3.
Художник творит для людей.
Духовное в искусстве.
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
Духовное в искусстве. Строение церкви.
Храмовое действо как содружество искусств.
Строение храма Иоанна Предтечи. Рисунок.
Строение храма Иоанна Предтечи. Работа в цвете.
Афанасьевская церковь. Рисунок
Афанасьевская церковь. Работа в цвете.
Образы и сюжеты христианской живописи. Эскиз композиции.
Образы и сюжеты христианской живописи. Рисунок.
Образы и сюжеты христианской живописи. Работа в цвете
Образы и сюжеты христианской живописи. Завершение работы.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Иконопись.
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
Открытки своими руками. Рождество.
Открытки своими руками. Рождество.
Открытки своими руками. Пасха.
Открытки своими руками. Пасха
Открытки своими руками. Масленица
Открытки своими руками. Масленица
Иконопись. Образы Спасителя. Эскиз.
Образы Спасителя. Работа в цвете.
Образы Богородицы. Эскиз.
Образы Богородицы. Работа в цвете
Образы христианских праздников. Композиция.
Образы христианских праздников. Композиция
Писанка
Пасхальный натюрморт. Рисунок.
Пасхальный натюрморт. Работа в цвете.
Росписи храмов. Работа по образцу
Мозаика в соборе.
Мозаика.
Фрески Софийского собора. Работа по образцу.
Фрески Софийского собора. Работа по образцу.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Художник в театре и цирке
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
Художник в цирке и содружество искусств.
Костюм клоуна.
Афиша. Шрифт.
Афиша. Шрифт.
Композиция «Цирк».
Художник в театре и содружество искусств. Оформление сцены. Сказка «Гуси-лебеди» , «Колобок».
Оформление сцены. Цветовое решение.
Оформление сцены. Декорации.
Театральная маска. Театральный костюм. Эскизы.
Театральный костюм. Костюмы героев. Эскизы.
Костюмы героев. Цветовое решение.
Композиция «Цирк». Эскиз.
Композиция «Цирк». Работа в цвете.
Композиция «Цирк». Завершение работы.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
44
4.
Художник и музей.
Виды и жанры
искусства.
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
Музей в жизни города. Виды и жанры искусства. Картина — особый мир. Музеи искусства.
Картина-пейзаж.
Картина-пейзаж. Работа в цвете
Картина-портрет.
Картина-портрет. Работа в цвете
Картина-натюрморт.
Картина-натюрморт. Работа в цвете
Картины исторические и бытовые.
Скульптура в музее и на улице. Лепка. Рельеф.
Круглая скульптура.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Превращение образов.
Свободное творчество.
101
102
103
104
105
Каждый человек — художник! Превращение образов.
Свободное творчество. Подарок для мамы.
Пленэр.
Зарисовки с натуры.
Экскурсия по городу
15
Итого:
105
Л И Т Е Р А Т У Р А
Программа с краткими методическими рекомендациями «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанная под руководством академика РАО Б. М. Неменского.
Учебный комплект:
учебник Е. И. Коротеевой «Искусство и ты», под редакцией Б. М. Неменского и рабочая тетрадь «Твоя мастерская. 1», авторы Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских и др.;
учебник «Искусство вокруг нас», под редакцией Б. М. Неменского и
рабочая тетрадь «Твоя мастерская. 2», под редакцией Б. М. Неменского;
учебник Л. А. Неменской «Каждый народ — художник»
рабочая тетрадь «Твоя мастерская. 3», под редакцией Б. М. Неменского;
учебник Н. А. Горяевой, О. В. Островской «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», под редакцией Б. М. Неменского и
рабочая тетрадь «Твоя мастерская. 5», под редакцией Б. М. Неменского.
Программа педагога дополнительного образования МОУ Центр «Истоки» Кульковой Г.Н. «Изобразительное искусство: познание себя и мира».
4. Программа члена Союза художников Казахстана, Телеушева Т.Н. в соавторстве с искусствоведом Клявиной И.М.