Рабочая программа по изобразительному искусству индивидуального обучения на дому по программе СКОУ VIII вида
Рабочая программа по изобразительному искусству индивидуального обучения на дому по программе СКОУ VIII вида
Раздел «Пояснительная записка».
Рабочая программа по Изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе следующих нормативно- правовых документов:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Примерная программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. Подготовительный. 1-4 классы - М.:«Просвещение», 2013год уровень –базовый
- Устав МБОУ СОШ №1 Аксайского района;
- Основная образовательная программа МБОУ СОШ №1 Аксайского района;
- Учебный план МБОУ СОШ №1 Аксайского района на 2015-2016 учебный год;
- Годовой календарный учебный график МБОУ СОШ №1Аксайского района на 2015-2016 учебный год.
Цель программы: формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.
Задачи:
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
· находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
· содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
· ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
· исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
· дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
· знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
· развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Раздел «Общая характеристика учебного предмета»
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, воспитанию у него положительных навыков и привычек
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве
Основные направления коррекционной работы:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет,
форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие высших психических функций
Раздел «Место учебного предмета в учебном плане».
Место предмета в учебном плане – инвариативная часть.
Согласно Федеральному базисному образовательному плану и школьному учебному плану на изучение предмета «изобразительное искусство» отводится 1часа в неделю обязательной нагрузки, 34 часов в год.
Раздел «Содержание учебного предмета».
Раздел «Тематическое планирование».
Раздел «Календарно-тематическое планирование»
Для специальных коррекционных классов VII вида и VIII вида
Раздел «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение».
Раздел «Результаты освоения учебного предмета и система их оценки».
1.Результаты освоения учебного предмета к концу 2класса:
В результате изучения предмета «изобразительное искусство» на базовом уровне ученик должен
Уметь
свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
· ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
· использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
· закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
· рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
· понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету);
· различать и знать названия цветов;
· узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
· содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
· ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения
2.Система оценки планируемых результатов. Формы и виды контроля. Особенности оценки индивидуального проекта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Программа разработана на основе программы по изобразительному искусству для специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида Подготовительный, 1—4 классы / Под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой; 8-е издание. Москва____ «Просвещение» 2013г
Раздел «Пояснительная записка».
Рабочая программа по Изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе следующих нормативно- правовых документов:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Примерная программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. Подготовительный. 1-4 классы - М.:«Просвещение», 2013год уровень –базовый
- Устав МБОУ СОШ №1 Аксайского района;
- Основная образовательная программа МБОУ СОШ №1 Аксайского района;
- Учебный план МБОУ СОШ №1 Аксайского района на 2015-2016 учебный год;
- Годовой календарный учебный график МБОУ СОШ №1Аксайского района на 2015-2016 учебный год.
Цель программы: формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.
Задачи:
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Раздел «Общая характеристика учебного предмета»
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, воспитанию у него положительных навыков и привычек
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве
Основные направления коррекционной работы:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет,
форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие высших психических функций
Раздел «Место учебного предмета в учебном плане».
Место предмета в учебном плане – инвариативная часть.
Согласно Федеральному базисному образовательному плану и школьному учебному плану на изучение предмета «изобразительное искусство» отводится 1часа в неделю обязательной нагрузки, 34 часов в год .
Раздел «Содержание учебного предмета».
№
Наименование тем
Количество
часов
Перечень лабораторных, практических работ, экскурсий, направления проектной деятельности.
1
Рисование с натуры
13
2
Декоративное рисование
15
3
Рисование на темы
3
4
Беседы об изобразительном искусстве
3
Раздел «Тематическое планирование»
Тема
Содержание
Характеристика формируемых общеучебных умений и навыков (познавательные, информационно-коммуникативные, рефлексивные)
Обязательная часть
Количест-во часов
Часы самостоятельной работы учащегося
Количест-во часов
Рисование с натуры
Рисование с натуры овощей, фруктов
грибов школьных принадлежностей
веточки ели, праздничных флажков, елочных игрушек
Оформление открытки, рамки для картин
Рисование с натуры игрушки – рыбки, портфеля
Рисование дорожного знака «Впереди опасность»
13
Познавательные
использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
Информационно-коммуникативные
находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Рефлексивные
Установление последовательности действий для решения учебной задачи.
Выполнение инструкций, следование образцу
Декоративное рисование
Рисование узора в полосе из листьев и ягод (по образцу)
Рисование узора в полосе из растительных форм
Рисование геометрического орнамента в квадрате
Рисование в квадрате узора из веточек с листочками
Узор из цветов для коврика прямоугольной формы
Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике
Рисование узора из снежинок, узор в полосе для косынки треугольной формы, в круге – расписная тарелка
Рисование несложных предметов из геометрических форм
Рисование открытки, узора в полосе из цветов и листочков
15
Познавательные
понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету);
·-различать и знать названия цветов
использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
Информационно-коммуникативные
-слушать и понимать речь других
находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Рефлексивные
Установление последовательности действий для решения учебной задачи.
Выполнение инструкций, следование образец
Рисование на темы
«Деревья осенью»
«Снеговики»
«Рыбки в аквариуме среди водорослей»
3
Познавательные
свободно,проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
Информационно-коммуникативные
находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Рефлексивные
Выполнение инструкций, следование образцу
Беседы об изобразительном искусстве
Знакомство с Городецкой росписью
Беседа по картинам. Рисование рамки для картины
Знакомить с иллюстрациями к народным сказкам из книг
3
Познавательные
узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение .;
Информационно-коммуникативные работать по предложенному плану
находить ответы на вопросы, используя учебник
Рефлексивные
Установление последовательности действий для решения учебной задачи.
Раздел «Календарно-тематическое планирование»
Для специальных коррекционных классов VII вида и VIII вида
№
Тема урока
Дата проведения
Самостоятельная работа учащегося
Общеучебные умения и навыки
Требования к результату
Коррекцион-но-развивающие задачи
Средства их решения
Виды контроля
Тема «Рисование с натуры». Количество часов- 13
1
Рисование с натуры овощей
Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Установление последовательности действий для решения учебной задачи.
Выполнение инструкций, следование образцу
Использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
Развитие моторики руки
Пальчиковая гимнастика
Текущей
2
Рисование с натуры фруктов
Общая осведомленность
Приметы осени
Текущей
3
Рисование с натуры грибов
Умение обобщать
Объедини в группу
Текущей
4
Рисование школьных принадлежностей
Умение классифицировать
Распредели на группы
Текущей
5
Рисование с натуры веточки ели
развитие воображения
На что похоже
Текущей
6
Рисование с натуры праздничных флажков
Развитие моторики руки
Пальчиковая гимнастика
Текущей
7
Рисование с натуры елочных игрушек
Развитие памяти
Вспомни
Текущей
8
Веточка ели с елочными игрушками
Развитие моторики руки
Нарисуй по образцу
Текущей
9
Оформление открытки
Развитие моторики руки
Нарисуй по образцу
Текущей
10
Рисование с натуры рамки для картин
развитие воображения
На что похоже
Текущей
11
Рисование с натуры игрушки - рыбки
Развитие моторики руки
Нарисуй по образцу
Текущей
12
Рисование с натуры портфеля
Развитие моторики руки
Нарисуй по образцу
Текущей
13
Рисование дорожного знака «Впереди опасность»
Общая осведомленность
Знаки
Текущей
Тема «Декоративное рисование». Количество часов- 15.
14
Рисование узора в полосе из листьев и ягод
-слушать и понимать речь других
находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Установление последовательности действий для решения учебной задачи.
Выполнение инструкций, следование образец
Слушать и понимать речь других
Понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету);
Ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
Различать и знать названия цветов
Развитие моторики руки
Нарисуй по образцу
Текущей
15
Рисование узора в полосе
Умение планировать
Что за чем
Текущей
16
Рисование геометрического орнамента в квадрате
Развитие речи
Расскажи что знаешь
Текущей
17
Рисование в квадрате узора
Развитие моторики руки
Нарисуй по образцу
Текущей
18
Узор из цветов для коврика
Развитие моторики руки
Нарисуй по образцу
Текущей
19
Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике
развитие воображения
На что похоже
Текущей
20
Рисование узора из снежинок
Развитие умения планировать
Что за чем?
Текущей
21
Узор в полосе треугольной формы
Умение обобщать
Объедини в группу
Текущей
22
Рисование узора в круге
развитие воображения
На что похоже
Текущей
23
Рисование несложных предметов из геометрических форм
Развитие памяти
Вспомни
Текущей
24
Рисование узора в полосе из геометрических фигур
Развитие умения планировать
Что за чем?
Текущей
25
Рисование открытки «Ракета летит»
Развитие речи
Расскажи что знаешь
Текущей
26
Рисование башенки
Развитие моторики руки
Нарисуй по образцу
Текущей
27
Рисование узора в полосе
Развитие речи
Расскажи что знаешь
Текущей
28
Рисование узора в круге
Развитие моторики руки
Нарисуй по образцу
Текущей
Тема «Рисование на тему». Количество часов- 3.
29
Рисование на тему: «Деревья осенью»
находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Выполнение инструкций, следование образцу
свободно, проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
Развитие памяти
Расскажи что знаешь
Текущей
30
Рисование на тему: «Снеговики»
Развитие памяти
Расскажи что знаешь
Текущей
31
Рисование на тему: «Рыбки в аквариуме среди водорослей»
Развитие речи
Расскажи что знаешь
Текущей
Тема «Беседы об изобразительном искусстве». Количество часов- 3.
32
Знакомство с Городецкой росписью
работать по предложенному плану
находить ответы на вопросы, используя учебник
Установление последовательности действий для решения учебной задачи.
узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение
Развитие речи
Расскажи что знаешь
Текущей
33
Беседа по картинам.
Развитие речи
Расскажи что знаешь
Текущей
34
Беседа об иллюстрациях к сказкам.
Развитие речи
Расскажи что знаешь
Текущей
Раздел «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение».
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой; 8-е издание. Москва «Просвещение» 2013 год
2. И.А. Грошенков. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Учебное пособие для учителя. М.: Академия, 2002. – 208с.
3. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 кл.:: В 2 ч. – М.: Дрофа, 2001.
-
Раздел «Результаты освоения учебного предмета и система их оценки».
1.Результаты освоения учебного предметак концу 2класса:
В результате изучения предмета «изобразительное искусство» на базовом уровне ученик должен
Уметь
свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
· ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
· использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
· закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
· рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
· понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету);
· различать и знать названия цветов;
· узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
· содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
· ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения
2.Система оценки планируемых результатов. Формы и виды контроля. Особенности оценки индивидуального проекта.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения детей с ОВЗ. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе и самостоятельности.
Виды контроля.
Виды контроля
Содержание
Методы
Вводный
Уровень знаний школьников, общая эрудиция.
Беседа, наблюдение, диктант.
Текущий
Освоение учебного материала по теме, разделу программы.
Диагностические задания: опросы, самостоятельные работы, карточки, списывание, тест. Различные виды обучающих диктантов, изложений. Творческие работы (сочинение).
Коррекция
Ликвидация пробелов.
Тест, наблюдение, консультация.
Итоговый
Контроль выполнения поставленных задач.
Диктант за курс учебного года.
КРИТЕРИИ ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНОК
1. Основой для определения уровня знаний являются критерии оценивания - полнота знаний, их обобщенность и системность:
- полнота и правильность – это правильный, точный ответ;
- правильный, но неполный или неточный ответ;
- неправильный ответ;
- нет ответа.
2. При выставлении отметок необходимо учитывать классификацию ошибок и их качество:
- грубые ошибки;
- однотипные ошибки;
- негрубые ошибки;
- недочеты.
ШКАЛА ОТМЕТОК
1. Успешность освоения учебных программ обучающихся 2-9 классов оценивается по 5-балльной системе:
«5» - отлично,
«4» - хорошо,
«3» - удовлетворительно,
«2» - неудовлетворительно.
2. Обучающимся 1-х классов по 5-балльной системе не выставляются. Успешность усвоения ими программ характеризуется качественной оценкой.
3. Отметку «5» получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствуют учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умения применять определения, правила в конкретных случаях). Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры.
Отметку «4» получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или ее результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы, но имеются одна или две негрубые ошибки, или три недочета и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).
Отметку «3» получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и ее результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется: 1 грубая ошибка и два недочета, или 1 грубая ошибка и 1 негрубая, или 2-3 грубых ошибки, или 1 негрубая ошибка и три недочета, или 4-5 недочетов. Учащийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).
Отметку «2» получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и ее результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов учащегося составляет 20-50% содержания (неполный ответ).