на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (М.: Просвещение, 2011)
Примерной программой начального общего образования, разработанной на основе стандарта второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться (М.: Просвещение, 2012г.).
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа 4 класса рассчитана на 68 часов (34 учебные недели).
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
знакомство с историческими картами.
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсия в краеведческий музей села Венгерова.
рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств;
рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя;
знакомство с культурными растениями края.
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого.
Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина.
Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия.
Новейшее время. Представление о скорости перемен в ХХ в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в ХIII—ХV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХIII—ХV вв.
Наше Отечество в ХVI—ХVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в ХVI—ХVII вв.
Россия в ХVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в ХVIII в.
Россия в ХIХ — начале ХХ в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в ХIХ — начале ХХ в.
Россия в ХХ в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.
Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. ХХ в. Культура России в ХХ в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Сроки | № уроков | Тема урока | Планируемые результаты | Возможные виды деятельности учащихся/возможные формы контроля/форма урока | Примечания |
Освоение предметных знаний | УУД (личностные и метапредметные результаты) |
1 четверть. 9 нед * 2 часа = 18 часов |
Раздел «Земля и человечество» (9 ч) |
| 1. | Мир глазами астронома. | Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. | Личностные: Целостное отношение к природе. Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить Познавательные перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; | Определять причины явлений, событий, извлекать из дополнительной литературы и Интернета научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах | |
| 2 | Планеты Солнечной системы. | Планеты Солнечной системы, представление о них; представления о том, отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года | Личностные: Целостное отношение к природе. Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить Познавательные перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; | Выявлять существенные признаки объектов, моделировать строение Солнечной системы; | |
| 3 | Звездное небо. Звезды и созвездия. П.р «Знакомство с картой звездного неба» | Представление о звёздах, находить созвездия на звёздной карте и в ночном небе | Личностные:формирование личного отношения к окр миру Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос Познавательныевзаимосвязь природы и человека Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке | Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | П.Р. |
| 4 | География как наука. П.р «Показ географических объектов на глобусе и карте» | Глобус как модель Земли. Элементарные приёмы чтения плана, карты. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте | Личностные:формирование личного отношения к окр миру Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос Познавательныевзаимосвязь природы и человека Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; сравнивать глобус и карту полушарий; находить условные значки на карте полушарий; | П,Р, |
| 5 | История как наука. П.р. «Знакомство с историческими картами» | Представление об окружающем нас мире с точки зрения историков. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Регулятивные: уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное; Познавательные: преобразовывать информацию: представлять в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться Личностные: развитие ответственности за поступки, на основе представлений о нравственных нормах | Перерабатывать полученную информацию: составлять рассказы о мире с точки зрения историка; характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого | ПР |
| 6 | Летоисчисление. Историческая карта | Обозначение дат исторических событий, понятия «век», «тысячелетие», «летоисчисление». | Регулятивные: уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное; Познавательные: преобразовывать информацию: представлять в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться Личностные: развитие ответственности за поступки, на основе представлений о нравственных нормах | Определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события; обсуждать сроки начала года в разных летосчислениях; | |
| 7 | Понятия об экологии и экологических проблемах. | Человек - часть природы. Зависимость жизни и природы человека от природы и её состояния | Личностные:формирование личного отношения к окр миру Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос Познавательныевзаимосвязь природы и человека Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать современные экологические проблемы;предлагать свои меры по решению экологических проблем; рассказывать о мире с точки зрения эколога; | |
| 8 | Всемирное природное и культурное наследие. Красная книга. | Объекты Всемирного наследия, правила поведения в природе | Личностные:формирование личного отношения к окр миру Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос Познавательныевзаимосвязь природы и человека Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке | рассказывать о причинах появления списка Всемирного наследия;различать объекты природного и культурного Всемирного наследия; определять объекты природного и культурного Всемирного наследия по фотографиям | |
| 9 | Входная диагностическая работа | Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения | Личностные:формирование личного отношения к окр миру Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос Познавательныевзаимосвязь природы и человека Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке | | |
Природа России. 10 часов |
| 10 | Равнины и горы России. П.р.»Поиск и показ на физической карте изучаемых объектов». | Представление о равнинах и горах; равнины и горы на территории России. | Личностные: умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы Познавательные- строить рассуждения; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи КоммуникативныеУмение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | Находить на физической карте России изучаемые географические объекты; характеризовать формы рельефа России. Моделировать формы земной поверхности из песка, глины или пластилина | ПР Модел-ие |
| 11 | Моря, озёра и реки России. П.р.: «Поиск и показ на физической карте изучаемых объектов.» | Водоёмы, их разнообразие, использование человеком | Личностные: умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы Познавательные- строить рассуждения; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи КоммуникативныеУмение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | Находить на физической карте России изучаемые водные географические объекты; различать моря и озера; характеризовать особенности изучаемых водных объектов; | ПР |
| 12 | Природные зоны России. | Карта природных зон России. План изучения природной зоны. Причина смены природных зон. Широтная и высотная поясность | Личностные: умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы Познавательные- строить рассуждения; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи КоммуникативныеУмение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | Находить на карте природные зоны России и характеризовать их; устанавливать взаимосвязь между освещенностью Солнцем поверхности Земли и широтным расположением природных зон; работать со схемой освещенности Земли солнечными лучами | |
| 13 | Зона арктических пустынь. П. р. « Поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон». | Представление о природной зоне арктических пустынь; особенности природы, значение природы данной зоны для человека, её использование | Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее; Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения Личностные: формировать эстетические ценности и чувства. | Находить на карте природных зон зону арктических пустынь; работать со схемой освещенности поверхности Земли солнечными лучами; характеризовать природные особенности Арктики и приспособление флоры и фауны к этим условиям; выявлять экологические связи в зоне арктических пустынь; | ПР |
| 14 | Тундра. П. р. « Поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон». | Представление о природной зоне тундры; географическое положение этой природной зоны, климатические условия, растительный и животный мир, деятельность человека | Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения; Познавательные: моделировать по образцу Коммуникативные высказывать свою точку зрения, аргументировать Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений | Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры с освещенностью ее поверхности солнечными лучами; характеризовать природные особенности зоны тундры, её флору и фауну, занятия местного населения; | ПР |
| 15 | Леса России. П. р. « Поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон». | Представление о лесной зоне; географическое положение зоны лесов, растительный и животный мир. | Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи информации Коммуникативные донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; Личностные: развивать самостоятельность | Находить на карте природных зон зону тайги, смешанных и широколиственных лесов устанавливать взаимосвязь особенностей лесных зон с освещенностью, количеством осадков и строением почвы; опознавать с помощью гербария растения зоны лесов; по тексту учебника и иллюстрации характеризовать животный мир зоны лесов, выявлять экологические связи; моделировать цепи питания в зоне тайги; | ПР |
| 16 | Роль леса в природе и жизни людей. | Представление о роли леса в жизни человека и природы; экологические проблемами леса, которые возникли по вине человека, бережное отношение человека к растениям и животным | Личностные:понимать роль труда в создании товаров и услуг Регулятивные:умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные: прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий, выяснять роль профессий родителей. Коммуникативные:формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке | С помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей;обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране; | проект |
| 17 | Зона степей. П. р. « Поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон». | Представление о природной зоне степей; географическое положение зоны степей, её особенности, животный и растительный мир, охрана природы. | Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее; Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения Личностные: формировать эстетические ценности и чувства. | Характеризовать животный мир зоны степей, выявлять экологические связи; сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры; | ПР |
| 18 | Пустыни. П. р. « Поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон». | Представление о природной зоне пустыни; географическое положение зоны пустынь, , её особенности, животный и растительный мир. | Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее; Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений | Устанавливать взаимосвязь освещенности, количества осадков и состава почв с образованием полупустынь и пустынь. | ПР |
2 четверть. 8 нед.*2 часа=16 часов |
| 19 | Зона субтропиков, ее природные особенности. П. р. « Поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон». | Представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; географическое положение субтропической зоны России, растительный и животный мир, деятельность людей. | Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее; Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений | Находить на карте природных зон зону субтропиков; по гербарию, иллюстрациям опознавать растения субтропиков; знакомиться с животным миром зоны Черноморского побережья Кавказа и морскими животными, устанавливать экологические связи; моделировать цепи питания; анализировать экологические проблемы зоны; | ПР |
«Родной край – часть большой страны» (15 ч) |
| 20 | Наш край. Экскурсия «Формы поверхности нашей местности». | Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности | Личностные: Целостное отношение к природе. Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить Познавательные перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Коммуникативные Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | Сопоставлять карту своего региона с политико-административной картой России с целью выяснения местоположения региона; находить свой регион и его главный город на физической карте России и карте природных зон | экскурсия |
| 21 | Знакомство с различными видами рельефа | Представление о поверхности родного края; работа с картой | Личностные:формирование связи мира природы, культуры окружающих людей Регулятивные: Умение выполнять задания в соответствии с целью урока, отвечать на поставленные вопросы Познавательные: умение делить на группы знакомые понятия, определять их значение. Коммуникативные: умение работать в группе и со взрослыми | Характеризовать рельеф поверхности своего края в соответствии с цветовым обозначением на физической карте; находить на карте региона крупные города, обобщать полученную информацию, готовить сообщение | |
| 22 | Виды водоемов. Значение водоемов в жизни человека. | Представление о водоёмах нашего края; естественные и искусственные водоёмы, значение водоёмов и их охрана | Личностные:формирование связи мира природы, культуры окружающих людей Регулятивные: Умение выполнять задания в соответствии с целью урока, отвечать на поставленные вопросы Познавательные: умение делить на группы знакомые объекты, определять их значение. Коммуникативные: умение работать в группе | Рассказывать о значении водных богатств в жизни людей; составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по данному в учебнике плану | |
| 23 | Полезные ископаемые. Практическая работа: «Свойства полезных ископаемых» . | Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения | Личностные:понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснить значение природных богатств Регулятивные:умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные: знать о группах ПИ и их применении. Коммуникативные: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке | Находить на карте природных зон значки полезных ископаемых, работая в группах определять название полезного ископаемого, образец которого выдан учителем, работая в группах, извлекать из учебника сведения о выданном образце полезного ископаемого, составлять его описание по данному в учебнике плану, готовить сообщения и представлять их классу | ПР |
| 24 | Почва. | Различные виды почв и их состав . Умение наблюдать, выделять характерные особенности природных объектов | Регулятивные: уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное; Познавательные: преобразовывать информацию: представлять в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться Личностные: развитие ответственности за поступки, на основе представлений о нравственных нормах | Различать виды почв на иллюстрациях учебника и образцах; Приводить примеры почв нашего края и уметь характеризовать их. | |
| 25 | Природное сообщество смешанного леса.П.р. «Работа с гербарием растений леса» | Разнообразие лесных обитателей, ярусы леса, лесная подстилка и микроорганизмы, роль грибов | Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения; Познавательные: моделировать по образцу Коммуникативные высказывать свою точку зрения, аргументировать Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений | Моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества; характеризовать лесное сообщество по данному в учебнике плану; выявлять нарушения экологического равновесия в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем; | ПР |
| 26 | Природное сообщество луга. П.р. «Работа с гербарием растений луга» | Представления о луге, как природном сообществе | Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее; Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения Личностные: формировать эстетические ценности и чувства. | Моделировать цепи питания на лугу; сравнивать природные особенности леса и луга; характеризовать луговое сообщество по данному в учебнике плану; приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, | ПР |
| 27 | Природное сообщество пресных вод. | Проверить знания учащихся по теме «Родной край – часть большой страны»; представление о жизни пресного водоёма | Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения; Познавательные: моделировать по образцу Коммуникативные высказывать свою точку зрения, аргументировать Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений | Выявлять экологические связи в пресном водоеме; рассказывать об обитателях пресных вод; моделировать цепи питания в пресноводном сообществе; характеризовать пресноводное сообщество по данному в учебнике плану; | |
| 28 | Растениеводство как отрасль сельского хозяйства | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям | Личностные: понимать роль труда в создании товаров и услуг Регулятивные:умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные: знать о потребностях своей семьи, о продуктах растениеводства, используемых в каждой семье Коммуникативные:формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке | Определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры из гербария; различать зерна зерновых культур; выявлять взаимосвязь развития растениеводства в регионе с природными условиями; | |
| 29 | Незаметные защитники урожая | Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным | Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения; Познавательные: моделировать по образцу Коммуникативные высказывать свою точку зрения, аргументировать Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений | Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах | |
| 30 | Животноводство как отрасль сельского хозяйства. | Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным | Личностные:понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные:знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей, о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье Коммуникативные:формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке | Выявлять взаимосвязь развития отраслей животноводства в регионе с природными условиями; характеризовать развитие отраслей животноводства в своем регионе | |
| 31 | Наши проекты. Презентация проектов (по выбору) | Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций (слайдов) и других подготовленных материалов. | Личностные:формирование личного отношения к окр миру Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос Познавательныевзаимосвязь природы и человека Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке | Готовить иллюстрации к презентации проекта, готовить тексты сообщений; выступать с сообщением в классе, оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей. | |
| 32 | Наши проекты. Презентация проектов (по выбору) | Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций (слайдов) и других подготовленных материалов. | Личностные: Целостное отношение к природе. Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить Познавательные перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Коммуникативные Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | Готовить иллюстрации к презентации проекта, готовить тексты сообщений; выступать с сообщением в классе, оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей. | |
| 33 | Проверочная работа по теме «Природа России», «Родной край – часть большой страны». | Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения. | Личностные: Целостное отношение к природе. Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить Познавательные перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Коммуникативные Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | |
| 34 | Экскурсия в краеведческий музей | | | Обобщать полученную информацию, готовить сообщение. | |
3 четверть. 10 нед * 2 часа=20 часов |
Раздел «Страницы Всемирной истории» (6 ч) |
| 35 | История первобытного общества. | Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира. Первобытное искусство. | Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения; Познавательные: моделировать по образцу Коммуникативные высказывать свою точку зрения, аргументировать Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений | Определять по «ленте времени» длительность периода первобытного общества;обсуждать роль огня и приручения животных; анализировать иллюстрации учебника; понимать роль археологии в изучении первобытного общества; | |
| 36 | Знакомство с историей Древнего мира. | Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира. Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим. Культура, религия, археологические находки. | Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее; Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения Личностные: формировать эстетические ценности и чувства. | Определять по «ленте времени» длительность существования Древнего мира; извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе; обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия; понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности | |
| 37 | Средние века в истории Европы. | Человек – часть природы и член общества. Возникновение городов. Появление мировых религий. Рыцари и замки. Изобретение книгопечатания. | Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории народов, Регулятивные: умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему Познавательные: конкретизировать представления об эпохе средних веков. Коммуникативные: формирование уважительного отношения к иному мнению. | Развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья; сопоставлять мировые религии, выявлять их общность и различия: место и время их возникновения, особенности храмов;понимать важность изобретения книгопечатания для человечества | |
| 38 | Великие географические открытия. | Выдающиеся люди Нового времени, их изобретения, географические открытия. Развитие предпринимательства, достижения в области науки и культуры. | Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее; Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения Личностные: формировать эстетические ценности и чувства. | Прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий; обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени; обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества; | |
| 39 | Выдающиеся люди разных эпох | Выдающиеся люди разных эпох. Исследования Арктики и Антарктики. Достижения современной науки и техники. Организация Объединенных Наций. | Регулятивные: уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему; Познавательные: добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений, выполнения пробных поисковых упражнений; Коммуникативные донести свою позицию до других: Личностные: формировать эстетические ценности и чувства | Прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий; обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени; обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества; | |
| 40 | Обобщение по теме «Страницы мировой истории» | Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения | Личностные: Целостное отношение к природе. Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить Познавательные перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Коммуникативные Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | Осуществлять запись выборочной информации | |
Раздел «Страницы истории России» (20 ч) |
| 41 | Жизнь древних славян. П.р. « Работа с картой» | Расселение восточных славян. Древнеславянские племена. Занятия древних славян, их жилища, быт, верования. Представление о жизни древних славян. | Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории народов, Регулятивные: умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему Познавательные: объяснять жизнь первобытных людей с точки зрения их морали; . Коммуникативные: формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности | Характеризовать верования древних славян; моделировать древнеславянское жилище; составлять план рассказа на материале учебника | ПР |
| 42 | Времена Древней Руси. | Представление о Древней Руси, русских князьях. Торговый путь «Из варяг в греки». Основание Новгорода и Киева. Крещение Древней Руси. | Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории народов, Регулятивные: умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему Познавательные: объяснять жизнь людей эпохи Древнего мира с точки зрения их морали; . Коммуникативные: формирование уважительного отношения к иному мнению. | Обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения; анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками. | |
| 43 | Древний Киев и Древний Новгород. П.р. «Работа с картой и схемами» | Устройство древнерусского города. Древний Киев и Древний Новгород. Берестяные грамоты как исторический источник. Основание Москвы. | Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения; Познавательные: моделировать по образцу Коммуникативные высказывать свою точку зрения, аргументировать Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений | Сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси; обсуждать важность находок археологами берестяных грамот; развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев; | ПР |
| 44 | Из книжной сокровищницы Древней Руси. | Представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси; Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. | Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее; Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения Личностные: формировать эстетические ценности и чувства. | Характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки; выявлять роль летописей для изучения истории России; характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства. | |
| 45 | Трудные времена на Русской земле | Феодальная раздробленность Руси в середине XII века. Нашествие Батыя. Монгольское иго. Александр Невский. | Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи информации Коммуникативные донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; Личностные: развивать самостоятельность | Обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов; рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника; | |
| 46 | Возрождение северо-восточных земель Руси в конце XIII — начале XIV века. | Возрождение северо-восточных земель Руси в конце XIII — начале XIV века. Московский князь Иван Калита – собиратель русских земель. Сергий Радонежский. | Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее; Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений | Приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси; рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве при Иване Калите; | |
| 47 | Куликовская битва. П.р. « Работа с картой» | Поход Мамая на Русь. Подготовка объединенного русского войска под командованием московского князя Дмитрия Ивановича. Благословение. Ход Куликовской битвы. Победа русских войск. | Личностные:конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире РегулятивныеУмение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий. Коммуникативныеотвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в паре | Составлять план рассказа о Куликовской битве; рассказывать о Куликовской битве по составленному плану; рассказывать о поединках богатырей; | ПР |
| 48 | Иван Третий. | Противостояние на Угре. Падение монгольского ига. Объединение княжеств вокруг Москвы. Возникновение единого независимого Российского государства со столицей в Москве. Иван Грозный – первый российский царь. Опричнина. | Личностные:конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире РегулятивныеУмение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Познавательные:х Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий. Коммуникативныеотвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в паре | Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества. | |
| 49 | Начало книгопечатания в России | Начало книгопечатания в России. Первопечатник Иван Федоров. | Личностные: выделение морального содержания ситуации. Регулятивные: работать по предложенному учителем плану. Познавательные: Делать выводы на основе обобщения знаний . Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России; на основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывать о первопечатнике Иване Федорове и издании первых русских учебников | |
| 50 | Смута. Польская интервенция. | Народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Избрание на царство Михаила Романова. | Личностные: выделение морального содержания ситуации. Регулятивные: работать по предложенному учителем плану. Познавательные: Работать с различными источниками Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции; рассказывать об этом событии от имени участника ополчения; | |
| 51 | Пётр Великий. | Организация «Потешных полков».. Реформы Петра. Основание Петербурга. Создание русского флота. | Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи информации Коммуникативные донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; Личностные: развивать самостоятельность | Рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника; обсуждать, заслуженно ли Петр I получил прозвание «Великий»; высказывать свое отношение к личности Петра Великого; | |
| 52 | Михаил Васильевич Ломоносов. | Биография М.В.Ломоносова, его деятельность. Основание Московского университета. | Личностные:конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире РегулятивныеУмение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий. Коммуникативныеотвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в паре | Составлять план рассказа о М.В.Ломоносов, его заслугах. | |
| 53 | Екатерина Великая. | Екатерина Великая – продолжательница реформ Петра I. Развитие просвещения. Положение крестьянства. Восстание под руководством Емельяна Пугачева. Войны с Турцией за выход к Азовскому и Черному морям | Личностные:конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире РегулятивныеУмение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий. Коммуникативныеотвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в группе | Рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е. Пугачева; рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове; | |
| 54 | Отечественная война 1812 года. П.р. « Работа с картой» | Вторжение в Россию армии Наполеона. Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим. Бородинская битва. Партизанское движение. Д.В.Давыдов. Победа над Наполеоном. | Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее; Познавательные определять причины, событий. Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения Личностные: формировать эстетические ценности и чувства. | На основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении; обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной | ПР |
| 55 | Страницы истории ХIХ века. П.р. « Работа с картой» | Декабристы, Освобождение крестьян от крепостной зависимости в 1861 году, его значение. Петербург и Москва после 1861 года, рост промышленности. Технические достижения России в XIX веке. | Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее; Познавательные определять причины, событий. Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения Личностные: формировать эстетические ценности и чувства. | В ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, формулировать выводы по изученному материалу; | ПР |
4 четверть. 8 нед.*2 часа=16 часов | | | Николай II – последний император России. Возникновение политических партий. В.И.Ленин и партия большевиков. Неудачи России в Первой мировой войне. Февральская революция 1917 года. Октябрьская революция 1917 года. Гражданская война. Гибель царской семьи. Победа большевиков. |
| 56 | Россия вступает в ХХ век. | Николай II – последний император России. Возникновение политических партий. В.И.Ленин и партия большевиков. Октябрьская революция 1917 года. | Регулятивные: уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное; Познавательные: преобразовывать информацию: представлять в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться Личностные: развитие ответственности за поступки, на основе представлений о нравственных нормах | Составлять план рассказа о событиях начала ХХ века и рассказывать о них по плану | |
| 57 | Страницы истории 20 - 30-х годов. П.р. « Работа с картой» | Образование СССР. Государственная собственность в промышленности. Борьба с неграмотностью. Индустриализация, коллективизация, культурная революция. | Регулятивные: уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему; Познавательные: добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений, выполнения пробных поисковых упражнений; Коммуникативные донести свою позицию до других: Личностные: формировать эстетические ценности и чувства | Знакомиться по карте СССР с административно-территориальным строением страны; знакомиться с символикой герба СССР; сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации; прослушивать в записях (Интернет) песни 30-х годов | |
| 58 | Великая война и Великая Победа. П.р. « Работа с картой» | Лозунг «Всё для фронта, всё для Победы!». Блокада Ленинграда. Разгром фашистских войск под Москвой. Битва за Сталинград. Курское сражение. Освобождение Европы. Штурм Берлина. Парад Победы в 1945 году. | Регулятивные: уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему; Познавательные: добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений, выполнения пробных поисковых упражнений; Коммуникативные донести свою позицию до других: Личностные: формировать эстетические ценности и чувства | Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану; обсуждать, в чем значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира; | |
| 59 | Начало освоения космоса | Начало освоения космоса в 1957 году. Юрий Гагарин – первый космонавт Земли. Космическая станция «Мир», МКС. Распад СССР. | Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи информации Коммуникативные донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; Личностные: развивать самостоятельность | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, | |
| 60 | Обобщение по теме «Страницы истории России» | Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения | Личностные: творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные: знать основные понятия раздела, решать учебные задачи. Коммуникативные: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке | Осуществлять запись выборочной информации | |
Раздел «Современная Россия» (8 ч) | | | Раздел «Современная Россия» (8 ч) |
| 61 | Основной закон России и права человека. | Понятие о федеративном устройстве России. Многонациональный характер населения России. Конституция – основной закон страны. Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка. | Регулятивные: уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное; Познавательные: преобразовывать информацию: представлять в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться Личностные: развитие ответственности за поступки, на основе представлений о нравственных нормах | Анализировать закрепленные в Конвенции права ребенка; обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей | |
| 62 | Понятие о гражданстве. Права и обязанности гражданина РФ. | Понятие о гражданстве. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Государственное устройство РФ: Президент, Федеральное собрание, правительство. | Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи информации Коммуникативные донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; Личностные: развивать самостоятельность | Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь Готовить рассказ о правах ребёнка на основе анализа иллюстративного материала и собственного социального опыта. | |
| 63 | Славные символы России. | Государственный герб, флаг и гимн. | Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее; Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения Личностные: формировать эстетические ценности и чувства. | Знакомиться с особенностями герба РФ, его историей, символикой, знакомиться с флагом, знать его историю; выучить текст гимна РФ, знать, в каких случаях он исполняется и правила его исполнения, | |
| 64 | Понятие о государственных праздниках | Понятие о государственных праздниках, День России, День Государственного флага, День народного единства, День Конституции, День защитника Отечества, День Победы, Новый год, Рождество Христово, Международный женский день, День весны и труда. | Регулятивные: перерабатывать полученную информацию; Познавательные наблюдать, исследовать свойства материалов, моделировать по образцу Коммуникативные уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений | Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, национальные, территориальные, семейные; Рассказывать о родной стране и её святынях | |
| 65 | Регионы и города России. П.р. « Работа с картой» | Регионы и города России. | Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее; Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения Личностные: формировать эстетические ценности и чувства. | Составлять группу по интересам, распределять обязанности; подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; составлять план и текст доклада; подбирать и изготавливать иллюстративный материал; презентовать проект | |
| 66 | Регионы и города России. П.р. « Работа с картой» | Регионы и города России. | Регулятивные: перерабатывать полученную информацию; Познавательные наблюдать, исследовать свойства материалов, моделировать по образцу Коммуникативные уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений | Составлять группу по интересам, распределять обязанности; подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; составлять план и текст доклада; подбирать и изготавливать иллюстративный материал; презентовать проект | |
| 67 | Обобщающий урок по разделу «Современная Россия» | Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения | Личностные:формирование личного отношения к окр миру Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос Познавательныевзаимосвязь природы и человека Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке | Узнавать исторические памятники, культовые сооружения, соотносить их с определённой эпохой, событием, фактом. | |
| 68 | Презентация проектов | Презентация проектов. | Личностные: творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные: знать основные понятия раздела, решать учебные задачи. Коммуникативные: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке | Составлять группу по интересам, распределять обязанности; подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; составлять план и текст доклада; подбирать и изготавливать иллюстративный материал; презентовать проект | |
| 69 | Презентация проектов | Презентация проектов. | Личностные: творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные: знать основные понятия раздела, решать учебные задачи. Коммуникативные: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке | Составлять группу по интересам, распределять обязанности; подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; составлять план и текст доклада; подбирать и изготавливать иллюстративный материал; презентовать проект | |