№ п/п | Дата | Тема урока | Характеристика деятельности уч-ся | УУД | Примечания |
План | Факт |
I четверть (25 ч ) |
Осенние странички (6 ч ) |
1 | 02.09 | | Изображение осени в искусстве. Формирование представления об эпитете. С.5-6 | – наблюдение за способами изображения картин и передачи настроения в лирике; – подбор темпа чтения и интонации; – анализ изобразительно-выразительных средств художественного текста; – нахождение и осознание эмоционально - информации в тексте и передача ее средствами выразительного чтения; | Личностные: У обучающегося будут сформированы: - положительное отношение к предмету, интерес к содержанию художественных произведений; - эмоциональное отношение к поступкам героев литературных произведений; - основы для эмоционального переживания и осознания основной мысли художественного текста; - интереса к собственному миру чувств на основе сопоставления «Я» с героями литературных произведений; - умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, рисовании, творческой деятельности; - мотивации к успешности учебной деятельности. | |
|
2 | 04.09 | | Анализ стихотворения С.А.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…» с.7 | наизусть |
3 | 05.09 | | Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…» с.8 | наизусть |
4 | 09.09 | | Работа над картиной И.С.Остроухова «Золотая осень» с.9 Р.к.М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива» | |
5-6 | 11.09 12.09 | | Работа по хрестоматии. | | |
Глава 1. Народные сказки ( 19 ч) |
7 | 16.09 | | Вхождение в мир русской народной волшебной сказки.с.10-11 Р.к.С.Н.Гуляевский «Сказки» | - анализ текста с целью установления причинно-следственных связей между отдельными событиями; – выделение элементов сюжета (пейзажа, портрета, авторских рассуждений); – выделение эпизода как единицы сюжета; – пересказ текста (полный, краткий, выборочный); -составление характеристики героя; – оценивание поступков героев с нравственных позиций; - сравнение разных видов народной сказки, сопоставительный анализ | Обучающийся получит возможность для формирования: - чувства сопричастности своему народу, принятия его культурных традиций, представления о сметливости, талантливости и щедрости русского человека; оптимизме и нравственном здоровье народа; - представления о защите Родины как великой традиции нашего народа; начальных представлений о нравственных понятиях: патриотизм, героизм и защита Родины, отвага и смелость, ответственность человека за свою судьбу, великодушие и совестливость; - первоначальной ориентации в системе личностных смыслов; - первоначальной нравственной оценки поступков героев доступных по жанру произведений; - интереса к чтению как к особому способу изображения действительности, передачи чувств и мыслей героев; - умения объяснять и оценивать поступки героя произведения, мотивировать свою личностную оценку. | наизусть |
8-9 | 18.09 19.09 | | Анализ сказки «Баба-Яга». С.13-18 | |
10-11 | 23.09 25.09 | | Анализ сказки «Сивка-Бурка». С.18-25 | |
12-14 | 26.09 30.09 02.10 | | Анализ сказки «Бой на Калиновом мосту». С.26-35 | |
15-16 | 03.10 07.10 | | Изучение бытовых сказок. Анализ сказки «Дочь – семилетка». С.35-41 | |
17 | 09.10 | | Анализ сказки «Каша из топора». С.41-43 | |
18 | 10.10 | | Театрализованная игра «В свете есть такое чудо…» с.44 | проект |
19 | 14.10 | | Знакомство со сказками других народов мира. Анализ сказки «Бедняк и богач» (литовская сказка). С.45-47 | |
20 | 16.10 | | Ненецкая сказка «Кукушка». С.48-50 | |
21 | 17.10 | | Узбекская сказка «Ах» и «Ох». С.51-52 | |
22-24 | 21.10 23.10 24.10 | | Японская сказка «Земляника под снегом». С.53-61 | |
25 | 28.10 | | Работа по хрестоматии. | |
II четверть (23 ч) |
Глава 2. Преданья старины глубокой( 9 ч) |
26 | | | Изучение былин. «Илья Муромец и соловей-разбойник». С.62-65 | - сравнение фольклорных жанров; - характеристика особенностей данного жанра; - ориентирование в терминах и литературоведческих понятиях; - составление характеристики героя; – оценивание поступков героев с нравственных позиций; - анализ текста с целью установления причинно-следственных связей между отдельными событиями; – выделение элементов сюжета (пейзажа, портрета, авторских рассуждений); – выделение эпизода как единицы сюжета; | Регулятивные: Обучающийся научится: - принимать учебную задачу, отбирать способы ее достижения, корректировать установленные правила работы с художественным текстом в зависимости от учебной задачи; - принимать установленные правила работы с текстом, работать со словарями учебника; - произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи; - воспринимать мнение окружающих о прочитанном произведении и выражать свое мнение; - осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы; - соотносить внешнюю оценку и самооценку. Обучающийся получит возможность научиться: - самостоятельной работе с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время; - проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий; | Отрывок наизусть |
27 | | | Былина «Добрыня Никитич и Змей». С.65-66 | |
28 | | | Знакомство с мифами. Древнегреческий миф о создании мира. С.67-68 | |
29 | | | Древнегреческий миф «Лернейская гидра». С.69-70 | |
30-31 | | | Изучение славянской мифологии. С.71-74 Р.к.Колядки | |
32 | | | Контрольная работа. С.75-77 | Самостоятельная деятельность | |
33-34 | | | Организационное занятие «Музей старинных вещей»с.78-79 Р.к.Н.И.Баранов «И пришла мне мысль» | - поиск и анализ информации из разных источников( интернет, энциклопедии, справочники, словари) | проект |
Зимние странички ( 4 ч) |
35 | | | Изображение зимы в искусстве. А.С.Пушкин «Евгений Онегин» (пейзажная зарисовка). С.80-83 Р.к. П.Д.Дружинин«Зима» | - нахождение и осознание эмоционально - информации в тексте и передача ее средствами выразительного чтения; – наблюдение за способами изображения картин и передачи настроения в лирике; | - выполнять самостоятельную работу в тетради по литературному чтению; - осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей; - осуществлять контроль своих действий, корректировать их с учетом поставленных задач; - выбирать книги для самостоятельного внеклассного чтения; - осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих. | Отрывок наизусть |
36 | | | Описание зимы в стихотворении С.Я.Маршака.с.84-85 Р.к.А.Н.Плещеев «Зимний вечер», «Старик» | Дополнительно работа по картине М.В.Добужинского«Домик в Петербурге» |
37 | | | Анализ художественных средств в произведениях С.А.Есенина и А.А.Фета.с.86-87 Р.к.А.А.Блок «Рождество», «Вербочки» | Наизусть С.Есенин «Берёза» |
38 | | | Зимние картинки. С.87. Работа по хрестоматии. Р.к.А.А.Сазонов «Воробей» | - поиск и анализ информации из разных источников( интернет, энциклопедии, справочники, словари); - изображение зимы с помощью слова красок, звуков | Познавательные: Обучающийся научится: - выделять смысловые части текста и составлять план литературного произведения; - пересказывать текст по плану, формулировать выводы; | Творческий проект по выбору |
Глава 3. Авторские сказки (10 ч) |
39-41 | | | Работа над сказкой Г.-Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». С.88-98 Р.к.Ф.С.Атянин «Воробей и медведь» | - анализ текста с целью установления причинно-следственных связей между отдельными событиями; – выделение элементов сюжета (пейзажа, портрета, авторских рассуждений); – выделение эпизода как единицы сюжета; – пересказ текста (полный, краткий, выборочный); - составление характеристики героя; – оценивание поступков героев с нравственных позиций; | - работать с сопоставительными таблицами; - определять тему и главную мысль (идею) литературного произведения; - понимать информацию, заложенную в выразительных средствах сочинения; - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; - находить в тексте ответ на заданный вопрос. Обучающийся получит возможность научиться: - участвовать в учебном диалоге, в обсуждении содержания и основной мысли текста; - ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета; - проявлять инициативу в поиске дополнительной информации; | |
42-44 | | | Изучение «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина.с 98-119 | Отрывок наизусть |
45-47 | | | Изучение сказки К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». С.119-134 | |
48 | | | Контрольная работа. С135-137 | Самостоятельная деятельность | Работа по хрестоматии на каникулах сам-но |
III четверть (33 ч) |
Весенние странички( 4 ч) |
49 | | | Изображение весны в искусстве. А.С.Пушкин «Гонимы вешними лучами…» с.3-4 | - нахождение и осознание эмоционально - информации в тексте и передача ее средствами выразительного чтения; – наблюдение за способами изображения картин и передачи настроения в лирике; - определение видов троп в стихах; - поиск изобразительных средств в живописи | - создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме; - пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты; - понимать структуру построения рассуждения. | наизусть |
50 | | | Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится…» с.5 | наизусть |
51 | | | С.А.Есенин «Черёмуха» с.6-7 | наизусть |
52 | | | А.А.Блок «Ворона» с.10 Р.к.Н.А.Куленко «Весенняя верба воскресла» | Коммуникативные : Обучающийся научится: - принимать участие в групповом обсуждении заданий, в том числе творческих; - участвовать в коллективных инсценировках, спектаклях; | Работа по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели» |
Глава 4. Рассказы ( 16 ч) |
53 | | | Работа над рассказами. В.К.Железников «Три ветки мимозы» с.12-15 | - анализ текста с целью установления причинно-следственных связей между отдельными событиями; – выделение элементов сюжета (пейзажа, портрета, авторских рассуждений); – выделение эпизода как единицы сюжета; – пересказ текста (полный, краткий, выборочный); -составление характеристики героя; – оценивание поступков героев с нравственных позиций; - поиск и анализ информации из разных источников( интернет, энциклопедии, справочники, словари) | - проявлять интерес к общению и групповой работе; - проявлять инициативу, самостоятельность в групповой работе; - контролировать свои действия в коллективной работе; - использовать различные речевые средства для передачи своего впечатления; - выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге. Обучающийся получит возможность научиться: - выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературе; - принимать участие в подготовке и проведении спектаклей; - проявлять инициативу и самостоятельность в построении коммуникации; - оценивать групповую работу и результаты коллективной деятельности. Предметные : Речевая и читательская деятельность Обучающийся научится: - ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание, рассуждение; - пересказывать текст кратко, отвечать на вопросы по :: :ту и формулировать свои вопросы; | |
54-56 | | | Б.С.Житков «Как я ловил человечков» с.16-25 Р.к.А.И.Куприн «Ральф» | |
57-59 | | | Ю.Я.Яковлев «Полосатая палка» с.25-35 Р.к.Масленица | |
60 | | | В.К.Железников «Рыцарь» с.36-40 Р.к.С.Т.Аксаков «Детские годы Багрова-внука» | |
61-63 | | | С.Г.Георгиев «Дедушка» с.40-52 | |
64-65 | | | К.Г.Паустовский «Кот-варюга» с.53-59 | |
66 | | | Литературный поединок с.60-61 Р.к.И.Ф.Панькин «Легенда о мастере Тычке» | Творческий проект |
67 | | | «Музей старинных вещей» с.62-63 | проект |
68 | | | Работа по хрестоматии | |
Глава 5. Басни (5 ч) |
69 | | | Знакомство с жанром басни. С. 64-66 Р.к.И.А.Крылов «Свинья под дубом»( пензенские истоки басни) | - определение особенностей басни как литературного жанра; - понимание диалогической природы басни; - определение морали как главной мысли; -составление характеристики героя; – оценивание поступков героев с нравственных позиций; | - при чтении и аудировании распознавать по характерным особенностям текста миф, былину, сказку, сказ, басню, рассказ; - понимать и показывать на примерах особенности, малых фольклорных жанров: пословицы, загадки, скороговорки, считалки; - соотносить главную мысль и название произведения; - определять роль портрета и пейзажа в произведении; - видеть особенности юмористических текстов; - соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал; - самостоятельно находить в тексте простые средства изображения и выражения чувств героя. | наизусть |
70 | | | И.А.Крылов «Квартет» с.67-68 | |
71 | | | С.В.Михалков «Дальновидная собака» с. 69-70 | |
72 | | | Контрольная работа. С. 71-72 | |
73 | | | Работа по хрестоматии | |
Глава 6. Поэзия (8 ч) |
74 | | | Изучение лирических произведений. А.С.Пушкин «Зимнее утро», И.С.Никитин «Утро» с.73-75 | - нахождение и осознание эмоционально - информации в тексте и передача ее средствами выразительного чтения; – наблюдение за способами изображения картин и передачи настроения в лирике; - определение видов троп в стихах; - определение способов передачи юмора в стихах; - создание своих небольших художественных текстов; - находить в текстах приём неожиданности в создании комического | Обучающийся получит возможность научиться: - находить способы создания характера и изображения внутреннего мира героя в произведениях разных жанров; - пересказывать текст подробно, выборочно и кратко; - понимать возможности литературы в передаче сложного настроения, изображении развития чувства; - находить в юмористических текстах прием неожиданности в создании комического; - понимать обусловленность характеров героев сказок разных народов национальными особенностями и представлениями о счастье, справедливости, добре и зле; - оценивать поступки героя и отношение автора к нему; - создавать свои небольшие художественные тексты. | наизусть |
75 | | | А.А.Фет «Еще светло перед окном…» с.76-77 | наизусть |
76 | | | А.А. Ахматова «Цветов и неживых вещей приятен запах…» с.78 | |
77 | | | Изучение юмористических стихотворений. С. 79-82 | |
78 | | | Изучение юмористических стихотворений. С.83-85 | |
79 | | | Фольклорные стихи разных народов. С.86-89 | |
80 | | | Смешные стихи современных поэтов. С.90-94 | |
81 | | | Серьёзные мысли в смешных стихах. Э.Н.Успенский «Неудачник». С.95-98 | Работа по хрестоматии на каникулах сам-но |
IV четверть ( 21 ч) |
Глава 7. Пьесы( 7 ч) |
82 | | | Пьеса Е.Л.Шварца «Красная шапочка». Действие первое.с.100-110 | - выявление жанровых особенностей пьесы; - определение несказочного в произведении; анализ текста с целью установления причинно-следственных связей между отдельными событиями; – выделение элементов сюжета (пейзажа, портрета, авторских рассуждений); – выделение эпизода как единицы сюжета; – пересказ текста (полный, краткий, выборочный); -составление характеристики героя; – оценивание поступков героев с нравственных позиций;
| Творческая деятельность Обучающийся научится: - пересказывать текст кратко и с его творческой обработкой; - находить в сказках способы создания характера героя; - читать по ролям, инсценировать, передавая основное настроение произведения; - подбирать иллюстрации к литературному произведению. Обучающийся получит возможность научиться: - менять темп и способ чтения в зависимости от учебных задач; - передавать в выразительном чтении изменение эмоционального состояния героя и свое внутреннее видение картины, нарисованной автором; - читать диалоги, пересказывать тексты; - сочинять небольшие тексты, используя предусмотренные программой средства создания произведений небольших жанров. | |
83 | | | Е.Л.Шварц «Красная шапочка». Действие второе. С.110-114 | |
84-86 | | | Е.Л.Шварц «Красная шапочка». Действие третье. С.114-126 | |
87-88 | | | Работа по хрестоматии Р.к. Р.к.А.Н.Плещеев «Старик» | |
Летние странички ( 14 ч) |
89 | | | С.А.Есенин «С добрым утром!» с.128 | - нахождение и осознание эмоционально - информации в тексте и передача ее средствами выразительного чтения; – наблюдение за способами изображения картин и передачи настроения в лирике; - определение видов троп в стихах; - поиск изобразительных средств в живописи | Литературоведческая пропедевтика Обучающийся научится: - различать миф, былину, сказку, сказ, басню, рассказ; - понимать и грамотно использовать в своей речи термины: басня, пьеса, сюжет, пейзаж, эпитет; - сопоставлять разные по жанру тексты: народные и авторские, художественные и научно-популярные, поучительные и комические; - находить признаки литературных сказок, определять позицию автора сказки; - определять события рассказа; понимать сюжет как цепь событий; - приводить примеры многозначности поэтического слова. Обучающийся получит возможность научиться: - выявлять особенности построения сюжета, способы создания образа героя в волшебных, бытовых сказках; в былинах и мифах разных народов; - эмоционально воспринимать и определять язык, напевность, ритм былин; - понимать диалогическую природу басни, определять мораль как ее главную мысль; - понимать возможность эволюции характера героя; - видеть единство выразительного и изобразительного начал в поэтическом произведении, движение чувства, развитие настроения. | наизусть |
90 | | | В.В.Маковский «Тучкины штучки» с.129 | |
91 | | | Одушевление природы в стихах Р.Г.Гамзатова и С.П.Щипачёва.с.130-131 | Наизусть по выбору |
92 | | | И.А.Бунин «Детство» с.132-133 | Написание сочинения по картине |
93 | | | Ф.И.Тютчев «В небе тают облака…» с.134 | наизусть |
94 | | | Контрольная работа с. 135-137 | Самостоятельная деятельность | |
95 | | | Анализ контрольной работы. С.Я.Маршак «Пожелания друзьям» с.138 | - характеристика особенностей прочитанных текстов; - сравнение своих ответов с ответами одноклассников; - выразительное чтение произведений, чтение по ролям | |
96-102 | | | Работа по хрестоматии Р.к.А.Н.Майков «Сенокос», «Ласточка»
| |