Календарно-тематическое планирование литературного чтения по программе Виноградовой Н.Ф. (УМК "Начальная школа 21 века")
Календарно-тематическое планирование литературного чтения по программе Виноградовой Н.Ф. (УМК "Начальная школа 21 века")
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению разработана для обучения в 3 классе, составлена на основе авторской программы Л.А.Ефросининой «Литературное чтение» (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – Руководитель проекта - член – корреспондент РАО профессор Н.Ф.Виноградова- 3-е изд., дораб.и доп. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 165с.), отражающего содержание обучения по основным предметам начальной школы, При составлении данной рабочей программы учитывались следующие документы:
* Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по литературному чтению;
* Примерная программа начального общего образования Министерства образования РФ;
. Основная цель курса литературного чтения — помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читательских умений предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Задачи курса «Литературное чтение»:
• обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
• научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
• систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно; пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
• включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
• формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для овладения смысловым чтением и формирования универсальных учебных действий. Читательское пространство в нашей программе формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемым теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование литературного чтения по программе Виноградовой Н.Ф. (УМК "Начальная школа 21 века") »
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению разработана для обучения в 3 классе, составлена на основе авторской программы Л.А.Ефросининой «Литературное чтение» (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – Руководитель проекта - член – корреспондент РАО профессор Н.Ф.Виноградова- 3-е изд., дораб.и доп. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 165с.), отражающего содержание обучения по основным предметам начальной школы, При составлении данной рабочей программы учитывались следующие документы:
* Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по литературному чтению;
* Примерная программа начального общего образования Министерства образования РФ;
.Основная цель курса литературного чтения — помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читательских умений предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Задачи курса «Литературное чтение»:
обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно; пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для овладения смысловым чтением и формирования универсальных учебных действий. Читательское пространство в нашей программе формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемым теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов
Общая характеристика учебного предмета
Данный курс литературного чтения построен с учётом следующих концептуальных положений:
изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;
дифференцированное обучение обеспечивает учёт индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Характерной чертой данной программы является «нерасчленённость» и «переплетённость» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идёт обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд,
и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Принципы построения курса
Использование системно-деятельностного подхода предполагает преемственность с дошкольными образовательными учреж дениями, постепенное формирование у детей основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение и письмо).
В основу построения курса «Литературное чтение» в системе учебников «Начальная школа XXI век» были положены следующие принципы:
системности — обеспечивает комплексное решение задач обучения, воспитания и развития младшего школьника, а также создания литературного пространства на основе взаимодействия и интеграции различных форм дополнительного образования (кружки, факультативы, библиотечные часы, а также самостоятельная работа с книгой в группе продлённого дня);
эстетический — обусловливает требования к произведениям, вошедшим в курс литературного чтения. Постоянное общение младших школьников с лучшими образцами детской литературы создаёт условия для формирования их эстетического вкуса и читательских предпочтений;
эмоциональности — учитывает воздействие литературного произведения и книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя (развитие его эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать художественный мир автора, сопереживание чувствам героев);
преемственности — обеспечивает связь разных уровней (этапов) литературного образования и уроков литературного чтения с уроками русского языка, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства.
При конструировании курса литературного чтения с учётом принципа системности были сформулированы следующие требования к его содержанию:
содержание учебников представлено блоками (разделами), построенными по жанрово-тематическому, жанровому и авторскому принципам. Объём и содержание произведений каждого блока отобраны с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся начальной школы, произведения способствуют приобщению младших школьников к культурному опыту своего и других народов;
развитие основных видов речевой деятельности (слушание, чтение, устная и письменная литературная речь) входит содержательной линией в каждый изучаемый раздел и носит практико-ориентированный характер;
введение в каждый раздел и последовательное знакомство с литературоведческими понятиями на пропедевтическом уровне служит литературному развитию и формированию читательской компетентности;
системная работа по формированию самостоятельной читательской деятельности проходит в каждом разделе каждого класса и усложняется от класса к классу;
система творческих заданий, представленная в каждом блоке (разделе), позволяет учитывать уровень обученности и индивидуальные возможности учащихся;
умение работать с информацией (находить информацию в тексте произведения, в справочниках, энциклопедиях и доступных интернет-ресурсах) формируется последовательно во всех классах начальной школы.
Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:
сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;
работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как искусством слова с учётом специфики его структуры и жанровых особенностей;
одновременная работа над языком произведения и речью детей;
сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;
различение художественных и научно-популярных произведений;
формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;
освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.
Место литературного чтения в учебном плане.
В соответствии с базисным учебным планом на изучение литературного чтения в начальной школе отводится 472 часа. В школьном учебном плане на изучение «Литературное чтение» в 3 классе отводится 4 часа в неделю. Таким образом, в 3 классе за год должно быть проведено 136 часов
Ценностные ориентиры содержания
Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей, принятых в семье, в народе, в обществе (любовь к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т. п.).
Результаты освоения курса «Литературное чтение»
Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапред- метных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО1:
«Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмо- ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду. длительной работе на результат, бережному отношению к материальным духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определение наиболее эффективных способов достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдение нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения и оценки событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15 : владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения мелей" объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению с учётом специфики содержания предметной области „Филология", должны отражать:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития;
формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении и успешности обучения по всем учебным предметам;
» понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».
Достижение вышеперечисленных результатов освоения образовательной программы характеризуется сформированно стью у выпускника начальной школы умения учиться — овладение им универсальными учебными действиями (УУД), которые необходимы для постановки и решения любой учебной задачи.
Структура программы
Программа состоит из пяти разделов: «Виды речевой и читательской деятельности», «Круг чтения», «Литературоведческая пропедевтика», «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)», «Чтение: работа с информацией». В разделы программы входят основные содержательные линии: круг чтения, примерная тематика, жанровое разнообразие произведений, ориентировка в литературоведческих понятиях, развитие навыка чтения, восприятие литературного произведения, творческая деятельность, межпредметные связи. Кроме того, в программе дано тематическое планирование по классам, планируемые результаты к концу каждого года обучения, материально-техническое обеспечение реализации программы, варианты комплексных проверочных работ по итогам каждого года обучения и примерное поурочное планирование.
Основные содержательные линии программы
Развитие навыков чтения
Развитие навыков чтения идёт от громко-речевой формы чтения вслух до чтения молча. Овладение чтением на первом году обучения предполагает формирование целостных (синтетических) приёмов чтения слов (чтение целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, на втором году обучения — увеличение скорости чтения и введение чтения молча. В 3-4 классах — наращивание темпа чтения молча и использование приёмов выразительного чтения (понимание задачи чтения и умение отобрать в соответствии с ней интонационные средства выразительности). Учитывая разный темп обучаемости детей, необходимо организовать индивидуальную работу с детьми, как с теми, кто пришёл в школу хорошо читающими, так и с теми, кто отстаёт в овладении процессом чтения. Для этого в средствах обучения представлены задания разной степени сложности.
Развитие восприятия произведения
Литература не может выполнять только иллюстративную роль и не должна использоваться только как наглядный пример к какому-то понятию или учебной теме. Она самоценна, и эту присущую литературе ценность ребёнок-читатель постепенно осознаёт, развивая свой духовный мир. Именно поэтому харак тер и полнота восприятия произведения зависят от читательского опыта, сформированности умения воссоздать словесные образы, соответствующие авторскому замыслу. Формирование полноценного читательского восприятия является одной из важнейших задач данного курса литературного чтения.
В 1 классе, пока навык чтения у детей отсутствует или недостаточно сформирован, читательское восприятие формируется на уроках литературного слушания.
Во 2 классе уроки слушания включены в учебник под рубрикой «Послушай». Многие дети уже владеют навыком чтения и могут самостоятельно работать с текстом, но опыт показывает, что начинающий читатель с большим интересом самостоятельно читает прослушанное произведение. Уже во 2 классе вводится аналитическое чтение (выстраивание цепочки событий, выделение героев и их поступков). Учитель ставит перед детьми вопросы: «Как начинается произведение?», «Что было дальше?», «Какие события вас взволновали?», «Как произведение закончилось?». Рассматривается форма произведения: определяется жанр, жанровые признаки, выделяются слова, необходимые для описания событий, героев.
В 3-4 классах начинается собственно литературное чтение школьника в полном объёме: умение читать вслух и молча, воспринимать содержание произведения на слух и читая самостоятельно, слушать и слышать текст произведения, отвечать на вопросы и задавать вопросы, работать с текстом произведения.
Во всех классах один раз в неделю в рамках изучаемого раздела проводятся уроки слушания и обучения работе с детскими книгами, что позволяет расширять читательское пространство и обогащать читательский опыт учащихся, формировать полноценное читательское восприятие и читательскую компетентность.
Знакомство с литературоведческими понятиями В 1-2 классах учащиеся практически знакомятся с жанрами и темами произведений, узнают основные признаки сказки, стихотворения, рассказа. Накапливаются представления школьников об авторах произведений разных жанров.В 3-4 классах на пропедевтическом уровне вводятся литературоведческие понятия, выделяются особенности произведений разных жанров, в соответствии с этим расширяется круг детского чтения, усложняются произведения. Знакомство с литературоведческими понятиями и представлениями в данном курсе литературного чтения носит практико-ориентированную направленность.
Развитие речевых уменийВ программе обращается внимание на развитие умения «видеть» слово в тексте, понимать его значение (в контексте произведения), выявлять оттенки значений, понимать, почему данное слово (а не другое) выбрал писатель (поэт), как оно характеризует героя и выражает отношение автора. Далее важно научить детей не только замечать и понимать слово, но и различать его прямое и переносное, образное значение, а затем использовать в собственной речи. Развивается один из основных видов речевой деятельности — говорение (устная речь). Практическое знакомство с диалогом и монологом (выделение в тексте, чтение в лицах, ведение диалога о прочитанном). Формулирование высказываний о своём отношении к произведению, героям и их поступкам. Обучение пересказам и рассказыванию, чтению наизусть стихотворных произведений и небольших отрывков из прозаических произведений.
Развитие творческой деятельностиДобиться хорошего уровня литературного развития учащихся, научить их выразительно читать и понимать прочитанное можно, только вовлекая детей в самостоятельную творческую деятельность. Необходимо вводить такие виды работы с произведением (книгой), которые побуждают ребёнка вносить элементы творчества, выражать своё отношение к герою (произведению), по-своему интерпретировать текст. Методы и приёмы, используемые на уроках литературного чтения, имеют широкий спектр: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. В данном курсе широко используются практические действия учащихся при выполнении заданий к изучаемому произведению в тетради (подчёркивание, пометы, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, раскрашивание, оформление обложек), игровые приёмы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) и различные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах).
Все творческие работы проводятся в классе под руководством учителя, так как носят обучающий характер. Формы организации творческих работ могут быть разные: индивидуальные, парные, групповые.
Формы и средства контроля
В 3 классе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и "про себя"); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать произведение, особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов. Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.). Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. В третьем классе чтение постепенно становится общеучебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения "про себя" и вслух. По мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения "про себя" (от 10-15% в первом классе и до 80-85% в четвертом классе).
Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности: в третьем классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80-90 слов в минуту (вслух) и 115-120 слов в минуту ("про себя"); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и не подготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.
Оценка деятельности учащихсяосуществляется в конце каждого урока.
Оцениваются:
• качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций, и работы в целом;
• степень самостоятельности;
• уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
В конце изученных разделов в рабочих тетрадях есть рубрика «Проверь себя»
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (тестовые работы) и устный опрос (собеседование). Форма итоговой аттестации обучающихся – контрольная работа. Всего программой предусмотрено 8 контрольных работ.
Виды контрольных работ
Кол-во работ
Дата проведения
Проверка уровня начитанности и читательских умений
4
Проверка сформированности учебной и читательской деятельности
1
Проверка навыка чтения вслух, молча
3
ИТОГО
8
Нормы оценивания техники чтения в начальной школе
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
Классификация сшибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
неправильная постановка ударений (более двух);
чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
не более двух неправильных ударений;
отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
неточности при формулировке основной мысли произведения;
нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
в кратком пересказе прочитанного; рассказ составляет по плану, предложенному учителем; понимает содержание произведения и может ответить на вопросы (иногда с помощью учителя)
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3-го года обучения.
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:
• свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;
• ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент |текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
• работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
• выполнять работу по цепочке;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
• видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
• находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться:
• подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
• понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
Межпредметные связи:
с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов сказок, рассказов, составление повествовательного текста;
с уроками изобразительного искусства: сопоставление текста и иллюстраций, иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;
с уроками музыки: музыка и характеры героев литературных произведений, музыкальное выражение настроения автора, персонажей произведения, музыкальное оформление инсценировок произведений; с уроками труда: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества.
Система оценивания знаний проводится на основании Письма Минобразования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе".
Критерии оценки
Проверочные (текущие) и контрольные (итоговые) работы по литературному чтению должны, прежде всего, показать глубину и прочность полученных учащимися знаний и умений, определённых обязательным минимум содержания в начальной школе. Показатели обученности по литературному чтению, которые соответствуя целям курса, подлежат проверке и оцениванию:
навык чтения (умение читать вслух и молча, владение основными видами чтения - ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое);
начитанность (знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях, знание книг и произведений из круга детского чтения);
умение работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам, знание элементов книги);
навыки и умения собственно читательской деятельности.
Виды проверочных и контрольных заданий: комплексные разноуровневые работы, литературные диктанты, тестовые задания, диагностические задания.
Инструментарий для оценивания результатов.
Тестовые задания - требуют от учащихся хорошей подготовки, самостоятельности, знания изученных произведений и предполагают выбор одного ответа из ряда предложенных.. Выполненное задание оценивается в 1 балл. Отметки за выполнение тестовых заданий (если ученик набрал более шести баллов, работа считается выполненной):
«5» - если ученик набрал 9 – 10 баллов.
«4» - если ученик набрал 7 - 8 баллов.
«3» - если ученик набрал 5 - 6 баллов.
«2» - если ученик набрал менее 5 (от 0 до 5 баллов).
Литературные диктанты – форма проверки литературной эрудиции. Условно можно разбить на 3 вида: лексические, информационные, литературоведческие. Проверка проводится учащимися самостоятельно с использованием учебника и учебной хрестоматии. Учащиеся проверяют и оценивают свою работу, например, так: «У меня всё верно», «У меня одна ошибка, но я её нашёл» и т.д. Учитель может выборочно оценивать диктанты, выставляя отметки:
«5» - если в работе нет ошибок;
«4» - ели в работе одна ошибка;
«3» - если в работе две ошибки;
«2» - если в работе более двух ошибок.
Диагностические задания - динамичная форма проверки, направленная на выявление уровня усвоения учебного материала и сформированности учебной и читательской деятельности. Диагностические задания выполняются учеником на бланках-карточках и оцениваются в баллах. Для 3 класса составляется тест из 10 заданий. Отметки за выполнение диагностических заданий:
0 баллов – задание не выполнено;
1 балл – выполнена часть задания или допущены ошибки;
2 балла – задание выполнено верно.
Проверка навыков чтения и понимание прочитанного служит средством проверки овладения способом чтения целыми словами и словосочетаниями, понимание содержания прочитанного (темп чтения не менее 70 слов в минуту).
«5» - ученик читает целыми словами, отчётливо произносит читаемые слова; темп чтения – не менее 80 слов в минуту; соблюдает правильную интонацию в зависимости от знака препинания, даёт полные ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста.
«4» - ученик читает более 70 слов в минуту целыми словами, соблюдает нужную интонацию и паузы, верно передаёт содержание прочитанного (частично при помощи вопросов учителя), не допускает грубых речевых ошибок..
«3» - ученик правильно читает по слогам со скоростью менее 60 слов в минуту; передаёт содержание прочитанного с помощью вопросов учителя.
«2» - ученик не выполняет требований, установленных для отметки «3».
Проверка навыков выразительного чтения – контроль может быть текущим, периодическим, итоговым.
«5» - ученик читает чётко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, выражает своё отношение к читаемому; темп чтения и интонационный рисунок соответствует содержанию произведения.
«4» - ученик читает чётко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, но не выражает своё отношение к читаемому; интонационный рисунок нарушен.
«3» - ученик читает тихо, выделяет смысловые паузы и логические ударения, но не темп и тон чтения не соответствует содержанию произведения.
«2» - ученик не выполняет требования, предъявляемые к отметке «3».
Система контроля по курсу литературное чтение 3 класса включает проведение проверочных работ в форме тестирования и итоговую комплексную работу.
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению (102 часа)
Понятие о загадке, виды загадок. Выразительное чтение загадок наизусть.
Должны уметь: читать сознательно и правильно текст вслух и про себя; знать наизусть 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы; выразительно читать подготовленное произведение с места или наизусть; определять смысл событий и поступков героев, выражать свое отношение; пересказывать текст произведения (подробно и кратко) по готовому плану; самостоятельно читать произвдения и книги по изучаемым темам; пользоваться библиотечным фондом; отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности; пользоваться справочной литературой.
Пословицы. Какие бывают пословицы. Дополнительное чтение из хрестоматии: "Загадка", "Пословицы"
1
Комбинированный урок
Пословица, темы пословиц. Особенности построения пословиц
Текущий. Фронтальный индивидуальный опрос.
Сочинить загадку
3
Русские народные сказки. "Самое дорогое", "Про Ленивую и Радивую".
1
Комбинированный урок
Присказка. Виды присказок. Рассказывание знакомых сказок с разными присказками. Определение смысла ( главной мысли) сказки. Рассказывание сказки от лица одного из героев
Текущий. Творческая работа.
Подготовить пересказ сказки "Самое дорогое"
4
Дополнительное чтение: "Лиса и Котофей Иванович," "Дрозд Еремеевич"
1
Комбинированный урок
Повторение. Слушание русской народной сказки о животных. Русская народная сказка "Лиса и Котофей Иванович". Работа с книгой: предисловие, послесловие
Текущий. Пересказ.
Выполнить задание в тетради.
5
Сказки с загадкам "Дочь-семилетка". Русская народная сказка
1
Комбинированный урок
Особенности сказок с загадками, развитие сюжета. Сравнение героев положительных и отрицательных. Сравнение сказок с загадками
Текущий. Фронтальный индивидуальный опрос.
С.17, № 6,7 (тетрадь) Сделать иллюстрацию к сказке.
6
Волшебные сказки.«Царевич Нехитёр-Немудёр». Русская народная сказка
1
Комбинированный урок
Понятие: волшебные сказки. Их особенности: чудеса, превращения, повторы,борьба добра и зла. Выразительное чтение эпизодов о чудесах. Рассказывание сказки. Сравнение бытовых и волшебных сказок
Слушание русской народной сказки "Елена Премудрая" или "Умная внучка". Сравнение книг с бытовыми, волшебными и сказками о животных
Текущий. Пересказ.
Выполнить задание в тетради.
8
Скороговорки. Повторение: малые жанры фольклора
1
Урок обобщения знаний
Понятие о скороговорках. Особенности их построения и чтения. Сравнение пословиц, загадок и скороговорок. Конкурс «Знаток малых жанров русского фольклора»
Текущий. Литературная викторина.
Сочинить скороговорку, потешку и др. (по выбору)
9
Обобщение по теме: "Устное народное творчество" «Проверь себя». Проверка навыка и осознанности чтения.
1
Урок контроля знаний и навыков
Чтение произведений вслух и про себя. Обобщение по разделу. Выполнение заданий в учебнике и тетради
Входной контроль.
10
Былины. (4ч)
Былины. «Добрыня и Змея». «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
1
Урок изучения нового материала
Понятие о былине как жанре устного народного творчества. Былинные герои: их внешний вид, поступки, служение родине. Особенности былины: напевность, особенности языка, повторы, устойчивые эпитеты. Герои положительные и отрицательные. Рассказывание былин по плану, обучение художественному рассказыванию отдельных эпизодов
С.27, №5,6 (тетрадь). Подготовить пересказ по плану
11
«Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Вольга и Микула»
1
Комбинированный урок
Текущий. Пересказ.
Выполнить задания в тетради к былине "Вольга и Микула".
12
"Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча", "Первый бой Ильи Муромца", "Алеша Попович".
1
Комбинированный урок
Слушание былины «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча». Сравнение ее с былиной «Добрыня и Змея». Рассматривание книг с былинами. Работа с элементами книги (тититульный лист, оглавление).
Текущий. Работа с детскими книгами.
С.34, №6,7 (тетрадь). Разгадать кроссворд по былинам
13
Обобщение по теме: "Былины" «Проверь себя»
1
Урок контроля и коррекции знаний, умений
Обобщение по теме. Выполнение заданий в учебнике под руководством учителя. Самостоятельная работа по страничке «Проверь себя» в тетради.
Тематический. Самостоятельная работа.
14
Басни Эзопа и И. А. Крылова (3ч)
Эзоп. «Лисица и виноград». И.Крылов. «Лиса и виноград»
Урок изучения нового материала
Понятия: басня, мораль, вступление, рассказ(развитие действия), олицетворение. Сравнение басен Эзопа и И.Крылова: героев и формы (стихотворная и прозаическая). Упражнения в выразительном чтении басен
Текущий. Выразительное чтение.
С.37, №5 (тетрадь). Нарисовать иллюстрацию к одной из басен.
15
И.Крылов. "Ворона и Лисица". Дополнительное чтение. Эзоп "Ворон и Лисица"
1
Комбинированный урок
Особенности записи басни. Сравнение героев. Работа с иллюстрациями. Выразительное чтение
Текущий. Самооценка.
Выучить наизусть одну из басен по выбору
16
Дополнительное чтение: басни Эзопа "Голубь, который хотел пить", "Бесхвостая Лиса", А.Е.Измайлов "Филин и Чиж"
1
Повторно-обобщаю-щий урок
Слушание басен Эзопа и русских баснописцев. Книга «Басни И.А. Крылова». Работа с аппаратом книги: титульный лист, внутритекстовые иллюстрации, составление краткой аннотации к книге
Текущий. Выразительное чтение наизусть
По выбору: перечитать понравившиеся произведения; нарисовать иллюстрацию
17
Произведения А.С. Пушкина (7ч)
«У лукоморья дуб зеленый...». Дополнительное чтение: Отрывок из поэмы "Руслан и Людмила", "Бой Руслана с головой..."
1
Урок изучения нового материала
Представление об эпитетах, устойчивые эпитеты. Понятие об олицетворении. Упражнения в выразительном чтении: определение задачи чтения, наблюдения за употреблением знаков препинания, выбор тона и темпа чтения
Должны уметь: читать сознательно и правильно текст вслух и про себя; знать наизусть 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы; выразительно читать подготовленное произведение с места или наизусть; определять смысл событий и поступков героев, выражать свое отношение; пересказывать текст произведения (подробно и кратко) по готовому плану; самостоятельно читать произвдения и книги по изучаемым темам; пользоваться библиотечным фондом; отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности; пользоваться справочной литературой.
Текущий. Фронтальный индивидуальный опрос.
Выучить наизусть «У лукоморья дуб зеленый...»"
18
«Сказка о царе Салтане...»
1
Комбинированный урок
Сравнение «Сказки о царе Салтане...» с русской народной сказкой «Царевич Нехитёр-Немудёр»: схожесть сюжетов, героев, чудес и превращений. Наблюдение в сказке за изменением состояния моря, движения кораблика и изменением настроения автора
Текущий. Выразительное чтение наизусть
С.51 №8,9 (тетрадь). Выскажи мнение о героях сказки
Обобщение по теме: "Произведения А.С. Пушкина" «Проверь себя» Проверка навыка и осознанности чтения.
1
Урок контроля и коррекции знаний, умений
Чтение произведений вслух и про себя. Обобщение по разделу. Выполнение заданий в учебнике и тетради
Промежуточный контроль. Навык чтения.
24
Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета (4ч)
Ф.Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...»
1
Комбинированный урок
Работа с текстами стихотворений Ф.И.Тютчева. Сравнение их содержания (о чем говорится), какие использованы эпитеты, сравнения. Сравнение строф: четверостишия и пятистишия. Выразительное чтение стихотворений
Текущий. Выразительное чтение.
С.62 №5 (тетрадь). Выразительное чтение стихов наизусть (по выбору)
25
А.Майков. Осень
1
Комбинированный урок
Работа с текстом стихотворения. Выполнение заданий в учебнике. Упражнение в выразительном чтении
Текущий. Выразительное чтение наизусть
С.64 №6 (тетрадь). Нарисовать иллюстраци к стихам
26
А.Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поет, глаза прищуря...»
1
Комбинированный урок
Сравнение стихотворений А.Фета, выделение эпитетов, сравнений. Определение тона и темпа чтения. Наблюдения за употреблением автором знаков препинания. Работа с иллюстрацией и соотнесение ее с текстом. Заучивание одного из стихотворений наизусть
Текущий. Выразительное чтение.
С.67 №3 (тетрадь). Сочинить двустишие о зиме
27
Комплексная разноуровневая контрольная работа по изученным темам.
1
Контрольный урок
Тестовая работа.
Текущий. Тест.
28
Произведения Л.Н. Толстого (7ч)
Анализ контрольной работы. «Два брата». Сказка «Белка и Волк». Басня
1
Комбинированный урок
Сравнение жанров произведений и выделение их особенностей Особенности басни в прозаической форме, выделение морали. Выполнение заданий к тексту и в тетради. Чтение басни по ролям
Должны уметь: читать сознательно и правильно текст вслух и про себя; знать наизусть 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы; выразительно читать подготовленное произведение с места или наизусть; определять смысл событий и поступков героев, выражать свое отношение; пересказывать текст произведения (подробно и кратко) по готовому плану; самостоятельно читать произвдения и книги по изучаемым темам; пользоваться библиотечным фондом; отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности; пользоваться справочной литературой.
Текущий. Творческая работа.
С.71 №4 (тетрадь). Сделать модель обложки
29
Дополнительное чтение: Л.Н.Толстой. "Работник Емельян и пустой барабан"
1
Комбинированный
Особенности сказок Л.Н.Толстого ( сюжет, герои). Определение вида сказок (волшебная, бытовая)
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опросы.
С.73 №3 (тетрадь). Перечитать произведение
30
"Лебеди","Зайцы", Дополнительное чтение: "Лев и собачка"
1
Комбинированный урок
Выделение фактов из текста "Зайцы" и их описаний. Определение главной мысли рассказа "Лев и собачка". Сравнение этих рассказов: особенности повествования; эмоциональное состояние, позиция автора в каждом рассказе. Пересказ одного из рассказов. Упражнение в выразительном чтении рассказа "Лебеди":выделение описания отдельных эпизодов, определение отношения автора. Выразительное чтение одного из рассказов
Текущий. Выразительное чтение.
Выучить наизусть отрывок из рассказа "Лебеди"
31
Разножанровые произведения. Рассказ «Прыжок».
1
Комбинированный урок
Художественный рассказ «Прыжок», его сюжет (показать на сюжетно-композиционном треугольнике). Чтение молча былины. Обучение рассказыванию былины
Слушание сказки «Ореховая ветка» и рассказа А.Сергеенко «Как Л.Н.Толстой рассказывал сказку об огурцах». Рассматривание книг Л.Н.Толстого разных изданий
Текущий. Работа с детскими книгами.
С.81 №3 (тетрадь). Сделать модель обложки
34
Обобщение по теме: "Произведения Л.Н.Толстого" «Проверь себя»
1
Урок контроля и коррекции знаний, умений
Обобщение по теме. Выполнение заданий в учебнике под руководством учителя. Самостоятельная работа по страничке «Проверь себя» в тетради.
Тематический. Самостоятельная работа.
Читать другие произведения Л.Н.Толстого
35
Произведения Н.А.Некрасова (6ч)
«Крестьянские дети»(отрывок). «Мужичок с ноготок». Статья К.И.Чуковского «Мужичок с ноготок»
1
Комбинированный урок
Чтение и сравнение двух отрывков. Выделение эпитетов, сравнений. Сравнение интонационных рисунков, выявление позиции автора -рассказчика, автора-героя. Аналитическое чтение статьи К.И.Чуковского «Мужичок с ноготок». Упражнение в выразительном чтении отрывка «Крестьянские дети». Выразительное чтение наизусть одного отрывка
Должны уметь: читать сознательно и правильно текст вслух и про себя; знать наизусть 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы; выразительно читать подготовленное произведение с места или наизусть; определять смысл событий и поступков героев, выражать свое отношение; пересказывать текст произведения (подробно и кратко) по готовому плану; самостоятельно читать произвдения и книги по изучаемым темам; пользоваться библиотечным фондом; отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности; пользоваться справочной литературой.
Слушание стихотворения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» Рассматривание книг со стихами Н.А.Некрасова: работа с титульным листом, предисловиями, обращением к читателю. Знакомство с художниками-иллюстраторами
Текущий. Фронтальный индивидуальный опрос.
Подготовится к выразительному чтению
37
«Славная осень...».
1
Комбинированный урок
Сравнение описания поздней осени и наступающей весны. Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений. Сравнение своего прочтения стихотворения «Зеленый Шум» с прочтением его К.И.Чуковским. Выполнение заданий в тетради
Дополнительное чтение: «Зеленый Шум». Статья К.И.Чуковского «Зеленый Шум»
1
Комбинированный урок
Текущий. Выразительное чтение наизусть
С.90 №3 (тетрадь). Творческая работа (иллюстрация)
39
«Мороз-воевода» (отрывок)
1
Комбинированный урок
Сравнить описание героев стихотворений: сказочный герой и герой реальный: описание их чувств, поведения. Определение тона, темпа и ритма чтения. Выразительное чтение стихотворения
Тематический. Литературный диктант.
Выразительное чтение произведения
40
Обобщение по теме: "Произведения Н.А.Некрасова" «Проверь себя»
1
Урок контроля и коррекции знаний, умений
Обобщение по теме. Выполнение заданий в учебнике под руководством учителя. Самостоятельная работа по страничке «Проверь себя» в тетради.
Тематический. Самостоятельная работа.
Читать другие произведения Н.А.Некрасова
41
Произведения А.П.Чехова (4ч)
Рассказ «Степь». Дополнительное чтение: "Белолобый". И.С.Тургенев «Лес и степь»
1
Комбинированный урок
Описание луны, грозы, ветра, дождя. Выделение олицетворений. Художественный пересказ о Белолобом. Сравнение рассказов «Степь» и «Белолобый». Выполнение заданий к текстам произведений
Текущий. Самостоятельная работа, беседа.
С.96 №3 (тетрадь). Творческая работа (иллюстрация)
42
«Ванька»
1
Комбинированный урок
Объяснение заглавия. Аналитическое чтение, выделение эпизодов описания героя, его жизни. Выполнение заданий в учебнике и тетради
Текущий. Самостоятельная работа, беседа.
Подготовить краткий пересказ о Ваньке Жукове (по плану)
43
Дополнительное чтение: Н. Шер "О рассказах А.П.Чехова", Л.Андреев "Кусака"
1
Комбинированный урок
Перечитать рассказ "Кусака"
44
Комплексная разноуровневая контрольная работа по изученным темам. Проверка навыка и осознанности чтения.
1
Урок контроля и коррекции знаний, умений
Чтение произведений вслух и про себя. Тестовая работа.
Промежуточный Тест.
45
Сказки зарубежных писателей. (3ч)
Ш. Перро. «Подарки феи»
1
Урок изучения нового материала
Понятия об авторской сказке, герои положительные и отрицательные. Художественный пересказ о девочках. Творческая работа «Рассказ о фее». Сравнение сказки Ш.Перро с русской народной сказкой «Про Ленивую и Радивую»
Сюжет сказки (развитие действий — встречи Солнечного Луча), особенности сказки (большие числа, обращение к читателю). Обучение художественному рассказыванию. Выполнение заданий в учебнике и в тетради
Текущий. Работа в парах.
С.104 №4 (тетрадь). Творческая работа (придумать сказку)
47
Урок-утренник «В мире сказок»
1
Урок творчества
Содержание урока-утренника: выставка книг с волшебными сказками и творческих работ учащихся; парад героев из волшебных сказок (можно костюмированный); инсценирование эпизодов из изученных сказок
Текущий. Творческая работа.
48
Стихи русских поэтов. (5ч)
И.С.Никитин "Русь"
1
Урок изучения нового материала
Понятие о тоне, ритме. Выделение логических ударений и соблюдение пауз. Определение темы. Упражнения в выразительном чтении. Выполнение заданий в тетради
Должны уметь: читать сознательно и правильно текст вслух и про себя; знать наизусть 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы; выразительно читать подготовленное произведение с места или наизусть; определять смысл событий и поступков героев, выражать свое отношение; пересказывать текст произведения (подробно и кратко) по готовому плану; самостоятельно читать произвдения и книги по изучаемым темам; пользоваться библиотечным фондом; отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности; пользоваться справочной литературой.
С.6 №6 (тетрадь). Творческая работа (сочинить четверостишие о Родине)
49
И.С.Никитин "Утро"
1
Комбинированный урок
Описание картин природы ( пейзаж), выделение эпитетов и олицетворений. Работа с иллюстрацией и текстом. Повторение: логические ударения. Выразительное чтение наизусть
Текущий. Литературная викторина.
Подготовить выразительное чтение
50
И.Суриков. «Детство»
1
Комбинированный урок
Повторение: выделение олицетворений, сравнений и эпитетов. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Повторение сказок об Иване-царевиче, Жар-птице. Работа в тетради
Объяснение заглавия стихотворения «Привет» и подбор синонимов к слову «привет». Сравнение тем стихотворений и их интонационных рисунков. Пейзаж в стихотворении«3имний день». Работа с иллюстрацией и текстом
Текущий. Чтение стихотворения наизусть
С.15 №4 (тетрадь). Творческая работа (иллюстрация)
52
Обобщение по разделу «Проверь себя» Конкурс "Выразительное чтение стихов русских поэтов"
1
Урок-конкурс
Сравнение стихов по темам, авторам. Чтение стихов о Родине. Обобщение по теме. Выполнение заданий в учебнике и тетради.
Тематический. Конкурс чтецов.
Читать стихи русских поэтов
53
Произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка. (5ч)
«Приемыш»
1
Комбинированный урок
Работа над содержанием рассказа, сюжетом. Аналитическое чтение, работа с планом. Обучение художественному пересказу по плану (план дан в учебнике).
Текущий. Самооценка.
С.20 №7 (тетрадь). Выразительное чтение отрывка из произведения
54
«Приемыш»
1
Комбинированный урок
Выявление главной мысли, авторской позиции (автор — рассказчик). Выполнение заданий в тетради
Текущий. Выразительное чтение.
Расскажи историю о приемыше по плану
55
Сказка «Умнее всех»
1
Комбинированный урок
Работа со сказкой: чтение, выделение частей, уяснение основного содержания. Сравнение этой сказки с басней. Обучение краткому пересказу. Выразительное чтение одной из частей по ролям
Текущий. Пересказ.
С.22 №5,6 (тетрадь). Ответить на вопросы учебника
56
«Постойко»
1
Комбинированный урок
Комментирование заглавия. Работа над содержанием и формой произведения.Образ Постойко. Выяснениеотношений "автор — герой", "люди" —Постойко. Работа с планом. Краткий пересказ по готовому плану
Текущий. Фронтальный индивидуальный опрос.
С.24 №2 (тетрадь). Подготовить пересказ по плану
57
Обобщение по теме: "Произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка" «Проверь себя»
1
Повторно-обобщаю-щий урок
Обобщение по теме. Выполнение заданий в учебнике под руководством учителя. Самостоятельная работа по страничке «Проверь себя» в тетради.
Тематический. Самостоятельная работа. Пересказ
58
Произведения А.И. Куприна. (5ч)
«Синяя звезда»
1
Комбинированный урок
Работа над содержанием рассказа, сюжетом. Аналитическое чтение, работа с планом. Выполнение заданий в тетради
Текущий. Фронтальный индивидуальный опрос.
С.29 №10 (тетрадь). Ответить на вопросы учебника
59
«Синяя звезда»
1
Комбинированный урок
С.28 №6 (тетрадь). Творческая работа
60
«Барбос и Жулька». Дополнительное чтение: "Собачье счастье"
1
Комбинированный урок
Описание героев рассказа. Выделение эпитетов и сравнений. Работа по сюжету. Дополнение плана. Сравнить этот рассказ с рассказом Л.Н.Толстого «Лев и собачка». Выполнение заданий в тетради
Тематический. Литературный диктант.
С.32 №3 (тетрадь). Разгадай кроссворд
61
Дополнительное чтение: «Ю-ю»
1
Повторно-обобщаю-щий урок
Слушание рассказа А.И.Куприна «Ю-ю» (см. хрестоматию), рассматривание книг о животных (назвать фамилии авторов, героев, рассказать эпизод)
Текущий. Работа с детскими книгами.
Выполнить задание в тетради.
62
Обобщение по теме: "Произведения А.И. Куприна" «Проверь себя»
1
Контроля и коррекции знаний, умений
Обобщение по теме. Выполнение заданий в учебнике под руководством учителя. Самостоятельная работа по страничке «Проверь себя» в тетради.
Тематический. Самостоятельная работа.
63
Стихи С.А. Есенина (6ч)
Стихи о Родине (отрывки)
1
Комбинированный урок
Комментирование заглавия. Выполнение заданий в учебнике. Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений. Сравнение строф, указание пауз, выделение логических ударений. Выразительное чтение одного из отрывков наизусть
Должны уметь: читать сознательно и правильно текст вслух и про себя; знать наизусть 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы; выразительно читать подготовленное произведение с места или наизусть; определять смысл событий и поступков героев, выражать свое отношение; пересказывать текст произведения (подробно и кратко) по готовому плану; самостоятельно читать произвдения и книги по изучаемым темам; пользоваться библиотечным фондом; отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности; пользоваться справочной литературой.
Текущий. Фронтальный индивидуальный опрос.
Выучить любое стихотворение наизусть (по выбору)
64
«Нивы сжаты, рощи голы...»
1
Урок изучения нового материала
Работа со стихотворением: первичное восприятие (читает учитель), выделение сравнений и эпитетов, интонационного рисунка. Выполнение заданий в тетради
Текущий. Выразительное чтение наизусть
С.39 №5 (тетрадь). Подгтовиться к выразительному чтению стихов
65
Стихи о березе (отрывки). «Береза»
1
Комбинированный урок
Чтение отрывков о березе, выделение эпитетов, сравнений, олицетворений, сравнение строф. Упражнение в выразительном чтении стихотворения «Береза»: определение интонационного рисунка, отношения автора, пробное чтение каждого четверостишия. Заучивание наизусть
Текущий. Выразительное чтение.
Выучить наизусть стихотворение "Береза"
66
«Бабушкины сказки»
1
Комбинированный урок
Самостоятельное чтение стихотворения «Бабушкины сказки», выполнение заданий к тексту. Упражнение в выразительном чтении под руководством учителя. Сравнение стихотворений И.Сурикова «Детство», И.Никитина «Помню я бывало няня...» и С.Есенина «Бабушкины сказки».
Текущий. Выразительное чтение наизусть
Придумать сказку про Ивана-дурака (по желанию)
67
Обобщение по теме: "Произведения С.А. Есенина" "Проверь себя". Конкурс выразительного чтения стихов С.А.Есенина
1
Урок обобщения знаний
Конкурс выразительного чтения стихов С.А. Есенина (работа в группах), а также проверка знаний по страничке «Проверь себя» в учебнике. Самостоятельное выполнение работы по страничке «Проверь себя» в тетради
Тематический. Конкурс чтецов.
Взять в библиотеке книги со стихами русских поэтом
68
Библиотечный урок. Стихи русских поэтов.
1
Практический урок
Работа в библиотеке. Работа с каталогом. Отбор книг по заданной теме.Конкурс «Книгочей класса» по читательским формулярам
Текущий. Работа с детскими книгами.
69
Произведения К.Г. Паустовского (11ч)
«Стальное колечко»
1
Урок изучения нового материала
Работа с произведением: слушание чтения учащихся с хорошим навыком чтения. Аналитическое чтение, деление на части и составление плана. Описание образа Вари, выделение сравнений и слов бойца «анютины глазки с косичками». Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Обучение художественному пересказу по плану (план в учебнике)
Должны уметь: читать сознательно и правильно текст вслух и про себя; знать наизусть 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы; выразительно читать подготовленное произведение с места или наизусть; определять смысл событий и поступков героев, выражать свое отношение; пересказывать текст произведения (подробно и кратко) по готовому плану; самостоятельно читать произвдения и книги по изучаемым темам; пользоваться библиотечным фондом; отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности; пользоваться справочной литературой.
Текущий. Самооценка.
Подготовить подробный пересказ любой части (по выбору)
70
Дополнительное чтение: «Заячьи лапы»
1
Комбинированный урок
Работа с текстом рассказа: чтение, комментирование заглавия, выполнение заданий в учебнике. Дифференцированная работа: чтение историй
Текущий. Пересказ.
Выполнить задание к произведению в тетради
71
Дополнительное чтение: «Заячьи лапы»
1
Комбинированный урок
«Дед и заяц», «Ваня и заяц», «Автор и герои рассказа». Повторение понятия: автор — рассказчик
Текущий. Фронтальный индивидуальный опрос.
Перечитать рассказ "Заячья лапа"
72
«Кот-ворюга»
1
Комбинированный урок
Понятие: юмористический рассказ, юмор. Работа с текстом рассказа: чтение, сюжет (развитие событий), образ кота (внешний вид, поступки). Творческая работа: рассказ от имени кота «Моя кошачья жизнь»
Текущий. Творческая работа.
Подготовить рассказ от имени кота "Моя кошачья жизнь"
73
«Какие бывают дожди?»
1
Комбинированный
Самостоятельное чтение рассказа, выполнение заданий к учебнику. Сравнение этого рассказа с рассказом «Кот-ворюга». Понятие: научно-познавательный рассказ. Вычитывание описаний дождей.
Текущий. Беседа
С.51 №6 (тетрадь). Заполнить таблицу.
74
Дополнительное чтение: «Теплый хлеб»
1
Урок обобщения знаний
Слушание рассказа К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Рассматривание книг К.Г. Паустовского, работа с аппаратом книги: предисловие,оглавление, аннотация
Тематический. Литературный диктант. 10 мин.
С.56 №7 (тетрадь). Разгадать кроссворд
75
Комплексная разноуровневая контрольная работа по изученным темам. Проверка навыка и осознанности чтения.
1
Контроля и коррекции знаний, умений
Чтение произведений вслух и про себя. Обобщение по разделу. Тестирование.
Прмежуточный. Тест.
76
Анализ контрольной работы. В.Астафьев «Стрижонок Скрип»
1
Комбинированный урок
Слушание рассказа В.Астафьева «Стрижонок Скрип». Работа с книгами о природе, сравнение книгам одним и тем же произведением, но разных изданий. (В чем разница? Кто художник?)
Текущий. Самостоятельная работа, самооценка
Подобрать книги о природе
77
Слушание и работа с детскими книгами о природе: Н.Сладков, Г.Скребицкий, Э.Шим, В.Бианки и др.
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Обобщение по теме.Игра «Я знаю произведения К.Г. Паустовского». (Побеждает тот, кто назовет больше произведений автора.) Самостоятельная работа в тетради. Самопроверка по образцу и самооценка
Этот урок проходит в рамках «Недели детской книги». На утренник можно пригласить гостей (родителей, ребят из параллельного класса). Содержание урока-утренника: выставка «Моя любимая книга» с отзывом ученика; конкурс чтецов и рассказчиков произведений, изученных в течение четверти;; инсценирование эпизодов отдельных произведений
Текущий. Творческая работа.
Читать книги различных авторов
80
Произведения С.Я. Маршака (3ч)
«Урок родного языка»
1
Комбинированный урок
Повторение произведений С.Я.Маршака. Работа со стихотворением «Урок родного языка»: чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради
Должны уметь: читать сознательно и правильно текст вслух и про себя; знать наизусть 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы; выразительно читать подготовленное произведение с места или наизусть; определять смысл событий и поступков героев, выражать свое отношение; пересказывать текст произведения (подробно и кратко) по готовому плану; самостоятельно читать произвдения и книги по изучаемым темам; пользоваться библиотечным фондом; отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности; пользоваться справочной литературой.
Слушание стихотворения «Ландыш», выделение эпитетов и сравнений. Сравнение стихотворений С.Я. Маршака. Заучивание одного из стихотворений наизусть (свободный выбор детьми)
Текущий. Выразительное чтение наизусть
Принести на урок книгу со стихами С.Я.Маршака
82
Дополнительное чтение: С.Я. Маршак «Кошкин дом».
1
Повторно-обобщаю-щий урок
Слушание пьесы-сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом». Выставка книг С.Я. Маршака разных годов издания. Книги с портретом писателя, книги с предисловием, послесловием или аннотацией
Текущий. Работа с детскими книгами.
С.67 №8 (тетрадь). Нарисовать иллюстрацию к произведению
83
Рассказы Леонида Пантелеева (4ч)
«Честное слово»
1
Комбинированный урок
Работа с рассказом: первичное чтение, определение темы, «автор — рассказчик», «автор — герой рассказа». Выполнение заданий к тексту в учебнике и в тетради. Обучение художественному пересказу(план в учебнике)
Текущий. Фронтальный опрос.
Ответить на вопросы к произведению (учебник)
84
«Камилл и учитель»
1
Комбинированный урок
Исторический рассказ, автор — рассказчик. Сюжет рассказа (работа с «сюжетом треугольником»). Выполнение заданий в учебнике и в тетради
Слушание рассказа Л.Пантелеева «Фенька» (см. уч. хрестоматию). Работа с книгами Л.Пантелеева. Справка о писателе в детских книгах «Об авторе»
Текущий. Фронтальный индивидуальный опрос.
Выполнить задание к тетради к произведениям
86
Обобщение по теме: "Произведения С.Я.Маршака, Леонида Пантелеева" «Проверь себя»
1
Повторно-обобщаю-щий урок
Обобщение по теме. Выполнение заданий в учебнике и в тетради
Тематический. Самостоятельная работа.
Читать книги С.Я.Маршака и Леонида Пантелеева
87
Произведения А.П. Гайдара (4ч)
«Горячий камень»
1
Урок изучения нового материала
Работа с рассказом: чтение, выполнение заданий в учебнике, выделение элементов волшебства. Работа с сюжетом. Сравнение героев рассказа. Выполнение заданий в тетради
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опросы.
Перечитать рассказ. Дополнить схему событий (учебник)
88
«Тимур и его команда» (отдельные главы)
1
Комбинированный урок
Знакомство с книгой «Тимур и его команда». Работа с отдельными главами: чтение, выполнение заданий в тетради и в учебнике. Рассказ о дружбе ребят
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опросы.
С.76 №2 (тетрадь). Разгадать кроссворд
89
«Тимур и его команда»
1
Комбинированный урок
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опросы.
Ответить на вопросы к произведению (учебник)
90
С. Михалков. «Аркадий Гайдар». К. Паустовский.«Об Аркадии Петровиче Гайдаре» Дополнительное чтение: С.В.Михалков "Ошибка"
1
Урок обобщения знаний
Работа со стихотворением С. Михалкова «Аркадий Гайдар»: чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Слушание очерка К. Паустовского «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». Повторение произведений С. Михалкова и К. Паустовского
Развитие сюжета в рассказе «Двойной след», комментирование заглавия, художественный рассказ о тетерке (обучение). Выполнение заданий к тексту
Текущий. Рассказ.
С.82 №4 (тетрадь). Нарисовать иллюстрацию к произведению
92
«Выскочка»
1
Комбинированный урок
Самостоятельное ознакомительное чтение, комментирование заглавия. Аналитическое чтение, составление плана, определение отношения автора к Выскочке. Выполнение заданий в учебнике. Сравнение рассказов «Двойной след» и «Выскочка»
Текущий. Фронтальный, индивидуальный опросы.
Подготовить рассказ о Выскочке
93
«Жаркий час»
1
Комбинированный урок
Чтение рассказа-описания «Жаркий час». Пояснение заглавия словами из текста. Особенности описания (выделение глаголов, повторов, поведения зайца). Сравнение произведений М.М. Пришвина: очерк, художественный рассказ, юмористический рассказ, рассказ-описание
Текущий. Пересказ.
Выполнить задание в тетради к произведению
94
Дополнительное чтение: В. Бианки «По следам»
1
Комбинированный
Слушание рассказа В. Бианки «По следам». Работа с книгами писателей-натуралистов (М. Пришвин,Г. Скребицкий, И. Соколов-Микитов, В. Бианки, Э. Шим и др.). Работа в учебнике по страничке «Книжная полка» Обобщение по теме.
Текущий. Работа с детскими книгами.
С.85 №3 (тетрадь). Заполнить схему
95
Произведения зарубежных писателей. (8ч)
Джек Лондон. «Волк»
1
Комбинированный урок
Работа с рассказом: чтение, работа с сюжетом, герои рассказа, смысл рассказа. Выполнение заданий в учебнике и в тетради
Должны уметь: читать сознательно и правильно текст вслух и про себя; знать наизусть 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы; выразительно читать подготовленное произведение с места или наизусть; определять смысл событий и поступков героев, выражать свое отношение; пересказывать текст произведения (подробно и кратко) по готовому плану; самостоятельно читать произвдения и книги по изучаемым темам; пользоваться библиотечным фондом; отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности; пользоваться справочной литературой.
Текущий. Групповая работа, взаимопроверка.
Выучить наизусть отрывок описания "Волка"
96
Джек Лондон. «Волк»
1
Комбинированный урок
Текущий. Чтение наизусть.
Перечитать отдельные главы рассказа
97
Э.Сетон-Томпсон. «Чинк»
1
Комбинированный
Сюжет рассказа, герой, описание кульминационного момента. Рассказ «Чинк и Обри». Сравнение рассказа «Чинк» с рассказами русских писателей А.Чехова, Л.Толстого, А.Куприна
Текущий. Выразительное чтение.
Перечитать отдельные главы рассказа
98
Э.Сетон-Томпсон. «Чинк»
1
Комбинированный урок
Текущий. Выразительное чтение
Подготовить пересказ первой части произведения
99
Дополнительное чтение: Дж.Чиарди "Джон Джей Пленти и кузнечик", "Об удивительных птицах". Статья Р.Сефа "О стихах Джона Чиарди"
1
Библиотечный урок
Слушание стихотворений. Работа с выставкой книг зарубежных писателей.
Текущий. Работа с детскими книгами. Пересказ
Перечитать произведение Дж.Чиарди.
100
Итоговый административный контрольный срез. Проверка навыка и осознанности чтения. "Проверь себя"
1
Контрольный урок
Чтение произведений вслух и про себя. Обобщение по разделу. Выполнение заданий в учебнике и тетради
Итоговый. Навык чтения.
101
Комплексная разноуровневая контрольная работа по изученным темам.
1
Контроля и коррекции знаний, умений
Тестовая работа.
Текущий. Тест.
Читать книги различных авторов
102
Анализ контрольной работы. Библиотечный урок «Летнее чтение»
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Обобщение по теме, выполнение заданий в учебнике под руководством учителя, в тетради — самостоятельно. Самопроверка по образцу и самооценка Игра «Я знаю», выбор книг: а) русские писатели и их произведения; б) сказки народные и литературные; в) моя любимая книга. Оформление «Дневника летнего чтения», в котором выделяются странички с рубриками: «Фольклор»; «Стихи русских поэтов»; «Рассказы о детях»; «Читаем о Родине и природе»; «Зарубежные писатели»; «Приключения»
Текущий. Самооценка.
Материально- техническое оснащение.
Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образован
Литература:
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» (руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова). – 4-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Ефросинина Л.А. 3 класс: Методика обучения. - М.: Вентана-Граф 2012.
Ефросинина Л.А. Хрестоматия 3 класс.
Электронные образовательные ресурсы
Название сайта
Электронный адрес
Министерство образования и науки РФ
http://mon.gov.ru/
Русский образовательный портал
http://www.gov.ed.ru
Федеральный российский общеобразовательный портал
http://www.school.edu.ru
Федеральный портал «Российское образование»
http://www.edu.ru
Портал компании «Кирилл и Мефодий»
http://www.km.ru
Образовательный портал «Учеба»
http://www.uroki.ru
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»)
http://festival.1september.ru
Издательский центр «Вентана-Граф»
http://www.vgf.ru
Социальная сеть работников образования «Наша сеть»