|   №   |    Тема урока   |    Элементы содержания   |    Характеристика деятельности учащихся   |    Дата   |  
  |   Чем и как работают художники (8 ч)   |  
  |   1   |    Три основных цвета.  Вводный инструктаж по т б.   |    Инструменты художника: бумага, линейка, циркуль, палитра, фломастеры, маркёры, тряпочки, фартуки   |    Наблюдать цветовые сочетания в природе. Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приёма «живая краска». Овладеть первичными живописными навыками. Изображать на основе смешивания трёх основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлениям.   |         |  
  |   2   |    Белая и черная краски. Изображение природных стихий.   |    Компоновка на листе, пропорциональность, соразмерность, соответствие   |    Учиться различать и сравнивать тёмные и светлые оттенки цвета и тона. Смешивать цветные краски с белой и чёрной для получения богатого калорита. Развивать навыки работы гуашью. Создавать живописными материалами различные по настроению пейзажи.   |         |  
  |   3   |    Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Изображение природных стихий.   |    Компоновка на листе, пропорциональность, соразмерность, соответствие   |    Расширять знания о художественных материалах. Понимать красоту и выразительность пастели, мелков, акварели. Овладевать первичными знаниями перспективы. Изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов.     |         |  
  |   4   |    Выразительные возможности аппликации. Создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями.   |    Графические материалы: пастель, восковые мелки, цветные карандаши   |    Овладевать техникой и способами аппликации. Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна. Создавать коврик на тему осенней земли, опавших листьев.   |         |  
  |   5   |    Выразительные возможности графических материалов. Осенний лес.   |    Использование материалов: пера, палочки, кисти, чёрного карандаша, угля   |    Понимать выразительные возможности линии, точки, тёмного и белого пятен для создания художественного образа. Осваивать приёмы работы графическими материалами. Наблюдать за пластикой деревьев, веток, сухой травы на фоне снега. Изображать , используя графические материалы, зимний лес.   |         |  
  |   6   |    Выразительность материалов для работы в объеме. Изображение животных.   |    Использование материала - пластилин   |    Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре. Развивать навыки работы с целым куском пластилина. Овладевать приёмами работы с пластилином. Создавать  объёмное изображение животного с передачей характера   |         |  
  |   7   |    Выразительные возможности бумаги. Сооружение игровой площадки для вылепленных зверей.   |    Склеивание простых объёмных форм (конус, цилиндр, «лесенка», «гармошка»), соотнесение по размеру объёмных форм построек с вылепленными животными   |    Развивать навыки создания геометрических форм из бумаги, навыки перевода плоского листа в разнообразные объёмные формы. Овладевать приёмами работы с бумагой, навыками перевода плоского листа в разнообразные формы. Конструировать из бумаги объекты игровой площадки.   |         |  
  |   8   |    Неожиданные материалы (обобщение темы).   |    Использование разнообразных материалов.   |    Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания о художественных материалах и их выразительных возможностях. Создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов. Обобщать пройденный материал , обсуждать творческие работы на итоговой выставке. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников.   |         |  
  |   Реальность и фантазия (7 ч)   |  
  |   9   |    Изображение и реальность. Изображение любимого животного.   |    Передача в рисунках красоты линий, формы объектов действительности, окраски предметов, их цветовой гармонии, определять пропорции   |    Размышлять о возможностях изображения как реального мира.   |         |  
  |   10   |    Изображение и фантазия. Сказочные существа.   |    Творчески преображать формы реального мира в условно-декоративные   |    Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира. Рассматривать слайды и изображения реальных и фантастических животных. Придумывать выразительные фантастические образы животных. Изображать сказочные существа путём соединения воедино элементов разных животных и даже растений. Развивать навыки работы гуашью.     |         |  
  |   11   |    Украшение и реальность. Изображение паутинок с росой, веточками деревьев или снежинок при помощи линий.   |    Центральная симметрия   |    Наблюдать и учиться видеть украшения в природе. Эмоционально откликаться на красоту природы. Создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе. Развивать навыки работы тушью, пером, углем, мелом.   |         |  
  |   12   |    Украшение и фантазия. Изображение кружева, украшение узором воротничка для платья или кокошника, закладки для книги.   |    Передача настроения в творческой работе с помощью тона, штриха, материала, конструирования   |    Сравнивать, сопоставлять природные формы с декоративными мотивами в кружевах, тканях, украшениях, на посуде. Осваивать приёмы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента. Создавать украшения, используя узоры. Работать графическими материалами.   |         |  
  |   13   |    Постройка и реальность. Конструирование из бумаги подводного мира.     |    Орнамент, его элементы, законы его организации (симметрия, ритм, условность цвета)   |    Рассматривать природные конструкции , анализировать их формы, пропорции. Эмоционально откликаться на красоту различных построек в природе. Осваивать навыки работы с бумагой. Конструировать из бумаги формы подводного мира. Участвовать в создании коллективной работы.   |         |  
  |   14   |    Постройка и фантазия. Создание макетов фантастических зданий и фантастических городов.   |    Архитектура, связь формы, конструкции и назначения, функции этой формы.   |    Сравнивать, сопоставлять природные формы с архитектурными постройками. Осваивать приёмы работы с бумагой. Придумывать разнообразные конструкции. Создавать макеты фантастических зданий. Участвовать в создании коллективной работы.     |         |  
  |   15   |    Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). Конструирование и украшение ёлочных игрушек.   |    Передача настроения в творческой работе с помощью тона, штриха, материала, конструирования   |    Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания. Понимать роль взаимодействия в работе трёх братьев. Конструировать и украшать ёлочные украшения. Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников   |         |  
  |   16   |    Изображение природы в различных состояниях. Изображение контрастных состояний природы.   |    Состояние природы.   |    Наблюдать природу в различных состояниях. Изображать живописными материалами контрастное состояние природы. Развивать колористические навыки работы с гуашью.   |         |  
  |   О чем говорит искусство? (11ч)   |  
  |   17   |    Изображение характера животных.   |    Передача настроения в творческой работе с помощью тона, штриха, материала   |    Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях. Давать устную зарисовку характеристику зверей. Входить в образ изображаемого животного. Изображать животного с ярко выраженным характером и настроением. Развивать навыки работы с гуашью.   |         |  
  |   18   |    Изображение характера человека: женский образ. Женский образ.   |    Изображение характера человека: женский образ. Женский образ.   |    Сравнивать противоположные по характеру сказочные женские образы (Золушка и злая мачеха, баба – Бабариха и царевна – лебедь)   |         |  
  |   19   |    Изображение характера человека: мужской образ.   |    Отражение контрастных по характеру образов сказочных персонажей: добрый, злой, коварный, благородный, сильный, слабый   |    Характеризовать доброго и злого сказочного героя. Сравнивать и анализировать возможности изобразительных средств для создания доброго и злого образов. Учиться изображать эмоциональное состояние человека. Создавать живописными материалами выразительные контрастные образы доброго или злого героя.   |         |  
  |   20   |    Образ человека в скульптуре. Создание в объёме сказочных образов с ярко выраженным характером.   |    Отражение контрастных по характеру образов сказочных персонажей: добрый, злой, коварный, благородный, сильный, слабый   |    Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре. Развивать навыки создания образов из целого куска пластилина. Овладевать приёмами работы с пластилином. Создавать в объёме сказочные образы с ярко выраженным характером.   |         |  
  |   21   |    Образ человека в скульптуре. Создание в объёме сказочных образов с ярко выраженным характером.   |    Отражение контрастных по характеру образов сказочных персонажей: добрый, злой, коварный, благородный, сильный, слабый   |    Понимать роль украшения в жизни человека. Сравнивать и анализировать украшения, имеющие разный характер. Создавать декоративные композиции заданной формы. Украшать кокошники, оружие для добрых и злых сказочных героев.   |         |  
  |   22   |    Образ человека в скульптуре.   |    Отражение контрастных по характеру образов сказочных персонажей: добрый, злой, коварный, благородный, сильный, слабый   |    Понимать роль украшения в жизни человека. Сравнивать и анализировать украшения, имеющие разный характер. Создавать декоративные композиции заданной формы. Украшать кокошники, оружие для добрых и злых сказочных героев.   |         |  
  |   23   |    О чем говорят украшения. Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников, воротников.   |    Передавать в рисунках красоту линий, формы объектов действительности, окраски предметов, их цветовой гармонии, определять пропорции  Передавать в творческой работе красоту линий, формы объектов действительности, определять пропорции   |    Сопереживать, принимать участие в создании коллективного панно. Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть характер человека. Украшать паруса двух противоположных по намерениям сказочных флотов.   |         |  
  |   24   |    Сопереживать, принимать участие в создании коллективного панно. Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть характер человека. Украшать паруса двух противоположных по намерениям сказочных флотов.   |         |  
  |   25   |    Сопереживать, принимать участие в создании коллективного панно. Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть характер человека. Украшать паруса двух противоположных по намерениям сказочных флотов.   |    Передача настроения в творческой работе с помощью тона, штриха, материала, цвета   |    Учиться видеть художественный образ в архитектуре. Приобретать навыки восприятия архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек. Приобретать опыт творческой работы.   |         |  
  |   26   |    В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).   |    Творчески преображать формы реального мира   |    Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания. Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность одноклассников.   |         |  
  |   Как говорит искусство (8 ч)   |  
  |   27   |    Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Изображение горящего костра и холодной синей ночи.   |    Передача настроения в творческой работе с помощью цвета   |    Расширять знания о средствах художественной выразительности. Уметь составлять тёплые и холодные цвета. Понимать эмоциональную выразительность тёплых и холодных цветов. Уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цветов. Осваивать различные приёмы работы кистью развивать колористические навыки работы гуашью. Изображать простые сюжеты с колористическим контрастом.   |         |  
  |   28   |    Тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли   |    Передача настроения в творческой работе с помощью цвета   |    Уметь составлять на бумаге тихие и звонкие цвета. Иметь представление об эмоциональной выразительности цвета – глухого и звонкого. Уметь наблюдать многообразие и красоту цветовых состояний в весенней природе. Изображать борьбу тихого и звонкого цветов, изображая весеннюю землю. Создавать колористическое богатство внутри одной цветовой гаммы.   |         |  
  |   29   |    Что такое ритм линий. Изображение весенних ручьёв.   |    Передача настроения в творческой работе с помощью линии   |    Расширять знания о средствах художественной выразительности. Уметь видеть линии в окружающей действительности. Получать представление об эмоциональной выразительности линии. Фантазировать, изображать весенние ручьи, извивающиеся змейками, задумчивые, тихие и стремительные. Развивать навыки работы пастелью, восковыми мелками.   |         |  
  |   30   |    Характер линий.   |    Передача настроения в творческой работе с помощью линии   |    Уметь видеть линии в окружающей действительности. Наблюдать, рассматривать, любоваться весенними ветками различных деревьев. Осознавать , как определённым материалом можно создать художественный образ. Использовать в работе сочетание различных инструментов и материалов. Изображать ветки деревьев с определённым характером и настроением.     |         |  
  |   31   |    Ритм пятен. Ритмическое расположение летящих птиц на плоскости листа.   |    творчески преображать формы реального мира в условно-декоративные   |    Развивать знания о средствах художественной выразительности. Понимать, что такое ритм. Уметь передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа. Развивать навыки творческой работы в технике обрывной аппликации.   |         |  
  |   32   |    Пропорции выражают характер. Конструирование ли лепка птиц с разными пропорциями.   |    Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, цветовых пятен   |     Расширять знания о средствах художественной выразительности. Понимать, что такое пропорции. Создавать выразительные образы животных или птиц с помощью изменения пропорций.   |         |  
  |   33   |    Ритм линий, пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.   |    Живопись с элементами аппликации   |    Повторять и закреплять полученные знания и умения. Понимать роль взаимодействия различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа. Создавать коллективную творческую работу. Сотрудничать с товарищами в процессе творческой работы, уметь договариваться, объясняя замысел, уметь выполнять работу в границах заданной роли.   |         |  
  |   34   |    Итоговый урок года. Игра – беседа.   |    Знания за 2 класс.   |    Анализировать детские работы на выставке, рассказывать о своих впечатлениях от работ товарищей и произведений художников. Понимать и уметь называть задачи, которые решались в каждой четверти. Фантазировать и рассказывать о своих творческих планах на лето.   |         |