№ | Тема урока | Элементы содержания | Характеристика деятельности учащихся | Дата |
Чем и как работают художники (8 ч) |
1 | Три основных цвета. Вводный инструктаж по т б. | Инструменты художника: бумага, линейка, циркуль, палитра, фломастеры, маркёры, тряпочки, фартуки | Наблюдать цветовые сочетания в природе. Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приёма «живая краска». Овладеть первичными живописными навыками. Изображать на основе смешивания трёх основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлениям. | |
2 | Белая и черная краски. Изображение природных стихий. | Компоновка на листе, пропорциональность, соразмерность, соответствие | Учиться различать и сравнивать тёмные и светлые оттенки цвета и тона. Смешивать цветные краски с белой и чёрной для получения богатого калорита. Развивать навыки работы гуашью. Создавать живописными материалами различные по настроению пейзажи. | |
3 | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Изображение природных стихий. | Компоновка на листе, пропорциональность, соразмерность, соответствие | Расширять знания о художественных материалах. Понимать красоту и выразительность пастели, мелков, акварели. Овладевать первичными знаниями перспективы. Изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов. | |
4 | Выразительные возможности аппликации. Создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями. | Графические материалы: пастель, восковые мелки, цветные карандаши | Овладевать техникой и способами аппликации. Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна. Создавать коврик на тему осенней земли, опавших листьев. | |
5 | Выразительные возможности графических материалов. Осенний лес. | Использование материалов: пера, палочки, кисти, чёрного карандаша, угля | Понимать выразительные возможности линии, точки, тёмного и белого пятен для создания художественного образа. Осваивать приёмы работы графическими материалами. Наблюдать за пластикой деревьев, веток, сухой травы на фоне снега. Изображать , используя графические материалы, зимний лес. | |
6 | Выразительность материалов для работы в объеме. Изображение животных. | Использование материала - пластилин | Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре. Развивать навыки работы с целым куском пластилина. Овладевать приёмами работы с пластилином. Создавать объёмное изображение животного с передачей характера | |
7 | Выразительные возможности бумаги. Сооружение игровой площадки для вылепленных зверей. | Склеивание простых объёмных форм (конус, цилиндр, «лесенка», «гармошка»), соотнесение по размеру объёмных форм построек с вылепленными животными | Развивать навыки создания геометрических форм из бумаги, навыки перевода плоского листа в разнообразные объёмные формы. Овладевать приёмами работы с бумагой, навыками перевода плоского листа в разнообразные формы. Конструировать из бумаги объекты игровой площадки. | |
8 | Неожиданные материалы (обобщение темы). | Использование разнообразных материалов. | Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания о художественных материалах и их выразительных возможностях. Создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов. Обобщать пройденный материал , обсуждать творческие работы на итоговой выставке. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников. | |
Реальность и фантазия (7 ч) |
9 | Изображение и реальность. Изображение любимого животного. | Передача в рисунках красоты линий, формы объектов действительности, окраски предметов, их цветовой гармонии, определять пропорции | Размышлять о возможностях изображения как реального мира. | |
10 | Изображение и фантазия. Сказочные существа. | Творчески преображать формы реального мира в условно-декоративные | Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира. Рассматривать слайды и изображения реальных и фантастических животных. Придумывать выразительные фантастические образы животных. Изображать сказочные существа путём соединения воедино элементов разных животных и даже растений. Развивать навыки работы гуашью. | |
11 | Украшение и реальность. Изображение паутинок с росой, веточками деревьев или снежинок при помощи линий. | Центральная симметрия | Наблюдать и учиться видеть украшения в природе. Эмоционально откликаться на красоту природы. Создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе. Развивать навыки работы тушью, пером, углем, мелом. | |
12 | Украшение и фантазия. Изображение кружева, украшение узором воротничка для платья или кокошника, закладки для книги. | Передача настроения в творческой работе с помощью тона, штриха, материала, конструирования | Сравнивать, сопоставлять природные формы с декоративными мотивами в кружевах, тканях, украшениях, на посуде. Осваивать приёмы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента. Создавать украшения, используя узоры. Работать графическими материалами. | |
13 | Постройка и реальность. Конструирование из бумаги подводного мира. | Орнамент, его элементы, законы его организации (симметрия, ритм, условность цвета) | Рассматривать природные конструкции , анализировать их формы, пропорции. Эмоционально откликаться на красоту различных построек в природе. Осваивать навыки работы с бумагой. Конструировать из бумаги формы подводного мира. Участвовать в создании коллективной работы. | |
14 | Постройка и фантазия. Создание макетов фантастических зданий и фантастических городов. | Архитектура, связь формы, конструкции и назначения, функции этой формы. | Сравнивать, сопоставлять природные формы с архитектурными постройками. Осваивать приёмы работы с бумагой. Придумывать разнообразные конструкции. Создавать макеты фантастических зданий. Участвовать в создании коллективной работы. | |
15 | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). Конструирование и украшение ёлочных игрушек. | Передача настроения в творческой работе с помощью тона, штриха, материала, конструирования | Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания. Понимать роль взаимодействия в работе трёх братьев. Конструировать и украшать ёлочные украшения. Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников | |
16 | Изображение природы в различных состояниях. Изображение контрастных состояний природы. | Состояние природы. | Наблюдать природу в различных состояниях. Изображать живописными материалами контрастное состояние природы. Развивать колористические навыки работы с гуашью. | |
О чем говорит искусство? (11ч) |
17 | Изображение характера животных. | Передача настроения в творческой работе с помощью тона, штриха, материала | Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях. Давать устную зарисовку характеристику зверей. Входить в образ изображаемого животного. Изображать животного с ярко выраженным характером и настроением. Развивать навыки работы с гуашью. | |
18 | Изображение характера человека: женский образ. Женский образ. | Изображение характера человека: женский образ. Женский образ. | Сравнивать противоположные по характеру сказочные женские образы (Золушка и злая мачеха, баба – Бабариха и царевна – лебедь) | |
19 | Изображение характера человека: мужской образ. | Отражение контрастных по характеру образов сказочных персонажей: добрый, злой, коварный, благородный, сильный, слабый | Характеризовать доброго и злого сказочного героя. Сравнивать и анализировать возможности изобразительных средств для создания доброго и злого образов. Учиться изображать эмоциональное состояние человека. Создавать живописными материалами выразительные контрастные образы доброго или злого героя. | |
20 | Образ человека в скульптуре. Создание в объёме сказочных образов с ярко выраженным характером. | Отражение контрастных по характеру образов сказочных персонажей: добрый, злой, коварный, благородный, сильный, слабый | Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре. Развивать навыки создания образов из целого куска пластилина. Овладевать приёмами работы с пластилином. Создавать в объёме сказочные образы с ярко выраженным характером. | |
21 | Образ человека в скульптуре. Создание в объёме сказочных образов с ярко выраженным характером. | Отражение контрастных по характеру образов сказочных персонажей: добрый, злой, коварный, благородный, сильный, слабый | Понимать роль украшения в жизни человека. Сравнивать и анализировать украшения, имеющие разный характер. Создавать декоративные композиции заданной формы. Украшать кокошники, оружие для добрых и злых сказочных героев. | |
22 | Образ человека в скульптуре. | Отражение контрастных по характеру образов сказочных персонажей: добрый, злой, коварный, благородный, сильный, слабый | Понимать роль украшения в жизни человека. Сравнивать и анализировать украшения, имеющие разный характер. Создавать декоративные композиции заданной формы. Украшать кокошники, оружие для добрых и злых сказочных героев. | |
23 | О чем говорят украшения. Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников, воротников. | Передавать в рисунках красоту линий, формы объектов действительности, окраски предметов, их цветовой гармонии, определять пропорции Передавать в творческой работе красоту линий, формы объектов действительности, определять пропорции | Сопереживать, принимать участие в создании коллективного панно. Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть характер человека. Украшать паруса двух противоположных по намерениям сказочных флотов. | |
24 | Сопереживать, принимать участие в создании коллективного панно. Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть характер человека. Украшать паруса двух противоположных по намерениям сказочных флотов. | |
25 | Сопереживать, принимать участие в создании коллективного панно. Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть характер человека. Украшать паруса двух противоположных по намерениям сказочных флотов. | Передача настроения в творческой работе с помощью тона, штриха, материала, цвета | Учиться видеть художественный образ в архитектуре. Приобретать навыки восприятия архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек. Приобретать опыт творческой работы. | |
26 | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы). | Творчески преображать формы реального мира | Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания. Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность одноклассников. | |
Как говорит искусство (8 ч) |
27 | Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Изображение горящего костра и холодной синей ночи. | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета | Расширять знания о средствах художественной выразительности. Уметь составлять тёплые и холодные цвета. Понимать эмоциональную выразительность тёплых и холодных цветов. Уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цветов. Осваивать различные приёмы работы кистью развивать колористические навыки работы гуашью. Изображать простые сюжеты с колористическим контрастом. | |
28 | Тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета | Уметь составлять на бумаге тихие и звонкие цвета. Иметь представление об эмоциональной выразительности цвета – глухого и звонкого. Уметь наблюдать многообразие и красоту цветовых состояний в весенней природе. Изображать борьбу тихого и звонкого цветов, изображая весеннюю землю. Создавать колористическое богатство внутри одной цветовой гаммы. | |
29 | Что такое ритм линий. Изображение весенних ручьёв. | Передача настроения в творческой работе с помощью линии | Расширять знания о средствах художественной выразительности. Уметь видеть линии в окружающей действительности. Получать представление об эмоциональной выразительности линии. Фантазировать, изображать весенние ручьи, извивающиеся змейками, задумчивые, тихие и стремительные. Развивать навыки работы пастелью, восковыми мелками. | |
30 | Характер линий. | Передача настроения в творческой работе с помощью линии | Уметь видеть линии в окружающей действительности. Наблюдать, рассматривать, любоваться весенними ветками различных деревьев. Осознавать , как определённым материалом можно создать художественный образ. Использовать в работе сочетание различных инструментов и материалов. Изображать ветки деревьев с определённым характером и настроением. | |
31 | Ритм пятен. Ритмическое расположение летящих птиц на плоскости листа. | творчески преображать формы реального мира в условно-декоративные | Развивать знания о средствах художественной выразительности. Понимать, что такое ритм. Уметь передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа. Развивать навыки творческой работы в технике обрывной аппликации. | |
32 | Пропорции выражают характер. Конструирование ли лепка птиц с разными пропорциями. | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, цветовых пятен | Расширять знания о средствах художественной выразительности. Понимать, что такое пропорции. Создавать выразительные образы животных или птиц с помощью изменения пропорций. | |
33 | Ритм линий, пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. | Живопись с элементами аппликации | Повторять и закреплять полученные знания и умения. Понимать роль взаимодействия различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа. Создавать коллективную творческую работу. Сотрудничать с товарищами в процессе творческой работы, уметь договариваться, объясняя замысел, уметь выполнять работу в границах заданной роли. | |
34 | Итоговый урок года. Игра – беседа. | Знания за 2 класс. | Анализировать детские работы на выставке, рассказывать о своих впечатлениях от работ товарищей и произведений художников. Понимать и уметь называть задачи, которые решались в каждой четверти. Фантазировать и рассказывать о своих творческих планах на лето. | |