объяснять значение русского языка как государственного языка Российской Федерации;
характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
производить звуко-буквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без транскрибирования);
определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков в словах; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций букв «е», «ё», «ю», «я», в словах с разделительными «ь», «ъ», в словах с непроизносимыми согласными;
различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина); различать однокоренные слова и синонимы;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;
выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи;
распознавать слова, употребляемые в прямом и переносном значении (простые случаи);
определять значение слова в тексте;
распознавать имена существительные; определять грамматические признаки имён существительных: род, число, падеж; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
распознавать имена прилагательные; определять грамматические признаки имён прилагательных: род, число, падеж;
изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имён существительных;
распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (в прошедшем времени); изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем времени – по родам;
распознавать личные местоимения (в начальной форме);
использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
различать предлоги и приставки;
определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
распознавать распространённые и нераспространённые предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами по изученным правилам; применять изученные правила правописания, в том числе непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); непроизносимые согласные в корне слова; разделительный твёрдый знак; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами;
правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не более 70 слов;
писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом изученных правил правописания;
находить и исправлять ошибки по изученным правилам;
понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;
формулировать устно и письменно на основе прочитанной (услышанной) информации простые выводы (1–2 предложения);
строить устное диалогическое и монологическое высказывания (3–5 предложений на определённую тему, по результатам наблюдений) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; создавать небольшие устные и письменные тексты (2–4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;
определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов, союзов «и», «а», «но»);
определять ключевые слова в тексте;
определять тему текста и основную мысль текста;
выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание;
составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;
писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно составленному плану;
объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач;
уточнять значение слова с помощью толкового словаря.
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения(план) | Дата изучения(факт) |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста | 1 | | | 02.09. 2025 г. | |
2 | Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: тема текста, основная мысль текста, заголовок | 1 | | | 04.09 | |
3 | Определение типов текстов: повествование, описание, рассуждение. Отработка умения определять тип текста (повествование, описание, рассуждение) | 1 | | | 09.09 | |
4 | Определение типов текстов: обобщение. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений | 1 | | | 11.09 | |
5 | Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Коллективное составление рассказа по картине | 1 | | | 16.09 | |
6 | Обобщение знаний о видах предложений. Связь слов в предложении. Главные члены предложения | 1 | | | 18.09 | |
7 | Подлежащее. Сказуемое. Второстепенные члены предложения | 1 | | | 23.09 | |
8 | Контрольное списывание № 1. | 1 | 1 | | 25.09 | |
9 | Предложения распространённые и нераспространённые. Однородные члены предложения с союзами и, а, но и без союзов. Анализ контрольного списывания. | 1 | | | 30.09 | |
10 | Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы. Работаем с толковыми словарями | 1 | | | 02.10 | |
11 | Прямое и переносное значение слова. Наблюдаем за значениями слов в тексте. Устаревшие слова (наблюдение). Ключевые слова в тексте. | 1 | | | 07.10 | |
12 | Части речи. Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи. Однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов | 1 | | | 09.10 | |
13 | Составление плана текста. Обучающее изложение повествовательного текста по вопросам или составленному плану. | 1 | | | 14.10 | |
14 | Характеристика звуков русского языка. Повторение изученных орфографических правил: гласные после шипящих, буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. | 1 | | | 16.10 | |
15 | Контрольный диктант № 1: «Предложение». | 1 | 1 | | 21.10 | |
16 | Повторяем правописание слов с разделительным мягким знаком. Соотношение звукового и буквенного состава слов. Работа над ошибками. | 1 | | | 23.10 | |
17 | Различение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Однокоренные слова и формы одного и того же слова. | 1 | | | 04.11 | |
18 | Отработка способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. | 1 | | | 06.11 | |
19 | Окончание как изменяемая часть слова. Нулевое окончание | 1 | | | 11.11 | |
20 | Корень, приставка, суффикс – значимые части слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса | 1 | | | 13.11 | |
21 | Состав слова: обобщение. Создание собственных текстов-описаний. Устное описание картины | 1 | | | 18.11 | |
22 | Повторяем правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова | 1 | | | 20.11 | |
23 | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова | 1 | | | 25.11 | |
24 | Повторяем правописание парных по звонкости-глухости согласных в корне слова. Составление текста на основе личных наблюдений или по рисунку | 1 | | | 27.11 | |
25 | Непроизносимые согласные в корне слова. Наблюдение за обозначением буквами непроизносимых согласных в корне слова | 1 | | | 02.12 | |
26 | Правописание слов с удвоенными согласными | 1 | | | 04.12 | |
27 | Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: правописание суффиксов -ость, -ов и другие | 1 | | | 09.12 | |
28 | Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: правописание приставок (группа приставок с «о» и группа приставок с «а») | 1 | | | 11.12 | |
29 | Отработка способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: закрепляем правописание приставок и суффиксов. | 1 | | | 16.12 | |
30 | Разделительный твёрдый знак. Знакомство с жанром объявления. Ознакомительное чтение: когда оно нужно. | 1 | | | 18.12 | |
31 | Контрольный диктант № 2: «Правописание слов с орфограммами в корне слова». | 1 | 1 | | 23.12 | |
32 | Наблюдаем за знаками препинания в предложениях с однородными членами, не соединёнными союзами. Работа над ошибками. | 1 | | | 25.12 | |
33 | Вспоминаем нормы речевого этикета: приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ | 1 | | | 30.12 | |
34 | Обучающее изложение текста с использованием составленного плана | 1 | | | 13.01. 2026 г. | |
35 | Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Части речи. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. | 1 | | | 15.01 | |
36 | Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Имена существительные единственного и множественного числа. Имена существительные, имеющие форму одного числа | 1 | | | 20.01 | |
37 | Род имён существительных. . | 1 | | | 22.01 | |
38 | Имена существительные мужского, женского и среднего рода | 1 | | | | |
39 | Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных | 1 | | | 27.01 | |
40 | Создание собственных текстов-повествований. Составление рассказа по картине | 1 | | | 29.01 | |
41 | Падеж имён существительных: именительный падеж | 1 | | | 03.02 | |
42 | Падеж имён существительных: родительный падеж | 1 | | | 05.02 | |
43 | Падеж имён существительных: дательный падеж. Пишем поздравительную открытку к празднику 8 Марта | 1 | | | 10.02 | |
44 | Падеж имён существительных: винительный падеж | 1 | | | 12.02 | |
45 | Падеж имён существительных: творительный падеж | 1 | | | 17.02 | |
46 | Падеж имён существительных: предложный падеж | 1 | | | 19.02 | |
47 | Изменение имён существительных по падежам и числам (склонение). Устное описание картины | 1 | | | 24.02 | |
48 | Имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонений. Обобщение знаний об имени существительном. Составление текста по картине (по опорным словам) | 1 | | | 26.02 | |
49 | Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения | 1 | | | 03.03 | |
50 | Правописание безударных окончаний имён существительных 2-го склонения | 1 | | | 05.03 | |
51 | Правописание безударных окончаний имён существительных 3-го склонения. Корректирование текстов с нарушенным порядком абзацев | 1 | | | 10.03 | |
52 | Правописание окончаний имён существительных во множественном числе | 1 | | | 12.03 | |
53 | Правописание безударных окончаний имён существительных: систематизация знаний | 1 | | | 17.03 | |
54 | Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Изменение имён прилагательных по родам. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. | 1 | | | 19.03 | |
55 | Контрольный диктант № 3: «Имя существительное» | 1 | 1 | | 24.03 | |
56 | Изменение имён прилагательных по числам и по падежам. Начальная форма имени прилагательного. Значения имён прилагательных. Склонение имён прилагательных Работа над ошибками. | 1 | | | 26.03 | |
57 | Наблюдение за правописанием окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. | 1 | | | 07.04 | |
58 | Местоимение (общее представление) Личные местоимения. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте | 1 | | | 09.04 | |
59 | Как изменяются личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Правописание местоимений с предлогами | 1 | | | 14.04 | |
60 | Знакомство с жанром письма. Учимся писать письма. Наблюдение за связью предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но | 1 | | | 16.04 | |
61 | Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Значение и употребление глаголов в речи. Составление текста по сюжетным рисункам. Неопределённая форма глагола. Изменение глаголов по числам | 1 | | | 21.04 | |
62 | Настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Составление текста-рассуждения по заданной теме | 1 | | | 23.04 | |
63 | Наблюдение за связью предложений в тексте. Устный пересказ повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану | 1 | | | 28.04 | |
64 | Род глаголов в прошедшем времени. Наблюдение за написанием окончаний глаголов в прошедшем времени. Частица не, её значение. Правописание частицы не с глаголами | 1 | | | 05.05 | |
65 | Итоговый контрольный диктант. | 1 | 1 | | 07.05 | |
66 | Правописание глаголов. Как помочь вести диалог человеку, для которого русский язык не является родным. Изучающее чтение. Функции ознакомительного чтения, ситуации применения. Работа над ошибками. | 1 | | | 12.05 | |
67 | Создание собственных текстов-рассуждений. Составление совета-рассуждения с использованием побудительных предложений и глаголов с частицей не. | 1 | | | 14.05 | |
68 | Части речи: систематизация изученного в 3 классе. Повторяем правописание слов с изученными в 1 – 3 классах с орфограммами в корне, приставках, окончаниях | 1 | | | 19.05 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 85 | 5 | 0 | |