Просмотр содержимого документа
«Календарно- тематическое планирование по математике»
Пояснительная записка
Примерная рабочая программа по предмету «Математика» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной про- граммы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также Примерной программы воспитания .
Место учебного предмета в учебном плане школы
На изучение математики в первом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего 132 часа . Безотметочная система оценивания.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты
Гражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине — России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетическоевоспитание:
уважительное отношение и интерес к художественной куль- туре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художествен- ной деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к резуль- татам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценность научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира;
— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании .
Метапредметные результаты
Познавательные базовые логические действия:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравне ния, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложен ного педагогическим работником алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знако мых по опыту, делать выводы;
базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа её проверки
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершенно- летних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Коммуникативные общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставлен- ной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных ша- гов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Регулятивные самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для по- лучения результата;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ 1 класс
К концу обучения в первомклассеобучающийся научится:
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20;
пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер объекта;
находить числа, большие/меньшие данного числа на заданное число;
выполнять арифметические действия сложение и вычитание в пределах 20;
называть и различать компоненты действий сложения (слагаемые, сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность);
решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделять условие и требование (вопрос), записы вать решение (в виде арифметического действия) и ответ;
сравнивать объекты по длине, устанавливая между ними соотношение длиннее/короче (выше/ниже, шире/уже);
знать и использовать единицы длины: сантиметр, дециметр и соотношение между ними; измерять длину отрезка;
измерять длину отрезка с помощью линейки, сравнивать длины на основе измерения;
различать число и цифру, текст и текстовую задачу;
изображать с помощью линейки геометрические фигуры: отрезок, прямую, треугольник, прямоугольник (квадрат), многоугольник;
устанавливать между объектами соотношения: слева/справа, сверху/снизу, дальше/ближе, между, перед/за, над/под; распознавать объект и его отражение;
на нелинованной бумаге изображать от руки и с помощью инструментов треугольник, многоугольник, круг;
на клетчатой бумаге копировать изображения, составленные из точек и отрезков;
распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) элементарные логические высказывания;
группировать (классифицировать) объекты по заданному признаку или самостоятельно установленному признаку; находить и называть закономерности в ряду объектов по- вседневной жизни;
различать строки и столбцы таблицы, читать таблицы (из двух-трёх столбцов), вносить одно-два данных в таблицу, извлекать одно или несколько данных из строки, столбца.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
Основное содержание обучения в примерной программе представлено разделами: «Числа и действия над ними», «Величины и действия над ними», «Текстовые задачи», «Пространственные представления и геометрические фигуры», «Работа с информацией» .
1 класс Числа и действия над ними
Чтение, запись, сравнение чисел в пределах 20 . Различение однозначных, двузначных чисел . Увеличение (уменьшение) числа на некоторое число . Разностное сравнение чисел .
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 . Вычитание как действие обратное сложению .
Величины и действия над ними
Измерение длины . Единицы длины: сантиметр, дециметр — и соотношения между ними . Сравнение длин на основе измерения .
Текстовые задачи
Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу . Представление условия задачи в виде рисунка, схемы или другой модели . Решение задач в одно дей- ствие, запись решения, ответа задачи .
Пространственные представления и геометрические фигуры
Расположение предметов и объектов по отношению к наблюдателю, к другому предмету: слева/справа, сверху/снизу, между . Объект и его отражение .
Распознавание геометрических фигур: куба, шара; круга, треугольника, прямоугольника (квадрата), прямой, отрезка, точки . Изображение отрезка, прямой, многоугольника, прямоугольника (квадрата), треугольника с помощью линейки . Измерение длины отрезка .
Работасинформацией
Сравнение двух или более предметов . Группировка объектов по заданному или самостоятельно установленному признаку .
Нахождение и называние закономерности в ряду объектов повседневной жизни .
Верные (истинные) и неверные (ложные) элементарные логические высказывания .
Чтение таблицы (из двух-трёх столбцов); извлечение одного или нескольких данных из строки, столбца; внесение одного-двух данных в таблицу
МОДУЛЬ « Школьный урок».
Направления деятельности учителей начальной школы, при которых воспитательный потенциал урока реализуется в
большей степени.
Установление доверительных отношений между учителем и его учениками.
Доверие между педагогом и детьми, честность, отсутствие любимчиков
и изгоев, справедливость оценок, использование самостоятельных и контрольных работ для выявления проблем, а не как угрозу – это составляющие гуманных отношений на уроке
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими ( учителями) , сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета.
Предметы гуманитарного цикла непосредственно связаны с общечеловеческими ценностями, и педагога помогает ученикам увидеть примеры настоящего гуманизма, патриотизма, гражданственности, ответственности на уроках чтения, истории родного края, иностранного языка. В точных науках, педагог может составлять задачи, например, экологического содержания.
Использование текстов как основы речевой культуры.
На педагога начальных классов возложена большая ответственность в обучении грамотности, любви к литературе, любви к Родине. Они
прививают вкус, учат получать наслаждение от литературных произведений, ценить красоту родного языка, приобщают к национальной культуре.
В начальной школе во многом этому способствует работа со сказками, пословицами и поговорками.
Учителя иностранного языка помогают не только в изучении самого языка, но и в изучении культуры, традиций и обычаев этих стран в сравнении с культурой, обычаями и традициями России. При умелом подходе, такой процесс дает возможность воспитать уважение к своему
отечеству, своему народу, ценить культуру родной страны.
Создание проблемных ситуаций.
Решение проблемных ситуаций на уроке способствует развитию творческого мышления у ребенка. Их решение очень часто приводит ребенка к проведению мини-исследования. Учителю необходимо только грамотно его «спровоцировать». Исследование дает возможность ребенку самому докопаться до истины, а найдя ответ на вопрос, получить от этого массу удовлетворения и гораздо лучше запомнить изучаемый материал. Нестандартные задания заставляют учеников начать мыслить по-новому, искать новые пути выполнения заданий. Работа над проблемой, возможность найти выход из ситуации приучает ребят не пасовать перед возникающими трудностями и в жизни, осознать, что ошибка - это тоже результат работы.
Выбор парных, групповых форм работы.
Желание добиться общего результата способствует объединению усилий, учит налаживать контакт, воспитывает взаимную ответственность.
Использование групповой работы на уроке требует от учителя особого мастерства, так как в классе могут оказаться дети никогда не решающие стоящую задачу в команде.
Использование межпредметного потенциала уроков в начальной школе.
Большую часть уроков ведет один учитель, поэтому значительно проще педагогу начальных классов в организационном плане проводить уроки-исследования, где необходимы знания из разных областей. Она и могут длиться от одного до 3-х или 4-х уроков. .Это позволит ребенку смотреть на мир с разных точек зрения, видеть зависимости между явлениями и событиями, высказывать собственные суждения не в рамках заданного урока, а в полипредметном поле.
Использование интерактивных форм работы ( интеллектуальные игры, дискуссии, диалоги т.д.)
Использование личного опыта детей в обучении.
Позволяет обращаться к непосредственному опыту ребенка, опыту его близких. Тем самым дети лучше узнают и понимают друг друга, есть повод для налаживания внутрисемейных отношений, когда, например, для урока математики ребенок узнает у родителей, а потом у бабушки стоимость пакета молока или пирожка в их школьной столовой в то время, когда они сами учились в школе.
Использование игровых приемов на уроке.
Ребенок, не доигравший в детстве, обречен на психологические и иные проблемы в будущем. Именно игра, или учебная игра, позволит нормальному течению процесса взросления. Простор для этого на уроках в начальной школе огромен:
Количество контрольных и проверочных работ
№ п/п
Раздел программы
Кол-во часов
Кол-во и темы контрольных работ
1
Числа и действия над ними
60 ч + 9 ч (резерв)
Проверочная работа №1 «Проверим себя и оценим свои достижения» (тест).
Контрольная работа №1 по теме «Числа от 1 до 10»
Проверочная работа №2 «Проверим себя и оценим свои достижения» (тест).
Проверочная работа №3 «Проверим себя и оценим свои достижения»
Проверочная работа№4 «Проверим себя и свои достижения»
2
Величины и действия с ними
7 ч.
3
Текстовые задачи
16ч.+ 1 ч (резерв)
Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание в пределах 10».
Контрольная работа№3по теме «Числа от 1 до 20. Нумерация».
4
Пространственные представления
и геометрические фигуры
20 ч.+ 1 ч (резерв)
5
Работа с информацией
15 ч.+ 3 ч (резерв)
6
Резерв
14 ч
7
Итого
118ч + 14ч (резерв) 132 ч
Проверочные работы – 4, контрольные работы -3
Календарно-тематическое планирование
№ урока п/п
Дата
Наименование разделов, тем
Кол-во
часов
По плану
фактически
ЭОРы
ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ ЧИСЕЛ.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
1
02..09
Работа с информацией.
Счет предметов. Сравнение предметов и групп предметов.
3 ч
1ч
диск
2
06.09
Порядковые числительные «первый, второй, третий…»
1ч
презентация
3
07.09
Отношения «Больше», «меньше», «равно», «столько же»
1 ч
презентация, диск
4
.08.09
Пространственныепредставления
игеометрическиефигуры
Пространственные представления, взаимное расположение предметов: «вверх», «вниз».