В последние годы возрос интерес к механизму воздействия искусства на ребенка с ОВЗ в процессе воспитания и обучения.
Образовательная инклюзия - это один из важнейших аспектов социализации детей с особенностями в развитии.
С 2000 года в коллективе « Северный сувенир» появляются особые дети-ДЦП и классов коррекции.
В 2012 году в коллективе « Северный сувенир» появились « особые» дети- специализированный класс для детей с потерей слуха( 2 детей речь понимали, но говорить не могли.)
Были жесты. Элементарные . И мы начали рисовать,придумывать-так появились схемы для плетения из бисера из конфет разной формы.
Это была смешанная группа. Норма и не норма. Очень быстро все подружились и…началась работа. Много работы. Результат у детей был разным. Одним из лучших результат оказался у ребенка, у которого нет речи.
По просьбе родителей девочка стала заниматься и в изостудии« Волшебные краски».
В середине учебного года появились « особые» дошколята. Кохлеарная имплантация. Сохранный интеллект, но нарушение речи. И в этой группе была девочка- речь которой мы не понимали.
В сентябре 2013 году по приглашению фонда « Горожане –Мастера» г. Москва мы поехали московский детский фестиваль искусств и ремесел « Мастера». Он проходил в Московской усадьбе Деда Мороза..
Девочки проводили МК в рамках фестиваля для афро-американцев, поляков и сами принимали участие во множестве мероприятий фестиваля
2013-2016 годы был очень насыщенным. Особую программу не писали, но учитывая рекомендации специалистов, пытались максимально использовать любые возможности для формирования речи, коммуникативных навыков.
«Северный сувенир», изостудия « Волшебные краски» - для девочек было создано единое согласованное расписание.
Девочки принимали участие во множестве воспитательных мероприятий коллективов, ДЮЦ, городских и областных мероприятиях, дистанционных олимпиадах по ИЗО и технологии, творческих конкурсах, областном конкурсе проектов для детей ОВЗ и были участницами слета «Молодые таланты Поморья» ( одна- участница, а вторая - в группе поддержки)
Девочки не только учились сами, но и принимали участие в проведении мастер- классов по росписи и работе с бисером в рамках различных мероприятий города, области и Москвы.
В 2017 году принимала участие в областном этапе конкурса « Абилимпикс» для детей ОВЗ в компетенции « Бисероплетение» и была самым младшим участником среди школьников, но за высокий уровень представленных работ получила не только сертификат участника, но и грамоту министерства образования Архангельской области.
С учетом опыта работы с детьми ОВЗ в 2018 году были созданы индивидуальные образовательные маршруты для 2 детей занимающихся в коллективах « Северный сувенир» и изостудии «Волшебные краски»
Индивидуальный образовательный маршрут №1
1. Ф.И.О. ребенка: 1
Дата рождения:
2. Детское объединение, какой год посещает.
Изостудия «Волшебные краски» декоративно-прикладной направленности. Посещает объединение с 2013 года. Систематически принимает участие в конкурсах и выставках разного уровня.
3. Направленность и название дополнительной общеразвивающей программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности «Изостудия «Волшебные краски», « Северный сувенир».
11 лет, слабослышащая, малый словарный запас (глаголы, предлоги, прилагательные, синонимы, антонимы, склонения), стеснительная, иногда из-за этих проблем неуверенная, любопытная, любит заниматься организацией.
5. Самоанализ обучающегося: девочка считает, что она любознательная, добрая, воспитанная, любит учиться, рукодельничать и рисовать, но не всегда доводит начатое дело до конца.
6. Основания для создания индивидуального образовательного маршрута.
Клинический диагноз: смешанная тугоухость.
Психолого-педагогическое заключение (из ПМПК обучение по адаптированной основной образовательной программе для слабослышащих детей, с учетом психофизического развития, в соответствии с ИПР ребёнка-инвалида.
Наблюдение сурдолога, логопеда.
Направления работы специалистов: развитие слухового восприятия, речи, психических процессов, коммуникативных навыков, формирование связной речи, правильного произношения.
Актуальные проблемы: мелкая и крупная моторика развита хорошо, имеются особенности речедвигательного аппарата, которые влияют на качество звукобуквенного состава.
Рекомендуемые условия обучения: обеспечение образовательного процесса надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации, проведение индивидуальные и групповых коррекционно-развивающих занятий
7.Цель ИОМ: развитие творческого потенциала, внимания, взаимоотношений с детьми во всех видах деятельности.
8.Задачи ИОМ.
1. Создать условия для самореализации, развития познавательных интересов и подготовки к участию в творческой деятельности.
2. Формировать умения анализировать полученную информацию, делать простые выводы, составлять план деятельности в соответствии с полученной информацией.
3. Развивать умения работать в группе, слушать и слышать оппонента, согласовывать свои действия.
4. Учить оформлять результаты своей деятельности, доводить дело до конца.
9.Ожидаемые результаты: успешное участие в выставках и конкурсах разного уровня.
10.Форма работы (групповая или индивидуальная), режим занятий.
Групповая.
Изостудия « Волшебные краски»
Вторник, четверг 15.40-16.25; 16.35-17.20
« Северный сувенир»
Понедельник , среда 15-20- 18-15
11. Сроки реализации ИОМ.
С 10 сентября 2018 года по 30 мая 2019 года.
12. Диагностика выполнения ИОМ.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: итоговая выставка, участие в конкурсах, фестивалях и т.п. разного уровня
Изостудия « Волшебные краски»
Кол-во
часов
Тема занятия
Форма
контроля
3
Цвет. Основы цветоведения. Основные составные цвета. Дополнительные цвета. Теплые и холодные. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и светлота. Изучение свойств цвета.
Выставка-просмотр
3
Цвет в произведениях живописи. Понятия – «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок.
Выставка на стенде
3
Эскизы – проекты предметов быта.
Выставка-
просмотр
3
Рисование натюрморта в заданном эмоциональном состоянии – праздничный натюрморт, грустный, таинственный т.п.
Художественный совет из
3-х человек
3
Пучужская роспись. Вводное занятие. Краткие сведения об истории росписи по дереву в России. Виды росписи по дереву. Организация рабочего места для работы над росписью по дереву.
Самоконтроль
6
Изображение розеток.
Подведение итогов и обсуждение работ
3
Изображение листьев.
Подведение итогов и обсуждение работ
6
Изображение птиц.
Подведение итогов и обсуждение работ
6
«Тюльпан», «Древо жизни».
Подведение итогов и обсуждение работ
3
Изображение коня.
Подведение итогов и обсуждение работ
6
Разработка эскиза для изделия прямоугольной формы (разделочная доска).
Экспресс – просмотр и анализ работ
12
Практическая работа на деревянной основе.
Защита и обсуждение работ
3
Резьба по дереву. Краткая история зарождения и развития резьбы по дереву.
Виды резьбы по дереву (краткая характеристика). Основные правила и приемы резьбы.
Записи в тетради
3
Ракульская роспись. Вводное занятие. История развития ракульской росписи, общие сведения.
Анализ общих ошибок
3
Вспомогательные элементы.
Самостоятельная оценка своих работ
6
Изображение бордюров.
Просмотр и анализ работ
6
Изображение птиц.
Просмотр и анализ работ
6
Изображение кустиков.
Просмотр и анализ работ
6
Разработка эскиза для разделочной доски с - образной веткой.
Подведение итогов и обсуждение эскизов
15
Практическая работа на деревянной основе.
Самоконтроль, защита и обсуждение работ
3
Роспись изделий в технике «пуантилизм»
Отчетная выставка
« Северный сувенир»
Кол-во часов
Тема занятия
Форма контроля
3
Эскиз индивидуальной работы
Инд. консультация, просмотр и анализ работ
3
Изготовление схемы индивидуальной работы
Инд. консультация, просмотр и анализ работ
3
Технический рисунок.
Технический рисунок в цвете.
Инд. консультация, просмотр и анализ работ
3
Материалы.
Подбор материала по цвету и размеру.
Инд. консультация, просмотр и анализ работ
3
Отработка приемов работы с бисером
Инд. консультация, просмотр и анализ работ
3
Использование приемов работы с бисером при оформлении индивидуальной работы
Инд. консультация, просмотр и анализ работ
3
Использование приемов традиционной вышивки при работе с бисером
Инд. консультация, просмотр и анализ работ
3
Орнаменты Русского Севера. Индивидуальная схема.
Инд. консультация, просмотр и анализ работ
3
Отработка приемов работы с бисером разного размера.
Инд. консультация, просмотр и анализ работ
3
Отработка приемов плетения, низания, ткачества при изготовлении сувенира.
Инд. консультация, просмотр и анализ работ
3
Отработка приемов плетения, низания, ткачества при изготовлении рождественского сувенира.
Инд. консультация, просмотр и анализ работ
3
Отработка приемов плетения, низания, ткачества при изготовлении рождественского сувенира.
Инд. консультация, просмотр и анализ работ
3
Отработка приемов плетения, низания, ткачества при изготовлении рождественского сувенира.
Инд. консультация, просмотр и анализ работ
3
Отработка приемов плетения, низания, ткачества при изготовлении рождественского сувенира.
Инд. консультация, просмотр и анализ работ
3
Отработка приемов плетения, низания, ткачества при изготовлении рождественского сувенира.
Отработка приемов работы с бисером при выполнении пасхального сувенира.
Инд. консультация, просмотр и анализ работ
3
Отработка приемов работы с бисером при выполнении пасхального сувенира.
Инд. консультация, просмотр и анализ работ
3
Отработка приемов работы с бисером при выполнении пасхального сувенира.
Инд. консультация, просмотр и анализ работ
3
Отработка приемов работы с бисером при выполнении пасхального сувенира.
Инд. консультация, просмотр и анализ работ
3
Сборка сувенира .
Инд. консультация, просмотр и анализ работ
3
Оформление работ к выставке.
Инд. консультация, просмотр и анализ работ
3
«Аз,Буки, Веди…»- вензеля
Схемы.
Инд. консультация, просмотр и анализ работ
3
Подбор материала по цвету и размеру.
Инд. консультация, просмотр и анализ работ
3
Техника выполнения наложений.
Инд. консультация, просмотр и анализ работ
Работа в коллективах « Северный сувенир» и изостудии « Волшебные краски» позволяет говорить не только об ИОМ по предметам, но и « Дорожной карте» развития ребенка на учебный год, где учитываются разные возможности для индивидуального роста ребенка.
Учитывая предыдущий опыт и планы на 2018-19 учебный год «Дорожная карта» приняла вид
« Северный
сувенир»
« Волшебные
краски»
МБОУДО ДЮЦ
Выставки и
Конкурсы
( ИЗО и технология)
дистанционные
Город , область и межрегиональное сотрудничество
Международный уровень
месяц
6 часов в неделю
4 часов в неделю
Мероприятия в МБОУДО ДЮЦ и коллективах « Северный сувенир». « Волшебные краски»
Дистанцилнные мероприятия и конкурсы по отдельному плану