Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная рабочая программа. Математика.»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА № 42 Г. РОСТОВА – НА – ДОНУ
Рабочая программа
по предмету: «Математика».
5 год обучения (по 2 классу)
Учитель: Дзюба Е. П.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка.
Индивидуальная рабочая программа по «Математика» для Лапшиной Ольги 5 год обучения ( по 3 классу программы В.В. Воронковой) для ребенка с ОВЗ составлена в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599,
Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Областным Законом «Об образовании в Ростовской области» от 14.11.2013 №26-ЗС,
Постановлением Главного государственного санитарного врача СССР от 06.03.1986 г. №4076-86 «Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии» (с изменениями на 29.06.2011),
Локальных актов образовательного учреждения,
Учебного плана 5 года обучения,
Программа по математике 2 класса под ред. В.В. Воронковой 2010г.,
«Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1067.
Индивидуальная программа для Лапшиной Ольги по «Математике», составлена с учетом особенностей возраста, психофизических особенностей, диагноза обучающейся.
Цель – овладение элементарными математическими представлениями, необходимыми при решении соответствующих возрасту житейских задач.
В рабочей программе определены следующие задачи, которые в той или иной степени должен решать педагог в процессе обучения учащихся:
формировать элементарные математические представления о форме, величине, количественных, пространственных, временных представлениях;
формировать представление о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных пределах, счёт, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность;
формировать умения планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль..
Общая характеристика предмета Математика, является одним из важных общеобразовательных предметов, готовит обучающуюся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Программа предусматривает формирование универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Математика» являются умения:
- анализировать, сравнивать, классифицировать объекты, определять причинно-следственные зависимости и другие логические умения;
- выполнять вычисления по определённым алгоритмам;
- правильно производить арифметические записи, безошибочно вычислять и проверять эти вычисления;
- пользоваться календарём, определять время по часам;
- измерять различные величины с помощью приборов и инструментов;
- строить линии, фигуры, тела, распознавать их.
Ведущие методы обучения – демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др. На уроках математики формируется и развивается речь учащихся сначала через хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.
Ведущей формой работы является индивидуальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Каждый урок математики необходимо оснащать наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Устный счет как этап урока является неотъемлемой частью урока. Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике. Геометрический материал включается в каждый урок и по возможности тесно связан с арифметическим. Организация повторения, закрепления, самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку математики.
Приёмы работы на занятиях по математике:
- дидактические игры;
- игровые приёмы;
- занимательные упражнения;
- создание увлекательных ситуаций;
- сравнение (один из важных приёмов обучения);
- материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлечённое понятие, использовать его в жизненной ситуации;
Основные направления коррекционной работы:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
-развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
Ключевая идея курса заключается в формировании интереса к математике, в овладении учащимися математическими знаниями, умениями и навыками. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.
Специфика курса – коррекция имеющихся недостатков общего, речевого развития и нравственного воспитания учащихся.
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью обнаруживают большие трудности в освоении математических представлений в связи с глубоким недоразвитием познавательной деятельности. Возникновение трудностей в значительной мере связано с особенностями психофизического развития данной категории детей. В частности, недоразвитие сенсорно-перцептивных процессов и двигательных функций влияет на выполнение практических действий по перемещению, наложению и приложению предметов, объемных и плоскостных моделей.
Нарушения общей моторики значительно сковывают действия учащейся в процессе овладения пространственной ориентировки. Она испытывают сложности при перемещении в пространстве, выполнении двигательных упражнений, в подвижных играх, определении направлений движения, ориентировке на плоскости листа бумаги (в двухмерном пространстве).
Недоразвитие всех психических функций у ребенка с выраженной умственной отсталостью приводит к тому, что без специально разработанной системы работы он не может обучаться даже элементарным основам математики.
Уроки математики проводятся 2 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей элементарного математического развития.
Формы организации познавательной деятельности учащейся: индивидуальные.Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Применяются следующие методы обучения: демонстрация, наблюдение, объяснение, сравнение, упражнение, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа и др. Освоение содержания осуществляется на доступном для ребёнка уровне. Используются словесный, наглядный, практический методы обучения.
Практическая полезность курса обусловлена тем, что предполагает формирование умений пользоваться полученными знаниями для решения соответствующих возрасту житейских задач. У детей с интеллектуальной недостаточностью плохо развита познавательная деятельность, все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения), имеются значительные пробелы в элементарных знаниях. Они затрудняют самостоятельность использования имеющихся знаний. Перенос полученных знаний и умений на практику. Поэтому важно дать не только определенную сумму знаний, но и выработать умение действовать в различных жизненных ситуациях, придать знаниям бытовую, ситуационную приспособленность.
При обучении используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. Программа построена на основе концентрического принципа размещения материала. Концентризм создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала и разъединения сложных грамматических понятий и умений на составляющие элементы, где каждый отрабатывается отдельно. В результате постепенно увеличивается число связей, лежащих в основе понятия, расширяется языковая и речевая база для обработки умений и навыков.
В образовании детей с ОВЗ особое значение придается практической стороне специального образования - развитию жизненной компетенции. Компонент жизненной компетенции рассматривается как овладение знаниями и навыками, уже сейчас необходимыми обучающимся в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.
Программа ориентирована на обязательный учёт индивидуально-психологических особенностей учащейся и ориентирована на сложность дефекта. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой межпредметных связей (развитие речи, изобразительная деятельность, трудовое обучение), а также с возрастными и психофизическими особенностями ребенка.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение образовательных здоровьесберегающихинформационно – коммуникативных, игровых .
Учебный предмет «Математика» 5 год обучения осуществляется в соответствии с учебным планом.
Количество часов: в неделю -2 ч, в год -66ч. в соответствии с календарным графиком на 2015-2016 учебный год.
Результаты освоения учебного курса, предмета и система их оценки.
Отражает индивидуальные, общественные и государственные потребности, сформулированные с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося; определяет систему оценки планируемых результатов, индивидуальных достижений обучающихся в формах и видах контроля, контрольно-измерительных материалов, в показателях уровня успешности учащихся (хорошо/ отлично, рейтинг; портфолио и др.) и другое.
Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся по чтению и развитию речи.
Знания и умения учащихся по чтению и развитию речи оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ.
Оценка устных и письменных результатов работ учащихся во 2 классе не производится.
Считаю, что учащийся усвоил учебный материал на 70-100%, если он: дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила умеет самостоятельно оперировать изученными языковыми терминами.
Учащийся усвоил учебный материал на 50-70%, если: при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ; выполняет работы по чтению с недостаточной точностью.
Все недочеты в работе ученик легко исправляет при незначительной помощи учителя, сосредоточивающего внимание ученика на существенных особенностях задания, приемах его выполнения, способах объяснения
Учащийся усвоил учебный материал на 25-50%, если он: при помощи учителя дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять; правильно выполняет письменные работы после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации приёмов ее выполнения.
Учащийся усвоил учебный материал на 5-25%, если он обнаруживает, незнание большей части программного материала не может воспользоваться помощью учителя.
Учащийся усвоил учебный материал на 0-5%, если он обнаруживает полное незнание программного материала, соответствующего его познавательным возможностям.
Итоговая оценка знаний и умений учащихся:
1. За год знания и умения учащихся оцениваются процентом усвоения материала.
2. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
З. Основанием для выставления итоговой отметки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, текущих и итоговых контрольных работ.
№
Содержательная линия
Коррекционно-развивающие задачи
Педагогические средства, технологии решения коррекционных задач
1.
2.
3.
4.
5.
Повторение.
Первый десяток.
Сложение вычитание чисел в пределах десяти.
Текстовые арифметические задачи.
Геометрический материал
Второй десяток.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток.
Сложение и вычитание чисел полученных при измерении.
Выработка положительной мотивации, формирование нравственной и волевой готовности к обучению. Уточнение и расширение представлений. Развитие сенсорных процессов. Расширение словарного запаса. Коррекция грамматического строя речи.
Практические упражнения с раздаточным материалом, демонстрация.
Игровые упражнения, дидактические игры.
Наблюдение, работа с учебником
Наблюдение, практические упражнения
Требования к результатам освоения
Личностные и предметные планируемые результаты освоения обучающимися АООП рассматриваются в качестве возможных (примерных), соответствующих индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям обучающихся.
Основные ожидаемые результаты освоения обучающимися:
личностные
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.
предметные
элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные временные представления:
умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удалённости;
умение ориентироваться в схеме тела, пространстве и на плоскости;
умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).
представление о количестве, числе, знакомство с числами, составом числа в доступных пределах, счёт, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность:
умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой;
умение пересчитывать предметы в доступных пределах;
умение представлять множество двумя другими множествами в пределах пяти;
умение обозначать арифметические действия знаками;
умение решать задачи на увеличение, уменьшение на несколько единиц.
овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач:
умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами;
умение определять длину, вес, объём, температуру, время, пользоваться мерками и измерительными приборами;
умение распознавать цифры, обозначающие номера дома, квартиры, автобуса, телефона и др.;
умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.
Требования к уровню подготовки учащейся
При составлении программы специально не был введен перечень обязательных знаний, умений, навыков, так как освоение содержания каждого пункта программы строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка. В связи с этим в программе предусмотрены только предполагаемые знания, умения и навыки.
Предполагаемые знания и умения учащейся:
счет в пределах 20 по единице и равными числовыми группами;
таблицу состава чисел (11—18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток;
названия компонента и результатов сложения и вычитания;
Выполнение упражнений. Чтение, запись под диктовку, сравнение чисел в пределах десяти. Выполнение сложения и вычитания в пределах десяти с названием компонентов и результатов арифметических действий.
Текущий контроль
2
Промежуточная аттестация (на начало учебного года)
1
15.09
Контрольная работа
Предварительный контроль
3
Текстовые арифметические задачи.
Простые текстовые арифметические задачи, содержащие отношения «больше на», «меньше на».
2
16.09
22.09
Решение простых арифметических задач. Комментируемое управление.
Текущий контроль
4
Промежуточная аттестация по теме Текстовые арифметические задачи
1
23.09
Контрольная работа по теме
Тематический контроль
5
Геометрический материал
Прямая, луч, отрезок. Их изображение.
1
29.09
Упражнения в изображении прямой, луча и отрезков. Их сравнение.
Текущий контроль
6
Длина отрезка. Единицы длины: сантиметр, дециметр.
1
30.09
7
Соотношение единиц длины 1дм = 10см. Расстояние.
1
06.10
Алгоритм построения и измерения отрезков. Сравнение мер длины.
8
Построение отрезка заданной длины
1
07.10
Упражнения на построение отрезков. Сравнение их по длине и цвету. Измерительные практические работы.
Текущий контроль
9
Промежуточная аттестация (по итогам 1 четверти)
1
13.10
Тестовые задания
Тематический контроль
10
Второй десяток
Название и обозначение чисел второго десятка
3
14.10
20.10
21.10
Практические упражнения с использованием наглядного материала.
Текущий контроль
2 четверть 14 часов
1
Название и обозначение чисел второго десятка
1
10.11
Практические упражнения с использованием наглядного материала
Название, обозначение и сравнение чисел второго десятка. Комментируемое управление.
Текущий контроль
2
Число 11. Состав числа
2
11.11
17.11
3
Число 12. Состав числа
1
18.11
4
Число 13. Состав числа. Сравнение чисел.
1
24.11
5
Число 14. Состав числа. Сравнение чисел.
1
25.11
6
Число 15. Состав числа. Сравнение чисел
1
01.12
7
Число 16. Состав числа. Сравнение чисел
1
02.12
8
Число 17. Состав числа. Сравнение чисел
1
08.12
9
Число 18. Состав числа. Сравнение чисел
1
09.12
10
Число 19. Состав числа. Сравнение чисел
1
15.12
11
Число 20. Состав числа. Сравнение чисел
1
16.12
12
Промежуточная аттестация по теме Второй десяток
1
22.12
Контрольная работа
Тематический контроль
13
Работа над ошибками
1
23.12
Упражнения на закрепление
Текущий контроль
3 четверть 18 часов
1
Второй десяток
Понятие однозначного и двухзначного числа
1
12.01
Дифференциация однозначных и двухзначных чисел.
Текущий контроль
2
Сравнение чисел второго десятка
2
13.01
19.01
Алгоритм сравнения чисел второго десятка. Тренировочные упражнения.
3
Сложение и вычитание десятка и однозначного числа
2
20.01
26.01
Алгоритм сложения и вычитания десятка и однозначного числа. Тренировочные упражнения.
4
Геометрический материал
Углы. Прямой, тупой, острый.
2
27.01
02.02
Практическая работа.
5
Сложение и вычитание чисел в пределах двадцати без перехода через десяток
Таблицы состава чисел 11-18.
Компоненты сложения и вычитания
6
03.02
09.02
10.02
16.02
17.02
24.02
Выполнение упражнений на сложение и вычитание чисел, в пределах 20, без перехода через разряд, с использованием конкретного материала.
6
Решение сложных примеров
2
01.03
02.03
Комментируемое управление. Решение при помощи учителя.
7
Составные арифметические задачи решаемые в 2 действия
2
09.03
15.03
Комментируемое управление. Решение при помощи учителя.
8
Промежуточная аттестация (по итогам 3 четверти)
1
16.03
Контрольная работа
Тематический контроль
4 четверть 18 часов
1
Геометрический материал
Построение отрезка больше, меньше заданного.
1
29.03
Алгоритм построения и измерения отрезков. Сравнение мер длины
Текущий контроль
2
Второй десяток.
Повторение и закрепление
Сложение и вычитание чисел в пределах 20, без перехода через десяток
12
30.03
05.04
06.04
12.04
13.04
19.04
20.04
26.04
27.04
04.05
10.05
11.05
Тренировочные упражнения
3
Счет равными числовыми группами
1
17.05
Счет (по возможности) равными числовыми группами. Упражнения с помощью учителя. Использование счетного, наглядного, дидактического материала.
4
Деление групп предметов на две равные части
1
18.05
Выполнение заданий на конкретном материале. Упражнения с помощью учителя. Использование счетного, наглядного, дидактического материала.
5
Простые арифметические задачи на увеличение числа на несколько единиц
1
24.05
Решение простых арифметических задач. Комментируемое управление.
Текущий контроль
6
Промежуточная аттестация (по итогам года)
1
25.05
Контрольная работа
Итоговый контроль
7
Работа над ошибками.
Простые арифметические задачи.
1
31.05
Решение простых арифметических задач. Комментируемое управление.