Просмотр содержимого документа
«Глагол как часть речи. Категориальное значение.»
Тема урока: Глагол как часть речи.
Цель: познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками и ролью в речи; развивать речь, коммуникативные навыки.
Планируемые результаты: предметные - учащиеся научатся видеть глаголы в речи. Составлять словосочетания с глаголами; сравнивать, анализировать, делать выводы; личностные – проявляют интерес к познанию нового.
Универсальные учебные действия: регулятивные – учащиеся принимают и сохраняют цель и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее достижения, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; познавательные – привлекают имеющиеся знания для решения учебной задачи, осуществляют классификацию понятий, объединяют в группу по общему признаку; коммуникативные – умеют контролировать действия партнера.
Ход урока.
1. Орг. Момент.
- Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
2. Актуализация знаний.
-Запишите только словарные слова.
Посуда любит чистоту. Гусь свинье не товарищ. Работай до поту – поешь с охотой. Рыба в воде, а ягода в траве.
-А сейчас проверьте работы, сверив написание словарных слов. (Слайд 1)
3. Самоопределение к деятельности.
-Найдите лишнее слово.
-Почему оно лишнее? (посуда, товарищ, ягода – существительные, обозначают предмет, а работай обозначает действие предмета).
4. Работа по теме урока
-Кто попробует сформулировать тему сегодняшнего урока?
- Какую цель мы поставим на уроке для себя?
( -узнаем для чего нужны глаголы (Для обогащения нашей речи),
- как их отличить от других частей речи (Задать вопрос и вдуматься в значение).
- будем учиться находить глаголы в предложении)
-Как мы узнаем для чего нужны глаголы? (сравним тексты с глаголом и без)
На доске записан текст:
Муравей и голубка.
Муравей … к ручью: захотел … . Волна … его и чуть не … . Голубка … ветку; она … – муравей … . И … ему ветку в ручей. Муравей … на ветку и … . (Л.Н. Толстой)
– Поняли, о чём этот текст? А чего здесь не хватает? Попробуйте восстановить нужные слова.
Варианты учеников.
– А вот авторский вариант. (На слайде появляется полный текст.)
Муравей и голубка.
Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидала – муравей тонет. И бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.
(Л.Н. Толстой)
– Какие же слова делают по-настоящему возможным понимание текста? (Глаголы
- Запишите к существительным как можно больше слов со значением действия
Заяц (что делает?) зимует, …
Учитель (что делает?) учит, … Слайд
-Много слов обозначающих действие вы подобрали?
-Как вы думаете, почему эта часть речи получила такое название «глагол»?
Удивительные глаголы
Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать. По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имён существительных.
-Давайте сделаем вывод: что же такое глагол? На какие вопросы отвечает и что обозначает?
Проверим , правильно мы сделали вывод или нет. ( слайд 2)
5. Физминутка.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом!
Мы топаем ногами: топ – топ – топ.
Мы хлопаем руками: хлоп – хлоп – хлоп.
Мы руки разведём
И побежим кругом!
-Как будем действовать чтобы найти глагол? (-Задать вопрос и вдуматься в значение).
Слайд 3
-Найди глагол, объясни как будешь действовать.
Веселье, весёлый, веселится. (-Задать вопрос и вдуматься в значение.)
6. Закрепление изученного.
1) - Определение глагола на слух (выборочный диктант).
Я вам прочитаю стихотворение, из которого нужно выписать только глаголы.