kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка на тему :" Имя существительное" в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Имя существительное – часть речи, имеющая категориальное значение предметности и выражающая это значение в формах рода, числа, падежа.
Значение предметности в морфологии – это понятие не логическое, а грамматическое, поскольку в грамматике предметом считается все то, чему наше сознание способно приписывать различные признаки: качества, свойства, состояния, действия. В этом смысле грамматический предмет является носителем этих признаков.
Все имена существительные свободно сочетаются с глаголами и прилагательными, которые, как правило, уточняют или раскрывают содержание признака грамматического предмета.
Ядром имен существительных являются слова, лексическое значение которых совпадает со значением собственно предметности. Это наименования конкретных предметов действительности и живых существ (например: стол, дом, кот, собака, ребенок и т. п.).
Другие имена существительные называют предмет в грамматическом смысле слова. Это наименования веществ, абстрактных понятий, различных свойств и качеств, процессов, действий некоторой совокупности предметов (например: вода, песок, грусть, вязкость, белизна, бег, хлам, студенчество).
Таким образом, важно понимать, что грамматический предмет – это и предмет-признак, и предмет-действие, и предмет-понятие, и предмет-состояние. Категориальное значение имени существительного – значение грамматического предмета.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на тему :" Имя существительное" в 5 классе»

Конспект урока русского языка в 5-м классе на тему "Имя существительное как часть речи"

учитель русского языка и литературы Благодарной СШ, Айтенова Айзат Талгатовна

Цели: повторить изученный ранее материал об имени существительном, углубить знания учащихся, познакомить со значением и морфологическими признаками имени существительного как части речи;

Задачи:

  1. образовательная :формировать умение составлять рассказ об имени существительном в форме научного описания;

  2. развивающая: развивать орфографическую зоркость, речь учащихся;

  3. воспитательная: способствовать воспитанию бережного отношения к книгам, чувства ответственности при работе в группах.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом. На столах у вас лежат яркое солнышко и хмурая тучка. В конце урока с их помощью вы сможете показать, понравился ли вам урок.

II. Повторение и углубление изученного материала.

1. Беседа.

- С каким разделом науки о языке вы познакомились на предыдущем уроке?

- Что изучает морфология?

- Вспомните, пожалуйста, какие группы частей речи вы знаете? (самостоятельные, служебные, междометия)

- Угадайте, как оно называется.

Давно живу я в мире этом,

Даю названья всем предметам.

- Правильно, это имя существительное.

2. Работа в тетради.

- Запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа и тему урока (Имя существительное как часть речи).



3. Сообщение цели урока.

- С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вы расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль.

4. Работа в парах.

- Вспомните, что обозначает имя существительное?

- Чтобы выяснить, какие названия предметам даёт имя существительное, мы поработаем в группах. На столах у вас лежат индивидуальные карточки. На них обозначен номер вашей группы. Дети 1 группы, поднимите руки. Дети 2 группы:

1. Прочитайте слова:

М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, велосипе_, пилот, с_бака, малахит, тракторист, к_рова.

2. Обсудите в парах и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия.

- Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание?

Вывод: что обозначает имя существительное?

5. Орфоэпическая минутка с грамматическим заданием.

- А помните ли вы, на какие вопросы отвечает имя существительное?

- Давайте запишем слова в два столбика, в зависимости от того, на какой вопрос они отвечают, обозначим ударение, произнесём их правильно.

Кто? Что?

Алфавит, инженер, шофер, портфель, столяр, свитер.

Вывод: на какие вопросы отвечает имя существительное?

6. Физкультминутка

- А сейчас мы отдохнем с пользой для нашего здоровья.

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики,

Ножками топ - топ

Ручками хлоп-хлоп.

7. Работа с учебником.

- Вот теперь отдохнувшие, свежие, бодрые вы можете приступить к работе с учебником.

Работа с текстом.

- Откройте стр. 190, найдите упр. 466, прочитайте задание.

- Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

- Как его можно озаглавить? Запишите заголовок в тетрадь.

- Ребята, как вы относитесь к своим друзьям? Значит, как должны обращаться с книгами? Почему нужно беречь книгу?

- Объясните правописание слов с пропусками букв.

- Определите род, число, падеж имён существительных.

- Объясните постановку тире в предложениях.

- Спишите текст, подчёркивая существительные как члены предложения. Определите род, число, падеж имён существительны

Вывод:

- К какому роду относятся имена существительные?

- Как они изменяются?

- Какими членами предложения чаще всего бывают?

8. Составление устного рассказа.

- Составьте рассказ об имени существительном в форме научного описания.

- Кто затрудняется, может воспользоваться опорой.

Имя существительное - это..

Что это такое?

Что обозначает?

На какие вопросы отвечает?

Какие морфологические признаки имеет (как оно изменяется)?

Каким членом предложения чаще всего бывает?

9. Чтение вывода в учебнике (стр. 191)

- Сравните свой рассказ с правилом в учебнике

III. Итог урока.

1. Слово учителя.

- Что вспомнили сегодня на уроке, что узнали нового?

- Наше дерево "Имя существительное" ещё совсем молоденькое. Но с пополнением ваших знаний на нём будут появляться всё новые и новые ветви: "одушевлённые и неодушевлённые", "собственные и нарицательные" и многие-многие другие. И уже в 6 классе это дерево будет шелестеть своей густой кроной.

2. Рефлексия.

- Вот и подошло к концу наше занятие, и мне очень хочется узнать, понравился ли вам наш урок. Если "да" - покажите солнышко, если "нет" - тучку. Спасибо, ребята.

3. Выставление оценок.

- А знаете, почему моё настроение такое светлое, радостное? Потому что на уроке вы активно работали, грамотно отвечали. Я с удовольствием ставлю пятёрки :, четвёрки:

4. Домашнее задание.

- упр 168, стр 467

- Урок окончен, благодарю вас за отличную работу.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка на тему :" Имя существительное" в 5 классе

Автор: Айтенова Айзат Талгатовна

Дата: 20.01.2016

Номер свидетельства: 280015

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "конспект урока русского языка тема имя существительное."
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "318890"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460693221"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Урок-презентация по русскому языку, Тема:" Имя существительное. Обобщение"."
    ["seo_title"] => string(87) "urok-priezientatsiia-po-russkomu-iazyku-tiema-imia-sushchiestvitiel-noie-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "258153"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448453751"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Урок русского языка  «Неизменяемые имена существительные»"
    ["seo_title"] => string(62) "urokrusskoghoiazykanieizmieniaiemyieimienasushchiestvitielnyie"
    ["file_id"] => string(6) "262791"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449411106"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-sklonieniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "190720"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427212355"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка "Род имени существительных" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-rod-imieni-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "245992"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446276467"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства