Просмотр содержимого документа
«Экологический проект "Люби и береги природу родного края"»
Государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области « Гуковская специальная школа-интернат №12»
Экологический проект
«Люби и береги природу родного края»
Авторы проекта:
Микеян Людмила Ивановна
Пояснительная записка
Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа – поэты, художники и философы всех времен и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме.
Я считаю, что целесообразность применения метода проекта в экологическом воспитании обусловлена не только тем, что позволяет сформировать природоведческие знания и экологическую культуру, но и дает уникальную возможность создать живую, творческую атмосферу деятельности, стимулировать развитие творческого потенциала, влиять на развитие нравственных качеств детей и сформировать жизненную позицию, которая в дальнейшем определит грамотное отношение наших воспитанников к окружающему миру.
Актуальность
Проблема загрязнения окружающей среды все больше обращает на себя внимание современного общества. Загрязнение питьевой воды, воздуха выбросами промышленных предприятий, увеличение количества отравляющих веществ, внесенных в почву для повышения урожайности и борьбы с насекомыми вредителями - вот наиболее бросающиеся в глаза проблемы современного общества, касающиеся экологии. Однако проблема взаимоотношений ребенка с природой еще полностью не исследована. Дети - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, и окружающим людям. Поэтому экологическое образование и воспитание детей становится в настоящее время одним из приоритетных направлений.
Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность, протекающая в форме экспериментальных действий. На основе знаний полученных в ходе познавательно-исследовательской деятельности у детей формируются представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.
Почему я заинтересовалась именно экологической культурой детей? На одно из занятий я принесла Красную книгу. И у детей возникло много вопросов «Почему это книга «Красная?» «Почему животные и растения занесены в эту книгу?» «Как они туда попадают?», «Почему их становиться больше?». Проанализировав ситуацию, пришли к выводу, что разумное сочетание познавательного интереса детей, их стремление к самостоятельным наблюдениям и опытам позволит сформировать конкретные знания о взаимодействиях в природе, о воздействии человека на окружающую среду, создаст благоприятные условия для формирования экологической культуры младших школьников. Всё выше перечисленное обусловливает актуальность избранной темы проекта.
Беседа, проведенная в начале проекта, показала недостаточный уровень развития экологической культуры у детей нашего класса. Кроме того, формировать экологическую культуру я решила на примере природы нашего края. Так как, приобретенные в ходе проекта знания, умения и навыки дети смогут подкрепить в повседневной жизни.
Проблема для детей: что и как нужно делать, чтобы природа и люди были здоровы.
Объект исследования экологического проекта: природа родного края. Вид проекта: долгосрочный, исследовательский.
Продолжительность проекта: ноябрь-май
Участники проекта: учитель Микеян Людмила Ивановна, обучающиеся и воспитанники 3 класса.
Девиз:
Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи: ты же видишь – мы свои!
Цель: создание условий для формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста.
Задачи проекта:
Образовательные:
Познакомить детей с растениями и животными, занесённых в Красную книгу, которые встречаются на территории Ростовской области.
Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
Формировать природоохранительные знания, бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними.
Развивающие:
Развивать познавательную любознательность, самостоятельную исследовательскую деятельность за счет партнерства с взрослым.
Развивать воображение, речь, фантазию, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
Развивать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательно-исследовательской деятельности, навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении отдельных видов растений и животных.
Развивать навыки работы в команде, умения и желания согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растениям и животным.
Воспитывать чувство личной ответственности за её сохранность.
Принципы реализации проекта
Принцип развития отражает ориентацию поисково-познавательной деятельности на развитие личности.
Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.
Принцип доступности предусматривает осуществление поисково-познавательной работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
Принцип последовательностизаключается в постепенном повышении требований в процессе поисково-познавательной деятельности.
Перечень форм и методов реализации проекта:
Занятия, беседы, просмотр фильмов, презентаций, поисково-познавательные мероприятия, реализуемые в ходе непосредственно – образовательной деятельности.
Оснащение предметно-пространственной среды (оформление выставки книг о природе, создание альбома «Природа Донского края», «Красной книги Ростовской области», альбома «Напоминающие знаки» и т.п.).
Чтение литературы художественного и познавательного характера.
Конкурсы и викторины.
Природоохранные акции.
Экологические, подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры.
Этапы реализации проекта:
I этап - подготовительный (организационный).
Задачи:
1. Определить тему, задачи, цели, содержание проекта и планируемые результаты.
2. Обсудить с детьми проект, выявить возможности, необходимые для реализации проекта, определить содержание деятельности всех участников.
Деятельность педагога:
• подбор методической литературы;
• обогащение предметно-развивающей среды (художественная литература, настольно-дидактические игры, наглядно-демонстрационный материал, игровое оборудование).
• составить план работы над проектом.
Деятельность детей:
• вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию;
• объединение детей в рабочие группы;
• распределение ролей;
II этап – практический (система мероприятий)
Реализация комплекса мероприятий направленного на достижение поставленной цели.
III этап – заключительный (подведение итогов).
Деятельность педагогов:
1. Анализ выполнения проекта
2. Оценка результатов и подготовка к презентации проекта
3. Помощь детям в защите проекта
Деятельность детей:
1. Подготовка продукта деятельности к презентации
2. Представление продукта деятельности зрителям
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Предполагаемый результат проекта:
Для детей:
• появление желания общаться с природой родного края и отражать свои впечатления через разные виды деятельности;
сформированность представлений о том, что чем больший вред наносит человек природе – тем становиться хуже для здоровья человека, исчезают животные и растения.
• ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы;
сформированность первоначальных природоохранительных знаний и первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
сформированность навыков работы в команде. Овладение средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Также использование проектного метода в системе экологического воспитания детей позволит сочетать интересы всех участников проекта.
Педагоги имеют возможность проявить свои творческие способности в соответствии со своим профессиональным уровнем;
Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов.
Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по эколого-познавательной деятельности младших школьников.
Личностный и профессиональный рост.
Самореализация.
Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет жить в гармонии с окружающим миром.
№
п/п
Тема занятия
Форма проведения
Дата проведения
1.
Анкетирование. Знакомство с Красной книгой.
анкетирование, беседа
ноябрь
2.
Как помочь природе? Экологический проект - что это?