Программа внеурочной деятельности «Достопримечательности мира» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Она расширяет предметную область «Обществознание и естествознание» за счет введения дополнительных сведений о многообразии стран и народов на Земле.
Данная программа педагогически целесообразна, т.к. работа на уроке регламентирована, обязательна и направлена на формирование системы знаний, умений и навыков. Изучение окружающего мира во внеурочной деятельности способствует привлечению внимания младших школьников к многообразию стран, к их истории и культурному наследию, дает возможность им почувствовать, что окружающий мир разнообразен, интересен и увлекателен.
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных возможностей и способностей учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, что позволяет ему проявить себя, выявить свой творческий потенциал.
Материал, используемый в программе «Достопримечательности мира», позволит обучающимся принимать активное участие в конкурсах, викторинах, познавательных играх, олимпиадах, исследовательской и проектной деятельности, готовить сообщения и доклады в учебной деятельности.
Изучение программы «Достопримечательности мира» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: — формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного многообразия общества.
Основными задачами реализации содержания программы внеурочной деятельности являются: 1) формирование уважительного отношения к истории и культуре других стран;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Отбор содержания программы осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в программе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности стран и народов.
Уважение к миру – это формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания программы лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся работают с политической и физической картами, глобусом, выполняют различные творческие задания. На протяжении всего курса программы дети ведут папку « Достопримечательности мира»,пополняя её раскрасками ,фотографиями. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся.
Принципы реализации программы:
· научности и посильной трудности обучения;
· систематичности и последовательности;
· гуманизации (уважение к личности ребёнка, создание благоприятных условий для развития способностей детей);
· сознательности и творческой активности учащихся;
· наглядности обучения, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражение комплексного подхода;
· доступности;
· прочности результатов обучения;
· связи обучения с жизнью;
· рационального сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм и способов учебной работы и др.
На реализацию программы отводится всего 34 часа.
Планируемые результаты изучения курса
При изучении программы «Достопримечательности мира» достигаются следующие предметные результаты:
1. Обучающиеся познакомятся и расширят знания о странах, которые граничат с Россией, а также со странами Европы: название, расположение на карте, столица, флаг, глава государства, язык, главные достопримечательности;
2. Обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
3. Приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
4. Получат возможность осознать своё место в мире;
5. Получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом пространстве Интернета, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
По окончанию курса :
1. Узнавать государственную символику изучаемых стран, находить на карте, описывать достопримечательности.
2. Использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о странах с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Освоение курса вносит существенный вклад в достижение личностных результатов, а именно:
1. Формирование основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;
3. Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;
4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
.
Изучение курса играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств её осуществления;
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
Обучающиеся получат возможность научиться:
1. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
2. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
3. Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
4. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
Для оценки достижений учащихся может использоваться метод тестирования , интеллектуальные конкурсы , презентация проектных работ обучающихся.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Тема раздела
Количество часов
Содержание курса
Достопримечательности России (18 часов)
1.
Спасская башня. Куранты.
1 час
Россия. Месторасположение. Столица – Москва. Флаг. Герб. Гимн. Язык – русский. Глава государства - президент. Умение находить на политической карте столицу нашей Родины.
История строительства Московского Кремля на Красной площади. Знаменитые часы-Куранты. Работа с раскраской.
Пазл 3Д
2.
Собор Василия Блаженного.
1 час
История строительства собора. Видеофильм. «Путешествуй вместе с нами. Собор Василия Блаженного».Раскраска. Пазл 3Д
3.
Храм Христа Спасителя.
1 час
История строительства собора. Видеофильм. Работа с раскраской. Пазл 3Д
4.
Главное здание МГУ.
1 час
История здания МГУ. Знаменитые люди. Работа с раскраской. Пазлы 3Д.
5.
Большой театр.
1 час
Большой театр- один из крупнейших в России и самых значительных в мире театров оперы и балеты. История строительства, архитектор. Знаменитые люди театра.
Пазл 3Д
6.
Петропавловская крепость.
1 час
Работа с политической картой. Пазлы 3 Д.История Петропавловской крепости. Видеофильм «Путешествуй вместе с нами. Петропавловская крепость».Работа с раскраской. Пазл 3Д
7.
Зимний дворец.
1 час
История Зимнего дворца. Видеофильм«Путешествуй вместе с нами. Зимний дворец».Работа с раскраской. Пазл 3Д
8.
Казанский собор.
1 час
История Казанского собора. Видеофильм «Путешествуй вместе с нами. Казанский собор». Пазл 3Д. Работа с раскраской.
9.
Смольный собор.
1 час
История Смольный собор. Видеофильм «Путешествуй вместе с нами. Смольный собор». Пазл 3Д. Работа с раскраской.
10.
Александро-Невская лавра.
1 час
История Александро-Невской лаврой. Информация о Лавре: история, комплекс зданий, памятники, святыни, миссия, библиотека, воскресная школа, музей, церковные лавки, мастерские. Каталог книг издательства. Видеофильм «Путешествуй вместе с нами. А-Н лавра». Пазл 3Д. Работа с раскраской.
11.
Исаакиевский собор.
1 час
Государственный музей-памятник «Исаакиевскийсобор» – Музейный комплекс. история музея. Пазл 3Д. Работа с раскраской.
12.
Собор Воскресения Христова на крови.
1 час
Здание Музея Спаснакрови является крупнейшим памятником русского мозаичного искусства. Здесь представлены крупнейшее в России собрание мозаики — более 7000 м2: итальянские цветные мраморы, уральские и алтайские поделочные камни, а также мозаичная коллекция российской геральдики. Видеофильм «Путешествуй вместе с нами. Спас на крови». Пазл 3Д. Работа с раскраской.
13.
Ласточкино гнездо.
1 час
Работа с географической картой. Памятник архитектуры и история.. Видеофильм «Путешествуй вместе с нами. Ласточкино гнездо». Пазл 3Д. Работа с раскраской.
14.
Мечеть Кул-Шариф.
1 час
Работа с политической картой. Республика Татарстан. Культура народа, религия. История мечети. Пазл 3Д. Работа с раскраской.
15.
Мемориальная стелла.
1 час
Работа с географической картой. Памятник архитектуры и история.. Видеофильм «Путешествуй вместе с нами. Мемориальная стелла». Пазл 3Д. Работа с раскраской.
16.
Морской вокзал. Сочи.
1 час
Работа с географической картой. Памятник архитектуры и история.. . Пазл 3Д. Работа с раскраской.
17.
Мамаев Курган.
1 час
История места ,история памятника «Мамаев Курган». Видеофильм «Путешествуй вместе с нами. Мамаев Курган». Пазл 3Д. Работа с раскраской.
18.
Викторина.(обобщение)
1 час
Итого 18 часов
Достопримечательности мира(15 часов).
1.
Колизей.Италия.
1 час
Работа с политической картой.Флаг.Столица.Язык. Культура Древнего мира, гладиаторы. Видеофильм, работа с раскраской. Пазл 3 Д.
2.
Пизанская башня.Италия.
1 час
Работа с политической картой .История колокольной башни в городе Пиза. Процесс «падения». Работа с раскраской ,пазл 3Д.
3.
Часы Биг-Бен. Англия.
1 час
Работа с политической картой. Флаг. Столица.Язык. История строительства часов Биг-Бен. Работа с раскраской ,пазл 3Д.
4.
Тауэрский мост.Англия.
2 часа
Видеофильм. Пазл 3Д.Работа с раскраской. История строительства моста.
5.
Эйфелева башня. Франция.
1 час
Работа с политической картой. Флаг. Столица. Язык.
История строительства башни. Архитектор. Работа с раскраской. Пазл3Д
6.
Башни Петронас.Малайзия.
1 час
Работа с политической картой. Флаг. Столица. Язык. Видеофильм.
История братьев-близнецов. Работа с раскраской. Пазл3Д
7.
Бурдж-Эль-Араб.АЭ
1 час
Работа с политической картой. Флаг. Столица. Язык. Видеофильм. Искусственный остров. Работа с раскраской. Пазл3Д
8.
Статуя Христа Искупителя.Бразилия.
1 час
Работа с политической картой. Флаг. Столица. Язык. Видеофильм. Символ Рио-де-жанейро. Работа с раскраской. Пазл3Д.
9.
Сиднейский оперный театр.Австралия.
1 час
Работа с политической картой. Флаг. Столица. Язык. Видеофильм. История открытия театра. Работа с раскраской. Пазл3Д.
10.
Пирамида Хеопса.
1 час
Работа с политической картой. Флаг. Столица. Язык. Видеофильм. История строительства пирамиды. Работа с раскраской. Пазл3Д.
11.
Пирамида Майя.
1 час
Работа с политической картой. Видеофильм. История строительства пирамиды. Работа с раскраской. Пазл3Д.
12.
Тадж Махал.Индия.
1 час
Работа с политической картой. Флаг. Столица. Язык. Видеофильм. История строительства мечети-мавзолея. Работа с раскраской. Пазл3Д.
13.
Статуя Свободы.Америка.
1 час
Работа с политической картой. Флаг. Столица. Язык. Остров Свободы.Видеофильм. История строительства . Работа с раскраской. Пазл3Д.
14.
Мост Золотые Ворота. Америка.
1 час
Видеофильм. История строительства . Работа с раскраской. Пазл3Д.
15.
Эмпайер Стейт Билдинг. Америка.
1 час
Видеофильм. История строительства . Работа с раскраской. Пазл3Д.
16.
Повторительно-обобщающий урок (турнир знатоков)
1 час
Итого
16 часов
МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом.
Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений о странах, их истории и культурном наследии.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
1) физическая и политическая карты мира;
2) глобус;
3) презентации, видеофрагменты об основных достопримечательностях изучаемых стран. Видеопрограмма «Путешествуй вместе с нами».
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор и др.) Благодаря Интернету позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса. Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых странах.
В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практико-ориентированный характер содержания курса, а также использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. К ним относится прежде всего набор энциклопедий для младших школьников, справочников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации.
Подведение итогов по результатам освоения материала программы курса может быть проведено в форме викторин, турнира.
Учебно – методическое обеспечение
1. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.