kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад. «Методы и приемы работы по развитию речи младших школьн

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы и приёмы работы по развитию речи на уроках и внеклассной работе 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад. «Методы и приемы работы по развитию речи младших школьн»

Доклад .Тема: «Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников

на уроках и во внеклассной работе»

О необходимости развивать речь ребенка, воспитывать у него любовь говорили лучшие педагоги и методисты. К.Д. Ушинский ратовал за развитие «дара слова», подчеркивая его значение для формирования мыслительной деятельности ребенка и для дальнейшего обучения. «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета».

Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием — это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека. Развивать речь - значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.

Работа по развитию речи активно должна вестись еще в дошкольном возрасте. В начальных классах она приобретает развернутый и объемный характер. Ведь в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. Известно много методов и приемов по развитию речи младших школьников. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли и выражать эмоции, развивать умение общаться - сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда. Приведу некоторые из эффективных методов и приемов развития речи, используемых в моей работе.

1. Уточнение, обогащение и активизация словаря учащихся.

Работа над словарем - это основа, фундамент всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не сможет построить предложения, выразить свою мысль.

Работа над словарем состоит в его уточнении, обогащении и активизации. Над уточнением словаря веду работу постоянно, на всех занятиях.

Учащиеся часто не понимают самых простых слов. Причиной этого является слабая работа по привитию навыка вникать в смысл слова. Дети совершенно не думают о смысле слова, у них нет образа за словом. Для уточнения смысла слова эффективны такие всем известные задания, как назвать от какого слова образовались данные слова, подбор проверочных и однокоренных слов, поиск проверяемых и проверочных слов. Такие упражнения заставляют вникать в смысл слова, а также вырабатывать орфографический навык.

Активный словарь у детей невелик. Однако и этот небольшой запас слов многие не всегда умеют использовать в своей речи. Поэтому передо мной стоят задачи:

1) расширить детский словарь;

2) пассивный словарь сделать активным;

3) обогатить речь ученика образными словами и выражениями.

Звуковой разбор проводится по следующему плану:

1) Произнеси и послушай слово. До начала вычленения звуков из убедиться в слова, учитель должен том, что школьник произносит слово правильно.

2) Найди ударный слог, а затем скажи слово по слогам. Ученик произносит слово дважды: в первый раз целиком (со звательной или вопросительной интонацией, которая подчеркивает ударный слог), во второй - «по кусочкам», т. е. по слогам.

3) Протяни (выдели) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй. Переход к этому действию означает начало собственно звукового разбора. Демонстрация того, как искажается слово, если хоть один из звуков назван неверно, - важный прием, которым должен пользоваться учитель, чтобы помочь детям увидеть, точнее, услышать свою ошибку.

4) Обозначь выделенный звук условным значком. Со временем очень полезно сочетать условные небуквенные значки с транскрипцией.

5) Протяни (выдели) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.

6) В заключение разбора учитель задаёт вопросы: «Сколько в слове звуков? Сколько букв?»

Упражнения, направленные на формирование звукового анализа слова:

- наблюдение над артикуляцией звуков

- предъявление приема протяжного или усиленного произнесения звука

- выполнение действия по образцу

- фонетический опыт (эксперимент) («попробуем»)

- моделирование, фонетическое конструирование («скажи и послушай слово»)

- на вопрос учителя называйте только те слова, которые начинаются звуком...

- рассмотрите рисунки, найдите одинаковый звук в словах

- твёрдый - мягкий (используются сигнальные карточки) (камень - вата)

- полсловечка за вами (бал…кон, во…рон)

- звук заблудился

- узнайте звук. Вставайте, если услышите звук (в, в’). Разложите по полкам вещи: на первую, если услышите звук в начале, на вторую, если в середине, на третью, если в конце.

- отгадайте имя девочки, используя первые звуки слов: дом, арбуз, шар, астра

- где звук? Определите позицию.

- перевёртыши: кот-ток, сорт-трос

- добавление звуков в начале, середине, конце слова: тол-стол, рот-крот, дар-удар, сова-слова, рот-рота

- соотнесение слова и схемы с пристальным вниманием к месту ударения, к количеству и последовательности звуков, к разграничению твердых и мягких согласных... («Послушайте слово и найдите его схему. Какую схему под какой картинкой составите?»)

- выявление (на слух) фонетических признаков, которыми различаются слова: пел -спел, рот крот, стол - стул, дом - том, нос - нёс, мел - мель; замок - замок, Поля - поля, страны - страны... («Послушайте пары слов и скажите, чем они отличаются?»)

- исправление ошибок в составленных фонетических моделях: правильно ли составлена схема слова

- что слышишь? Узнавание «рисующих» звуков: послушайте, какой звук повторяется и помогает представить словами нарисованную картинку; (домик)

- подбор слов к звуковым моделям)

- постоянная демонстрация образца анализа звучащего слова:

- прием трансформации (если закрою первую букву, какое слово получится?)

- использование заданий-ловушек (сколько звуков в слове «два», какое слово длиннее «час» или «минута», мне кажется, что все звуки в слове «вата» мягкие?).

Безошибочное и быстрое определение ударения - основа становления орфографической зоркости. Объяснение ударения начинается с Двухсложных слов, в

которых слоги повторяются (мама, папа).

Ударный слог определяется как громкий и более длительный.

Для отработки умения обнаруживать ударный слог используются приёмы:

- позови слово

- удивись слову (учитель с удивлением спрашивает, подставив слово это: «Это карандаш?»)

- проверь себя (перебирая по очереди слоги, ученик ставит ударение)

- переставь ударение в слове («Попробуем произнести с ударением на 1-м слоге. Так

говорят? На 2-м.»)

- собери слова из ударных слогов (комар+заяц-коза)

- переставь слоги в слове, но сохрани ударение, говоря при этом сначала медленно, затем всё быстрее (кино - ки-но-но-ки-но-кинокинокиноки - кино)

- игры:

«Положи палочку». (У каждого ученика набор полосок для записи слогов, счетные палочки). Учитель показывает игрушки, картинки; учащиеся должны записать каждое слово полосками по количеству слогов и определить ударение в слове. Если ударение на первом слоге, дети должны положить палочку над первой полоской. «Как звучит слово». (У каждого ученика набор квадратиков: черные и белые). Учитель медленно произносит слова, ученики «записывают» их по слогам. Если слог ударный, кладут черный квадратик, если безударный - белый.

«Эхо».

а) ученики внимательно слушают слово, произнесенное учителем, а в ответ говорят только ударный слог, как эхо (роль эха могут выполнять отдельные ученики, группа);

б) учитель переставляет ударения в слове, произнося сначала: «Это тееелефон?», потом: «Это телеефон? Это телефоон?» Ученики отвечают: «Это телефон».

В 1-ом и во 2-ом классах по теме «Ударение» вводятся постоянные задания:

- расставить ударение в работе

- поднять карточку с цифрой 1, если ударение падает на первый слог и с цифрой 2, если ударение падает на второй слог

- игра «Хитрый вопрос»:

а) записать букву, которая всегда стоит под ударением

б) выписать из словаря пять слов с ударением на первом слоге и пять слов с ударением на втором слоге

в) подчеркнуть слова, которые различаются только ударением. Объяснить значение этих слов:

Я варю уху. Маша похвалила Варю.

Дежурная мыла пол. Потом принесла кусок мыла.

Мы уже выучили урок. Тропинка уже дороги.

- «Быстрый» диктант

Под диктовку надо записать не все слово, а только одну гласную букву ударного слога. (Учитель диктует слово «работа», а ученики записывают только букву «о»).

- назвать в предложении все ударные гласные:

Ребята играли на площадке. Они вместе построили дом.

- соотнести слова со схемой. Если названное слово подходит к схеме, то показать это светофором зеленого цвета:

Машина, автобус, трамвай, метро, троллейбус, грузовик, самосвал.

- выписать слова, имеющие три слога и поставить ударение:

Пила, топор, молоток, шило, отвертка, гвоздь, рубанок.

Знакомство школьников с понятием «орфограмма» происходит в период обучения грамоте. Данное знакомство осуществляется в два этапа: знакомство с небуквенными и буквенными орфограммами. Знакомство с небуквенными орфограммами подразумевает знакомство с предложением, где уже на первых уроках учащиеся знакомятся с понятием «орфограмма», назвав его «опасным местом».

Таким образом, учёт особенностей у отсталых младших школьников и применение на уроках письма и развития речи специальных методов и приёмов позволяют более продуктивно проводить коррекционную работу по устранению и предупреждению нарушений письма.

Разнообразные игры со словом развивают у детей природное языковое чутье, подготавливают их к восприятию поэтических форм, которые будут изучаться в старших классах.

Одна из таких игр - это подбор рифм к данным словам. Например, «дом пойдем», «крокодил - угодил», «колобок - уголок» и тд. Далее работа усложняется. На доске записываются две стихотворные строчки. Дети самостоятельно за определенное количество времени должны продолжить начатое. Получается у всех не сразу, поэтические неожиданности рождаются постепенно, незаметно.

Для обогащения словарного запаса детей все мы часто используем в работе пословицы и поговорки. Они - традиционный дидактический набор для отработки различных умений и навыков при изучении разных разделов русского языка. К сожалению, чаще всего дальше написания, объяснения смысла и заучивания наизусть работа не продвигается. Поэтому чаще всего на последующих занятиях дети не могут вспомнить уже изученные пословицы и поговорки. Можно вписать этот материал в организацию работы по развитию речи и речевого творчества.

Все мы знаем, что в народных высказываниях содержится мудрость народа, восхваляются нравственные качества, осуждаются негативные. Поэтому использование их в работе способствует развитию речи, обогащению ее нравственного содержания.

Игровые упражнения по подбору рифм, о которых говорилось выше, помогут детям сочинять загадки. В ходе совместного обсуждения с детьми нужно выявить важные признаки загадки:

- предмет не называется, но он сравнивается, описывается, противопоставляется или

называется по-другому;

- называются главные признаки предмета, отличающие его от всех других;

- в некоторых загадках можно использовать рифму.

Для сочинения загадок детям нужно рассказать о типах загадок: описание, иносказание, вопрос. Это запоминается легко, т.к. выделяя существенные признаки загадки, эти приемы обсуждались с детьми.

Для развития речи младших школьников могут быть использованы самые разные методики, в том числе и методика скороговорения. Во время скороговорного общения школьники имеют возможность ощутить гордость за богатство своего языка, почувствовать радужность и звенящую силу русской речи, создать пространство творческого взаимодействия, порадовать друг друга и порадоваться самим.

Методика скороговорения может быть использована как на уроках, так и во внеклассной работе, а также развивать речь можно в домашних условиях.

Предлагаю следующие формы работы со скороговоркой.

Обыгрывание скороговорок:

- проговаривание в разном темпе с разными интонациями (радостно, грустно, восторженно, взволнованно, удивлённо, озабоченно, разочарованно...)

- проговаривание, сопровождаемое определёнными загаданными действиями (например, хлопками, взмахами руки, танцевальными движениями...)

- импровизационное инсценирование скороговорок

- создание скороговорных приветствий

Можно устроить «Скороговорный круг». Для этого по кругу передаётся какой-то предмет и произносится скороговорка (одна и та же или для каждого человека своя).

Поиграйте в игру «Скороговорная лента». На концах двух палочек закрепляется лента (можно использовать нитку или верёвочку). По команде два человека начинают её скручивать и одновременно говорить скороговорку. Кто быстрее свернёт ленту и при этом правильно произнесёт скороговорку.

Скороговорки с продолжением. Если кто-то из вас придумает начало скороговорки, то дописать её можно предложить всем остальным. Когда этот процесс будет завершён, все, кто принимал участие в создании скороговорки, зачитывают то, что у них получилось. Например, такие скороговорные комплекты, каждый из которых может быть дополнен вами.

Проще простого простаку Прохору

- просыпать просо просто так,

- пройти по проволоке,

- провести праздничный приём,

- приобрести прибор для причёсывания ...

Расшалившийся малыш

- шипел на кошку,

- шлёпнул Шурика шёлковым шарфом,

- смешивал вермишель с шоколадом,

- навешивал вермишель на уши щенку,

- швырял шишки в шкаф...

Весёлые свистуны Свистунов и Свистулькин

- свистнули свежие сосиски,

- свернули свадебную суету,

- сваляли свистуна на свидании...

2. Словесное рисование.

Учитель начальных классов нередко испытывает затруднения при попытках развить воображение и речь детей, в том числе и посредством словесного рисования. Словесное рисование - это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения.

В программе для начальных классов дается большой перечень речевых умений с последовательным возрастанием их сложности от класса к классу. В их числе такие:

- умение воплощать в слове продукты фантазии и творчества учащихся;

- умение использовать в речи образные средства языка: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения;

- умение устного словесного описания предмета.

Именно эти умения необходимо развивать целенаправленно и в системе.

3. Математическая речь.

Изучение математического языка, знакомство с его компонентами неотъемлемая часть начального обучения математике. Именно в начальной школе учащиеся впервые знакомятся с искусственным языком математики. Поэтому работе с его знаками следует уделять особое внимание.

Сочинения принято писать на уроках русского языка и литературы. Однако они применятся и в обучении могут математике. Данный вид работы предполагает преимущественно использование естественного языка для описания содержания математических понятий, смысла терминов или символов, их происхождения, свойств математических объектов, операций ... Сочинения могут служить раскрытию связи между математическим и естественным языками. Среди сочинений на математические темы можно выделить сочинения-описания, сочинения-рассказы, сочинения-сказки, сочинения-загадки.

Сочинения-описания нацелены на раскрытие признаков, свойств того или иного математического объекта или явления, описание акта математической деятельности. Они могут быть сравнительными, где выявляются общие и отличительные свойства объектов или процессов. Целью сочинений-описаний актов математической деятельности является описание алгоритма выполнения какого-то действия. Например, «Как построить отрезок?», «Как решить задачу?», «Как решить уравнение?» и т.п.

Сочинения-описания могут быть основаны на наблюдениях учащихся, на их личных впечатлениях или на анализе справочной и научно-популярной литературы. Чтобы не быть голословным, приведу пример сочинения-описания. «Треугольник. Треугольник — это геометрическая фигура. Треугольник состоит из трех отрезков, которые соединены между собой. Точки соединения отрезков называются вершинами треугольника. Их можно обозначать буквами А, В, С и др. В треугольнике есть три угла».

Сочинения-рассказы представляют собой повествование о каких-то событиях в математике, словесное изложение актов математической деятельности и т п. Они также могут быть реферативного типа или основанными на личном опыте учащихся. Можно предлагать темы, связанные с историей возникновения математических понятий и их терминов или символов («Как возникло название...2», «Как возник знак ...2». «Как люди научились считать»).

Сочинения-сказки наиболее интересный вид сочинений на уроках математики. Сказки не только кладезь народной мудрости, но и средство для развития учащихся: их творческих способностей, речи, воображения, фантазии, критического мышления, интереса к математике. Написание математических сказок требует глубокого анализа смысла математических понятий. Ведь по ходу сказки героев (геометрические фигуры, числа, цифры и др.) нужно описать, т.е. назвать их существенные свойства, подумать, как они могут в дальнейшем трансформироваться. Например, треугольник может изменить форму, название, пройти приключения, связанные с процессом нахождения значений его величин (площади, периметра и т.п.). а с числами могут производится какие-то сказочные арифметические действия, изменение «внешнего вида» (цифрового обозначения). К сочинениям-сказкам можно также отнести сказочные версии происхождения математических понятий и их обозначений.

Сочинения-загадки - это разновидность и сочинений-описаний, и сочинений-сказок. Целью их является такое описание математического объекта, его свойств, чтобы данный объект можно было узнать, указать его термин или символ. для этого ученику нужно выделить существенные свойства описываемого понятия или математического объекта, затем дать им словесную характеристику на естественном языке, не называя объект, при этом сочинение может быть построено в форме описания или сказки. Например, в форме описания: «Это число есть и у собаки, и у кошки, и у стула. У человека его нет. Но когда человек был еще маленьким, у него тоже было это число. Это число состоит из двух одинаковых чисел». В форме сказки: «Жило-было одно число. Решило оно изменить свою внешность. Пошло в салон красоты и объяснило, как оно хочет выглядеть. Работники салона красоты сказали, что для этого числу достаточно приподнять шляпу и надеть поясок. Какое число пришло в салон красоты, и как оно хотело выглядеть?».

Данные формы работы ориентированы на развитие творческих способностей, воображения, математической речи, на формирование положительных эмоций в обучении математики.

Заключение.

Развитие речи учащихся было и остается одной из важнейших задач начальной школы. Работа по ее развитию проводится с самых первых ступеней обучения.

Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога. Ребенок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне: затрагивая его мысли и чувства.

У каждого учителя есть своя копилка секретов, помогающая развитию речи учеников начальных классов. Возможно, мое выступление помогло вспомнить некоторые из них.

Литература.

1. Артюхова И. Устойчивость внимания // Нач. шк. (приложение). - 2002.- №8.

2. Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика - в рифмовках занимательных - М.: Просвещение, 1995, с.85-87.

3. Варова Т.В. Самоконтроль в работе над грамотностью. Алгоритм поиска и квалификации орфографической ошибки // Вестник. - 2003.- №11.

4. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. - Интернет.

5. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова - М.: Просвещение, 1966.

6. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова - М.: Издательство Академии педагогических наук,

Рекомендации для учителя начальных классов с целью поддержки

детей, имеющих логопедические нарушения.

  • учитель должен хорошо знать особенности речевого развития своих учеников, своевременное выявление речевых недостатков поможет ему определить, в какой помощи нуждаются учащиеся и как оказать эту помощь наиболее эффективно;

  • учителю, в классе которого имеются дети с нарушениями речи, при помощи логопеда необходимо организовать специальные занятия по восполнению пробелов в нарушении устной и письменной речи путем дифференцированного и индивидуального подхода при обучении в рамках работы в классе и после уроков;

  • учитель обеспечивает особый подход к ребенку, страдающему нарушением письма и чтения. На первых этапах работа по коррекции речевых недостатков в основном устная: упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия, звуковой анализ слова. Диктанты здесь принесут только вред.

  • ученик должен знать, какие ошибки он допускает в письме и чтении. С этой целью каждая ошибка обязательно исправляется учителем совместно с учеником. При этом необходимо разъяснять ему, в чем сущность допущенной им ошибки путем сопоставления неправильного написания с правильным. Опираясь на такое сравнение, ребенок постепенно учится самостоятельно, находить ошибки и исправлять их.

  • многократное выписывание ошибок, всевозможные упражнения в списывании больших трудных текстов и т.д. не приводят к должному результату. Лишь специально организованные и систематические наблюдения над разнообразными фактами языка, будут способствовать преодолению речевых нарушений;

  • на всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования, поэтому желательно, чтобы хотя бы на время учитель отказался от исправления ошибок в тетрадях этого ученика красным цветом. Это «зашумляет» информацию, которая заключена в специфических ошибках, что мешает самому педагогу. Тетради таких учеников – это сплошной красный фон. Для ребенка, страдающего дисграфией, такая картинка является дополнительным фактором стресса.

  • желательно отказаться от проверок на скорость чтения. Если же необходимо провести проверку скорости чтения, сделать это в более щадящей форме.

  • в процессе коррекционных занятий надо создать широкие возможности для самостоятельной деятельности детей, побуждать их активно и заинтересованно преодолевать имеющиеся дефекты, учить контролировать свою речь, письмо и чтение, видеть ошибки свои и своих товарищей, грамотно писать и правильно читать.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Доклад. «Методы и приемы работы по развитию речи младших школьн

Автор: Анна Владимировна Хрин

Дата: 03.02.2023

Номер свидетельства: 624759

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Доклад "Использование модуля критического мышления в обучении детей младшего школьного возраста" "
    ["seo_title"] => string(111) "doklad-ispol-zovaniie-modulia-kritichieskogho-myshlieniia-v-obuchienii-dietiei-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "180256"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425144560"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Тема доклада: "Проектная деятельность с учащимися на уроке и во внеурочной деятельности» "
    ["seo_title"] => string(101) "tiema-doklada-proiektnaia-dieiatiel-nost-s-uchashchimisia-na-urokie-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "246114"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446296974"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Доклад на тему "Возможности урока музыки как средство реализации здоровьесберегающих технологий". "
    ["seo_title"] => string(111) "doklad-na-tiemu-vozmozhnosti-uroka-muzyki-kak-sriedstvo-riealizatsii-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "118085"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413034088"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Доклад  Общий подход к формированию УУД. "
    ["seo_title"] => string(43) "doklad-obshchii-podkhod-k-formirovaniiu-uud"
    ["file_id"] => string(6) "224963"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439302733"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Доклад на тему:  «Об организации обучения иностранному языку на начальном этапе в условиях модернизации содержания образования»"
    ["seo_title"] => string(124) "dokladnatiemuoborghanizatsiiobuchieniiainostrannomuiazykunanachalnometapievusloviiakhmodiernizatsiisodierzhaniiaobrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "300253"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456680257"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства