Просмотр содержимого документа
«Четыре царства живой природы»
Тема урока: Четыре царства живой природы
Цель урока: формирование образовательных компетенций информационных, коммуникативных, рефлексивных; учащимися 3 класса в предметной области «окружающий мир» по теме: «Четыре царства живой природы»
Ход урока
1.Организационный момент. Учащиеся поделены на 4 группы.
- Любите ли вы путешествовать? Сегодня мы будем не просто путешествовать, а наблюдать, сравнивать,делать выводы, исследовать.
- Вы готовы к такой работе? Тогда угадайте, куда мы отправимся путешествовать.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг.
Небо светло- голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы , воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года-
Это все вокруг …(природа)
Слайд 1 « Природа»
-Вспомните, на какие 2 группы делится природа? (Живая и неживая.)
( У каждой группы слова с названиями предметов живой и неживой природы. Распределить слова на 2 группы).
Слайд 3. Внимательно прочитайте следующие слова. дышат движутся питаются растут
развиваются размножаются умирают
- К объектам какой природы их можно отнести? (Живой)
- Объектом нашего рассмотрения сегодня будет именно живая природа.
- Расскажу- ка я вам сказку. В некотором царстве, в некотором государстве жили – были… Нет – нет, не царь с царицей…
… Речь идёт об особенных царствах. Да и царства эти находятся не за тридевять земель, а рядом с нами, вокруг нас…
Это царства живой природы.
- А вы, хотите побывать в этих царствах?
- Какой будет тогда тема нашего урока?
Слайд 4 “Царства живой природы”- без названия.
- Как вы думаете, с какой целью мы отправимся в путешествие? Что бы вы хотели узнать?
Узнать на какие царства можно разделить живую природу
Понять особенности живых существ, населяющих их
Научиться распределять живые существа по царствам на основе их признаков
Учитель: Сегодня мы побываем в каждом из этих царств, попытаемся выяснить особенности живых существ, населяющих их, а также дадим каждому царству название.
- Знания вы будете добывать самостоятельно, работая в группах.
- Давайте вспомним правила работы в группе.
Слайд 5 « Правила работы в группе»
Работа в группах. У каждой группы на столе есть карточка с описанием какого-то царства.Группы зачитывают текст по очереди и называютцарство.
(хорошо читающие дети).
1группа. Всасывают питательные вещества при помощи корня из почвы. Неспособны активно передвигаться. Обогащают кислородом воздух и почву. Большинство представителей этого царства состоит из стебля, корня, листьев. Зеленый цвет листьям придает красящее вещество хлорофилл. Делятся на травы, кустарники, деревья. ( Растения)
Слайд 6 «Растения»
- Какие растения леса вы знаете?
- На какие группы они делятся?
- Какую пользу они приносят?
Ученые–биологи называют растения «кормильцами». Действительно, они кормят человека, животных. Но самое главное – дают всем нам, живым организмам, воздух. Они поглощают из воздуха углекислый газ и выделяют кислород.
- Какое название дадим этому царству? ( Растения)
Дополняем схему на доске «Растения»
2группа. Способны активно передвигаться. Заглатывают готовую пищу. Они сложные и разнообразные по своему строению. Делятся на зверей, птиц, насекомых и другие.
( Животные)
Слайд 7 « Животные»
- На какие группы делятся животные?
- В чем их отличие? (по месту обитания)
- По способу питания?
- Какое название мы дадим этому царству ? ( Животные)
Дополняем таблицу на доске «Животные»
Что же времечко проходит
В другое царство переходим.
3группа.Тело состоит из плодового тела (шляпки и ножки) и грибницы. Быстро растут. Бывают съедобные и несъедобные. ( Грибы)
Слайд 8 «Грибы»
Дополняем таблицу на доске «Грибы»
- А вы собирали грибы?
- Какие грибы есть в нашей местности?
- Все ли грибы можно употреблять в пищу? Почему?
- Как вы, думаете, в какое царство мы их определим?
ФИЗМИНУТКА . ИГРА-РЕЛАКСАЦИЯ «ДЕРЕВО»
- Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, глаза закройте.
- Представьте, что вы дерево.
- Ноги - корни, крепкие, устойчивые.
- Тело - ствол, ровный и гибкий, он слегка покачивается, но не ломается.
- Руки - это ветви, свободно колышутся вдоль ствола,
- Пальцы - листья, легко шелестят, слегка задевая друг друга.
- Мальчики представят себя сильным, могучим дубом,
- А девочки - стройной тонкой березкой.
- Все вместе - прекрасной ивой, склонившейся над рекой.
- У вас прекрасно всё получилось, вы уверенны в себе и спокойны.
Откройте глазки. Теперь вы опять мальчики и девочки. Садитесь на свои места.
- А сейчас вам предстоит путешествие в самое необычное царство.
4группа. Это царство самых маленьких организмов. Они настолько малы, что даже называются микроорганизмы, и их можно рассмотреть только под микроскопом. Состоят только из одной клетки и имеют свойства как животных, так и растений.
(Бактерии)
Слайд 9 «Бактерии»
В царстве этом житьё не худо,
Вот какое это чудо:
Только клеточка одна,
Но живёт, живёт она!
Царство бактерий (сообщение сильных учеников)
1 уч. Существует около 2000 видов бактерий, и живут они повсюду: во рту, в носу, в кишечнике всех живых существ, включая человека. Другие живут в опавших листьях, мёртвых деревьях, останках погибших животных. Бактерии живут повсюду.
Бактерии иногда называют микробами. Микробы есть в воздухе, воде, на земле, на нашем теле. Слово “микроб” произошло от двух греческих слов: “микрос”, что значит “малый”, “биос” - “жизнь”.
2 уч.Не все микробы вредные. Многие полезны. Например, с помощью молочнокислых бактерий можно приготовить ряженку, кефир, йогурт, который я люблю. А вредные, болезнетворные микробы, попадая в организм, размножаются, выделяют яды. От них возникают разные болезни.В природе бактерии выполняют роль «чистильщиков» или «санитаров» нашей планеты. Они питаются умершими организмами. Без бактерий земля покрылась бы кучей ненужного мусора, и не осталось бы места для всего живого.
- Сколько же царств, у нас получилось? Какой вывод мы сделаем?
Выводы: В природе существуют 4 царства живой природы.
Слайд 10 « Карта царств»
Эти царства хранят много тайн и загадок.
- Проверим наши предположения.
Работа с учебником.
- Откройте учебник на с.79. рассмотрите схему.
- Изучением царств живой природы занимаются специальные науки.
- Прочитайте 1 абзац на с. 78.
- ботаника,
- зоология
- микология
- микробиология
По одному представителю от царства выходят к доске и прикрепляют карточку к царству.
Вернемся к схеме на с. 79.
- Что означают стрелки между царствами?
- Все живые существа тесно связаны с окружающей средой и связаны друг с другом. Они участвуют в круговороте веществ.Каждое звено этого круговорота необходимо для жизни обитателей нашей земли.
Из окружающей среды они получают энергию и вещества, необходимые для жизни (воздух, воду, минеральные вещества)
Живые существа отвечают на изменения окружающей среды и приспосабливаются к этим изменениям.
Все живые существа населяют различные среды обитания.
-Узнайте, какие среды обитания населяют живые существа?
Для этого прочитайте 4 абзац текста на с. 78
- Представители, какого царства готовы отвечать?
- Чем различаются условия жизни в этих средах? Прочитайте последний абзац.
Дискуссия. А как вы думаете, какое царство главное?
- Я согласна с каждым из вас. Каждое царство можно назвать главным.
Игра «Из какого я царства?» Кто растет в лесу
У дорожки?
Есть у них шляпки
И ножки.
(грибы)
Хоть меня не видит глаз, Заразить могу я вас. И холерой, и ангиной, Насморком и скарлатиной. (вирусы)
Зверь я горбатый, А нравлюсь ребятам. (Верблюд)
Знают даже малыши Красно-белые грибы
Те, что с мухами не дружат.
Не бери ты их на ужин –
Несъедобен этот гриб,
Хоть красавец он на вид.
Называют с давних пор
Гриб тот - красный... (мухомор)
Был он желтеньким цветком — Белым стал, как снежный ком. Дунут девочка и мальчик — Облетает... (одуванчик)
Поглощает вещество, Выделяет вещество, Размножаться тоже может Маленькое существо. ( Микроб)
Горделивая сестрица, Всех цветов она царица. Страшен ей приход мороза. А зовут царицу... (роза)
Я родился в день дождливый
Под осиной молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой. (Подосиновик)
Куст в овраге вырастает, Лишь дотронешься — кусает. Не цветет весной красиво. Что за куст такой? (Крапива)
Он в берлоге спит зимой Под большущею сосной. А когда придёт весна, Просыпается от сна. (Медведь)
Много меньше, чем зерно И не видно глазкам, но Если в микроскоп посмотрим, То узнаем кто оно. (Микроб)
И по соснам, и по елям Быстро бегает она, Видит, шишки где поспели, Где грибная целина. (Белка)
Без меня не сваришь сыра, И не сделаешь кефира. Простоквашу и творог, Приготовить я помог. (бактерии)
- Назовите представителей 4 царств, находящихся в нашем классе.(Цветы-растения, микробы- бактерии, увидеть их можем, нет только почувствовать их присутствие, если заболеем. Чтобы этого не случилось, что нужно помнить?(необходимо соблюдать правила гигиены)
Итог урока.
Давайте вспомним, какие цели урока мы ставили?
-Узнали на какие царства можно разделить живую природу? - узнали (схема на доске)
-Узнали особенности живых существ, населяющих их? - среда обитания известна
-Научились распределять живые существа по царствам ?– да
- Сегодня мы лишь чуть-чуть приоткрыли двери в увлекательные царства живой природы. На следующих уроках окружающего мира мы будем знакомиться с ними более подробно.
– Человек может быть счастлив только тогда, когда он живет в гармонии с природой: бережно к ней относится, заботится о ней. Тогда и природа по-доброму относится к человеку. Выходя в природу, надо помнить, что она – наш общий дом. Поэтому и вести себя на природе надо так, как у себя дома.
Молодцы. Мы достигли всех целей, которые поставили в начале урока.
Рефлексия. Прикрепите стикер к тому царству, о котором вы бы хотели узнать подробнее.
Дом. зад. Сообщение о жителе какого – либо царства.