I этап. Орг. момент Цель: самоопределение к деятельности. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной творческой работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке обучающихся к продуктивной творческой работе. Задачи: -создать положительный эмоциональный настрой; Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные II этап. Актуализация к учебной деятельности Цели и задачи, которые хочет достичь учитель: выход на тему, цель, учебные задачи урока в сотворчестве с детьми. Методы: слайдовая презентация, загадки для мотивации, наводящие вопросы | Наш урок предлагаю начать такими словами: «Пусть сегодня для нас всех, На урок придёт успех! Поприветствуем гостей, С ними нам вдвойне теплей, Пожелайте нам удачи, И успешности в придачу! Мы урок наш начинаем, Что учили, повторяем!» Организует беседу, выявляющую знания детей по теме. - Любите ли вы путешествовать? Мы будем не просто путешествовать, а наблюдать, делать выводы , исследовать. - Вы готовы к такой работе? Тогда угадайте, куда мы отправимся путешествовать. Учитель читает загадку, Слайд №1 « Природа» Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг. Небо светло- голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы , воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса, Человек и время года- Это все вокруг …(природа) - А что такое природа? - Какая бывает природа? - А живем мы с вами на планете? Мы с вами отправляемся на планету Живых существ. На этой планете есть царства – государства и каждое из них особенное. - А вы, хотите побывать в этих царствах? - Как вы думаете, с какой целью мы отправимся в путешествие? - Какой будет тогда тема нашего урока? Слайд 2 Тема урока « Царства живой природы» На доске открывается карточка с надписью « Царства живой природы» Сегодня мы побываем в этих царствах, попытаемся выяснить особенности живых существ и дадим каждому царству название | Приветствуют учителя, гостей. Настраиваются на работу. ( коммун.УУД) Вступают в диалог с учителем. Аргументируют свои ответы: Дети смотрят на слайд Дети: Природа. Природа – это все, что нас окружает. Живая и неживая. Земля. Выдвигают предположения о теме урока. Да Узнать эти царства Сколько царств в природе? Кто населяет эти царства? Как живется их обитателям! |
III этап. Изучение нового материала Цель: открытие нового знания, организация учебной деятельности. Учебная цель перед обучающимися: познакомиться с царствами природы, уметь выделять его обитателей, понимать их роль и значение. Цели и задачи, которые поставил перед собой учитель: исследовать царства живой природы, выделить основные понятия. Задачи: Умение аргументировать свои ответы; развивать коммуникативные компетенции, творческое воображение и внимание; устанавливать связь между представителями этих царств; самостоятельно находить ответ на заданные вопросы, строить диалог; формирование умения взаимодействовать в группе на основе сочетательного диалога; уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, находить необходимую информацию в учебнике,. формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность; Методы стимулирования: похвала, одобрение. Формы и методы изложения нового материала: беседа, сообщение с демонстрацией при устном изложении изучаемого материала; самостоятельная работа обучающихся по осмыслению и усвоению нового материала; работа с таблицей и текстом учебника, выбор подходящих ответов; Физминутка Работа по учебнику Цель: найти ответы на вопросы с помощью прочитанного текста. Основные формы и методы организации фронтальной, индивидуальной и групповой деятельности: сообщение обучающихся, самостоятельная работа в группах по составлению правил поведения в природе, Методы стимулирования: похвала, одобрение. IV этап. Закрепление изученного материала Учебная цель перед обучающимися:проверить усвоение темы Цели и задачи, которые поставил перед собой учитель: проверить усвоение темы с помощью самостоятельной работы и самопроверки по эталону | Начнем наше исследование. Давайте узнаем, как называется первое царство. А помогут вам ваши знания. Слайд 3 Загадка Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом- Чудеса увидишь в нем! Слад 4 «Лес» - Какие растения леса вы знаете? - На какие группы они делятся? - Какую пользу они приносят? - Какое название дадим этому царству? ( Растения) Дополняем таблицу на доске царства «Растения» Слайд № 5 Отличие растений от животных Для кого в природе лес служит домом ? - На какие группы делятся животные? - В чем их отличие? (по месту обитания) - По способу питания? - Какое название мы дадим этому царству ? ( Животные) Слайд. № 6 « Животные» Дополняем таблицу на доске «Животные» В лесу животные находят для себя пропитание. А человек, что находит в лесу? Эту осень можно назвать «грибной», грибов было очень много. - А вы собирали грибы? - Какие грибы есть в нашей местности? Все ли грибы можно употреблять в пищу? Почему? - Как вы, думаете, в какое царство мы их определим? Слайды № 7-8 - 9 «Грибы» Дополняем таблицу на доске царства «Грибы» - А сейчас вам предстоит путешествие в самое необычное царство. ( Чтение отрывка стихотворения « Мойдодыр») Ты один не умывался И грязнулею остался, И сбежали от грязнули И чулки и башмаки. -Кто написал эту сказку и как она называется? -Почему все отвернулись и убежали от главного героя? -Там где грязь, там и болезни. Если посмотреть через микроскоп, то можно увидеть мельчайшие живые организмы – бактерии. Слайд № «Бактерии» Сообщения детей ( 2 ученика) -Какое же название дадим этому царству? (Бактерии) Дополняем таблицу на доске царства « Бактерии» - Сколько же царств, у нас получилось? Выводы: В природе существуют 4 царства живой природы. Эти царства хранят много тайн и загадок. Их изучением занимаются различные науки Слайд № Царства природы -Давайте встанем и немного отдохнем. Руки подняли и покачали- это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули, в сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем, крылья сложили назад. Откройте учебник на с.79 Посмотрите на таблицу - Что означают стрелки между царствами? Все живые существа тесно связаны с окружающей средой. Из окружающей среды они получают энергию и вещества, необходимые для жизни ( воздух, воду, минеральные вещества) Живые вещества отвечает за изменения окружающей среды и приспосабливаются к этим изменениям. Все они населяют различные среды обитания. -Узнайте, какие среды обитания населяют живые существа? Прочитайте последний абзац текста на с. 78 - Представители, какого царства готовы отвечать? Вывод: чтобы не навредить природе, нужно знать ее законы. Все царства связаны друг с другом и участвуют в круговороте веществ. Каждое звено этого круговорота необходимо для жизни обитателей нашей земли. - Чем различаются условия жизни в этих средах? Работа в группах: 1. Какие правила охраны нужны для этого царства ? Слайд № Игра «Четвертый лишний» Мухомор, лисичка, подберезовик, белый гриб. Волк, олень, лев, тигр. Кошка, леопард, собака, корова. Кит, слон, жираф, муравей. Слайд № Проверка Мухомор (несъедобный гриб) 2. Олень (растительноядный) 3. Леопард (дикое животное) 4. Муравей (насекомое) Кит (водная среда обитания) | (Регул и личн. УУД) Читают про себя загадку Отгадка. Лес Дуб, береза, рябина, цветы Деревья, кустарники, травы. Дают кислород, защищают от солнца Растения Лес - это дом для ….. ( животных) |
Дикие и домашние Дикие живут в лесу, домашние рядом с человеком Хищные и растительноядные Животные Цветы, ягоды, грибы. Маслята, шампиньоны, грузди,опята Нет Съедобные и несъедобные. Ответы детей Грибы ( К. Чуковский, « Мойдодыр») Сообщения детей о бактериях ученик Бактерии – наиболее распространенная форма жизни на Земле. Это микроорганизмы, их можно рассмотреть только под микроскопом. Бактерия состоит только из одной клетки и имеет свойства, как животных, так и растений. Ученые, установили, что они бывают в трех формах: круглые, в виде палочек, спиралькой Ученица Кроме вредных бактерий есть полезные бактерии. Они находятся в кефире, йогурта, твороге, которые я люблю. А в природе они выполняют роль «Чистильщиков» или «санитаров» нашей планеты. Они питаются умершими организмами. Без бактерий земля покрылась бы кучей ненужного мусора, и не осталось бы места для всего живого. Бактерии В природе существуют 4 царства. Выполняют упражнения по команде учителя Связь между собой Читают текст в учебнике про себя наземно- воздушную ( птицы) водную (рыбы), почвенную (черви), Болезнетворные бактерии в других живых существах. Условия жизни в разных средах разные, поэтому представители каждого царства приспосабливаются к ним. Дети составляют правила охраны Выполняют самостоятельную работу и проверяют её, сравнивая с образцом. ( познават. И регул. УУД ) |
V этап Рефлексия деятельности (итог урока) Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и группы Цель- соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом VI этап Задание на дом. Цель самостоятельной работы обучающихся: подготовить сообщение о любом царстве по выбору. Цель, которую хочет достичь учитель: формировать умение подбирать интересный и познавательный материал, развивать творческие способности обучающихся. | Задаёт вопросы, побуждает к рефлексии. - Какие задачи на урок мы ставили? - Все ли мы исследовали в этих Царствах? Дискуссия. А как вы думаете, какое царство главное? - Я согласна с каждым из вас. Каждое царство можно назвать главным. Все царства связаны друг с другом и участвуют в круговороте веществ. Каждое звено этого круговорота необходимо для жизни обитателей нашей земли. 6. Рефлексия. Игра «Определи царство». Сейчас предлагаю вам немного поиграть. Возьмите в кейсе набор цветных карточек. Я называю живое существо – вы показываете карточку, соответствующего царства. Прикрепите свои цветочки к тому царству, о котором бы хотели узнать больше. Это и будет вашим творческим домашним заданием. Наше путешествие подошло к концу. Человек может быть счастлив только тогда, когда он живет в гармонии с природой: бережно к ней относится, заботится о ней. Выходя в природу, надо помнить, что она – наш общий дом. - Вам понравилось наше путешествие? Тогда запишите свои впечатления от урока на карточках. Предлагает закончить предложения: Урок помог мне………. Для меня было сложным……… Мне понравилось…………… Творческое Подготовить сообщение о понравившимся царстве Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам, За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Нам всем пригодились! | Узнать, какие царства природы есть Нет Ответы детей Дети показывают карточки соответствующего цвета. Дети выходят доске и определяют цветочек в понравившееся царство. Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают выводы. ( регулятивные ууд Карточки для записи предложений Урок помог мне………. Для меня было сложным……… Мне понравилось…………… |