Адаптированная учебная программа по русскому языку 1 класс ФГОС
Адаптированная учебная программа по русскому языку 1 класс ФГОС
Рабочая программа по Русскому языку в 1 классе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Программу составила:учитель высшей квалификационной категории Дубровина А.Н.
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)
г. Железноводск
2020 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Русскому языку» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных результатов.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Закон"Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29.12.2012; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" ; Постановление от 10.07.2015г. №26 об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Цель: формирование коммуникативно-речевых умений, владение которыми поможет выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.
Задачи:
Получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики.
Освоить первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка.
Научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Социально адаптировать в плане общего развития, сформировать нравственные качества.
Корректировать недостатки эмоционально-личностного и социального развития.
Настоящая программа составлена на 136 часов (4 часа в неделю) и в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:
Для обучающихся:
Букварь. 1 класс. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, в 2-х частях, 2017 г.
Пропись. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Для 1 классаобщеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы,в 3 частях. 2017 г.
Дидактический материал для занятий в добукварный период, 1 класс. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И.Учебное пособиедля общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва, «Просвещение» 2016г.
Для учителя:
Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Обучение грамоте. Методические рекомендации. Учебное пособиедля общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва, «Просвещение» 2016г.
Обучение русскому языку имеет свою специфику: в отборе и содержании материала, структуре его размещения. Ведущим коррекционным принципом является развитие речи школьника. Введение в программу пропедевтических периодов обеспечивает коррекцию недостатков речевого опыта учащихся.
При отборе учебного материала учитываются разные возможности учащихся по усвоению знаний, умений практически их применять в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта. Поэтому программа предусматривает дифференцированный подход к учащимся, так же существенной чертой коррекционно-развивающего образовательного процесса на уроках русского языка является индивидуально-групповая и индивидуально ориентированная работа, направленная на коррекцию индивидуальных проблем развития обучающегося.
Обучение грамоте учащихся с интеллектуальными нарушениями осуществляется на основе аналитико-синтетического, слогового метода. Материалом для обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, слова, предложения, короткие тексты. Порядок изучения звуков и букв учитывает особенности фонематического восприятия и мыслительной деятельности школьников с недоразвитием интеллекта.
Обучение грамоте и развитие речи осуществляется в 1 классе в течение всего года. Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
Добукварный период длится всю первую четверть. Букварный период: 2-4 четверти.
Основные задачи добукварного периода: подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма; привить интерес к обучению; выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
Формирование базовых учебных действий у учащихся 1 класса с интеллектуальными нарушениями обеспечивает, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Реализация программы обеспечивает формирование базовых учебных действий у учащихся 1 класса с интеллектуальными нарушениями.
Личностные учебные действия:
- осознание себя как ученика, заинтересованного
посещением школы;
- способность к осмыслению социального окружения и социальной роли ученика;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий;
- самостоятельность в выполнении поручений;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;
- стремление к безопасному поведению в природе и обществе.
Регулятивные учебные действия:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
- работать с учебными принадлежностями
(инструментами, спортивным инвентарем)
- организовывать рабочее место;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;
- оценивать действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видо - родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.
Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
3. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА.
Добукварныйпериод .
«Слово»
Практическое знакомство со словом, условно - графическим изображением слова, соотнесение зафиксированных слов с конкретными предметами, «запись» слов условно графической схемой.
«Предложение» Практическоезнакомство с предложением на основе демонстрации действия. Фиксация предложения условно-графическим изображением. Составление предложений из 2, 3 слов по картинке. Деление предложений на слова. Дифференциация сходных по звучанию предложений с обязательным выбором соответствующей картинки.
«Слог (часть слова)» Деление двусложных слов на части (слоги). Фиксация части слова с условно-графическим изображением.
«Звук» Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре. Дифференциация оппозиционных звуков: [м]- [н], [б] - [п], [д]- [т], [с]- [з], [с]- [ш] и т.д. развитие умения слышать часто повторяющийся звук в двустишиях, чистоговорках. Выделение звуков [а], [у], [м], [о], [н], [с] в начале слова при акцентированном произнесении этих звуков учителем. Обозначение звука условным значком.
«Развитие зрительных и пространственных восприятий» Различие и называние шести основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный). Классификация предметов по цвету. Выкладывание ряда цветных полосок (2-3) по образцу, по памяти, по словесной инструкции. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг. Практическое усвоение пространственного расположения фигур: вверху-внизу, справа-слева. Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи. Исключение предмета из ряда предложенных (2-3) по заданной характеристике – цвету, форме или величине.
«Развитие моторных умений» Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальчиков в кулачок. Разжимание их, приветствие пальчиков друг с другом, изображение из пальчиков животных и других предметов. Разучивание коротких стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев. Игра с мозаикой.
«Графические навыки» Умение держать ручку, карандаш. Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе бумаги. В альбоме. Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий. Работа с трафаретом. Шаблоном, проведение линий по контуру. Соблюдение пределов контура при штриховке фигуры. Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв, в пределах строки тетради. Печатание букв А, У, М, О, Н, С по трафарету, по образцу.
Букварный период.
1 этап
Изучение звуков и букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн,ы, Лл, Вв, Ии. Умение правильно и отчетливо произносить звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале сова (сильная позиция), подобрать слова. Начинающиеся с изучаемого звука. С опорой на картинки или задания учителя. Соотнесение звука и буквы. Практическое различение гласных и согласных звуков по мере изучения звуков и букв. Обозначение гласных и согласных букв соответствующим цветом. Запоминание слогов. Образование и чтение слогов. Состоящих из одной гласной. В словах (а-у. у-а), закрытых (ом, ум, ах, ох) и открытых слогов. Чтение слоговых таблиц. Дифференциация сходных звуков изолированно и в слогах:[м]-[н], [с]-[ш],ма—на, са-ша.
Чтение по слогам из двух усвоенных слогов с последующим повторением целым словом (ма-ма, му-ха, у-ха), соотнесение прочитанного слова с картинкой.
Составление и чтение слов, состоящих из закрытого трехбуквенного слога: мох, сом, сын.
Чтение предложений из 1-2 слов к предметной картинке. Чтение предложений из 3 слов с последующим их воспроизведением.
Разучивание скороговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя. Усвоение рукописного начертания всех изучаемых строчных и прописных букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. Соотнесение графических образов печатных и рукописных букв. Работа с прописями.
Списывание букв и слогов с печатного и рукописного шрифтов. Списывание слов после предварительного анализа и четкого протяжного их проговаривания. Выкладывание звуко-буквенной схемы слова. Запись под диктовку букв и слогов.
2 этап
Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых звуков и букв: Пп, Тт, Кк, Зз, Шш, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь. Правильное и четкое произнесение звуков.
Умение слышать изучаемый звук в слове, характеризовать его: гласный или согласный, звонкий или глухой (с опорой на дрожание гортани). Выделение начального звука в слове. Соотнесение звука с буквой, определение цвета буквы.
Дифференциация сходных звуков изолированно, в слогах, словах (са-за, ша-жа, коза –коса); слогов с мягкими и твердыми согласными (мы-ми, лы-ли, ны-ни, мыл-мил), а также с и-й (мой-мои). Образование и чтение открытых и закрытых двубуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, трех-четырехбуквенных слогов типа кот, кит, соль. Чтение слоговых структур по подобию, целостное запоминание слогов.
Составление и чтение слогов из усвоенных слоговых структур. Четкое проговаривание слогов в слове. Чтение слов, обозначающих один и много предметов, большой и маленький предмет. Соотнесение слова с иллюстративным материалом. Работа со звуко-буквенной схемой. Обозначение букв красными и синими кружками (квадратиками).
Чтение предложений из 2-4 слов с последующим воспроизведением прочитанного. Имитация интонации учителя при устном повторении предложения учеником.
Чтение небольших текстов из 2-4 предложений. Ответы на вопросы. Выборочное чтение по заданию учителя. Соотнесение содержания текста с содержанием сюжетной картинки.
Чтение загадок и стихотворений (их 2 строчек). Разучивание их с голоса учителя.
Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв, списывание с печатного и рукописного текстов букв, слогов, слов, состоящих из усвоенных слоговых структур. Письмо по образцу предложений, состоящих из 22 слов. Большая буква в начале и точка в конце предложения.
Письмо на слух букв и слогов. Интонирование каждого звука слова. Обозначение звука в схеме или буквой из разрезной кассы с последующей записью слова в тетрадь. Самостоятельное составление изученных слогов с последующей записью. Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
Практическое различие гласных и согласных букв, правильное обозначение их в схеме.
Дифференциация оппозиционных звуков: звонких и глухих, твердых и мягких согласных, свистящих и шипящих в слогах и словах:[ф]-[в], [с]-[ц], [ч]-[щ]; ма-мя, му- мю, су-цу, ша- ща; цвет-свет, плач-плащ.
Образование и чтение без искажения звукового состава усвоенных ранее слоговых структур. Образование и чтение слогов со стечением 2 согласных в начале и в конце слова. Образование и чтение по слогам слов, состоящих из 1-3 слогов.
Чтение предложений из 2-5 слов. Их последующее воспроизведение с имитацией учителя или самостоятельно при выполнении задания.
Чтение небольших текстов. Ответы на вопросы. Соотнесение слов, предложений. Текста с иллюстративным материалом; выбор нужной иллюстрации к тексту из ряда похожих ситуаций. Выборочное чтение слов. Предложений по вопросам, картинке, заданию.
Чтение небольших загадок, стихотворений. Разучивание их с голоса учителя.
Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв, слогов, слов и предложений и 3-4 слов.
Вставка пропущенной буквы или слога при списывании. Прописная буква в именах людей.
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ.
Минимальный уровень:
различать звуки на слухи в собственном произношении, знать буквы;
читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками;
списывать с печатного текста отдельные слоги и слова.
Достаточный уровень:
различать звуки на слухи в собственном произношении, знать буквы;
читать по слогам отдельные слова, предложения и короткие тексты;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
писать строчные и прописные буквы;
списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слова и предложения;
писать на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не расходится с произношением (последние после звуко-слогового проговаривания).
5. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА.
На реализацию программы по русскому языку в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 132часа (4 часа в неделю).
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: коллективные, индивидуальные, групповые, фронтальные.
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ: личностно-ориентированное обучение, игровые, здоровьесберегающие, развивающие технологии, технологии разноуровневого и дифференцированного обучения, ИКТ.
По учебно-календарному графику:
Класс
Учебный предмет
Кол-во часов в неделю
I четверть (ч)
II четверть (ч)
III четверть (ч)
IV четверть (ч)
Кол-во часов в год
1
Русский язык
4
35
30
6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п\п
Тема урока
Кол-во час.
Элементы содержания.
Основные ЗУН учащихся по теме.
Коррекционная работа
Дата
1 четверть (33 ч)
Добукварный период
1.
«Праздник школы». Дорисовывание праздничного букета по образцу и пунктирным линиям.
1
Подготовка к овладению первоначальными навыками письма. Выявить знания основных цветов. Различение и называние шести основных цветов.
Коррекция мелкой моторики на основе пальчиковой гимнастики.
2.
Дорисовывание травы, ягод, солнышка по образцу и пунктирным линиям.
1
Коррекция мелкой моторики и координации движений кисти рук на основе выполнения линий по пунктиру и самостоятельно.
3.
«Курочка Ряба». Дорисовывание элементов рисунка произвольными линиями и рисование яичка по трафарету.
1
Формировать навык дорисовывания тематического рисунка по представлению.
Коррекция и развитие пространственных представлений, воображения.
4.
Выявление представлений о цвете. Рисование апельсина по контуру и трафарету.
1
Знание названий основных цветов, различение цветов. Группировка предметов по цвету. Рисование по контуру и трафарету простых по форме предметов. Навыки работы с трафаретом. Умение выполнять словесные инструкции.
Коррекция и развитие зрительного восприятия, координации движений, пространственной ориентировки на листе бумаги.
5.
Рисование Колобка по контуру и трафарету.
1
Обведение контуров простых по конфигурации фигур, предметов. Умение рисовать контуры знакомых предметов. Навык рисования предметов по контуру и трафарету.
Коррекция моторных умений посредством упражнений на сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание и разжимание пальчиков в кулак.
6.
Описание и сравнение предметов по цвету.Обводка геометрических фигур по контуру и трафарету.
1
Упражнение в рисовании фигур по шаблону. Навык обводки геометрических фигур по контуру и трафарету. Умение выполнять словесные инструкции.
Обводка по контуру композиции из геометрических фигур с использованием шаблонов и трафаретов.
1
8.
Выявление представлений о форме предмета. Обводка композиции из геометрических фигур с использованием трафаретов, шаблонов.
1
Обобщение представлений о геометрических фигурах. Распознавание форм конкретных предметов.Узнавание и называние предмета по его контуру. Создание плоскостных изображений из геометрических фигур по образцу. Рисование по трафарету и шаблону геометрических фигур.
Развитие и коррекция зрительного, тактильного восприятия с помощью упражнений на синтез, анализ, сравнение, классификацию, обобщение: пространственных представлений (конструирование).
9.
«Три медведя». Обводка по контуру и рисование элементов иллюстрации с использованием шаблонов, трафаретов.
1
Рассматривание иллюстраций к сказке, различение, узнавание изображения предметов и животных. Величинные отношения предметов (большой, средний, маленький). Навыки работы с шаблонами, трафаретами. Подбор нужных цветов и форм.
Коррекция и развитие связной речи, воображения.
10.
Понятие «форма» предмета. Дорисовывание недостающей фигуры.
1
Знания о геометрических фигурах, их названий. Формирование представлений о форме предметов.Соотнесение формы и предмета. Группировка предметов по форме.
Коррекция и развитие мыслительных процессов сопоставления, сравнения, обобщения.
11.
«Репка». Обводка репки по контуру.
1
Сравнение изображений репки по величине. Соотнесение величины репки в сказке и ее дорисованного изображения. Формировать навык обводки предмета по контуру.
Коррекция мышления (установление последовательности событий), связной речи на основе рассказывания сказки.
12.
Обводка, дорисовывание и раскрашивание бордюра из геометрических фигур.
1
Обводка фигур различной формы по контуру. Формировать навык обводки, дорисовывания и раскрашивания бордюра из геометрических фигур. Умение выполнять словесные инструкции.
Коррекция мелкой моторики и координации движений кисти рук на основе выполнения линий по пунктиру и произвольными линиями.
13.
Обводка и рисование бордюра из вертикальных и наклонных линий.
1
Формировать навык обводки и дорисовывания бордюра. Формировать навык обводки и дорисовывания вертикальных и горизонтальных наклонных линий разных цветов. Умение воспроизвести простейшие комбинации из прямых линий.
Коррекция пространственного восприятия. Упражнение в конструировании.
14.
Обводка и дорисовывание композиции из геометрических фигур по контуру и по точкам.
1
Формировать навык обводки, дорисовывания и раскрашивания композиции из геометрических фигур по контуру и по точкам. Умение выполнять словесные инструкции.
Коррекция мелкой моторики и координации движений кисти рук на основе выполнения линий по пунктиру и произвольными линиями.
15, 16.
Обводка по контуру и дорисовывание бордюра из геометрических фигур по шаблону и трафарету.
2
Различение и называние шести основных цветов.Обводка фигур различной формы с использованием шаблонов и трафаретов. Формировать навык обводки, дорисовывания и раскрашивания бордюра из геометрических фигур. Умение выполнять словесные инструкции.
Развитие речи и мышления на основе анализа образца.
17.
Составление и рисование композиций из геометрических фигур с использованием шаблонов и трафаретов.
1
Формировать навык обводки, дорисовывания и раскрашивания композиции из геометрических фигур по контуру и по точкам.
Умение выполнять штриховку внутри геометрических фигур наклонными линиями по контуру. Соблюдение пределов контура фигуры при штриховке. Умение выполнять словесные инструкции.
Коррекция моторных умений на основе выполнений штриховки точно по линиям.
20.
Штриховка геометрических фигур вертикальными, горизонтальными и наклонными линиями.
1
Умение выполнять штриховку внутри геометрических фигур наклонными линиями по контуру. Соблюдение пределов контура фигуры при штриховке.
Коррекция моторных умений на основе выполнений штриховки точно по линиям.
21.
Обводка, дорисовывание по контуру и раскрашивание изображений овощей и фруктов.
1
Формировать навык обводки, дорисовывания и раскрашивания изображений овощей и фруктов; умение правильно передавать их цвет.
Письмо прямых наклонных длинных и коротких вертикальных линий.
1
Знакомство с тетрадным листом, разлиновкой. Письмо графических элементов по заданному в прописи образцу. Умение ориентироваться в разлиновке прописи, правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте, демонстрировать правильное положение ручки при письме.
Коррекция зрительно-моторной координации.
23.
Обводка контура буквы А в изображениях домика, ракеты.
1
Печатание буквы А по трафарету, по образцу. Формировать навык обводки контура буквы А в изображениях предметов. Навык выполнения линий по пунктиру.
Коррекция и развитие мелкой моторики, наглядно-образного мышления, зрительно-двигательной памяти.
24.
Обводка контура буквы У в изображениях веток дерева.
1
Печатание буквы У по трафарету, по образцу. Формировать навык обводки контура буквы У в изображениях предметов.
Коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности на основе звукового и зрительно-пространственного анализа и синтеза.
25.
Письмо прямых линий с закруглением внизу, с закруглением вверху.
1
Письмо графических элементов по заданному в прописи образцу. Умение ориентироваться в разлиновке прописи, правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте, демонстрировать правильное положение ручки при письме.
Коррекция мелкой моторики и координации движений кисти рук.
26.
Обводка контура буквы О в изображениях знакомых овощей и фруктов.
1
Печатание буквы О по трафарету, по образцу. Формировать навык обводки контура буквы О в изображениях овощей и фруктов.
Коррекция и развитие зрительно-моторной и речедвигательной координации.
27.
Обводка контура буквы М и дорисовывание флажка.
1
Печатание буквы М по трафарету, по образцу. Формировать навык обводки контура буквы М.
Коррекция и развитие конструктивного праксиса, пространственных ориентировок.
28.
Письмо прямой линии с петлей внизу.
1
Письмо графических элементов по заданному в прописи образцу. Умение правильно располагать на рабочей строке элементы букв, соблюдать интервал между элементами.
Коррекция зрительно-двигательной координации.
29.
Обводка контура буквы С. Обводка и дорисовывание бордюра.
1
Печатание буквы С по трафарету, по образцу. Формировать навык обводки контура буквы С.
Коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности на основе зрительно-пространственного анализа и синтеза.
30.
Письмо прямой линии с петлей вверху.
1
Письмо графических элементов по заданному в прописи образцу. Умение ориентироваться в разлиновке прописи, правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте, демонстрировать правильное положение ручки при письме.
Умение правильно располагать на рабочей строке элементы букв, соблюдать интервал между элементами.
Формирование знаний и умений правильного написания элементов строчных и прописных букв.
Умение выполнять словесные инструкции.
Коррекция и развитие зрительно-моторной и речедвигательной координации.
31.
Письмо правых и левых полуовалов.
1
Коррекция пространственных представлений на основе дифференциации понятий право-лево.
32.
Письмо овала, овала с соединением.
1
Коррекция и развитие зрительно-пространственной ориентации на тетрадном листе, зрительно-моторной координации.
33.
Письмо первого элемента прописных букв Л, М, А.
1
Коррекция и развитие зрительно-пространственных ориентировок, формообразующих движений.
34, 35.
Письмо элементов рукописных букв.
2
Коррекция зрительно-двигательной памяти.
№ п\п
Тема урока
Кол-во час.
Элементы содержания.
Основные ЗУН учащихся по теме.
Коррекционная работа
Дата
2 четверть (30 ч)
Букварный период
1.
Строчная буква а.
1
Умение ориентироваться в разлиновке тетради, писать с наклоном, писать буквы на равном расстоянии друг от друга. Графический навык письма строчной буквы а.Умение соотносить печатную и письменную буквы.
Графический навык письма прописной буквы А. Умение соотносить печатную и письменную буквы.Умение анализировать образ буквы и воспроизводить моторную программу изображения заглавной буквы А.
Графический навык письма строчной и прописной букв Уу. Умение соотносить печатную и письменную буквы.
Коррекция тактильного восприятия. «Найди на ощупь»
4.
Закрепление написания строчных и прописных букв Аа, Уу.
Письмо слов ау, уа.
1
Умение соотносить печатные и письменные буквы; соблюдать соразмерность элементов букв по высоте, ширине и углу наклона. Правила соединения букв.Навык звуко-буквенного анализа.
Коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности на основе звуко-буквенного и зрительно-пространственного анализа и синтеза.
5.
Строчная и прописная буквыМм.
1
Графический навык письма строчной и прописной букв Мм.Умение выделять данный звук из слова и соотносить его с соответствующей буквой. Умение соотносить печатную и письменную буквы; соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.
Коррекция зрительного восприятия, пространственных представлений на основе упражнения в практическом конструировании. "Буква сломалась"
6.
Письмо закрытых слогов ам, ум.
1
Навык написания строчной буквы м в слогах. Умение выполнять звуко-буквенный анализ слогов с буквой Мм.Умение правильно располагать буквы на рабочей строке и соединять их в слоги. Правила соединения букв в слогах.
Коррекция внимания, фонематического восприятия. «Звук или слог?»
7.
Письмо прямых и обратных слогов с буквой Мм, слова мама.
1
Умение воспроизводить форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой в слогах, в словах.
Навык звуко-буквенного анализа. Умение правильно располагать буквы на рабочей строке и соединять их в слоги.
Коррекция мышления, памяти, моторных движений на основе написания изученных букв, слогов с изученными буквами, выполнения рисунка по контуру.
8.
Строчная и прописная буква Оо.
1
Графический навык письма строчной и прописной букв Оо. Умение соотносить печатную и письменную буквы.
Коррекция тактильного восприятия (письмо на ладошке). "Угадай букву"
9.
Закрепление написания строчной и прописной буквы Оо. Письмо слогов и слов с буквой Оо.
1
Умение воспроизводить форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой в слогах, в словах.
Навык звуко-буквенного анализа. Перекодирование печатных букв и слогов в рукописные.
Коррекция памяти, ориентировки на плоскости. «Пишу с закрытыми глазами»
10.
Строчная и прописная буква Хх.
1
Графический навык письма строчной и прописной букв Хх. Умение соотносить печатную и письменную буквы; писать букву в соответствии с образцом.
Коррекция зрительного восприятия, мышления на основе соотнесения графических образов печатных и рукописных букв.
11.
Письмо слогов, слов и предложений с буквой Хх.
1
Умение воспроизводить форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой в слогах, в словах.
Навык звуко-буквенного анализа.
Коррекция зрительной памяти (письмо по памяти).
12.
Строчная и прописная буква Сс.
1
Графический навык письма строчной и прописной букв Сс. Умение соотносить печатную и письменную буквы.
Коррекция мелкой моторики на основе выполнения упражнений по обводке рисунка по контуру.
13.
Письмо слогов и слов с буквой Сс.
1
Умение выполнять слоговой и звуко-буквенный анализ слов с буквой Сс.Умение воспроизводить форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой в слогах, в словах.
Строчная буква н. Письмо слогов со строчной буквой н.
1
Графический навык письма строчной буквы н.Навык звуко-буквенного анализа. Умение соотносить печатную и письменную буквы.
Коррекция пространственного восприятия на основе практического конструирования. "Собери букву"
16.
Прописная буква Н.
Составление и запись предложения по картинке и схеме.
1
Графический навык письма прописной буквы Н. Умение соотносить печатную и письменную буквы.Умение при письме соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.
Коррекция речи, мыслительной деятельности на основе составления предложения, определения количества слов в предложении с опорой на схему.
17.
Списывание с рукописного и печатного образца слов и предложений с изученными буквами.
1
Умение соотносить печатные и письменные буквы. Умение выполнять слоговой и звуко-буквенный анализ слов с буквой Нн.
Коррекция речи, мышления на основе упражнений в составлении слов из "разбросанных" букв, слогов.
18.
Строчная буква ы.
1
Графический навык письма строчной буквы ы. Умение соотносить печатную и письменную буквы. Умение воспроизводить форму строчной буквыы и ее соединения с другой буквой в слогах, в словах.
Коррекция слухового восприятия, мышления (письмо слов с пропущенными буквами). "Потерянные буквы"
19.
Составление и запись слогов, слов и предложений с изученными буквами.
1
Умение соотносить печатные и письменные буквы. Навык звуко-буквенного анализа.
Коррекция связной речи на основе составления предложений по схемам с опорой на иллюстрации.
20.
Строчная буква л. Письмо слогов со строчной буквой л.
1
Графический навык письма строчной буквы л. Умение соотносить печатную и письменную буквы. Умение воспроизводить форму строчной буквыл и ее соединения с другой буквой в слогах.
Прописная буква Л. Письмо прямых слогов с заглавной буквой Л.
1
Графический навык письма прописной буквы Л. Умение соотносить печатную и письменную буквы. Умение воспроизводить форму прописной буквыЛ и ее соединения с другой буквой в слогах.
Закрепление написания строчной и прописной буквы Лл , слогов и слов с ней.
1
Умение воспроизводить форму строчной и заглавной буквы Лл и ее соединения с другой буквой в слогах и словах. Навык звуко-буквенного анализа.
Коррекция моторики на основе выполнения упражнений по обводке рисунка по контуру.
23.
Составление и письмослогов, слов и предложений с изученными буквами.
1
Умение соотносить печатные и письменные буквы. Навык звуко-буквенного анализа.
Коррекция мышления, памяти на основе списывания после предварительного анализа и четкого протяжного проговаривания (интонирования) слов и предложений с изученными буквами.
24.
Строчная буква в. Письмо слогов со строчной буквой в.
1
Графический навык письма строчной буквы в. Умение соотносить печатную и письменную буквы. Умение воспроизводить форму строчной буквыви ее соединения с другой буквой в слогах.
Коррекция мышления на основе соотнесения графических образов печатной и рукописной букв.
25.
Прописная буква В. Письмо прямых слогов с заглавной буквой В.
1
Графический навык письма прописной буквы В. Умение соотносить печатную и письменную буквы. Умение воспроизводить форму заглавной буквыВи ее соединения с другой буквой в слогах.
Закрепление написания строчной и прописной буквы Вв, слогов и слов с ней.
1
Графический навык письма строчной и прописной буквы Вв.Умение выполнять слоговой и звуко-буквенный анализ слов с буквой Вв.
Коррекция мышления, памяти на основе списывания после предварительного анализа и четкого протяжного проговаривания (интонирования) слов с изученными буквами.
27.
Списывание с печатного образца слов и предложений с изученными буквами.
1
Умение соотносить печатные и письменные буквы.
Коррекция зрительного восприятия, мышления на основе соотнесения графических образов печатных и рукописных букв.
28.
Строчная и прописная буква Ии.
1
Графический навык письма строчной и прописной букв Ии. Умение соотносить печатную и письменную буквы. Умение воспроизводить форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой в слогах, в словах. Умение при письме соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.
Коррекция мелкой моторики на основе выполнения упражнений по обводке рисунка по контуру, раскрашивания в соответствии с образцом.
29.
Дифференциация ы-и на письме.
1
Уметь дифференцировать звуки [ы] — [и] на слух, в произношении, на письме; читать и писать слоги и слова с буквами, обозначающими данные звуки.
Навык звуко-буквенного анализа.
Коррекция фонематического восприятия.
30.
Составление и написаниеслогов, слов и предложений с изученными буквами.
1
Умение соотносить печатные и письменные буквы; распознавать формы всех изученных письменных букв.Навык звуко-буквенного анализа.
Коррекция зрительного восприятия, мыслительной деятельности на основе определения количества слов в предложении, списывании с печатного и рукописного образца.
№ п\п
Тема урока
Кол-во час.
Элементы содержания.
Основные ЗУН учащихся по теме.
Коррекционная работа
Дата
3 четверть (37 ч)
Букварный период
1.
Строчная и прописная буква Шш.
1
Графический навык письма строчной и прописной букв Ии. Умение соотносить печатную и письменную буквы. Умение воспроизводить форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой в слогах, в словах. Умение при письме соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.
Коррекция мышления, восприятия, пространственных представлений на основе оптического анализа и синтеза букв.
4.
Письмо слов с сочетанием ши.
1
Умение правильно произносить и обозначать на письме сочетание ши. Навык письма слов с изученными буквами.
Коррекция и развитие орфографической зоркости.
5.
Строчная и прописная буква Пп.
1
Графический навык письма строчной и прописной букв Пп. Умение соотносить печатную и письменную буквы. Умение воспроизводить форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой в слогах, в словах.
Коррекция зрительно-моторной координации.
6.
Большая буква в начале предложений и в именах.
1
Знания о правописании прописной буквы в начале предложения, в именах собственных.
Коррекция устной речи на основе построения речевых высказываний.
7.
Списывание с рукописного и печатного образца слов и предложений с изученными буквами.
1
Умение соотносить печатные и письменные буквы; распознавать формы всех изученных письменных букв.Навык звуко-буквенного анализа.
Коррекция мышления, памяти на основе списывания после предварительного анализа и четкого протяжного проговаривания (интонирования) слов и предложений с изученными буквами.
8.
Строчная букват.
1
Графический навык письма строчной буквы т. Навык звуко-буквенного анализа. Умение соотносить печатную и письменную буквы.
Графический навык письма прописной буквы Т. Умение соотносить печатную и письменную буквы. Умение воспроизводить форму заглавной буквыТ и ее соединения с другой буквой в слогах.
Коррекция зрительно-моторной координации.
10.
Дифференциация сходных по написанию букв и слов с ними.
Коррекция мышления, восприятия, пространственных представлений на основе оптического анализа и синтеза букв.
11.
Письмо слов и предложений с изученными буквами.
1
Умение соотносить печатные и письменные буквы; распознавать формы всех изученных письменных букв. Навык звуко-буквенного анализа.
Коррекция зрительного восприятия, мышления на основе соотнесения графических образов печатных и рукописных букв.
12.
Строчная буквак.
1
Графический навык письма строчной буквы к. Навык звуко-буквенного анализа. Умение соотносить печатную и письменную буквы.
Коррекция зрительно-моторной координации.
13.
Прописная буква К.
1
Графический навык письма прописной буквы К. Умение соотносить печатную и письменную буквы. Умение воспроизводить форму заглавной буквы Ки ее соединения с другой буквой в слогах.
Коррекция и развитие зрительно-пространственных представлений, моторной координации.
14.
Письмо слов и предложений с пропущенными буквами.
1
Умение распознавать звук к и соответствующую букву в словах. Навык письма слов, предложений с изученными буквами.
Коррекция зрительной памяти.
15.
Строчная и прописная буква Зз.
1
Графический навык письма строчной и прописной букв Зз. Умение соотносить печатную и письменную буквы. Умение воспроизводить форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой в слогах, в словах.
Графический навык письма строчной и прописной букв Жж. Умение соотносить печатную и письменную буквы. Умение воспроизводить форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой в слогах, в словах.
Уметь дифференцировать звуки [ж] — [ш] на слух, в произношении, на письме; читать и писать слоги и слова с буквами, обозначающими данные звуки.
Навык звуко-буквенного анализа.
Коррекция фонематического восприятия.
27.
Письмо слов с сочетаниями жи-ши.
1
Умение различать, правильно произносить и обозначать на письме сочетания жи-ши. Навык письма слов с изученными буквами.
Коррекция мышления на основе операций сравнения, обобщения.
28.
Строчная буква б.
1
Графический навык письма строчной и прописной букв Бб. Умение соотносить печатную и письменную буквы. Умение воспроизводить форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой в слогах, в словах.
Уметь дифференцировать звуки [д] — [т] на слух, в произношении, на письме; читать и писать слоги и слова с буквами, обозначающими данные звуки.
Навык звуко-буквенного анализа.
Коррекция фонематического восприятия.
32.
Строчная и прописная буква Гг.
1
Графический навык письма строчной и прописной букв Гг. Умение соотносить печатную и письменную буквы. Умение воспроизводить форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой в слогах, в словах.
Уметь дифференцировать звуки [г] — [к] на слух, в произношении, на письме; читать и писать слоги и слова с буквами, обозначающими данные звуки.
Навык звуко-буквенного анализа.
Коррекция фонематического восприятия.
34.
Письмо слов и предложений с изученными буквами.
1
Умение соотносить печатные и письменные буквы; распознавать формы всех изученных письменных букв.Навык звуко-буквенного анализа.
Коррекция мышления, памяти на основе списывания после предварительного анализа и четкого протяжного проговаривания (интонирования) слов и предложений с изученными буквами.
35.
Строчная буква ь.
1
Графический навык письма строчной буквы ь. Умение соотносить печатную и письменную буквы. Умение воспроизводить форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой в слогах, в словах.
Коррекция и развитие зрительно-пространственных представлений, моторной координации.
36.
Написание слов и предложений с печатного образца.
1
Умение соотносить печатные и письменные буквы; распознавать формы всех изученных письменных букв.Навык звуко-буквенного анализа.
Коррекция зрительного восприятия, мыслительной деятельности на основе определения количества слов в предложении, списывании с печатного и рукописного образ
37.
Составление и написаниеслогов, слов и предложений с изученными буквами.
1
№ п\п
Тема урока
Кол-во час.
Элементы содержания.
Основные ЗУН учащихся по теме.
Коррекционная работа
Дата
4 четверть (29 ч)
Букварный период
1.
Строчная и прописная буква Ее.
1
Графический навык письма строчной и прописной букв Ее. Умение соотносить печатную и письменную буквы. Умение воспроизводить форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой в слогах, в словах. Умение при письме соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.
Письмо слов и предложений совставкой пропущенных букв, слогов.
1
Навык звуко-буквенного анализа. Умение распознавать формы всех изученных письменных букв.
Коррекция зрительной памяти.
4.
Составление предложений по схеме и сюжетной картинке. Письмо предложений с письменного образца.
1
Навык языкового анализа и синтеза.Умение распознавать формы всех изученных письменных букв. Навык безошибочного списывания. Умениесоставлять по схеме и записывать собственные предложения, обозначать их границы на письме.
Коррекция зрительного восприятия, мыслительной деятельности на основе определения количества слов в предложении, списывании с рукописного образца.
5.
Строчная и прописная буква Яя.
1
Графический навык письма строчной и прописной букв Яя. Умение соотносить печатную и письменную буквы. Умение воспроизводить форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой в слогах, в словах. Умение при письмесоблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.
Списывание с рукописного и печатного образца слов и предложений с изученными буквами.
1
Умение соотносить печатные и письменные буквы; распознавать формы всех изученных письменных букв.Навык звуко-буквенного анализа
Коррекция зрительного восприятия, мыслительной деятельности на основе определения количества слов в предложении, списывании с рукописного и печатного образца.
7.
Дифференциация а-я на письме.
1
Уметь дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки на слух, в произношении, гласные а-я на письме;читать и писать слоги и слова с буквами, обозначающими данные звуки.
Навык звуко-буквенного анализа.
Коррекция произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания.
8.
Строчная и прописная буква Юю.
1
Графический навык письма строчной и прописной букв Юю. Умение соотносить печатную и письменную буквы. Умение воспроизводить форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой в слогах, в словах. Умение при письме соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.
Дифференциация слогов с твердыми и мягкими согласными на письме.
1
Уметь дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки на слух, в произношении, на письме; читать и писать слоги с буквами, обозначающими данные звуки.
Уметь дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки на слух, в произношении, гласные у-ю на письме; читать и писать слоги и слова с буквами, обозначающими данные звуки.
Навык звуко-буквенного анализа.
Коррекция фонематического восприятия.
11.
Списывание предложений с печатного образца.
1
Умение соотносить печатные и письменные буквы; распознавать формы всех изученных письменных букв.Навык звуко-буквенного анализа. Навык безошибочного списывания.
Коррекция зрительного восприятия, мыслительной деятельности на основе определения количества слов в предложении, списывании с печатного образца.
12.
Строчная и прописная буква Ёё.
1
Графический навык письма строчной и прописной букв Гг. Умение соотносить печатную и письменную буквы. Умение воспроизводить форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой в слогах, в словах. Умение образовывать существительные – названия детёнышей животных по образцу, данному в прописи.
Коррекция зрительно-пространственного восприятия, представлений и ориентировки.
13.
Буква ё как показатель мягкости согласного на письме.
1
Умение обозначать мягкость предыдущего согласного буквой ё; осуществлять письмо слогов и слов с буквой ё; списывать с печатного шрифта; записывать предложения, оформлять его границы.
Коррекция языкового, фонематического анализа и синтеза.
14.
Дифференциация о-ё на письме.
1
Уметь дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки на слух, в произношении, гласные о-ё на письме; читать и писать слоги и слова с буквами, обозначающими данные звуки.
Навык звуко-буквенного анализа.
Коррекция фонематического восприятия.
15.
Строчная и прописная буква Чч.
1
Графический навык письма строчной и прописной букв Чч. Умение соотносить печатную и письменную буквы. Умение воспроизводить форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой в слогах, в словах. Умение при письме соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.
Умение правильно произносить и обозначать на письме слова с буквосочетаниями ча-чу.
Коррекция и развитие орфографической зоркости.
18.
Строчная буква ф.
1
Графический навык письма строчной и прописной букв Фф. Умение соотносить печатную и письменную буквы. Умение воспроизводить форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой в слогах, в словах. Умение при письме соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.
Умение соотносить печатные и письменные буквы; распознавать формы всех изученных письменных букв. Навык звуко-буквенного анализа.
Коррекция мышления, памяти на основе списывания после предварительного анализа и четкого протяжного проговаривания (интонирования) слов и предложений с изученными буквами.
21.
Строчная и прописная буква Цц.Сравнительный анализ написания букв и,ш,ц.
1
Графический навык письма строчной и прописной букв Цц. Умение соотносить печатную и письменную буквы. Умение воспроизводить форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой в слогах, в словах. Умение при письме соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.
Коррекция мышления, восприятия, пространственных представлений на основе оптического анализа и синтеза букв.
22.
Письмо слов со вставкой пропущенной буквы ц.
1
Умение распознавать звук ц и соответствующую букву в словах. Навык письма слов с изученными буквами.
Коррекция зрительной памяти.
23.
Строчная и прописная буква Ээ.Соотнесение печатных и письменных изученных букв.
1
Графический навык письма строчной и прописной букв Ээ. Умение соотносить печатную и письменную буквы. Умение воспроизводить форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой в слогах, в словах.
Коррекция мышления на основе соотнесения графических образов печатной и рукописной букв.
24.
Списывание предложений с рукописного и печатного текста.
1
Умение соотносить печатные и письменные буквы; распознавать формы всех изученных письменных букв.Навык звуко-буквенного анализа. Навык безошибочного списывания.
Коррекция мышления на основе соотнесения графических образов печатной и рукописной букв.
25.
Строчная и прописная буква Щщ.
1
Графический навык письма строчной и прописной букв Щщ. Умение соотносить печатную и письменную буквы. Умение воспроизводить форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой в слогах, в словах. Умение при письме соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.
Различение слогов ча-ща, чу-щу. Письмо слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу.
1
Умение различать, правильно произносить и обозначать на письме сочетания ча-ща, чу-щу. Навык письма слов с изученными буквами.
Коррекция фонематического восприятия.
27.
Строчная буква ъ.
1
Графический навык письма строчной буквыъ. Умение соотносить печатную и письменную буквы. Умение воспроизводить форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой в слогах, в словах.
Коррекция и развитие зрительно-пространственных представлений, моторной координации.
28.
Контрольное списывание текста с печатного образца.
1
Умение соотносить печатные и письменные буквы; распознавать формы всех изученных письменных букв. Навык безошибочного списывания.
Коррекция мышления на основе соотнесения графических образов печатной и рукописной букв.
29.
Работа над ошибками. Закрепление написания изученных букв.
1
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Технические средства обучения.
1. Компьютер.
2. Мультимедиапроектор.
3. Интерактивная доска.
Учебно-практическое оборудование.
1. Классная доска
2. Магнитная доска.
3. Касса букв.
4. Наборное полотно.
5. Касса слогов.
6. Слоговые таблицы.
7. Комплект для обучения грамоте (образцы письменных букв).
8. Алфавит.
Информационно-образовательные ресурсы.
1. Дидактический демонстрационный материал.
2. Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания (анимированный плакат «Письменные буквы»).
3. Тематические мультимедийные презентации.
4. Интернет – ресурсы.
Учебно-методический комплекс.
1. Пропись. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Для 1 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, в 3 частях. 2017 г.
Дидактический материал для занятий в добукварный период, 1 класс. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва, «Просвещение» 2016г.
3. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Обучение грамоте. Методические рекомендации. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва, «Просвещение» 2016г.