Адаптированная рабочая программа по предмету окружающий мир вариант 7.1
Адаптированная рабочая программа по предмету окружающий мир вариант 7.1
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для обучающихся 2 класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", на основании требований Федерального государственного стандарта начального общего образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по предмету окружающий мир вариант 7.1»
Приложение
к адаптированной основной общеобразовательной программе
начального общего образования
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету Окружающий мир
для 2-х классов
вариант 7.1
Составитель: Глаголева Ю.М.
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
2020 – 2021 учебный год
Планируемы результаты освоения учебного предмета, курса
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для обучающихся 2 класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (с изменениями и дополнениями), Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15) (авторы А.А. Плешаков «Окружающий мир. 1–4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»), Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №6» на 2018-2022 годы, утвержденной приказом директора от 31.08.2018 № 666-о. Адаптированной образовательной программы начального общего образования, утверждённой приказом директора от 31.08.2020 №453-о.
Курс окружающего мира направлен на достижение следующих целей:
-формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Основными направлениями коррекционной работы: удовлетворение особых образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи.
Основная задача педагога – оказание психолого-педагогической поддержки учащегося с ЗПР. Психолого-педагогическая поддержка предполагает: помощь в формировании адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями; работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе; поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе; помощь в освоении нового учебного материала на уроке и, при необходимости индивидуальной коррекционной помощи в освоении предмета, курса; обеспечение учащемуся успеха в доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в целом.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР (вариант 7.1).
Учащиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация.
Все учащиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех учащихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у учащихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР.
К общим потребностям относятся:
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий, обучающихся с задержкой психического развития;
профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;
обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных.
Общая характеристика учебного предмета
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Окружающий мир» основных задач образовательной области «Обществознания и естествознания»:
формирование первоначальных представлений о многообразии и целостности мира;
развитие уважения к миру;
развитие коммуникативных умений;
развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе мироустройства;
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к природе, стремления совершенствовать окружающий мир.
Особенности организация учебной деятельности учащихся с ЗПР.
Основополагающими в работе учителя с детьми с ЗПР, являются дятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:
-признание обучения и воспитания как единого процесса организации познавательной, речевой и предметно-практической деятельности учащихся с ОВЗ, обеспечивающего овладение ими содержанием образования (системой знаний, опытом разнообразной деятельности и эмоционально-личностного отношения к окружающему социальному и природному миру), в качестве основного средства достижения цели образования;
-признание того, что развитие личности учащихся с ОВЗ зависит от характера организации доступной им учебной деятельности;
-развитие личности учащихся с ОВЗ в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации;
-разработку содержания и технологий НОО учащихся с ОВЗ, определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;
-ориентацию на результаты образования, как системообразующий компонент деятельности педагога, где общекультурное и личностное развитие учащегося с ОВЗ составляет цель и основной результат получения НОО;
-реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего развитие способностей каждого учащегося, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
-разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого учащегося с ОВЗ, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Окружающий мир» в 2 классе- 2 часа в неделю (68 часов в год)
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценность добра – осознание себя, как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
- учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательныеуниверсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть рядом общих приёмов решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты:
1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2. Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Человек и природа
Обучающийся научится:
- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
- использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
- моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Человек и общество
Обучающийся научится:
- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
- используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
-называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
-различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
-приводить примеры народов России;
-сравнивать город и село, городской и сельский дома;
-различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
-оценивать отношение людей к окружающему миру;
-различать объекты и явления неживой и живой природы;
-находить связи в природе, между природой и человеком;
-проводить наблюдения и ставить опыты;
-измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
-определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
-сравнивать объекты природы, делить их на группы;
-ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
-находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
-соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
-различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
-прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
-узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение; различать виды транспорта;
-приводить примеры учреждений культуры и образования;
-определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
-различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
-правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
-соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
-различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
-соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
-правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
-оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
-приводить примеры семейных традиций;
-соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
-различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
-ориентироваться на местности разными способами;
-различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
-различать водные объекты, узнавать их по описанию;
-читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
-находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
-различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны
Содержание учебного предмета
Раздел
Темы
Где мы живем?
Повторение изученного в первом классе. Родная страна. Город и село. Природа и предметы, созданные человеком. Природа в опасности! Тестовая работа по теме: «Где мы живём»
Природа
Живая и неживая природа. Явления природы. Что такое погода? В гости к осени. Звёздное небо. Заглянем в кладовые Земли. Про воздух… …И про воду. Какие бывают растения. Какие бывают животные. Невидимые нити. Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные. Комнатные растения. Про кошек и собак. Красная книга. Будь природе другом! Проектная работа по теме: «Красная книга, или Возьмём под защиту». Обобщение по теме «Природа». Тестовая работа по теме: «Природа»
Жизнь города и села
Что такое экономика. Что из чего сделано. Как построить дом. Какой бывает транспорт. Все профессии важны. В гости к зиме. Проектная работа по теме: «Профессии». Обобщение по теме «Жизнь города и села». Тестовая работа по теме: «Что такое экономика»
Здоровье и безопасность
Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля! Домашние опасности! Пожар! На воде и в лесу. Опасные незнакомцы. Проектная работа по теме: «Подробнее о лесных опасностях». Тестовая работа по теме: «Здоровье и безопасность»
Общение
Наша дружная семья. В школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья. Мы - зрители и пассажиры. Проектная работа по теме: «Родословная» Тестовая работа по теме: «Общение»
Путешествия
Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Формы земной поверхности. Водные богатства. В гости к весне. Россия на карте. Путешествие по Москве. Московский Кремль и Красная площадь. Город на Неве. Земля на карте. Итоговая контрольная работа. Путешествие по материкам и частям света. Страны мира. Путешествие в космос. Тестовая работа по теме: «Путешествие»
Повторение
Впереди лето. Повторение по теме: «Природа». Повторение по теме: «Здоровье и безопасность»
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№
урока
Раздел/
количество часов
Тема урока
Основные виды учебной деятельности обучающихся
1
Где мы живем (6 час)
Повторение изученного в первом классе. Родная страна
- обнаруживают простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определяют характер взаимоотношений человека и природы, находят примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
- понимают необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; используют знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
- используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, -строят монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой
- допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывают разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулируют собственное мнение и позицию;
- договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
2
Город и село
3
Природа и предметы, созданные человеком
4
Природа в опасности!
5
Проектная работа по теме: «Родной город, село»
6
Обобщение по теме: «Где мы живём»
7
Природа
(19 часов)
Неживая и живая природа
узнают изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- описывают на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделяют их существенные признаки;
- сравнивают объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводят простейшую классификацию изученных объектов природы;
- проводят несложные наблюдения в окружающей среде и ставят опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- используют естественнонаучные текст, различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
- используют готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
строят понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задают вопросы;
- контролируют действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
8
Явления природы
9
Что такое погода
10
В гости к осени
11
Звёздное небо
12
Заглянем в кладовые Земли
13
Про воздух…
14
И про воду
15
Какие бывают растения
16
Какие бывают животные
17
Невидимые нити
18
Дикорастущие и культурные растения
19
Дикие и домашние животные
20
Комнатные растения
21
Про кошек и собак
22
Красная книга
23
Будь природе другом!
24
Проектная работа по теме: «Красная книга, или Возьмём под защиту»
25
Обобщение по теме «Природа»
26
Жизнь села и города (8ч)
Что такое экономика
- сравнивают объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводят простейшую классификацию изученных объектов природы;
- проводят несложные наблюдения в окружающей среде и ставят опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, -строят монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой
- допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
27
Что из чего сделано
28
Как построить дом
29
Какой бывает транспорт
30
Все профессии важны
31
В гости к зиме
32
Проектная работа по теме: «Профессии»
33
Обобщение по теме «Жизнь города и села»
34
Здоровье и безопасность(9ч)
Строение тела человека
- обнаруживают простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определяют характер взаимоотношений человека и природы, находят примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
- понимают необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; используют знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
- используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, -строят монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой
- допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывают разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулируют собственное мнение и позицию;
- договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
35
Если хочешь быть здоров
36
Берегись автомобиля!
37
Домашние опасности!
38
Пожар!
39
На воде и в лесу
40
Опасные незнакомцы
41
Проектная работа по теме: «Подробнее о лесных опасностях»
42
Обобщение по теме: «Здоровье и безопасность»
43
Общение (7ч)
Наша дружная семья
- принимают и сохраняют учебную задачу;
- учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату;
- обнаруживают простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определяют характер взаимоотношений человека и природы, находят примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
- понимают необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; используют знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
- используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач
44
В школе
45
Правила вежливости
46
Ты и твои друзья
47
Мы - зрители и пассажиры
48
Проектная работа по теме: «Родословная»
49
Обобщение по теме: «Общение»
50
Путешествие (19ч)
Посмотри вокруг
оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различают способ и результат действия;
- вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, используют предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,
понимают необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; используют знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
- используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, -строят монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой
- допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
51
Ориентирование на местности
52
Формы земной поверхности
53
Водные богатства
54
В гости к весне
55
Россия на карте
56
Путешествие по Москве
57
Московский Кремль и Красная площадь
58
Город на Неве
59
Земля на карте
60
Итоговая контрольная работа
61
Путешествие по материкам и частям света
62
Страны мира
63
Впереди лето
64
Проектная работа по теме: «Города России»
65
Проектная работа по теме: «Страны мира»
66
Обобщение по теме: «Путешествие»
67
Урок-повторение «Что мы узнали и чему научились за год»
68
Урок-повторение «Что мы узнали и чему научились за год»
Тематическое планирование
по окружающему миру
2 а класс
2020 - 2021 учебный год
Количество часов в неделю: 2
Количество часов в год: 68
Количество контрольных работ: 1
Учитель: Глаголева Ю.М.
№ п/п
Раздел/Тема урока
Запланировано
Проведено
фактически
Количество часов
Дата
Количество часов
Дата
Раздел: «Где мы живем»
Количество часов на изучение раздела: 6
Повторение изученного в первом классе. Родная страна
1
Город и село
1
Природа и предметы, созданные человеком
1
Природа в опасности!
1
Проектная работа по теме: «Родной город, село»
1
Обобщение по теме: «Где мы живём»
1
Раздел: «Природа»
Количество часов на изучение раздела: 19
Неживая и живая природа
1
Явления природы
1
Что такое погода
1
В гости к осени
1
Звёздное небо
1
Заглянем в кладовые Земли
1
Про воздух…
1
…И про воду
1
Какие бывают растения
1
Какие бывают животные
1
Невидимые нити
1
Дикорастущие и культурные растения
1
Дикие и домашние животные
1
Комнатные растения
1
Про кошек и собак
1
Красная книга
1
Будь природе другом!
1
Проектная работа по теме: «Красная книга, или Возьмём под защиту»
1
Обобщение по теме «Природа»
1
Раздел: «Жизнь города и села»
Количество часов на изучение раздела: 8
Что такое экономика
1
Что из чего сделано
1
Как построить дом
1
Какой бывает транспорт
1
Все профессии важны
1
В гости к зиме
1
Проектная работа по теме: «Профессии»
1
Обобщение по теме «Жизнь города и села»
1
Раздел: «Здоровье и безопасность».
Количество часов на изучение раздела: 9
Строение тела человека
1
Если хочешь быть здоров
1
Берегись автомобиля!
1
Домашние опасности!
1
Пожар!
1
На воде и в лесу
1
Опасные незнакомцы
1
Проектная работа по теме: «Подробнее о лесных опасностях»
1
Обобщение по теме: «Здоровье и безопасность»
1
Раздел: «Общение».
Количество часов на изучение раздела: 7
Наша дружная семья
1
В школе
1
Правила вежливости
1
Ты и твои друзья
1
Мы - зрители и пассажиры
1
Проектная работа по теме: «Родословная»
1
Обобщение по теме: «Общение»
1
Раздел: «Путешествие».
Количество часов на изучение раздела: 19
Посмотри вокруг
1
Ориентирование на местности
1
Формы земной поверхности
1
Водные богатства
1
В гости к весне
1
Россия на карте
1
Путешествие по Москве
1
Московский Кремль и Красная площадь
1
Город на Неве
1
Земля на карте
1
Итоговая контрольная работа
1
Путешествие по материкам и частям света
1
Страны мира
1
Впереди лето
1
Проектная работа по теме: «Города России»
1
Проектная работа по теме: «Страны мира»
1
Обобщение по теме: «Путешествие»
1
Урок-повторение «Что мы узнали и чему научились за год»
1
Урок-повторение «Что мы узнали и чему научились за год»
1
Контрольно – измерительный материал 2 класс по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ
3 . Укажи, в какое время года можно наблюдать набухание почек, появление листьев, прилёт птиц?
зимой весной летом осенью
4. В какой группе перечислены только дикие животные?
лошадь, кошка, пчела, барсук
крот, лось, ёж, кабан
лягушка, собака, курица, овца
заяц, белка, олень, корова
5 . Определи, кто не входит в группу птиц.
сокол петух шмель гусь
6 . Определи, кто не входит в группу зверей.
корова медведь лебедь кролик
7 . Определи, кто не входит в группу рыб.
карась сом черепаха окунь
8. Для чего нужен термометр?
для определения сторон горизонта
для определения температуры
для измерения длины
9 .Укажи, что обозначает одно маленькое деление на термометре. один миллиметр один шаг один градус один сантиметр
10. Узнай зверя.
К зиме этот зверь меняет свою шубку на серую и более тёплую. У него пушистый хвост. Гнездо строит в развилках веток или дуплах деревьев, стенки гнезда выстилает мхом. К зиме делает запасы : орехи, грибы...
Ответ______________________
11. Допиши предложение.
Название нашей страны – _____________________.
1 2. Найди высказывание, которое относится к правилам друзей природы. выпавших из гнезда птенцов надо забрать домой в лесу надо соблюдать тишину бабочек лучше всего ловить сачком
13. Пронумеруй дни недели в правильной последовательности (начиная с понедельника):
14. Пронумеруй месяцы в правильной последовательности (начиная с января):
Октябрь Март Февраль Декабрь Апрель Ноябрь
Июнь Сентябрь Май Январь Август
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Информационно-методические ресурсы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г.
№ 1598
УМК «Школа России», Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа, в 2 ч. М.: Просвещение, 2019.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.Ч.1. – М.: Просвещение, 2019.
Сборник рабочих программ «Школа России» (1-4 классы) в двух частях. ч.1, М.: Просевещение,2019г.
Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с аудиприл. на электрон. носителе. в 2 ч. / -12-е изд.- М., Просвещение, 2020
Технические средства
Компьютер. Принтер. Интерактивная доска. Проектор для интерактивной доски. Документ-камера. Мобильный класс. Компьютерные и информационные средства. Веб-камера.