Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа " Мир природы и человека"»
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Мир природы и человека
Уровень изучения корекционно - развивающий
Класс: 2 «Д»
Учитель начальных классов
Муромская Лилия Семеновна
2020 /2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка
Рабочая АООП НОО по предмету «Мир природы и человека» для обучающихся с умственной отсталостью вариант 1 составлена на основании:
Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)
Так же использованы:
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией И.М. Бгажноковой. – М., Просвещение, 2013.
Н.Б. Матвеева «Живой мир». 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2013г.
Цели: формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Задачи:
Уточнять имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных её элементах.
На основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды.
Выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные.
Формировать эстетические потребности путем наблюдения за природой родного края.
Формировать знания обучающихся о природе своего края.
Формировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить обучающихся бережному отношению к природе.
Обоснование выбора содержания
Знакомство с началами наук дает ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Мир природы и человека» создает фундамент значительной части предметов основной школы: биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий картину природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удается решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Общая характеристика учебного предмета
«Мир природы и человека»
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых школьников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, которые находятся вне поля их чувственного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения.
Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдая за погодой и сезонными изменениями в природе, расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.
Место учебного предмета в учебном плане.
Предмет «Мир природы и человека» входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью раздела «Естествознание» и реализуется в урочной деятельности в соответствии с правилами и нормами САНПИНа.
На изучение предмета «Мир природы и человека» во 2 классе по учебному плану отводится:
• количество часов в неделю - 1;
• количество часов в год – 34.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
«Мир природы и человека».
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Развитие ценностно–смысловой ориентацией обучающихся; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Личностные:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Предметные результаты:
Усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (доступных для осознания младшими школьниками);
Сформированность умения наблюдать, исследовать явления и объекты
окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов и характеризовать факты и события культуры, истории общества, религии;
Сформированность умения работать с информацией, представленной в
разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, определитель, схема);
Способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в
учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника, взрослого) при общении и взаимодействии, допуская возможность существования у партнера другой точки зрения, в том числе не совпадающей с его собственной точкой зрения.
Базовые учебные действия:
Коммуникативные:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
Регулятивные:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из за парты и т. д.);
работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Познавательные:
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
устанавливать видородовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
читать.
Уровни овладения предметными результатами.
Минимальный уровень:
представления о назначении объектов изучения;
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам (видо - родовые понятия);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;
адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
знание отличительных существенных признаков групп объектов;
знание правил гигиены органов чувств;
знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.
ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
выполнение доступных природоохранительных действий;
готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.
Содержание курса:
1. Сезонные изменения в неживой природе.
Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.
Названия времен года, знакомство с названиями месяцев.
Наблюдения за изменением положения солнца в течении суток (утро, день, вечер, ночь).
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дожди, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их описание в речи.
2. Растения и животные в разные времена года.
Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разные времена года. Тополь, дуб, сирень, калина, шиповник.
Увядание и появление трав, цветов. Одуванчик, ландыш.
Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока.
Появление весной грачей, скворцов.
Животные в разные времена года: лиса, белка, еж.
Рыбы зимой.
3. Труд человека в разное время года.
Работа в саду, огороде.
Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов.
Детские игры в природе. Предупреждение травм, несчастных случаев.
Неживая природа.
Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные представления о температуре; термометре, как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная.
Значение воды для жизни растений, животных, человека.
Вода в природе: дождь, снег, лед; река, озеро (пруд), болото.
Живая природа.
1.Растения.
Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3-4 растения).
Части растений: корень, стебель, лист, цветок.
Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла.
Растения влаголюбивые, засухоустойчивые (традесканция и кактус).
Светолюбивые и тенелюбивые растения (фиалка и традесканция).
Уход за комнатными растениями.
Огород. Овощи (3-5 названий). Названия и признаки.Особенности произрастания. Овощи в питании человека.
Сад. Фрукты (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека.
Растения садов и огородов своей местности.
Уход за растениями сада и огорода.
2. Животные.
Сравнение домашних животных и их диких сородичей. Кошка - рысь. Собака - волк. Внешний вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища.
Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.
Отношение человека к животным.
Рыбы (2-3 названия рыб, распространенных в данной местности).
Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.
Польза от рыболовства и охрана рыбных угодий.
3. Человек
Гигиена тела человека, закаливание.
Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления).
Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.
Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.
Повторение.
Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления:
о простейших свойствах воды, ее значении для жизни растений, животных, человека;
о растениях сада и огорода, их отличии;
о разнообразии животного мира; образе жизни и повадках диких и домашних животных;
о роли питания в жизни человека; гигиенических правилах;
о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека;
о значении воды, тепла, света в жизни растений и животных.
Учебно - методическое обеспечение. 1. Учебник "Живой мир"авторы: Н.Б.Матвеева, М. С. Котина, Т.О. Куртова, Москва "Просвещение", 2. Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007. 3. Е. Ю. Сухаревская “Окружающий мир. Справочник для ученика начальной школы». 1-4й классы. «Легион». Ростов-на Дону, 2010. 4.
Календарно-тематическое планирование "Мир природы и человека" 2 класс
№
Тема раздела
Тема урока
Дата
Кол-во часов
Планируемые
результаты
Основные виды деятельности обучющихся
Коррекция
Предметные
Личностные
1 четверть
8
1
Сезонные изменения.Экскурсия в природу.
Влияние солнца на смену времен года.
1
Привить любовь к природе; знать о предметах ближайшего окружения.
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
Наблюдения в природе.
2
Сутки
Долгота дня летом и зимой.
1
Знать из каких частей состоят сутки
Знать части суток
Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;
Работа с учебником.
3
Времена года. Осень.
Растения осенью.
1
Знать названия осенних месяцев, признаки осени
Знать названия осенних месяцев, признаки осени
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
Наблюдения в природе.
4
Животные осенью.
1
Знать названия животных и птиц; знать какую функцию выполняют птицы
Работа с наглядным материалом.
5
Занятия людей осенью.
1
Знать как следить за своим здоровьем; знать какую одежду выбирать осенью; знать, что "осень"- пора сбора и урожая.
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.
Работа с раздаточным материалом; составление предложений о опорным картинкам.
6
Зима . Зимние месяцы.
1
знать названия зимних месяцев, признаки зимы
ценностное отношение к природе;
Работа с сюжетными картинками, работа с учебником.
7
Растения зимой.
1
знать названия деревьев и кустарников
бережное отношение к живым организмам, способность сочувствовать природе и её обитателям;
Наблюдения в природе.
8
Животные зимой.
Занятие людей зимой.
1
знать названия животных и птиц; знать какие животные остаются зимовать
элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
Составление предложений по опорным картинкам; отвечать на вопросы.
Занятие людей зимой.
знать необходимые условия для жизни животных; знать какую одежду выбирать зимой; какие игры можно играть.
овладение умениями ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Работа с учебником.
2 четверть
7
1
Весна .Весенние месяцы.
1
Знать и называть весенние месяцы; знать что происходит с природой.
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
Отгадывать загадки, чтение стихов
2
Растения весной.
1
знать названия деревьев и кустарников
Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;
Работа с раздаточным материалом
3
Животные весной
1
знать названия диких животных
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением.
Отгадывание загадок, чтение рассказов
4
Занятие людей весной
1
знать какие работы проводятся в огороде весной.
бережное отношение к живым организмам, способность сочувствовать природе и её обитателям;
Работа с учебником
5
Лето. Летние месяцы.
1
Знать летние месяцы;- уметь называть летние месяцы
ценностное отношение к природе;
Отгадывание загадок, чтение стихов
6
Растения летом.
1
Знать название растений; уметь ухаживать за растениями
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.
Работа с раздаточным материалом
7
Животные летом.
1
уметь отличать диких животных и птиц
Составлять предложения по опорным картинкам; работать с учебником.
3 четверть
9
1
Занятие людей летом
1
Знать какие работы проводятся летом в огороде.
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
Определение времени года по сюжетным картинкам, работа с учебником, отвечать на вопросы.
2
Вода .Свойства воды.
1
Знать свойства воды; знать когда и как можно использовать воду.
ценностное отношение к природе;
Делать опыты
3
Температура воды . Вода в природе.
1
Знать о важности воды; знать откуда идет вода в природе; знать значение воды.
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей
Делать опыты, работать в рабочей тетради
4
Растения. Части растений.
1
-знать части растения; знать что необходимо растениям.
ценностное отношение к природе;
Определение сходства и различия растений по графической схеме.
5
Растения. Комнатные растения. Части растений.
1
Знать и называть комнатные растения; знать и показать части растений.
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением.
Составление предложений по картинкам, зарисовка в рабочих тетрадях
6
Жизнь растений.
1
Знать , что необходимо для роста растений
ценностное отношение к природе;
Составление рассказа "Жизнь растения"
7
Растения. Уход за комнатными растениями.
1
знать влаголюбивые и засухоустойчивые растения
-знать растения светолюбивые и тенелюбивые
Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;
Уход за комнатными растениями.
8
Огород .Овощи. Овощи в питании человека.
1
знать правила высаживания семян овощей
-знать значение овощей в питании
элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
раздаточным материалом; работа с учебником и с рабочей тетрадью
9
Сад . Фрукты. Фрукты в питании человека.
1
знать 2-3 фруктовых дерева
Знать значение фруктов в питании
ценностное отношение к природе;
Отвечать на вопросы, работать с рабочей тетрадью
4 четверть
8
1
Уход за растениями сада и огорода.
1
знать правила ухода за растениями;
уметь ухаживать за растениями
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
Ухаживать за растениями школьного сада
2
Животные и их породы.
1
-знать повадки кошек, рыси; знать 2/3 породы кошек
Знать повадки собаки
Волка; знать их породы.
Уметь
использовать в речи новые понятия.
Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;
Работа с учебником и с рабочей тетрадью, составлять рассказ по плану
3
Рыбы: внешний вид, среда обитания.
1
знать несколько названий рыб, части тела рыб
Знать как размножаются рыбы;
уметь использовать в речи новые понятия
-уметь составлять рассказ по плану.
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей
Работа с раздаточным материалом
4
Гигиена тела человека.
1
Знать правила гигиены; уметь следить за гигиеной; уметь использовать в речи новые понятия
элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
Уход за своим телом
5
Органы пищеварения. Питание человека.
1
знать названия органов пищеварения
-знать полезные продукты
-знать полезные и вредные продукты
-знать главные правила питания;
уметь называть полезные и вредные продукты
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением.
Работа с учебником, отвечать на вопросы учителя, давать полные ответы
6
Профилактика отравлений.
1
знать правила гигиены; знать оказать первую помощь при отравление
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
Работа с учебником
7
Повторение изученного материала.
3
Знать пройденный материал; показать свои знания на практике; Уметь слушать учителя, отвечать на вопросы; уметь работать самостоятельно.
овладение умениями ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Выполнение самостоятельной работы, работа в рабочих тетрадях