kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптированная рабочая программа " Мир природы и человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана для ученика  VIII вида. Занятия по этому предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа " Мир природы и человека"»







АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Мир природы и человека

Уровень изучения корекционно - развивающий





Класс: 2 «Д»



Учитель начальных классов

Муромская Лилия Семеновна



2020 /2021 УЧЕБНЫЙ ГОД







Пояснительная записка

Рабочая АООП НОО по предмету «Мир природы и человека» для обучающихся с умственной отсталостью вариант 1 составлена на основании:

  • Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью

  • Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)

Так же использованы:

  • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией И.М. Бгажноковой. – М., Просвещение, 2013.

  • Н.Б. Матвеева «Живой мир». 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2013г.



Цели: формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Задачи:

  • Уточнять имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных её элементах.

  • На основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды.

  • Выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные.

  • Формировать эстетические потребности путем наблюдения за природой родного края.

  • Формировать знания обучающихся о природе своего края.

  • Формировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить обучающихся бережному отношению к природе.

Обоснование выбора содержания

Знакомство с началами наук дает ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Мир природы и человека» создает фундамент значительной части предметов основной школы: биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий картину природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удается решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.



Общая характеристика учебного предмета

«Мир природы и человека»

Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых школьников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, которые находятся вне поля их чувственного опыта.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения.

Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдая за погодой и сезонными изменениями в природе, расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.



Место учебного предмета в учебном плане.

Предмет «Мир природы и человека» входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью раздела «Естествознание» и реализуется в урочной деятельности в соответствии с правилами и нормами САНПИНа.

На изучение предмета «Мир природы и человека» во 2 классе по учебному плану отводится:

• количество часов в неделю - 1;

• количество часов в год – 34.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

«Мир природы и человека».

Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Развитие ценностно–смысловой ориентацией обучающихся; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Личностные:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Предметные результаты:

  • Усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов,

процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (доступных для осознания младшими школьниками);

  • Сформированность умения наблюдать, исследовать явления и объекты

окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов и характеризовать факты и события культуры, истории общества, религии;

  • Сформированность умения работать с информацией, представленной в

разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, определитель, схема);

  • Способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в

учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника, взрослого) при общении и взаимодействии, допуская возможность существования у партнера другой точки зрения, в том числе не совпадающей с его собственной точкой зрения.

Базовые учебные действия:

Коммуникативные:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель класс);

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.

Регулятивные:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;

  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользоваться учебной мебелью;

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из за парты и т. д.);

  • работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;

  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Познавательные:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

  • устанавливать видородовые отношения предметов;

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • читать.











Уровни овладения предметными результатами.

Минимальный уровень:

  • представления о назначении объектов изучения;

  • узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

  • отнесение изученных объектов к определенным группам (видо - родовые понятия);

  • называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;

  • представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

  • знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;

  • знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;

  • ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;

  • составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;

  • адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

Достаточный уровень:

  • представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

  • узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;

  • отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;

  • развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;

  • знание отличительных существенных признаков групп объектов;

  • знание правил гигиены органов чувств;

  • знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

  • готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.

  • ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;

  • выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

  • проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;

  • соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;

  • выполнение доступных природоохранительных действий;

  • готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.








Содержание курса:


1. Сезонные изменения в неживой природе.

Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.

Названия времен года, знакомство с названиями месяцев.

Наблюдения за изменением положения солнца в течении суток (утро, день, вечер, ночь).

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дожди, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их описание в речи.


2. Растения и животные в разные времена года.

Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разные времена года. Тополь, дуб, сирень, калина, шиповник.

Увядание и появление трав, цветов. Одуванчик, ландыш.

Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока.

Появление весной грачей, скворцов.

Животные в разные времена года: лиса, белка, еж.

Рыбы зимой.

3. Труд человека в разное время года.

Работа в саду, огороде.

Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов.

Детские игры в природе. Предупреждение травм, несчастных случаев.



Неживая природа.

Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные представления о температуре; термометре, как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная.

Значение воды для жизни растений, животных, человека.

Вода в природе: дождь, снег, лед; река, озеро (пруд), болото.

Живая природа.

1.Растения.

Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3-4 растения).

Части растений: корень, стебель, лист, цветок.

Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла.

Растения влаголюбивые, засухоустойчивые (традесканция и кактус).

Светолюбивые и тенелюбивые растения (фиалка и традесканция).

Уход за комнатными растениями.

Огород. Овощи (3-5 названий). Названия и признаки.Особенности произрастания. Овощи в питании человека.

Сад. Фрукты (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека.

Растения садов и огородов своей местности.

Уход за растениями сада и огорода.

2. Животные.

Сравнение домашних животных и их диких сородичей. Кошка - рысь. Собака - волк. Внешний вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища.

Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.

Отношение человека к животным.

Рыбы (2-3 названия рыб, распространенных в данной местности).

Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.

Польза от рыболовства и охрана рыбных угодий.

3. Человек

Гигиена тела человека, закаливание.

Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления).

Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.

Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.

Повторение.

Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления:

  • о простейших свойствах воды, ее значении для жизни растений, животных, человека;

  • о растениях сада и огорода, их отличии;

  • о разнообразии животного мира; образе жизни и повадках диких и домашних животных;

  • о роли питания в жизни человека; гигиенических правилах;

  • о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека;

  • о значении воды, тепла, света в жизни растений и животных.


Учебно - методическое обеспечение. 1 . Учебник "Живой мир"авторы: Н.Б.Матвеева, М. С. Котина, Т.О. Куртова, Москва "Просвещение", 2. Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007. 3. Е. Ю. Сухаревская “Окружающий мир. Справочник для ученика начальной школы». 1-4й классы. «Легион». Ростов-на Дону, 2010. 4.

Календарно-тематическое планирование "Мир природы и человека" 2 класс

Тема раздела

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Планируемые

результаты

Основные виды деятельности обучющихся

Коррекция

Предметные

Личностные


1 четверть


8





1

Сезонные изменения. Экскурсия в природу.

Влияние солнца на смену времен года.


1

Привить любовь к природе; знать о предметах ближайшего окружения.

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

Наблюдения в природе.


2

Сутки

Долгота дня летом и зимой.


1

Знать из каких частей состоят сутки

Знать части суток

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;


Работа с учебником.


3

Времена года. Осень.

Растения осенью.


1

Знать названия осенних месяцев, признаки осени

Знать названия осенних месяцев, признаки осени

понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

Наблюдения в природе.


4

Животные осенью.


1

Знать названия животных и птиц; знать какую функцию выполняют птицы


Работа с наглядным материалом.


5

Занятия людей осенью.


1

Знать как следить за своим здоровьем; знать какую одежду выбирать осенью; знать, что "осень"- пора сбора и урожая.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.

Работа с раздаточным материалом; составление предложений о опорным картинкам.


6

Зима . Зимние месяцы.


1

знать названия зимних месяцев, признаки зимы

ценностное отношение к природе;

Работа с сюжетными картинками, работа с учебником.


7

Растения зимой.


1

знать названия деревьев и кустарников

бережное отношение к живым организмам, способность сочувствовать природе и её обитателям;

Наблюдения в природе.


8

Животные зимой.

Занятие людей зимой.


1

знать названия животных и птиц; знать какие животные остаются зимовать

элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;


Составление предложений по опорным картинкам; отвечать на вопросы.



Занятие людей зимой.



знать необходимые условия для жизни животных; знать какую одежду выбирать зимой; какие игры можно играть.

овладение умениями ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.


Работа с учебником.



2 четверть


7





1

Весна .Весенние месяцы.


1

Знать и называть весенние месяцы; знать что происходит с природой.

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

Отгадывать загадки, чтение стихов


2

Растения весной.


1

знать названия деревьев и кустарников

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

Работа с раздаточным материалом


3

Животные весной


1

знать названия диких животных

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением.

Отгадывание загадок, чтение рассказов


4

Занятие людей весной


1

знать какие работы проводятся в огороде весной.

бережное отношение к живым организмам, способность сочувствовать природе и её обитателям;

Работа с учебником


5

Лето. Летние месяцы.


1

Знать летние месяцы;- уметь называть летние месяцы

ценностное отношение к природе;

Отгадывание загадок, чтение стихов


6

Растения летом.


1

Знать название растений; уметь ухаживать за растениями

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.

Работа с раздаточным материалом


7

Животные летом.


1

уметь отличать диких животных и птиц


Составлять предложения по опорным картинкам; работать с учебником.




3 четверть


9





1

Занятие людей летом


1

Знать какие работы проводятся летом в огороде.

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

Определение времени года по сюжетным картинкам, работа с учебником, отвечать на вопросы.


2

Вода .Свойства воды.


1

Знать свойства воды; знать когда и как можно использовать воду.

ценностное отношение к природе;

Делать опыты


3

Температура воды . Вода в природе.


1

Знать о важности воды; знать откуда идет вода в природе; знать значение воды.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей

Делать опыты, работать в рабочей тетради


4

Растения. Части растений.


1

-знать части растения; знать что необходимо растениям.

ценностное отношение к природе;

Определение сходства и различия растений по графической схеме.


5

Растения. Комнатные растения. Части растений.


1

Знать и называть комнатные растения; знать и показать части растений.

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением.

Составление предложений по картинкам, зарисовка в рабочих тетрадях


6

Жизнь растений.


1

Знать , что необходимо для роста растений

ценностное отношение к природе;

Составление рассказа "Жизнь растения"


7

Растения. Уход за комнатными растениями.


1

знать влаголюбивые и засухоустойчивые растения

-знать растения светолюбивые и тенелюбивые

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

Уход за комнатными растениями.


8

Огород .Овощи. Овощи в питании человека.


1

знать правила высаживания семян овощей

-знать значение овощей в питании

элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;


раздаточным материалом; работа с учебником и с рабочей тетрадью


9

Сад . Фрукты. Фрукты в питании человека.


1

знать 2-3 фруктовых дерева

Знать значение фруктов в питании

ценностное отношение к природе;

Отвечать на вопросы, работать с рабочей тетрадью



4 четверть


8





1

Уход за растениями сада и огорода.


1

знать правила ухода за растениями;

уметь ухаживать за растениями

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

Ухаживать за растениями школьного сада


2

Животные и их породы.


1

-знать повадки кошек, рыси; знать 2/3 породы кошек

Знать повадки собаки

Волка; знать их породы.

Уметь

использовать в речи новые понятия.

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

Работа с учебником и с рабочей тетрадью, составлять рассказ по плану


3

Рыбы: внешний вид, среда обитания.


1

знать несколько названий рыб, части тела рыб

Знать как размножаются рыбы;

уметь использовать в речи новые понятия

-уметь составлять рассказ по плану.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей

Работа с раздаточным материалом


4

Гигиена тела человека.


1

Знать правила гигиены; уметь следить за гигиеной; уметь использовать в речи новые понятия

элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;


Уход за своим телом


5

Органы пищеварения. Питание человека.


1

знать названия органов пищеварения

-знать полезные продукты

-знать полезные и вредные продукты

-знать главные правила питания;

уметь называть полезные и вредные продукты

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением.

Работа с учебником, отвечать на вопросы учителя, давать полные ответы


6

Профилактика отравлений.


1

знать правила гигиены; знать оказать первую помощь при отравление

понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

Работа с учебником


7

Повторение изученного материала.


3

Знать пройденный материал; показать свои знания на практике; Уметь слушать учителя, отвечать на вопросы; уметь работать самостоятельно.

овладение умениями ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Выполнение самостоятельной работы, работа в рабочих тетрадях











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Адаптированная рабочая программа " Мир природы и человека"

Автор: Муромская Лилия Семеновна

Дата: 23.11.2020

Номер свидетельства: 564231

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с УО(интеллектуальное нарушение(вариант1) по предмету «Мир природы и человека»"
    ["seo_title"] => string(80) "adaptirovannaia_rabochaia_programma_dlia_obuchaiushchikhsia_s_uo_intellektualnoe"
    ["file_id"] => string(6) "587936"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1633261018"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека""
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia_programma_po_predmetu_mir_prirody_i_cheloveka"
    ["file_id"] => string(6) "587714"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1632876260"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» предметной области «Естествознание» в 4а классе (1 вариант)"
    ["seo_title"] => string(80) "adaptirovannaia_rabochaia_programma_po_uchebnomu_predmetu_mir_prirody_i_chelovek"
    ["file_id"] => string(6) "651444"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1716728964"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Рабочая программа учебного предмета "Химия" 10-11 класс "
    ["seo_title"] => string(63) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-priedmieta-khimiia-10-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "121306"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413916666"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека»"
    ["seo_title"] => string(71) "rabochaia_proghramma_po_uchiebnomu_priedmietu_mir_prirody_i_chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "445018"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1513596673"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства